Имя собственное что это такое 1 класс
Имена собственные в русском языке: классификация и функции
В составе любого языка имя собственное занимает важное место. Появилось оно в далекие времена, когда люди стали понимать и дифференцировать предметы, что потребовало присвоения им отдельных названий. Обозначение объектов происходило, опираясь на его отличительные признаки или функции для того, чтобы название содержало данные о предмете в символическом или фактическом виде. С течением времени, имена собственные стали предметом интереса в различных областях: географии, литературе, психологии, истории и конечно же, лингвистике.
Самобытность и содержательность изучаемого явления привели к возникновению науки об имени собственном — ономастики.
Определение понятия
Имя собственное — это существительное, которое называет предмет или явление в конкретном смысле, отличая его от других схожих ему предметов или явлений, выделяя их из группы однородных понятий.
Важный признак этого имени состоит в том, что оно связано с называемым объектом, несет информацию о нем, не затрагивая понятие. Их пишут с заглавной буквы, и иногда названия берут в кавычки (Мариинский театр, автомобиль «Пежо», пьеса «Ромео и Джульетта»).
Употребляются имена собственные, или онимы, в единственном либо во множественном числе. Множественное число проявляется в случаях, когда несколько предметов имеют сходные обозначения. Например, семья Сидоровых, однофамильцы Ивановы.
Функции имен собственных
Имена собственные, как единицы языка, выполняют различные функции:
Классификация онимов
Собственные имена во всем своем своеобразии подразделяются на множество типов:
2. Топонимы — географические названия:
3. Зоонимы — клички животных (Мурка, Шарик, Кеша).
4. Документонимы — акты, законы (закон Архимеда, Пакт мира).
Связь имен нарицательных с именами собственными
Говоря об имени собственном нельзя не упомянуть имя нарицательное. Различают их по объекту номинации.
Так, имя нарицательное, или аппелятив, называет предметы, лица или явления, которые имеют один или несколько общих признаков и представляют собой отдельную категорию.
Отличия имен собственных от нарицательных, также представляют большой интерес в научных кругах. Этот вопрос изучали такие языковеды, как Н. В. Подольская, А. В. Суперанская, Л. В. Щерба, А. А. Уфимцева, А. А. Реформатский и многие другие. Исследователи рассматривают эти явления с разных сторон, приходя, иногда, к противоречивым результатам. Несмотря на это, выделяют специфические признаки онимов:
Иногда имена собственные могут преобразовываться в имена нарицательные. Процесс преобразования онима в имя нарицательное называют аппелятивация, а обратное действие — онимизацией.
В качестве примера аппелятивации можно привести переход имени нарицательного «земля» в значении «почва», «суша», в оним «Земля» — «планета». Таким образом, используя имя нарицательное как название чего-либо, оно может стать онимом (революция — площадь Революции).
Кроме того, часто нарицательными становятся имена литературных героев. Так, в честь героя одноименного произведения И. А. Гончарова, Обломова, возник термин «обломовщина», которым обозначают бездеятельное поведение.
Особенности перевода
Особую сложность представляет перевод имен собственных, как на русский язык, так и с русского на иностранные языки.
Перевод онимов невозможно совершить, опираясь на смысловое значение. Его проводят с использованием:
Транслитерация считается наименее используемым способом перевода онимов. К ней прибегают в случае оформления международных документов, загранпаспортов.
Некорректный перевод может стать причиной дезинформации и неправильного толкования смысла сказанного или написанного. При переводе следует придерживаться нескольких принципов:
Подводя итог можно сказать, что онимы отличаются богатством и разнообразием. Своеобразие типов и обширная система функций характеризуют их, а следовательно, ономастику, как важнейшую отрасль лингвистического знания. Имена собственные обогащают, наполняют, развивают русский язык, поддерживают интерес к его изучению.
Видео
Из этого видео вы узнаете, что такое имя собственное.
О нарицательных и собственных именах существительных вы узнаете из этого видео.
Урок по русскому языку для 1-го класса по теме «Слово — имя собственное. Имена, фамилии и отчества людей»
Учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова “Русский язык. 1 класс”
Тема: “Слово – имя собственное. Имена, фамилии и отчества людей”
1. Объяснить правило употребления прописной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей.
2. Объяснить понятие имя собственное.
3. Развивать внимание, мышление.
— магнитные карточки с буквами, слогами, словами;
— портрет Ю.А. Гагарина.
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель: А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Постановка темы урока
Учитель: Сегодня на уроке вы будете учиться писать по правилам имена, фамилии и отчества людей и узнаете, как называются эти слова. Из уроков обучения грамоте вы уже знаете, как пишутся имена людей. Давайте повторим это правило.
Ученики: Имена людей пишутся с заглавной буквы.
III. Чистописание
Учитель: Какой одинаковый элемент во всех написанных буквах и сочетаниях букв?
Ученик: Плавная линия с закруглением внизу.
Учитель: Откуда начинаем писать?
Ученик: Начинаем ниже середины рабочей строки и слева направо прописываем закругление.
IV. Работа по теме урока
1. Игра “Составь слова”.
Учитель: “Соберите” слова, начиная с заглавных букв, которые вы сейчас писали.
(На доске магнитные карточки с буквами и слогами.)
(Дети по-одному выходят к доске и составляют слова.)
Учитель: Прочитайте получившиеся слова. На какой вопрос они отвечают?
Ученик: Слова отвечают на вопрос КТО?
Учитель: Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос КТО?
Ученик: Эти слова обозначают предметы.
Учитель: А почему они написаны с заглавной буквы?
2. Работа в тетрадях.
Учитель: Запишите в тетрадях составленные имена, заглавную букву подчеркните.
Учитель (после записи слов): Прочитайте только имена мальчиков (девочек). Как записали имена? Повторите правило.
Ученики: Имена людей пишутся с заглавной буквы.
Учитель: А я составила из слогов вот такое имя (учитель вывешивает на доску карточку):
Учитель: К какой группе вы бы его отнесли: к именам мальчиков или девочек?
(Дети дают свои варианты ответов.)
Учитель: Саша – это имя и мальчика, и девочки. Приведите ещё примеры таких имён.
3. Объяснение понятия “Имя собственное”.
Учитель: Как вы думаете, зачем человеку даётся имя?
Ученик: Чтобы выделить одного человека из группы других людей.
Учитель: Что ещё даётся человеку кроме имени?
Ученик: Фамилия и отчество.
4. Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник на странице 50, упр.№37.
(Учитель ждёт, когда все дети откроют учебники.)
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию к этому упражнению и составьте по ней предложение.
(Учитель выслушивает ответы детей.)
Учитель: А давайте теперь прочитаем стихотворение.
(Один ученик читает стихотворение вслух.)
— Назовите только имена мальчиков (только имена девочек.)
— Как написаны имена детей?
Ученики: Имена пишутся с заглавной буквы.
Учитель: Запишите в тетрадь одно имя мальчика и одно имя девочки.
Мы ногами топ-топ, Повернись вокруг себя.
Мы руками хлоп-хлоп! Раз – присели, два – привстали.
Мы глазами миг-миг, Руки кверху все подняли.
Мы плечами чик-чик! Раз – два, раз – два,
Раз – сюда, два – туда, Заниматься нам пора!
Учитель: Назовите фамилии писателей, произведения которых вы читали.
Ученики: Пушкин, Крылов, Пришвин, Осеева, Бианки и т. д.
Учитель: Давайте запишем несколько фамилий писателей в тетрадь. Как будем записывать фамилии? Заглавную букву подчеркните. (Один ученик пишет на доске.)
Учитель (после записи): Как пишутся имена и фамилии людей?
Ученик: Имена и фамилии людей пишутся с большой буквы.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Имена собственные.
Учитель: Какое сегодня число и месяц?
Ученик: Сегодня 12 апреля.
Учитель: Чем знаменателен этот день?
Ученик: 12 апреля – День космонавтики.
Учитель: Как звали первого космонавта?
Ученик: Юрий Алексеевич Гагарин.
(Учитель вывешивает на доску портрет Ю.А. Гагарина.)
Учитель (рассказ о первом космонавте):
Обычному весеннему дню 12 апреля 1961 г. суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль “Восток”, пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным. Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам. Гагарин совершил облёт Земли за 1 час 48 минут. Этот подвиг открыл новую эру – эру полётов человека в космическое пространство.
И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном-иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к Солнцу, а темно.
Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.
Учитель: Прочитайте предложение, записанное на доске.
Учитель: Какие слова написаны с заглавной буквы? Почему?
Ученик: Слова Юрий Алексеевич Гагарин пишутся с заглавной буквы, т.к. это имя, фамилия и отчество человека.
Учитель: Назовите только имя.
Учитель: Назовите только фамилию.
Учитель: Назовите только отчество.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Это имена собственные.
Учитель: Спишите предложение, заглавные буквы в именах собственных подчеркните.
— Как пишутся имена собственные?
Ученик: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Учитель: А как вас зовут? (Учитель спрашивает 3-4 учеников.) Я написала начало предложения (учитель заранее пишет на доске), а вы должны закончить предложение и записать его в тетрадь.
Учитель (после списывания): Как написали свои имена и фамилии?
Ученик: С заглавной буквы.
V. Итог урока
Учитель: Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Ученик: Имена, фамилии и отчества людей.
Учитель: Как называются эти слова?
Ученик: Имена собственные.
Учитель: Чему вы научились на уроке?
Ученик: Мы научились писать с заглавной буквы имена, фамилии и отчества людей.
Учитель: Послушайте стихотворение Е. Измайлова о заглавной букве. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.)
Буква обычная выросла вдруг.
Выросла выше букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело…
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.
Буква большая совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.
Имя собственное. 1-й класс
Класс: 1
Цель: развивать умение употреблять большую букву в кличках животных, названиях сёл, деревень, городов. Научить отличать имена собственные от имен нарицательных.
Оборудование: интерактивная доска. На доске изображены животные разных пород.
Ход урока
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения: «Прописная буква».
Учитель: Ребята, я хочу сегодня начать урок с маленького стихотворения.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя фамилия пишутся с ней,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
– На уроке будем говорить о словах, которые пишутся с большой буквы.
2. Ознакомление со словами из словаря.
Учитель: С какими словами из словаря ознакомимся, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Гладить – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
На лугу пасётся,
Вечером вернётся,
Замычит у ворот,
Молока принесёт.
Дети называют: собака, корова.
На интерактивной доске изображено слово С.БАКА с пропущенной буквой.
Дети произносят это слово. Определяют ударение. Ударный слог [а].
Учитель: сколько слогов в этом слове?
– На какой слог падает ударение?
Учитель: Правописание данного слова надо запомнить. Слово собака пишется с буквой О.
На интерактивной доске также изображены разные породы собак: овчарка, колли, пудель, дог.
Учитель: Кто изображен на доске?
– Четыре лапы, туловище, голова, хвост, все покрыты шерстью, у всех этих животных одно название – собаки.
– Чем они отличаются?
– Размером и формой тела, у них разный окрас, они разной породы.
– Но все эти животные называются одним словом.
– Чем они еще могут отличаться?
– У них разные клички.
– Придумайте каждой собаке кличку.
– Дружок, Верный, Черныш, Звездочка.
– Вспомните, с какой буквы пишутся клички животных, породы собак?
– Клички животных пишутся с заглавной буквы, а названия пород с маленькой буквы.
– Придумайте клички собакам и запишите их. Обоснуйте свой выбор.
3. Проверка задания.
1 ученик: Овчарка Гром. Вид у овчарки грозный, поэтому я дал ей такую кличку.
2 ученик: Пудель Пушок. Шерсть у собаки пушистая, поэтому я дал такую кличку.
3 ученик: Дог Богатырь. Из-за своих больших размеров я придумал эту кличку.
4 ученик: Колли Звёздочка. На лбу у собаки есть пятнышко, очень похожее на звёздочку, поэтому я придумала эту кличку.
На интерактивной доске изображено слово К.РОВА с пропущенной буквой.
Дети произносят это слово, определяют ударение (ударный звук [о]).
Учитель: Сколько слогов в этом слове?
– На какой слог падает ударение?
– Найдите опасное место в этом слоге. (Гласная первого слога).
– Запомните, слово корова пишется с буквой О. Запишите это слово, поставьте ударение и подчеркните букву О в первом слоге.
На доске также изображены коровы разных пород. Дети называют, что является общим у этих животных и в чём отличия.
Учитель: Придумайте клички животным.
– Назовите их. Обоснуйте – почему вы им дали такие клички?
1 ученик: Корова Черныш. У этой коровы черный окрас, поэтому ее так решили назвать.
2 ученик: Корова Звёздочка. На лбу у нее белое пятнышко, которое очень похоже на звездочку.
3 ученик: Корова Зорька. Мне кажется, что она ласковая, нежная, как весенняя заря. Поэтому я решила дать ей такую кличку.
4. Взаимопроверка тетрадей.
Работа по учебнику. Упражнение 44 на странице 24 [1].
Учитель: прочитайте диалог Дяди Федора и кота. Пусть один из вас выступит в роли Матроскина, а другой в роли мальчика. (Дети читают текст по ролям).
Учитель: Какую фамилию дал коту Дядя Федор?
– Почему фамилия коту понравилась?
– Коту понравилась фамилия, потому что она и морская и серьезная.
– Запишите фамилию кота в тетрадь.
Задание ученикам: закончить предложение. Напишите правильно свою фамилию. С какой буквы вы будете писать? Фамилии людей пишутся с большой буквы.
5. Проверка задания.
Наблюдение над правописанием имен собственных. (Рабочая тетрадь, упражнение 7 на странице 15 [2] ). В задании дано предложение: «Коля и Поля собирали цветы в поле».
Учитель: Почему одно из выделенных слов написано с заглавной буквы, а другое со строчной? Объясните.
Ученики: Одно из выделенных слов Поля является именем девочки, поэтому пишется с заглавной буквы. Второе слово поле – не является именем собственным, поэтому пишется со строчной буквы.)
Ученики записывают предложение в тетради.
Учитель: Какой вывод можно сделать? Фамилии и имена людей пишутся с большой буквы.
6. Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем
И кружимся потом.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
7. Закрепление. Работа над правилом.
В учебнике на странице 23 [1]:
Учитель: Прочитайте правило. Что такое имена собственные? Имена собственные – это имена, отчества, фамилии людей и клички животных.
– А как вы думаете, есть ли еще другие имена собственные?
– Да, есть еще другие имена собственные. Это название городов, сел, рек, морей.
Учитель: В рабочей тетради на странице 18 выполните задание 12 [2]. Впишите в клеточки названия городов России. Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. Запишите его. С какой буквы надо писать это слово? (Приложение 1)
– Слово Москва надо писать с заглавной буквы.
– В России много больших и красивых городов. Москва – главный город страны.
8. Итог урока.
Учитель: Что такое имена собственные? Как они пишутся?
Ученики: Имена собственные – это имена, отчества, фамилии людей и клички животных, названия городов, рек, озер, морей.
Литература:
Конспект и презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Собственные имена»
Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc
Предмет: русский язык
Автор: учитель начальных классов МОАУ «СОШ №4» г. Соль-Илецка Граброва Н.В.
Тема: Собственные имена.
Цель: знакомство с именами собственными
Задачи: знакомить с новым научным словом «имя собственное»; учить писать имена, фамилии людей и клички животных с большой буквы; развивать орфографическую зоркость, память, речь; воспитывать внимательное отношение друг к другу; воспитывать интерес к родному языку
-умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
-делать выводы на основе анализа объектов;
-обобщать и классифицировать по признакам.
-умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-планировать свою работу на уроке;
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию
-умение слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-умение работать в группе.
-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: карточки со словами; презентация, звуковая запись утверждений Антона, сигнальные карточки
Проверка готовности к уроку. Организация класса.
– Ребята, сегодня у нас на уроке будет присутствовать дошкольник Антон. Он будет работать с нами вместе, а в конце урока мы сможем проверить себя и его.
1. Словарная работа. (Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К); оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р))
— Как называют мальчика, который учится в школе? (Ученик) (слайд 2)
— На какой вопрос отвечают слова? (Кто?)
— Это родственные слова? Докажите. (Да, есть общая часть и общее значение)
— Это слова-названия, слова-указатели или слова-помощники? (Названия)
— Кого называют слова? (Человека: мальчика и девочку)
-Запишите: девочкам – слово, называющее девочку, мальчикам – мальчика. Проговорите слова.
— Выделите «опасные при письме места».
2. Постановка проблемного вопроса.(Определяют границы своего знания и незнания)
— Дай мне карандаш, пожалуйста. (Непонятно, кто должен это сделать)
— Что мне надо сделать, чтобы вам стало понятно, кто должен дать карандаш? (Назвать по имени)
— Могу ли я, пользуясь этими словами: ученик, ученица, отличить вас друг от друга? (Нет)
— Саша, дай, пожалуйста, карандаш.
III . Постановка целей. (Планируют свою работу на уроке (Р))
— Сегодня мы поговорим об особых словах, называющих человека и животных, о собственных именах. (слайд 3)
-Какие вопросы можно поставить перед собой? Что хотели бы узнать?
1. Проект учащегося. (Извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов;
делают выводы на основе анализа объектов (П); умение слушать и понимать других (К))
— Ученик нашего класса – Матвеев Артем – провел исследование на тему своего имени. Послушаем и посмотрим. (слайды 4-9)
— Итак, почему же собственные имена так называют? (Потому что оно принадлежит только конкретному человеку)
— Почему имена собственные пишутся с большой буквы? (Чтобы выделить эти слова из ряда других, называющих человека)
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак! (слайд 10)
— Действительно, обращаясь к человеку по имени, мы выражаем своё уважение к нему.
— Поэтому по правилам вежливости обращаясь к человеку, нужно обязательно называть его по имени.
2. Составление предложения. (Оформляют свои мысли в устной и письменной форме (К), оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р))
— Как себя назовёшь? Запиши 2 предложение с этими словами.
— Как можно проверить, правильно ли написали? (Посмотреть на тетради, спросить у учителя)
4. Групповая работа. (Приложение 1) (Умение работать в группе (К); обобщают и классифицируют по признакам (Р))
— Артем рассказывал нам о своей работе. Его фамилия – Матвеев – образовалась от имени Матвей. Есть у нас в классе еще один человек, у которого фамилия тоже образовалась от имени. (Романов)
— Вам задание: образуйте мужские фамилии от имен
Денис 1 ряд (Денисов) (у доски по 1 человеку от ряда)
Михаил 2 ряд (Михайлов)
Сергей 3 ряд (Сергеев)
— Какое одинаковое «опасное место» встретилось во всех словах? (Парный согласный в конце слова и безударный гласный)
5. Работа по учебнику. (с.19)(Извлекают информацию из текста учебника (П); обобщают информацию (Р))
— Прочти сведение в учебнике.
— Какие еще слова, кроме имен, фамилий людей являются собственными именами? (Клички животных)
6. Выборочное списывание. (№28) (Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р))
— Выбери те группы слов, в которых есть клички животных.
— Спиши, выбирая нужные буквы.
корова Зорька коза Белянка
— Отметь «опасные при письме места».
— Почему корову и козу так назвали?
— Составь предложение с этими словами.
7. Самостоятельная работа. (Приложение 2)(Классифицируют (Р);оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р))
— Помогите Антону найти собственные имена.
Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Мухтар.
— Взаимопроверка. Проверь соседа. (слайд 11)
-Расскажите родным, что вы узнали об именах собственных.
VI . Итог урока. (слайды 12-14) (Осуществляют познавательную и личностную рефлексию (Р))
— Согласны ли с утверждениями Антона (сигнальные карточки):
Я понял, что собственные имена пишутся с большой буквы. (Да)
Я понял, что к собственным именам относятся только имена, фамилии, отчества людей и клички животных. (Нет)
Я понял, что большая буква в собственных именах «опасное при письме место». (Да)
— Мы говорим о собственных именах, называющих человека, животных. На какой вопрос они отвечают? (Кто?)
— А есть ли собственные имена, отвечающие на вопрос что? (Да, названия городов, рек, улиц, озёр и т.д.)