Индикатив что это такое простыми словами в бизнесе
Что такое индикативные котировки – простым языком
Начать обсуждение этой темы стоит с общего определения котировок. Как многим уже известно, котировки – это курсы валют и биржевые цены акций, товаров и любых других активов в определённый момент времени. Однако помимо таких котировок, на основании которых заключаются реальные сделки на бирже, существуют и индикативные котировки. Поскольку на ММВБ с прошлого года введена система индикативных котировок, трейдеру нужно понимать их суть и отличия от основных.
Индикативные котировки – виртуальная реальность?
По сути, индикативная котировка – это цена актива, объявляемая без твёрдого намерения совершить сделку. Другими словами, трейдер, объявляющий такую котировку, словно говорит «я хотел бы купить/продать этот актив по такой вот цене». Само по себе это заявление к сделке не обязывает, но при этом информирует других участников рынка о том, что трейдер готов совершить сделку на объявленных условиях.
Понятие индикативных котировок пришло на биржу с валютного рынка Форекс. Там индикативные котировки – предварительные, выставляемые каждым брокером отдельно и порой отличающиеся от реально рыночных на несколько пунктов.
В 2018 году индикативный стакан для активов с низкой ликвидностью появился и на Московской бирже. Некоторые трейдеры считают его своеобразной виртуальной реальностью – ориентироваться на его котировки при заключении сделок в основном стакане бессмысленно, поскольку он на него никак не влияет. Но индикативные котировки больше напоминают предварительную договорённость без гарантии совершения сделки. Для чего она нужна?
Преимущества индикативного стакана на бирже
Не все трейдеры отнеслись к нововведению благосклонно. Некоторые считают, что это некий лохотрон и лазейка для биржи, с помощью которой она маскирует неликвидность и получает больше прибыли.
Неликвидность теперь действительно выглядит на рынке иначе. Если в основном биржевом стакане заключаются сделки по наиболее ликвидным активам, то в индикативном собираются заявки по низколиквидным. Такое отображение более удобно для процесса торговли – трейдер сразу видит, какие есть предложения по инструментам с низкой ликвидностью, которые непопулярны в основном стакане.
Кроме того, сам формат индикативных котировок даёт трейдеру ряд преимуществ. Если подавая заявку на покупку или продажу низколиквидного актива в основной стакан, трейдер не мог её отменить, а исполнялась она далеко не всегда по желаемой для него стоимости, то заявку в индикативный стакан можно отменить в любой момент и отказаться от сделки, если её условия не будут устраивать.
Помимо прочего, индикативные заявки не требуют обеспечения на этапе подачи. Поэтому трейдер может спокойно подавать такую заявку, не отвлекая на неё средства из депозита.
Теперь открывать сделки по таким активам стало куда быстрее и удобнее.
Как ведёт себя индикативная котировка
Вкратце рассмотрим принцип работы с индикативными котировками на ММВБ. Допустим, трейдер хочет продать залежавшийся в инвестпортфеле фьючерс с низкой ликвидностью, но в основном стакане нет подходящих ему по условиям встречных заявок. Он мог бы подать свою в основной стакан, но для этого нужны свободные средства для обеспечения, которые не всегда есть в нужном количестве, если трейдер активно торгует. Кроме того, заявка в основной стакан – это уже обязательство, а трейдер не уверен, что сможет продать там фьючерс по устраивающей его цене. Поэтому он подаёт котировку в индикативный стакан. Это ни к чему не обязывает, и при этом, позволяет сообщить потенциальному покупателю, что трейдер готов к продаже актива.
Котировки анонимны, но как только в индикативном стакане появляется подходящая котировка на покупку, они проверяются на встречность и формируются неподтверждённые индикативные заявки. После этого происходит проверка обеспечения, и если оно есть, то заявки переходят в основной стакан, где и заключается сделка. Так, всё происходит быстро, просто, без отвлечения средств раньше времени и с минимальным риском заключения нежелательной сделки.
Если трейдер торгует активами с низкой ликвидностью, ему стоит обращать внимание на стакан индикативных котировок. Этот инструмент может оказаться для него очень полезным, если он стремиться торговать с минимумом рисков и повысить удобство торговли.
Прокачать свои торговые навыки, используя не только индикативные котировки, но и передовые методики технического анализа, можно в Школе трейдинга Александра Пурнова. А в числе первых узнавать о новостях мира финансов, Вы сможете после подписки на наш блог.
Индикативный анализ: о чем говорит и как применяется в бизнесе
Этим материалом с нами поделилась Наталия Самсонова — глава направления «Performance improvement» компании «Эксперт Разведка», дипломированный специалист по стратегическому управлению и управленческому учету, член Привилегированного Института CIMA.
Из ее материала вы узнаете об особенностях применения индикативного анализа в бухгалтерии, маркетинге и бизнесе в целом. И как с помощью индикаторов можно оценивать состояние всей системы и оптимизировать расход ресурсов компании.
Самый наглядный пример использования индикативного анализа встретился мне в момент, совершенно не связанный с профессиональной деятельностью. Несколько лет назад я попала в аварию: барышня въехала в меня, стоящую на светофоре, сзади с такой силой, что мою машину отбросило на впереди стоящую.
Приехал сотрудник ГИБДД и задал всего один короткий вопрос водителю первой машины. И по ответу безошибочно определил обстоятельства происшествия.
Просто, быстро, логично и достоверно, потому что не было отвлечений на расходящиеся показания участников, которые только что испытали стресс.
Суть и цель подхода
Основная идея анализа индикаторов — по простым и быстро определяемым показателям-сигналам оценивать состояние сложной системы или понимать цепочку событий, достоверное описание которых иначе потребует существенных ресурсов.
Этот подход не требует специальных знаний или подготовки. По большому счету, все, что нужно — это замечать закономерности и системно мыслить, а также иметь возможность сравнить индикатор с собой в прошлом или с таким же показателем другого бизнеса.
Индикативный анализ в бизнесе
Этот подход нашел применение в бухгалтерском учете как аппендикс к отчетности — это фактически набор индикаторов, по которым можно всесторонне оценить финансовую состоятельность бизнеса, даже не заглядывая в сами отчеты.
Индикативный анализ активно используют маркетологи, принимая решения на основе метрик. В пример можно привести коэффициент конверсии, динамика которого может рассказать об эффективности канала продаж или продвижения продукта.
Повсеместный пример использования индикаторов – KPI бизнеса или KPI системы. Хотя здесь может случиться подмена понятий. Дело в том, что KPI могут отражать локальные цели и быть не очень показательными в качестве индикаторов, показывающих общее состояние дел.
Например, KPI в виде оборота нового направления бизнеса или количества открытых новых точек может являться целью, а вот полноценным индикатором – вряд ли, так как показывает очень узкую область, и ту частично. По этим показателям мы понятия не имеем, насколько успешны эти новые направления. А вот, например, KPI в виде маржи на сотрудника торгового зала расскажет об эффективности работы каждого магазина.
Альтернативные способы применения
Менее распространенным способом использования индикаторов можно назвать их применение в планировании для замены традиционного бюджетирования.
Планирование процессоориентированных направлений, таких как денежные средства или закупки, системы индикаторов заменить не могут. При этом планирование направлений, суть которых — эффективность, успешно перекладывается на системы индикаторов вместо набора статей бюджета.
К примеру, деятельность производственного подразделения может разносторонне подсветить такой комплекс показателей:
Такого набора достаточно, чтобы оценить, насколько осознанно подразделение заказывает материалы для своей работы, насколько тщательно обслуживает оборудование и какими силами, и с какой отдачей выполняет производственную программу.
Стоит отметить, что индикаторы будут работать правильным образом при их разумном применении именно в вашей конкретной ситуации. Например, от производства с оборудованием, отработавшим свой ресурс, будет нерационально требовать КТГ на уровне новых машин или станков.
Или же в случае приобретения материалов сверхкрупными партиями, так как скидка за крупную поставку выгоднее, чем экономия на стоимости использования складских площадей. В этом случае коэффициент оборачиваемости будет отражать ровно эту политику закупок, но никак не эффективность производственного планирования.
Кроме того, индикаторы очень удобно использовать в контрольных процедурах. Например, вести мониторинг выполнения строительных работ по проценту готовности и ожидаемой стоимости квадратного метра.
В завершение хотелось бы отметить, что, используя индикаторы, мы должны четко понимать порядок их вычисления и источники данных для вычислений. Иначе сложность сбора информации и расчета может перечеркнуть простоту и наглядность самих показателей.
Информационные табло, индикативные системы и управление
Мне несколько раз приходилось сталкиваться с задачами, сформулированными примерно так: «Нужно построить информационное табло». Это были разные организации, использовать свои табло они планировали для различных целей; объединяло их только то, что все эти цели находились в плоскости управления. Использование термина «информационное табло» не совсем вяжется с управлением; оно ближе к «справочно-информационной» тематике, как например, здесь; поэтому далее буду использовать термин «индикативная система». Но суть статьи не в этом. Было интересно обобщить основные моменты построения автоматизированных систем информационных индикаторов для управления деятельностью предприятия.
Как и полагается, начнем с назначения индикаторов. В той или иной мере они служат для информационной поддержки принятия управленческих решений.
Классификация индикаторов
Первый класс индикаторов
базируется на планируемых (или нормируемых) показателях деятельности. Для торговли это, например, сумма продаж, маржи, запаса в днях продажи и т.п. На самом деле показателей намного больше (их десятки), но сейчас нам интересны те из них, для которых задают плановые значения. В продвинутых конторах все чаще говорят не о «планах», а о «целевых значениях KPI» (в рамках BI-подхода к управлению, о чем коротко и ясно написано здесь). Для себя я разделил так: «целевые значениях KPI» используют в режиме развития, а «план» — в режиме функционирования предприятий. Но и в том, и в другом контекстах использование плана или целевого значения имманентно подразумевает проведение план-фактного анализа (ПФА).
ПФА дает информацию о рассогласовании фактических и плановых значений, но ее, как правило, еще недостаточно для принятия управленческого решения: ну видим мы, что план продаж заваливается; что делать-то, как исправить? Вдумчивый менеджер идет путем, который мудрые японцы обобщили в принцип «5 почему», и добирается до таких уровней детализации проблемы, когда понятно, какими действиями на ситуацию можно повлиять. И вот здесь-то очень к месту индикативная система. Формируется несколько типовых дорожек анализа ситуации по итогам ПФА, которые обставляются индикаторами. Бежать по таким дорожкам становится гораздо быстрее.
В ширину ситуация разделяется на несколько функциональных блоков и тогда, например, общие продажи представляются как
количество покупателей × среднее количество товаров в чеке × среднюю цену товаров.
Уже проще, уже проглядывают деятельностные формы. Если снижается количество покупателей, наверное, маркетологи с рекламщиками намудрили или активизацию конкурента проморгали. Если количество товаров в чеке барахлит, то искать нужно в выкладке – покупатель не может найти нужное или товарную матрицу сломали – разъехались с потребностями покупателей. Со средней ценой в чеке тоже свои причины связаны, для наших целей неважно какие; а важно пока то, что растет количество индикаторов.
И этот набор индикаторов еще нужно посмотреть в глубину: в разрезе магазинов, отделов, товарных групп, категорийных менеджеров, поставщиков и т.д. Здесь «на глубине» очень хорошо работает сравнительный анализ и через индикаторы прогладывают проблемы с конкретным магазином, менеджером, поставщиком.
Разумеется, «мир интереснее, чем нам кажется» и не все ответы мы находим на типовых дорожках ПФА. В нестандартных случаях нас выручает погружение в разнообразие данных, собранных информационными системами, интуиция и прочие приемы думающих людей.
Второй класс индикаторов
Третий класс индикаторов
Третий класс индикаторов связан с развитием бизнеса. Если руководитель хочет прикинуть какую-то перспективу, проверить гипотезу или просто держать руку на пульсе, то он обкладывает сою идею показателями и мониторит их, делая свои «большие выводы».
Да он может потребовать от помощника формировать ему еженедельный отчет из ИС, но продвинутые топ-менеджеры автоматизируют это на своем «информационном табло»
(для Р-индикаторов такой термин уже вполне уместен).
Этапы проектирования индикативной системы
Формирование набора индикаторов
На первый взгляд, эта задача лежит вне IT-поля. Не могут айтишники определять, какие параметры следует использовать для управления бизнесом. Но вот в чем закавыка. Если этот набор показателей был подобран умозрительно, директивно, непродуманно, без привязки к реальной деятельности, то с большой вероятностью дальнейшие усилия по сбору и предоставлению этих показателей пропадут напрасно.
Например, в одной торговой сети для управления деятельностью продавцов в розничных магазинах решили ввести показатели маржинальности. Сформулировали задание IT-отделу, который его выполнил успешно (с точки зрения самого задания): информация о маржинальности формируется с требуемой детализацией, с требуемой оперативностью, на требуемых рабочих местах. Но продавцы не знают, что с этой информацией делать. Их, конечно, проинструктировали, что есть товары маржинальные, а есть немаржинальные (так называемые «локомотивы», «индикаторы», «магниты» и т.п.) и, соответственно, основное внимание нужно уделять продажам первых, а не вторых. Однако реальная деятельность разъехалась с контрольным показателем: покупатель – со своими потребностями, а продавец – со своей маржинальностью (видимо не продавцы должны маржой управлять). Поэтому, в лучшем случае, этот индикатор игнорируют – «будь, что будет» (в итоге просто время напрасно потеряли на настройку). А есть еще и худший вариант: эту систему пытаются как-то оптимизировать, довести до ума. Предложили, например, маржинальность рассчитывать с точностью до партии поставки, чтобы продавцы могли «точнее» ее «прогнозировать» – подождать, когда уйдет дорогая партия и накинуться на партию подешевле с большей маржой. Слава богу, отбились, делать не стали. Если IT и не участвует в формировании набора индикаторов, то, по крайней мере, должен иметь представление о возможных граблях. А поскольку IT-менеджеры в большинстве своем являют образец рациональности, то их вполне успешно могут привлекать к таким работам, хотя бы в качестве экспертов. Очень удачно было бы закрепить такое правило в компании как основу индикативной системы.
Построение механизма сбора (расчета) индикаторов
Это уже непосредственно айтишная задача, и видится здесь три пути-дороги.
Дорога первая: доработка транзакционных ИС – встраивание в них требуемого набора индикаторов
По мне, так вполне приемлемый путь. Надежность максимальная, скорость хорошая. Как правило, конфигурации оперативного уровня далеки от «типовых», поэтому добавление нового функционала их уже не «испортит». Но самое большое преимущество, которое дает такой путь – это возможная интеграция индикативной системой с системой управления БП (вплоть до их полного сращивания): ну не даст тебе ИС оформить возврат, если лимит выбран или менеджер специальным действием не разрешил.
Из минусов. Не все ИС позволяют свою функциональность легко дорабатывать, не все из них являются «конструкторами» – многие «закрыты». Иногда эта закрытость оправдана и целенаправленна; иногда это ограничения платформы и архаичность. Но сейчас не об этом: факт, что не в каждую транзакционную ИС можно встроить индикативную ИС.
Еще минус – потребность в своих программистах или издержки внешней поддержки.
Дополнительная вычислительная нагрузка на ИС – тоже минус, например, когда при оформлении чеков приспичит видеть маржинальность продажи.
Дорога вторая: выгрузки в Excel
Дорогой ты наш Excel, как же ты хорош: гибкий, быстрый, доступный. Сегодня согласовали набор показателей; через день уже увидели прототип; а через неделю – мощный инструмент анализа. Все чудненько консолидируется или, по твоему желанию, разворачивается до магазина, до товара, до менеджера, до поставщика, до всего, что заложили. И фильтры универсальные и графики-диаграммки – видно все сразу.
Но как же ты зависим от человеческого фактора, как тебя губят многоступенчатые выгрузки-загрузки, предварительная подработка данных.
Довелось мне увидеть очень развитую и мощную (дух захватывает) индикативную систему, построенную на Excel. Но практически на каждой планерке (в основу которой эти система была положена) ответственный человек объявлял, что такие-то показатели неверны, требуют уточнения, проверки и т.п. А о скольких неточностях он не объявлял.
В общем, Excel удобно использовать для тестовой проверки замысла индикативной системы. В рабочем режиме – только если вы очень доверяете человеку, за нее ответственному, ну и имеете внешние механизмы проверки значений индикаторов.
Дорога третья: системы бизнес аналитики
Еще их называют BI-системы. Они подключаются к транзакционным ИС (непосредственно к базам данных или через выгрузки), закачивают в себя данные, укладывают их в свои OLAP-кубы и дают пользователям удобные инструменты их просматривать.
Это такие пожиратели-оптимизаторы информации. Они заглатывают неимоверное количество чеков и прочих транзакций, а выдают аккуратно разложенные по нужным полочкам-разрезам индикаторы. Подключить их можно практически к любой, в т.ч. самой «закрытой» ИС. Очень удобным является то, что одна BI может одновременно собирать данные с различных и очень разнородных баз, коих даже в фирме среднего размера совсем немало бывает. Это все плюсы.
Есть еще один плюсик. Некоторые из них имеют настолько простые механизмы настройки индикаторов на основе закачанных в них данных, что не только местный программист с ними разберется, но и сам продвинутый руководитель их освоит – тогда он вполне самостоятельно может замкнуть задачу формирования интересующих его Р-индикаторов.
Среди минусов. Громоздкость: всегда отдельный сервер, отдельные процедуры загрузки данных, отдельные процедуры доступа к индикаторам (работаешь ты в транзакционной ИС, а посмотреть индикаторы нужно в BI).
Если работа построена через выгрузку данных из транзакционной ИС, то здесь мы ловим все ограничения этой выгрузки – в первую очередь по составу выгружаемых данных (но это скорее ограничение самих транзакционных ИС).
Если же работа построена через подключение к БД транзакционных ИС, то здесь вырастает интересная задача на понимание, а где, в каких таблицах и полях хранятся нужные нам данные. Интерес этой задаче придает отсутствие описания структур БД, что не такая уж и редкость. Аутсорсеры за подключение к нашим БД запрашивают такие нескромные вознаграждения, что мы посчитали целесообразным нанять еще одного программера, который бы с этим разобрался.
Построение механизмов вывода индикаторов
С точки зрения формы представления индикаторов, Excel и BI имеют преимущество перед транзакционными ИС: больше там доступных видов диаграмм и графиков.
С точки зрения разграничения прав доступа, лидеры по удобству и возможностям – это транзакционные и BI системы. В Excel это задача обычно решается через формирование отдельных файлов, которые раскладывают в папки с различными правами. Это добавляет Excel еще один минус – уж очень много связанных файлов получается.
Что такое показатели?
Вам будет интересно: Что такое электротехника: определение, классификация, характеристика
Если показатель выступает основным мерилом в планировании, то он уже называется критерием. Тут выделяются несколько разновидностей. Так, основные индикативные показатели могут выступать критериями оптимальности, эффективности и пр.
Важные требования к показателям
При разработке прогнозной и плановой документации специалистами, конечно, используется не отдельно взятый показатель, а целый комплекс, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными. При формировании подобной системы необходимо предъявлять к индикативным показателям (в здравоохранении, образовании, социальном, экономическом развитии и пр.) ряд требований:
Классификация показателей
В зависимости от направления и содержания использования весь комплекс показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно разделить на следующие категории:
Каждая из представленных групп нуждается в отдельном представлении.
Индикативные и справочные
Натуральные и стоимостные
Ввиду типового разнообразия выпускаемой продукции, которая имеет одинаковое значение, применяют условно-натуральные показатели. Их устанавливают приведением многообразия к единому, общему измерителю через переводные коэффициенты. Например, типы топлива тут представляются путем выражения теплотворности каждой из категорий.
Количественные и качественные
Вам будет интересно: «Подвел под монастырь»: значение и происхождение фразеологизма
Количественные показатели, следовательно, будут характеризовать количественные результаты производства, развития какой-либо отрасли. Их разделяют на сетевые и объемные.
Качественные показатели характеризуют качественную сторону какого-либо экономического явления, производственного процесса. Они позволяют оценить полезность изделий, качество продукции. Разделяются на экономические и технико-экономические.
Абсолютные и относительные
Данная группа показателей отличается характером их представления. Абсолютные выражают количественную характеристику объекта. Это объем оказываемых услуг или производства, количество учащихся, число учреждений здравоохранения и др. Для таких показателей характерно как стоимостное, так и натуральное представление объекта.
Относительная же категория будет представлять объект лишь в относительных величинах. Это проценты от общей массы, удельный вес и пр.
Утверждаемые и расчетные
Утверждаемые показатели всегда составляются вышестоящими органами, после чего доводятся до нижестоящих. Они адресные, носят обязательный характер. Это стоимость социально значимой продукции, государственный заказ, показатели местного или областного бюджета и проч.
Синтетические и индивидуальные
Разделение проходит в зависимости от уровня охвата экономических процессов. Соответственно, выделяются синтетические, интегральные и частные, индивидуальные показатели.
Синтетические здесь будут отражать сложные явления. Выступают результатом взаимодействия научных, экономических, технических факторов, обобщают результаты распределения или производства. Это национальный доход, общественный валовый продукт, национальный валовый продукт и пр.
Индивидуальные же показатели будут отражать конкретные социальные или экономические явления.
Индикативное планирование
Более всего он характерен для рыночной экономики. Такие индуктивные планы здесь разрабатывает государство; носят они, как правило, лишь рекомендательный характер. Фиксируют только общие итоги деятельности государства, каких-то отраслей либо субъектов экономики. Такое планирование в первую очередь предполагает использование системы показателей-индикаторов, способных полно представить характеристику объекта.
Индикативное планирование характерно для экономики Франции периода дирижизма, а также России, Японии, Германии на прошлых этапах развития данных государств. В современном мире к нему обращаются редко. Связано это с повышением устойчивости ключевых рыночных механизмов, усилением позиций частного бизнеса.
В настоящее время более актуальны ответвления индикативного планирования. В частности, это целевые стратегические программы, а также прогнозы стратегического развития отдельных рынков.
Разновидности планирования
Индикативное планирование представляется двумя категориями:
Существует также разведение по срокам:
В торговле
А теперь обратимся к конкретным примерам индикативных показателей в сфере торговли. Возьмем за основу надзорную деятельность по государственному контролю в сфере розничной продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции. Тут выделяется следующее:
В образовании
Теперь примеры индикативных показателей в образовании, возьмем за базу школьное обучение:
В здравоохранении
Разберем на этом примере 19 индикативных показателей в здравоохранении:
Это 19 индикативных сигнальных показателей в здравоохранении.
Теперь вы знаете место индикативных показателей среди всех показателей социально-экономической сферы.