Икотка что это такое
Кто такие Икотка и Пам? Рассказываем о мифических существах из сериала «Территория»
Жители некоторых деревень на севере Пермского края до сих пор верят в существ из легенд коми-пермяков.
После запуска на телевидении «Территории» (16+) интернет-пользователи со всей России начали активно «гуглить» названия и происхождение коми-пермяцких чудовищ, с которыми сталкиваются герои сериала. Особый интерес у фанатов вызвали Икотка и Пам.
«В курсе.ру» вместе с замдекана филологического факультета по коми-пермяцко-русскому отделению ПГГПУ Алевтиной Лобановой разобрался в происхождении Икотки и Пама и узнал, существуют ли они в наше время.
Как выглядит Икотка?
В интернете сведения о внешнем виде Икотки крайне разнятся. Кто-то описывает это существо как нечто похожее на плесень, другие утверждают, что Икотка больше смахивает на черную жидкость. Алевтина Лобанова говорит, что достоверного описания Икотки нет ни в одном архивном документе. Существо описывали и как белую бабочку, и как белую жидкость, и даже как небольшую мышь.
Фото: современное видение Икотки. Художник Игорь Скалецкий
Увидеть мифическое создание человек сможет только при его изгнании, говорит профессор.
Как Икотка вселяется в людей?
Создание попадает в человека всегда через рот и только к взрослым женщинам, говорит замдекана ПГГПУ. По легендам, достаточно нецензурно выругаться на улице или выпить в чужом доме воды или кваса.
— Мама все ругалась, что ее рыжий Ванька заразил. Был у нас такой мужик в деревне. Говорила, что выпила у него брагу, а зачем, сама не знает. И когда Икотка в ней просыпалась, говорила маме, что выбраться из нее не может — хвост прилип. Икотка говорила, что мама «кокорая» (худая — прим. ред.), да и не ругалась мама, не пила, — вспоминает историю из детства Алевтина Лобанова.
Преподаватель пермского педуниверситета утверждает, что в ее родной деревне в Коми округе у каждой второй женщины была Икотка. Жить она не мешала, все доживали до глубокой старости, справлялись в одиночку с хозяйством и растили детей. Ну а если кому-то эта сущность слишком докучала, на помощь приходили знахарки.
Как понять, что в тебя вселилась Икотка?
По описанию Алевтины Лобановой, человек начинает чувствовать некую одержимость. Вот только, в отличие от событий в сериале «Территория», никакой опасности Икотка не несет. Профессор утверждает, что существо только разговаривает со своим носителем, причем сама «зараженная» женщина начинает говорить на вдохе, а не на выдохе, как обычные люди.
Помимо Икотки, которая завладела главной героиней «Территории», в сериале часто упоминается некий Пам. О нем известно немного, ведь, по словам Алевтины Лобановой, данных даже в легендах об этом создании очень мало.
Фото: культурная карта республики Коми
— Пам — существо злое. Знаю, что он порчу мог навести, к нему за этим и обращались. Сравнить можно со злым колдуном. У коми-пермяков на юге это название не функционирует, — делится преподаватель ПГГПУ.
В поисках Икотки и Пама
Действие сериала «Территория» происходит в деревне Кудымкарского района Прикамья в наши дни. По сценарию десятки жителей местных деревень искренне верят, что чудовища из легенд существуют и очень не любят чужаков на своей земле.
Оказалось, что и это не вымысел сценаристов. Студенты-филологи ежегодно отправляются в подобные деревни на севере Пермского края, чтобы изучать истории коми-пермяков. Правда, людей, которые помнят древние легенды, с каждым годом все меньше.
— Глубоко в деревнях вера в то, что на жизнь и здоровье человека можно повлиять магически, существует до сих пор. Лет 20 назад в моей деревне через дом жили колдуны и знахарки, которые лечили болезни и проклинали Сейчас деревня вымирает, — делится Алевтина Лобанова. — Так, совсем недавно умерла последняя женщина, в которой сидела Икотка. К ней ездили наши студенты, исследователи приезжали. Она всегда делилась историями.
Со слов исследователя Лобановой, особенно много таких мистических деревень осталось на севере края, то есть в Гайнском и Косинском районах.
Икотка что это такое
Деревянная архитектура Карелии. Karjalan puwhiin запись закреплена
В 70-е годы прошлого века известный советский писатель Федор Абрамов в книге «Из колена Авакумова» писал: «Есть на Севере, а точнее сказать, на Пинеге и на Мезени, такая женская болезнь – икота, которая, правда, сейчас немного поутихла, а еще совсем недавно редкую работную бабу не трепала. Найдет, накатит на бедную – и мутит, и ломает, и душит, и крик и рев на все голоса: по-собачьи, по-кошачьи, и даже самая непотребная матерщина иной раз срывается с губ…»
И действительно, вплоть до середины 1950-х годов в небольшом населенном пункте Пинега Архангельской области среди женщин широкое распространение имело странное психическое заболевание, называемое икоткой. Количество людей, страдавших загадочным недугом, было столь велико, что некоторые из ученых даже предположили, будто это заболевание является наследственным. Самих заболевших называли «пинежскими икотницами».
Первое упоминание об икотке относится к 1785 году, когда епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин в своем послании Синоду описывал заболевание как особую форму порчи и одержимости злым духом. Также в своем письме епископ Вениамин связывал икотку с верованиями древнего народа чудь, жившего по берегам реки Пинеги и поклонявшегося языческим богам. Идолопоклоннические суеверия оказались настолько живучими, что их отголоски можно было встретить даже в XIX веке в обрядах местных колдунов и знахарей.
Таинственный недуг северных народов
Однако не только на Пинеге были известны случаи таинственной икотки. Так, об этом загадочном заболевании упоминал в конце XIV века креститель народа коми Стефан Пермский, до конца своих дней яростно боровшийся с языческими верованиями местного населения, обитавшего в непроходимых лесах. Об икот- ке знали карелы и мордва, мокшане и вятичи, зыряне и пермяки, называвшие болезнь шева – по имени таинственного духа, вселяющегося в человека.
По мере освоения бескрайних пространств за Каменным поясом русские поселенцы с удивлением узнавали, что с икоткой были знакомы почти все коренные народы Урала и Сибири и что практикой ее «наведения» в совершенстве владели местные шаманы. Известно, что староверами, скрывавшимися в глухих местах Сибири, даже строились особые монастыри, в которых лечили больных икоткой. Вот только исцеляющие приемы были довольно своеобразными и весьма жестокими. Женщин, одержимых икоткой, неделями морили голодом, били батогами, пугали цепными медведями или псами и, выгоняя на лютый мороз, обливали ледяной водой. Те из них, кто выживал, возвращались в родные селения и больше никогда не были подвержены болезни.
Исторические хроники свидетельствуют о том, что необъяснимые вспышки икотки возникали в XIX и XX веках в разных уголках России. Так, в 1834-1835 годах заболевание массово проявлялось среди жителей деревни Сура Архангельской губернии, в 1877-м икотка была отмечена в селе Преображенском Тобольской губернии, в 1912 году – в селе Чистюнька Алтайского уезда. Последние упоминания о таинственном недуге связаны с селом Карагай, что в Пермском крае, и относятся к 2009-2010 годам…
В средствах массовой информации, описывающих привязчивую карагайскую болезнь, говорилось о том, что одержимые икоткой внезапно начинают говорить не своим, порой детским голосом, зачастую переходят на один, а иногда и на несколько иностранных языков, лают, кукарекают, предсказывают будущее, в подробностях описывают прошлые жизни человека. Зачастую подобные симптомы, появившись у одной из жительниц села, в считанные дни охватывают целые населенные пункты, бесследно исчезая через две-три недели и вновь появляясь через полгода или год.
Современные описания в точности повторяют симптомы икотки, которые проявлялись у заболевших и сто, и двести лет тому назад в разных регионах России. Согласно устоявшимся поверьям икотка – особый дух, внешне похожий на плесень, выращиваемый при помощи определенных магических практик на остатках еды или напитков. Излюбленным методом колдунов является такой: они наливают квас, застоявшуюся колодезную воду, морс или пиво человеку, которому хотят подсадить икотку. Любопытно, что в крепких спиртных напитках – самогоне, водке или вине – эта сущность не приживается, и потому они считаются бесполезными при проведении магического ритуала.
Другой интересной особенностью является то, что икотка почти всегда одолевает женщин, особенно беременных. Проникнув в жертву, загадочная сущность поселяется в животе, а иногда, по ощущениям, и во всем теле человека. Первым признаком заболевания является спорадически проявляющаяся икота. В этой связи весьма действенным является народное средство, при котором икающего человека следует хорошенько напугать. И действительно, считается, что мистическая сущность не выносит внезапного громкого шума, яркого света или сильных эмоций, из-за которых она вынуждена покинуть телесную оболочку своей жертвы.
Исследователи таинственной болезни различают три вида икотки: «немая», «ревущая» и «говорящая». При «немой» икотке у больной женщины начинаются неудержимая зевота и слезотечение, ее охватывают сонливость и тремор конечностей. У больных «ревущей» икоткой возникают спазмы гортанных мышц, из-за чего голос меняется до неузнаваемости. При «говорящей» разновидности продолжительное икание сопровождается выкрикиванием отдельных фраз и слов, зачастую ругательных, нецензурных…
Современная медицина называет в качестве причин, вызывающих икоту, недостаток кислорода в клетках головного мозга, нехватку или переизбыток в организме человека йода, кальция, цинка или витаминов группы В. Само же заболевание, называемое в народе икоткой, медики относят к навязчивым психозам или даже к вялотекущей шизофрении, эффективным средством лечения которой считаются сеансы глубокого гипноза.
Однако, по свидетельству очевидцев, гипнотическое воздействие еще ни разу не давало действенного положительного эффекта. Более того, во время проведения сеансов существо, находящееся внутри пациентки, случалось, вступало с докторами в горячий диспут, разглашая иногда такие факты биографии лечащего врача, от которых тот приходил в смущение, чем приводил коварную икотку в восторг…
Уральские и сибирские знахари считают, что уберечься от икотки можно при помощи ряда несложных приемов: ежевечерняя и ежеутренняя молитва; постоянное ношение при себе в укромном месте щепотки поваренной соли, свежих зерен мака или красной нестираной ленточки из ситцевой или льняной ткани.
Икотка: Северный бес
Жуткое и неприятное зрелище, когда человек вдруг начинает говорить чужим голосом, произнося слова на выдохе, или выкрикивает что-то нечленораздельное, или истерически-злобно хохочет и совершенно не может отвечать за свои действия.
А если это происходит одновременно с целой толпой?
На Руси говорили: бес вселился. И это утверждение недалеко от истины. Уже два столетия людям известно загадочное явление, которое народы Севера называют икоткой.
ЗАРАЗА
Известный советский писатель Ф. Абрамов писал:
«Есть на Севере, а точнее сказать, на Пинеге и на Мезени, такая женская болезнь — икота, которая, правда, сейчас немного поутихла, а еще совсем недавно редкую работную бабу не трепала. Найдет, накатит на бедную — и мутит, и ломает, и душит, и крик и рев на все голоса: по-собачьи, по-кошачьи, и даже самая непотребная матерщина иной раз срывается с губ. »
Самое широкое распространение икотки наблюдалось до середины 50-х годов прошлого века в селе Пинега Архангельской области. В населенном пункте было настолько много заболевших женщин, что ученые заговорили о наследственности заболевания.
В народе таких женщин стали называть «пинежскими икотницами», и по сей день многие опасаются их присутствия поблизости. Не удивительно, ведь болезнь, появившись у одной из жительниц села, буквально за несколько дней охватывает целые населенные пункты.
Симптомы икотки могут бесследно исчезнуть через пару недель и вернуться вновь спустя год или два. Можно было бы предположить, что все это выдумки темных людей, живших два века назад, но современные описания болезни похожи на те, которые появлялись и сто, и двести лет назад.
ОХОТА НА ВЕДЬМ
Впервые упомянул об икотке епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин в 1785 году в своем письме к Синоду, который считал, что это особый вид порчи и одержимость злым духом. Вениамин связывал возникновение странной болезни с языческими верованиями местного населения, перешедшими к ним от жившего в тех краях древнего народа, называемого «чудь белоглазая», который по преданиям обладал паранормальными способностями.
Вера в то, что икотку напускают колдуны и знахари, была настолько сильна в народе, что в XIX веке по этому поводу состоялось несколько судебных разбирательств: например, в 1815 году суд приговорил Ми-хайло Чукрая, жителя Пинеги, к 45 ударам плетью за наведение порчи на свою сестру. А в 1862 году в этих краях произошел народный бунт, во время которого жгли дома колдунов, подозреваемых в порче. Усмирить народные волнения удалось только с помощью войск и духовенства.
Исследователи этого странного заболевания выделяют три разновидности икотки: «немая» — у больного происходит неудержимая зевота, текут слезы и дрожат конечности; «ревущая» — сопровождается спазмом гортани, голос меняется до неузнаваемости; «говорящая» — начинается продолжительным иканием, сопровождающимся выкрикиванием слов и фраз, чаще всего грубых и нецензурных.
При этом икотка выполняет своеобразные посреднические задачи. Например, «говорливая икотка» прорицает будущее, находит пропавшие вещи, то есть сообщает ту информацию или особое знание, которыми ее «носительница» не обладает.
ЖИВАЯ ПЛЕСЕНЬ
Происходит это, как правило, так: заколдованную плесень помещают в квас, морс или пиво и дают выпить жертве. Любопытен и необъясним тот факт, что икотку невозможно вырастить в крепких спиртных напитках: ну не любит она водку и самогон, потому они не подходят для магических ритуалов.
После того как сущность попала в носителя, она может принимать разную форму: человека, насекомого, лягушки, черта и т. д. О своем внешнем виде икотка очень любит рассказывать устами своего носителя. С таким же удовольствием она сообщает свое имя — как правило, человеческое: Егорка, Павлик, Даша и др.
Икотка растет внутри своей жертвы годами. И вещать она начинает не всегда сразу после порчи, иногда она долго молчит и лишь спустя некоторое время заявляет о себе.
Самый длительный срок, зафиксированный этнографами, — 32 года (Егорка жил в носительнице 35 лет, а «говорить» начал только последние три года).
Проникнув в человека, бес «поселяется» где-то в животе, но бывает, что и по всему телу — такие ощущения испытывает носитель. Первым признаком незваного гостя является постоянно появляющаяся икота, которую невозможно остановить.
Одновременно в человеке могут существовать две икотки, которые редко уживаются друг с другом, поэтому одна из них должна быть «изгнана». Еще одна интересная особенность заболевания — это то, что ему наиболее подвержены беременные женщины или женщины, живущие в тяжелых семейно-бытовых условиях.
Икотка всегда знает заранее, когда ее носителю придет срок умирать, и решает сама, уйти ли ей вместе с человеком или «переехать» в новое жилище (в родственника или знакомого). Однако если умершего вовремя перекрестить, то бес прекратит свое существование вместе с ним или уйдет в землю.
КАПРИЗНАЯ СУЩНОСТЬ
Иногда молчавшая годами икотка начинает подавать голос только после того, как носитель собирается ее изгнать или. напоить молоком кобылы. А до той поры сущность молча руководит «порченым» человеком, вынуждая его совершать совершенно несвойственные ему поступки: нецензурно выражаться, пить вино, есть вредную пищу и т. д.
Кроме того, держит под контролем всю его жизнь. Для примера можно привести слова одной «икотницы»: «Егорка говорит: «Матка, пошли спать, я спать хочу». И вот мы с ним и спим».
За столько лет тесного сосуществования с икоткой люди Севера смогли определить присущие ей привычки и предпочтения: любит темноту, не принимает крещеную пищу, пьет только красное вино (белое отвергает), не ест мед, не любит водку, чеснок, лук, перец, хрен, редьку и полынь.
Сущность не переносит молитвы, боится кукиша, особенно если при этом слышит: «Тебе фигу, мне силу». Особенно ей не нравится одежда и постельное белье красного цвета или с «колючим» рисунком, поэтому женщины в той местности, где это заболевание имеет массовый характер, предпочитают такие расцветки ткани.
МЕДИЦИНА БЕССИЛЬНА
Распространение заболевания не ограничивается только печально известной Пинегой. Об икотке знали карельские народы, мордва, вятичи, пермяки и другие северяне. Не обошла стороной эта участь поселения Урала и Сибири.
Получается, что икотка предпочитает территории, где всегда жили финно-угорские народы. Староверы, живущие в глухих местах Сибири, строили монастыри, в которых лечили больных икоткой.
Правда, приемы лечения, которыми они пользовались, были довольно жестоки: «порченых» морили голодом, били, пугали цепными медведями или собаками, держали на морозе, обливали ледяной водой. Иногда это помогало и люди (если выживали, конечно, после таких испытаний) возвращались домой полностью излечившимися.
Ученые медики считают причинами, вызывающими массовое заболевание, кислородное голодание мозговых клеток, недостаточное или избыточное содержание в организме заболевших йода, кальция, цинка, витаминов группы В. Саму икотку они называют феноменом психического заражения и относят ее к навязчивым психозам или вялотекущей шизофрении.
А лечить болезнь предлагают с помощью глубокого гипноза. Однако еще никому не удалось избавиться от икотки таким способом. Мало того, сущность вступала с докторами в спор и выдавала такие подробности их жизни, что приводила в замешательство и смущение, чему откровенно радовалась.
Чтобы защититься от проникновения икотки, знахари рекомендуют вечернюю и утреннюю молитву, обереги в виде щепотки соли, мака или красного лоскутка. Если же беда уже произошла, то больному предписываются строгий пост и отпаивание заговоренной водой. После семи дней таких процедур у заболевшего начинается сильная рвота и исторгается нечто, похожее на чайный гриб, которое следует сжечь, а пепел закопать.
Считается, что излечившийся человек в течение трех лет защищен от козней даже самых сильных колдунов. Так что же такое икотка проклятие или дар? А может быть, на Русском Севере есть двери в другие миры, откуда к нам приходят гости, чтобы поделиться с человечеством своими знаниями?
Автор: Галина БЕЛЫШЕВА
В «Территории» рассказали о коми-пермяцких икотках. Кто это такие? Разбираем мифы со специалистом
Автор этого материала общалась с женщиной-икотницей, в которой якобы жил дух
Мистическое настроение в сериале помогают создать не только виды природы, но и коми-пермяцкие мифы
Фото: кадр из сериала «Территория»
Новый сериал канала ТНТ «Территория» (18+) всколыхнул интерес к коми-пермяцким легендам и мифам. Именно на них основаны все мистические моменты, с которыми сталкиваются герои — обычные городские жители, приехавшие в Кудымкарский район. Главный миф — об икотке, то есть одержимости бесом. Даже сериал поначалу хотели назвать именно «Икоткой». Кто такие икотки, какими их представляют и отразилось ли это в сериале, 59.RU рассказала инженер лаборатории региональной лексикологии и лексикографии ПГНИУ Анастасия Кротова-Гарина.
— Начать хочется с того, что люди у нас обычно подозрительно относятся к незнакомым, поэтому сцена в первой серии, когда водитель автобуса рассказывает пассажиру о порче, лично у меня вызывает улыбку, — прокомментировала Анастасия Кротова-Гарина. — Такие вещи коми-пермяки рассказывают в частных беседах, если собеседник вызывает доверие. Хочется также отметить, что в сериале людей со сверхъестественными свойствами называют «ведьма», «ведьмак» и «шаман». И если термин «ведьма» известен коми-пермяцкому языку, то ведьмаки и шаманы не встречаются совсем.
Понятие «икота» или «икотка» встречается в традиционной культуре не только коми-пермяков, но и других народов Северного Прикамья: у русских, коми-зырян, удмуртов.
— Хозяевами икоток считаются колдуны, — рассказала Анастасия. — По народным представлениям, икоток держат в туесках в подполе. Они выглядят как личинки мух, головастики или высушенные ящерицы, которых колдун измельчает и добавляет в питье или еду, либо насылает «по ветру». Мотив кормления своим телом среди коми-пермяков неизвестен, зато встречается у родственного коми-зырянского населения и связан с представлениями о шеве (так называют подселенного духа у коми-зырян). Попадая в человека, икота начинает «расти».
Народные верования говорят, что икотка может проявлять себя по-разному: в виде удушья, припадков, изменения голоса.
Сериал снимали на севере Прикамья, где до сих пор живы мифы об икотках
Фото: кадр из сериала «Территория»
Местные жители подробно объясняли исследователям, какими могут быть икотки — от внешнего вида до имени.
— Икота может рассказать о себе: кто её наслал (сообщает имя колдуна), как она выглядит (маленькая муха, существо с лицом воробья, пучеглазая лягушка и другие варианты), как её зовут (Гут Гутович — то есть Муха Мухович, Иванок, Опонька и так далее), какого она пола, где она живёт внутри человека и как там перемещается, — рассказывает мифы об икотках Анастасия. — Чаще всего икотой страдают женщины, при этом нередко «подселенный дух» может быть мужского пола. Голос икоты отличается от голоса её владельца: часто он более низкий, слова произносятся на вдохе. Коми-пермяки считают, что икоту невозможно вылечить, она остается с человеком на всю жизнь. Однако знахарь может облегчить участь человека, сделав икотку немой. После смерти человека икота выходит и может перейти к другому человеку. Поэтому считается, что следует прикрыть рот платком, не приближаться к умершему.
По словам Анастасии Кротовой-Гариной, в «Территории» немало несоответствий мифам и легендам Прикамья.
От автора: как я встречалась с икотницей
Лет пятнадцать-семнадцать назад мне удалось пообщаться с икотницей — то есть женщиной, которая верила, что в нее вселилась икотка. Анна Бушуева жила в Кудымкарском районе. Помню, как куратор из федеральной редакции издания, где я тогда работала, диктовала: «Зайдете в какое-нибудь интернет-кафе и сразу оттуда пишите». В Москве явно не представляли, что в глубинке нет не только интернет-кафе, но и интернета. Да что там говорить, до деревни даже на автомобиле было не проехать! Нужно было перейти реку по подвесному мосту, а потом шагать через поле.
В самой деревне мне сразу подсказали, в каком доме живет местная знаменитость в двух ипостасях: женщина и вселившийся в нее мужской дух. Соседи делились своими историями об икотнице: они уверяли, что икотка (тот самый дух) помогает находить потерянные вещи и даже может назвать преступника. Анну Бушуеву все характеризовали как очень положительную и трудолюбивую женщину, всегда готовую прийти на помощь. А икотку называли ее полной противоположностью. Говорили, что дух любит выпить, поругаться матом и побогохульствовать.
Пожилая женщина отреагировала на меня спокойно: за советом от икотки к ней приезжали не только из окрестных селений, но и из других регионов, так что к посетителям она привыкла. Анна Бушуева рассказала, что икотка с ней почти 50 лет и что поначалу ей с непривычки было сложно сосуществовать с духом. Но потом привыкла, хотя до сих пор иногда бывает неловко за некоторые поступки икотки. В какой-то момент женщина заговорила более грубым голосом: заявила, что неподалеку от меня живет опасный человек. Соседи объяснили, что так проявляется икотка. Правда, подтвердить пророческий дар необычной селянки я не могу: Пермь — город-миллионник, в радиусе 500 метров от меня и сейчас наверняка находятся опасные люди.
Что почитать об икотках
Подробнее об икотках можно узнать из работ прикамских ученых:
Ранее мы публиковали интервью с актерами, сыгравшими в сериале «Территория».