Имприматура в живописи что это такое
Имприматура в живописи что это такое
Меня часто спрашивают: «Что это за зверь такой – имприматура? Для чего она нужна? Чем она отличается от подмалевка? А самое главное, как ее сделать?»
Давайте, сначала я рассажу об имприматуре, для чего она нужна и о том, как ее делать, а уж потом вкратце поясню ее отличие от подмалевка и даже дам заучить поговорку, которая позволит вам больше не путать имприматуру и подмалевок. Итак.
Имприматура – это первый красочный слой картины. Это простой и легкий способ сразу же сформировать цветовую гармонию картины, ее палитру, как говорят художники.
Имприматура упрощает жизнь художнику – с ней ему легче выдержать картину в холодных или теплых тонах, легче выдержать цветовые отношения. А вот писать по белому грунту довольно трудно. Мы не можем одновременно работать по всей плоскости картины, так как в основном пишем только одной рукой и делаем это последовательно. Сначала здесь наложим краску, затем рядом, затем еще где-то. То есть шаг за шагом, мазок за мазком.
Если вы опытный художник, вы сможете вести работу так, что в конце у вас все получится, как надо. А если не очень, у вас проблема, большая проблема. Скажу по секрету: даже самые опытные художники предпочитают начинать с имприматуры. Зачастую она не просто подспорье, а существенный и порой даже главный элемент картины. Вы убедитесь в этом, когда посмотрите ниже мою картину, главным элементом которой является не кот, как это ни странно, а госпожа имприматура.
Представим, что у нас белый холст и мы начинаем писать на нем картину. Мы кладем первый мазок – того цвета, что подобрали на палитре. Цвет, как нам кажется, один в один соответствует натуре или тому, что мы представляем в воображении. Затем мы кладем второй мазок, третий, четвертый. И вот в конце, когда мы покроем этими мазками весь холст (а он, родимый, еще и два метра на два), то обнаружим, что наш первый мазок совсем не того цвета, второй тоже. Да и остальные разъехались, кто куда. Эххх. Придется переделывать.
Имприматура вносит в будущую картину порядок. Образно говоря, она как бы является размеченной канвой для вышивки. Вы кладете мазок поверх нее, и сразу видите, верен его цвет или нет. Если нет, вы тут же его исправляете.
Имприматура бывает разной. Во-первых, она бывает однослойной или многослойной, то есть вы либо наносите имприматуру сразу, за один присест, либо сначала создаете один ее слой, даете ему просохнуть, а затем накладываете второй, а может – даже и третий, четвертый. Во-вторых, она различается по количеству цветов и однородности, делясь на четыре вида:
Вот фотографии трех моих имприматур, наглядно показывающие имприматуры 1, 2 и 4 вида.
На первой фотографии вы видите одноцветную (серую) однородную имприматуру картины Пионовый рассвет. Такую же имприматуру я использовала для картины Я страшная тигра.
Ну и, наконец, на третьем снимке имприматура для другой моей картины из пионовой серии, Пионы акванавты. На этот раз она не только разноцветная, но и разнородная, то есть это имприматура четвертого типа. И вправду импрессионизм, не так ли?
Я не нашла фотографии своей имприматуры третьего вида, но думаю, и так понятно, как она примерно должна выглядеть. Ну, например синеватый верх для неба, зеленоватый низ для земли. Хотя можно и наоборот: для неба сделать теплую имприматуру, а для земли холодную. Все зависит от того, что вы хотите получить.
(Кстати, если вы щелкнете ссылки в описании каждой фотографии выше, вы увидите, что я потом сделала с этой имприматурой. И, возможно, даже заметите, как она повлияла на готовую картину.)
В видео имприматура, как вы видели, двухслойная. Первый слой я нанесла красной акриловой строительной (до чего только не додумаются художники! 🙂 краской и сделала это мастихином. Второй слой выполнен масляной краской (ультрамарин светлый), разжиженной растворителем. Так как масляная краска наносилась очень тонко, нижний слой просвечивает. То есть я сделала как бы лессировку первого слоя имприматуры, добиваясь нужного мне цветового колорита.
Более того, если считать еще и белый грунт холста, который вылезает в прорехах первого, красного, слоя, и просвечивает через лессировку второго, ультрамаринового, то получилась как бы трехслойная имприматура.
Эта имприматура была сделана для картины «Хранитель», в которой она не только задает цветовой строй картины, но и образует ее фон. Вот она.
К сожалению, я поленилась сделать фото готовой имприматуры, но на словах это все кроме кота, луны, деревьев, правого забора и земли под котом. Впрочем, в других местах картины она тоже не исчезла, например она явно просвечивает как через самого Хранителя, так и через остальное, кроме, разве что, луны.
А теперь представьте, что вы попытаетесь повторить эту картину (во всех ее элементах!) без имприматуры, в стиле аля-прима, то есть мазок за мазком. Я лично на это просто не решусь. Это будет не просто каторжная работа, она вообще не получится! Ни у вас, ни у меня.
Готова подарить эту картину любому, кто сможет воссоздать ее в технике аля-прима хотя бы приблизительно по форме, но с тем же цветовым колоритом, той же атмосферой.
Присмотритесь к картине: она в принципе проста, но она завораживает даже меня. И благодаря как раз двух. нет. трехслойной имприматуре. Именно она создает ту атмосферу сказки, таинства, которую я хотела получить в картине. Кот одновременно и живой, и призрачный, и обычный, и гигантский. Ну, реальный Хранитель. Картина, сколько ни смотри на нее, как бы издевается над вами, не давая вам определиться с размерами и расстояниями, с реальностью и нереальностью. Вот такая вот она, Госпожа Имприматура!
Ну и, наконец, приведу обещанные отличия имприматуры от подмалевка. Отличий очень много, но главным среди них является их назначение.
А чтобы вам было легче запомнить эту разницу, просто заучите поговорку «Имприматура для цвета, подмалевок для света». (Точнее, для светлоты, но так проще запомнить).
И еще раз повторюсь. Даже опытные художники начинают картину с имприматуры. Поэтому и вы не должны ею гнушаться. Он не просто название в словаре, она ваша лучшая подруга.
Подмалевок у вас может быть, а может и не быть, но имприматура, хотя бы простая, быть должна обязательно. Никогда, я повторяю никогда!, не начинайте писать на белом холсте, не повторяйте моих ошибок прошлого. Любая краска, даже самая светлая, выглядит на снежно-белом фоне намного темнее, но стоит окружить ее красками потемнее, как она тут же светлеет, начинает выпирать из картины, кричать. Это крик о помощи, а помочь ей может только имприматура, даже если она – просто ровно наложенный на холст слой умбры.
Успехов вам!
Татьяна Казакова
Имприматура в живописи что это такое
Имприматура упрощает жизнь художнику – с ней ему легче выдержать картину в холодных или теплых тонах, легче выдержать цветовые отношения. А вот писать по белому грунту довольно трудно.
Если вы опытный художник, вы сможете вести работу так, что в конце у вас все получится, как надо. А если не очень, у вас проблема, большая проблема. Даже самые опытные художники предпочитают начинать с имприматуры. Зачастую она не просто подспорье, а существенный и порой даже главный элемент картины.
Представим, что у нас белый холст и мы начинаем писать на нем картину. Мы кладем первый мазок – того цвета, что подобрали на палитре. Цвет, как нам кажется, один в один соответствует натуре или тому, что мы представляем в воображении. Затем мы кладем второй мазок, третий, четвертый. И вот в конце, когда мы покроем этими мазками весь холст, то обнаружим, что наш первый мазок совсем не того цвета, второй тоже. Да и остальные разъехались, кто куда. Придется переделывать.
Имприматура вносит в будущую картину порядок. Образно говоря, она как бы является размеченной канвой для вышивки. Вы кладете мазок поверх нее, и сразу видите, верен его цвет или нет. Если нет, вы тут же его исправляете.
🖌Ну а чем же отличается имприматура от подмалевка? Отличий очень много, но главным среди них является их назначение. Назначение имприматуры – создать цветовую основу для будущей картины, чтобы было легче выдержать отношения наносимых красок. Имприматура – как бы заранее зафиксированное на холсте отношение. Она либо определяет какой-то средний цвет, если она одноцветная, либо формирует цветовую канву, когда она разноцветная (имприматура может содержать и несколько цветов).
Назначение подмалевка – задать для будущей картины форму, то есть показать на картине места светлые, места темные и места промежуточные между ними. Это может быть сделано грубо, обобщенно при письме аля-прима или точно, тютелька в тютельку при многослойном письме с использованием лессировок.
🖌Вы можете посмотреть короткое видео «Рыжая лошадка» и убедиться, что по имприматуре художник может очень легко и быстро проложить основные цветовые пятна и заложить хорошую основу для своей картины.
Имприматура & подмалевок
Имприматура бывает разной. Во-первых, она бывает однослойной или многослойной, то есть вы либо наносите имприматуру сразу, за один присест, либо сначала создаете один ее слой, даете ему просохнуть, а затем накладываете второй, а может – даже и третий, четвертый…
Во-вторых, она различается по количеству цветов и однородности, делясь на четыре вида:
1. Одноцветная однородная (тут вы просто маляр, вам надо просто покрасить холст в какой-то цвет).
2. Одноцветная неоднородная (вы уже не просто маляр, поскольку накладываете краску творчески: где густо, где пусто, а где-то в растирку, но все опять же вы делаете краской одного цвета).
3. Разноцветная однородная (как в первом варианте, но красками разного цвета, а не одного, как бы маляр, которому не хватает одинаковой краски на всю стену, и он ее красит разными).
4. Разноцветная неоднородная (ну, тут понятно, никакого порядка ни в цвете красок, ни в равномерности малярных работ, прямо маляр-импрессионист какой-то…).
Отличие имприматуры от подмалевка:
Назначение имприматуры – создать цветовую основу для будущей картины, чтобы было легче выдержать отношения наносимых красок. Имприматура – как бы заранее зафиксированное на холсте отношение. Она либо определяет какой-то средний цвет, если она одноцветная, либо формирует цветовую канву, когда она разноцветная.
Назначение подмалевка – задать для будущей картины форму, то есть показать на картине места светлые, места темные и места промежуточные между ними. Это может быть сделано грубо, обобщенно при письме аля-прима или точно, тютелька в тютельку при многослойном письме с использованием лессировок.
Имприматура в живописи что это такое
Нередко бывает такое, что начав писать что-либо на холсте, вы обнаруживаете, что картина «не пошла», а холст кажется вам испорченным. Или вы взяли холст, чтобы опробовать на нем какую-то технику или сделать несколько набросков элементов картины, чтобы решить, какой больше подойдет в планируемой картине, то есть снова «испортили» холст.
Не переживайте: у вас во всех в этих случаях всегда есть надежный спасатель — имприматура.
Вот я, например, по совету мужа сделала для статьи Краски. Как смешать три видео получения красок радуги, для чего взяла три новехоньких холста. После того как видео были сняты, сами холсты мне в таком виде уже были не нужны, а потому я занялась превращением «отыгравших свою роль актеров» в холсты, на которых можно что-то написать, то есть превратила созданные при этом цветовые пятна радуги в имприматуру. Этот процесс я тоже сняла видеокамерой, обрезала видео до нужного размера, прокомментировала свои действия с помощью диктофона и, наконец, смонтировала вместе видео и звук. Теперь я предоставляю получившийся в результате видеоролик вашему вниманию.
Как вы видели, я во всех трех случаях создала однослойную разноцветную неоднородную имприматуру. В принципе, имприматуру в таком виде можно наносить и в том случае, когда ваш холст девственно бел. Как я писала в статье Что такое имприматура, имприматура преследует две цели:
Возможно, я вношу путаницу в ваши умы, так как мое толкование имприматуры несколько шире классического, поскольку я в отдельных случаях объединяю имприматуру с фоном картины. Но так как этот фон делается на холсте самым первым, т.е. зачатую еще тогда, когда художник просто не знает еще, что он напишет, то я взяла на себя смелость и назвала этот абстрактный фон имприматурой.
В любом случае, как мне кажется, я недалека от истины, ибо в русском языке имприматура раньше называлась просто первым красочным слоем — точнее первым слоем краски. (Слово «имприматура» появилось в русском языке позже, как калька c французского imprimatura.) Древние мастера всегда писали картину в несколько слоев. Натянув холст на подрамник, они сначала проклеивали его, затем грунтовали, потом наносили на него рисунок, а затем покрывали рисунок слоем жиденькой краски, разбавляя ее каким-либо разбавителем. Вот этот последний подготовительный слой итальянцы и называли имприматурой, а русские — первым красочным слоем.
С этим русским названием связан один интересный курьез, точнее заблуждение, жертвой которого я стала. Но сначала я уступлю слово своему мужу, Саше, любящему ковыряться во всевозможных тонкостях, упорно стараясь докопаться до истины. Он как бульдог — начнет за что-нибудь тянуть, ни за что его не остановишь. 🙂
Спасибо, Таня!
Давайте попробуем разобраться с этим интригующим всех термином «имприматура», чтобы проверить правоту сказанных выше слов Тани.
Лезем в итальянско-русский словарь и обнаруживаем, что imprimatura это. грунтовка, грунтовочный слой . То есть итальянцы считают имприматуру грунтовкой (точнее, ее последним этапом), а не чем-то таким особенным.
Как же тогда возник «первый красочный слой» в русском языке? Видимо потому, что в древнеитальянском языке слово imprima обозначало то же, что и современное итальянское слово prima, то есть раньше, прежде, сперва, сначала.
То есть имприматура — это то, что делается в первую очередь, до начала создания картины. А поскольку итальянцы в первую очередь наносили слой краски, который они считали частью грунта (точнее вторым слоем грунта), то есть слоем, который обеспечивает надежное сцепления верхних слоёв краски с проклеенным холстом и выравнивание впитывающей способности этого холста, то русские не мудрствуя лукаво перевели слово imprimatura, как «первый красочный слой».
О том, что это именно грунт, говорит вторая часть слова imprimatura — tura, которое в свою очередь является производным от глагола turare, означающего «заделывать», «закупоривать», «запруживать», «затыкать». То есть имприматура — это нечто, что наносится в самом начале, чтобы закупорить поры холста, точнее основного грунта, а итальянцы для этого обычно использовали краску. Причем, грунтовали они холст в два слоя: первый слой выравнивал холст (грунт в полном смысле этого слова), а второй предотвращал впитывание масла из лежащих выше слоев краски (имприматура).
Кстати, термин «а ля прима» по своей сути родственник «имприматуры». Ведь la prima — означает подготовительную работу, то что делается в начале, например грунтовка и написание подмалевка. Вот так и появился термин a la prima, то есть написание картины сразу, вместо подготовительной работы, не возясь с имприматурой, подмалевком и прочими премудростями многослойной живописи.
Возможно, я и ошибаюсь, но согласитесь, весьма похоже на истину.
А теперь о курьезе. Одно время, почти в самом начале своей живописной жизни, я решила освоить так называемую фламандскую семислойную технику живописи. В качестве одного из слоев фигурировал первый красочный слой, поверх которого наносился так называемый «мертвый слой».
Следуя инструкциям, я загрунтовала холст, сделала рисунок и нарисовала поверх него первый красочный слой, то есть фактически картину. После чего я стала замазывать эту картину серой краской, то есть создавать «мертвый слой». А затем я начала лессировками раскрашивать этот мертвый слой, фактически восстанавливая цвет, который я на предыдущем этапе старательно уничтожила серыми тонами.
Все это время Саша, проходя мимо, чесал затылок, говоря «Никак не пойму, зачем надо было сначала красить, потом замазывать, а потом снова красить?» Я в ответ тыкала в его сторону кисточкой и шипела «Изыди! Ничего ты в этом не понимаешь. Это техника великих мастеров!» Короче, картина в «технике великих мастеров», так у меня и не получилась. Устав воевать с мудреными семью фламандскими слоями, я просто дописала картину в стиле а ля прима. Правда, потом я долго переживала, что я такая глупая. 🙂
Лишь спустя много лет, после множества проб и ошибок, я поняла, что «первый красочный слой» — это, скорее всего, имприматура, а «мертвый слой» — обыкновенный подмалевок, сделанный в технике гризайли. То есть, загрунтовав холст чем-либо, чтобы сделать его поверхность ровной, гладкой, фламандцы копировали на холст рисунок, а потом поверх него жиденькой краской наносили второй слой грунта (имприматуру), который предохранял сделанный углем или порошком рисунок от размазывания (и загрязнения им верхних слоев краски), но не скрывал его, поскольку краска была жидкой, а потому почти прозрачной. И одновременно этот жидкий грунт защищал последующие красочные слои, то есть цветные лессировки, от потери ими масла, предотвращая их пожухание, и усиливал сцепление этих лессировок с холстом.
После чего фламандский художник прорабатывал форму сложных предметов (не всегда всей картины!), делая гризайльный подмалевок. Этот подмалевок выполнялся краской одного цвета, обычно серой, а потому и получил название мертвого слоя, то есть слоя, лишенного разноцветья. Создавалась как бы черно-белая фотография, которую потом надо было раскрасить. (Люди моего поколения еще помнят наверно»цветные» фотопортреты, то есть искусно подкрашенные черно-белые фотографии. Лицо серое, а губы красные.) Причем подмалевок мог делаться как краской того же цвета, что и имприматура, так и краской другого цвета, через которую просвечивала имприматура, заставляя подмалевок играть или придавая ему теплоту.
Осознав это, я постепенно выработала свою «фламандскую технику». Вот один из примеров ее использования — левый холст моего диптиха Два плюс один, который сейчас выставлен на выставке в Храме Конфуция в Пекине. На фотографиях ниже вы видите этапы создания этой картины: 1) имприматура и рисунок, 2) подмалевок, 3) исправленный подмалевок, 4) прописка с элементами лессировки и 5) готовая картина.
На шестой фотографии для полноты картины я показал правый холст диптиха.
Если вы внимательно смотрели приведенный выше видеролик о спасении холста с помощью имприматуры, то, присмотревшись к первой фотографии, обнаружите, что перед вами как раз один из спасенных холстов. 🙂 Обычно я делаю рисунок под имприматурой, так как на белый холст переводить рисунок проще, но здесь я нанесла его тушью прямо на имприматуру. Тушь после высыхания держится очень стойко — краска и разбавитель ее не размазывают.
Если вас удивляет, почему гризайльный подмалевок я сделала в два этапа, не берите это в голову — никакой хитрости тут нет. Просто при написании подмалевка правого холста я взяла более холодные смеси. Мне они понравились больше, а потому я подогнала под них левый холст, который изначально был теплее. Кстати, второй холст тоже из числа спасенных. Даже в готовом виде на нем явно просвечивает полученная во время спасания имприматура, придавая фону непередаваемый колорит. На левом она тоже видна, но не так заметно.
Сразу оговорюсь, что каждый этап у меня состоял из нескольких сеансов, то есть на деле слоев здесь намного больше, чем семь фламандских. Но я, к счастью, не фламандка — я россиянка! Как бы к этому ни относились в мире, но факт остается фактом — россияне терпеть не могут, когда им указывают, что и как им надо делать. Может, именно поэтому на западе так любят рассуждать о загадке русской души, но никак эту самую русскую душу понять не могут. )
Как истинная россиянка, я не следую тупо своим или чужим канонам, а свободно варьирую разнообразные подходы, добиваясь нужного мне результата. Что-то получается, что-то нет, но я уже не расстраиваюсь по поводу неудач. Не зря живопись называют творчеством — каждый художник творит не только свои картины, но и свои приемы. И всякий раз, когда мне говорят о той или иной технике старых мастеров, советуя попробовать ее, я в ответ лишь улыбаюсь и согласно киваю головой. И продолжаю делать по-своему.
«Древнее» вовсе не означает «лучшее». Эти самые древние мастера постоянно искали свои подходы к живописи, вырабатывали свои техники — такие, которые упрощали им жизнь, облегчали создание картины. Поэтому, по сути, сколько существует мастеров, столько существует и техник. Важен не сам процесс написания картины, а то, что получится в результате. И зрителю наплевать, как ты этого результата достигла. Я ни разу не слышала ни на одной выставке (я не имею в виду снобов, изображающих из себя знатоков живописи) что либо типа «О, фламандская техника!» Обычно зрители говорят «Здорово!» или, извините, «Хрень!» Или же просто проходят мимо картины, лишь скользнув по ней взглядом, даже если в ней использована самая древняя или, наоборот, самая новейшая техника.
Вот и вы. Не гоняйтесь за техниками и приемами. Не создавайте себе кумира. Творите свое творчество сами. Все, что вы читаете в разделе Начинающему художнику, включая эту статью, имеет лишь одну цель — помочь вам самим найти дорогу в ваш мир живописи. Читайте мои советы критически, пробуйте то, что я советую, примеряйте мои советы к себе и ищите свои подходы.
Однако, есть одно исключение.
Ну вот и все, пожалуй.
Ан нет! Неугомонный Саша опять что-то раскопал. 🙂
Имприматура в живописи что это такое
Цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, вошедшая в практику итальянских художников с XVI века. Простой и эффективный способ создать цветовую гармонию картины.
Интересно!
Веронезе писал по светлому жемчужно-серому или серо-голубому грунту.
Тициан сначала писал по белому, потом стал покрывать грунт прозрачным красным тоном, придающим живописи теплоту, а потом стал использовать нейтрально тёмный.
Тинторетто использовал грунт тёмных цветов — серый или шоколадный.
Рубенс работал на белом, светло- сером и тёмно-сером грунтах.
Рембрандт сначала писал по белому грунту с проработкой рисунка и форм прозрачной золотисто-коричневой краской. Позже он стал применять серый грунт и тёмную имприматуру, а рисунок прописывал коричневой прозрачной краской, очень тёмной: именно такая техника придаёт особую теплоту и глубину его произведениям.
Эль Греко выполнял подготовительный рисунок на белом грунте, который затем покрывал коричневой краской (жжёной умброй), чтобы белый грунт просвечивал через неё. Затем он моделировал формы в светах и полутонах белилами, причём полутона в этом случае приобретали удивительный серо-перламутровый тон, который невозможно получить простым смешением красок на палитре.
Более подробно об имприматуре вы может узнать из уст Татьяны Казаковой, активно использующей ее в своих картинах и описывающей ее, рассказывающей о ней и даже показывающей процесс ее создания в своей статье Что такое имприматура, в разделе Начинающему художнику.