Индекс скибинской это что
Индекс скибинской это что
У найширшому сенсі, динаміка життя – це процес старіння. Він характеризується змінами ряду фізіологічних показників організму. Найбільш вираженими і типовими є наступні (показники в 70.
П’ятиденний семінар з санології у «Edem Resort & SPA» завершено! Тепер колектив розроблятиме концепт оздоровчої діяльності та рекреації з урахуванням вітчизняних наукових досягнень у вивченні.
Американский врач Лоуренс Ле Шан в книге «Рак – поворотный момент в жизни» (Cancer As a Turning Point: A Handbook.
Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый.
Каждый человек, отработав свои ежедневные 8-10 часов, хочет только одного — рухнуть на диван, открыть банку пива или газировки да.
Крейг Вентер — это тот человек, который в конце 90-х первым в мире полностью расшифровал геном человека, потом — первым.
Геннадий АПАНАСЕНКО [профессор, зав. кафедрой санологии и спортивной медицины НМАПО им. Шупика] В 2008 г. увидел свет доклад Hood L.
Зеленые листовые овощи замедляют старение мозга, помогая сохранить память и другие когнитивные функции. К такому выводу пришли американские специалисты из.
Ученые из Германии, Нидерландов, США и Японии открыли простой способ определения продолжительности жизни.Соответствующее исследование опубликовано в журнале Nature Communications.
Группа исследователей под руководством психиатра Джерри Эдвардса (Jerri Edwards) из Университета Южной Флориды выяснила, что игры для тренировки когнитивных способностей.
Недавно в Киеве возле метро “Левобережная” завершена реконструкция городской “Зоны здоровья” и работы по созданию скейт парка. Эти проекты были.
BMW-EXPERT
станция
техобслуживания
автомобилей BMW
ПЛЮША
интернет-магазин
мягкой игрушки,
карнавальные костюмы
�?ндекс Скибинской отражает функциональные резервы дыхательной и сердечно-сосудистой систем человека.
ОЦЕН�?ТЬ РЕЗЕРВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ �? КАРД�?О-СОСУД�?СТОЙ С�?СТЕМ СВОЕГО ОРГАН�?ЗМА :
Для того, чтоб посчитать индекс Скибинской для Вашего организма, необходимы данные о частоте сердечных сокращений, возможности задержки дыхания и объеме легких.
1. После 5-минутного отдыха в положении стоя определите частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 1 минуту.
2. Затем спокойно вдохните около 2/3 объема легких и измерьте время (в секундах) на сколько Вы сможете задержать дыхание.
3. Следующим шагом Вам необходимо измерить объем Ваших легких (в миллилитрах).
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется спирометром или спирографом. Это можно сделать в любом Центре здоровья, у врача-санолога, в спортивных центрах и, возможно, в районных и ведомственных поликлиниках.
Введите Ваши данные: | Результат: | ||
Частота сердечных сокращений (ударов за 1 мин): | Введите данные и нажмите кнопку подсчета. | ||
Жизненная емкость легких (в мл): | |||
Задержка дыхания (в секундах): |
Свой результат оцените по таблице:
Индекс скибинской это что
Методы оценки здоровья школьников
Уровень функционального состояния основных систем организма проводится с помощью морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибински, Шаповаловой, Руфье). Для оценки индексов применяется формализованная бальная система (С.В.Хрущев, 1995).
Индекс Кетле. Данный индекс позволяет вычислить степень соответствия массы тела и роста, определить избыток или недостаток массы тела человека.
Инвентарь: ростомер и электронные весы.
Ростомер представляет собой укрепленную на подставке вертикальную линейку с подвижной планкой, откидным сидением для измерения роста стоя. На вертикальной линейке имеется две шкалы: светлая шкала используется для измерения показателя «рост стоя», отчет ведется от площадки подставки. Подвижная горизонтальная планка свободно перемещается по вертикальной линейке. Показания роста следует считывать по нижнему краю планки.
Методика измерения. Обследуемый человек становится босыми ногами на площадку ростомера, выпрямляет осанку, касается вертикальной линейки ростомера пятками, ягодицами и спиной. Наружный угол глаза и козелки ушных раковин должны находиться на горизонтальной линии. Затем горизонтальную планку опускают на темя и слегка прижимают, чтобы преодолеть упругое сопротивление волос. Отсчет ведется по шкале с точностью до 0,5 см.
Вес тела определяется взвешиванием на электронных весах. Исследуемый человек без обуви встает на середину площади весов. Точность измерения должна быть на уровне 50 г.
Индекс Кетле определяется по формуле:
Инвентарь: секундомер и электронный тонометр.
Методика измерения. Частота сердечных сокращений измеряется за первые 10 с первой минуты, а затем полученное число умножается на 6. Артериальное давление измеряется с помощью электронного тонометра.
Индекс Робинсона определяется по формуле:
ИР = ЧСС x АДс / 100, усл.ед., где
Индекс Руфье свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, по которому можно судить о физических возможностях ребёнка.
Методика проведения. После отдыха в положении «сидя» у обследуемого регистрируют пульс за 15 с. (Р1) и предлагают выполнить 30 глубоких приседаний за 45с., выбрасывая руки вперед; затем он тотчас садится, и вновь регистрируется пульс за первые 15 с. (Р2) и последние 15 с. (Р3) первой минуты восстановительного периода.
4 ( P 1+ P 2+ P 3)-200 /10
Индекс мощности Шаповаловой характеризует развитие силовой и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.
Методика измерения. Подъемы (сгибания) туловища в сед, проводятся из исходного положения «лежа на спине», ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, напарник удерживает ступни. Необходимо выполнить за 60 с. максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в и.п. Исследуемый, опуская тело в и.п., должен касаться ковра или мата последовательно: сначала лопатками, затем затылком, потом локтями.
(Вес тела (г) /рост (см)) × (количество наклонов за 1 мин / 60)
Индекс Скибински характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.
Инвентарь: спирометр и электронные весы.
1. Подсчитать частоту сердечных сокращений за одну минуту в покое.
2. Необходимо обработать мундштук спирометра раствором антисептика. Подвижную шкалу прибора необходимо установить на ноль. Для измерения жизненной емкости легких нужно сделать максимально глубокий вдох, а затем, зажав нос, в течение 4-6 с. выдыхать воздух через мундштук спирометра с равномерной скоростью до максимального глубокого выдоха. Измерение повторяют три раза с интервалами не менее 30 секунд, лучший результат вносится в протокол.
3. Сделать максимальный вдох и задержать дыхание максимально долго, данные занести в протокол.
(ЖЕЛ мл ×время задержанного дыхания на вдохе (с)) / ЧСС уд/мин, где
ЖЕЛ – жизненная емкость легких
Методика «Таблицы Шульте»
Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.
Назначение теста: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.
Описание теста: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
С помощью этого теста можно вычислить показатели (по А.Ю.Козыревой):
· эффективность работы (ЭР)
Оценка ЭР (в секундах)
· степень врабатываемости (ВР)
Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
· психическая устойчивость (ПУ)
Результат меньше 1,0 хорошая психическая устойчивость, чем выше показатель, тем хуже психическая устойчивость.
Карта методики САН
Класс _______ Возраст ________
1. Самочувствие хорошее
2. Чувствую себя сильным
Чувствую себя слабым
6. Хорошее настроение
22. Желание отдохнуть
27. Соображать трудно
Необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «Самочувствие хорошее» и «Самочувствие плохое» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.
Обработка и интерпретация данных.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.
Настроение(сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют о неблагоприятном состоянии.
Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
Определение тотальных признаков физического развития
Длину тела (рост) измеряют при помощи складного металлического антропометра. Измерение проводят спереди. Голова обследуемого находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости.
Оценка физического развития
При оценке физического развития ребенка в соответствующей полу и возрасту таблице находят его рост, затем строго по горизонтально строке – диапазон «нормы» массы тела для данного роста. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в этот диапазон, окажется ли ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие.
Выделяются следующие варианты физического развития:
1. Нормальное физическое развитие – масса тела в пределах нормальных вариантов (от M-1σ до M+1σ относительно конкретного роста).
4. Низкий рост – варианты роста меньше минимальных, указанных в таблице (меньше M-2σ).
Методика выполнения тестовых упражнений для оценки физической подготовленности
Тест «Подтягивание на перекладине» (для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса). В весе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без рывков и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются.
Тест «Подъем туловища за 30 или 60 секунд» (для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища). Из И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. По команде «Марш!» выполнять, рационально распределяя усилия, а 30 или 60 секунд (с 11 лет) максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в И.П., разводя локти в стороны до касания пола локтями, лопатками и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку или свернутую в валик мягкую ткань.
Тест «Прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и махом рук вперед, и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате (толстом ковре) или мягком грунтовом покрытии (можно использовать песочную яму). Участнику дается три попытки. В зачет идет только лучший результат.
Оценка функциональной тренированности
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ – состояние систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, эндокринной, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку.
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА – повышенный по сравнению с состоянием покоя уровень функционирования организма.
Пример: если взять величину энергообеспечения в положении лёжа за «1», то уже медленная ходьба со скоростью 3 км/ч вызовет увеличение обмена веществ в 3 раза, а бег с околопредельной скоростью и подобные ему упражнения – в 10 и более раз.
При оценке функциональной устойчивости организма к физическим нагрузкам определяющим является состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, поскольку именно от них зависит уровень работоспособности мышечной системы (Дембо А.Г., 1979).
Оценка состояния данных функциональных систем организма проводится с помощью различных функциональных проб и тестов:
функциональная проба – дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма;
тест – специально организованное испытание или измерение для получения объективной информации об изучаемом явлении или объекте.
Пульс покоя (частота сердечных сокращений – ЧСС)
Для физиологически грамотного построения тренировочного процесса правильная оценка пульса имеет важнейшее значение.
Пульсом (от лат. «пулсус» – толчок) называются толчкообразные, ритмичные смещения стенок артерий, вследствие заполнения их кровью, выбрасываемой при систоле левого желудочка.
Характеризует состояние сердечно-сосудистой системы. Измеряется при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку. Как правило, пульс покоя замеряется после 5 мин отдыха в положении сидя по 10- или 15-секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 минуту (число ударов в минуту) путём умножения на 6 или, соответственно, на 4.
Согласно А.Г. Дембо (1979), нормой для здорового человека являются показатели ЧСС 60-80 уд/мин.
Согласно Д.Н. Давиденко (2003), для мужчин нормой являются показатели ЧСС 55-70 уд/мин; для женщин – 60-75 уд/мин.
Согласно С.В. Хрущёву (1977), для мальчиков и девочек в возрасте 7-18 лет показатели ЧСС интерпретируются следующим образом:
Таблица 4 – Возрастные нормы ЧСС (по С.В. Хрущёву, 1977)
Пол | возраст |
Мальчики | |
Девочки |
Согласно А.И. Пустозёрову, А.Г. Гостеву (2008), для молодых людей в возрасте 17-19 лет показатели ЧСС интерпретируются следующим образом:
«весьма отлично» – менее 50 уд/мин
«отлично» – 51-59 уд/мин
«хорошо» – 60-67 уд/мин
«удовлетворительно» – 68-75 уд/мин
«очень плохо» – 90 уд/мин и более
При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – редким (брадикардия).
Артериальное давление (АД)
Артериальное кровяное давление (АД) производится на стенки сосудов кровью в направлении её тока. Измерение АД является вторым наиболее простым и распространённым методом исследования сердечно-сосудистой системы. Одной из самых надёжных методик исследования АД является слуховой метод Короткова с помощью аппарата сфигмоманометра. К числу самых доступных приборов относятся электронные тонометры.
Различают максимальное (систолическое), минимальное (диастолическое), пульсовое артериальное давление:
систолическое давление (САД) – это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла; его уровень зависит от силы систолы;
диастолическое давление (ДАД) – определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины; определяется уровнем периферического сопротивления, которое зависит от тонуса прекапилляров или артериол;
пульсовое давление (ПД) – это разница между САД и ДАД, которая косвенно свидетельствует о величине систолического выброса, т.е. об ударном объёме сердца (и он тем больше, чем выше ПД).
Два фактора, от которых зависит САД и ДАД – сила систолы и периферическое сопротивление, – по сути, определяют уровень АД.
Измеряется АД в миллиметрах ртутного столба (мм.рт.ст.).
Нормальными величинами АД для молодых людей считаются:
· САД – от 100 до 129 мм.рт.ст.;
· ДАД – от 60 до 70 мм.рт.ст.
Согласно А.Ф. Синякову (1987), должные величины АД следует соотносить с возрастом и рассчитывать по следующему уравнению:
· для возраста от 7 до 20 лет: САД = 1,7 × возраст + 83;
ДАД = 1,6 × возраст + 42;
· для возраста от 20 до 30 лет: САД = 0,4 × возраст + 109;
ДАД = 0,3 × возраст + 37.
АД выше 130 мм.рт.ст. для САД и выше 80 мм.рт.ст. для ДАД называется гипертоническим (т.е. повышенным), ниже 100 и 60 мм.рт.ст. соответственно –гипотоническим (т.е. пониженным).
После стандартной физической нагрузки (пр., 20 приседаний за 30 сек) возможны пять вариантов динамики показателей (Ткаченко Б.И., 1994):
нормотонический тип реакции – сопровождается отчётливым повышением САД (до 150%); ДАД не меняется, либо немного снижается;
гипотонический (астенический) тип реакции – характеризуется слабым повышением САД, либо отсутствием такового вовсе, что объясняется снижением сократительной функции сердца. Как правило, наблюдается после переутомления, инфекционных заболеваний, алкогольной или никотиновой интоксикации;
гипертонический тип реакции – характеризуется резким подъёмом САД (более 160-180%) и ДАД. В основном наблюдается при психофизическом перенапряжении в начальной стадии нейроциркуляторной дистонии;
дистонический тип реакции – характеризуется появлением феномена «бесконечного тона», когда ДАД определить не удаётся. В случае его появления на фоне умеренной нагрузки следует думать об астенизации организма вследствие переутомления, перетренировки и т.п.;
ступенчатый тип реакции – характеризуется ступенчатым повышением САД не сразу после нагрузки, а на 2-3 мин восстановительного периода. Также свидетельствует о переутомлении и перетренировке.
Повышение АД у подростков обычно связано с нейроэндокринной перестройкой, которая может сопровождаться нарушением соотношения в центральной нервной системе (ЦНС) тормозных и возбудительных процессов в сторону преобладания последних. Понижение АД у подростков может быть обусловлено переутомлением вследствие чрезмерных умственных или физических нагрузок, что расценивается как срыв адаптации по Р.М. Баевскому (1970). У спортсменов в состоянии покоя может наблюдаться снижение АД на 5 мм.рт.ст. ниже нормы, что расценивается как феномен экономизации (Пустозёров А.И., Гостев А.Г., 2008).
Систолический (ударный) объём крови (СОК)
Представляет собой общее количество крови, выбрасываемой сердцем в момент систолы. Нормой считается: 70-90 мл. Рассчитывается по формуле:
где: СОК – систолический объём крови (мл), ПД – пульсовое давление (мм.рт.ст.), ДАД – диастолическое давление (мм.рт.ст.), В – возраст в годах.
Минутный объём крови (МОК)
Представляет собой количество крови, перекачиваемое сердцем за минуту. По МОК судят о механической функции миокарда, которая отражает состояние системы кровообращения. Величина МОК зависит от возраста, пола, массы тела, температуры окружающего воздуха, интенсивности физической нагрузки. Нормой считается: 3.5–5.0 л/мин.
Определение МОК по формуле Старра:
где: МОК – минутный объём крови (л/мин), СОК – систолический объём крови (мл), ЧСС – частота сердечных сокращений (уд/мин).
Ортостатическая проба
Служит для характеристики функциональной полноценности рефлекторных механизмов регуляции гемодинамики и оценки возбудимости центров симпатической иннервации. У обследуемого после 5-минутного пребывания в положении лёжа дважды измеряются ЧСС и АД. Затем по сигналу обследуемый спокойно (без рывков) занимает положение стоя. ЧСС подсчитывается на 1-й и 3-й мин пребывания в вертикальном положении, АД – на 3-й и 5-й мин. Показателем служит разница между результатами в положениях лёжа и стоя. Оценка пробы может осуществляться либо только по ЧСС, либо по ЧСС и АД. Интерпретация результатов представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Интерпретация результатов ортостатической пробы
Показатели | Переносимость пробы | ||
хорошая | удовлетворительная | неудовлетворительная | |
ЧСС | учащение не более чем на 11 уд/мин | учащение на 12-18 уд/мин | учащение на 19 уд/мин и более |
САД | повышается | не меняется | снижается в пределах 5-10 мм.рт.ст. |
ДАД | повышается | не изменяется, либо несколько повышается | повышается |
ПД | повышается | не изменяется | снижается |
Вегетативные реакции | отсутствуют | потливость | потливость, шум в ушах |
Ухудшение результатов пробы часто наблюдается при гипотонических состояниях, при заболеваниях, сопровождающихся вегетативно-сосудистой неустойчивостью, при астенических состояниях и переутомлении.
Вегетативный индекс Кердо (ВИК)
Вегетативный индекс Кердо (ВИК), предложенный И. Кердо в 1957 г., принято считать одним из наиболее простых показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы, отражающего соотношение возбудимости её симпатического и парасимпатического отделов (Роженцов В.В., Полевщиков М.М., 2006). Рассчитывается по формуле:
ВИК = (1 – ДАД / ЧСС) × 100
где: ВИК – вегетативный индекс Кердо (усл.ед.), ДАД – диастолическое давление (мм.рт.ст.), ЧСС – частота сердечных сокращений (уд/мин).
Величины ВИК в пределах от –15 усл.ед. до +15 усл.ед. свидетельствуют об уравновешенности симпатических и парасимпатических влияний.
Значение ВИК больше +15 говорит о преобладании тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы и свидетельствует об удовлетворительной адаптации к рабочей нагрузке. При этом значение ВИК от +16 до +30 свидетельствует о симпатикотонии; значение ВИК более +30 – о выраженной симпатикотонии. Значение ВИК меньше –15 говорит о преобладании тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что является признаком наличия динамического рассогласования. Значение ВИК менее –30 свидетельствует о выраженной парасимпатикотонии.
Проба Руфье (и её модификация – Руфье-Диксона)
Представляет собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.
Согласно методике Руфье, физическая нагрузка составляет 30 глубоких приседаний за 45 сек. У испытуемого, находящегося в положении лёжа на спине в течение 5 мин, определяют ЧСС за 15 сек (P1); затем испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 сек. После окончания нагрузки испытуемый вновь ложится, и у него подсчитывается ЧСС за первые 15 сек (Р2) и далее за последние 15 сек (Р3) первой минуты периода восстановления. Оценку работоспособности сердца производят по формуле:
Индекс Руфье = | 4 ×(Р1 + Р2 + P3) – 200 |
10 |
В данной формуле сумма трёх измерений ЧСС умножается на 4, чтобы привести её величину к минуте. Цифра 200 является тройной суммой (по количеству замеров) среднего значения ЧСС у молодых людей (66,7×3=200). Полученное значение в числителе делится на 10 для удобства сравнения.
В модификации пробы Руфье по Диксону подсчёт показателей сердечной деятельности производится несколько иначе:
Индекс Руфье-Диксона = | (Р2 – 70) + (Р3 – P1) |
10 |
Считается, что это более точная формула, т.к. разность (Р3 – P1) позволяет точнее судить о скорости восстановления. Число 70 является уточнённой средней величиной ЧСС у взрослых здоровых нетренированных людей.
Однако для детей эти формулы малопригодны, поскольку обе будут давать заниженную оценку функционального состояния сердечно-сосудистой системы по причине отличия среднестатистических значений ЧСС детей от показателей взрослых. Исходя из данных возрастных норм ЧСС, представленных в таблице 4, при расчёте показателей сердечной деятельности по Руфье для девочек 10 лет из суммы трёх измерений ЧСС следует вычесть не число 200, а число 237 (79×3). При расчётах по формуле Руфье-Диксона из Р2 следует вычесть не число 70, а в соответствии с возрастным стандартом число 79 (Пустозёров А.И., Гостев А.Г., 2008).
Таблица 6 – Оценка показателя сердечной деятельности (ПСД)
по результатам проб Руфье и Руфье-Диксона
Оценка ПСД по Руфье | Оценка ПСД по Руфье-Диксону |
0,1-5,0 – отлично 5,1-10,0 – хорошо 10,1-15,0 – удовлетворительно 15,1 и выше – плохо | 0-2,9 – отлично 3,0-6,0 – хорошо 6,1-8,0 – удовлетворительно 8,1 и выше – плохо |
В случае необходимости отслеживания динамики результатов данной пробы её следует проводить в одних и тех же условиях с учётом: времени суток, предварительной нагрузки, приёма пищи.
Пробы с задержкой дыхания (Штанге и Генча)
Позволяют судить о функциональном состоянии всей кислородтранспортной системы, поскольку зависят от удельной ЖЕЛ, состояния сердечно-сосудистой системы, кислородной ёмкости крови. Последняя, в свою очередь, зависит от содержания гемоглобина и устойчивости ЦНС к гипоксии. Проводятся пробы в двух вариантах: проба Штанге и проба Генча:
· Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе (сек). Перед задержкой дыхания испытуемый делает три вдоха на ¾ от полного (три неполных вдоха). Затем выполняется максимально глубокий вдох, и дыхание задерживается. На нос надевается зажим, либо испытуемый сам зажимает его пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру;
· Проба Генча – задержка дыхания на выдохе (сек). Перед задержкой дыхания испытуемый выполняет три глубоких выдоха (испытание на выдохе трёх глубоких дыханий). После третьего выдоха дыхание задерживается, на нос надевается зажим, либо испытуемый сам зажимает его пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру.
Таблица 7 – Ориентировочные показатели проб Штанге и Генча у детей и взрослых
(по А.И. Пустозёрову, А.Г. Гостеву, 2008)
пробы | проба ШТАНГЕ (сек) | проба ГЕНЧА (сек) | ||
у детей | ||||
возраст (лет) | мальчики | девочки | мальчики | девочки |
у взрослых | ||||
оценка | мужчины | женщины | мужчины | женщины |
отлично | 60 и более | 50 и более | 40 и более | 30 и более |
хорошо | 50-59 | 40-49 | 30-39 | 20-29 |
удовлетворительно | 40-49 | 30-39 | 20-29 | 15-19 |
неудовлетворительно | менее 40 | менее 30 | менее 20 | менее 15 |
Время задержки дыхания в обеих пробах уменьшается у людей с нарушениями в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, при психофизическом перенапряжении, при возбуждении ЦНС кофеином и алкоголем.
Индекс Скибинской
Представляет собой соотношение ЧСС в покое, ЖЕЛ, результатов пробы Штанге и характеризует общее состояние кардиореспираторной системы. Рассчитывался по формуле:
индекс Скибинской = | ЖЕЛ (мл) / 100 × проба Штанге (с) |
ЧСС в покое (уд/мин) |
Результаты интерпретируются следующим образом (по В.И. Дубровскому, 1998):
Тест Купера (км)
Позволяет оценить общую выносливость. Согласно условиям теста, физическая нагрузка выполняется в аэробном режиме. Для подготовки организма к работе проводится 3-5-минутная разминка, в которой преимущественно используются общеразвивающие упражнения для основных мышечных групп, ходьба, бег.
Тест проводится на беговой дорожке стадиона. Его выполнение начинается с убыстряющейся ходьбы, которая постепенно переходит в бег, либо чередование с бегом (по А.И. Пустозёрову, А.Г. Гостеву, 2008). Задача испытуемых заключается в том, чтобы за 12 мин преодолеть максимальное расстояние.
Результаты для девушек 13-19 лет интерпретируются следующим образом (по А.И. Пустозёрову, А.Г. Гостеву, 2008):
«отлично» – более 2,4 км
«удовлетворительно» – 1,9-2,1 км
«очень плохо» – менее 1,6 км.
Результаты для юношей 13-19 лет интерпретируются следующим образом (по А.И. Пустозёрову, А.Г. Гостеву, 2008):
«отлично» – более 3,0 км
«удовлетворительно» – 2,2-2,5 км
«очень плохо» – менее 2,1 км.
Гарвардский степ-тест
Испытуемый в течение 5 мин восходит на ступеньку (h=41 см) в темпе 30 подъемов в 1 мин. Затем трижды замеряется пульс: после минуты отдыха в течение 30 сек (Р1), после 2-х минут отдыха в течение 30 сек (Р2), после 3-х минут отдыха в течение 30 сек (Р3). Далее по формуле высчитывается индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ):
где t – время восхождения на ступеньку (сек); Р1, Р2, Р3 – число пульсовых ударов за 30 сек на 2-4 минутах восстановления.
Результаты интерпретируются следующим образом:
«слабо» – 55 усл.ед. и ниже
«ниже среднего» – 56-64 усл.ед.
«средне» – 65-79 усл.ед.
«хорошо» – 80-89 усл.ед.
«отлично» – 90 усл.ед. и более
Модифицированный 30-секундный Гарвардский степ-тест. Был разработан преподавателями кафедры физического воспитания №1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» под руководством профессора А.А. Горелова в 2007 г. с целью обеспечения возможности проведения данного испытания с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (Копейкина Е.Н. с соавт., 2010).
По условиям теста, испытуемый в течение 30 сек совершает восхождения на ступеньку (h=43 см) в темпе одно восхождение и спуск в две секунды. Затем трижды замеряется пульс: в течение 30 сек на 2-4 минутах восстановления. Далее по формуле высчитывается индекс модифицированного Гарвардского степ-теста (ИГСТмодиф.):
где t – время восхождения на ступеньку (сек); Р1, Р2, Р3 – число пульсовых ударов за 30 сек на 2-4 минутах восстановления.
Результаты интерпретируются следующим образом:
«плохо» – 16 усл.ед. и менее
«средне» – 20-22 усл.ед.
«хорошо» – 23-25 усл.ед.
«отлично» – 26 усл.ед. и более
Самоконтроль
САМОКОНТРОЛЬ – метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья. Самонаблюдение необходимо проводить в одно и то же время, с помощью одних и тех же методов в стандартных условиях.
Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета субъективных и объективных показателей.