Импакт бизнес что это
10 лучших импакт-проектов
Импакт – это измеримый социальный или экологический эффект от деятельности коммерческой компании.
В 2020 г. Бизнес-платформа ОНФ много говорила про импакт: она запускала тренинги и объясняла его суть, поддерживала импакт-предпринимателей и создавала импакт-сообщества. Сейчас Бизнес-платформа ОНФ хочет сказать, какой бизнес в 2020 г. имел четкую импакт-направленность. Заметим, что только масштабируемый̆ бизнес может являться импакт-бизнесом.
Медицина
Нет сомнений, что компании, связанные с медициной, практически всегда будут иметь импакт-направленность. Но некоторые компании подтверждают это из года в год результатами своей деятельности. Так Genotek разработал новую тест-систему высокой чувствительности для диагностики Covid-19, это позволит выявлять вирус на ранней стадии.
Телемедицина в 2020 г& усилила свои позиции. Отдельно хочется упомянуть компанию «Онлайн Доктор», которая в условиях пандемии значительно расширила географию оказания своих услуг и на текущий момент имеет большое количество кейсов, где были спасены жизни пациентов.
Проекты, связанные с питанием, в этом году тоже принесли немалую пользу обществу. Например, компания «Ешь деревенское» своей деятельностью смогла поддержать сотни фермеров, которые в условиях пандемии вряд ли смогли бы эффективно реализовывать свою продукцию.
А компания Performance Group доставила тысячи наборов питания, поддержав сотни людей в сложный период изоляции.
Образование
Удаленное образование стало новым трендом в 2020 г. Например, компания «Учи.ру» достигла таких показателей, что уже в начале декабря Mail.ru Group инвестировала в них 3,75 млрд руб.
Стоит упомянуть культурную платформу «Синхронизация», у которой получилось перевести все свои активности в онлайн, а также бесплатно предоставить для ознакомления некоторые свои курсы.
Городская среда
В условиях самоизоляции многие задумались о жизни за пределами мегаполисов. Хорошим решением в этом случае могут стать поселки-колливинги «Лето». Их суть в том, что вы вместе с сообществом сами выбираете, как будет выглядеть ваш поселок и что именно вам там нужно: теннисный корт, бассейн или ресторан.
А сделать такой поселок экологичным и автономным поможет центр интеграции «зеленых» технологий «ТриНити Вилладж». В этом технологическом парке вы увидите различные инновации в «зеленом» строительстве, проектировании, материалах, энергетике, строительных технологиях и технике.
Экология
Продолжая тему «зеленых» технологий хочется выделить компанию Watts Battery. Она разработала модульную электрическую батарею, это новое решение на рынке накопления энергии. Батарея не только сохраняет, но и распределяет энергию, работает с солнечными панелями, защищает от отключения электроэнергии и просадки напряжения. Такое решение пригодилось десяткам людей, которые во время самоизоляции сменили квартиры на загородное жилье.
Отдельным открытием в области экологии стал стартап «Убиратор». Компания берет на себя ответственность по сбору и правильной утилизации мусора. Как говорят сами сотрудники: «Мы не просто вывозим мусор, наша миссия – сохранить планету для будущих поколений».
Как вы видите, получить приставку «импакт» может бизнес из разных сфер. Главное – это помнить про социальный или экологический эффект от своей деятельности.
Импакт-инвестиции: какую прибыль приносят расходы на социальную ответственность
Термин impact investing («инвестиции влияния», «импакт-инвестиции» или «социально-преобразующие инвестиции») вместе с первыми кейсами появился в России недавно и примеры еще редки. Поэтому понятие часто путают с традиционной благотворительностью или с проектами государства. В Америке и Европе этот тренд уже оброс инфраструктурой и пакетом исследований о том, что полезными и ответственным быть выгодно. Рассказываем, что такое импакт-инвестиции и зачем они нужны.
В конце августа этого года 181 крупнейшая компания США выпустила совместное заявление, где провозглашены новые цели: на смену максимизации прибыли акционеров пришла работа «на благо всех американцев». Документ подписали первые лица Amazon, American Express, Apple, Accenture, Caterpillar, Coca-Cola, Citigroup, Deloitte, Ford Motor, IBM, Jacobs — лидеры самых разных индустрий не только на американском рынке, но и в мире. Так они решили официально возглавить тренд, который уже закрепился и охватывает все больше умов.
Если вы думаете о выходе на западные рынки или о поиске международных инвесторов, возможно, сейчас лучшее время запустить стартап в социальной сфере. Или предложить инновационное решение экологической проблемы. А для традиционной компании — провести аудит своих процессов и повысить социальную ориентированность. Внимание лучших на рынке сотрудников, клиентов и инвесторов того стоит.
Общественную пользу можно закладывать в ДНК компании или инвестфонда как фактор роста прибыли. Такова современная концепция управления, которая готова серьезно потеснить подход «сначала прибыль, потом общественное благо». В долгосрочной перспективе такой подход существенно снижает многие риски для бизнеса. Еще одна причина — новые влиятельные сегменты потребителей. Женщины, которые в Америке и Европе контролируют все больше денег и решений о покупках, поколение миллениалов и следующие за ними группы предпочитают получать товары и услуги как минимум от этичных компаний, желательно — с особой миссией. В таких же компаниях они предпочитают и работать.
Другая сторона этого тренда — убежденность современных инвесторов и предпринимателей в том, что решение социальных и экологических проблем также можно выстроить в формате прибыльного бизнеса. Эта сфера больше не должна работать исключительно по принципу расходования денег благотворителей. Инвесторы хотят одновременно и оказывать влияние на общество, и получать доход. А как минимум — выводить социальные проекты на окупаемость.
Рынок на триллионы
Импакт-инвестиции — вклад непосредственно в решение проблем общества или окружающей среды через предпринимательские проекты. Появление термина относят к 2007 году, его авторство принадлежит The Rockefeller Foundation, призвавшей инвесторов и предпринимателей обратить внимание на решение проблем общества и экологии. При этом компании, созданные за счет импакт-инвестиций, должны стремиться получать доход, как обычные предприятия.
Как оценить воздействие
Возвращаясь к июньскому исследованию GIIN, отмечу, что большинство инвесторов намерены отслеживать финансовый результат своих инвестиций и показатели их социального воздействия. Средние показатели ROI (return on investment) таких инвестиций находятся на уровне консервативных финансовых портфелей — от 5% до 7%. Измеримость воздействия — одно из ключевых критериев импакт-инвестиций. Это может быть увеличение числа рабочих мест и изменение условий труда, отраженное в поддающихся сопоставлению показателях. В этой молодой сфере уже появились автоматизированные аналитические системы в помощь управляющим портфелями, которые первое время обходились электронными таблицами в Excel, — в их числе IRIS, PULSE, GIIRS. Они могут помочь не только институциональным, но и индивидуальным инвесторам, которых в социальной сфере становится все больше.
Варианты оценок могут быть разными, если компания или ее владельцы только начинают интересоваться этим вопросом. Некоммерческое объединение B Corp. сообщает, что его сертификацию прошли уже более 2,9 тыс. компаний из 64 стран, работающие в 150 отраслях. Цель этого бизнес-комьюнити — глобальное распространение принципов социального ведения бизнеса. У B Corp. есть собственная методика оценки влияния бизнеса на общество The B Impact Assessment, которой, по данным организации, воспользовались более 50 тыс. компаний.
Компании объединяются в сообщества для решения этих вопросов. Один из примеров — проект Impact Management Project. В нем участвуют около 1,5 тыс. сторон из разных сфер — от крупных управляющих активами, таких как компании BlackRock и UBS, до пенсионных фондов, как PGGM, и крупных корпораций, таких как Mars. Участники называют это первой межотраслевой попыткой выработать общую конвенцию для анализа и обсуждения термина, чтобы иметь общие понятия для обсуждения целей и оценки результатов.
Предприниматель и основатель фонда Ashoka (работающего под лозунгом «инвестиции для общества») Билл Дрейтон говорил: «Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы накормить человека рыбой или научить его рыбачить. Они не успокоятся, пока не устроят революцию в рыбной индустрии». Это самое известное его высказывание, но он также сказал, что именно предпринимательская составляющая — самое непростое, редко встречающееся качество. Есть много творческих людей, альтруистически настроенных людей, много целеустремленных людей. Но из них один на тысячу готов заняться тем, чтобы изменить весь порядок вещей в какой-либо сфере. Сложнее или проще построить бизнес на решении проблем общества и экологии? Стоит ли в него инвестировать — может ли такая компания расти и приносить доход инвестору? Важное преимущество — отклик на идею, который дает поддержку первых пользователей, клиентов, партнеров. Это мощный импульс, но для его развития необходим подход на стыке самых передовых деловых практик и технологических решений. Тот же самый старый добрый бизнес, но с новыми целями и совсем другими бенефициарами.
Российские финансисты назвали импакт-бизнес новым трендом в экономике
Импакт-экономика становится трендом в современных экономических условиях, заявила финансист Татьяна Бурмистрова в рамках форума ответственных инвесторов и предпринимателей «Импакт-инвестирование: тренд новой экономики». Мероприятие прошло 8 декабря в Москве. Организатор — программа «Навстречу импакт-инвестициям» в партнерстве с Forbes Congress Russia.
В рамках форума российские и зарубежные эксперты в области инвестиций обсуждали уже существующий опыт ведения социального бизнеса, будущее таких инвестиций, а также риски и эффективность вложений в подобного рода предприятия. Одним из ключевых вопросов на российском рынке остается вопрос о различиях импакт-бизнеса и благотворительности.
Финансист, бизнес-ангел Любовь Шерышева признала, что импакт-инвестиции – для терпеливых, потому как продукт новый и пока сложный для инвесторов и стартапов.
«На рынке пока мало социальных бизнесов с устойчивой финансовой моделью: большинство импакт-предпринимателей не позиционируют себя как бизнес, а инвесторы не видят в них предпринимателей. Задача программы «Навстречу импакт-инвестициям» — взрастить обоюдный интерес и стать катализатором роста импакт-инвестиций в России», — добавила спикер форума.
Татьяна Бурмистрова, руководитель фонда «Навстречу переменам», констатировала, что многие предприниматели задаются вопросом о целесообразности новой стратегии инвестирования: для чего нужны импакт-инвестиции, когда, вкладываясь в благотворительные фонды, человек уже отдает часть капитала на реализацию социального благополучия.
«Существует миф о том, что, инвестируя в импакт-стартапы, можно забыть о финансовой возвратности. Однако зарубежный и новый российский опыты явно опровергают оба этих мифа. Импакт-экономика становится ярким трендом и необходимостью в современных экономических условиях», — признала Татьяна Бурмистрова.
Импакт-бизнес: какую нишу занять и где взять деньги
Основательница Charity Shop и фонда «Второе дыхание»
Дарья Алексеева, основательница сети благотворительных магазинов Charity Shop и фонда «Второе дыхание», рассказала, как выбрать нишу для бизнеса, если хочется заниматься социальным предпринимательством, и найти инвестора.
Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?
Чем импакт-проект отличается от обычного бизнеса? В первую очередь — целями. Для импакт-предпринимателя прибыль — это важное, но не единственное мерило успеха. Он стремится не только к экономическому росту, но и к тому, чтобы делать мир вокруг немного лучше и решать те или иные социальные и/или экологические проблемы. Влияние, которое бизнес оказывает на окружающую действительность, и называют «импактом» (от английского — impact).
Импакт-предпринимательству присущи признаки как бизнеса, так и социальных проектов. Компания должна одновременно приносить деньги и обладать четким видением того, какую проблему и как именно он решает. Это непростой путь, на нем часто приходится изобретать нестандартные решения. Но от этого только интересней.
Как выбрать нишу
Мы живем в неидеальном мире, поэтому в нем достаточно пространства для новых импакт-проектов — стоит только присмотреться. Наверное, самый простой способ определиться с тематикой будущего бизнеса, — подумать, какая проблема по-настоящему волнует лично вас.
Кому-то будет ближе защита окружающей среды, для других — забота о животных или помощь бездомным. Совершенно не обязательно останавливаться на чем-то одном, но желательно уже на старте определиться, как вы будете оценивать свой импакт.
Например, наш фонд занимается переработкой и распределением одежды. В нашем случае результат — это снижение вредного воздействия на экологию за счет повторного использования вещей, и помощь людям, которые нашли работу благодаря проекту.
Не так уж важно, какую конкретно метрику вы выберете, главное — быть честными с собой и по возможности придерживаться выбранного вектора.
Гораздо более амбициозная задача — «поженить» социальную и бизнес-составляющую. Но найти импакт можно почти в любом традиционном деле, если это важно для фаундера или команды. Например, «Второе дыхание» переосмыслило стандартную модель секонд-хенда. Мы нанимаем на работу людей из социально незащищенных групп, собираем вещи в России вместо того, чтобы везти их из-за границы, отвечаем за переработку непригодного в новые материалы, помогаем другим фондам с вещами для подопечных.
Оцените свой опыт. Чем вы занимались до этого? Какие проекты реализовывали? Что умеете лучше всего? Вполне вероятно, что вы сможете использовать наработанные связи и навыки во благо. Посмотрите на опыт других предпринимателей. Изучите проекты, которые участвовали в зарубежных акселераторах. Почитайте нишевые СМИ. Если смотреть на российский опыт, то много интересного можно услышать и увидеть на профильных конференциях и фестивалях.
Где брать деньги
Вокруг импакт-предпринимательства существует сообщество импакт-инвесторов. Найти их несложно. Для этого имеет смысл присоединиться к симпатичным вам сообществам — например, к Impact Hub Moscow — или принять участие в акселераторе или конкурсе, предполагающем нетворкинг.
Существуют и грантовые программы для социальных проектов. Наиболее полную базу можно найти на сайте Фонда президентских грантов. Здесь нужно быть готовыми к высокой конкуренции — поддержку получают около 20% от всех заявок. Важно внимательно заполнить все формы: подробно описать цели и задачи проекта, план мероприятий. Для этого лучше привлечь человека или команду, у которой есть опыт взаимодействия с такими организациями.
Но не нужно считать, что социальный бизнес может быть интересен только профильным фондам и филантропам. Вложиться в импакт-проект может и традиционный инвестор. Для него это будет более понятная история, чем обычная благотворительность. Эффективность импакт-бизнеса можно измерить в том числе и по стандартным метрикам.
К тому же в таких проектах инвестор чаще всего имеет возможность влиять на развитие компании, предлагать свои идеи, участвовать в формировании стратегии. В благотворительном фонде практически невозможно получить такой опыт вовлеченности.
По большому счету инвестор может быть очень далек от проблем, которые решает ваш проект. Зацепить его может что-то совершенно иное. Это может быть как перспективная бизнес-модель, так и сильная команда или личность фаундера. Начните общаться с инвестором, почитайте его интервью или профиль в Facebook и попробуйте понять, что для него важно.
Если пока не готовы искать инвестора сами или хотите доработать вашу модель и подготовиться к питчу, чтобы говорить с ним на одном языке, можно пройти специальный курс «Навстречу импакт-инвестициям» от Impact Hub Moscow.
С социальными проектами может сработать краудфандинг. Людям нравится чувствовать себя причастными к чему-то важному. Главное тут — заранее спланировать грамотную PR-кампанию, чтобы донести ценность своего проекта до аудитории. Тут уже можно вовсю делать акцент на импакте.
Ключевая задача любого импакт-предпринимателя — соблюдать равновесие между импактом и бизнесом. Для этого нужно всегда думать наперед и понимать долгосрочные последствия своих действий. Порой приходится принимать непопулярные решения и делать выбор в пользу коммерческой составляющей, потому что в противном случае предприятие не выполнит свои финансовые обязательства перед инвесторами и партнерами.
Если проект закроется, он уже точно никому не поможет. Именно поэтому мы не только раздаем, но и продаем одежду. С другой стороны, если бизнес успешно развивается и зарабатывает, но при этом не работает на изменения — это уже не импакт-проект. И сколько бы вы ни говорили о спасении мира, важнее всегда то, что вы реально делаете.
Что такое импакт-бизнес и почему это — тренд новой экономики
Об эксперте: Андрей Дунаев, предприниматель, сооснователь Philtech Initiative, основатель Impactful; со-куратор программы «Предпринимательство в новой экономике» в школе MACS.
Impact и социальный проект: в чем отличие?
Импакт (impact) — это значительные позитивные изменения мира, жизни людей, общественной сферы в результате предпринимательской деятельности. Миссия импакт-бизнеса — работать не только ради денег, но и помогать решать важные мировые проблемы.
Главное отличие импакт-проекта от социального предприятия в том, что импакт подразумевает устойчивое и долгосрочное изменение в общественных процессах, а не просто создание общественного блага. Цель impact-предприятия — изменить состояние общественной сферы, сделать ее более благоприятной для социума. К примеру, если социальный проект помогает животным, то импакт-проект предложит решения, чтобы новых бездомных животных не появлялось совсем.
Иногда предприниматели используют понятие high-impact, под ним подразумевают позитивное изменение, которое можно масштабировать на большое число людей, территорию города, региона или шире.
Ставить импакт-цели могут как НКО, так и коммерческие организации. Но в реальности последним очень сложно совмещать их с интересами акционеров максимизировать прибыль. Поэтому в последнее время развивается понятие Public Benefit Corporations — коммерческих корпораций (с акционерами, возможностью привлекать инвестиции, выпускать акции, извлекать прибыль), но имеющих возможность фиксировать в уставе не только финансовые цели.
В Великобритании такие компании были впервые были упомянуты в Health and Social Care (Community Health and Standards) Act 2003, а в США регуляция этих организаций находится на уровне штатов (федеральное правительство не занимается вопросом) и активно развивалась в нескольких штатах в начале 2010-х годов.
Когда зародился тренд на бизнес-осознанность
Развитие идей корпоративной филантропии в XX веке привело к появлению Environmental, Social and Corporate Governance (ESG) –– практики ответственного развития организаций. Большой вклад в их развитие внесли профсоюзы, которые в середине XX века начали активно защищать рабочих на фабриках в индустриально развитых странах (например, в США). Оттуда во второй половине XX века вышли концепции корпоративной социальной ответственности (CSR) и социально ответственного инвестирования (SRI). Со временем из социально ответственного инвестирования развилось понятие импакт-инвестиций, которые отличаются от обычных тем, что всегда делаются с намерением оказать измеримое, благоприятное социальное или экологическое воздействие наряду с финансовой отдачей (определение GIIN, одной из крупнейших организаций, популяризующих это термин и подход).
Движения в защиту прав и судебные процессы заставляли корпорации больше заботиться о рабочих, потребителях и окружающей среде. Инвесторы были вынуждены вкладывать в более ответственные компании ради своей репутации.
Во время бума интернет-компаний в 2000-х годах привычный образ предпринимателя начал трансформироваться в сторону человека, способного менять мир к лучшему (лозунг «make the world a better place»). Появилось поколение предпринимателей, которые публично ставили на первое место не заработок, а позитивные изменения.
Их компании оказались популярны у покупателей и, как следствие, –– финансово успешны. Известные примеры: Apple во время руководства Стива Джобса или сервис KickStarter. Основатели последнего не только создали предпринимательский краудфандинг, но и добровольно ограничили свою прибыль, договорившись с акционерами (воплотив идею Public Benefit Corporation). Опыт этих компаний заставил все больше предпринимателей создавать новые продукты и развивать компании не ради богатства, но ради изменения мира к лучшему.
Зачем компаниям нужно думать об обществе
Организации вынуждены учитывать социальные и экономические эффекты, потому что их все больше принимают во внимание покупатели и акционеры (решая сделать покупку или вложить свои деньги). На их решения влияет доступность информации об экологических и социальных катастрофах в мире. Никто не хочет быть причастен к отравлению людей водой из загрязненной заводом реки или носить футболку, сшитую руками голодного ребенка. Благодаря доступности и открытости информации корпорациям все сложнее оставаться в тени, уничтожая природу и не соблюдая права людей.
Еще одна важная причина развития социальной ответственности — это общий рост благосостояния людей в мире. За последние 30 лет количество экстремально бедных людей сократилось с 2 млрд до 600 млн. Если базовые потребности закрываются, то население начинает больше думать о здоровье, образовании и качестве жизни.
Это формирует запрос на добросовестных производителей, которые заботятся об экологии и социальной среде. В своих ежегодных отчетах GIIN отмечает, что социально-ответственные инвесторы в среднем имеют большую доходность от инвестиций. Это связывают с тем, что покупатели, заботясь о своем здоровье и благополучии, стараются по возможности покупать полезные продукты.
Потребители учатся лучше выбирать товары. Каждый скандал, связанный с производителями, которые намеренно изготовляли вредный продукт для большего заработка, смещает внимание людей в сторону добросовестных и открытых.
Пандемия 2020 года также заставила людей пересмотреть свои привычки в сторону осознанного потребления. Многие заметили, что им не нужно большое количество вещей, мир в целом сплотился вокруг чего-то большего, чем неконтролируемое потребление.
Современные кейсы и барьеры развития импакта
Одна из наиболее важных проблем в области импакта — его сложно и дорого измерять. Это связано с тем, что организации создают позитивные и негативные эффекты одновременно, формируя сложные связи между ними. Если говорить про импакт-предпринимательство (компании, которые смогли создать устойчивые изменения в обществе), то можно привести в пример несколько групп:
С чего начать свой путь в импакт-бизнес?
В первую очередь, нужно оценить желаемые изменения. Подробно ответьте на вопросы: для чего мы создаем технологию, продукт или компанию? Как это сделает жизнь людей лучше? Нужно хорошо понимать, как люди (в том числе непохожие на вас) принимают решения, и что для них значит «лучше». Важно изучать историю и находить изобретения и организации, которые существенно меняли мир в прошлом (и что им мешало).
Следите за теми, кто сегодня занимается действительно важными вещами: Илон Маск, Павел Дуров, Братья Либерманы, Max Roser, Джефф Безос, Отто Шармер. И отдельно за темами квантовых компьютеров, искусственного интеллекта, пост-капиталистической экономики, климатических изменений, образования, освоения космоса и преодоления насилия и старения.
А чтобы лучше погрузиться в тему, можно почитать: