Икт в образовании что это такое в школе

Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании

Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании

Система образования играет большую роль в разработке и практике применения информационных технологий. Большая роль принадлежит именно высшей школе как мощному источнику квалифицированных кадров и серьезной базе исследований в области фундаментальных и прикладных наук. Особое место в системе образования занимают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Опыт использования ИКТ в образовании показывает значительный выигрыш во времени по обмену знаниями и имеющимся практическим, и социальным опытом. Современные технологии являются эффективным инструментом для улучшения качества обучения и адаптации к современным требованиям.

Информационно-коммуникативные технологии внедряются во всех сферах образования: высшем, среднем профессиональном, начальном профессиональном, школьном образовании. С помощью ИКТ достигается доступность образования, большое количество различных форм представления учебного материала. Все это способствует успешному решению многих задач, дает широкую возможность применения новых методов обучения и технологий.

Поэтому концептуализация использования информационно-коммуникативных технологий стала в настоящее время значимым аспектом для исследования в педагогическом образовании и предполагает разработку новых технологий, форм и методов организации обучения, которые обеспечивают эффективный переход от объяс-нительно-иллюстративного метода к формированию навыка самостоятельного приобретения нового знания, с использованием современных приемов представления и получения учебного материала и коммуникативных технологий.

На теоретико-методологическом уровне наиболее известными работами, посвященными использования информационно-коммуникативных технологий в педагогическом образовании,являются: исследования М. Е. Бершадского,

В. В. Гузеева, Л. И. Долинера, В. В. Краевского, В. А. Красильниковой.

Одной из наиболее важных современных проблем является информатизация образования. Эта задача выделена как одна из приоритетных проблем современного общества, которая требует решения. Развитие информатизации обеспечивает широкий доступ к достоверной и актуальной информации, средствам ее обработки, хранения и передачи. Результатом должно стать повышение интеллектуальных возможностей граждан путем оптимального применения возможностей информационных технологий во всех областях деятельности. Научно-технический прогресс и информационное общество развиваются благодаря информационным технологиям и созданию совершенно новой информационной среды в обществе, обеспечивающей развитие креативности личности.

Информатизация образования – это одно из наиболее важных направлений формирования информационного общества. Сфера образования должна быть обеспечена современными разработками по применению современных информационных технологий нацеленных на исполнение целей развития, обучения и воспитания.

Система образования играет большую роль в разработке и практике применения информационных технологий. Большая роль принадлежит именно высшей школе как мощному источнику квалифицированных кадров и серьезной базе исследований в области фундаментальных и прикладных наук. Особое место в системе образования занимают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Опыт использования ИКТ в образовании показывает значительный выигрыш во времени по обмену знаниями и имеющимся практическим, и социальным опытом. Современные технологии являются эффективным инструментом для улучшения качества обучения и адаптации к современным требованиям.

Информационно-коммуникативные технологии внедряются во всех сферах образования: высшем, среднем профессиональном, начальном профессиональном, школьном образовании. С помощью ИКТ достигается доступность образования, большое количество различных форм представления учебного материала. Все это способствует успешному решению многих задач, дает широкую возможность применения новых методов обучения и технологий [8].

Вопросы применения ИКТ в сфере образовании начали изучаться достаточно давно, начиная с 70 гг. XX века. Во многих научных работах описан богатый опыт использования ИКТ в учебном процессе.

ИКТ описывает средства и методы обработки информации и является чрезвычайно эффективным инструментом результативной педагогической деятельности. Основными современнымисредствами ИКТ являются: персональный компьютер, имеющий актуальные технические характеристики и программное обеспечение, проектор, колонки, наушники, интерактивная доска, доступ в Интернет.

Категория технологии имеет в настоящее время особый важный смысл и значение. Информационно-коммуникативные технологии включают способы получения, хранения, обработки и передачи информации, соответствующие цели.

Регулярное применение ИКТ в процессе образования дает возможность не только по-новому представлять информациюв различных ее формах: текст, звук, графика и видео, но и обновлять методический опыт преподавателя. ИКТ позволяет подавать лекционный материал в наглядном виде, с использованием интерактивных элементов, использовать визуальную, звуковую информацию для активизации внимания студентов и повышения интереса к предмету. Технологическая культура педагога предполагает развитие профессиональной готовности преподавателя к разработке педагогического процесса, соответствующего поставленным целям и дающего эффективный результат.

ИКТ помогает реализовать главную идею современного образования, заключающуюся в переходе от пассивного получения знаний к деятельностному методу самостоятельной их добычи. Требуется разрабатывать специальные методы и формы организации обучения, которые обеспечивают эффективный переход от объяснительно-иллюстративного метода к формированию навыка самостоятельного приобретения нового знания, с использованием современных приемов представления и получения учебного материала и коммуникативных технологий.

Отдельное внимание необходимо уделить влиянию новых средств обучения на развитие отдельных личностных качеств обучаемого. В условиях информационного общества студент не просто потребляет учебную информацию, а генерирует для себя новые знания.

В настоящее время учеными в своих исследованиях, посвященных новым информационно-коммуникативным технологиям в сфере образования [10,12] описываются классификации программных средств обучения. Ниже описаны классификации по отдельным признакам.

По функциональному назначению:

автоматизированные обучающие системы (АОС);

экспертные обучающие системы (ЭОС);

программные средства для контроля и тестирования;

базы данных учебного назначения.

В целом, подобные программные решения облегчают обучение, формирование умений и навыков практической направленности, закрепления материала, проверки знаний, а также организации информации для хранения и поиска.

По различным способам представления информации:

программные средства с применением технологии «виртуальная реальность».

К данному типу средств можно отнести средства, представляющие демонстрационные имитационные материалы, где реализуется моделирование, а также лабораторные средства, которые позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном или виртуальном оборудовании.

По методическому назначению:

программные средства, ориентированные на конкретную проблему;

программные средства, ориентированные на конкретный объект;

программные средства, ориентиованные на конкретный предмет;

многофункциональные решения, учитывающие модальность восприятия (имеющие визуальную, аудиальную и кинестетическую составляющие, с модулями самоконтроля и тестовой проверки, имеющие справочники и тренировочные средства для закрепления знаний и умений, также, возможно, интерактивный диалог и проблемное изложение материала.

К данному типу относятся средства ИКТ, имеющие функции моделирования процессов или объектов для исследования и изучения, а также развивающие средства, предназначенные для создания игровых учебных ситуаций.

Анализируя опыт работы и исследования ученых, можно говорить о целесообразностииспользования ИКТ на следующих этапах и типах учебного занятия:

на этапе изложения нового материала большой эффект имеют средства визулизации: (видео и анимационные ролики, демонстрационные программы; презентации);

на этапе закрепления учебного материала (обучающие программы, тренинги);

на этапе контроля и проверки (программы тестирования с интерактивной выдачей результатов);

при самостоятельной работе (развивающие программы, энциклопедии, обучающие программы);

на интегрированных занятиях по методу проектов;

для формирования и развития творческих способностей и исследовательских навыков [32].

В настоящее время особенно актуальным становится развитие дистанционного обучения. Основным его преимуществом является удобство и гибкость данной формы обучения. Дистанционное обучение позволяет обучаться людям с ограниченными возможностями, проживающим в удаленной местности, имеющим определенные сложности, не имеющим возможности присутствовать на очных занятиях [30].При этом можно выделить следующие преимущества:

экономится время (нет необходимости тратить время на дорогу в учебное заведение);

гибкий график доступа к учебным материалам;

уменьшение затрат (отсутствуют затраты на аренду помещений и оплата проезда);

возможность подключения большего количества учащихся к обучению;

улучшение качества обучения благодаря использованию современных средств и технологий;

быстрый доступ к электронным библиотекам;

стандартизация образовательных сред и методик.

Необходимо отметить важный компонент ИКТ – мультимедиа. Сейчас уже трудно представить обучение без мультимедийных технологий, с использованием текста, изображений, анимации, видеороликов и мультипликации в режиме интерактивного взаимодействия. Мультимедийные средства обучения позволяют реализовать представление информации различных типов. Мультимедиа объединяют возможности информационных технологий, применяющих разного вида технические и программные средства для максимального воздействия на пользователя. В настоящее время подробно изучаются различные варианты применения мультимедиа в образовательном процессе, отмечаются психолого-педагогические и технические особенности технологии мультимедиа, необходимость их целенаправленного и плодотворного использования.

Применение программных средств информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе содействует развитию образовательной мотивации студентов при соблюдении определенных педагогических условий [17, 18, 24].

Для эффективности использования ИКТ необходимо учитывать уровень актуального развития и информационной компетентности студентов для оптимального выбора программных средств с целью решения образовательных задач, адаптации программных средств применительно к поставленным задачам, возможности выбора темпа обучения, последовательности изучения материала и уровня его сложности. Можно выбрать способ текущего контроля преподавателем процесса работы, устроить коллективное и групповое взаимодействие студентов, создать благоприятную психологическую обстановку на уроке.

Средства ИКТ получили хорошее развитие благодаря программированному обучению.

Автоматизированные обучающие системы (АОС) по разным учебным дисциплинам очень популярны. Во многих образовательных учреждениях они разрабатываются и применяются как самостоятельные программные продукты. Некоторые разновидности АОС включают в себя комплекс учебно-методических матер-иалов и тестирующие программы, которые позволяют контролировать результаты процесса обучения.

АОС обычно имеют в своей основе инструментальную среду – комплекс компьютерных программ, имеющих следующие возможности для пользователей,не умеющих программировать:

педагог формирует базу данных и выбирает сценарии для проведения занятия;

студент по сценарию работат с учебно-методическими материалами, предлагаемыми программой;

автоматизированная форма контроля усвоения знаний дает требуемую обратную связь, давая возможность выбирать самому студенту или назначить автоматически темп и последовательность изучения предмета;

результаты работы студентов заносятся в журналы, базы данных;

педагогу и студенту доступна информация о результатах работы как отдельных лиц или групп, и в динамических графиках.

Большое количество современных авторов исследуют ИКТ с различных точек зрения, отмечают наиболее эффективные технические и педагогические особенности технологий, отмечают возможность их производительного применения в образовательном процессе.

Значительная часть педагогов и психологов считают, что современные ИТ и мультимедиа, открывают доступ к нестандартным источникам информации, оказывают помощь в реализации совершенно новых форм и методов обучения с использованием программных продуктов информацинного моделирования явлений и процессов, которые дают возможность повысить эффективность обучения.

Опишем требования современных образовательных стандартов к профессиональной деятельности педагога.

Современныйпедагог для эффективных результатов своей работы должен обладать умениями:

в своей деятельности выбирать виды информационных технологий для оптимального применения;

проектировать необходимые базы данных для решения профессиональных задач;

заниматься самообразованием с использованием информационных технологий;

применять имеющиеся знания для решения профессиональных задач;

уметь общаться в профессиональной сфере;

проводить подборку материалов для профессионального общения;

проектировать индивидуальный образовательный маршрут;

выбирать средства и методы использования ИТ для требуемой задачи;

оценивать эффективность использования ИТ в профессиональной сфере.

Эвристический метод обучения оказывает помощь в формировании высокого уровня имеющихся знаний, умений, но не дает возможности определить уровень умений использования поставленных задач в разных нестандартных ситуациях.

Проблемный метод обучения формирует умение находить решения нестандартных задач с помощью известных методов или искать новые методы решений на основе актуальных знаний.

С помощью ИКТ достигается доступность образования, большое количество различных форм представления учебного материала. Все это способствует успешному решению многих задач, дает широкую возможность применения новых методов обучения и технологий.

ИКТ позволяет подавать лекционный материал в наглядном виде, с использованием интерактивных элементов, использовать визуальную, звуковую информацию для активизации внимания студентов и повышения интереса к предмету.

Икт в образовании что это такое в школе. Смотреть фото Икт в образовании что это такое в школе. Смотреть картинку Икт в образовании что это такое в школе. Картинка про Икт в образовании что это такое в школе. Фото Икт в образовании что это такое в школеОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Икт в образовании что это такое в школе. Смотреть фото Икт в образовании что это такое в школе. Смотреть картинку Икт в образовании что это такое в школе. Картинка про Икт в образовании что это такое в школе. Фото Икт в образовании что это такое в школеФото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.

Икт в образовании что это такое в школе. Смотреть фото Икт в образовании что это такое в школе. Смотреть картинку Икт в образовании что это такое в школе. Картинка про Икт в образовании что это такое в школе. Фото Икт в образовании что это такое в школеКонсультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» «Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Икт в образовании что это такое в школе. Смотреть фото Икт в образовании что это такое в школе. Смотреть картинку Икт в образовании что это такое в школе. Картинка про Икт в образовании что это такое в школе. Фото Икт в образовании что это такое в школеОтчёт по самообразованию «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт самообразованию за 2018-19 уч. год по теме «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» За прошедший учебный.

Отчёт по самообразованию музыкального руководителя «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Отчёт по самообразованию музыкального руководителяТема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации ФГОС» Работа.

Икт в образовании что это такое в школе. Смотреть фото Икт в образовании что это такое в школе. Смотреть картинку Икт в образовании что это такое в школе. Картинка про Икт в образовании что это такое в школе. Фото Икт в образовании что это такое в школеПроект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту «Безопасность в современном мире». Но каждой группе нужно было взять.

Источник

Статья «Использование ИКТ на уроках в современной школе»

Выступление на педсовете «Использование ИКТ на уроках в современной школе»

Подготовил учитель информатики: Гришенкова М.А.

Выступление на педсовете

Использование ИКТ на уроке

В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:

1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;

2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;

3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.

Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использованияинформационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни [1].

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:

· компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;

· учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;

· рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым программным обеспечением;

· медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:

· офисные технологии (MS Word, MS Excel, PowerPoint и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;

· образовательные ресурсы сети Интернет;

· электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.

ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.

1. Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

2. Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).

3. Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

4. Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.

Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами школы, внутришкольные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование. Освоение учителем ИКТ осуществляется в несколько этапов:

Знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ; использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач;интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ; преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов [3].

Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:

· развитию информационной компетентности учащихся;

· реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;

· развитию учебной мотивации;

· активизации познавательной деятельности учащихся;

· развитию способности к самостоятельной работе;

· развитию навыков работы в коллективе;

· развитию коммуникативных навыков;

· корректировке самооценки учащихся;

· укреплению веры ученика в свои силы;

· развитию оценочных умений и др.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:

· представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);

· изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);

· организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;

· использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;

· решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;

· формирование навыков информационно-поисковой деятельности;

· осуществление объективного и оперативного оценивания и др.

Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Урок усвоения новых знаний

Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты) Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами

Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты) Допуск к работе: тестовый контроль Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel

Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа

Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации

Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия

Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии

Урок обобщения, систематизации

Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS PowerPoint, MS Publisher, MS Word, Блокнот).

Урок контроля и коррекции

Тестовые программы, электронные дидактические материалы.

При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:

· фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;

· индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.

Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.

1. Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.

2. Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.

3. Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.

4. Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.

Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности. Возможный вариант организации такой работы представлен в таблице:

При такой форме организации работы урок состоит из пяти этапов, первый и пятый этап являются фронтальными, второй этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет «средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в паре. При правильной организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до уровня «сильных», «слабые» подтягиваются до уровня «средних».

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.

При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель следует алгоритму [4]:

1. Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока.

2. Изучить материал учебника и дополнительных пособий.

3. Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).

4. Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.

5. При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, учащихся.

6. До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.

Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *