Индетерминизм это философское учение которое утверждает что

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ИНДЕТЕРМИНИЗМ» в других словарях:

индетерминизм — индетерминизм … Орфографический словарь-справочник

ИНДЕТЕРМИНИЗМ — (ново лат., от in не, и terminus граница). Философское учение о безусловной свободе человеческой воли. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНДЕТЕРМИНИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка

Индетерминизм — (лат. in теріске шығаратын қосымша (приставка)+ детерминизм) құбылыстар, процестер арасында себепті байланыстардың бар екенін жоққа шығаратын (онтологиялық И.) немесе ғылымда себептілі түсіндірудің құндылығын мойындамайтын (әдіснамалық И.)… … Философиялық терминдердің сөздігі

Индетерминизм — Индетерминизм ♦ Indéterminisme Всякое учение, отрицающее универсальное значение детерминизма. Сторонники индетерминизма утверждают, что существуют абсолютно индетерминированные феномены, иначе говоря, феномены без достаточных и необходимых… … Философский словарь Спонвиля

ИНДЕТЕРМИНИЗМ — (от латинского in приставка, означающая отрицание, и детерминизм), философское учение, отрицающее объективность и всеобщность причинной связи природных или социальных явлений, а также причинное объяснение в науке. Применительно к объяснению… … Современная энциклопедия

индетерминизм — а, м. indéterminisme m. Воззрение идеалистической философии, отвергающее всеобщую закономерность в природе и обществе и допускающее абсолютную свободу воли. БАС 1. Лекс. Березин 1877: индетерминизм; Уш. 1934: индетермини/зм … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Индетерминизм — (от латинского in приставка, означающая отрицание, и детерминизм), философское учение, отрицающее объективность и всеобщность причинной связи природных или социальных явлений, а также причинное объяснение в науке. Применительно к объяснению… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИНДЕТЕРМИНИЗМ — (от лат. in приставка означающая отрицание, и детерминизм), философское учение, отрицающее объективность причинной связи природных и социальных явлений (или причинное объяснение в науке). Рассматривает волю как самостоятельную автономную силу … Большой Энциклопедический словарь

ИНДЕТЕРМИНИЗМ — [дэтэр], индетерминизма, мн. нет, муж. (от лат. отриц. in и determino определяю) (филос.). Идеалистическое философское учение, отрицающее причинность и закономерность в ходе мирового процесса и в явлениях душевной жизни; ант. детерминизм.… … Толковый словарь Ушакова

ИНДЕТЕРМИНИЗМ — [дэтэ ], а, муж. Противоположная детерминизму концепция, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость и обусловленность в природе и обществе. | прил. индетерминистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

Источник

Индетерминизм это философское учение которое утверждает что

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

Индетерминизм это философское учение которое утверждает что. Смотреть фото Индетерминизм это философское учение которое утверждает что. Смотреть картинку Индетерминизм это философское учение которое утверждает что. Картинка про Индетерминизм это философское учение которое утверждает что. Фото Индетерминизм это философское учение которое утверждает что

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in – приставка, означающая отрицание, и детерминизм) – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В истории философии, начиная с др.-греческой философии вплоть до наст, времени, индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки; индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме.

Индетерминизм, ограничивая область действия детерминизма, предстает как симптом выявления новых форм воздействия (функционального, структурного, аксиологического и др.). Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккерт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.

Проблема индетерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма.

Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к индетерминизму в философии 20 в. Так, Б.Рассел, X.Рейхенбах, Ф.Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел научной ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения имеют характер вероятностного распределения. Выражением индетерминизма были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр.

Источник

Детерминизм и индетерминизм в философии

Связь между всеми явлениями и процессами в мире установлена однозначно, и оспаривать этот факт никто не смеет. Эта взаимосвязь подтверждена философским принципом детерминизма.

Детерминизм – это учение, которое посвящено всеобщей обусловленности явлений и событий.

Свои корни это понятие берёт из латинского языка, что в дословном переводе означает «определять» или «отделять». Говоря о первых представлениях связи явлений и событий, стоит отметить, что они появились из повседневной жизни людей и получили своё отражение в идеи, что ничто не появляется из ничего и не превращается в ничто.

Классическая философия XVII-XVIII вв. опирались на идею, что мир складывается из отдельных объектов и вещей. По мнению мыслителей, Вселенная представляется как полое пространство, движения веществ в котором заранее предусмотрено траекториями. Материя состоит из неделимых атомов, которым характерна постоянная масса, при этом время и пространство абсолютны. Вселенная, по своему существованию, напоминает механизм, с чётко отлаженными действиями. Её основная цель выстраивать причины и следствия в цепочку XVII-XVIII вв., которая соответствует строгой необходимости явлений и вещей. Такой мир не терпит случайностей, случайным может быть только, что человек до настоящего момента не может никак объяснить. Однако, в силу рациональности мира и когнитивных способностей человека, в конечном итоге человек сможет получить исчерпывающее знание о бытие.

Такая картина мира сформировалась благодаря усилиям известных учёных: И. Ньютона и Р. Декарта.

Физика И. Ньютона и философия Р. Декарта стали основой совершенно верных и адекватных представлений о взаимосвязи абсолютно всех явлений и событий, однако из этих исследований сложилось ошибочное мнение о всеобщей мировой необходимости и полному отсутствию случайностей. Такую форму детерминизма стали называть механической.

Механический детерминизм

В основе механического детерминизма лежит трактовка взаимосвязей и взаимодействий всех типов как механических, а также отрицание возможности объективного существования случайностей. Одним из наиболее известных сторонников механического детерминизма считается Б. Спиноза. В основе его идей лежала мысль о том, что случайными человек называет те явления, о которых у него недостаточно знаний.

Ещё один учёный Пьер Симон Лаплас высказывал мнение, что если собрать все знания обо всех явлениях и событиях, которые происходят в определённый момент, то откроется возможность предсказать будущие события и перестроит прошедшие.

Впоследствии теория П. С. Лапласа была названа «демоном Лапласа».

Фатализм

Настал момент, когда философия практически перестала обращать хоть какое-то внимание на человека, полностью исключив его из картины мира и выдвинув на первые позиции «субъект познания». В силу всех этих событий в обществе назревало новое учение – фатализм.

Фатализм – это учение о всеобщей предопределённости явлений и событий.

В ходе научных открытий, которыми была ознаменована вторая половина XIX в., серьёзно пошатнулось доверие к догмам и истинам в науке, тем самым вызвав научную революцию, после которой пришли перемены в классических взглядах на мир и человека. Механический подход сменился органическим и системным. Новая картина мира представляла Вселенную как совокупность связей, а мыслила как неделимую действительность всеобщих связей.

Согласно классическому философскому подходу, мир представлялся как действие часового механизма, в неклассической складывался прообраз паутины или сети.

Среди причин, которые стали толчком к формированию новой картины мира стали научные открытия А. Эйнштейна, Э. Резерфорда, Н. Бора и В. Гейзенберга. Последний утверждал, что самое важное достижение современной науки заключается в том, что она смогла разрушить классические границы естествознания и раздвинуть границы абсолютного познания. Согласно воззрениям В. Гейзенберга, реальность различается по факту того, наблюдаем мы её или нет. В квантовой теории появилось мнение, что объективное описание природы может быть не только тотальным, потому как результаты измерения во многом зависят от измерительного прибора. Иными словами, человеку необходимо самому присутствовать во время научного эксперимента, а это значит, что убрать его из картины мира не представляется возможным, как это было в классической науке и философии.

Результаты исследования и научные выводы В. Гейзенберга получили название принципа соотношения неопределённостей.

Смысл принципа соотношения неопределённостей заключается в том, что невозможно одномоментно точно определить координату и импульс микрочастицы, иными словами установить её местоположение и скорость, с которой она движется; если получено точное значение одной, то другая обязательно останется неопределённой. Стоит обратить внимание, что это никоем образом не связно с несовершенством измерительных приборов, научно установлено, что это зависит от объективных свойств микрообъектов.

Новые научные открытия изменили представления о мире и материи. Стало понятно, что сознание не является частью системы объективных связей вещей и явлений. Материя, в свою очередь, перестала представляться только в виде вещества. Теперь она могла быть, к примеру, полем, плазмой или вакуумом. Ввиду этого, наука XX в. усложнила мир и внесла в него некоторые сложные для понимания истины. Кроме того, наука возвратила в картину мира человека. Исходя из всего этого, получила своё развитие теория бессознательного, биология и генетика. Эти науки по-новому взглянули на мир и сущность бытия. Более того, достижения в астрофизике помогли осуществить прорыв в мегамир.

Индетерминизм

В XX в. произошла смена детерминизма индетерминизмом. Это случилось из-за того, что новые исследования в физике и философии обращались в проблематике человеческого бытия. В основе индетерминизма лежит отрицание всеобщей связи между явлениями и событиями, также индетерминизм не приемлет всеобщий характер причинности. Иначе говоря, сохраняет мысль о том, что не все явления и события возникают в результате каких-либо причин. Всеобщая связь всех явлений со всеми событиями доподлинно не установлена, а значит, не доказана.

Вся история философской науки пронизана противостоянием индетерминизма и детерминизма.

Детерминизм Б. Спинозы сосуществовал с индетерминистическими идеями Д. Юма.

В XVII в. были общепризнаны идеи механического детерминизма. А уже в начале XX в. сформировались идеи индетерминизма как реакция на механистические и фаталистические представления о мире. Индетерминизм становится ответом на вопросы о событиях и явлениях в культуре, тогда как детерминизм ограничивается природой.

Возрождение детерминизма начиналось в том же русле, котором когда-то зарождались причины к его кризису.

Немецкий выдающийся физик М. Борн утверждал, что новая физика отсеяла многие классические идеи, а некоторые видоизменила, но при этом она не потеряла своё предназначение – быть наукой, которая ищет причинность явлений.

В силу всех утверждений и исследований можно говорить о том, что представления о связи между явлениями и их причинами никуда не пропали, а скорее претерпели некоторые изменения. Вследствие чего изменился и принцип детерминизма. Таким образом, механический детерминизм потерял свою исключительную способность быть единственным способом, который объясняет связь явлений и событий.

Сегодня представления о детерминизме выражены в нескольких принципах:

Принцип взаимосвязи является общим, в котором отражается неизолированность явлений и событий друг от друга.

Принцип причинности предусматривает отношения причин и следствий между всеми явлениями и событиями.

Стоит отметить, что современный детерминизм предусматривает причинные связи только как один из множества типов связи.

Смысл причинности связей заключается в том, что одно явление в конкретных условиях становится причиной другого, при этом определяет его свойства.

Проблема механического детерминизма в том, что он неверно отождествлял причинность и необходимость, не принимая во внимание фактор случайности. Современный же детерминизм это обстоятельство не упускает. Все явления, не только необходимые, но и случайные теперь обуславливаются.

Согласно принципу многообразия, детерминизм утверждает, что всё многообразие взаимодействий между явлениями нельзя относить к типу «причина-следствие». Непричинным отношениям характерно отсутствие отношений порождения. Они представлены:

При функциональных связях явления и события сосуществуют во времени. Такая связь между ними вынуждена, при этом отсутствуют отношения генетического порождения.

Связь между разными состояниями одного и того же объекта, определяет друг друга, при этом не порождает их как в ситуации с причинами.

При условной детерминации изменения происходят как в силу конкретных причин, так и посредством независящих обстоятельств.

Вероятностной детерминации характерна неоднозначность. Ключевое её условие в том, что в любой момент существует несколько вариаций развития событий, при этом воплощаются в реальность только те, для которых создались необходимые условия.

Целевая детерминация характерна событиям общества и культуры. Она тесно связана с деятельностью человека.

Принцип закономерности

Явления природы и их связи носят упорядоченный характер – отсюда название принципа закономерности.

Закон – беспристрастная, потребная, всеобщая, периодическая и немаловажная связь между явлениями и событиями.

Закон объективен и беспристрастен. Он не может зависеть от пристрастий человека или его желаний. Он носит существенный характер, потому что связи формируются на уровне сущности. В нём испытывают потребность, а это значит, что он действует всегда, если для него есть благоприятные условия. Всеобщность закона заключается в том, что он определяет все связи данного типа без исключения.

Стоит отметить, что всякий закон может действовать только в рамках определённой сферы.

В силу того, что бытие многообразно, существует множество типов и форм законов, посредством которых происходит всякое действо в мире. Различают законы по степени общности: всеобщие, исключительные и специфические; по среде деятельности: законы природы, общественные законы и законы сознания; по механизмам структурам отношений детерминации: динамические и статистические.

Динамические законы описывают взаимодействия изолированных объектов и помогают определить истинную связь между ними. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются во всех ситуациях и носят однозначный характер. Современной науке стало понятно, что не каждое явление подчинено динамическим законам. Вследствие этого появилось новый термин – статистические закономерности.

Статистические закономерности – это законы-тенденции, которые находятся в общей массе явлений.

Другое название статистических закономерностей вероятностными законами или законами средних величин. Статистическая закономерность обретает действие посредством взаимодействия большого числа элементов, характеризуется она их поведением вкупе. В качестве примера статистических закономерностей могут служить законы квантовой механики, а также действующие в обществе или истории законы.

Подводя итоги можно говорить о том, что философская наука, теория бытия или онтологическая наука находятся в самом ядре структуры философии. В первую очередь, необходимо ответить на вопросы о бытие и мире, только после этого приступать к более конкретным вопросам философского знания. Здесь можно будет говорить о сознании, познании, истине, человеке, смысле бытия, а также какое место в истории занимает всё вышеперечисленное. На эти вопросы можно получить ответы уже в других науках: гносеологии, антропологии, праксиологии и аксиологии.

Источник

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

Смотреть что такое ИНДЕТЕРМИНИЗМ в других словарях:

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

(от лат. in — приставка, означающая отрицание, и Детерминизм) философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

индетерминизм м. Философская концепция, отрицающая объективную закономерность и причинную обусловленность явлений в природе и обществе (противоп.: детерминизм).

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

индетерминизм м. филос.indeterminism

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

Индетерминизм — см. Свобода воли.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ — см.: ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004. ИНДЕТЕРМИН. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

(от лат. in приставка, означающая отрицание, и детерминизм), филос. учение и методологич. позиция, к-рые отрицают либо объективность причинной связи (онтологич. П.), либо познават. ценность причинного объяснения в науке (методологич. И.). В истории философии, начиная с др.-греч. философии (Сократ) вплоть до наст. времени, И. и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки. И. трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеч. выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Марксизм исходит из того, что «детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает почву для разумного действования» (Л ен и н В. П., ПСС, т. 1, с. 440), «. нимало не уничтожает ни разума, ни совести. ни оценки. действий» человека (там же, с. 159). В совр. бурж. философии получили распространение различные формы И. Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккорт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логич. сферой. Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием совр. квантовой физики. Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования осн. законов квантовой теории в духе И. и агностицизма. При этом одна из историч. форм детерминизма, а именно механистич. детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем причинности в совр. физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в совр. бурж. философии. Так, Б. Рассел, X. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел науч. ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классич. физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением И. были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологич. силами и пр. Диалектич. материализм, отвергая И., в то же время показывает недостаточность прежних механистич. представлений о детерминизме и на основе достижений совр. естеств. и обществ. наук формирует новое обобщённое представление о детерминизме. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in — не и determinare — определять) — эпистемологическая категория, имеющая сугубо негативный смысл отрицания или ограни. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

1) Орфографическая запись слова: индетерминизм2) Ударение в слове: индетермин`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): индетерминизм4) Фонетическа. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

(от лат. determinatio определяю) признание недостаточной обоснованности утверждения, что все в реальности причинно обусловлено. К примеру, в философии природы индетерминизм акцентирует роль *витальности* и *психизма*, внутренних глубин мироздания; в антропологии и этике сторонники идеи свободы воли человека настаивают, что выборы воли необъяснимы через внешние и внутренние причины. У И.Канта: помощью причин и следствий мы объясняем только связь между явлениями, доступными нашему познанию, но не между самими вещами. Положительное усвоение индетерминистской позиции вовсе не означает отрицания детерминации в мире, а, напротив, ведет к многоплановому пониманию реальности, признанию несводимости ее к одному способу объяснения действительности (детерминизму) или же к единому субстанциальному началу. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

Тенезм Тендер Теин Теизм Ритм Ринит Рин Риммин Римини Рим Ретинен Рет Ренин Рение Ренет Ремиз Ремез Рем Резит Резинит Резидент Рез Рдение Нтр Нитрид Нит Нии Низ Нети Нетермин Нерин Нер Немезид Неизм Нед Мнение Мирт Мир Минтимер Минитмен Миниметр Минер Мим Мизер Миди Мид Метр Метиз Мерин Мерим Ментимер Мент Менд Мезим Медие Мед Итр Интим Интерн Интермедин Интер Индри Индр Индетерминизм Индент Инд Имид Имеретин Имение Изм Изд Идти Зрение Зинин Зимин Зет Зер Зенит Зенд Еретизм Ение Езид Дрен Днем Дмитр Дит Динин Дин Димин Диметр Димер Терем Теренин Термез Термин Дим Диерез Диен Терминизм Терн Диез Дзерен Терние Тизер Детерминизм Дерн Тим Тимин Тире Дерен Дер Тмин Тред Дентин Ден Трен Тренд Трение Тризм Дез Деизм Деметр Демин Дение Тир Тимидин. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

отсутствие детерминизма в природных феноменах. В современной науке, в частности в атомистике, индетерминизм означает непредсказуемость движения одного электрона, что уже не распространяется на пучок электронов: индетерминизм синонимичен статистическому детерминизму (т.е. предвидение «работает» не на одном изолированном элементе, но на комплексе элементов); можно также назвать это глобальным детерминизмом. С философской точки зрения индетерминизм можно рассматривать как характерную особенность природы (материальный индетерминизм), или же просто как результат ограниченности нашего знания о природе (формальный индетерминизм). Но он не имеет никакого отношения к всевозможным доказательствам человеческой свободы. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

(лат. in не, determinare определять) – 1. философская концепция свободы воли, отвергающая существование причинно-следственных отношений в природе, в обществе и в поведении человека. Повидимому, эта концепция возникла как рационализация неспособности считаться в своём мышлении и поведении с каузальными отношениями и склонностью руководствоваться, в основном, фантазиями; 2. свободное значение – убеждение, согласно которому человек волен и вправе делать всё, что ему самому кажется значительным, желаемым. В случаях, если это приводит к клинически значимым социальной дезадаптации и межличностным конфликтам, такой стиль поведения рассматривается как признак инфантилизма или психопатии. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

(лат. – отрицание причинности) – философское учение, утверждающее существование абсолютной свободы воли, поступков, которые не зависят ни от внутренних или внешних причин, а от исходящих из природы человека и как самоопределяющихся факторов жизнедеятельности. Воля, по учению индетерминистов, – это признание возможности индивидуально и самостоятельно действовать или выбирать способ действия, независимость от воздействующих факторов. Индетерминизм отрицает существование прямых причинно-существенных связей и объективных закономерностей, обусловливающих явления природы, общества и мышления. Это учение возникло в противоположность детерминизму. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

— философско-научная концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной, позволяющей объяснить се самотворящий и эволюционный характер. Индетерминизм может быть как теологическим, отрицающим самодостаточность природы и аппелирующим Богу для объяснения удивительной целостности и эволюции Природы, так и натуралистическим, исходящим из идеи самодостаточной природы. (См. случай, синергетика, нелинейное мышление). смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ а, м. indéterminisme m. Воззрение идеалистической философии, отвергающее всеобщую закономерность в природе и обществе и допускающее абсо. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

(от лат. in — не и determinare — определять) — философская концепция (учение) о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана, т. е. не существует причинного объяснения того или иного (противоположность — детерминизм). Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

понятие этики, постулирующее безусловную независимость нравственной свободы как основы для самовыражения личности. Составляет противоположность детерминизму. Тема соотношения детерминизма и индетерминизма затрагивает один из самых существенных вопросов этики: что является основанием для нравственного выбора – предопределенная необходимость или свобода. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

-а, м. филос. Философское учение, противоположное детерминизму, отрицающее причинную обусловленность явлений природы и общества или познавательную цен. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

(от лат. in — приставка со значением отрицания, determino — определяю) — философская теория, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе. И. признает возможность человека поступать независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов. В психологии синоним «свобода воли». смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

Ударение в слове: индетермин`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: индетермин`изм

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

(от лат. in – приставка со значением отрицания и defermino – определяю) – теория воли, базирующаяся на признании возможности индивида действовать или выбирать способ действия независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов. В психологии синоним термина *свобода воли*. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

(от лат. in-—не и determinare—определять)—философская концепция, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе; утверждает, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. См. Детерминизм. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

индетермини’зм, индетермини’змы, индетермини’зма, индетермини’змов, индетермини’зму, индетермини’змам, индетермини’зм, индетермини’змы, индетермини’змом, индетермини’змами, индетермини’зме, индетермини’змах. смотреть

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

м. филос. indéterminisme m

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *