Импрессионизм в живописи это что такое простыми словами
Что такое импрессионизм
Импрессионизм – что это такое простыми словами
Импрессионизмом называют одно из наиболее весомых направлений искусства, которое зародилось во Франции. Деятели импрессионизма намеревались придумать собственные приемы, целью которых являлось запечатление динамики бытия. Большее распространение импрессионизм обрел в изобразительном искусстве, хотя его можно встретить и в литературе, и в музыкальных композициях. Данное направление опирается на чувственную составляющую окружающего мира: его динамику, изменения и смысловую составляющую.
Сам термин был предложен популярным критиком Луи Леруа. С самого начала данный термин звучал с толикой насмешки, поскольку так именовали художников, писавших расслабленно и даже “небрежно”.
Живопись и импрессионизм
Происхождение
Эпоха Возрождения была наполнена мастерами венецианской школы, которые желали продемонстрировать подлинное бытие с помощью насыщенных оттенков. Опыт этих учеников стал полезным для испанских художников, таких как Гойя и Эль Греко, которые в дальнейшем стали “маяками” для Ренуара и Мане.
Вместе с этим Рубенс использует разноцветные тени, разбавляя их промежуточными цветами. Свет представлял собой тонкие оттенки, а тени окрашивались в теплые, яркие цвета. Таким образом, формировалась светотень без участия черного цвета. Японская живопись также оказала влияние на импрессионизм с помощью схематических изображений.
История возникновения
Начало импрессионизма пришлось на 1860 годы, где академизм начал понемногу тратить значимость. В 1863 году Мане презентовал собственную картину “Завтрак на траве”. В этом же году Эжен Буден вдохновился деятельностью своего учителя и углубился в жанр. К 1880 году импрессионизм уже сформировался как самостоятельное направление искусства, однако к началу двадцатого века импрессионизм еще сильнее отдалился от реализма, что оттолкнуло новых мастеров от данного направления.
Происхождение термина
15 мая 1874 года прошла первая важнейшая выставка импрессионистов, где было представлено тридцать полотен. Луи Леруа назвал “небрежных” художников “импрессионистами”, желая выразить собственное пренебрежение к новым мастерам. Однако художники решили смело принять это слово, которое закрепилось к данному направлению и утратило первоначальный, пренебрежительный смысл.
Эмиль Кардон в свое время написал статью по поводу выставки работ импрессионистов, которую наименовал “Выставкой мятежников”. Эта статья наполнена критикой к новому жанру изобразительного искусства и в полной мере выражает отношение буржуазии к таким художникам.
Импрессионистов воспринимали, как людей аморальных и мятежных, неспособных к добропорядочности. Сейчас это отношение кажется абсурдным, ведь ни один пейзаж, выполненный в “смелой” манере, не несет в себе никакого иного смысла, кроме восторга от красоты и динамичности жизни.
Особенности философии
Мастера из Франции не желали проникать в сложные конструкции смысла под яркой поверхностью пейзажей, они желали передать лишь красоту момента. Направление базируется на специфике перспективы; художник опирается не на то, что написано на полотне, а на то, как оно написано. Полотна не направлены на затрагивание “болезней” социума, войны, неравноправие и так далее.
Импрессионизм и социум
Данное направление в 19 веке принадлежало чаще аристократам, которые являлись заказчиками разнообразных скульптур и картин. Картины, в которых были описаны тяжелые будни обычных крестьян, не пользовались спросом. Полотна с подобной смысловой нагрузкой были написаны Теодором Жерико и Франсуа Милле.
Художники любили изображать человека в момент движения, отдыха или игры, запечатленным под особенным освещением. Любимыми сюжетами были флирт, танцы, отдых в кафе или театре, парке. Художники часто рисовали свои полотна на открытом воздухе, без доработок в мастерской.
Особенности техники
Художники решили заменить контур изображения на мазки. Луч света состоял из синего, фиолетового, желтого, зеленого, оранжевого и красного цветов, причем соседние оттенки выделяют друг друга, однако их смешивание может привести к потере яркого окраса. При этом оттенки делятся на основные, первоначальные, сдвоенные и производные. Этот способ позволил избежать длительного смешивания цветов в палитре, вместо чего цвета просто накладывались сразу на холст.
Художники решили отдать предпочтение рисованию на природе, где проще передать все ощущения от пейзажа на холсте. Такие особенности техники позволили сделать картины столь необычными и прекрасными.
Литература и импрессионизм
В литературе это направление не заняло отдельную нишу, а отразилось в натурализме и символизме. В таком жанре импрессионизм выражается методом передачи каждого пережитого мгновения, отказом от объективизма, преобладанием инстинктов над разумом и отсутствием очевидного смысла. Самым популярным литературным произведением жанра является “Дневник” братьев Гонкур.
Натурализм подразумевает сосредоточенность на натуре, выражающуюся в описании дополнений общей картины. Символизм, в свою очередь, нуждается в отказе от материальных благ и возвращении к миру духовности, что передается мимолетными чувствами и мыслями, выстраивающих единую картину.
Отражение в музыке
В музыкальных композициях импрессионизм коснулся модернизма, наполненного тонким психологизмом и передачей мимолетной радости. Основоположником этого движения в музыке считается Эрик Сати, опубликовавший “Три мелодии” в 1886 году.
Импрессионизм в живописи, или Ловцы прекрасного мгновенья
Импрессионизм — это влиятельное, масштабное, переломное течение в искусстве заключительной трети XIX и начала XX столетия. Нередко историю живописи делят на периоды до и после импрессионизма. Это течение заложило основы изобразительного искусства XX века со всеми его многочисленными авангардными стилями. И хотя сейчас импрессионистское творчество кажется более близким к классической традиции, чем к современному искусству, для современников идеи импрессионистов были подобны свежему ветру, ворвавшемуся в мир увядающего академизма и салонной живописи.
Импрессионизм и вправду сравним с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби. Сама суть этого творческого метода — в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях изменения воздуха, теней, света. Художник-импрессионист пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента.
Импрессионизм — термин, образованный от французского слова «впечатление» (impression). Глядя на картины импрессионистов, кажется, что они написаны торопливыми мазками, будто художник старался как можно быстрее перелить на холст переполнявшие его эмоции. Одному из первых критиков импрессионизма, Луи Леруа (Louis Leroy), такая манера даже показалась небрежной. Вот он и назвал свой фельетон о Салоне Отверженных, где выставлялись картины первых импрессионистов, L’Exposition des impressionnistes, что можно перевести как «Выставка впечатленцев».
Леруа острил и язвил, но термин прижился и стал искусствоведческим. Теперь его уже применяют, конечно, безо всякой иронии.
Особенности импрессионизма
Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты:
Демократический подход к выбору сюжетов скандализировал консервативную публику: вместо привычных Венер им предлагали взглянуть на танцовщиц и проституток, вместо наполненных высокими идеями сюжетов они видели пикники и кабаки.
Пожалуй, пейзажи были самыми безобидными, но и здесь новаторы-импрессионисты сумели возмутить традиционалистов. Давайте разберёмся, почему.
Импрессионизм — это новая техника и новый взгляд
Отвечая на вопрос, что такое импрессионизм, необходимо подчеркнуть, что это нечто большее, чем стиль. Это философия, идейная позиция, набор художественных методов, охватившее разные области культуры течение. Дело было не только в том, что живописцы-импрессионисты стали писать картины с определёнными стилистическими особенностями. Они предложили новый взгляд на мир, выйдя из студийных стен.
Веками мастера писали в студиях сюжетные полотна, портреты и даже пейзажи. Это не позволяло передать нюансы, связанные с естественным освещением. Например, рисуя закат, художник передавал некое умозрительное, обобщённое представление о закате.
Стремясь поймать и перенести на холст мимолётное впечатление, импрессионисты противопоставили студии пленэр. В это время появились тюбиковые краски, что дало возможность работать на природе или на улицах города.
Это позволило писать мир именно таким, каким художник видел его в момент создания картины. Но оказалось, что традиционные методы живописи не подходят для такой работы! Возникла необходимость в создании особой техники. Её особенности:
Живописцы-импрессионисты отказались от использования палитры и создавали оттенки, нанося мазки чистых цветов близко друг к другу (интересно, что чёрную краску практически не использовали, создавая тёмные зоны за счёт визуальных эффектов). Поэтому на импрессионистские произведения нужно смотреть с определённого расстояния.
Однако новаторская техника была только частью тех изменений, которые принёс в живопись импрессионизм. Выяснилось, что при естественном освещении в различное время суток, в тени или на ярком солнце, предметы не всегда выглядят так, как мы привыкли видеть их в комнате или на классических картинах. Например, когда солнце бьёт в глаза, мы щуримся, и это меняет восприятие, а если небо заполоняет грозовой фронт, мир обретает контрастную чёткость.
Это замечательно продемонстрировал Клод Моне в цикле картин «Стога сена».
Художники-импрессионисты стали изображать вещи такими, какими видели их в момент творения картины, и это ломало шаблоны. Например, красные ягоды могли приобрести фиолетовый оттенок, а уходящая вдаль фигура — полураствориться в пелене тумана или дождя.
С другой стороны, отражение мира «как он есть» было у импрессионистов не таким, как в реализме. Повысилась роль субъективности восприятия, которая впоследствии набрала ещё большую силу у постимпрессионистов, «диких» фовистов и представителей других новаторских течений.
Великие художники-импрессионисты
Первые импрессионистские ноты появились в пейзажах известных мастеров. Предтечами импрессионизма считаются Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) и Уильям Тёрнер (William Turner).
Интересно, что на развитие импрессионизма оказало влияние творчества Кацусики Хокусая и других японских пейзажистов.
Как отдельное течение импрессионизм начал формироваться в 1860-х годах, а первая выставка, объединившая новаторов, состоялась в 1874 году. Тогда же, кстати, Луи Леруа напечатал свой фельетон, благодаря которому у направления появилось название.
Наибольшее влияние на развитие нового стиля оказали:
Большой вклад в развитие импрессионистской живописи внесли Камиль Писсарро (Camille Pissarro), Фредерик Базиль (Frédéric Bazille), Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte) и художница Берта Моризо (Berthe Morisot).
Впечатляют ли вас работы этих мастеров? Делитесь впечатлениями в комментариях. Если же у вас возникло желание войти в число коллекционеров, собирающих произведения художников-импрессионистов, принимайте участие в онлайн-аукционах на сайте VeryImportantLot. Это возможность стать обладателем картин, чья ценность возрастает с каждым годом.