Иллюстрированный рассказ что это
Иллюстрация — рисунок, красочно и эффектно дополняющий содержание книги
Иллюстрация — это изображение (рисунок, фото или гравюра) для пояснения текста художественного произведения, технической документации или научного труда. Визуальные образы помогают читателю глубже ощутить эмоциональную атмосферу и понять основную суть книги. Иллюстрации широко используются не только в книжном деле, но и в рекламной индустрии, а также в средствах массовой информации.
Виды, стили и техники иллюстрации
Для воплощения творческого замысла в рисунке у иллюстраторов есть множество различных инструментов. Для реализации идей существуют всевозможные виды, стили и техники иллюстрирования.
К основным видам иллюстраций относятся:
Стилистика иллюстраций включает следующие варианты:
Иллюстраторы применяют в своей работе такие техники создания изображений:
История развития иллюстрации
Иллюстрация как средство визуального дополнения текста появилась очень давно. Еще в Древнем Египте писцы на папирусах, помимо содержимого гимнов и заклинаний, размещали изображения для наглядности текста.
Иллюстрации также присутствуют в рукописных европейских книгах разных эпох (от Античности до Средневековья). В книжных миниатюрах Востока (Китая, Японии, Персии) того времени имеются многочисленные изображения на тему охоты, батальных сцен и бытовых сюжетов.
В середине XV века в Европе началась эра книгопечатания. К этому времени относится бурное развитие иллюстрации. Особенностью изображений той поры была их монохромность. Картинки в книгах были черного цвета, как и буквы. Сначала средневековые мастера использовали оттиски с рельефных печатных форм (гравюру), а позже (в конце XVIII века) появилась техника плоской печати (литография).
В 1837 году человечество получило доступ к новому изобретению — фотографии. Одновременно начали развиваться революционные фотохимические способы печати и появилась возможность массово тиражировать многоцветные иллюстрации к сказкам, стихотворениям и другим художественным произведениям.
К концу ХХ века на помощь иллюстраторам пришли развитые компьютерные технологии. Современные дизайнеры чаще всего рисуют картинки на специальном графическом планшете или используют удобную векторную графику.
Иллюстрация была и остается важным инструментом для улучшения восприятия текста читателем. Рисунки старинных мастеров вызывают восхищение, украшают книги сказочников, писателей, поэтов и баснописцев.
На сайте Very Important Lot всегда можно приобщиться к миру искусства и принять участие в арт-аукционах. Здесь же посетители имеют прекрасную возможность приобрести напрямую работы современных художников.
Как иллюстрировать текст картинками. 4 главных правила
Современный пользователь едва ли прочитает текст без картинок. Это прекрасно понимают все контент-мейкеры — поэтому беспорядочно лепят изображения «чтобы было». В этом материале разберём 4 правила, которые позволят вам хорошо проиллюстрировать текст и не спугнуть читателя.
Картинки из фотостоков обычно расставляют по принципу «ох, что-то у нас мало картинок и много текста, давай разбавим». Потом редактор/дизайнер пару минут роется где-нибудь на pixabay и вытягивает оттуда что-то такое:
Что с этим не так? Почему фотосток не работает?
Читатели не верят фотостоку. Ну серьёзно, этими картинками заполнен весь интернет. Пользователь даже не думает над изображением: он пропускает его на автомате, если видит, что люди на фото какие-то нереальные.
Фотосток — это не про вас. Есть ваша статья и ваш тезис, который нужно раскрыть, а есть парень, который делает фото для фотостока, чтобы заработать. Ваши интересы не пересекаются.
Фотосток не исполняет никакой функции. Как иллюстрация это не годится: читатель не поверит. Привлечь внимание к какой-то части текста тоже не получится: глаз опытного пользователя давно надрессирован пропускать такие картинки. Получается, что изображение с фотостока не выполняет никакой функции — следовательно, оно не нужно.
Мне кажется, фотосток не нужен никогда. Максимум — скинуть маме в Whatsapp фотографию летней Турции.
Тут мы ступаем на зыбкую почву, пролегающую между дизайном и редактурой, поэтому сразу оговорюсь: этот пункт касается лонгридов и текстовых блоков.
Так вот, о чём это я: красивые, но бесполезные картинки мешают прочтению статьи. Даже если иллюстрацию рисовал опытный дизайнер. Даже если она эстетичная. Даже если её ну очень хочется вставить.
У картинки в текстовом блоке есть две функции: проиллюстрировать какой-то кусок текста или структурировать материал.
В первом случае, когда мы что-то иллюстрируем, нам нужны конкретные примеры, ситуации, графики и аналогии. Даже шутейные картинки — и то пример.
Во втором случае, когда мы структурируем картинками текст, они могут ничего не иллюстрировать — достаточно, чтобы были красивые. Но тогда картинка должна появляться, например, перед каждым подзаголовком. И читатель уже будет понимать: «ага, они влепили новую иллюстрацию, значит, скоро новый раздел».
Так вот — если вы не забыли, о чем мы говорили в начале блока — бесполезная, но красивая картинка, ни одной из этих функций не выполняет. Она прочтению текста только мешает. Такую картинку надо убрать.
Картинка в тексте выполняет две функции: иллюстрирует и структурирует
Всегда нужно держать в голове: пользователь не будет читать материал от начала до конца. Он выцепит то, что ему интересно, и пойдёт дальше. Если не подписать картинку или подписать её как-то туманно, читатель не сможет понять, о чём она.
А теперь посмотрим как ту же самую иллюстрацию можно подписать так, чтобы все всё поняли.
Картинки нужно подписывать так, чтобы читатель примерно понял, что происходит, не читая текста
Придержите коней — рано писать злобный комментарий. Это совсем не очевидный пункт: редактор должен оформлять подпись так, чтобы из неё было понятно, что именно происходит на картинке.
Давайте посмотрим на антипример:
Вы почувствовали, как после слов «зелёные бутоны» глаз сразу метнулся к картинке — искать на ней те самые бутоны? А бутонов там и нет. Подпись плохая: сначала дали какой-то теоретический факт, а уж потом объяснили, что происходит.
Вот как можно было бы правильно подписать эту картинку:
В подписи должно быть ровно то, что на картинке. А уж потом — остальная информация.
Пример:
Розу, приобретающую свой замечательный цвет из зеленого бутона, вывел селекционер И.Мичурин.
Если это значимая мысль, то ее лучше раскрыть в тексте. Если мысль незначимая — то и в иллюстрацию ее вставлять не стоит.
В общем, лучше не перегружать подпись и не заставлять читателя разгадывать шарады.
А если тематика контента такова, что мне не нужно изобретать велосипед, а у ЦА есть интерес к контенту, то я и не буду ничего придумывать
Уточняю:
2. В приведенном вами примере (иллюстрация из учебника ТЖ) картинки расположены ПОСЛЕ заголовков, а в тексте, явно связанном с иллюстрацией, написано «ПЕРЕД».
Вы же вроде попрощались.
Раз вы ещё тут, уточню ещё раз: подобное рассогласование текста и примера сделано намеренно — чтобы читатель понимал: иллюстрацию можно ставить и перед подзаголовком, и после. Примеры на оба тезиса приводить бессмысленно, всем всё и так понятно.
А вообще — интересная штука. Искать мелкие логические ошибки и противоречия вместо того, чтобы читать статью и комментировать по сути.
Теперь ухожу уже я.
На прощание оставлю вам содержательную картинку от Люды Сарычевой — хорошего редактора, которого я уважаю.
Может, и вы откроете для себя что-то новое.
Иллюстрированный рассказ что это
Единой классификации иллюстраций нет, все индивидуально и зависит от автора. Сколько художников, столько и подходов.
Александра Балашова, иллюстратор:
«Начать стоит с того, что есть разные материалы: рисует красками, карандашами, совмещает техники или использует коллажи, режет из бумаги. Некоторые иллюстраторы рисуют сразу в чистовик из головы, а рисует множество скетчей и подбирает референсы.
Главное — найти объединяющий принцип для серии картинок. Чаще всего это будет сюжет, он разбивается на ключевые сцены, к каждой из которых создаются иллюстрации, на рисунках изображаются герои повествования. Такой подход характерен для детской книжной иллюстрации».
В качестве примера объединенных сюжетом иллюстраций можно привести рисунки Фредерика Пийо в книгах «Лулу и рассеянный Аист» или «Лулу и праздник влюбленных»
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/853989f392c0418fad2ec0859a979d78.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/86″ > Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c0c78fd93bd636ad2541ecddcdf0dd9f.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/485″ > Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
Иллюстрация Фредерика Пийо
Также серию картинок можно объединить по принципу места действия: например, иллюстрации сцен из деревенской жизни. По такому принципу оформлены многие виммельбухи — развивающие книги для рассматривания, тренирующие внимание и память. Это издания большого формата, в котором каждый разворот — детализированная картинка, которую дети могут разглядывать бесконечно.
Яркий пример — книга «В цирке» Доро Гебель и Петера Кнорра: несколько сюжетов, каждый из которых разворачивается на территории цирка.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/4cca3b6dc098d1db8ddade1c3b881c13.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/420″ > Иллюстрация Доро Гебель и Петера Кнорра
Иллюстрация Доро Гебель и Петера Кнорра
Иллюстрация Доро Гебель и Петера Кнорра
Можно объединить картинки и по стилистическому принципу. Иллюстратор рисует уже знакомые образы, адаптируя их под свой уникальный стиль. Например, автор перерисовывает персонажей одной книги, одной серии книг, серии фильмов или мультиков так, чтобы они остались узнаваемыми для большинства детей героями, но отразили видение художника. Вот, к примеру, диснеевские принцессы от финского графического дизайнера Jirka Väätäinen.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/993d70e1d0aba3b42119e8f5cc92f0c6.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/236″ > Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/1eefa31e9f5eb60c075b1df3fbbd7560.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/379″ > Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
Иллюстрация Jirka Väätäinen
Особенность техники тоже может стать объединяющим принципом. Например, если автор использует только геометрические фигуры, как Oleg Beresnev в этом рисунке животных. Таких объединяющих принципов можно придумать великое множество. Ограничений нет, все зависит только от самого художника и возможностей его фантазии.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/99a4502db29796333f4e115d5d8421fa.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/55″ > Иллюстрация Oleg Beresnev
Иллюстрация Oleg Beresnev
Иллюстрация Oleg Beresnev
Сейчас очень популярны живые техники и материалы — акварель, гуашь, цветные карандаши. Векторные иллюстрации тоже пользуются популярностью, но при работе с ними проявить авторский узнаваемый стиль может быть непросто.
Вот яркий пример иллюстрации в акварели от токийского художника Mateusz Urbanowicz.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c94c1af6e6a1044e2c6f2a4d92500534.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/131″ > Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/a7c13226163be80c69a9ddf603aaf10d.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/226″ > Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
Иллюстрация Mateusz Urbanowicz
А вот рисунки гуашью от Dinara Mirtalipova.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3cf1c03c7d795a3c33f92994db3dc1d7.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/246″ > Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/c1c0f5976dec971b7876c147948d0e5f.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/171″ > Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Иллюстрация Dinara Mirtalipova
Некоторые художники вырезают иллюстрации из бумаги или ткани, как, например, чешская художница Michaela Mihalyiová.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3a2bc6f0ee08d20f9a4944e0dcc0f0fb.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/369″ > Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/2a656128ae775dd97fb77a310318de6c.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/153″ > Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Иллюстрация Michaela Mihalyiová
Или авторы книги «Звучит»: Татьяна Деваева, Елена Эрлих и Алексей Ляпунов.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/b723e50aea8343f6270597dba2a595ad.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/189″ > Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея Ляпунова
Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея Ляпунова
Иллюстрация Татьяны Деваевой, Елены Эрлих и Алексея Ляпунова
Оригинальные работы получаются у тех, кто работает с линогравюрой. В качестве примера — рисунок Ольги из Екатеринбурга.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/85723d0016ec4028caeff997b8d25916.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/109″ > Иллюстрация Ольги Езовой-Денисовой
Иллюстрация Ольги Езовой-Денисовой
Иллюстрация Ольги Езовой-Денисовой
При желании в качестве иллюстраций можно использовать коллажи, как это делает в своих работах художница Morgana Meredith Wallace.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/f73552ac2f040989b3d8e0b636201a49.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/46″ > Иллюстрация Morgana Meredith Wallace
Иллюстрация Morgana Meredith Wallace
Иллюстрация Morgana Meredith Wallace
А вот и классическая векторная иллюстрация, работа ирландского иллюстратора Peter Donnelly.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/fd62b866e11351a6c247a7c3c483caa7.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/187″ > Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3b51139b4bf52c04f7ae57054a3ba595.jpg/s/s1200x/a/1005/sc/134″ > Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
Иллюстрация Peter Donnelly
Правила создания иллюстрации
Универсального рецепта идеальной иллюстрации не существует. Но Александра рассказала нам о трех правилах, которые помогают художникам создавать привлекательные рисунки для детских книг.
Александра Балашова, иллюстратор:
«Первое правило — детская иллюстрация должна быть контрастной. В противном случае ребенку сложно сфокусировать на взгляд. У детей умение сосредотачиваться развито недостаточно хорошо — они воспринимают цвета и формы, поэтому для детской иллюстрации это особенно важно.
Второе — композиция должна быть четкой, хорошо продуманной. Взгляд не должен уходить за пределы иллюстрации. Все внимание нужно концентрировать в пределах картинки.
Третье — читатели должны узнавать в героях себя. Хорошо, например, если персонажи соответствуют возрасту детей, пропорциям тела целевой аудитории».
Иллюстратор и издательство
Российский рынок детской литературы богат особенностями. Например, многим нашим издательствам, особенно крупным, проще купить книгу с иллюстрациями за границей, перевести на русский язык и продавать в России готовый продукт, который уже зарекомендовал себя в мире.
Тяготы воспитания русских иллюстраторов берут на себя немногие. Но своих единомышленников можно найти, если обратить внимание на небольшие издательства, работы которых хранятся на вашей книжной полке, — с ними у вас точно совпадут представления о прекрасном. В такие компании не нужно стучаться со своим иллюстраторским портфолио: ваши картинки, скорее всего, посмотрят, похвалят, а затем отложат в дальний угол, где уже никто ничего никогда не найдет. К ним нужно приходить с готовыми книгами или проектами книг. Придется изрядно потрудиться, подготовить несколько разворотов с иллюстрациями, но такой проект с большей вероятностью зацепит издателя.
Когда проект утверждают, иллюстратор оговаривает с издательством гонорар и заключает авторский договор. В зависимости от проработанности идеи либо вносятся правки в вашу книгу, либо произведение создается с нуля. Составляется поразворотный план, сверяютcя тексты, начинается создание разворотов с иллюстрациями в соответствии с планом, происходит сдача рисунков в издательство и правка.
Несмотря на то, что читатель в первую очередь видит обложку, иллюстрация на ней создается в последнюю очередь. Как правило, она рисуется в самом конце и дольше всего утверждается, ведь это лицо книги. Затем все файлы с готовыми материалами передаются дизайнеру издательства, который верстает картинку, а иллюстратор получает свой гонорар и ждет сдачи долгожданной книги в печать. Иногда сроки выхода книги привязаны к праздникам или книжным выставкам, тогда художнику, возможно, придется подождать.
В итоге удачная детская иллюстрация, в отличие от других дополняющих текст рисунков, проделывает большой путь. Она должна угодить буквально всем. Работу должно одобрить издательство, она должна понравиться маме, заинтересовать ребенка и при этом не разочаровать самого художника, не растерять авторскую индивидуальность.
Случается, что на пути от художника к читателю происходит сбой, и изображение не выполняет свою функцию. Например, если картинка для детской книги получается очень стильной, красивой, точной, но выполнена она в нежных пастельных тонах. Такая иллюстрация понравится всем взрослым, но ребенку она покажется блеклой, недостаточно контрастной, безликой. Малыш не станет долго рассматривать книгу, если вообще долистает ее до конца.