Имамы что значит в православии
Имамы что значит в православии
Смотреть что такое «имам» в других словарях:
Имам — ведет в молитве прихожан. Каир, Египет, 1865 год. Имам (араб … Википедия
ИМАМ — (араб., от amma предводительствовать). 1) духовное лицо у магометан. 2) у арабов владетельный князь, он же и духовный глава. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИМАМ 1) глава магометанской церкви; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка
имам — См … Словарь синонимов
имам — а, м. imam, iman m. <, араб. imam. Духовный глава мусульман. БАС 1. Има Кули Бег, чие то было имя Наипа. Соймонов КМ 1 231. // Сл. 18. С нами был весьма богоязливый и мягкосердечный Имам, который сказал им <янычарам> преразумную… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Имам — (араб. предстоятель): 1) у мусульман духовное лицо, котороезаведует мечетью, совершает требы и предстоит во время общественноймолитвы (т. е. читает). В Турции И. выбирают прихожане, а властиутверждают; избираются лица, получившие богословское… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ИМАМ — у мусульман светский и духовный глава общины или государства … Юридический словарь
ИМАМ — (арабское), у мусульман: 1) руководитель богослужения в мечети; 2) светский и духовный глава общины … Современная энциклопедия
ИМАМ — (араб.) у мусульман, 1) руководитель богослужения в мечети2)] Светский и духовный глава общины … Большой Энциклопедический словарь
Имам — у мусульман руководитель богослужения в мечети; светский и духовный глава общины … Исторический словарь
ИМАМ — ИМАМ, имама, муж. (араб. imam, букв. вожатый каравана верблюдов). Духовный глава всех магометан или какой нибудь группы их. || Руководитель молящихся, произносящий молитвы в мечети. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИМАМ — ИМАМ, а, муж. Глава мусульманской общины. | прил. имамский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Переходят ли имамы в христианство?
Недавно на сайт «Православие и современность» поступил такой вопрос: «Известны случаи принятия ислама христианскими священнослужителями, но неизвестны случаи принятия христианства имамами. Были ли они? Может ли бывший имам стать священником?».
Действительно, некоторое время назад мусульмане широко разрекламировали переходы в ислам четверых бывших православных священников. Один из них, к слову, некоторое время спустя с покаянием вернулся в христианство. О другом доходят сведения, что он уже успел оставить и ислам, как прежде покинул христианство. Но, несмотря на это, информация об их переходе в ислам широко растиражирована в интернете, и еще не один год будет смущать умы людей.
При этом со стороны мусульман нередко звучат утверждения, что будто бы ни один имам или мулла никогда не переходил в христианство. Более того, многие из мусульманских активистов уверяют, что вообще ни один мусульманин, серьезно изучивший ислам, якобы не может предпочесть ему учение Христа-Спасителя. И что, якобы, те мусульмане, которые крестятся, являлись лишь «номинальными» и по-настоящему ислама не знали. Неудивительно, что подобные идеи смогли оказать влияние даже на православных пользователей интернета.
Стоить обратить внимание на то, что сравнение мусульманского культового служителя (мулла, имам) с православным священником некорректно. Поскольку в исламе нет таинств, то, соответственно, нет ничего подобного понятиям таинства священства, благодати и священнодействия, которые и составляют основу православного понимания священнического служения. Имам, по крайней мере, у суннитов, которых более 90% от общего числа мусульман,― это просто религиозно образованный человек, уровень знаний которого признали лица, пользующиеся авторитетом, а мусульманская община сделала его служителем в мечети.
Имам не проходит никакой инициации и не совершает никаких таинств. В мечети он лишь стоит впереди остальных и вслух читает те же самые молитвы и совершает те же телодвижения, что читают и совершают все религиозные мусульмане у себя дома. Кроме того, он произносит проповедь во время коллективной молитвы, заведует порядком в мечети, читает предусмотренные молитвы во время мусульманских праздников, при обрезании, на свадьбах и похоронах. Во всех его действиях нет ничего такого, чего не мог бы выполнить любой другой мусульманин, не являющийся имамом.
У православных же христиан все совсем по-другому. В таинстве священства человек получает особую благодать от Бога для того, чтобы совершать таинства, во время которых за видимыми действиями невидимо подается сила Божия, исполняющая дела, относящиеся к духовной реальности ― такие, как, например, прощение грехов или преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, соединяющих причащающегося человека с Богом. Ничего подобного в исламе нет.
Поэтому имамов корректнее сравнивать с раввинами, чем с православными священниками. А если искать параллели среди православных, то мы можем найти нечто подобное, если представим себе мирянина ― старосту храма, обладающего богословским образованием и исполняющего также обязанности чтеца на службе. Вот это будет более точным аналогом имама в исламе.
Но, конечно, случаи обращения в христианство имамов, как людей, обычно, более религиозно образованных, чем основанная масса мусульман, естественно вызывают интерес, как мы видим и на процитированном выше вопросе.
Такие случаи известны. Найти свидетельства о них можно в том же самом интернете, в котором сообщалось и об отпадении православных священников. Например, сайт «Иисус для мусульман» разместил сообщение одного из своих узбекских читателей, который свидетельствует: «Мне довелось общаться с одним узбеком, он сейчас в России. Был раньше муллой, а затем стал христианином. Из-за этого ему пришлось бежать из Узбекистана».
В свою очередь, сайт www.jesus.org.uk рассказал со слов шведского протестантского миссионера, что татарский мулла Мисха, родившийся на Урале, три года исполнял обязанности мусульманского священнослужителя, а затем, после пережитого им чуда, обратился в христианство.
Также сайт JesusChrist.ru сообщал об афганском мулле Фамире, который после освобождения Афганистана от талибов принял христанство. Это случилось благодаря его общению с христианином и чтению Библии.
Тем не менее, известен еще ряд имамов и мусульманских проповедников, которые стали христианами:
Доктор Мухаммед Рахуми (ныне Сэмуэл Пол), бывший декан в Исламском Университете Аль-Азхар (Каир, Египет).
Хэмрен Эмбри, Индонезия, до обращения был председателем Мусульманского конгресса Калимантана, а также исполнял обязанности имама и проповедника в армии.
Имам эль-Факи, Судан, в 1998 г. за переход в христианство подвергся тюремному заключению, после чего начал проповедовать мусульманам-однокамерникам.
Имам Хаджи Хасман Мухаммед, Эфиопия, вместе со всей семьёй обратился ко Христу в 2003 г., за что подвергся избиению и разграблению имущества.
Мулла Ассад Уллах, Афганистан, случайно получив Библию, прочитал ее и уверовал во Христа, позже тайно крестился. В 2004 г. за переход в христианство был убит вместе с еще четырьмя афганцами-христианами, о чём сообщил агентству Рейтер представитель движения «Талибан» Абдуль Латиф Хакими.
Салех Хуссейни, Нигерия, бывший мусульманский имам, преследовавший христиан до тех пор, пока однажды сам не обратился ко Христу.
Имам Джемаль Зарка, Ближний Восток. Впервые познакомился с христианством, зайдя в церковь. Позднее уверовал и крестился, вместе со своей семьёй.
Имам Зак Гариба, был настоятелем мечети в Гане. В 2000 г. принял христианство, сейчас живёт в Канаде.
Эль-Аккад, Египет, мусульманский проповедник, после своего крещения весной 2005 г. был арестован и посажен в тюрьму, где до сих пор и пребывает.
Маулави Сулейман, Индия, мусульманский проповедник и полемист с христианством, позднее уверившийся в истине Евангелия.
Также известны и другие примеры имамов, переходящих в христианство. На английском и арабском языках есть целые форумы, созданные специально для бывших мусульман, где общаются те, кто покинул ислам. В сети выложены и видеозаписи, где бывшие имамы рассказывают о своем пути ко Христу.
На русском языке подобных форумов нет, может быть, отчасти поэтому и складывается впечатление, что мусульманские служители культа не обращаются в христианство. Хотя лично мне известен пример человека, который был муллой в одной из среднеазиатских республик бывшего СССР, затем уверовал во Христа, крестился, потом закончил семинарию, и ныне уже сподобился стать православным священником. Живет сейчас в России. По соображениям безопасности предпочитает не предавать огласке свой духовный путь.
В обращении имамов в христианство нет ничего невероятного. Ведь путь к Господу Иисусу Христу открыт для любого мусульманина, независимо от его национальности и степени знакомства с исламом, а также степени вовлеченности в мусульманскую общину. Многие служители мусульманского культа и яростные апологеты ислама убеждались и убеждаются по всему миру в истине неповрежденного Евангелия, возвещающего величайшее дело и подвиг любви Божией: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
И естественно, что нет никаких препятствий для получения духовного сана для человека, до крещения бывшего имамом. Разумеется, кроме тех требований, которые предъявляются к любому кандидату в священный сан.
Православные христиане, в отличие от мусульман, действительно обычно не устраивают шумихи по каждому случаю обращения имама или какого-нибудь значимого мусульманина в Православие. И вовсе не от лени, а потому, что Православие не нуждается в подобного рода внешних подтверждениях своей истинности ― его истинность подтверждается самим учением и тем, как оно влияет на жизнь каждого, кто искренне предался ему.
Богородица спаси нас
Михаил Р.Б.
многих сейчас смущают слова в молитвословиях, вот например:
«яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительныц, током Тебе, о Богомати. «
далее там же «К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе?»
«не имам иныя помощи, не имама иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо еси рабы, да не постыдимся».
Когда читаешь эти слова, то возникает внутри мысль, а как же Господь? Ведь только Он наша надежда и наше спасение. В результате молитва получается не совсем искренней. Кроме того, получается как бы приуменьшение роли Божией в деле нашего спасения. Возникает смущение, недоумение.
возможно это не правильный перевод? или ещё что-то.
Юрий Шокин
Как можно даже подумать, что эта молитва ошибочная? Чем больше будем обращаться к Богородице с чистой молитвой и знать песнопений о Ней, тем меньше будет возникать подобных вопросов и сомнений. Оторвитесь от цепких лап логики и дайте мысли высокий духовный полет.
Естественно, что никакой ошибки перевода нет и слова «яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительныц, током Тебе, о Богомати. » надо понимать так, что Богородица единственная такая из всех святых, кто удостоился наивысшего благоволения в ходатайстве о помощи и милости к нам Ее Сына Бога нашего. Эти слова подчеркивают признание особой роли Ее в деле спасения всех христиан. В отличие от всех других святых Богородица есть то звено в деле спасения человеков, без которого не мог бы исполниться план Божий. Можно не почитать кого-нибудь из святых и не обращаться к ним за помощью, но Богородица должна быть почитаема всеми христианами. Кто не почитает Богородицу, тот оскорбляет Ее Сына. Без признания участия и особой роли Богородицы в нашем спасении и прославления Ее спасение невозможно.
Есть некоторые прошения, с которыми удобно обратиться не к Самому Богу, а к Пресвятой Богородице, которая лучше нас поймет наши проблемы и молитвы, преобразует их, представив их в более благозвучном виде, чем мы умеем это делать. Она как женщина и мать более поймет эти просьбы, примет их к Своему материнскому сердцу. Кто как не мать может утешить нас в терпении всяких невзгод? Одно дело, если мы сами пойдем к Царю за милостью, а другое, если Его Мати будет просить Его по нашим молитвам. Молясь Богородице, мы молимся Богу. Наша молитва может быть и не принята непосредственно Богом, а Ее молитва за нас никогда не будет отвергнута, как не отверг Христос Ее поспешную просьбу на свадьбе в Кане Галилейской.
Она приближенная и ублажающая Царя не только как мать, но и как Царица, восседающая с Христом одесную Его. Она ближе всех к Богу. Она удостоилась особой милости у Бога. Именно ее молитвы о нас в первую очередь примет Бог. Она сильнее всех может ходатайствовать в Своих молитвах перед Ним за тех, кто ищет милости у Господа.
Как «стала она Лествицей для нисхождения Царя Небесного на землю» (прот. Г. Дьяченко), так стала Ею и для восхождения нашей чистой молитвы о спасении к Нему же, пребывающему на Небесах.
Имамы что значит в православии
Термин «имам» употребляется у шиитов и суннитов также в качестве почетного прозвища крупнейших религ. авторитетов, руководителей больших общин, основателей богословско-правовых толков и богословских школ (Абу Ханифа, аль-Аш‘ари, Хомейни и т. д.).
Ист.: ал-Багдади. Усул ад-дин // Китаб усул ад-дин / Та’лиф ал-имам ал-устаз Аби Мансур (?)lsquo;Абд ал-Кахир бен Тахир ат-Тамими ал-Багдади. Стамбул, 1346 [1928]. T. 1. С. 270-294; Al-Shahrastani. Kitab nihayatu-l-iqdam fi (?)lsquo;ilmí-l-kalam / Ed. and transl.: A. Guillaume. L., 1934; Amoli S. H. La philosophie shi(?)lsquo;ite / Textes publ. avec une double introd. par H. Corbin et O. Yahia. Teheran; P., 1969. P. 242-254.
Лит.: Handwörterbuch des Islam. Leiden, 1941. S. 206-208; Madelung W. Imama // EI. Vol. 3. P. 1192-1198.
Полезное
Смотреть что такое «ИМАМ» в других словарях:
Имам — ведет в молитве прихожан. Каир, Египет, 1865 год. Имам (араб … Википедия
ИМАМ — (араб., от amma предводительствовать). 1) духовное лицо у магометан. 2) у арабов владетельный князь, он же и духовный глава. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИМАМ 1) глава магометанской церкви; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка
имам — См … Словарь синонимов
имам — а, м. imam, iman m. <, араб. imam. Духовный глава мусульман. БАС 1. Има Кули Бег, чие то было имя Наипа. Соймонов КМ 1 231. // Сл. 18. С нами был весьма богоязливый и мягкосердечный Имам, который сказал им <янычарам> преразумную… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Имам — (араб. предстоятель): 1) у мусульман духовное лицо, котороезаведует мечетью, совершает требы и предстоит во время общественноймолитвы (т. е. читает). В Турции И. выбирают прихожане, а властиутверждают; избираются лица, получившие богословское… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ИМАМ — у мусульман светский и духовный глава общины или государства … Юридический словарь
ИМАМ — (арабское), у мусульман: 1) руководитель богослужения в мечети; 2) светский и духовный глава общины … Современная энциклопедия
ИМАМ — (араб.) у мусульман, 1) руководитель богослужения в мечети2)] Светский и духовный глава общины … Большой Энциклопедический словарь
Имам — у мусульман руководитель богослужения в мечети; светский и духовный глава общины … Исторический словарь
ИМАМ — ИМАМ, имама, муж. (араб. imam, букв. вожатый каравана верблюдов). Духовный глава всех магометан или какой нибудь группы их. || Руководитель молящихся, произносящий молитвы в мечети. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИМАМ — ИМАМ, а, муж. Глава мусульманской общины. | прил. имамский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
«Горé имеим сердца». «Имамы ко Господу». Что означают эти слова? Обращены ли в действительности наши сердца ко Христу?
Митрополит Афанасий Лимассольский
На божественной литургии во время анафоры священник возглашает: «Горé имеим сердца!» (т.е. «Устремим вверх наши сердца»). И хор от лица всех молящихся отвечает: «Имамы ко Господу» («Устремлены ко Господу»).
Последняя фраза состоит всего из трех слов, но мы, христиане, можем считать, что в ней отражается смысл всей нашей жизни. Не знаю, как у других, но лично я воспринимаю божественную литургию как путешествие – путешествие за пределы этого мира в мир божественный.
Вот что означают эти слова.
Когда мы летим куда-то на самолете, то сначала поднимаемся в салон, усаживаемся, пристегиваемся, слушаем, что нам говорят на тот случай, если самолет начнет падать, затем взлетаем и начинаем подниматься вверх – пока самолет не достигнет самой высокой точки.
То же происходит и на литургии. Мы приходим в храм и постепенно поднимаемся мысленно вверх, пока не достигнем наивысшей точки. Слова священника – «Горé имеим сердца» – сопровождают наш подъем к Богу, стремительный и крутой. И потому мы отвечаем: «Имамы ко Господу».
Господь говорит нам: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21). Так и бывает у каждого из нас. Там, где сосредоточены все наши интересы, там, где находится то, что мы любим и чего ищем, – там наше сердце.
Если человек видит смысл существования в бизнесе, то все его существо – ум, сердце – сосредоточено на бизнесе, на финансах. Если для человека самое важное в этом мире – другой человек, то его сердце целиком принадлежит этому другому человеку. Но Церковь и Евангелие учат нас, что наше сердце предназначено исключительно для Бога. Когда же Бога там нет, то человеку невозможно подняться к Нему.
Это становится понятно, когда мы начинаем молиться. Тогда мы замечаем, что наше сердце не стремится к Богу, потому что слишком много земного «держит» его внизу. Конечно, тут вы спросите: «А что же нам делать? Мы живем в этом мире! У нас семьи, дети, проблемы – разве можно не обращать на все это внимания? Нам что, не заниматься делами? У нас множество обязанностей, профессия, карьера, долги… Как быть?»
Конечно, человек должен выполнять свои обязанности – и горе нам, если мы этого не делаем.
Нужно заниматься делами – но в нашей жизни при этом должна быть определенная иерархия. Да, мы решаем проблемы, мы стараемся, но в глубине нашего сердца, в его центре, священном пространстве, не должно быть места ни для чего относительного. Там живет только Бог. А все остальное должно оставаться на периферии.
А увидеть содержание своего сердца можно по тому, как мы относимся к Богу.
Вот мы приходим в храм услышать Слово Божие. И кто-то из нас принимает это Слово с большим желанием, впитывая Его в свое сердце. Кто-то слушает, но в меньшей степени. Кто-то – еще меньше. А кто-то не слушает вообще. И все становится понятно, человек сам чувствует. Какие бы прекрасные слова ни звучали, в сердце они не входят.
Я вспоминаю, как к старцу Паисию приходили люди, много людей, могло прийти до пятнадцати человек одновременно. И вот они ждали, что старец им скажет. А он, как известно, был человеком простым и не любил длинных разговоров, долгих обсуждений… Он говорил очень просто.
И вот некоторые люди, слушая старца, принимали каждое его слово, как если бы оно исходило из уст Самого Бога. И происходили чудеса. А другие стояли и в то время, как рядом с ними люди преображались под действием Духа Святого, рассматривали деревья, растущие вокруг – каштаны, кипарисы, сосны… И таких людей старец угощал лукумом и орешками, говоря с ними только на общие темы, потому что они были неспособны воспринять что-то более серьезное.
То же самое происходит и тогда, когда мы приходим в церковь. Я видел людей, которые жалели, что литургия закончилась. А видел и таких, которые жалели, что она все никак не кончается. «Как, еще не все?» – говорит такой человек. И начинает переживать. А другой говорит: «Как жаль, что литургия закончилась! Как было бы хорошо, если бы она длилась вечно!»
Почему такая разница? Потому что где наше сокровище, там и сердце наше. Один подвижник говорил, что человек легко может узнать о том, что ожидает его после смерти. Проще говоря, попадет он в рай или в ад. Это очень легко. Для этого не нужно умирать, или ждать какого-то извещения от Бога.
Просто загляни в свое сердце. Что в нем? Если ты находишь успокоение в духовном пространстве – молитве, литургии, в Слове Божием, – если все это дает тебе силы, укрепляет тебя, дарит ощущение блаженства и счастья, значит, в тебе поселилась Божественная благодать.
А если ты чувствуешь, что ничего подобного не происходит, а наоборот, появляется противостояние молитве под влиянием темных сил, и ты ничего не понимаешь, ничего не хочешь и отталкиваешь Бога от себя, то это будет продолжаться и после смерти.
Именно это, к сожалению, и будет тем вечным мучением, о котором говорится в Евангелии. Мы поймем это, когда увидим Бога, но при этом будем продолжать отталкивать Его от себя – вечно. И сейчас мы отталкиваем Его, но не понимаем этого и потому не скорбим. Мы не знаем Его, не знаем, Кто Он и как Он любит нас. Не знаем, что не можем жить без Него. Нам легче жить во мраке страстей, ничего больше нас не интересует, и мы обманываем себя, думая, что счастливы. Но когда мы окажемся на том свете, то узнаем истину и будем вечно терзаться.
То, о чем говорится на литургии, воплощается на практике. Потому что молясь во время службы, мы стараемся вознести свои сердца к Богу – о чем и говорится в тексте богослужения. И поем: «Имамы ко Господу». Но обращены ли в действительности наши сердца ко Христу? Кто может сказать? Только Бог знает…
Один афонский монах усиленно молился ночью. На Афоне все монахи молятся по ночам. И вот этот человек очень хотел узнать, принимает ли Бог молитвы монахов и как Он их принимает. Он долго молился, и Господь послал ему откровение. Он увидел перед собой всю гору Афон, а над ней поднимались языки пламени, которые устремлялись к небу. Одни огни были маленькие, другие – побольше, некоторые – еще больше, а один был похож на огненную реку, текущую в небо.
И монах услышал Голос, Который говорил ему, что все это – молитвы монахов: у одних они слабее, у других – сильнее, а есть и очень сильные. Тогда монах спросил, чья молитва похожа на эту большую реку – т.е. у какого монаха молитва самая сильная. И Господь сказал ему, что эта молитва одного старца (имя старца не названо потому, что во время записи этой беседы он еще был жив – прим. ред.)
То же самое происходит и на литургии. Мы стоим на службе, перед лицом Бога, и молимся – один сильнее, другой слабее. Бог знает силу молитвы каждого. И так как все мы стараемся молиться, то эта общая молитва помогает нам и объединяет нас. Особенно во время божественной литургии, и особенно – во время Анафоры, потому что мы готовимся стать едиными с Телом и Кровью Христа.
Святые отцы, исходя из собственного опыта, различают три вида молитвы (или движения ума).
Посмотрим, что происходит, когда мы возносим наши сердца к Богу, как это бывает на практике.
Когда священник произносит эту фразу («Горе имеим сердца»), не нужно смотреть на потолок храма или небо. На некоторых западных иконах святые (а иногда и Господь) изображены с отстраненным взглядом. Они похожи на каких-то философов, чудаковатых людей, которые отчужденно смотрят в небо. Непонятно, почему это так. На православных иконах нет ликов с такими взглядами. Да и нам не нужно постоянно смотреть в небо и впадать в восторг – это все театр, и совсем не полезно.
Существуют три движения ума, три вида молитвы.
Первое (и самое несовершенное) движение – это когда наш ум направлен в сторону тварного мира, через который, как нам кажется, мы можем подняться к Богу. Многие люди любят выбираться на природу и молиться – они говорят, что там чувствуют себя лучше, им легче обращаться к Богу. Это правда: природа, мир, сотворенный Господом, помогает молитве.
С другой стороны, по словам апостола, в тварном мире видна сила Божия, Его вечная, Божественная Сила, которую невозможно увидеть Саму по себе. Молясь на природе, мы используем воображение, пытаясь таким образом увидеть Бога. И творения Божии способствуют молитве: когда мы видим, как прекрасен мир, созданный Господом, это помогает нам в духовном плане. Но такая молитва все же пока несовершенна, в ней очень много детского, что необходимо со временем перерасти. Останавливаться на ней не следует.
Вторая разновидность молитвы – это уход в себя, т.е. молитва через свой ум, свои мысли и рассуждения. Таким образом человек пытается достичь связи с Богом. Действительно, когда наши мысли и помыслы добры, ум может погрузиться в молитву, ощутить духовную жизнь.
Но и такая молитва несовершенна, потому что здесь большую роль играет умозрение – чисто человеческое качество. Это «интеллектуальная» молитва, которая в первую очередь затрагивает наш ум. А при такой сосредоточенности ума рождаются самые разные чувства. И если человек останавливается на этом уровне, то может даже заболеть духовно, как происходит с теми, кто практикует медитацию, самоконцентрацию и т.п. Эти люди со всей вероятностью не получают Божественной благодати, потому что их действия являются чисто человеческими – исходят от человека и приходят к нему же.
Настоящая же молитва совершается тогда, когда человек не думает ни о чем – ни о природе, ни о своих помыслах и рассуждениях. Он погружается в свой внутренний мир, в свое сердце. При этом ум его становится свободным от каких-либо мыслей и фантазий. Он просто становится перед Богом и начинает молиться.
В этом – разница между молитвой и медитацией.
Медитация – действие, повторяющееся внутри человека, не выходящее за его пределы. А молитва рождается в человеке, а идет к Богу.
Горе имеим сердца! Для нас, верующих, это не метафора. Небесная высь – не какая-то абстракция, неизвестная и неопределенная, а конкретная Личность, Господь наш Иисус Христос, который в конкретный исторический момент стал Человеком.
Поэтому и наша молитва, рождаясь с Божией помощью внутри нас, устремляется ко Господу, а затем возвращается к нам в виде благодати и милости Божией, и в таком богообщении рождается единство Бога и человека. Это состояние онтологично: оно облечено конкретной плотью и сопровождается конкретной связью с конкретным результатом.