Индикт что это такое простыми словами
Индикт
Инди́кт (или индиктио́н от греч. Ινδικτιών ) — период в 15 лет, который использовался в Европе (как в западной так и в восточной) в Средние века при датировке документов.
Этимология этого слова, как и то, кем установлен этот период, в точности неизвестны. Наиболее распространённым является предположение, что индиктион (от лат. indiction — ‘объявление’) первоначально означал чрезвычайный налог на зерно. Император Диоклетиан превратил его в 297—298 году в ежегодную подать, размер которой определялся один раз в пять лет, на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет. В 312 году, при императоре Константине Великом, 15-летний индиктион стал использоваться в летосчислении, индиктом назывался номер года внутри такого цикла. Номер самого цикла никогда не использовался.
Чтобы получить индикт года в эре от Рождества Христова, надо к искомому году прибавить число 3 и сумму разделить на 15. Остаток даст индикт года. Если остаток равен 0, то индикт — 15. В Византийской эре от Сотворения мира (с началом в 5509 году до н. э.), использовавшейся на Руси до реформы Петра I, для определения индикта надо просто взять остаток от деления номера года на 15.
Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Этот индикт использовался в допетровском летосчислении на Руси. Кроме того, в различные периоды использовался римский, или папский, индикт (с началом 25 декабря или 1 января), императорский индикт (с началом 24 сентября, иногда называется индиктом Беды). Последний получил распространение на территории влияния каролингской династии. В литературе также порой встречаются упоминания о цикле индиктов с началом 8 сентября, называемом indictio Senensis.
Цикл индиктов, совместно с 19-летним метоновым и и 28-летним солнечным (англ.) русск. циклами, лёг в основу юлианского периода.
Индикт, индиктион
Инди́кт – церковный новый год, церковное новолетие, совершаемое 14(1) сентября (гражданское новолетие совершается 1(14) января)).
Индиктио́н (индикт) — период летоисчисления в 15 лет с началом 1‑го сентября. В христианскую эпоху при св. равноап. Константине Великом период в 15 лет лёг в основу летоисчисления, начиная с 312 года.
Великий индиктио́н – период времени в 532 года, называемый великим пасхальным кругом, по истечении которого даты празднования Пасхи следуют в том же порядке, как в предшествовавший период.
Счет обращений великого индиктиона ведет начало от Сотворения мира и человека. По пасхальным вычислениям от Сотворения мира до Рождества Христова прошло 10 полных обращений и 188 лет из следующего 11-го обращения индиктиона. Одиннадцатое обращение завершилось в 344 году по Рождестве Христовом, в 876 году завершилось 12‑е обращение, в 1408 году – 13‑е, в 1940 году – 14‑е, с 1941 года идет 15‑е обращение, которое закончится 2472 годом, после чего начнется 16‑е обращение индиктиона и таким порядком будет следовать дальше.
Неподвижные дни богослужения начинают свой круг с 1‑го сентября, которое является Церковным новолетием, «Новым Годом» (и носит в богослужении этого дня название Индикта).
Значение слова «индикт»
Этимология этого слова, как и то, кем установлен этот период, в точности неизвестны. Наиболее распространённым является предположение, что индиктион (от лат. indictio — ‘объявление’) первоначально означал чрезвычайный налог на зерно. Император Диоклетиан превратил его в 297—298 году в ежегодную подать, размер которой определялся один раз в пять лет, на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет. В 312 году, при императоре Константине Великом, 15-летний индиктион стал использоваться в летосчислении, индиктом назывался номер года внутри такого цикла. Номер самого цикла никогда не использовался.
Чтобы получить индикт года в эре от Рождества Христова, надо к искомому году прибавить число 3 и сумму разделить на 15. Остаток даст индикт года. Если остаток равен 0, то индикт — 15. В византийской эре от Сотворения мира (с началом в 5509 году до н. э.), использовавшейся на Руси до реформы Петра I, для определения индикта надо просто взять остаток от деления номера года на 15.
Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Этот индикт использовался в допетровском летосчислении на Руси. Кроме того, в различные периоды использовался римский, или папский, индикт (с началом 25 декабря или 1 января), императорский индикт (с началом 24 сентября, иногда называется индиктом Беды). Последний получил распространение на территории влияния каролингской династии. В литературе также порой встречаются упоминания о цикле индиктов с началом 8 сентября, называемом indictio Senensis.
Цикл индиктов, совместно с 19-летним метоновым и 28-летним солнечным циклами, лёг в основу юлианского периода.
Через 19 X 28 = 532 года расчётные фазы Луны и дни недели приходятся на те же числа месяца. Поэтому через каждые 532 года полностью повторяются и даты пасхи. Этот промежуток времени был назван великим индиктионом. Индиктионы было принято отсчитывать от начала византийской эры. В частности, 12-й великий индиктион начался в 345 году, 13-й — в 877 году, 14-й — в 1409 году, 15-й великий индиктион начался в 1941 году.
В Русской Православной Церкви индиктом называют также годовой круг богослужения. Начало индикта, или начало новолетия, приходится на 1 сентября юлианского календаря и является церковным праздником.
ИНДИ’КТ, а, м. [латин. indictum, букв. объявленное] (истор.). Единица старинного церковного летоисчисления, равная пятнадцати годам.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
инди́кт
1. истор. в Древнем Риме: период времени в 15 лет, в течение которого римляне три раза собирали дань с побеждённых
2. церк. истор. в Византии: введенный в 312 году византийским императором Константином I цикл 15-летнего исчисления времени вместо 4-летнего
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: трактирщица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Индикт — церковное новолетие
14 сентября (1 сентября ст.ст.) начинается Церковное Новолетие — новый год в богослужебном круге. В богослужебных книгах Новолетие обозначают также древним славянским словом — Летапреложение. В этот день, как и 1 января, во всех православных церквях священство служит Молебен на начало Нового года. Христиане возносят Богу благодарственные молитвы за прожитый год, за все милости, посланные нам Владыкой Небесным, и испрашивают благословения на грядущий год.
История индикта
Понятие индикт связано с Римской империей. Слово индикт означает оценивание или провозглашение.
Первоначальный смысл индикта заключался в объявлении о взимании обязательного продуктового налога в пользу государства. Позже это понятие расширилось, и стало обозначать определенный временной промежуток, на время которого оценивалось имущество населения, количество самого населения и размер налогов. Вначале индикт был разным, в пределах 5-15 лет, и зависел от воли императора. Император Октавиан Август началом индикта приказал считать дату своего рождения — 23 сентября, и его преемники также пользовались этим числом как началом индикта.
Император Константин Великий
В 312/313 годах, при императоре Константине, был принят пятнадцатилетний период индикта. Примерно в 462 году дату начала индикта перенесли на 1 сентября. Римские граждане поначалу называли годы индикта: первый, второй, третий год индикта. Постепенно смысл слова изменился, и слово индикт стали употреблять, замещая им слово год — первый индикт, второй индикт, и т.д.
Долгое время римские города не имели общей даты начала отсчета Нового года. В 537 году император Юстиниан I документально утвердил единую дату — 1 сентября.
Седьмой месяц
Дата 1 сентября в качестве Новолетия избрана, очевидно, согласно Промыслу Божию. В Ветхом Завете есть повеление от Бога особым образом отмечать седьмой месяц — тишри (сентябрь), когда собран урожай. В седьмом месяце Моисей получил от Бога скрижали Завета, в седьмом месяце начато было устройство Скинии в стану израильтян, окончился всемирный потоп, был освящен храм Соломона. Именно в седьмом месяце первосвященник единственный раз в году входил во Святое Святых.
Согласно Библейской хронологии, март — первый месяц от сотворения мира, соответственно, сентябрь — седьмой.
Великий индиктион
Индикт иногда называют индиктионом, но не следует путать его с понятием великий индиктион. Это великий миротворный (пасхальный) круг — период времени в 532 года, за время которого дата празднования Пасхи занимает все возможные положения. По истечению этих 532 лет даты, на которые выпадает Христово Воскресение, повторяются. Великий индиктион является комбинацией лунно-солнечного и солнечного циклов.
Пасхалия
Великий индиктион отсчитывают от дня сотворения мира — 1 марта 5508 года до Р.Х. С тех пор прошло 14 Великих индиктионов. Нынешний, пятнадцатый, начался в 1941 году.
Церковное Новолетие
В Церкви празднование Новолетия в первый день сентября было утверждено на первом Вселенском соборе, проходившем в г.Никее в 325 году. Торжество установили в честь победы императора Константина над Лицинием, который правил на Востоке и продолжал гонения христиан. Участники Собора постановили особо отмечать этот день в знак благодарности Константину Великому за освобождение христиан от преследований.
Новолетие на Руси
На Руси церковное Новолетие года не совпадало с гражданским Новым годом, который отмечали весной. В 1492 году установили одну дату празднования — 1 сентября. Новолетие отмечали очень торжественно, праздник возглавляли царь и патриарх. При Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января.
Евангелие на начало Индикта
В день Новолетия Церковь благовествует святое Евангелие, а именно небольшой отрывок из св.евангелиста Луки (Лк:4:16-22). Из этого чтения совершенно ясно становится, что Господь как бы встал, и приступил к новому делу — проповеди, фактически, начал новую жизнь. Он во всеуслышание говорит о себе: “Дух Господень на мне; ибо Он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное”.
Господь Иисус Христос
Слово “лето” можно истолковать не как год, но как новую жизнь — проповедовать новую благоприятную жизнь.
В евангельском чтении на начало индикта византийцы видели прямое указание от Бога праздновать этот день как начало нового года. Об этом говорится в Минологии Василия 2: “С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник”.
Духовный смысл праздника
Согласно толкованию Феофана Затворника на евангельский отрывок, читаемый в день Индикта, Господь не просто проповедовал Лето благоприятно, Он его принес. Лето благоприятно, новая жизнь, находится в душах людей. На земле никогда не будет рая, земля — это место приготовления к райской жизни, начало рая — в душе. Господь дарует нам благодать изменять свои души, стяжать дух мирен. Кто слушает Господа, живет по Его заповедям, искренне старается послужить Богу, тот получает от Него благодать и силой ее ощущает в себе лето приятное. Мы не можем мыслями наполнить душу этой приятностью, ее дарует Бог, а для этого нужно трудиться, и в душе поселится мир и покой. Внешне может не быть никакого покоя, лишь внутренний, от Бога. Впрочем, когда внутри поселится мир, внешние скорби больше не тяготят, их не ощущаешь.
Богослужение в день Новолетия
1 сентября Церковь чтит память святого Симеона Столпника, его матери Марфы и дев постниц с мучеником Аммуном диаконом, их учителем. Поэтому богослужение в этот день объединяет 3 службы. На великой вечерни читается отрывок из книги пророка Исайи, потому что в этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос вошел в храм и прочел это место перед собравшимися.
Молебен на Новолетие
Стихиры к празднику в разное время составили церковные песнотворцы Иоанн Монах, Герман, Андрей Пирский. Канон праздника написал святой Иоанн Дамаскин в 8 веке. В апостольском чтении дня содержится поучение о необходимости молитвы о государственной власти (независимо от того, какая они). Апостол Павел поясняет необходимость молитвы за правителей: “да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте”.
Давайте руководиться этим апостольским назиданием: апостол утверждает, что “Сие бо добро и приятно перед Спасителем нашим Богом”.
Начало индикта — Церковное новолетие: история, смысл, богослужение
Что такое Церковное новолетие (индикт)? Какого числа оно начинается? Какой православный смысл несёт? Об этом Вы узнаете из нашей познавательной статьи.
Индикт — Церковное новолетие
14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы.
История Индикта
Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.
В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.
В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.
На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие.
Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.
С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».
На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.
Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января.
В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.
С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.
Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)
В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21).
Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.
Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Слава: глас 3:
Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.
И ныне: глас 2:
Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.
Вы прочитали статью Индикт — Церковное новолетие: история, богослужение. Если Вы хотите знать об этом больше, прочитайте следующие статьи: