Иллюзия сиднейского оперного театра что это
8 фактов о Сиднейском оперном театре, автор которого выбросил все его чертежи в океан
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Оперный театр Сиднея – один из самых известных и узнаваемых архитектурных шедевров мира. Его впечатляющие белые паруса стали символом Австралии и современным чудом света. Датскому архитектору Йорну Утцону, получившему за этот проект Притцкеровскую премию, удалось создать выдающийся мировой Центр исполнительского искусства, который до сих пор привлекает к себе внимание. Причем не только своими восхитительными формами, но и тайнами, историями и интересными фактами.
1. Средства на строительство Оперного театра в Сиднее собирали 20 лет
История создания The Sydney Opera House (Сиднейского оперного театра) началась с легкой руки главного дирижера оперы Юджина Гуссенса, который настаивал на необходимости строительства нового здания. Старое здание никак не подходило для проведения музыкальных представлений (ни размер, ни акустика не соответствовали элементарным требованиям к такого рода объектам). С подачи дирижера в 1954 г. начался сбор средств, ради этого была объявлена Государственная лотерея и уже в 1956 году был объявлен Конкурс на лучший проект нового Оперного театра. На протяжении 20 лет собирались деньги, которые тотчас поступали на строительство, ведь бюджетом страны было заложено всего 7 млн. дол., а потрачено – более 100 млн.
2. Из 233 дизайн-проектов был выбран самый странный по тем временам концепт
Спустя 2 года после начала сбора средств премьер-министр Нового Южного Уэльса Джозеф Кэхилл объявил открытый конкурс на лучший проект Национального оперного театра, который решили построить на мысе Беннелонг в гавани Сиднея. На этом месте несколько столетий находился форт, а в предшествующие строительству годы – трамвайное депо. Это мероприятие вызвало небывалый ажиотаж, 233 архитектурных проекта было представлено на конкурс, председателем жюри которого являлся Ээро Сааринен – известный американский архитектор финского происхождения.
Интересный факт: Именно он считается тем человеком, который определил судьбу малоизвестного датского архитектора Йорна Уотцона (Jorn Utzon), и будущего культового объекта мирового значения. Несмотря на то, что сейчас все мы восхищаемся фантастическими формами «белых парусов» Сиднейской оперы, многие критики и коллеги по цеху считали проект уродливым и недостойным реализации.
3. Конструкционные особенности и уникальность кровли
Экспрессивный стиль и гигантские размеры (площадь здания 2,2 га) театра потребовали тщательной разработки проекта, который пришлось несколько раз переделывать из-за ошибок или просчетов. В итоге удалось построить объект длиной 185 м, с максимальной шириной комплекса 120 метров и высотой крыши 67 м. Учитывая, что здание театра находится на набережной и с двух сторон омывается водой, пришлось устанавливать 161 тонное сооружение на 580 сваях, которые укрепили на 25 м глубине.
По сведениям редакции Novate.ru, только для облицовки раковинообразной крыши (общая площадь 1,62 га), состоящей из 2194 сборных секций (вес каждой составляет около 15 тонн) понадобилось более 1 млн самоочищающихся плиток-«чешуек» типа азулежу (глазурованная белая и матово-кремовая плитка), изготовленной шведской компанией Höganas. Благодаря тому, что материал укладывали механическим способом поверхность, получилась идеально гладкой как яйцо, отсюда и появились народные названия куполообразных оболочек, собранных в форме треугольника – «скорлупки» или «паруса». Также стоит отметить, что самоочищение материалов можно наблюдать только на рекламных проспектах, а по факту, приходится регулярно проводить работы по очистке и замене поврежденных плиток.
4. Автор проекта покинул строительство и даже выбросил все чертежи в океан
Плюс ко всему поменялось правительство Сиднея и всего Нового Южного Уэльса. Новый премьер-министр никак не разделял восторженные взгляды творческой группы, работающей над реализацией проекта. Он вынуждал упростить оформление интерьера, что и стало последней каплей, переполнившей терпение архитектора. Все эти обстоятельства настолько измотали Йорна Уотцона, что он покинул Сидней, а по пути в Данию, от безысходности и разочарования выбросил все чертежи и сопутствующие документы The Sydney Opera House в океан.
5. Впечатляющие факты об организации внутреннего пространства
Сиднейский оперный театр состоит из 7 основных залов, предназначенных для проведения различных мероприятий. Главный концертный зал, в котором размещается Сиднейский Симфонический оркестр, рассчитан на 2679 зрителей, зал с оперной сценой вмещает 1547 посетителей и используется он Австралийской оперой и Австралийским балетом.
Театральные и камеральные спектакли (Sydney Theatre Company) проходят в Драматическом театре, в котором имеется 544 посадочных мест. Также в грандиозном комплексе есть Театральная студия с моделируемой сценой, способной вместить до 400 человек, Малая драматическая сцена для 398 зрителей, зал Utzon Room (на свежем воздухе), звукозаписывающая студия, масса площадок для проведения выставок и вспомогательных помещений, включая холлы, гримерные, хореографические классы, репетиционные, мастерские, рестораны, кафе, сувенирные лавки и прочее.
В одном из наиболее значительных культурных комплексов мира не обошлось и без определительного местоимения, образующего превосходную степень. Сиднейский оперный театр может похвастаться:
• самым большим занавесом в мире, который называют «Занавесом Солнца и Луны». Его создали по эскизу художника Коберна во Франции. Общая площадь полотна составляет 186 кв. м и состоит из двух частей;
• в Главном концертном зале театра имеется самый большой в мире механический орган, состоящий из 10,154 труб. На его создание лучшим мастерам понадобилось более 10 лет;
• в The Sydney Opera House ежегодно проходит около трех тысяч концертов, спектаклей и других мероприятий, на которых присутствует более 2 млн человек и это, не говоря об экскурсиях;
• огромная площадь театрального комплекса требует от рабочих сцены идеальной физической формы, ведь каждому из них ежедневно приходится проходить расстояние в 13 км;
• в единственном зале, в котором сохранился на 100% подлинный интерьер, созданный автором проекта, имеется уникальный гобелен. На его изготовление 8 ткачей потратили 8 месяцев непрерывного труда и использовали 4,5 тыс. км нитей.
6. Фантастическое энергопотребление
Чтобы обеспечить грандиозное здание достойным и правильным освещением не только внутри, но и создавать впечатляющие световые шоу на гранях футуристической крыши, было проложено 645 км. электрического кабеля. Сколько всего установлено лампочек в этом уникальном комплексе сосчитать вряд ли удастся, но доподлинно известно, что ежегодно меняется более 15,5 тыс. единиц, чтобы поддерживать гармоничное освещение. Как и то, что энергопотребление объекта эквивалентно обеспечению электроэнергией городка с населением в 25 тыс. человек.
Несмотря на это те, кому удалось побывать и в самом культовом театре, и понаблюдать за световым шоу, которое устраивается каждый вечер считают, что такие расходы действительного того стоят.
7. Театр открыт 363 дня в году, причем круглосуточно
Сиднейский Оперный театр – это, пожалуй, единственное подобное заведение в мире, которое открыто для широкой публики 363 дней в году. Исключение составляют лишь Рождество и Великая Пятница. При этом он работает круглосуточно! И самое впечатляющее, что отрыты не только развлекательные зоны, но и проходят различные мероприятия, так что сотрудникам и актерам приходится работать посменно.
Любой желающий может насладиться красотой и впечатляющими интерьерами мировой достопримечательности, правда для этого придется потратиться. Почитатели высокого искусства могут отправиться на постановку или концерт, представляющих действительно невероятное зрелище, где можно увидеть и грандиозное шоу, и самых известных актеров, танцоров и музыкантов мира. За это удовольствие придется заплатить минимум 250 австралийских дол., а это 18,6 тыс. руб. (!).
Есть и более экономичный вариант, можно отправиться на экскурсию, заплатив 22 дол., на которой гид расскажет, как проходило строительство, поведает о самых впечатляющих процессах, происходящих в театре, проведет в закулисье, хранилище декораций, в массу других тайных комнат и помпезных залов.
Также можно посетить выставки, городские или тематические мероприятия, проходящие в малых залах, вестибюлях и студиях или приятно провести время в барах или ресторанах. Ну а красотой фантастических форм самой Сиднейской оперы или световым шоу можно наслаждаться бесконечно и абсолютно бесплатно.
8. На открытие одного из самых значимых архитектурных объектов мира не пригласили самого Йорна Уотцона
В октябре 1973 г. состоялось торжественное открытие The Sydney Opera House, на котором присутствовала сама Королева Елизавета II, а вот автора проекта самого впечатляющего сооружения современности даже не пригласили. Как ни прискорбно, но и на бронзовой табличке, установленной у входа, нет его имени.
Несмотря на такую неблагодарность и несправедливость Уотцон в 2003 г. был удостоен высочайшей архитектурной награды – Притцкеровской премии (именно за этот проект), а в 2007 г. его творение было внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И это произошло при жизни автора, что стало само по себе уникальным событием в истории организации. Также стоит отметить, что The Sydney Opera House был кандидатом на внесение в список «Семи новых чудес света», но уступил в финале, хотя здание все же отметилось в Книге рекордов Гиннесса.
Тем, кто решил поехать в Австралию советуем посетить не только самую известную достопримечательность страны. Любители острых ощущений найдут много интересного, если отправятся к пустыне Виктория, и рискнут заглянуть в дыру, где спрятался самый причудливый подземный город мира.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Иллюзия Сиднейского Оперного Театра | Vsauce на русском
Майкл рассказывает об иллюзии, которую он наблюдал в одной из своих поездок, и которую вы можете увидеть сами практически где угодно.
Озвучка
1.2K постов 3K подписчиков
Правила сообщества
1. Основные правила Пикабу распространяются и на это сообщество.
2. Уважайте друг друга и не унижайте людей, которые только ступили на путь озвучки. Не переходите на личности.
3. Видеоролики (всякое бывает) с жестью, порнографическим содержанием не рассматриваются.
4. Видеоролики, перегруженные неблокируемыми рекламными вставками, будут удаляться.
а для девушек: хочешь быть худее заведи себе толстую подругу)
По-моему та же иллюзия происходит, когда луна появляется на горизонте. Там она кажется больше, но отдалившись от линии горизонта (как и от рамок окна в видео) луна становится обычного размера
Давно заметил этот эффект, еще когда в школе учился.
Здесь нужна гифка с Венсаном Касселем, каким то негром и неебическим зумом
Как готовится «еда» для рекламы
Размещаю, потому что на мой взгляд интересно.
Vsauce: будущее разума
Майкл вдохновился книгой Билла Гейтса «Как избежать климатической катастрофы» и записал видео в сотрудничестве с ним и его командой. Раскрывается тема серьёзных проблем, возникающих перед развивающимися цивилизациями, которые можно назвать «Гиперобъектами», успешное решение которых может оказаться «Великим фильтром» для любых разумных цивилизаций, коей является и наша, человеческая. А одним из таких «Гиперобъектов» сегодня является глобальное изменение климата. Майкл рассматривает, как работает мышление людей в социальном плане и как, казалось бы, его изъяны в виде когнитивных искажений, на самом деле помогают нам приходить к консенсусу в ходе общественных обсуждений важных вопросов, используя эффект «мудрости толпы». И возможно ли в будущем становление демархии в обществе, как формы управления, при которой случайным образом выбираются люди для формирования подобия «присяжных», чтобы получать информацию от экспертов и затем вместе обсуждать её и принимать решения или выносить рекомендации по обозначенным вопросам.
Сиднейская опера
Как придумывалось и строилось самое знаменитое здание в мире
В 1978 году была основана Притцкеровская премия (ее называют «архитектурной Нобелевкой»), а в 2002 году лауреатом впервые стал австралиец — Гленн Меркатт. Архитектора наградили за проекты очень «правильных» жилых домов — экологичных, сдержанных по форме и глубоко продуманных с точки зрения планировки и климатических условий Австралии. Такое решение жюри поразило весь архитектурный мир: предыдущие лауреаты были известны своими радикальными высказываниями как в теории, так и на практике.
Но еще более удивительным стал следующий, юбилейный год Притцкеровской премии. 25-м лауреатом стал датчанин Йорн Утсон, автор самого известного и провокативного сооружения в мире — Сиднейского оперного театра. К тому моменту Утсону исполнилось 84 года, и он спроектировал множество зданий в самых разных странах, однако в первую очередь жюри отметило именно австралийский проект 1956 года: «Датский архитектор Йорн Утсон, который спроектировал, вероятно, самое знаменитое здание в мире, Сиднейскую оперу…»
Архитектор Йорн Утсон с макетом здания Сиднейского оперного театра. 1966 год © W. Croser / Getty Images
Утсон получил заказ на проектирование оперы в ходе открытого международного конкурса, обойдя 200 других участников. В 2019 году были опубликованы визуализации, выполненные на базе чертежей нескольких других конкурсных предложений: они показывают, насколько скульптурная идея Утсона отличалась от всего остального.
Вид на Сиднейскую бухту. 1900-е годы Powerhouse Museum
Такое расположение требовало объекта с равноценными фасадами. Главный вход хотелось обратить к городу, откуда придут зрители, но и другие ракурсы оперы должны были украшать панораму Сиднея. Это противоречило традиционной технологии строительства театрального здания, у которого обычно на задах размещают технические пространства для хранения и загрузки декораций с воротами и пандусами, выводами вентиляции и так далее. Утсон убрал все дополнительные помещения в большой двухэтажный подиум, который не кажется громоздким благодаря пластике основных объемов, раскрывающихся в разные стороны и отвлекающих внимание от нижней части.
Поднимаясь по широкой лестнице на второй этаж, зритель символически отрывался от повседневной жизни и шел на встречу с искусством в сторону океана и величественных театральных сводов. В альбоме «Сиднейская опера. Принципы проектирования Йорна Утсона» (2002) архитектор рассказывал, что ему понравилась идея плато, создаваемого человеком для контакта с возвышенным, как в сооружениях майя, которые он видел в Мексике.
Своды Сиднейской оперы чаще всего сравнивают с лепестками и парусами. Первые отсылают к расположенному по соседству историческому ботаническому саду, едва не ставшему парковкой оперы. Вторые рифмуются с профессией отца Утсона, известного проектировщика яхт. В то же время такая форма-капюшон позволила архитектору скрыть традиционно возвышающуюся над крышами театральных зданий сценическую коробку, из которой на сцену спускаются декорации при смене картин, а иногда и парящие актеры. Там же расположена часть светозвукового оборудования.
Современного высокоточного оборудования тогда не существовало: для реализации проекта арматуру пришлось бы гнуть кустарно, а временную форму для заливки бетона создавать прямо на стройке. И это при максимальной высоте свода в 65 метров и на площадке, открытой океанским ветрам. А еще несущие ребра, стыки с перекрытиями, инженерные стояки, отделка традиционной глазурованной керамической плиткой и другие важные детали.
Сиднейский оперный театр – архитектурный шедевр в гавани Беннелонг
Сиднейский оперный театр в Австралии
В самом крупном городе Австралии – Сиднее – построено уникальное удивительное здание мировой архитектуры, Опера-хаус. Сиднейский оперный театр – многофункциональное сооружение, не просто здание, а произведение искусства, вершина человеческого созидательного гения.
Символ застывшей музыки
Своим появлением здание оперного театра в Сиднее обязано дирижеру из Великобритании Юджину Гуссенсу, который прибыл в 1947 году в Австралию, чтобы записать концерт Сиднейского симфонического оркестра на радио. Британца шокировало то, что оперу негде разместить, в большом городе не оказалось здания, куда бы пришли люди послушать музыку.
История необычного проекта
Сэр Юджин предложил правительству штата построить в Сиднее музыкальный дом. Загоревшись идеей, Гуссенс облюбовал для оперы место и убедил влиятельных людей Австралии присоединиться к делу. Оперный театр решили построить в сиднейской гавани Беннелонг, на воде, на месте трамвайного депо, которое перенесли в другое место. Правительство штата объявило международный конкурс на лучший проект музыкального дома.
В декабре 1956 года жюри, рассмотревшее 233 заявки из 28 стран, отвергло большинство проектов и сузило круг претендентов. Председатель жюри, американский архитектор финского происхождения Ээро Сааринен, разглядел среди отвергнутых «явного фаворита» – датчанина Иорна Утзона, работа которого пришлась ему по душе.
Архитектор, пользующийся несокрушимым авторитетом, настоял на победе своего избранника: решение о победителе не было единогласным. 29 января 1957 года назвали победителя конкурса, – Иорна Утзона, который предложил украсить гавань зданием, напоминающим летящий по волнам корабль.
Мнение австралийцев о проекте
Экстравагантная, экспрессивная система то ли ракушек, то ли парусов, начерченных датским архитектором, вызвала у австралийцев противоречивые мнения. Одни, восхищаясь, считали театр великолепным памятником застывшей мелодии, других смущала форма крыши, напоминающая огромные раковины устриц или раздутые ветром паруса.
Кто-то сравнивал крышу с выброшенным на сушу белым китом и монашенками, дерущимися за мяч. Но ни у кого не вызывало сомнения, что театр Сиднея – рукотворный символ Австралии.
Замысел автора
Сиднейский оперный театр – образец экспрессионизма в архитектуре. Здание, окруженное с трех сторон водой, с крышей в форме парусов разных размеров, издали похоже на большой корабль, пришвартовавшийся в сиднейской бухте. Таким задумал будущий театр его архитектор. Он говорил, что хотел увести зрителей из привычной рутины в мир фантазии, где обитают актеры и музыканты.
В 1959 году на мысе Беннелонг в Сиднее заложили первый камень будущего театра, который планировалось возвести за 4 года, затратив 7 миллионов долларов. За внешним легким и воздушным зданием, уводящим зрителя в страну музыки, скрыт титанический труд и огромные вложения. 14 лет и 102 миллиона долларов – столько потребовалось на строительство оперного театра на самом деле.
Строительные работы
Разрешение на возведение театра получено в 1955 году при условии полного отказа в бюджетном финансировании, деньги пришлось собирать с помощью лотереи.
Строительство необычного театра сразу же столкнулось с трудностями. Площадь для возведения здания ограничивалась водой, власти Сиднея постоянно вмешивались в проект. Они потребовали построить два дополнительных зала, не предусмотренных первоначально. Сделать такую нестандартную крышу тоже оказалось непросто, подобного опыта в мире не было.
Из-за неравномерности высоты крыши в здании не удавалось наладить акустику, поэтому сделали звукоотражающие подвесные потолки, отсутствовавшие в проекте. Это требовало дополнительных затрат, строительство шло медленно. Партия лейбористов, поддерживающая строительство, потеряла власть, вырученные за лотерею деньги пустили на благоустройство дорог.
Архитектора Сиднейской оперы обвинили в непрофессионализме и вынудили отказаться от самой значимой в его карьере работы. В 1966 году Утзон уехал из Сиднея навсегда. Строительство заканчивали молодые австралийские архитекторы во главе с архитектором Холлом.
Интересно, что во время пышной церемонии открытия театра в 1973 году в списке архитекторов, строивших Оперу, имени Утзона не оказалось. В 2000 году, когда в Австралии готовились к проведению Олимпийских игр, австралийцы предложили Утзону вернуться и закончить работу над театром, согласившись сделать все, что он скажет. Архитектор отказался.
Архитектура – сочетание легкости и массивности
Оперный театр в Австралии продемонстрировал новый взгляд на архитектуру. Здание длиной 183 м, шириной 118 м занимает площадь 22 тысячи квадратных метров и стоит на 580 бетонных сваях, вбитых на глубину 25 метров в илистое дно гавани.
Кровля высотой 67 и диаметром 150 метров состоит из 2000 секций весом 30 тонн. Конструкция закреплена металлическими тросами протяженностью 350 километров. 645 километров кабеля использовано для подключения к театру электроэнергии. Над двумя основными залами – две большие раковины, другие паруса – над меньшими помещениями. Поверхность купола покрыта 1 миллионом глазурованных переливающихся, как жемчуг, белоснежных черепиц.
Массивное здание весом 161 тысячу тонн выглядит, как легкий парусник. На фасаде нет украшений. Блики солнца и перемещение облаков, отраженные в черепице, чудесным образом украшают фасад днем. Яркое освещение ночью превращает театр в сказочный терем. Интересный и необычный фасад театра занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 2007 года.
Комплекс объединяет пять залов вместимостью 5738 человек:
Всего в здании 800 помещений, в которые ведут 2200 дверей. Здесь расположены служебные помещения, аудитории для репетиций, 4 ресторана и 6 баров, а также магазины и студии. Здание многофункционально: площадки оперного театра открываются при организации фестивалей, концертов и выступлений выдающихся личностей. В малых залах театра проводят свадьбы и вечеринки, лекции и выставки.
Интерьер в стиле «готики космической эры»
Комплекс театра входит в двадцатку рукотворных шедевров XX века, здание признано выдающимся сооружением современной архитектуры. Несмотря на это, великолепная постройка сиднейского театра внутри ничем особенным не отличается. Австралийцы объясняют это тем, что архитектор Холл, заканчивающий строительство после отъезда Утзона, испортил вид здания.
Помещения театра отделаны деревом и розовым гранитом. Интерьер выполнен в яркой цветовой гамме в стиле «готики космической эры». Запутанная планировка помещений – предмет насмешек австралийцев, которые помнят забавный конфуз: курьер с посылкой, заблудившись в залах, вышел на сцену во время представления.
Репертуар оперного театра
Первое представление в театре состоялось 28 октября 1973 года. Поклонники русской музыки гордятся, что первым поставленным на сцене сиднейского оперного театра произведением стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир».
Репертуар театра не ограничивается только симфонической музыкой, реализуя разные номера: от театральных миниатюр до кинофестивалей. Программа сиднейского театра непрерывно развивается и включает кабаре и юмористические шоу, детские представления, театральные и танцевальные постановки, а также классическую и современную музыку, фильмы.
Шагая в ногу со временем, театр предлагает цифровое творческое обучение, знакомство с историей Австралии, эксклюзивные выступления талантливых художников и артистов, музыкантов и политиков. В театре предусмотрена социальная поддержка и помощь слабовидящим и глухим людям – субтитры, система увеличения четкости звука, возможность пройти с собакой-поводырем. К услугам посетителей – рестораны с непринужденной обстановкой, поздний ужин и детское меню.
Театр, в котором проводится 3000 мероприятий, посещают 2 миллиона зрителей в год, Стратегия цифровой записи спектаклей с демонстрацией на телевидении привлекла еще больше зрителей. Лучшей инновацией признана постройка открытой площадки на берегу сиднейской бухты для проведения шоу и концертов. Число туристов, приезжающих ради наружной фотографии, сосчитать невозможно. Внутренние экскурсии проводятся днем.