Ильюшин лавочкин петляков что связывает
Ильюшин, Яковлев, Лавочкин
Ильюшин Сергей Владимирович
Роковая авария
21 апреля 1938 года во время служебного перелёта из Москвы в Воронеж у самолёта УТ-2, которым управлял Ильюшин, перегрелся и остановился мотор. На вынужденной посадке в темноте самолёт перевернулся. Ильюшин и его пассажир — конструктор Воронежского завода Иван Васильевич Жуков — получили травмы. У Сергея Владимировича на всю жизнь остался шрам над бровью. Вскоре после этого случая вышел приказ: главным конструкторам летать самостоятельно запрещено.
«Крылатый символ Победы»
«Самолёты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь как воздух, как хлеб», — писал Сталин. Ил-2 — не просто самолёт, это крылатый символ Великой Отечественной. С этим штурмовиком Красная армия прошла всю войну. В годы войны наши заводы выпустили около 137 тыс. самолётов. Из них 48 тыс. — больше трети — «Илы»! На «Илах» летал во время войны и Георгий Береговой — единственный в истории лётчик, награждённый звёздами героя и за фронт, и за космический полет.
С войны на «гражданку»
Сразу после войны Ильюшин принялся за мирные проекты. Появился Ил-14, имевший множество модификаций и прославившийся участием в опасных экспедициях — в Арктике, в Антарктиде. Следующая машина конструкторского бюро Ильюшина, четырёхмоторный турбовинтовой Ил-18, стал на полтора десятка лет одним из основных магистральных самолётов «Аэрофлота». В апреле 1959 года на Ил-18 начали выполнять регулярные рейсы в Адлер и Алма-Ату.
Яковлев Александр Сергеевич
Первый опыт
Первый самолёт конструкции Александра Яковлева поднялся в небо в 1927 году. Он назывался АИР-1, получив своё название в честь председателя Центрального совета Осоавиахима, а впоследствии «врага народа», Алексея Ивановича Рыкова. Всего за период с 1927 по 1933 годы Яковлев разработал 10 типов самолётов семейства АИР – от АИР-1 до АИР-10.
Приближенный вождя
За проект учебно-тренировочного самолёта УТ-2 Александр Яковлев был премирован золотыми наручными часами. На одном из авиапарадов на УТ-2 обратил внимание Иосиф Сталин, который пригласил конструктора для личной беседы. Начиная с 1939 года Александр Яковлев стал приближенным лицом Сталина в вопросах авиастроения. Это стало причиной нападок на Яковлева после смерти Сталина: ряд советских авиаконструкторов обвиняли создателя самолётов «Як», что тот, пользуясь своим исключительным положением, добивался прекращения работ по конкурирующим проектам.
Второй по количеству, но один из первых по качеству
В годы Великой Отечественной войны было построено более 36 000 истребителей Як различных модификаций. Больше в годы войны было выпущено лишь штурмовиков Ил-2. На истребителях ЯК воевали летчики знаменитого полка «Нормандия – Неман». Кроме того, В конструкторском бюро Александра Яковлева был разработан первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки – палубный штурмовик Як-38. А за всю жизнь под его руководством были созданы свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты Яковлева непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации.
Лавочкин Семён Алексеевич
Что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше
Первые «Ла»
С конца 1930-х годов Семён Лавочкин работал над созданием самолётов истребителей. Многие из спроектированных им моделей (ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7) сыграли огромную роль в воздушных сражениях Второй мировой. Уже при первом применении Ла-5 в боевых условиях с14 по 24 августа 1942 года 19 истребителей совершили 180 боевых вылетов и в 27 воздушных боях лётчики полка сбили 16 самолётов противника.
«Лакированный авиационный Гарантированный Гроб»
В 1939 году с подачи все того же Туполева Лавочкин становится главным конструктором по самолётостроению. В это же время в стране объявляется конкурс на создание нового истребителя. Семён Алексеевич собирает собственную группу сотрудников, в которую вошли самые способные, по его мнению, инженеры, которая в итоге породила машину, которая после доработки была запущена в серию под индексом ЛаГГ-3. Ключевой особенностью этого самолёта стало использование нового прочного материала – дельта-древесины. Однако с началом боевых действий выяснилось, что ЛаГГ-3 уступает немецким машинам и к тому же имеет высокую аварийность, за что получил среди пилотов прозвище «Лакированный авиационный Гарантированный Гроб». Однако это нисколько не смутило авиаконструктора, а наоборот, стало стимулом к дальнейшей работе. И вскоре ЛаГГ-3 был усовершенствован и оснащён двигателем Шаврова. В итоге ЛаГГ-3 заслужил признание не только у советских лётчиков, но и у немецких асов.
Превосходя ожидания врага
Самолёт Ла-5 поступил в советские войска осенью 1942 года. Из-за своей схожести с И-16, который использовался во время гражданской войны в Испании и был прозван республиканцами крысой, пилоты люфтваффе не сразу поняли, что это совершенно другой самолёт, и окрестили его «Новой крысой». Однако после того, как в первые дни пилотам Ла-5 удалось сбить 16 самолётов противника и не потерять при этом ни одного своего, немцы поняли, что это что-то новое, не уступающее и даже порой превосходящее технологии Германии
Работа с персоналиями
Работа с хронологией.
Событие | Дата | Номер п/п |
От начала второй мировой до начала Великой Отечественной войн | Вступление Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию | 17 сентября 1939 |
Начало второй мировой войны | 1 сентября 1939 | |
Присоединение к СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины | лето 1940 | |
Пакты о взаимопомощи СССР и стран Прибалтики | осень 1939 | |
Советско-финская война | осень 1939 – весна 1940 | |
Советско-германский пакт о дружбе и границе | сентябрь 1939 | |
Ход военных действий в Великой Отечественной войне | Берлинская операция | весна 1945 |
Висло-Одерская операция | зима 1945 | |
Капитуляция немецкой армии под Сталинградом | 2 февраля 1943 | |
Корсунь-Шевченковская операция и выход Красной Армии к границе СССР | весна 1944 | |
Курская битва | лето 1943 | |
Нападение Германии на СССР | 22 июня 1941 | |
Начало контрнаступления Красной Армии под Москвой | 5 декабря 1941 | |
Неудачи Красной Армии на Волховском фронте, под Керчью и Харьковом | весна 1942 | |
Освобождение Киева | ноябрь 1943 | |
Окончательное снятие блокады Ленинграда | зима 1944 | |
Оборона Москвы | осень 1941 | |
Операция «Багратион» | лето 1944 | |
Оборонительный этап Сталинградской битвы | лето – осень 1942 | |
Освобождение Румынии, Болгарии, части Венгрии и Польши | лето – осень 1944 | |
Пражская операция | май 1945 | |
Переход Красной Армии в контрнаступление под Сталинградом | 19 ноября 1942 | |
Смоленское сражение, бои за Киев | июль – сентябрь 1941 | |
Антигитлеровская коалиция и разгром Японии | Атомная бомбардировка Хиросимы авиацией США | 6 августа 1945 |
Капитуляция Японии | 2 сентября 1945 | |
Ликвидация Коминтерна | ||
Открытие Второго фронта | июнь 1944 | |
Потсдамская конференция | июль 1945 | |
Советско-японская война | август – сентябрь 1945 | |
Складывание антигитлеровской коалиции | 1941–1942 | |
Тегеранская конференция | ||
Ялтинская конференция | февраль 1945 |
Работа с персоналиями.
Заполните таблицу (дается с ответами).
Военные конструкторы, прославившие Россию
Поначалу на Руси огнестрельное оружие (и ручное, и артиллерийское) называлось одинаково – пищаль. Существенное отличие в конструкции ручных и артиллерийских пищалей возникло с появлением в конце XV века фитильных замков. С XVI века известны ручные пищали с колесцово-кремневым запалом, состоявшие на вооружении русских войск до XVIII века.
Патриархами отечественного стрелкового дела были С.И. Мосин, Н.М. Филатов, В.Г. Федоров. Именно они воспитали таких известных конструкторов-оружейников, как П.М. Горюнов, В.А. Дегтярев, М.Т. Калашников, Я.У. Рощепей, С.Г. Симонов, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.
Одним из учеников и сподвижников Федорова был В.А. Дегтярев. В 1927 году на вооружение Красной Армии был принят пулемет, на котором стояла марка ДП – «Дегтярев, пехотный». После этого Дегтярев начал работать над созданием отечественного пулемета для авиации. В марте 1928 года авиационный пулемет Дегтярева был принят к серийному производству и заменил в советской авиации английские пулеметы Льюиса.
Дегтярев тесно сотрудничал с другими талантливыми конструкторами – Г.С. Шпагиным и П.М. Горюновым. Результатом их сотрудничества стала целая серия пулеметов. В 1939 году на вооружение поступил 12,7-мм станковый пулемет образца 1938 года ДШК (Дегтярев – Шпагин, крупнокалиберный). Вначале он был предназначен для пехоты, но затем нашел применение и в других родах войск. Пробивая броню до 15 мм, ДШК был эффективным средством в борьбе с авиацией противника.
По-особому сложилось сотрудничество В.А. Дегтярева с П.М. Горюновым. Молодой конструктор создал пулемет, который превосходил пулемет системы Дегтярева и был рекомендован специальной комиссией для принятия на вооружение. Для Василия Алексеевича это было неожиданностью и серьезным нравственным испытанием, но на вопрос, какой пулемет принимать на вооружение, Дегтярев не колеблясь ответил, что следует принять станковый пулемет системы Горюнова. Именитый конструктор в данном случае проявил истинное благородство и по-настоящему государственный подход.
В советское время Токарев усовершенствовал «Максим» образца 1910 года, сконструировал несколько типов авиационных пулеметов. Большой заслугой конструктора является создание в довоенные годы пистолета ТТ.
Но главное достижение в творческой жизни Токарева – это автоматическая винтовка. В мае 1938 года Токарев представил свой, как он считал, лучший из 17 созданных им образцов винтовки. В результате испытаний его винтовка показала высокие качества и была принята на вооружение под названием «7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева образца 1938 года (СВТ-38)». Над ее созданием конструктор работал 30 лет. На базе этой винтовки в том же году Токаревым была разработана и снайперская винтовка с оптическим прицелом.
Простота устройства и технологии изготовления автоматов позволила уже в 1941 году, когда часть военных заводов демонтировалась и переводилась на восток, развернуть их производство на мелких предприятиях и даже в мастерских. ППШ лишил врага преимущества перед нашей армией в автоматическом стрелковом оружии.
Всему миру известен автомат доктора технических наук генерал-лейтенанта Михаила Тимофеевича Калашникова (1919). Он отличается легкостью, компактностью, надежностью, изяществом.
Весной 1942 года опытный образец был готов. Однако изготовленный кустарным способом автомат был забракован «за отсутствием преимуществ перед существующими образцами». Но комиссия отметила незаурядные способности старшего сержанта, поставившего перед собой цель: автомат должен быть непременно намного лучше всех существующих образцов.
Замечательную историю имеет и русская артиллерия, появление которой связано с именем великого князя Дмитрия Донского (1350-1389). Именно при нем зародилось пушечно-литейное дело.
Русская артиллерия развивалась быстро и самостоятельно. Это подтверждается и ее численностью. К концу XIV века на Руси насчитывалось до 4 тысяч артиллерийских орудий.
После Северной войны начальник русской артиллерии Я.В. Брюс писал Петру I: «Англичане зело сибирские пушки возлюбили. и просят одной пушечки для образца».
Развитая промышленная база и талант отечественных конструкторов позволили Петру I создать артиллерию, которая в течение всего XVIII века оставалась самой многочисленной и технически совершенной артиллерией в мире. Большой вклад в развитие отечественной артиллерии внес знаменитый русский механик А.К. Нартов, который во второй четверти XVIII века создал специальные станки и инструменты для производства артиллерийских орудий, первым в мире предложил оптический прицел. Однако самым известным изобретением А.К. Нартова была 44-ствольная круговая скорострельная батарея. На колесообразном станке были размещены 44 бронзовые мортирки, разделенные на 8 секторов по 5-6 стволов в каждом. Конструкция позволяла производить стрельбу из всех мортирок сектора одновременно. Затем станок поворачивали, производили стрельбу из другого сектора, и в это время с противоположной стороны можно было производить перезаряжание.
Крупный вклад в развитие русской артиллерии внес Петр Иванович Шувалов (1710-1762). Под его руководством русские артиллерийские офицеры М. Данилов, М. Жуков, М. Мартынов, И. Меллер, М. Рожнов в 1757-1759 гг. разработали несколько образцов гладкоствольных гаубиц для стрельбы настильным и навесным огнем. Эти орудия с изображением мифического зверя с рогом во лбу получили название «единорог». Легкие и маневренные орудия стреляли картечью, ядрами, разрывными гранатами, зажигательными снарядами на дальность до 4 км. После России единороги были приняты на вооружение сначала Францией, затем другими европейскими странами и продержались на вооружении свыше 100 лет. Русская артиллерия уже в те времена сопровождала пехоту в бою и вела огонь над своими боевыми порядками.
В 1872-1877 гг. инженер-артиллерист В.С.Барановский создал первое скорострельное артиллерийское орудие и применил на нем патронное заряжание. К сожалению, талантливый конструктор трагически погиб при артиллерийских испытаниях. Ни одно из зарубежных орудий не могло превзойти отечественную трехдюймовую пушку образца 1902 года, созданную по идеям Барановского профессором Михайловской артиллерийской академии Н.А. Забудским.
Русские инженеры проявили высокое мастерство в создании мощных снарядов. Так, фугасная граната В.И. Рдултовского появилась в артиллерии в 1908 году и под названием «старой фугасной гранаты» дожила до Великой Отечественной войны.
«Богом войны» называли артиллерию в годы Великой Отечественной. Советские конструкторы артиллерийских систем перед войной создали достаточно мощные и совершенные орудия и минометы. 76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал «лучшим 76-мм орудием Второй мировой войны» и одной «из самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии». Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.
В 1943 году около половины всех артиллерийских средств Красной Армии приходилось на долю минометов. Многие из них были разработаны под руководством Б.И. Шавырина. Это 50-мм ротный, 82-мм батальонный, 120-мм полковой минометы. В октябре 1944 году появился 240-мм миномет. В создании таких мощных минометов Германия отставала от СССР. Только в 1942 году, использовав чертежи, захваченные на одном из заводов Украины, немецкие инженеры наладили производство 122-мм минометов, которые являлись точной копией советских.
Со второй половины XVII века на Руси стали применяться ракеты. Производством ракет в конце XVII века занимался и молодой царь Петр. Им было основано специальное «ракетное заведение», где Петр сам изготовлял и пускал ракеты, придумывал составы «огненных снарядов» Петровская сигнальная ракета просуществовала в армии почти полтора столетия. В последующие годы в России ракетное дело постоянно совершенствуется: создаются новые ракетные снаряды и пусковые станки, разрабатываются основы ракетной стрельбы. Зачинателем этих дел был Александр Дмитриевич Засядко. Работы Засядко с успехом продолжил Константин Иванович Константинов. Ракеты его конструкции применялись в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 годов.
В 1959 году рождаются Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Создателями межконтинентальных баллистических ракет, жидкостных реактивных двигателей, приборов управления и сложного наземного оборудования для них были академики С.П. Королев, В.П. Глушко, В.Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В.П. Макеев, М.Ф. Решетнев, В.П. Бармин, A.M. Исаев, М.К. Янгель и другие.
Новый этап в техническом оснащении РВСН связан с созданием и постановкой на боевое дежурство ракетных систем РС-16, РС-18, РС-20. В этих ракетных системах наши конструкторы применили принципиально новые технические решения, позволившие повысить эффективность боевого применения ракет и усилить их защищенность от ударов противника.
Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки КВ и ИС, созданные под руководством Ж.Я. Котина и Н.Л. Духова.
В настоящее время принимаются меры по замене ныне действующих танков Т-72 и Т-80 на унифицированную и более совершенную модель Т-90. Новая машина обладает системой оптико-электронного подавления, комплексом, позволяющим вести стрельбу с ходу управляемой ракетой на дальность 5 километров, дублирующей системой управления огнем у командира экипажа.
Широко известны достижения отечественных ученых и конструкторов в области судостроения. В середине ХIХ века во всем мире начинается переход от строительства деревянных парусных судов к паровым судам, появляются корабли, изготовленные из металла. Отечественный Военно-морской флот становится броненосным.
История оставила нам имена наиболее известных кораблестроителей, опережавших свое время. Особенно интересна судьба Петра Акиндиновича Титова, ставшего главным инженером крупнейшего судостроительного общества и не имевшего при этом даже свидетельства об окончании сельской школы. Знаменитый советский кораблестроитель академик А.Н. Крылов считал себя учеником Титова.
В 1834 году, когда флот не имел ни одного металлического корабля, на Александровском литейном заводе была построена подводная лодка, сделанная из металла. Ее вооружение состояло из шеста с гарпуном, пороховой мины и четырех пусковых установок для запуска ракет.
В 1904 году по проекту И.Г. Бубнова – знаменитого строителя линейных кораблей – была начата постройка подводных лодок. Созданные нашими мастерами лодки «Акула» и «Барс» оказались более совершенными, чем подводные суда всех воевавших в Первую мировую войну стран.
Важную роль в совершенствовании отечественного подводного флота сыграл советский конструктор-кораблестроитель и изобретатель доктор технических наук, академик АН СССР Сергей Никитич Ковалев (1919). С 1955 года он работал главным конструктором Ленинградского центрального конструкторского бюро «Рубин». Ковалев – автор свыше 100 научных трудов и многих изобретений. Под его руководством были созданы атомные подводные лодки-ракетоносцы, известные за рубежом под шифром «Янки», «Дельта» и «Тайфун».
В 1913 году русский конструктор Д.П. Григорович построил первый в мире гидросамолет. С тех пор в отечественном Военно-морском флоте велись работы по оборудованию судов в качестве носителей корабельной авиации. Созданные на Черном море авиатранспорты, которые могли принимать до семи гидросамолетов, участвовали в боевых действиях в годы Первой мировой войны.
Ярким представителем отечественных конструкторов-кораблестроителей является Борис Израилевич Купенский (1916-1982). Он был главным конструктором сторожевых кораблей типа «Горностай» (1954-1958), первых в советском Военно-морском флоте противолодочных кораблей с зенитно-ракетными комплексами и газотурбинной всережимной энергетической установкой (1962-1967), первого в ВМФ СССР боевого надводного корабля с ядерной энергетической установкой и головного в серии атомных ракетных крейсеров «Киров» (1968-1982) с мощным ударным и зенитным вооружением, практически неограниченной дальностью плавания.
Ни в одной области отечественной конструкторской мысли нет столько прославленных умов, как в авиастроении. О.К. Антонов, А.А. Архангельский, Р.Л. Бартини, Р.А. Беляков, В.Ф. Болховитинов, Д.П. Григорович, М.И. Гуревич, С.В. Ильюшин, Н.И. Камов, С.А Лавочкин, А.И. Микоян, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, И.И. Сикорский, П.С. Сухой, А.А. Туполев, А.С. Яковлев и др. создали модели самолетов и вертолетов, которые не один год находились в серийном производстве, а многие технические решения, найденные ими, до сих пор используются при проектировании современной авиационной техники.
Подлинным новатором стал конструктор А.Ф. Можайский, на 10-15 лет опередивший зарубежных конкурентов. Можайский создал действующую модель самолета, которая в 1877 году была представлена комиссии по воздухоплаванию. Русский изобретатель не только показал в деталях конструкции будущего аппарата, но и продемонстрировал все элементы полета: разбег, взлет, полет и посадку. Впоследствии капитан Можайский создал летательный аппарат в натуральную величину, но комиссия дала отрицательное заключение на аэроплан Можайского и рекомендовала ему отказаться от создания самолета с неподвижным крылом и строить его «по образцу птиц с машущими крыльями», с чем конструктор не соглашался. Первые неудачные летные испытания не остановили офицера, и он настойчиво совершенствовал аэроплан до самой своей смерти (весна 1890 года).
Одним из первых русских авиационных конструкторов, прославивших отечественную науку и технику, был Я.М. Гаккель (1874-1945). В период с 1908 по 1912 годы он спроектировал 15 самолетов различных типов и назначения. При этом он непрерывно улучшал качество машин, их летно-технические данные.
Этапное событие в истории авиации произошло 13 мая 1913 года под Петербургом. Игорь Иванович Сикорский (1880-1992) поднял в воздух невиданный ранее самолет собственной конструкции. Его вес вчетверо превышал вес самого крупного к тому времени аэроплана. По грузоподъемности новая машина могла сравниться разве что с наиболее крупными дирижаблями того времени. Этим поистине революционным самолетом стал «Русский витязь».
За границей долго не могли поверить, что русскому авиаконструктору удалось то, что на Западе считалось невозможным. В 1912-1914 годах под руководством Сикорского были созданы также самолеты «Гранд» и «Илья Муромец», отличавшиеся большой дальностью полета и положившие начало многомоторной авиации.
Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Андрея Николаевича Туполева (1888-1972) крупнейшего в мире пассажирского самолета АНТ-20 «Максим Горький» (1934), а также средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Вместе с Н.Е. Жуковским он принимал активное участие в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Под его руководством спроектированы и построены более 100 различных типов самолетов, 70 из которых внедрены в серийное производство. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны. В послевоенные годы под руководством Туполева создан целый ряд самолетов для Советской Армии и ВМФ, гражданской авиации, в числе которых первые советские реактивные бомбардировщики Ту-12 (1947), Ту-16; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (1954); первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957) и последовавшие за ним Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также ряд сверхзвуковых самолетов, в том числе пассажирский Ту-144.
Туполев воспитал множество авиационных конструкторов, вокруг которых впоследствии сложились самостоятельные КБ: В.М. Петлякова, П.О. Сухого, В.М. Мясищева, А.А. Архангельского и других.
Выдающийся вклад в развитие отечественной авиации внесли конструкторы А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, С.В. Ильюшин и Г.М. Бериев. В руководимых ими конструкторских бюро за очень короткие сроки сконструированы, испытаны и запущены в серийное производство новые истребители, бомбардировщики, штурмовики, созданы летающие лодки и корабельные самолеты.
Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895-1975). Под его руководством создано более 50 конструкций самолетов, многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми характеристиками. Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны. В 1942-1943 годах он создал бронированный штурмовик Су-6. Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолеты Су-9, Су-10, Су-15 и др., а в 1955-1956 годах – сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидным и треугольным крылом (Су-7б и др.). На самолетах конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 и 1962 годы) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960 и 1962 годы).
В ближайшие годы на смену фронтовому бомбардировщику Су-24М придет не имеющий аналогов в мире многофункциональный бомбардировщик Су-34. Его основное предназначение – поражение точечных сильно защищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.
Талант и подвижничество наших ученых и конструкторов позволяют иметь такие образцы вооружения, которых не имеет ни одна армия мира. Так, только Россия обладает экранопланами. Генеральным конструктором первых экранопланов является Р.Е. Алексеев. В конце 40-х годов он создал торпедный катер на подводных крыльях с невиданной по тем временам скоростью – 140 км/ч и высокими мореходными качествами. Появившиеся впоследствии «Ракеты» и «Метеоры» – детище военного ученого.
На Западе также проектировали экранопланы, но после ряда неудач свернули работы. В нашей стране экранопланы создавались в различных вариантах: ударном, противолодочном, спасательном. Экраноплан водоизмещением более 500 тонн и скоростью 400-500 км/ч испытывал сам генеральный конструктор. Уникальная техника способна не только осуществлять десантирование в военных целях, но и выполнять мирные пассажирские, грузовые перевозки, вести спасательные и научно-исследовательские работы.
Вертолет обладает мощным вооружением. На нем установлены блоки НУРС, пусковые установки ПТУР «Вихрь» с наведением по лазерному лучу, пушка калибра 30 мм с боекомплектом 500 снарядов. Ракеты запускаются с 8-10 километров, то есть вне зоны действия объектовой ПВО противника. Катапультное кресло летчика и предварительное отстреливание лопастей вертолета обеспечивают спасение пилота во всем диапазоне скоростей и высот, включая нулевые.
Русская земля во все времена была богата на таланты, мы явили миру Менделеева и Королёва, Попова и Калашникова. Список выдающихся отечественных военных конструкторов можно продолжать очень долго. Меч русской армии ковался трудом и интеллектом многих сотен и тысяч наших соотечественников.