Индикта церковное новолетие что
У православных Новый год 14 сентября — как это?
В церковном календаре есть праздник новолетия — то есть начала нового года. Только вот дата у него непривычная даже для людей, которые отмечают Новый год по два раза, — 14 сентября. Вешаем гирлянду на березу, готовим оливье из репы.
Что такое новолетие?
Новолетие — церковный праздник, который отмечается 14 сентября по новому стилю (1 сентября — по старому). С этого дня начинается новый календарный церковный год, а в самый день служится особый молебен.
Что такое церковный год?
Это цикличная (повторяющаяся из года в год) система постов, праздников и дней памяти святых. На ее основе строится богослужебная жизнь Церкви. Годовой богослужебный круг состоит из двух типов праздников: неподвижных и подвижных (подробнее читайте об этом здесь). При этом церковный календарь устроен так, что первый большой праздник в церковном году — Рождество Богородицы, а последний — ее Успение. Так Церковь символически обозначает в начале года первый этап Боговоплощения, а в конце года вспоминает переход Пресвятой Богородицы в жизнь вечную.
Почему новолетие празднуется 14 сентября?
Если коротко — так сложилось исторически. Если не коротко — 1 сентября было началом нового налогового года (индикта), который стал также и календарным в Византии. Эту дату установил император-христианин Константин Великий. Церковь переняла эту традицию, составив специальные молитвы с просьбой благословить наступающий год.
А как византийский Новый год попал к нам?
Вместе с православием. На Руси новый год начинался 1 марта, но после церковного Собора в 1492 году календарный и церковный год стали начинаться 1 сентября. После реформ Петра I Новый год перенесли на 1 января (по старому стилю), а с 1918 года — на 1 января по новому (как сейчас). С тех пор новолетие так и осталось исключительно церковным праздником.
Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Слава: глас 3:
Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, / к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый.
И ныне: глас 2:
Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой / молитвами Богородицы и спаси ны.
Празднование Начала индикта – церковного новолетия
1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.
В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio – объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.
В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября – и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.
В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии ( Ис. 61:1–2 ) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4:16–22 ). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21 ). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.
То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства – праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх – в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.
Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.
Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах (подробнее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: Спаси, Господи, люди Твоя… и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патриарха Филофея Константинопольского: Владыко Господи Боже наш… и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, но иногда мог приходить и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.
Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.
Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.
С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.
14 сентября 2020 года. Начало индикта – церковное новолетие.
«Начало инди́кту, си́речь новому лету».14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю — 7528 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием. Пожалуй, новолетие является самым незаметным православным праздником. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год. А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!
Индикт нового лета. Икона XVI–XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На I Вселенском соборе в Никее в 325 году были установлены основные правила церковного календаря — расчет Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы: в сентябре 323 года император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи.
Церковный календарь и богослужебный круг
14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.
Начало инди́кта. Старообрядческая икона, конец XIX в.
Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.
Из богослужебной книги знаменного пения. Новолетие
Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы(15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.
День церковного Новолетия. Справка
Из Византии на Русь пришла традиция называть Новолетие началом индикта.
В переводе с латыни «индикт» значит «налог». При императоре Константине в армии служили 15 лет. Когда срок службы заканчивался, воины возвращались домой и жили на государственное пособие, которое складывалось из налога (индикта). Налог собирали 1 сентября, по окончании сбора урожая.
Поскольку слово «индикт» и 15 лет воспринимались как связанные между собой понятия, индиктом стали называть каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка и само пятнадцатилетие.
Есть мнение, что счет по 15‑летним промежуткам был введен императором Константином взамен древнего языческого счета по олимпиадам (они были упразднены Феодосием Великим в 394 году).
Еще существовало понятие о периоде времени в 19 пятнадцатилетий, или 532 года. Период в 532 года называется Великим индиктионом.
Дело в том, что через каждые 532 года начало циклов Солнца и Луны совпадают. Для христиан это значимо потому, что именно такая астрономическая ситуация была в день, когда Христос начал проповедовать.
Когда иудеи праздновали Рош‑ха‑шана (дословно ‑ «голова года», т. е. Новый год), Спаситель пришел в Назарет. Он вошел в синагогу и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать… проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).
Тогда Христос впервые засвидетельствовал о том, что исполняются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии, что пришел конец Ветхого Завета и начался Новый. Поэтому считается, что День Новолетия ‑ благоприятное время для начала пути духовного спасения.
С 1492 г. на Руси отмечали Новолетие как церковно‑государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Сооружался помост, с которого митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Митрополит святил воду и кропил князя и стоявших вокруг горожан, и все поздравляли друг друга.
В Новолетие было принято первый раз представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия (14 лет). Будущий князь выступал с помоста с публичной речью. Именно в Новолетие 1598 г. на царство венчался Борис Годунов. Учебный год в церковно‑приходских школах всегда начинался с Новолетия. Впоследствии эта традиция распространилась и на все другие учебные заведения.
Материал предоставлен интернет‑изданием «Татьянин День»
Традиции празднования новолетия на Руси
После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление — от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани, итальянский путешественник XVI века:
На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.
В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.
Еще полезное чтение: Библиотека Русской веры Поучение на начало индикта. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Начало индикта (Церковное новолетие)
14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. С этого дня начинается круг неподвижных церковных праздников. Богослужение новолетия так и называется «начало индикта», оно открывает и освящает весь литургический год.
Синаксарь указывает на I Вселенский собор 325 г., когда для церковного летосчисления было установлено празднование начало года 1 сентября по Юлианскому календарю. С этой датой связано ряд важных событий Ветхого Завета: празднование первого дня седьмого месяца, то есть сентября. Ибо первый месяц года был по еврейскому календарю март. Это месяц в который по Преданию Господь сотворил мир. В этот день была установлена Скиния Моисеем, освящен храм при царе Соломоне, один раз в год первосвященник входил во Святая Святых Иерусалимского храма с жертвенной кровью, В этот же день Господь в первый год своего общественного служения вошел в синаногу г. Капернаума и прочел знаменитые слова пророка Исайи о приходе Мессии, а о времени Его прихода как о лете благоприятном.
Считается, что в Церкви церковное новолетие с первого сентября было установлено на первом вселенском соборе в Никее в 325 г. Поводом послужила победа императора Константина (+337) в сентябре 323 года над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт (313), продолжал преследовать христиан на Востоке империи. Отцы собора постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы. Но они вложили в новолетие и глубокий нравственный смысл, перетолковав смысл и значение индиктиона. «Мы празднуем, — говорили они, — индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы Христом. Христов же индиктион – это Его святые заповеди. Он не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота. Но вместо железа и меди Господь требует от нас твердой добродетели и крепкой веры в Бога».
Вот как поучает об этом церковном праздинке преп. Никодим Святогорец: «Нам следует знать, братья, то Церковь Божия сегодня празднует Индикт по трем причинам. 1) Первая, потому то он является началом года. По сей причине совсем еще недавно у древних римлян он весьма почтитался с древних времен. Индикт (indictio) согласно римскому, то есть латинскому языку, означает постановление, определение. 2) Вторая же причина состоит в том, то Церковь празднует это начало года, то есть в нынешний день, когда Господь вошел в иудейскую синагогу, и ему была дана книга пророка Исайи, как об этом пишет евангелист Лука (Лук. 4: 16-22). То что открыл в книге Господь является удом! Он открыл то место в книге, то есть начало двадцать первого зачала главы пророка Исайи, в которой были написаны следующие слова: «Дух Господень на Мне, и Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцеляь сокрушенных сердцем, проповедовать плененным освобождение, слепым прозрение, отпустить измуенных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». После того, как Господь прочел эти слова, Он закрыл книгу и передал ее служащему. Далее Он сел, сказал народу следующие слова: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Когда же народ слышал это, он поражался благодатным словам, которые исходили из Его уст, как об этом пишет евангелист Лука. Имеются три причины по которым Церковь Христова совершает сегодня радостное празднование Индикта и празднует начало нового года: 1) во время праздника, дабы Бог ниспослал Свою милость на нас и благословил новый год и даровал бы нам счастье и полноту всех вещественных благ, она воспевает песнопения и возносит моления к Богу. 2) И да просветит Он наш ум, дабы мы проводили весь год чисто и с доброй совестью и доставить Богу радость хранением заповедей Его. 3) И дабы бы мы удостоились на Небесах вечных благ».
До 1699 года включительно в России Церковное новолетие являлось государственным праздником. Далее в некоторых статьях будут даны описания совершения его в Москве в присутствии патриарха и царя. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах. Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.
С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.
Тропарь индикта, гласъ 2:
Всея твари Содѣтелю, времена и лѣта во Своей власти положивый, благослови вѣнецъ лѣта благости Твоея, Господи, сохраняя въ мирѣ Императора и градъ Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.
Кондакъ индикта, гласъ 2:
Въ Вышнихъ живый, Христе Царю, всѣхъ видимыхъ и невидимыхъ Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лѣта сотворивый, благослови нынѣ вѣнецъ лѣта, соблюди и сохрани въ мирѣ Православнаго Императора, и градъ, и люди Твоя, Многомилостиве.
Народные традиции и суеверия
Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц, пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном, в г. Андрианополе при императоре Ликинии.
Преподобный Симеон Столпник с житием в 22 клеймах. Углич, 2-я половина XVII века
С почитанием 14 сентября (1 сентября по старому стилю) памяти преподобного отца Симеона Столпника на Руси были связаны бытовые традиции. На языке народа этот день носит название «Семена-летопроводца» или просто «Семина дня». Название «летопроводца» присвоено дню преподобного отца Симеона потому, что около этого времени наступает конец лета, о чем можно заключить и по народным земледельческим поговоркам: «Семин день — севалка с плеч», или «Семин день — семена долой» (т. е. конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони» (намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8-ое сентября называлось «бабьим летом» — это начало женских и девичьих сельских работ, так как с этого дня женщины начинают «засиживать» вечера. «Семин день» являлся срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми.
История праздника
История праздника связана с правителями Римской империи. Для сбора налогов императоры установили определённый период в несколько лет: индикт (лат. indiction от лат. indico — назначать цену, оценивать
), в конце которого объявляли и собирали подать за это время с населения. В зависимости от урожаев за эти годы и иных причин подать была различная. Император Октавиан Август для сбора подати и начала нового индикта назначил определенное число, день своего рождения — 23 сентября, этого числа придерживались и последующие императоры. Индикт мог быть различным в зависимости от воли императора, от 5 до 15 лет. В 314 году период индикта был регламентирован — 15 лет. Через каждые 15 лет совершался сбор налогов с населения. Около 462 года начало индикта было перенесено на 1 сентября. С 1 сентября начинался новый индикт. Годы в индикте стали называть: первый год индикта, второй год индикта, и т. д. Затем этимология изменилась и стали употреблять выражения: первый индикт, второй индикт…. по отношению к каждому году. В 537 году император Юстиниан I издал 47-ю новеллу и ввел единообразие в летоисчислении; согласно документу, новый год должен указываться во всех официальных документах империи и начинаться 1 сентября, до этого, как указано в новелле, каждый город имел свою точку отсчета для летоисчисления[2][3]. То есть этой новеллой Юстиниан на государственном уровне узаконил новый год — 1 сентября в империи. В дальнейшем значение слова «индикт» у греков претерпело изменение: «индикт» стал синонимом слова «год» или «лето». «Новый индикт» — это «новое лето» или «новолетие» на славянском, по-русски «новый год». В Восточной христианской церкви Юстиниановское новолетие — 1 сентября — было принято в церковный календарь, оно превратилось в церковный праздник. В этот день стали совершать молитвы, в которых Церковь просила у Бога благословение на наступивший новый год.
Новолетие; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Алтарь
Начиная с VI века богослужение Новолетия (вечерня, утреня, литургия) постепенно обогатилось песнопениями (стихирами, тропарями, кондаками, канонами) и своими уставными особенными чтениями (паремиями, апостольским и евангельским чтениями), которые, согласно Типикону, являются неотъемлемой частью этого праздника в Православной церкви до настоящего времени.
После Крещения Руси, с конца X века, этот праздник стал православным праздником на Руси. Если годовое гражданское летоисчисление на Руси (в летописях и в иных государственных документах) велось, следуя римскому календарю с 1 марта[4], то православный календарь начинался с 1 сентября, праздничным богослужением. В 7000 году от сотворения мира (1492 год от Рождества Христова) на Руси гражданский календарь стал также начинаться с 1 сентября.
О праздновании Новолетия в Москве в 1582 году легат и иезуит Антонио Поссевино писал:
Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь, и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» Все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни[5]. |
Начиная с 1700 года (7208 год от сотворения мира) царь Пётр I в России ввёл новый гражданский календарь, согласно которому год начинался с 1 января и годы отсчитываются от Рождества Христова. По этой причине торжественный молебен с участием патриарха и царя после утрени и литургии уже служить перестали. Однако церковное Новолетие не исчезло, богослужебные тексты вечерни, утрени и литургии, в которых Церковь просит в этот день у Бога благословение на начавшийся новый год, остались неизменными; и в Православной церкви все годы, включая Советский период (уже с новым календарём), именно в этот день православные христиане Русской православной церкви просят Христа Бога благословить новое лето.