Индикатор и показатель в чем разница
ПОКАЗАТЕЛЬ, ИНДИКАТОР
Смотреть что такое «ПОКАЗАТЕЛЬ, ИНДИКАТОР» в других словарях:
Индикатор — (лат. indicator указатель) прибор, устройство, информационная система, вещество объект, отображающий изменения какого либо параметра контролируемого процесса или состояния объекта в форме, наиболее удобной для… … Википедия
Показатель — Показатель в большинстве случаев, обобщённая характеристика какого либо объекта, процесса или его результата, понятия или их свойств, обычно, выраженная в численной форме: В математике: Показатель степени Показатель числа по модулю В химии … Википедия
Индикатор уверенности инвесторов Sentix (Sentix Investor Confidence) — Индикатор уверенности инвесторов Sentix (Sentix Investor Confidence) Индикатор показывает доверие инвесторов к экономике Еврозоны. Рассчитывается на основании опроса инвесторов и аналитиков. Когда показатель выше прогнозов это позитивный фактор… … Финансовый словарь
индикатор или показатель неисправности — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN failure indicator … Справочник технического переводчика
Индикатор тика — рыночный индикатор, рассчитываемый на основе количества акций, последние сделки по которым проходили с повышением и понижением цены. Используется как показатель настроения или психологии рынка. По английски: Tick indicator См. также: Индикаторы… … Финансовый словарь
Индикатор перенапряжения — показатель, определяющий слишком резкое изменение цен в обоих направлениях. По английски: Overbought/oversold indicator См. также: Рыночные индикаторы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Индикатор — числовой показатель, указывающий на изменение той или иной экономической или финансовой величины. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Индикатор Опережающий — статистический показатель, наиболее чувствительный к изменению экономической ситуации. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Индикатор Отстающий — статистический показатель, наименее чувствительный к изменению экономической ситуации. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Индикатор Совпадения — статистический показатель, сигнализирующий о наступлении очередной фазы экономического цикла. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Какая разница между понятиями «показатель» и «индикатор»?
Почему понятия «показатель» и «индикатор» применяются совместно, а иногда по-отдельности?
Сильно не переживайте. Обращайтесь в дни приема в паспортный стол, и там сотрудники в порядке очереди работают с каждым гражданином отдельно.
Вам ведь не обязательно заранее все знать. Сотрудники все объясняют, дают бланки, диктуют, показывают пальцем.
Многие владельцы телефонов Нокиа Люмия с каверзной закрытой операционной системой Windows Phone 7 советуют применять для закачивания текстовых файлов сервис SkyDrive. Его вы должны установить на компьютер, тогда сможете перекидывать с него на свой телефон и Office документы и электронные книги (только предварительно установите в нём читалку).
Чтобы посетить Чехию требуется шенгенская виза. Для ее получения можно обратиться в Консульский отдел Посольства Чешской Республики в Москве, а также в одно из Генеральных консульств Чехии в Санкт-Петербурге или Екатеринбурге.
Но проще всего оформить визу, обратившись в Чешский Визовый центр. Его офисы присутствуют в Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Казани, Самаре, Саратове, Перми, Уфе, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Омске, Владивостоке, Хабаровске.
Прежде всего следует скачать анкету и заполнить ее латиницей на компьютере или вручную печатными буквами. Допускается синий и черный цвет ручки.
Кроме того для получения визы потребуются:
Для детей также дополнительно требуется:
Для получения туристической визы нужно будет заплатить консульский сбор 35 евро, срочное оформление визы обойдется в 70 евро. При обращении в визовый центр также берется сервисный сбор 25 евро.
Помимо Чешской республики шенгенская виза дает право на посещение и других стран.
I. Критерии и индикаторы (показатели, параметры) экономической безопасности страны и их классификация
Тема: Группы пороговых значений индикаторов экономической безопасности. Определение основных понятий (индикатор, критерий, порог)
I. Критерии и индикаторы (показатели, параметры) экономической безопасности страны и их классификация
Объектом исследования экономической безопасности на уровне страны и региона или отрасли является макроэкономический кругооборот расходов и доходов, товаров (услуг) и ресурсов на основе различных форм собственности, постепенной ее диверсификации (одновременного развития многих несвязанных друг с другом видов производства с целью расширения номенклатуры товаров) и становления в период экономических реформ.
Основанием для оценки угроз и ущербов от их воздействия как приемлемых так и неприемлемых являются критерии и индикаторы экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными.Критерии в свою очередь выражаются показателями экономической безопасности.
Дадим краткое определение некоторым терминам.
Критерий– признак, на основании которого производится оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов и явлений.
Признак – величина, характеризуемая в процессе исследования. Признак может быть качественным (мнение, суждение) или количественным.
Признак, показатель, примета, знак, по которым можно узнать или определить что-нибудь: признаки кризиса и т.д.
Показатель – выраженная числом характеристика какого-либо свойства экономического объекта, процесса или решения. Показатель – качественно-количественная характеристика социально-экономических явлений, объектов и процессов.
Индикатор– показатель, который может быть использован для прогнозирования конъюнктуры рынка, т.е. сложившейся экономической обстановки временного характера на рынке товаров и услуг.
Свойства индикатора:
— количественно отражает угрозы экономической безопасности;
— обладает высокой изменчивостью и чувствительностью.
Индикаторы различаются по областям применения, например:
– индикатор деловых циклов как система статистических показателей, в своей совокупности количественно характеризующая варьирование конъюнктуры рынка с целью выявления тенденций экономического процесса. При исчислении индексов деловых циклов учитывается, что экономический процесс в значительной степени находится в зависимости от экономических предпосылок;
– индикаторы «опережающие» – статистические показатели, реагирующие на изменение экономической ситуации раньше, чем это делает большинство индикаторов; к ним относятся: средняя продолжительность рабочей недели, чистый прирост основного капитала, индексы курсов акций и др.;
– индикатор «отстающий» – индикатор экономической активности, который следует с лагом за деловым циклом;
– индикатор «совпадения» – индикатор, сигнализирующий о наступлении очередной фазы экономического цикла;
– индикатор фондового рынка – единица измерения, используемая специалистами по рынку ценных бумаг, чтобы предсказывать, например, направление движения рынка, объем операций, динамику процентных ставок, объем покупок и продаж ценных бумаг корпорациями;
– индикатор экономический – ключевой экономический показатель, отражающий тенденцию развития экономики.
Параметр – величина, характеризующая какое-либо основное свойство процесса, явления, или системы, машины, прибора.
Индекс– относительный показатель, выражающий отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время, или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы.
Индекс – цифровой показатель чего-либо (индекс цен, индекс промышленного производства и т.д.).
Индекс деловой активности – применяемый в экономическом анализе индекс-показатель видов деятельности, динамика которого отражает изменения в экономической конъюнктуре.
Индекс конкурентоспособности промышленных товаров – показатель относительной конкурентоспособности поставляемых на экспорт изделий промышленности данной страны. Получается посредством сопоставления обменного курса ее валюты с обменным курсом валюты страны-конкурента с поправкой на инфляцию, связанную с оптовым ценообразованием в непродовольственном секторе.
Индекс рыночной концентрации равняется сумме квадратов процентных долей рынка, занимаемых каждой фирмой – производителем одного товара. Чем слабее рыночная концентрация, тем меньше значение индекса. Величина индекса увеличивается по мере усиления рыночной концентрации. Предельное его значение имеет место при монополизации рынка.
Порог – наименьшая возможная величина, граница проявления чего-либо. Например: порог бедности – показатель, который рассчитывается для семьи в целом исходя из величины принятого прожиточного минимума для каждого члена семьи, ее размера и состава по полу и возрасту.
Для экономической безопасности важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, т.е. предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономической безопасности.
Показатели (индикаторы), по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.
Все зависимости между показателями безопасности и их пороговыми значениями требуется рассматривать в динамике. В случае массовых «всплесков» и исключений, присущих рынку, проявляются устойчивые закономерности, и они должны тщательно исследоваться.
Фактор– числовая величина (показатель, коэффициент, множитель, сомножитель), находящаяся в количественно-определенной взаимосвязи с другим показателем, часто называемым результативным. Фактор также момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.
Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки:
— ресурсного потенциала и возможностей его развития;
— уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;
— целостности территорий и экономического пространства;
— суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам;
— социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Основные показатели экономической безопасности, по которым может быть дана общая характеристика конъюнктуры и определены угрозы, классифицируется по следующим уровням:
1. макроэкономический уровень – экономика страны в целом;
2. мезоуровень (региональный или отраслевой) – экономика субъектов федерации и отраслей;
3. микроэкономический уровень – экономика агентов рынка: фирм, предприятий, учреждений, акционерных обществ, банков и т.д.
4. уровень семьи и личности – экономическая безопасность каждого гражданина страны.
По указанным выше уровням индикаторы экономической безопасности будут выглядеть следующим образом:
Относительное снижение (рост) энергоемкости ВВП | % |
Объем продукции сельского хозяйства в ВВП | % |
в том числе: | |
доля фермерских хозяйств в общем объеме продукции | % |
Валовый сбор зерна в весе после доработки | млн т |
Доля валового сбора зерна по регионам в общем объеме | % |
Внесение минеральных удобрений на 1 га пашни | кг |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования | млрд руб. |
Доля в ВВП | % |
Темпы роста (снижения) | в % к соответствующему периоду прошлого года |
Доля в общем объеме инвестиций: | |
инвестиции производственного назначения | % |
инвестиции непроизводственного назначения | % |
иностранных инвестиции | % |
Поддержка научного потенциала страны | |
Доля затрат на гражданскую науку в ВВП | % |
Доля средств федерального бюджета в общем объеме затрат на гражданскую науку | % |
Средний возраст ученых высшей квалификации | лет |
Средний возраст научного оборудования | лет |
Воспроизводство стратегических ресурсов | |
Отношение прироста запасов полезных ископаемых к объемам погашения запасов в недрах | % |
в том числе: | |
нефть | % |
природный газ | % |
камснныи уголь | % |
золото, драгметаллы | % |
вольфрам | % |
олово | % |
Сезонные запасы топлива (на начало года): |
у поставщиков (добывающие и оптовые предприятия): | |
уголь | дней |
топочный мазут | дней |
у потребителей: | |
уголь | дней |
топочный мазут | дней |
Устойчивость финансовой системы | |
Уровни внешнего и внутреннего долга | |
Дефицит федерального бюджета к ВВП | % |
Источники финансирования дефицита: | |
внутренние | % |
внешние | % |
Удельный вес задолженности по налоговым платежам в общем объеме всех поступлений в федеральный бюджет | % |
Сумма убытков | млн руб. |
Темп роста (снижения) | в % предыдущему периоду |
Удельный вес убыточных предприятий в общем числе предприятий по промышленности в целом, по се отраслям | % |
Объем кредиторской задолженности предприятий по отношению к объемам выпускаемой продукции | % |
Рентабельность производства | % |
Учетная банковская ставка | % |
Доля наличной составляющей агрегата денежной массы (МО/М2) | % |
Доля валютной составляющей агрегата денежной массы (М2Х/М2) | % |
Уровень монетизации (М2 / ВВП) | % |
Скорость обращения денежной массы (М2) | число оборотов |
Суммарный объем государственного долга к ВВП | % |
на душу населения к размеру среднедушевого денежного дохода | % |
Объем внутреннего государственного долга к ВВП | % |
Доля расходов на обслуживание внутреннего государственного долга в расходной части федерального бюджета | % |
Объем внешнего государственного долга к ВВП | % |
Доля расходов на обслуживание внешнего государственного долга в расходной части федерального бюджета | % |
Основные социально-экономические показтели | |
Валовый внутренний продукт | Млрд.руб. |
Инвестиции в основной капитал | % от ВВП |
Расходы консолидированного бюджета РФ на социально-культурные мероприятия | Млрд.руб, % от ВВП |
Численность постоянного населения | |
Средняя продолжительность жизни | |
Коэффициент рождаемости | |
Коэффициент смертности | |
Естественный прирост (убыль) населения | Тыс.человек, на 1000 человек |
Денежные доходы в среднем на душу населения | |
Реальные располагаемые денежные доходы | |
Начисленная среднемесячная заработная плата: | |
Номинальная | |
В целом по экономике | |
По отраслям экономики | |
Реальная | |
Просроченная задолженность по заработной плате | |
Доля заработной платы в ВВП | |
Среднемесячный размер назначенных месячных пособий (с учетом компенсаций): | |
Номинальный | |
Реальный | |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения | всего |
В том числе по социально-демографическим группам населения: | |
Трудоспособное население | |
Пенсионеры | |
Дети | |
Отношение к прожиточному минимуму: | |
Среднедушевых доходов | |
Среднемесячной заработной платы | |
Среднего размера назначенной месячной пенсиии | |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума | |
Соотношение в уровнях среднедушевого дохода 10% наиболее и 10 % наименее обеспеченных слоев населения | |
Индекс потребительских цен | |
Доля расходов на питание в бюджете семьи | |
Численность экономически активного населения (на конец периода) | |
Численность занятых в экономике | Млн.чел., % от экономически активного населения |
Распределение занятого населения по статусу, по отраслям экономики | |
Общая численность безработных | Тыс.чел., % от экономически активного населения |
Численность зарегистрированных безработных | Млн.чел., % от экономически активного населения |
Число безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы занятости (на конец периода) | |
Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года) | |
Направленно на профессинальное обучение органами государственной службы занятости | |
Число регионов с напряженной ситуацией на рынке труда | |
Удельный вес работников, занятых в тяжелых и опасных условиях труда | Всего, в том числе женщин |
Производственный травматизм | |
Профессиональные заболевания по основным видам | |
Объем промышленной продукции | Млрд.руб. |
Покупательная способность | |
Минимальный размер оплаты труда | Тыс.руб. |
Тарифная ставка I разряда ЕТС | |
Минимальный размер назначенной месячной пенсии по старости |
Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей.
Индикатор и показатель в чем разница
Методист №5. 2008. с. 20-26
Коптелов А.В., руководитель отдела координации
деятельности муниципальных методических служб Г ОУДПО ЧИППКРО
Показатели и индикаторы результативности деятельности ММС
При определении показателей результативнос ти деятельности муниципальной методической служ бы мы будем придерживаться понятия, определяю щего качественную характеристику того или иного направления деятельности.
Итак, под показателем мы понимаем критерий или признак, на основании которого производится измерение и оценка того или иного процесса. Под индикатором мы будем понимать характери стику, которая измеряется и которая количествен но характеризует какое-либо качественное состояние, выражаемое через показатель.
Определяя показатели и индикаторы результа тивности деятельности муниципальной методиче ской службы, мы прежде всего руководствовались задачами, которые сформулированы в Федераль ной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. Нами учтены также основные направления деятельности муниципальной методической службы, сформулированные в рекомендаци ях Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 03-51-48ин/42-03.
Федеральная целевая программа развития об разования на 2006-2010 годы определяет основную стратегическую цель развития российского образо вания, реализация которой возможна совместными усилиями управленческих структур, собственно ОУ (школы, гимназии, лицеи и др.), а также учрежде ний дополнительного педагогического образования, в числе которых значительное место занимает ме тодическая служба.
Эта цель заключается в обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов ре гулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фун даментальности и практической направленности об разовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Достижение стратегической цели предполагает ся через решение четырех стратегических задач.
1. Совершенствование содержания и техно логий образования. Это предполагает введение профильного обучения, внедрение новых государ ственных образовательных стандартов общего образования, внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса и др.
2. Развитие системы обеспечения качества об разовательных услуг, что предполагает создание общероссийской системы оценки качества обра зования, совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений, завершение эксперимента по введе нию Единого государственного экзамена, создание общероссийской системы оценки качества обра зования и др.
3. Повышение эффективности управления в си стеме образования. Здесь предполагаются прове дение мероприятий, направленных на внедрение моделей государственно-общественного управле ния образовательными учреждениями, организация сетевого взаимодействия образовательных учреж дений, совершенствование системы управления об разованием на основе эффективного использова ния информационно-коммуникационных технологий и др.
4. Совершенствование экономических механиз мов в сфере образования.
Необходимо сказать, что при разработке пока зателей и индикаторов результативности деятель ности муниципальной методической службы учиты валась ее роль в сопровождении только первых трех задач, поскольку вопросы экономики образования не входят в сферу ее компетентности.
При определении показателей и индикаторов мы учитывали основные направления деятельности муниципальной методической службы.
Прежде всего, это аналитическая деятельность, которая предполагает:
— создание базы данных о педагогических работ никах муниципалитета;
— изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреж дениях;
— сбор и обработку информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений;
— изучение, обобщение и распространение (дис семинация) педагогического опыта и т.д.
Информационная деятельность. Данный вид деятельности направлен на формирование банка данных педагогической информации (нормативно- правовой, научно-методической, методической и др.), ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности образователь ных учреждений и педагогов, создание медиатеки современных учебно-методических материалов, организацию сетевого информационно-коммуни кационного обслуживания образовательных учреж дений и т.д.
Организационно-методическая деятельность. Данное направление имеет достаточно большой набор видов деятельности, из которых наиболее важными мы считаем следующие:
· планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образо вательных учреждений, организация муниципальных методических объединений педагогических работников, определение опорных (базовых) образова тельных учреждений для проведения методических семинаров для педагогических и руководящих работников,
· подготовка и проведение практических конфе ренций, педагогических чтений, конкурсов профес сионального мастерства и т.д.;
· выявление, изучение, описание и распростра нение (диссеминация) образцов управленческой и педагогической деятельности.
Исходя из основных видов деятельности учреж дений муниципальной методической службы, мы определили содержание Информационной карты, в которой:
· показатели классифицированы в соответствии с задачами, обозначенными в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы;
· каждый показатель соответствует одному изнаправлений деятельности методической службы и характеризует конкретный вид деятельности это го направления.
Система показателей и индикаторов резуль тативности деятельности ММС выражена в единых категориях. Они должны быть универсальными и унифицированными независимо от социально- экономических, географических, демографических и других особенностей муниципальных систем, в кото рых осуществляется образовательная деятельность.
Одним из важных моментов разработки системы показателей и индикаторов результативности дея тельности ММС является структурирование инфор мации и отбор показателей и индикаторов, которые содержат качественные и количественные характе ристики, поскольку это позволяет:
Во-первых, дать анализ и раскрыть внутренние закономерности процессов, направленные на изме нения в деятельности ММС.
Во-вторых, проводить измерение и, соответст венно, оценку текущего состояния деятельности муниципальной методической службы как на муни ципальном уровне, так и на областном.
В-третьих, проводить не только нормативный ана лиз, т.е. описание деятельности ММС по показате лям соответствия различным нормам, но и дина мический (или сдвиговый) анализ, позволяющий отслеживать динамику изменений показателя во времени.
1. с данными предшествующих лет в своем му ниципалитете;
2. с данными по этому показателю в других му ниципальных системах;
3. с данными по этому показателю областного уровня.
В-четвертых, прогнозировать развитие муници пальной методической службы на будущее, в том числе и по тем показателям, по которым возникают затруднения в заполнении. Отсутствие информации по какому-либо показателю может показывать не достатки в деятельности ММС и, соответственно, позволяет планировать свою деятельность по его восполнению.
В приложении приводится форма для представ ления результативности деятельности муниципаль ной методической службы по показателям и инди каторам. Эта форма содержит рекомендации и механизм определения и измерения по каждому показателю.
По структуре предлагаемая форма состоит из трех разделов, соответствующих трем задачам развития российского образования, о которых говорилось выше и которые определены Федеральной целевой программой развития образования. В каждой из трех частей показатели сгруппированы в соответствии с направлениями деятельности муниципальной мето дической службы. Кроме того, в ней определяется:
Показатель, который описывает качественную характеристику конкретного вида деятельности муниципальной методической службы.
Индикатор, определяющий характеристику, которая позволяет измерить показатель того или ино го процесса или объекта в деятельности муници пальной методической службы.
Что демонстрирует показатель, т.е., другими словами, что позволяет определить уровень состо яния или степень изменения (при наличии периоди ческих измерений) того или иного показателя.
Единица измерения, в которой определяется индикатор, количественно характеризующий изуча емый показатель. Например, число или процент.
Информационная обеспеченность, т.е. источ ники получения и подтверждения достоверности используемой информации для расчета индикато ра и определения степени выполнения показателя.
На основе предлагаемой формы каждая муни ципальная методическая служба может, во-первых, заполнить информационную карту о результативно сти своей деятельности, характеризующую реаль ное состояние дел по каждому показателю (плюсы и минусы по различным направлениям). А, во-вто рых, на основе изначальных данных по каждому показателю спланировать достижение желаемого уровня за определенный временной промежуток. Тем самым мы можем говорить о планировании деятельности муниципальной методической службы на основе целевых показателей и целевых индикаторов через определение конкретных мер и меро приятий по их достижению.
Информационная карта о результативности дея тельности муниципальной методической службы, описывающая реальную ситуацию, может выглядеть следующим образом (табл.).