Имитация у детей что это
Вопрос-ответ. Как учить ребенка с аутизмом имитации?
Рекомендации педагога детей с аутизмом о том, как начать обучение навыкам имитации
Некоторые говорят, что подражание – самая искренняя лесть. Я бы сказала, что подражание – краеугольный камень любого обучения. Звучит не так красиво, но это так. Навыки имитации не просто важны, они критически необходимы. Ведь если вы не можете имитировать действия других людей, то вам будет труднее учиться любому новому навыку.
Основа имитации
Основа имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе. Имитация буквально означает «делать то же самое». Цель обучения имитации НЕ в том, чтобы научить ученика хлопать в ладоши, когда я хлопаю, встать, когда я встала и сесть, когда я села. Если он научился имитировать только эти три вида поведения, то он все еще не овладел двигательной имитацией. Он овладеет имитацией, когда я скажу «сделай так» и покажу совершенно новое поведение, а ребенок его повторит.
Большинство детей не нужно целенаправленно учить имитировать – они сами этому учатся. Младенцы и совсем маленькие дети часто подражают своим родителям, братьям и сестрам, хотя никто их этому не учил. Тем не менее, если у ребенка есть нарушение развития, то способность к имитации могла не развиться у него естественным образом, и поэтому его нужно обучать этому навыку с помощью прямой инструкции. Имитации можно успешно обучать (Baer, Peterson, & Sherman, 1967), и если ваши ученики не могут имитировать – это хорошая отправная точка для работы с ними!
Прежде чем вы начнете учить имитации
Иногда педагоги и клинические специалисты говорят о навыках взаимодействия с инструктором. Эти навыки должны быть сформированы у ребенка до того, как вы начнете работать над навыками имитации. Вы не сможете учить имитации ребенка, который даже не смотрит на вас. Вот необходимые навыки, которыми необходимо овладеть до обучения имитации:
– Сидеть, не вставая, во время занятия.
– Смотреть на педагога во время занятия.
– Держать руки на коленях во время занятия.
– Смотреть на предметы по инструкции педагога.
Как учить имитации
Предварительная оценка навыков
Составьте список из 20-30 простых движений. Например, потрогать нос, похлопать в ладоши, поднять мячик, показать большие пальцы вверх и так далее. Начинайте с 3 самых простых движений. Сядьте напротив ученика, назовите его по имени и скажите «сделай так». Если ученик делает что-то хотя бы похожее на это движение, тут же предоставьте ему поощрение и отметьте это в листе сбора данных.
Во время предварительной оценки навыков выберите 3 движения. Повторите каждое движение 3 раза в случайном порядке. Если ученик верно реагирует на любое из 3 движений каждый раз (например, хлопает в ладоши, когда вы хлопаете в ладоши), то удалите это движение из списка и выберите другое движение.
Обучение
Во время обучения работайте над 3 движениями. Начинайте с самого простого – с того движения, которое ребенок пытался повторить во время предварительной оценки, или которое ему почти удавалось повторять. Продолжайте давать инструкцию «сделай так» перед движением и поощряйте любые похожие на движение попытки. Помогайте ученику с помощью физических подсказок и постепенно уменьшайте их. Ваша цель в том, чтобы ученик смог выполнять эти 3 движения независимо и без какой-либо физической помощи. После достижения цели переходите к последующей оценке навыка.
Последующая оценка и обучение
Перемешайте уже освоенные в совершенстве движения с теми движениями, которым еще только предстоит обучать. Если на прошлой неделе ребенок научился хлопать в ладоши, вставать и прикасаться к носу, когда это делаете вы, то на этой неделе работайте с такими движениями как взять мяч, прикоснуться к плечам и покачать головой вперемешку с тремя предыдущими движениями.
Пробы на имитацию
Это очень важная часть! После того как каждое из обучающих заданий было освоено, и ребенок начал повторять все движения из списка, когда они идут вперемешку друг с другом, попробуйте сделать совершенно новое движение (которое ребенок еще не видел раньше). При этом не говорите подсказку «сделай так», просто смотрите, попытается ли ребенок подражать вам. Все остальное делайте как и раньше. Сделайте движение и смотрите, будет ли ребенок имитировать его. Если ребенок будет имитировать совершенно новые движения после моделирования – цель достигнута!
Как только имитация появилась, переходите к практике в естественных условиях!
Пришло время для работы над обобщением! Работайте над этим навыком в самых разных ситуациях. Имитация нужна во время выполнения учебных заданий, групповых занятий и повседневных дел. Если вы проанализируете разные ситуации вы, скорее всего, поймете, как часто имитация используется естественным образом. Она включена практически в любой процесс обучения. Важно только осознавать, когда используются эти навыки, и это поможет вам дальше развивать эти навыки у ребенка. Будьте готовы немедленно хвалить и поощрять ребенка за правильную имитацию в течение всего дня!
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Навык имитации. Советы дефектолога.
В основе большинства базовых навыков ребенка лежит совместное разделенное внимание и навык имитации. Как же ребенок может учиться и развиваться, если не обращает внимание на поведение окружающих?
Если не смотрит на поведение других детей, не стремится к ним? Или наоборот, очень хочет, но не умеет играть с ними, начинает драться, кусаться и сам от этого расстраивается?
Все мы помним, как важно ребенку в детстве повторять те же действия, которые выполняют родители, быть «красивой, как мама» (красить губы, примерять туфли, платья, делать прическу кукле, пр.) или «сильным, как папа» (манипулировать инструментами, чинить машину, пить крепкий кофе и тд.). В более глобальном понимании ребенок учится общению через попытки копировать взрослых, а также других детей. Это самый естественный в мире способ социализации – быть как все, копировать действия, заниматься общей деятельностью, радоваться ей в обществе.
В науке Прикладной Анализ Поведения (АВА) уделяется особое внимание формированию навыка имитации. Именно благодаря усиленным и точечным упражнениям мы можем научить ребенка общаться, играть, а также и разговаривать (ведь звуки также ребенок начинает использовать, повторяя за значимым взрослым, мамой или папой, и уже впоследствии развивает свои умения до полноценной речи). Благодаря имитации ребенок по-иному взглянет на мир, окружающих его людей. Он будет способен учиться, взаимодействовать и сотрудничать.
Этапы формирования навыка имитации:
1. Крупномоторная имитация –около года;
2. Имитация с предметами (простые манипуляции с игрушками типа стучания молотком, кормления куклы, пр.) – 1,5 года;
3. Имитация с предметами при выборе из набора: перед ребенком 5 предметов, перед взрослым такой же набор. Взрослый берет любой предмет и выполняет действие (постучать ложкой по столу, кинуть мячик, поцеловать куклу, пр.), просит ребенка повторить. Сможет ли ребенок выбрать правильный предмет и повторить действие? Около 2 лет;
4. Имитация, включающая в себя программу действий (хлопок в ладоши, руки вверх, пальцем на нос). Сможет ли ребенок запомнить все действия взрослого и повторить их в том же порядке? 2,5 года
Причем обратите внимание на инструкцию. Это не «постучи», не «подними руки», а именно «Повтори за мной».
Если Вы провели это небольшое задание со своим ребенком, и увидели, что он находится на низком этапе для своего возраста, или совсем не понимает инструкции, теряется и следует только подсказкам (Вы поднимаете сами его руки, говорите «ну же, Ваня, похлопай, ты же умеешь, как в песенке» и т.д.) – обязательно включите обучение навыку имитации в Вашу программу занятий.
Имитация у детей что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Логопед — о том, какую роль играет имитация в психическом развитии и почему обучение имитации при аутизме не должно ограничиваться шаблонными инструкциями «Сделай так».
Бесплатные занятия с логопедом
Что такое имитация? Имитация включает способность ребенка копировать поведение других людей. Развитие имитации включает три этапа:
Имитация выполняет несколько важнейших задач для развития социальной коммуникации. В частности, она:
Дети в возрасте от 1 года часто взаимодействуют с другими людьми, копируя их действия с игрушками. При типичном развитии подобная имитация активно развивается до возраста 3 лет.
Имитация у детей с аутизмом
У детей с аутизмом часто есть огромные проблемы с имитацией. Было проведено много исследований способности к имитации у детей с аутизмом и того, как эти навыки связаны с их дальнейшим развитием. Данные этих исследований показали следующее (1, 3) :
Обучение имитации при аутизме
Многие эксперты сходятся на том, что обучение имитации — это важнейшая цель при помощи детям с аутизмом.
Классический способ обучения детей с аутизмом имитации действий сводится к тому, чтобы научить ребенка реагировать на инструкцию «Сделай так». Взрослый говорит: «Сделай так» — и показывает действие, потом помогает ребенку повторить это действие, а затем награждает верную попытку имитации каким-то поощрением, например, лакомством или любимой игрушкой. Такой подход используется в рамках поведенческого метода «обучение отдельными блоками». В рамках этого метода обучение имитации проводится за счет многократных повторений, когда терапевт сам выбирает целевые действия и предметы, а также определяет поощрения.
При типичном развитии маленькие дети копируют действия взрослых и детей, потому что это приносит им совместную радость от общения и разделенного внимания. И эта социальная роль имитации очень важна, потому что она позволяет детям вступать в «диалог» обмена действиями и закладывает фундамент для других социальных навыков.
Обучение имитации в естественной среде
Другой подход к обучению имитации — это обучение в естественных ситуациях, во время социального взаимодействия. Основа для этого подхода:
Значительная часть исследований по этому подходу была проведена в Университете штата Мичиган, США. Доктор Брук Ингерсолл, которая специализируется на имитации при аутизме, и ее коллеги исследовали эффективность «естественного» подхода к обучению имитации при аутизме, и они получили позитивные результаты (2).
Развитие навыков имитации ребенка дома
Для развития навыков имитации ребенка специалисты могут обучать родителей тому, как поощрять детей имитировать функциональные действия с игрушками (первый этап имитации). Функциональные действия — это действия с игрушками, которые ожидаются от ребенка, например, катать машинку, строить башенку из кубиков, вставлять фигурки в отверстия сортера. В рамках такого подхода обучение проходит, когда родители:
Такое обучение также развивает игровые навыки ребенка и закладывает фундамент для навыков общения с ровесниками в будущем. Более того, такая ежедневная практика дома означает, что ребенок чаще практикуется, а значит он с большей вероятностью начнет самостоятельно применять этот навык в повседневной жизни.
Имитация — это не просто механическое копирование. Для детей с аутизмом она является ключевым навыком, который нужен для социального, игрового и речевого развития. Во время обучения имитации дети также открывают для себя новые и приятные способы взаимодействия с другими людьми. Именно во время такого приятного общения дети учатся эффективнее всего.
Обучение имитации
Начинать следует с имитации действий крупной моторики, в рамках выполнения несложных инструкций. Если у ребенка наблюдается спонтанная имитация, сперва вы попробуйте повторять его действия. А когда малыш включится в игру и постарается повторить действие за вами – дайте ему поощрите его, используя мотивационный стимул. Постарайтесь продолжить игру, добавив при этом инструкцию «Сделай так!».
Если спонтанная имитация отсутствует, или же ребенок не может понять вашу просьбу, используйте физическую подсказку. Повторите инструкцию «Сделай так!» и, к примеру, хлопните в ладоши. После этого помогите ребенку хлопнуть вам в ответ, направляя его ручки своими руками, и дайте поощрение.
Подключите к занятию папу: вы — просите ребенка повторить хлопок руками, а папа — поможет малышу, направляя его руки. Постепенно сводите к минимуму физическую подсказку. Сначала, после того, как вы подадите инструкцию, папа должен сам должен хлопать ручками малыша. На следующем этапе — лишь задавать направление, слегка подталкивая ручки ребенка. До тех пор, пока малыш не хлопнет в ладоши самостоятельно.
Во время обучения имитации также можно использовать зеркало. На начальном этапе выполняйте не сложные действия: встать, сесть, сложить руки за партой, попрыгать, помахать руками. Когда ребенок научится повторять за вами простые действия, усложняйте задачу и приступайте к обучению более сложным навыкам: нарисовать линию или написать букву, расчесаться, при проблемах с речью — повторить звук.
«Особенности формирования имитации у детей с расстройствами аутистического спектра»
Особенности формирования имитации у детей с расстройствами аутистического спектра
Имитацию можно считать основой любого обучения. Способность имитировать крайне необходима. Если человек не может повторять за другим, то ему будет не доступно развитие навык умений и навыков.
Для ребенка имитация особенно важна, так как является необходимым средством для овладения навыками в разных жизненных ситуациях. Когда ребенок умеет имитировать, то его развитие становится более явным и заметным. Становление речи напрямую зависит от способности ребенка имитировать. Играя роли других взрослых, ребенок начинает больше общаться, взаимодействовать с окружающим миром, показывать новые умения, что может подтвердить, что имитацию можно считать основой любого обучения. Но, к сожалению, эта форма обучения дается детям тяжелее всего, так как требует максимальной концентрации внимания на человеке, а как мы описывали во втором параграфе, дети с расстройствами аутистического спектра имеют большие трудности в сосредоточении на главном объекте.
Главной задачей имитации является умение повторять новые, не знакомые движения и перенимать новые формы поведения. При обучении имитации важно не просто научить ребенка какому-либо простейшему движению, например, хлопать в ладоши, а научить его повторять любые движения, даже не в полной мере.
Овладение навыкам имитации будет считаться успешным, когда ребенок на просьбу повторить за взрослым, сможет повторить совершенно новое и не знакомое ему движение или поведение.
Многие специалисты считают, что до начала обучения имитации ребенка, он должен знать простейшие навыки коммуникации со взрослыми.
При выполнении упражнений на имитацию ребенок должен располагаться на против того, за кем он будет повторять. При обучении имитации ребенку дается словесная инструкция “сделай так”. Многие психологи считают, что при правильном выполнении инструкции, ребенка нужно поощрять. Поощрения могут быть абсолютно разными: словесная похвала, рукопожатие, конфета, возможность поиграть во что-то и так далее. В случае если ребенок не повторяет действия, ему дается подсказка. Важно отметить, что подсказка дается сразу после предъявления инструкции, так как это способствует переносу контроля.
Выделяют следующие виды подсказок:
· Физическая (полная/неполная) – помощь оказывается полный физическим контактом, чтобы направить действия ребенка, согласно необходимой цели и сопровождает его на протяжении всего действия.
· Визуальная подсказка – включает в себя картинки, фото, рисунки, карточки с изображениями и так далее.
· Подсказка местом (позиционная подсказка) – объект, который нужно выбрать размещают ближе к ребенку.
· Жестовые подсказки – указание на правильный ответ рукой или кивание головой.
· Моделирование – вид подсказки, который чаще всего используется при обучении имитации. Ребенку показывают своими движениями, что нужно сделать.
· Вербальные подсказки – помощь оказывается с помощью словесных подсказок.
Для обучения имитации, обычно используют места, где нет отвлекающих фактором, чтобы ребенка ничего не отвлекало. Специалисты рекомендуют строить занятие в игровой форме, с постоянным взаимодействием, для формирования положительного опыта у ребенка.
Развитие имитации начинается с имитации с предметами. Принято начинать с действий с наиболее привлекательными для этих детей предметами.
После имитации с предметами следует имитация с использованием крупной моторики, так как она труднее. Имитация движений тела требует от ребенка, чтобы он запоминал то, что он сделал, и потом смог повторить это движение. Принято начинать с более простых движений и постепенно их усложнять. Обычно легче даются движения, в результате которых появляется какой-либо звук, а тяжелее даются движения, которые ребенку сложно увидеть.
Специалисты выделяют еще одну форму имитации, это имитация по образцу. Она заключается, в основном, в построении из конструктора каких-либо сооружений, которые ребенок должен повторить. Очень важно сохранять точное количество предметов и их расположение.
При формировании вокальной имитации обычно начинают с того, что поощряют каждый звук ребенка, чтобы он захотел больше пользоваться голосом. Также проводят большую работу над укреплением мышц лица, для четкой артикуляции. При обучении вокальной имитации тоже используются подсказки. Без вокальной имитации нельзя овладеть речью. При обучении вокальной имитации сначала определяют нескольно звуков, которые ребенок без проблем может произнести. После этого нужно определиться со звуками, которым планируется обучить ребенка. Эти звуки должны входить в слова, которым вы хотите научить ребенка, чтобы он их использовал в жизни. При обучении имитации детей с расстройствами аутистического спектра принято использовать поощрения. Поощрения должны быть максимально интересны ребенку и это должно служить мотивацией для дальнейшего его успешного обучения имитации. Но важно, чтобы поощрение не занимало много времени. При обучении вокальной имитации специалист распологается напротив ребенка и сначала поощряет звук, произнесенный ребенком, после чего подключает новые звуки, при потворении которых ребенок с расстройствами аутистического спектра получает поощрение.
Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что дети младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в силу своих особенностей и индивидуальных возможностей имеют большие трудности в овладении имитацией движений и вокальной имитацией. Сложности, связанные с овладением имитацией, неблагоприятно сказываются на развитии ребенка и тормозят его психофизическое развитие.