Импакт что это в бизнесе
10 лучших импакт-проектов
Импакт – это измеримый социальный или экологический эффект от деятельности коммерческой компании.
В 2020 г. Бизнес-платформа ОНФ много говорила про импакт: она запускала тренинги и объясняла его суть, поддерживала импакт-предпринимателей и создавала импакт-сообщества. Сейчас Бизнес-платформа ОНФ хочет сказать, какой бизнес в 2020 г. имел четкую импакт-направленность. Заметим, что только масштабируемый̆ бизнес может являться импакт-бизнесом.
Медицина
Нет сомнений, что компании, связанные с медициной, практически всегда будут иметь импакт-направленность. Но некоторые компании подтверждают это из года в год результатами своей деятельности. Так Genotek разработал новую тест-систему высокой чувствительности для диагностики Covid-19, это позволит выявлять вирус на ранней стадии.
Телемедицина в 2020 г& усилила свои позиции. Отдельно хочется упомянуть компанию «Онлайн Доктор», которая в условиях пандемии значительно расширила географию оказания своих услуг и на текущий момент имеет большое количество кейсов, где были спасены жизни пациентов.
Проекты, связанные с питанием, в этом году тоже принесли немалую пользу обществу. Например, компания «Ешь деревенское» своей деятельностью смогла поддержать сотни фермеров, которые в условиях пандемии вряд ли смогли бы эффективно реализовывать свою продукцию.
А компания Performance Group доставила тысячи наборов питания, поддержав сотни людей в сложный период изоляции.
Образование
Удаленное образование стало новым трендом в 2020 г. Например, компания «Учи.ру» достигла таких показателей, что уже в начале декабря Mail.ru Group инвестировала в них 3,75 млрд руб.
Стоит упомянуть культурную платформу «Синхронизация», у которой получилось перевести все свои активности в онлайн, а также бесплатно предоставить для ознакомления некоторые свои курсы.
Городская среда
В условиях самоизоляции многие задумались о жизни за пределами мегаполисов. Хорошим решением в этом случае могут стать поселки-колливинги «Лето». Их суть в том, что вы вместе с сообществом сами выбираете, как будет выглядеть ваш поселок и что именно вам там нужно: теннисный корт, бассейн или ресторан.
А сделать такой поселок экологичным и автономным поможет центр интеграции «зеленых» технологий «ТриНити Вилладж». В этом технологическом парке вы увидите различные инновации в «зеленом» строительстве, проектировании, материалах, энергетике, строительных технологиях и технике.
Экология
Продолжая тему «зеленых» технологий хочется выделить компанию Watts Battery. Она разработала модульную электрическую батарею, это новое решение на рынке накопления энергии. Батарея не только сохраняет, но и распределяет энергию, работает с солнечными панелями, защищает от отключения электроэнергии и просадки напряжения. Такое решение пригодилось десяткам людей, которые во время самоизоляции сменили квартиры на загородное жилье.
Отдельным открытием в области экологии стал стартап «Убиратор». Компания берет на себя ответственность по сбору и правильной утилизации мусора. Как говорят сами сотрудники: «Мы не просто вывозим мусор, наша миссия – сохранить планету для будущих поколений».
Как вы видите, получить приставку «импакт» может бизнес из разных сфер. Главное – это помнить про социальный или экологический эффект от своей деятельности.
«Гибрид благотворительности и бизнеса». Что такое импакт-инвестирование и как это работает в России
В последние несколько лет импакт-проекты стали модным трендом на мировом инвестиционном рынке. «Такие дела» попытались выяснить, можно ли сказать, что это новый — более осознанный и экологичный — бизнес, за которым будущее, может ли это приносить существенный доход и работает ли все это в России.
Улучшение мира вокруг себя
Понятия с приставкой «импакт» не так часто встречаются в публикациях российских изданий. Импакт-ориентированные понятия путают с филантропией, благотворительностью, социальным инвестированием и даже активизмом. Все это объединяет наличие субъекта, который хочет и готов менять мир, но делать это можно по-разному.
Раньше считалось, что между инвестированием и благотворительностью есть огромная разница: благотворительность — это потеря денег, non-profit, а инвестирование — это отложенный доход, говорит экс-глава Российской венчурной компании и основатель инвестиционного фонда «Орбита Капитал Партнерз» Евгений Кузнецов.
В первую очередь речь идет об инновациях в энергетике и медицине. Инвестиции в эти отрасли одновременно и приносят прибыль, и соответствуют целям устойчивого развития Организации Объединенных Наций, они и называются импакт-инвестициями, объясняет Кузнецов.
«Более строго, импакт-инвестиция — это та инвестиция, которая делается с целью получения прибыли, но при этом касается сферы, которая значительным образом улучшает мир в тех направлениях, в которых люди договорились делать усилия для улучшениями мира. Получается, это такой гибрид благотворительности и инвестиций за деньги, который позволяет инвесторам получать доход, но при этом делать социально полезные вещи», — говорит эксперт.
Председатель правления российской Ассоциации импакт-инвесторов Михаил Палей связывает импакт-проекты с целями устойчивого развития.
«Есть 17 целей устойчивого развития, принятых Организацией Объединенных Наций, и если бизнес пытается достигать какую-то из этих целей, то его приравнивают к импакту. Для себя мы сформулировали определение так: импакт — это измеримое улучшение жизни людей, полученное в результате предпринимательской деятельности», — сказал Палей.
Глобальная сеть импакт-инвесторов (Global Impact Investing Network, GIIN) более сложно определила основные критерии термина, их четыре. Первый — наличие цели улучшить мир вокруг себя, второй — понимание сроков и объемов желаемой прибыли, третий — примерное представление о связи объема затраченных ресурсов с социальным эффектом, четвертый — измеряемость этого социального эффекта.
Россия и мир
В 2020 году, по данным GIIN, рост рынка импакт-инвестирования в мире составил 29%. При этом общий объем инвестиций в сфере импакт-бизнеса достиг 715 миллиардов долларов. Россия стала перенимать этот опыт у Запада только несколько лет назад, поэтому пока отстает в объективных показателях и от Европы, и от США, говорит Кузнецов.
Но он отмечает, что доля импакт-инвестиций постоянно растет, и недавно было подсчитано, что в импакт-инвестициях по всему миру аккумулировано почти 0,5 триллиона долларов. В основном эти инвестиции льготами и грантами поддерживают европейские, американское и китайское правительства. Это компенсирует риски импакт-инвесторов, поэтому сфера развивается.
Лидеры в импакт-инвестировании — Европа и Азия. В США из-за особенностей финансовой системы импакт-инвестирование долгое время вообще не развивалось — там много классического благотворительного и венчурного капитала, объясняет Кузнецов. Но, если говорить о финансах, российский рынок венчурных инвестиций меньше американского примерно в 100—150 раз, а рынок импакт-инвестиций — в 10 раз.
«Еще два года назад, когда мы с коллегами были в США с предложением импакт-инвестиций, нам говорили, что наше предложение актуально для Европы, а в США это не интересно. В этом плане Россия совсем немного отстает от США, потому что мы достаточно близки к Европе, и у нас разговор об этом уже начинается. Правда, пока, к сожалению, это касается только частных независимых инвесторов — так называемых бизнес-ангелов», — говорит он.
Палей спорит с Кузнецовым — он уверен, что Россия не отстает от Запада. «По крайней мере по количеству импакт-бизнесов. У нас их очень и очень много, просто не все называют себя так и не все высчитывают свою социальную эффективность.
Они не ставят себе этот KPI, но по сути все равно относятся к импакт-бизнесу», — объясняет эксперт.
Импакт-инвестиции фонда Кузнецова «Орбита Капитал Партнерз» за последние три года составили 61% от общего пакета инвестиций. Глава фонда поясняет, что вкладывался в новую медицину, новое образование и новую энергетику.
«У нас не было задачи быть импакт-фондом, но, выбирая проекты, мы ориентировались на то, чтобы они находились в приоритетных технологических областях, и это совпало с импакт-задачами», — объяснил Кузнецов.
Импакт в России
Существует деление на «бизнес для импакта» и «бизнес с импактом», рассказывает Палей. Так, бизнес для импакта — это проекты, которые с самого начала создаются в импакт-сферах: образование, медицина, экология. Но бизнес с импактом — это проекты, которые в своем подходе и отношении к работе имеют элементы импакта, — это, например, компании, которые заботятся о своих сотрудниках. «Таких бизнесов очень и очень много», — уточняет Палей.
«В качестве примера назову Илью Чеха — он в первую очередь предприниматель, но при этом создал новое поколение протезов для детей с инвалидностью, которые благодаря его разработке могут почувствовать себя супергероями. Это когда у ребенка нет руки, но есть протез, которым он может оплачивать покупки в магазине или использовать его как модный гаджет. Тогда другие дети смотрят на того ребенка и думают: “Какой он крутой!” — и в их глазах он не только не хуже них, а даже лучше», — рассказывает глава Ассоциации импакт-инвесторов.
Генеральный директор и основатель компании «Моторика» Илья Чех поясняет, что создавал свой проект не как импакт-бизнес, а в первую очередь как технологический проект.
«Для меня в нашем проекте первична была технологическая составляющая, а потом уже — социальная. Но создание искусственных органов, искусственных конечностей — это очень перспективное направление и с технологической точки зрения, и с точки зрения импакта, потому что наши продукты действительно меняют жизнь клиента к лучшему», — говорит Чех.
Он рассказывает, что запускал проект в 2013 году и примерно полтора-два года основатели поддерживали компанию на свои деньги. Но проект уже тогда окупал себя — выручка была примерно равна затратам. «В 2019 году при выходе на международный рынок мы уже привлекли более крупных инвесторов: РФПИ и Дальневосточный фонд», — объясняет Чех.
За 2020 год выручка компании составила 130 миллионов рублей.
Считая доходы, импакт-предприниматель обязательно определяет и уровень социальной полезности своего дела — это очень важный критерий, подчеркивает Палей. «Мы можем влиять только на то, чем можем управлять, поэтому, применяя импакт-мышление, российский бизнес существенно улучшит мир вокруг себя и привлечет новые инвестиции», — уверен он.
Директор по развитию и сооснователь Genotek Артем Елмуратов стал современным российским популяризатором генетики и успешным импакт-предпринимателем, хотя запускал свой проект как научный еще в студенчестве.
Генетический тест, доступный в Genotek, позволяет узнать предрасположенности организма и, ориентируясь на это, выстроить свою жизнь. «Имея такие данные, человек может лучше и эффективнее заботиться о своем здоровье и о здоровье своих близких, дольше жить и быть счастливее», — считает Палей.
«Наш проект изначально появился как студенческий. Мы были студентами механико-математического факультета МГУ и биофака, — рассказывает Елмуратов. — Тогда в мире начали появляться сервисы, которые позволяют человеку изучить свой геном и на основе этого получить полезную информацию, которая может помочь здоровью человека и помочь узнать больше о его происхождении. Но в России эти сервисы были и остаются недоступными из-за ограничения законодательства, потому что американские компании не могут здесь работать».
Артем и его партнеры посчитали, что будет справедливо создать проект, с помощью которого жители России тоже могли бы лучше узнать о своей генетике.
«Мы начали с того, что занялись разработкой алгоритмов и сбором баз данных. В самом начале нам довольно сильно помогли Научный парк МГУ и Бизнес-инкубатор МГУ, но потом мы вышли за пределы университета, создали свою лабораторию и сейчас являемся лидерами российского рынка», — говорит Елмуратов.
Genotek помогает профилактировать и диагностировать серьезные генетические заболевания: муковисцидоз, спинально-мышечную атрофию, бета-талассемию. У людей появляется возможность узнать о риске возникновения таких болезней у своих будущих детей еще до зачатия. Это снижает частоту смертельных случаев и позволяет четко ставить диагноз и быстрее подбирать необходимую терапию, чтобы снять симптомы.
Он отмечает, что компания серьезно занимается наукой, развитие которой двигает человечество вперед. Параллельно с этим компания продолжает развивать свой бизнес и привлекать инвесторов, которые со временем становятся все крупнее.
«Сейчас у нас есть большое количество инвесторов — это и частные лица, которые когда-то в нас поверили, и большие компании: один из крупнейших игроков российского рынка “Фармстандарт”, “Яндекс”, разные фонды. Мне кажется, многие из наших инвесторов в моменте могли сделать более надежные вложения, но они вложились в нас. Думаю, что для многих из них социальная часть нашей работы составила большую долю мотивации», — предполагает глава компании.
Культура современного мира
Но не все импакт-проекты были успешно реализованы, хотя в самом начале они казались многообещающими. Каким-то из них помешала неповоротливая государственная система, не готовая к новым, инновационным решениям, каким-то не удалось привлечь финансирование, а каким-то не хватило чего-то еще.
«Например, питерская компания, которая производила девайсы для слепоглухонемых, придумала отличный аппарат, который бы существенно повысил качество жизни людей с такими нарушениями. Но компания не смогла выйти на российский рынок. Все рухнуло», — рассказывает Илья Чех.
Это произошло просто потому, что ее инновационной разработки не было в федеральном перечне одобренных государством, а значит, по закону производители не имели права реализовывать свой продукт людям с инвалидностью. Так началась и закончилась история, которая могла бы сделать жизнь многих людей проще.
Инвестор Евгений Кузнецов соглашается, что импакт-проекты, как и любые другие, не всегда взлетают — по объективным или субъективным причинам. Но это не отменяет того, что их нужно запускать и все равно в них инвестировать. Правда, без государственной поддержки это будет более долгий и сложный процесс — импакт-инвестирование не может проходить без решений государства о трансформации своих крупных социальных структур, говорит Кузнецов.
«Не стоит полагаться на частный бизнес, который самостоятельно все сделает, а государство постоит в сторонке, — уверен инвестор. — Государство — основной косвенный потребитель импакт-проектов, потому что получает более образованное, более здоровое, более счастливое население, более чистую экономику. И если государство — самый крупный бенефициар, то оно должно прикладывать усилия, чтобы импакт-инвестиции развивались», — говорит Кузнецов.
Он считает, что прежде всего от государства импакт-инвесторам нужны льготы, в том числе налоговые — для тех новых отраслей экономики, которые только формируются. Самый простой пример этого — электромобили.
«Сейчас потребитель хочет приобрести электромобиль — поучаствовать в очищении планеты. В Европе такие автомобили составляют 25% продаж, в Норвегии — 50% чистых электромобилей, гибридных — 90%. А в России люди не покупают электромобили, хотя точно так же интересуются ими. Дело в том, что для них в России нет инфраструктуры — заправок, строительством которых и должно заняться государство», — рассуждает Кузнецов.
Поэтому без государственных усилий по развитию инфраструктуры рынок сам не возникнет, заключает он.
Создавая особые условия, важно не зарегулировать бизнес, добавляет Палей. Самое главное — оставить бизнес в покое и дать ему развиваться самому, разве что стимулировать его просветительской деятельностью, объясняя населению, почему полезные для общества вещи прибыльны, интересны и почему импакт-культура – это культура современного мира.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Новости
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Минуты счастья для клиента: что такое импакт и как с ним работать
Cооснователь закрытого импакт-клуба «Хедлайнеры» и председатель правления Ассоциации импакт-инвесторов
Бизнесмены по всему миру утверждают: успешный проект — тот, который, помимо бизнес-задач компании, удовлетворяет и социальные потребности сотрудников, клиентов, других граждан. Именно на бизнесе часто лежит ответственность за прогресс — культурный и технологический.
Отказ бренда от социальной ответственности иногда сопряжен даже с коммерческими и репутационными рисками, утверждает Михаил Палей, руководитель Бизнес-платформы ОНФ, сооснователь закрытого импакт-клуба «Хедлайнеры» и председатель правления Ассоциации импакт-инвесторов.
Тренд на импакт-маркетинг и импакт-инвестирование появился еще в нулевых — в связи с появлением интернета и доступности информации участникам рынка все сложнее было игнорировать проблемы потребителей и глобальные изменения в стране и мире.
Значительное развитие импакт получил в США — вероятно, это связано с большим количеством местных компаний-гигантов, которые и начали трансформировать образ предпринимателя. Бизнес — уже не погоня за деньгами. Свои ресурсы компании все чаще использовали во благо: основывали благотворительные фонды, внедряли краудинвестинг и краудфандинг, проводили масштабные исследования аудитории. Одна из первых крупных импакт-ассоциаций GIIN (Global Impact Investing Network) тоже была создана там.
Сейчас импакт актуален во всем мире, а пандемия и вовсе подняла его на несколько ступенек вверх. Основная его доля приходится на США и Канаду — 58%, 21% — на Северную, Западную и Южную Европу. Россия, Восточная Европа и Средняя Азия занимают на рынке около 1%.
Что такое импакт
Основной смысл импакта: решить базовые проблемы общества и наполнить жизнь людей интересными занятиями, счастьем и смыслом. Через ваши продукты люди должны чувствовать себя хорошо. Импакт — измеримое улучшение в жизни людей, полученное в результате предпринимательской деятельности.
Часто люди путают импакт-бизнес и социальное предпринимательство. Социальное предпринимательство ставит перед собой главной целью решение социальных, культурных или экологических проблем. Проект Meet For Charity, театр «ВзаимоДействие» являются хорошими примерами социального предпринимательства.
RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.
Главная цель импакт-бизнеса — получение прибыли через решения глобальных проблем. Примером импакт-бизнеса могут быть такие компании как «Моторика», Genotek, «Ешь деревенское» — они в первую очередь нацелены на получение прибыли.
Идеальный такой бизнес должен быть не только полезным, устойчивым и стабильным, он должен масштабироваться. А сама компания, если уж решила пойти по этому пути, не может останавливаться на одном лишь полезном продукте — иногда пересмотра потребуют многие процессы (ведь странно производить льняные шопперы и рассылать их по точкам в неперерабатываемой упаковке?).
Импакт — это и позиционирование, новый месседж, который компания хочет донести до потребителя, партнера, социума. Стратегии здесь могут быть абсолютно любые — ограничений нет. Одни предприниматели делают жизнь потребителя ярче за счет событий, другие — за счет образовательного компонента, кто-то удовлетворяет базовые запросы, улучшая бытовые процессы.
Основатель интернет-агрегатора фермерских продуктов Илья Елпанов закрыл потребности не только для широких масс, но и для производителя. Он предоставил фермерам рынок сбыта, позволив им таким образом больше зарабатывать и повысить уровень жизни. Польза очевидна: люди удобным способом получили качественный продукт за разумные деньги. Количество постоянных клиентов бренда исчисляется тысячами, среди них даже другие бизнесы — рестораны, отели.
Артем Елмуратов из компании Genotek популяризирует генетику. Он позволяет людям лучше узнать самих себя, получив сведения о болезнях, предрасположенностях, склонностях и талантах. Люди, узнав о себе что-то новое, могут скорректировать свою жизнь, тем самым — улучшить ее.
Предназначение бизнеса в целом — искать проблемы и желания людей, а потом делать так, чтобы проблемы решались, а желания исполнялись. Большая часть дела (70%) так или иначе должна быть связана с импакт-составляющей.
Как измерить добро
Единой методологии по оценке эффективности импакта в бизнесе нет. Споры идут даже в мере измерения. Многие пытаются переводить его в деньги. Спасли жизнь человека? Давайте посчитаем, какой вклад в ВВП он принесет за свою жизнь. Показатель странный и непонятный, но кому-то близок.
Мы же пришли к выводу, что лучшая мера измерения импакта — время. Прежде всего, это время, освобожденное от проблем. Продукт компании должен спасти человека, допустим, в моменты, когда он замерз или голоден. Это экономия времени, которое бы у него ушло на то, чтобы вернуть себя в комфортные условия с помощью других ресурсов.
Продукт освобождает человека от проблемы: чат-бот заменяет долгое ожидание оператора поддержки, кафе на будто бы безлюдной трассе поможет расслабиться и набраться энергии после утомительной поездки.
Стоит учитывать и то время, которое мы дарим человеку. Вы ведь помните крылатую фразу: «Время, проведенное с удовольствием, не считается потраченным»? Продукт должен придавать смысл, создавать настроение, эффективно заполнять пространство и время собой.
Но не стоит думать, что и другие показатели вашей импакт-компании должны быть так же размыты, как время. Управлять можно лишь тем, что можно измерить, поэтому у всех процессов должны быть свои KPI — их выполнение позволит понять, какие продукты нужно запустить, как можно перестроить процессы.
Бизнес-профит, или зачем компании импакт
Что происходит с бизнесом, если через его продукты и услуги клиент чувствует себя лучше? Очевидно — он растет, ведь человек всегда возвращается туда, где ему доставили радость. Сохранение клиентов, привлечение новых и их удержание развивает дело и позволяет ему расти. К тому же, импакт-бизнес предполагает масштабируемость по определению: в идеальной ситуации нужно улучшить жизнь всех людей, по крайней мере — стремиться к этому, расширяя зону своего влияния.
За то, чтобы жить лучше, люди готовы платить, поэтому импакт-бизнес часто прибыльный. Наличие импакт-компонента, по мнению консалтинговой компании NewForesight, привлекает и инвесторов. Часто этому способствуют публикации СМИ. Бренды любят лояльность потребителя, они окружают его заботой и участием, а издания склонны продвигать добрые истории. К тому же современные компании нередко развивают свой импакт-сегмент довольно креативно, поэтому инвесторы и будущие партнеры мимо не проходят.
Вложения иногда происходят даже неосознанно. К примеру, 60% инвестиций Orbita Capital Partners связаны с импакт-проектами, хотя цели вложить деньги именно в них не было. Цель инвестора — заработать, и так уж получилось, что заработать можно именно на импакте.
Илья Елпанов, основатель агрегатора малых производителей и хозяйств «Ешь Деревенское»
«До создания „Ешь Деревенское“ я запускал еще два проекта для того, чтобы самореализоваться как предприниматель. Но оба проекта были неуспешны. Проанализировав ситуацию, я понял, что мне не хватало энергии, я быстро перегорал.
Тогда я начал поиск источников этой энергии и вдохновения и понял, что для меня одним из мощных источников является создание импакт-бизнеса, который осуществляет социальную трансформацию в обществе и в целом меняет его в лучшую сторону. Именно такой стала модель проекта „Ешь Деревенское“. Я получаю огромный заряд энергии и вдохновения от осознания того, какую пользу несет проект.
Когда в компании есть какой-то нерв в виде глубинного смысла (например, мы улучшаем климат малого и среднего предпринимательства в сельской местности, даем доступ к качественным продуктам), это еще больше заряжает и мотивирует всю команду.
Я уверен, что в современном обществе в бизнесе важно ставить целью не только увеличение прибыли, но и развивать социально-ответственное направление»
Предпринимателям нужно проводить оценку социального воздействия своей компании. Это даст понимание, в какую сторону нужно двигаться.
Инвесторы чаще инвестируют в компанию, у которой есть оцифрованные импакт-показатели. Например, количество свободного времени, которое получает человек, соприкасаясь с вашим продуктом (ему уже не нужно убираться или готовить полезную еду). Такие показатели могут быть как индивидуальными для продукта, так и общими в регионе.
Мы в своей работе используем такую метрику как «счастье» — сколько часов абстрактного счастья пользователь получит при единичном взаимодействии с продуктом. Для этого мы создавали специальную методологию и изучали десятки метрик. Нельзя просто взять и придумать показатель, который вы будете измерять — для этого нужна серьезная методологическая база.
Создаются целые ассоциации — например, GIIN (Global Impact Investing Network), основанная при участии Рокфеллера и Гейтса. Опытные предприниматели безупречно знают эту формулу: если продукт решает проблему и улучшает жизнь клиента, при прочих равных этот продукт имеет больший потенциал для роста.
Мы живем и работаем в парадигме, когда важно учитывать интересы как можно большего количества сторон. Это позволяет выигрывать на современном рынке, позволяет зарабатывать.
Не каждый бизнес создан для импакта, но в каждом бизнесе он может быть. Онлайн-курсы сами по себе улучшают среду, образовывая население. А если я скажу, что с заботой о мире и человеке работает даже производитель стройматериалов? Ведь он вполне может создавать их из эко-сырья. Компании, развивающиеся в подобном русле — это организация не «для», но с импактом.
Не стоит забывать и о самом простом в реализации «добром проекте» — корпоративном импакте. Создание рабочих мест, забота о сотрудниках — все это тоже решает социальные проблемы.
Что нужно делать, чтобы импакт принес пользу?
Несмотря на то, что бизнес сам по себе подразумевает улучшение жизни, многие предприниматели не решаются связывать себя с термином «импакт». Одни не уверены, что полностью отвечают его критериям, другие не верят в распространение своих идей и должный отклик. Барьеры могут быть разными, однако самые распространенные из них можно преодолеть, следуя нашим рекомендациям.