Иллюзорная жизнь что это значит
Значение слова «иллюзорный»
[От лат. illusorius — обманчивый]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
иллюзо́рный
1. книжн. порожденный иллюзией; призрачный, не основанный на реальности ◆ Если всё прошлое и настоящее детерминировано, а будущее предетерминировано, то свобода есть субъективное психологическое состояние, вполне иллюзорное, только всего. С. Н. Булгаков, «Основные проблемы теории прогресса», 1902 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Большая часть политической и общественной жизни современного человечества не есть реальная онтологическая жизнь, это фиктивная, иллюзорная жизнь. Н. А. Бердяев, «Демократия, социализм и теократия», 1924 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Содержание иллюзорных восприятий обыкновенно легко меняется и не является стойким, но вообще наклонность к такого рода восприятиям, поскольку она обусловлена моментами, стоящими в связи с существом болезни, может в течение определенного периода держаться очень прочно. В. А. Гиляровский, «Психиатрия», 1935 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: всеведущий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вся наша жизнь иллюзия или мир застрявший в матрице
Нельзя потерять то, чего нет. Нельзя разрушить то, что не построено. Можно лишь развеять иллюзию того, что кажется реальным.
Мир, который мы видим, — это мир, нарисованный нашими мыслями. Предметы, которые нас окружают, люди, с которыми мы общаемся, наши душевные состояния и переживания — это лишь бледные отражения наших мыслей. Когда-то об этом писал греческий философ Платон. Однако это вовсе не философия. Это то, что мы ощущаем и чем мы живем. Мы живем бледными отражениями мыслей.
Некоторые читатели могут не согласиться с этим. «Как же так? — скажут они. — Если я вижу стол или стул, то я вижу не какие-то идеи или мысли, а вполне конкретные предметы. И если стул упадет мне на ногу, то сама нога подтвердит мне физическую реальность этого стула!» — Таково наше мышление на уровне обыденного сознания.
Однако много ли возможностей и счастья дает нам наше обыденное сознание? Обыденное сознание — это не то, что нам нужно. Это слишком мало для того, чтобы человек мог успешно использовать свою жизнь. Если мы хотим достичь чего-то большего, чем ежедневный обед и мягкая подушка на ночь, мы должны кроме обыденного сознания вооружиться фактами, логикой и системой научного мышления.
Что же говорят относительно воспринимаемой нами реальности факты и наука?
Обезболивание происходит путем словесного внушения, и, кстати сказать, владеет этим методом не один лишь Кашпировский. Разве отсутствие болевых ощущений является свидетельством нереальности скальпеля и хирургических операций? Или, например, болгарские и австралийские знахари, которые умеют ходить по пылающим углям костров, Разве отсутствие ожогов на их ногах свидетельствует о нереальности этих костров, о которые может обжечься любой другой человек?
С другой стороны, известны христиане-стигматики, у которых еженедельно в день распятия Христа открываются раны на ладонях, где, по их мнению, при распятии были забиты гвозди. Никакие предметы не ранят их ладони, но раны появляются. Где же те гвозди, которые оставляют эти раны? Где реальность этих гвоздей? Их реальность — в ментальном поле. Ментальные гвозди могут ранить гораздо сильнее, чем гвозди физические.
Здесь следует разобрать еще одно недоразумение, бытующее в сфере обыденного сознания.
Почти все люди, не знакомые с современной психологией, уверены, что органы чувств человека действуют так же, как и физические приборы. Например, зрение. Считается, что хрусталик глаза, так же, как стеклянные линзы в оптике, проецирует изображение на сетчатку, а с сетчатки изображение передается (примерно так же, как в телекамере) по нервам в мозг (который, вдобавок ко всему, отождествляется с сознанием). При таком нелепом понимании зрения и восприятия вообще немудрено предположить, что наше сознание непосредственно имеет дело с физической реальностью.
На самом деле глаз «ощупывает» оптические объекты. Так же, как рука ощупывает в темноте незнакомые объекты осязания. И рука, и глаз, аналогично другим органам чувств, таким образом собирают определенные данные об объектах восприятия — так называемый «сырой сенсорный материал». В принципе, сознание может построить из этого сенсорного материала все, что угодно. Любые объекты и любые реальности. Разные люди, глядя в одну сторону, видят одни и те же объекты. Однако этот факт вовсе не свидетельствует о реальности данных объектов. Скорее, он свидетельствует об одинаковых ментальных структурах, одинаковых установках восприятия, создающих из сенсорного материала в сознании различных людей одинаковые образы окружающего мира.
Профессор В. П. Зинченко так характеризует процесс восприятия: «. в процессе ознакомления с объектом, наблюдатель начинает выделять одно свойство или небольшое число свойств в качестве наиболее информативных. Иными словами, он превращает некоторые свойства предметов (или комплексы свойств) в оперативные единицы восприятия. Под оперативными единицами восприятия следует понимать содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи.
Такими единицами могут стать, например, градации яркости, очертания, другие признаки предметов или их комплексы, целые предметы и наконец совокупности предметов и отношения между ними». Можно сказать, что в процессе восприятия объекта формируется новое представление. Но оно формируется не на пустом месте.
Оно может быть сформировано только в такой форме, которая соответствует уже имеющимся представлениям, которая может вписаться в их систему, в мировосприятие и в мировоззрение человека. Мы уже видели, что представления человека отражают потребности человека и его врожденные и приобретаемые формы поведения. Потребности, формы поведения и представления взрослого человека окончательно формируются в процессе общения, в процессе и по мере овладения языком человеческой речи.
«Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и ввосприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является простой суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта».
Следовательно, человек видит не только и не столько то, что у него перед глазами, сколько то, что находится перед его мысленным взором. Человек видит прежде всего то, о чем он думает, а перестать думать обычный человек не может ни на мгновение.
Причем, слово «думать», как мы уже выяснили в начале нашего изложения, означает то, что человек не управляет мыслями, а находится в их власти, во власти слов, являющихся носителями этих мыслей. Например: «Когда говоришь взрослым; «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби» — они никак не могут представить себе этот дом. Мм надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», и тогда они восклицают: «Какая красота!».
Многие скажут, что Антуан де Сент-Экзюпери гиперболизирует, но на самом деле здесь нет ни малейшего преувеличения. Люди видят не то, что у них перед глазами, а то, что находится перед их мысленным взором. Люди смотрят не глазами, а мыслями, постоянно идущими через их сознание и приобретающими форму внутреннего диалога.
Человек не видит физическую реальность, человек видит ментальную реальность. В этом отличие человека от животных. Животное смотрит глазами, и, если оно ослепнет, оно не сможет самостоятельно выжить в своих естественных условиях и погибнет. Слепой человек в своих естественных условиях (среди людей) может не только выжить, но и занять видное положение. Глаза для него лишь вспомогательный орган. В этом великая сила человека, но в этом и его величайшая слабость!
Основные иллюзии жизни
ИЛЛЮЗИЯ ОТДЕЛЕННОСТИ
Иллюзия отдельного «я»– подразумевает ощущение отделенности от других, и в жизни может проявляться как «я это я, а ты – это ты». Это чувство отдельности воспринимается обычно как «я являюсь отдельным существом и не имею ничего общего с остальными шестью миллиардами людей, а также со всеми этими вещами и явлениями».
С этой иллюзии начинается жизнь в том виде, какой мы ее знаем. Эта иллюзия – основная и очень могущественная, на нее наслаиваются все остальные иллюзии жизни, которые только укрепляют ее. Поэтому, можно сказать, что «я и не я» – это базовая дуальность. Как только появляется отдельное «я», сразу же появляются и отдельные «другие».
ИЛЛЮЗИЯ БЫТИЯ ОБЪЕКТОМ
Отождествленность. Я есть тело, я есть ум, я есть чувства, дух, душа и т. д. – все эти и другие отождествленности появляются вслед за возникновением иллюзии отделенности, или же одновременно с ней, детализируя ее.
Но замечу, что все эти отождествления – это просто мысли и восприятия, возникающие периодически и имеющие ту или иную степень кажущейся реальности, причем эта степень не всегда одинакова.
ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНОЙ ПРИЧИННОСТИ
Эта иллюзия (личного авторства) возникает из-за наличия двух предыдущих иллюзий, и проявляется в виде ощущений (мыслей, восприятий ) типа «я подумал, я решил, я сделал» и т. д. Замечу, что пока нет иллюзии отделенности и отождествлений, не может возникнуть идея о личной причинности.
Также можно заметить, что иллюзия личной причинности присутствует далеко не всегда, а только в те моменты, когда важно, «кто это подумал, решил или сделал».
Человек склонен упускать из виду тот факт, что он сам по себе является результатом деятельности генов, воспитания, обучения, окружения и других факторов, и, упуская все эти предыдущие обуславливающие причины, ум (эго) присваивает всю причинность себе, что является важной иллюзией жизни.
ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ ВЫБОРА
Периодически у каждого человека возникает ощущение свободы выбора, и это нормально, потому что создание иллюзии свободы выбора – часть функционирования ума. С этим ничего не поделаешь, так происходит, и так должно быть – до поры до времени.
Иллюзия свободы выбора столь сильна и желанна, что часть ума, считающая себя «я», не хочет даже думать, что это просто иллюзия. Ум должен поддерживать собственное существование и не станет разрушать то, что сам же и создает. Но есть ли свобода выбора на самом деле?
Настоящая ли это свобода выбора, или же банальная обусловленность, замаскированная амбициозным умом под свободу выбора? Это можно выяснить путем самоисследования.
Теперь рассмотрим, к каким последствиям приводит иллюзия свободы выбора в жизни каждого человека.
ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Можно заметить, что ощущение ответственности целиком и полностью зависит от наличия предыдущих иллюзий, и без них возникнуть не может. Вы считаете себя (у вас есть такие восприятия) отдельным существом, которое является кем-то (чем-то), кто имеет ощущение личной причинности и свободы выбора.
Следовательно, на вас лежит ответственность за ваши мысли, решения и действия – ответственность перед самим собой и/или перед другими. На иллюзии личной ответственности основывается идея и механизм кармы.
ИЛЛЮЗИЯ ВИНЫ
Когда в действиях присутствует идея ответственности, и действия приводят к «плохому» результату, приносят вред «себе» и/или «другим», автоматически возникает ощущение вины. «Это я виноват, потому что это я принял такое решение и действовал в соответствии с ним». Иллюзия вины заставляет человека страдать тем или иным образом.
ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНЫХ ЗАСЛУГ
Это обратная сторона иллюзии вины. Тоже базируется на предыдущих иллюзиях. «Какой же я молодец, что подумал ту мысль, принял правильное решение и сделал то-то и то-то. Теперь я заслужил того-то и того-то». Эта иллюзия также является частью жизни большинства людей.
ИЛЛЮЗИЯ ЖЕРТВЫ
Я следствие, жертва – возникает из иллюзии, что «другие» тоже являются отдельными отождествленными существами, имеющими личную причинность, свободу выбора и ответственность. Конечно же, если есть эти иллюзии в отношении себя, то они так же есть и в отношении других.
ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНОГО УЧАСТИЯ В ЖИЗНИ
Все иллюзии, как перечисленные выше, так и не упомянутые здесь, создают иллюзию личного участия в жизни. Человеку кажется, что он является активным участником жизни — чувствует, думает, делает, затем получает результаты и последствия, удовольствия и страдания.
И ничего с этим не поделаешь, потому что воспринимаемые иллюзии жизни кажутся реальными – до тех пор, пока не перестают казаться такими; а это рано или поздно происходит у всех, по мере духовного роста и самопознания.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Иллюзорность (Иллюзия) Иллюзорный
Жадность рождает иллюзию. …Человек должен понять, что
каждую секунду на его сознание наваливается иллюзия.
Когда-нибудь всё будет хорошо, — говорит надежда. Всё хорошо сейчас, — говорит иллюзия.
Паскаль Брюкнер. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье
Иллюзии — блаженство тех, кто предпочетает правде фантазию.
Хулио Кортасар. Книга Мануэля
Иллюзорность (Иллюзия) как качество личности – склонность к искаженному восприятию окружающего мира, основанном на обмане чувств, принятии кажущегося, существующего лишь в воображении, за действительное.
Ученик спросил Учителя: — Как достичь Жизни Вечной? — Наша жизнь и есть Жизнь Вечная. Пребывай в настоящем. — Но разве я сейчас не в настоящем? — Нет. — Почему нет? — Потому что ты не освободился от прошлого. — Зачем же мне отказываться от прошлого? Там не все так плохо. — Прошлое нужно отбросить не потому, что оно плохое, а потому, что оно мертвое!
Иллюзорность принимает за истину то, что истиной не является. Иллюзорность восприятия мира, став качеством личности, превращается в одного из самых её одиозных и коварных врагов. Иллюзия – дочь жадности. «Мамочка» привыкла считать, что счастье всегда находится в будущем. Нужно немножко потерпеть, повкалывать на трех работах, заработать как можно больше денег и будет счастье. Вот куплю машину и буду доволен, как слон. Купил машину, но через неделю счастья не чувствуется. Привык. Вот куплю дом и тогда точно буду счастлив. Но и дом не приносит счастья, ибо пока день и ночь работал, расстроились отношения с женой и детьми. Ладно, надо купить яхту, и счастье надежно войдет в дом. Но и эти мысли оказались иллюзией. Конечно, уже накопилась усталость от бесконечной гонки за материальными благами, но ничего – выйду на пенсию и отдохну. И тут умер. А когда умирал, думал с удивлением и разочарованием: «Ради чего я пахал, как папа Карло? С собой ничего не заберешь. Близких людей не завел. Вокруг только жадные наследники, которых я едва знаю. Выходит, вся жизнь моя была иллюзией».
Жадность, рождая иллюзии будущего счастья от обладания каким-либо объектом, пожирает личность. Человек, как правило, не замечает, как его сознание затуманивается иллюзорными представлениями, а сам он превращается в раба своих ненасытных чувств и хаотичного ума. Иллюзорность вкрадчивой походкой заходит в сознание и затем, как пантера, наносит разящие удары в разум, эго и сердце.
Человек становится целостной личностью, когда он озабочен гармоничным удовлетворением физиологических, эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностей. Если он думает только о еде, сне, сексе и жилье, он ничем не отличается от животного. На этом пути он обязательно будет совершать ошибки, делать какие-то глупости. В итоге он будет обречен на разочарование, уныние и опустошенность. Жизнь пройдет мимо, как и положено иллюзии. Люди, зацикленные на получении материальных благ, чувственных удовольствий, не понимают, что человеческое тело им дано для саморазвития, а не только для еды и секса. Они живут в иллюзии, подпитываемой жадностью, что только количество и качество материальных благ сделают их счастливыми. Вот поэтому они вместо того, чтобы «калымить на Гондурасе» — «гондурасят на Колыме». Это самое распространенное проявление иллюзорности человеческого сознания. Иллюзия как враг превращает личность в бездумного раба материальных благ.
На беду человека иллюзия жизни, порожденная завистью, еще не самое страшное зло. Доктор О.Г. Торсунов пишет: «Есть еще более могущественное проявление иллюзии. Оно заключается в том, что человек искренне считает, что он тело. Он совершенно не понимает свою духовную природу, не понимает, что он – душа, что его поступки, которые он совершает каждый день откладываются на его будущие жизни. Душа означает то же самое, я той же самой личностью рожусь в следующем теле, я тот же самый, ничего не изменится, кроме тела. В другом теле душа чувствует себя тем же самым. Там, конечно, все по-другому, ум немножко по-другому работает. Но даже в этом теле иногда он туповат, ничего не соображает, а иногда хорошо думает. … Второе проявление иллюзии очень сильно сидит в нашем сознании. Оно заключается в том, что мы не понимаем, что каждую секунду, каждый наш поступок формирует нашу будущую жизнь».
Человек, находясь в иллюзии, ошибочно полагает, что страдания в его жизнь приходят, как следствие внешних причин – плохая работа, никудышная жена, болезни. То есть, человек не видит, что причиной всех его бед является он сам. Ученые провели любопытный эксперимент. Фотографировали человека в момент его общения с незнакомыми людьми. Лицо каждый раз менялось – то был мягкий взгляд, то очень кроткий, то строгий, то с отвращением, то со злобой, то спокойный, то безразличный, то холодный, то теплый. Оказывается, внутри каждого человека есть действующая на окружающих сила, которая вынуждает их в момент зрительного контакта с нами, принимать то психическое состояние, которое нам полагается по судьбе. Например, если человеку сегодня по судьбе причитается радость, люди будут реагировать на него радостными эмоциями. Если он натворил много зла, и пришло время расчета, люди будут злобно на него реагировать.
Иллюзия состоит в том, что человек убежден в своей невиновности: «Люди на меня злятся, а зря. Я здесь ни сбоку припеку. Я не виноват, что у всех плохое настроение». Он не видит в себе силы, заставляющей так странно, с его точки зрения, выражать к нему такое «несправедливое» отношение. Однако закон справедливости действует безотказно. Всё, что происходит в нашей жизни, есть результат взаимодействия сил, которые идут изнутри нас на внешний мир, и взаимодействие также внешних сил. Даже несчастные случаи происходят в результате взаимодействия внешних и внутренних сил. О.Г. Торсунов утверждает: «Нашей внутренней силой является ум, который обладает огромной, могущественной силой. Мы можем понять эту силу только лишь частично. Все наши прошлые поступки зафиксированы внутри нас. И они действуют с огромной силой на окружающих людей. Один человек говорит, мне постоянно кажется, что меня все ненавидят, хотя я всех люблю, отношусь ко всем хорошо. Это означает прошлая карма. У одного человека, который даже злится сильно, всем кажется, что он по-доброму относится, значит, что он в прошлой жизни совершал благочестивых поступков очень много. И поэтому тонкое тело ума у него настроено очень мягко, хорошо. Если человек даже добрый, ведет себя хорошо, но все злятся вокруг, значит, было много плохих поступков в прошлой жизни совершено. Понимаете? Иллюзия заключается в том, что нам кажется, что эти люди действительно виноваты в том, что они ко мне так относятся плохо. Если пришла плохая судьба, допустим, на нас, мы стоим рядом с окружающими людьми, и им тяжело очень с нами рядом стоять и очень больно, естественно, что ум начинает закручивать и находит какую-то причину. Человек, так как ему больно, он находит какую-то причину, ему надо найти крайнего. И он начинает злиться и выражает свою злость, недовольство тем человеком, который рядом с ним стоит, хотя он ничего плохого не желал. Он думает хорошо обо всех, но изнутри из него идет сила, которая заставляет всех злиться».
Иллюзорность восприятия мира, с одной стороны, вызывает страдания, а, с другой, — помогает человеку вынести страдания суровой жизни. Эрих Фромм в книге «По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом» пишет: «… человек живет иллюзиями, потому что эти иллюзии помогают ему вынести страдания реальной жизни. Если он сможет понять, что такое иллюзии, для чего они существуют, т. е. если он сможет очнуться от своего полусонного состояния, тогда он может прийти в чувство, осознать присущие ему силы и власть и изменить реальность таким образом, что иллюзии ему больше не будут нужны».
От иллюзии можно избавиться только общением с людьми, которые видят за ней ложь и обман. Иллюзии вызывают у человека страх что-то потерять. Когда он освобождается от убеждения, что всё «это моё», страдания, вызванные иллюзией, уходят. С позиций Бога человеку ничего не принадлежит – ни тело, ни имущество, ни деньги, которые мы держим в банке или натуральной банке. Однако иллюзия заставляет нас думать иначе. Мы считаем всё это своим, а когда неизбежно приходится с этим расставаться – страдаем. Чтобы не страдать, нужно избавиться от иллюзий. В иллюзии человек испытывает страх, который и служит основным источником страданий.
ИЛЛЮЗОРНЫЙ
Смотреть что такое «ИЛЛЮЗОРНЫЙ» в других словарях:
Иллюзорный Мір — Альбом Группа Крематорий Дата выпуска 1986 Жанр Ро … Википедия
Иллюзорный мір — Альбом Группа Крематорий Дата выпуска 1986 Записан 1985 Жанр … Википедия
иллюзорный — ирреальный, утопичный, иллюзионистский, невозможный, неисполнимый, неосуществимый, кажущийся, мнимый, недостижимый, мечтательный, химерический, нереальный, несбыточный, призрачный, химеричный, несуществующий, фантастический, созданный… … Словарь синонимов
ИЛЛЮЗОРНЫЙ — ИЛЛЮЗОРНЫЙ, иллюзорная, иллюзорное; иллюзорен, иллюзорна, иллюзорно (от лат. illusorius обманчивый) (книжн.). Порожденный иллюзией, несбыточный, призрачный. Иллюзорные надежды. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
иллюзорный — ИЛЛЮЗОРНЫЙ, ИЛЛЮЗУАРНЫЙ ая, ое. illusoire adj. <лат. illusorius. Порожденный иллюзией; несбыточный, ошибочный, призрачный. БАС 1. Нашел его, как многих <знакомых> полным иллюзуарных сведений о России. РВ 1871 3 555. Мое появление,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
иллюзорный — ая, ое; рен, рна 1) Призрачный, обманчивый, кажущийся. Иллюзорное восприятие времени. И снова погоня за иллюзорным нереальным миром, творимым художником, отрешенным от мира действительного. (Кузьмина). Синонимы: ирреа/льный (книжн.),… … Популярный словарь русского языка
Иллюзорный — прил. 1. соотн. с сущ. иллюзия I, связанный с ним 2. Свойственный иллюзии [иллюзия I], характерный для неё. 3. Порождённый иллюзией [иллюзия I 1.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
иллюзорный — иллюзорный, иллюзорная, иллюзорное, иллюзорные, иллюзорного, иллюзорной, иллюзорного, иллюзорных, иллюзорному, иллюзорной, иллюзорному, иллюзорным, иллюзорный, иллюзорную, иллюзорное, иллюзорные, иллюзорного, иллюзорную, иллюзорное, иллюзорных,… … Формы слов
иллюзорный — иллюз орный; кратк. форма рен, рна … Русский орфографический словарь
Жизнь как сон: зачем людям иллюзии?
Горькая правда или приятное заблуждение? Желая убежать от стресса или разочарования, люди часто выбирают второе – и, незаметно для себя, плотно подсаживаются на иглу собственных галлюцинаций. Живут в сказочном волшебном мире, где контекст событий – в их пользу, удача – на их стороне, а неприятности можно развести руками. Тот факт, что пробуждение от сладкого сна неминуемо, а «похмелье» будет тяжким, их, как правило, не останавливает: «страшная рожа действительности» пугает гораздо больше. Проще верить в то, во что хочется, наплевав на истину. Иногда такое состояние является временным защитным механизмом психики, иногда – творческим приемом, а порой и болезнью. Вопрос, как всегда, сводится к тому, насколько все запущено.
Грезы про грезы
Отдельная каста «иллюзионистов» – это писатели, сценаристы и прочие творческие личности, связанные с собственным вымыслом особыми тонкими взаимоотношениями, балансирующими от полной вовлеченности до отстраненного анализа. С одной стороны, их задача – вполне осознанно и достоверно воссоздать иную реальность, контролируя ее на каждой стадии процесса, с другой, иногда вымысел настолько правдоподобен, что приходится даже объяснять аудитории, что сам-то автор – «не верблюд». Например, автора «Лолиты» Владимира Набокова после этого романа в чем только не обвиняли – слишком уж убедительным и автобиографичным показался многим плод его воображения. Да и автор хоббитов и «Властелина колец» – английский писатель и поэт, переводчик, лингвист, профессор Оксфордского университета Джон Рональд Руэл Толкиен вряд ли бегал по лесам в колпаке волшебника – в отличие от армии поклонников его таланта, которым нравится жить в придуманной им сказке. Но если сам автор хотя бы отчасти не верит в то, что делает, и не сживается со своими героями, кто вообще тогда ему поверит?
Осмысленные манипуляции с реальностью любят и блогеры, и многие публичные люди. Их удел – развлекать толпу, продавая ей пусть и фальшивую, но красивую картинку. И это не считая интернет-троллей, которые просто скачивают с других посредством разных трюков определенные эмоции. Все они прекрасно понимают, как обстоят дела на самом деле, но другим транслируют некую художественную постановку.
В обычной жизни все гораздо проще: иллюзии помогают людям выжить. Например, женщинам проще думать, что супруг вовсе не изменяет, помада на его рубашке – на самом деле, кетчуп, его «совещание», действительно, длилось до утра, и так далее. А если «Он» посмотрел, то это, безусловно, любовь на всю жизнь. Конечно, потом все эти мифы с грохотом рухнут, но пока они существуют, жить гораздо веселее.
Естественно, не обходит стороной эту тему и кинематограф – главная «фабрика грез» современного мира. Фильмы «Ванильное небо» (2001), «Любит не любит» с Одри Тоту (2002), «Анна М» (2007), «Про любoff» (2010) и множество других посвящены тому, насколько серьезно человек может оторваться от реальности и переместиться в вымышленный мир, где ему приятно, безопасно и комфортно.
По сюжету «Ванильного неба», герой фильма – молодой, красивый и богатый плейбой (его играет Том Круз) после аварии оказывается обезображенным, от него уходит девушка, жизнь рушится. Жить в таком виде герою невмоготу, но корпорация будущего, которую он нашел в интернете, продает ему «альтернативную реальность». В ней он излечивается, возвращает свою внешность, любовь, влияние – и, конечно, ничего не помнит о реальном прошлом. Но что-то все же не дает ему покоя, и это «что-то», в итоге, приводит к трагедии.
«Про любoff» тоже раскрывает две правды и два взгляда на одни и те же события – женский и мужской, и эти линии друг с другом даже не пересекаются. Вообще женщины – существа романтичные и любят гипертрофировать реальность в свою пользу. Мужику (герою фильма) особо ничего не нужно, но героиня влюбляется в него «без задних ног». Причем в этом сюжете, в отличие от двух предыдущих, никаким психическим отклонением девица не страдает. И таких, справедливости ради, хватает и в реальной жизни.
«Капельница с заблуждениями»
«Исходя из моего большого врачебного опыта, могу сказать, что большинство людей живет в иллюзиях, – поясняет психиатр, психотерапевт, гипнотерапевт, кандидат медицинских наук Евгений Фомин. – Все знают, что это плохо, но далеко не каждый готов признать свое личное пристрастие. Все мы в большей или меньшей степени подключены к капельнице с заблуждениями – в представлениях о себе, об этом мире и окружающих людях».
По определению Ожегова, этот термин имеет два значения. Первое – обман чувств, ошибочное восприятие предметов. Второе – что-то несбыточное, мечта.
«В зависимости от выбора определения, отношение к этому предмету разное. Если речь идет об ошибочном восприятии предметов, то оценка однозначно негативная. При поступлении пациента в психиатрический стационар врач психиатр пишет стандартную фразу «дезориентирован в месте, времени и собственной личности». Ищет он, конечно, грубую психическую патологию, типа бредовой и галлюцинаторной симптоматики», – поясняет Фомин.
Иллюзии – не такое грубое расстройство психики, но и не самое адекватное ее состояние. «У меня была одна пациентка, которая с трудом заводила отношения с противоположным полом, а если уж такое случалось, вылезала вторая проблема – созависимость. Но первичными были иллюзии: например, в кафе на нее как-то по-особенному посмотрел мужчина, и в этом взгляде, с ее слов, была вся любовь и страсть этого мира. Она сразу влюблялась, докручивала этот мотив и считала, что это с его стороны взаимно (т.е. попадала в зависимость от своей иллюзии). Когда разбираешь такие ситуации детально, выясняется, что парень был просто добр и мил с девушкой, даже без флирта. Отвечая на вопросы врача и проговаривая все вслух, пациенты будто примеряют свою иллюзорность к реальности и сами начинают осознавать все надуманность сказанного. Наступает тяжелое похмелье после иллюзорной интоксикации. Но, как правило, это длится недолго – например, та пациентка снова прыгала в подобные фантазии, как наркозависимый за новой дозой», – рассказывает собеседник «МИР 24».
Второе толкование термина – это иллюзия как мечта. «Это не так плохо, ведь в этом живут три женщины, которые делают нас гуманистами, героями и мечтателями: Вера, Надежда и Любовь. Мечты дают человеку мотивацию. Из писем советских солдат с фронтов Второй мировой часто красной нитью прослеживаются фантазии о возвращении домой к семье – мечта, которая давала нечеловеческую сверхсилу, чтобы выжить в этом аду», – говорит врач.
Иногда в литературе встречаются примеры, когда мечта, даже не осуществленная, помогает человеку не просто прожить жизнь, но прожить ее вдохновенно. «Если суммировать, все эпизоды сверхусилий или перенапряжений связаны с мечтами о великом, к примеру, спасении мира, помощи человечеству, патриотическом порыве», – поясняет Евгений Фомин.
Так что мечтать, в целом, не вредно – главное не переусердствовать. То есть, к примеру, человек может восхищаться Наполеоном, изучать его биографию, стремиться достичь в жизни каких-то значимых успехов, но если он реально возомнит себя Наполеоном и начнет так представляться при знакомстве, его участь, скорее всего, будет незавидной. Придется конкурировать с десятком-другим прочих «Наполеонов» – товарищей по палате, а это для нестабильной психики, опять же, тяжкий стресс.