Имейте в виду что злые браконьеры
Имейте в виду что злые браконьеры
Упражнение 1.
Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.
Упражнение 2.
Составьте словосочетания с данные паронимами. За справками обращайтесь к словарям паронимов или словарям трудностей русского языка.
Упражнение 3.
Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок. В тех случаях, когда паронимы могут сочетаться с одними и теми же словами (например: главная роль и заглавная роль), укажите, чем различаются такие словосочетания.
Упражнение 4.
Исправьте предложения, заменив ошибочно употребленные слова соответствующими паронимами.
1. На полях рукописи краснели пометы, сделанные преподавателем.
2. Домоуправление обратилось к жильцам с просьбой очистить подвалы от захламленности.
3. Всем студентам, находившимся в зараженной зоне, будет выплачиваться стипендия.
4. Когда за начальником мастерских были замечены факторы пьянства, о нем написали в газете.
5. Люди чувствуют это и бережнее относятся к народному добру.
6. Он до сих пор половину своей зарплаты отсылал жене, жил бережно.
7. Ocoбенно ярко выражена жизнь народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
8. Аржанова считали человеком молчаливым, скрытым, придурковатым.
9. Характер любoгo человека вырабатывается под действием окружающей среды.
10. Много лет прошло после первого издательства романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
11. Нас охватило горделивое чувство патриотизма, и мы запели нашу любимую песню.
12. Я молчаливо наблюдал эту сцену, пока конфликт не погас сам по себе.
13. Пришел главбух, велел всем поставить в ведомости росписи и получить деньги.
14. После аварии больной на целый месяц попал в травматическое отделение.
Тест по теме «Лексические нормы»
1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы
2. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?
А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.
В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.
Г) У этого человека каменное сердце
3. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления?
Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны
4. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?
А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.
Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
6. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить надеть?
А) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.
Б) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.
В) Наша текстильная фабрика одевала всю область.
Г) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы
7. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.
Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.
В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны..
Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.
8. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?
Б) оказать впечатление
В) долгосрочный кредит
Г) потерпеть поражение
9. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?
А) придерживаться точки зрения
Б) вынести приговор
В) оказать покровительство
Г) играть большое значение
10. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка?
А) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.
Б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России».
В) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.
Г) На заседании правительства рассматривались вопросы жилищной реформы.
11. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски?
А) Прошу оплатить мне расходы по командировке.
Б) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.
В) Автором рассмотрены 33 нормативных документа по приватизации.
Г) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.
12. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски?
А) Руководители многонационального государства не имеют права закрывать глаза на проблемы языковой политики.
Б) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.
В) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.
Г) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела.
Проверочный тест по русскому языку по теме «Лексические нормы»
Проверочный тест по русскому языку
по теме «Лексические нормы»
1. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:
1) состав
2) ребенок
3) танец
2. Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:
Дружба (сильная, крепкая)
Приходить в (ярость, радость)
Зияющий (пропасть, вершина)
Высказать (мнение, вопрос)
3. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы
4. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.
Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.
5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
6. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный вариант.
А) дать отпор
Б) оказать впечатление
В) долгосрочный кредит
Г) потерпеть поражение
7. Найдите речевую избыточность:
2) родился в марте месяце
6) пожилые старички
8. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:
1) починка автомобиля
2) эффективные меры
3) серьезная причина
4) гарантийный талон
6) страшно обрадовались
9. Выполните упражнение.
1) Полуразруше…ую церковь решили (строить, реставрировать).
2) Этот человек был полный (невежа, невежда) в вопросах иску…тва.
3) Для всей школы этот ученик был (басней, притчей) во языцех.
4) Прошу (оплатить, уплатить) мне расходы по команд…ровке.
5) Для изменения типа пред…ставляемых услуг (абонементу, абоненту) требуется заполнить особую форму в главном офисе к…мпании.
10. В данных предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
2) Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные коричневые глаза.
3) На прогулку Катя одела теплую шапку.
4) Народ стекал туда в большом числе, несмотря на будничный день.
5) На Викторе Александровиче красиво смотрелся генеральный мундир.
1. Подберите существительное к прилагательному переноснОй:
1) смысл
2) телевизор
2. Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:
Глухой (овраг, обрыв).
Достичь (успех, положение)
Верный (обещание, клятва)
Водить (дружба, любовь)
3. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?
А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.
В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.
Г) У этого человека каменное сердце.
4. В каком предложении вместо слова безобидный нужно использовать необидчивый?
А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.
Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
5. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.
Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.
В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.
Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.
6. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный вариант.
А) придерживаться точки зрения
Б) вынести приговор
В) оказать покровительство
Г) играть большое значение
7. Найдите речевую избыточность:
2) праздничный ужин
3) свой автопортрет
5) народный фольклор
6) прогул без уважительной причины
8. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:
1) очень понятливо рассказывает
3) представить друга
5) кипучее безделье
6) работа над ошибками
7) ремонт холодильника
8) возобновить вновь
9. Выполните упражнение.
1) На третьем курсе нам (представилась, предоставилась) в…зможность пройти практику на заводе.
2) Заметив (оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять.
3) Учас…ники творческой экспедиции рассказали о (планах, перспективах) на будущее.
4) Он дал мне (дружественный, дружеский) совет.
5) После аварии больной на целый месяц попал в (травматическое, травматологическое) отд…ление.
10. В данных предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1) Гарантированное обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.
2) Комната выполняла двойственное назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.
3) Во время работы вам разрешено пользоваться коротким справочником по физике.
4) Одежда настоящего туриста должна быть надежной и практической.
5) Больше всего нас поразил яблочный сад, в котором деревья были высажены стройными рядами.
1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы
2. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?
А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.
В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.
Г) У этого человека каменное сердце
3. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления?
Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны
4. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?
А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.
Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
6. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить надеть?
А) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.
Б) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.
В) Наша текстильная фабрика одевала всю область.
Г) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы
7. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.
Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.
В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны..
Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.
Тест с ответами: “Контрольная работа по русскому языку” для 10 класса
1. Найдите ВЕРНОЕ утверждение.
1) Лингвистика – это наука, изучающая естественный человеческий язык. +
2) Лингвистика – это наука, изучающая словарный состав языка.
3) Лингвистика – это раздел языкознания, изучающий звуки.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) Эксперт;
2) кухОнный;
3) ходатАйство;
4) закУпорить. +
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ОбеспечЕние; +
2) звонИт;
3) квартАл;
4) тЕфтели
4. Найдите слова, в которых ударение падает на первый слог:
1) темно
2) алкоголь
3) искра +
4) гусеница +
5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
2) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
3) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны. +
4) Человек он был злой: ему непременно нужно было кого-то мучить.
6. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
1)Это были сестры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались.
2) Ранняя весна, когда все оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, — таково содержание этой картины.
3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям.
4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод. +
7.Найдите предложения с речевой избыточностью:
1) Молодой юноша был очень прекрасен.+
2) Мне близка авторская позиция.
3) Лично я в этом не сомневаюсь. +
4) Его докторская диссертация принесла ему славу и деньги. +
8.Укажите предложения с тавтологией:
1. Ученые, наконец, объяснили необъяснимое. +
2. Уметь правильно выражать свои мысли умеет не каждый человек. +
3. Сессия началась для меня задолго до сдачи зачетов.
4. Сувениры, привезенные из Франции, поражали роскошью.
9.Отметьте номера слов, где пишется Ь-,
1) ноч… +
2) задач…
3) монтаж…
4) невтерпёж…
10. Отметьте номера слов, где пишется буква –О-
1) ш..рстка
2) светляч..к +
3) борж..ми +
4) с массаж..м
5) обруч…нный
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) известно всему городу.
1) 1,3
2) 2 +
3) 2,4
4) 1,3,4
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Зима (1) казалось (2) не кончится никогда. В окне (3) видно (4) было небо с легкими белыми облачками.
1) 1
2) 1, 2 +
3) 3
4) 3,4
14. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.
3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной. +
4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 5
Тренировочный материал для подготовке к ЕГЭ из ФИПИ
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Задание 5»
1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
информационный – относящийся к информации;
информативный – несущий информацию, насыщенный информацией.
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.
3) Опубликованная статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
2. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
жизненный – 1) прил. к жизнь (жизнь – физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти);
2) (перен.) важный для жизни, общественно необходимый;
житейский – обыденный, свойственный повседневной жизни.
1) Новую повесть хвалили, хотя кто-то говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.
2) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
3) Этому произведению живописи явно не хватает жизненных красок.
4) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.
3. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?
представить – 1) дать, вручить для ознакомления, осведомления;
2) выделить, послать в качестве представителя;
3) возбудить ходатайство о каком-либо награждении или повышении в чине, должности кого-л;
4) познакомить с кем-л., отрекомендовать кому-л.;
5) показать, продемонстрировать кого-л., что-л., ознакомить с чем-л.;
6) воспроизвести, изобразить на сцене, создать какой-л. сценический образ;
7) мысленно воспроизвести, вообразить;
предоставить – 1) дать возможность кому-л. обладать, распоряжаться, пользоваться чем-л.;
2) дать возможность кому-л. делать или сделать что-л.; поручить кому-л., возложить на кого-л. исполнение какого-л. дела.
1) Представьте гостям вашего друга.
2) Актер умел представить пение соловья.
3) Вы должны срочно представить отчет о командировке.
4) Я представил вам право самостоятельно решать эти вопросы.
4. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
будничный – 1) прил. к будни (в 1-м знач. = не праздничный, рабочий день; противоп. праздник); предназначенный для будней;
2) перен. прозаический, однообразный;
будний – прил. к будни (в 1-м знач.)
1) Однажды в будничный день я с дедом разгребал во дворе снег.
2) Из одной будничной обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.
3) Художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.
4) «Вот мы и приехали домой», – уже другим, будничным голосом сказал капитан.
5. В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить вражеский?
враждебный – полный неприязни, ненависти, вражды; неприязненный;
вражеский – прил. к враг; неприятельский.
1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала такого сухого, даже враждебного приема.
2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая враждебная северу красота.
3) Вокруг села расположился враждебный полк.
4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве враждебной силы, опасной для людей.
6. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый?
взрывной – прил. к взрыв 1; взрывчатый – способный взорваться;
1) Взрывная волна отбросила ящик метра на три.
2) Здесь нельзя хранить взрывные вещества.
3) Снайперы обезвредили взрывное устройство.
4) В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные чувства.
7. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
злой – 1) исполненный чувства недоброжелательства, враждебный, полный злобы;
2) вызванный, проникнутый злобой, злостью, недоброжелательством;
3) свирепый, лютый (о животных);
4) заключающий в себе зло;
5) приносящий беду, неприятности; дурной, плохой;
6) причиняющий боль, вред; жестокий;
7) (разг.) очень сильный по степени проявления (о ветре, морозе и т.п.);
8) (прост.) усердный, старательный, ретивый;
злостный – 1) исполненный злости, злобы; содержащий злые намерения; злонамеренный;
2) сознательно недобросовестный.
1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, все уснуло по чарам и колдовству злой феи.
2) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
3) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
4) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.
В каком предложении выделенное слово употреблено неправильно? Запишите это предложение, внеся необходимые исправления.
А. 1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.
4) Новый клуб – гордыня поселка.
Б. 1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия.
2) Канал оказался судоходным и очень длительным.
3) На этот раз длительные рукоплескания превратились в овации.
4) Мастерство вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими людьми.
В. 1) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону.
2) На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.
4) Почва на этом участке каменистая, с трудом поддается обработке.
Г. 1) Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору одеть, чтобы перейти улицу.
4) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
Д. 1) Несколько десятков лет назад здесь был еще берег моря, стояли рыбные промыслы.
2) Это озеро, отделявшее нас от злополучного мыса, было глубокое и рыбное.
3) Кошка, которая обнюхивала на окне рыбное заливное, неожиданно прыгнула на пол и спряталась за шкаф.
4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыбные сети.
Е. 1) Гремели камнями, боролись две бурные горные речки.
2) И он уже не в силах унять бурной ярости и гнева.
3) В XIV веке на Руси начался бурный расцвет архитектуры.
4) Его бурное воображение приходилось сдерживать и направлять.
Ж. 1) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки.
2) Этот юноша способен на благородные поступки.
3) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.
4) В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.
З. 1) Я нашел просроченный библиотечный абонемент, который был потерян полгода назад.
2) Абонементы телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.
3) Открыта продажа абонементов в плавательный бассейн.
4) Мы приобрели абонементы в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.
И. 1) Часто воспоминание сродни выдумке, творчеству.
2) Эти развалины служат нам воспоминанием о том, что старинное здание никем не охраняется.
3) Воспоминания окружили меня, и, предаваясь им, я медленно ехал по лесу.
4) Артист несколько лет работал над воспоминаниями, в результате получилась интересная книга.
А4. Новый клуб – гордость поселка.
Б2. Канал оказался судоходным и очень длинным.
В1. На нас чуть не обрушилась каменная глыба, да мы успели отбежать в сторону.
Г3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору надеть, чтобы перейти улицу.
Д4. Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыболовецкие сети.
Е4. Его буйное воображение приходилось сдерживать и направлять.
Ж4. В прежние времена за большие проступки наказывали студентов солдатчиной.
З2. Абоненты телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.
И2. Эти развалины служат нам напоминанием о том, что старинное здание никем не охраняется.
1. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ?
1)Федотов был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка.
2)За храбрость он получил очередное ВОЕННОЕ звание.
3)Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку.
ВОЕННАЯ промышленность этой страны очень развита.
2. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?
1)Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом разгребал во дворе снег.
2)Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую же или ещё более однообразную и скучную.
3)Этот художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.
3. В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?
1)Я нашел просроченный библиотечный АБОНЕМЕНТ, который был потерян полгода назад.
2)АБОНЕМЕНТЫ телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.
3)Мы приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи 19 века.
4)Открыта продажа АБОНЕМЕНТОВ в бассейн.
4. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить ЭФФЕКТИВНЫЙ?
1)Артисты цирка для представления разработали ЭФФЕКТНЫЙ трюк.
2)Графиня Орлова, ЭФФЕКТНАЯ женщина, всегда привлекала внимание окружающих.
3)Выступление чтеца было запоминающимся, ЭФФЕКТНЫМ.
4)Кроме операции, врачи предложили и другие ЭФФЕКТНЫЕ способы лечения.
5. В каком предложении вместо слова ДЛИННЫЙ нужно употребить ДЛИТЕЛЬНЫЙ?
1)ДЛИННЫЕ рукава одежды мешали человеку работать.
2)ДЛИННЫЙ переулок заканчивался тупиком.
3)Нескладный ДЛИННЫЙ парень сразу привлек внимание комиссии.
4)Его отпуск получился ДЛИННЫМ, интересным.
6. В каком предложении вместо слова ЖИЛИЩНЫЙ нужно употребить ЖИЛОЙ?
1)В Ростовской области большое внимание уделяется решению ЖИЛИЩНЫХ проблем населения.
2)ЖИЛИЩНЫЙ фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской федерации.
3)В начале восьмидесятых годов здесь был основан ЖИЛИЩНЫЙ кооператив.
7. В каком предложении вместо слова ДЛИННЫЙ нужно употребить ДЛИТЕЛЬНЫЙ?
1)По реке вереницей тянулись такие ДЛИННЫЕ плоты, что нельзя было увидеть их конца.
2)Без ДЛИННОЙ и тщательной подготовки невозможно хорошо сдать экзамен.
3)Раздался очень ДЛИННЫЙ пароходный гудок, почти на целую минуту заглушивший все остальные звуки.
4)Дел было столько, что ему не хватало даже ДЛИННОГО летнего дня.
8. В каком предложении вместо слова ЖЕЛАННЫЙ нужно употребить ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ?
1)Вопрос решается в ЖЕЛАННОМ для большинства смысле.
2)И вот пришел столь ЖЕЛАННЫЙ успех.
3)ЖЕЛАННАЯ минута настала.
4)Приблизился ЖЕЛАННЫЙ час.
9. В каком предложении вместо слова ИГРИВЫЙ нужно употребить ИГРАЛЬНЫЙ?
1)Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт.
2)Теперь игроки должны по очереди бросить ИГРИВЫЙ кубик и переместить свой маркер на одну строку выше.
3)Хаджи-Мурат при входе князя встал, тотчас же переменив ИГРИВОЕ выражение лица на строгое и серьёзное.
4) В доме был ещё один фаворит – рыжий и толстый котенок, маленькое, избалованное всеми, ИГРИВОЕ животное.
10. В каком предложении вместо слова АРОМАТНЫЙ нужно употребить АРОМАТИЧЕСКИЙ?
1)Свежий березовый сок прозрачен, АРОМАТЕН, вкусен и полезен.
2)Воздух в наших лугах душистый, АРОМАТНЫЙ, наполненный медовым запахом трав.
3)АРОМАТНЫЙ напиток был так горяч, что жёг губы.
4)Древние греки и римляне, как египтяне, использовали АРОМАТНЫЕ масла в питании, ритуальных обрядах и лечении.
11. В каком предложении вместо слова ОТПИСКА нужно употребить слово ОПИСКА?
1)Многое из того, что в них сказано, иначе как ОТПИСКОЙ налоговиков не назовешь.
2)ОТПИСКИ искажают графический облик слова, а орфографические ошибки нарушают нормы правописания.
3)Я просил вас дать мне детальный отчет, а не ОТПИСКИ.
4)Архив «ОТПИСКА» принимает у граждан материалы по переписке с государственными, муниципальными учреждениями, анализирует их.
12. В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ?
1)В окна хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух.
2)С гор хлынули вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
3)ДОЖДЕВАЯ пасмурность перешла в вечерние сумерки.
4)После дождя на листьях висели крупные ДОЖДЕВЫЕ капли.
13. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1)Сергей приютил племянницу, ОДЕЛ и обул её.
2)Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор.
3)Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
4)Девчушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.
14. В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить слово АРТИСТИЧНЫЙ?
1)АРТИСТИЧЕСКИЙ Санкт-Петербург с нетерпением ожидал показа нашумевшего спектакля.
2)Нашлись прямые потомки АРТИСТИЧЕСКОЙ династии Асенковых.
3)Она прекрасно понимала, что после провала спектакля АРТИСТИЧЕСКАЯ карьера для неё закончилась.
4)Всё, что Сергей Юрский показывал и читал на сцене, было высокохудожественным и АРТИСТИЧЕСКИМ.