Икт технологии в доу что это
Информационно-коммуникативные технологии в детском саду
Ирина Хантимерова
Информационно-коммуникативные технологии в детском саду
Информационно-коммуникативные технологии в детском саду
В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности, которым уделяет большое внимание ФГОС. Для реализации информационно-коммуникационных технологийя выделила следующие цели:
— повышение качества образования;
— совершенствование научно-методической литературы;
— совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом;
— информационная интеграция с вышестоящими органами управления, педагогами, воспитанниками и их родителями.
При этом решается ряд задач:
— реализация направлений развития детей в соответствии с ФГОС
— использование ИКТ для изменения развивающей среды в группе детского сада.
— активное использование ИКТ в работе с детьми и родителями.
Я заметила, что изучение компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом функций, влияющих на формирование представлений ребенка об окружающем мире.
Это такие функции как:
познавательная функция. Знакомство с компьютерными технологиями открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу. Кроме того, у детей формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление узнать новые возможности компьютерных технологий.
Воспитательная функция. Работа под руководством воспитателя, необходимость выполнять его указания дисциплинирует детей, и готовит их к обучению в школе. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, педагогам.
Регулятивная функция. Осознание значимости, престижности владения компьютерными технологиями формирует социальные чувства, влияет на осознание детьми своей полезности обществу, облегчает принятие ими норм поведения в обществе и законов государства, а поэтому осуществляет регулятивную функцию, т. е. регулирует поведение будущих активных членов общества, их отношений друг к другу.
Культурная функция. Развивая сознание детей, их чувства, способность к воображению, расширяя их знания, изучение компьютерных технологий, способствует развитию умения создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру. Частью культуры будущих жителей нового информационного общества является информационная культура, отличительной частью которой является особый операционный стиль мышления.
Престижная функция. Владение компьютерными технологиями является важным показателем статуса ребенка в коллективе, влияет на развитие самоуважения, оказывается фактором престижа.
В своей педагогической деятельности широко использую современные информационно-коммуникативные технологии:
Они помогают мне в решении поставленных задач.В своей педагогической деятельности я использую разные формы ИКТ:
— Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей
— Размещение информации на сайте ДОУ
— Использование разнообразного иллюстративного материала, как статического, так и динамического характера
-Взаимодействие с родителями по электронной почте
— Оформление «родительских уголков» и информационных стендов;
— Использование книг, методических пособий, журналов в электронном варианте
-Использование мультимедийных презентаций при проведении групповых мероприятий
— Обмен опытом, знакомство с периодикой других педагогов России
— Знакомство со сценариями праздников, досугов и других мероприятий
-Подбор музыкального материала для занятий, утренников
-Подбор музыкального материала для занятий, утренников, развлечений, запись фонограмм
Организация процесса непосредственной образовательной деятельности в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звука и видеозаписей. В этом помогает мне компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер не заменяет воспитателя, а дополняет его. Мой опыт показывает, что использование информационных технологий в образовательной деятельности в детском саду выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его образования, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Опыт использования информационных технологий в педагогической практике,позволяет мне выделить ряд преимуществ:
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
-обладает стимулом познавательной активности детей;
-предоставляет возможность индивидуализации обучения;
-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
-позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, а так же правильной организации образовательного процесса компьютерные технологии могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Мои наблюдения подтверждают, что использование информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. По-моему мнению, результат применения ИКТ в дошкольном обучении очевиден.
1. Способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника.
2. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, обогащают культурно-значимый опыт дошкольников.
3. Компьютерные технологии являются новым способом овладения знаниями, которые позволяют ребенку с интересом накапливать опыт, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении нового опыта.
Таким образом,использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса:
• педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус;
• повышается познавательная мотивация воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей;
• повышается интерес родителей к деятельности ДОУ, уважительное отношение к воспитателям, они чаще прислушиваются советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах.
Список использованной литературы.
1. Драхлер, А. Б.Сеть творческих учителей: методическое пособие / А. Б. Драхлер – М., 2008.
2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
6. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
7. Босова, Л. Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л. Л. Босова –
8. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
Игровые технологии по ФГОС в детском саду Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в.
Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе (доклад из опыта работы) Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания.
Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития.
Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду» «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет собой особую деятельность,.
Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя. Задачи: • Дать определение.
Статья «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Здоровье ребенка – вот самое главное, что необходимо.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Воспитатель старшей группы: Восканян М. П. Дошкольный возраст является решающим.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду Задача детского сада – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие. Растить детей здоровыми,.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду «Теремок» Здоровьесберегающие технологии в детском саду «Теремок» «Здоровье-это то,что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут».
ИКТ в образовательном процессе дошкольников
Автор: Нечаенко Ольга Александровна
Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС
Модернизация системы образования обусловлена социально – экономическими изменениями в нашей стране. Одним из важнейших механизмов этого процесса выступает информатизация образования как школьного, так и дошкольного.
Информационно – коммуникационные технологии позволяют:
· организовать процесс познания, обуславливающего деятельностный подход к воспитательно – образовательному процессу;
· индивидуализировать этот процесс при сохранении его целостности;
· создавать эффективные системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (персональные компьютеры, мультимедийное оборудование) для достижения педагогических целей.
В своей практике я широко использую информационно – коммуникационные технологии.
Во – первых, при помощи ИКТ ведётся документация. В процессе воспитательно – образовательной деятельности я составляю календарно – тематическое планирование, готовлю материалы для оформления родительского уголка, веду протоколы родительских собраний, отслеживаю уровень освоения учебного материала воспитанниками, заполняя таблицы результатов мониторинга. ИКТ позволяют эффективнее проводить диагностику развития дошкольников, как необходимое педагогическое исследование перспектив их роста. Такую работу можно проводить и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
Во – вторых, использование ИКТ значительно облегчает работу с родителями. У нас есть электронный адрес, на который я отправляю информационные, фото – и видео – материалы о жизни детей в детском саду. На эту же почту получаю вопросы от родителей о проблемах семейного воспитания и даю ссылки на сайты, где бы родители смогли найти ответы. Были у нас случаи общения по скайпу.
Как известно, многие детские творческие конкурсы проводятся через интернет. Наши родители и дети активно участвуют в них и занимают призовые места.
В – третьих, важным аспектом использования ИКТ в моей педагогической деятельности является подготовка к аттестации. Это и оформление документов, и ведение электронного портфолио, и возможность получать ответы из института повышения квалификации без визуального его посещения, и прохождение дистанционных курсов, и участие в вебинарах, то есть онлайн – семинарах.
В – четвёртых, ИКТ расширяют возможности ведения методической работы и повышать собственную профессиональную квалификацию. Электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий педагогами независимо от места их проживания. Информационно – методическая помощь в виде электронных ресурсов я использую во время подготовки к занятиям, при подборе наглядных пособий, при составлении мультимедийных презентаций, для изучения новых методик и передового педагогического опыта. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, получая свидетельства и сертификаты о наличии публикаций.
В – пятых, педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы идти в ногу со временем. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе дистанционных курсов необходимо обращать внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность, ознакомиться с отзывами и комментариями. Все курсы являются платными и поэтому информационное пространство позволяет выбрать не только тему, время, количество часов, но и оптимальную цену. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
В – шестых, участие самого педагога в различных проектах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах является неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Это повышает уровень самооценки педагога и его воспитанников. Очное участие в мероприятиях, проводимых на областном и международном уровне часто невозможно из – за удалённости региона, финансовых затрат и ряда других причин. Дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обращать внимание на надёжность ресурса, наличие регистрации в средствах массовой информации и количество зарегистрированных пользователей.
Бесспорно, важно использование ИКТ – технологий для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы, и для повышения уровня квалификации педагога. Поэтому, всем, кто ещё обращается с компьютером на «Вы», я рекомендую становиться активными пользователями.
И всё – таки основным направлением в работе педагога ДОУ выступает воспитательно – образовательный процесс, который включает в себя:
· организацию образовательной деятельности воспитанников;
· организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей;
· создание развивающей среды.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Поэтому достижение намеченной цели образовательной и совместной деятельности обеспечивается использованием разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического. Использование интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким, комфортным, зрелищным.
Какие же занятия возможны в ДОУ с использованием информационно – коммуникационных технологий?
1. Занятия с мультимедийной поддержкой.
В нашем саду нет интерактивной доски, но мы активно используем мультимедийное оборудование, установленное в музыкальном зале на музыкальных занятиях, при проведении педагогических советов, семинаров, на развлечениях.
С помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем комплексы зрительной гимнастики, артикулляционные и психогимнатические упражнения.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, на основе гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
· осуществление полисенсорного восприятия материала;
· возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
· объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из беседы или рассказывания педагогом;
· возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
· активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
· компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Широко используется компьютер в домашних условиях, но зачастую не по назначению. Изучая обучающие программы для дошкольников, я советую родителям те, которые представлены вашему вниманию на слайде:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, «бродилки».
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:
1. Материальная база ДОУ.
Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильную группу. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких групп.
2. Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.
Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведёт к целому ряду положительных следствий:
— обогащение детей знаниями в их образно – понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
— облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
— возбуждение живого интереса к предмету познания;
— расширение общего кругозора детей;
— возрастание уровня использования наглядности на занятии;
— повышение производительности труда педагога.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Для подготовки выступления и в практической деятельности я использую литературные источники, представленные вашему вниманию на слайде.
Список использованной литературы.
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
5. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997