Индустриальный класс что такое
Индустриальное общество: понятие, признаки, плюсы и минусы
Чуть больше двух столетий назад человеческое общество было устроено совершенно не так, как сегодня. Большинство людей было занято в сельском хозяйстве, фабрик не существовало, а товары для жизни производили ремесленники. Все поменялось с изобретением парового двигателя. Тяжелую работу стали выполнять машины, производительность труда возросла, вследствие чего начался резкий рост промышленности. Так возникло индустриальное общество. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как возникло и какими основными признаками обладает.
Что такое индустриальное общество?
Индустриальное общество – это общество, социальная и экономическая жизнь которого полностью построена на современной модели промышленности. Для него характерна высокая производительность труда, достигаемая за счет распределения и автоматизации. Оно характеризуется повсеместным использованием достижений научно-технического прогресса, внедрением машин, переходом от частного ремесленничества к фабричному производству, автоматизацией рутинной деятельности и механизацией тяжелой работы. Авторство термина «индустриальное общество» приписывают французскому социологу Анри де Сен-Симону.
Индустриальное общество возникло вследствие промышленной революции и последовавшей за ней индустриализации. Переход сопровождался значительными переменами в структуре общества. В частности, расширились гражданские права и свободы, повысился уровень образованности и информированности граждан, СМИ стали массовыми, появились различные услуги, направленные на улучшение качества жизни.
Переход от традиционного общества к индустриальному в разных странах происходил по-разному. К примеру, в Великобритании индустриализация началась в середине 19 века, в других странах – в конце 19. Большинство обществ в мире стали индустриальными в начале 20 века, а ближе к его концу начали превращаться в постиндустриальные.
Признаки индустриального общества
Чтобы лучше понять, что такое индустриальное общество, необходимо запомнить, что его отличия от традиционного аграрного общества сосредоточены в трех сферах: производстве, экономике и общественной жизни. Соответственно, его характерные признаки можно разбить на три группы: производственные, экономические и социальные. Рассмотрим каждую группу подробнее.
Основные производственные признаки индустриального общества:
Основные экономические признаки:
Также для индустриального общества характерно неравномерное экономическое развитие. Периоды бурного роста сменяются всевозможными кризисами и инфляциями.
Основные социальные признаки:
Индустриальное общество – это социально-экономическая модель, подразумевающая активную эксплуатацию природных ресурсов с максимальной выгодой и без малейшего внимания к тому, какой вред наносится экологии. В обществах такого типа большинство граждан (порядка 85%) работает на промышленных предприятиях. В сельском хозяйстве при этом задействовано не более 10% населения.
Предпосылки индустриального общества
Предпосылками для индустриализации послужило несколько глобальных процессов, происходивших в отдельных странах и во всем мире. Это такие процессы как:
Одним из побочных эффектов индустриализации стало значительное социальное расслоение. У представителей разных слоев общества не было равных условий для получения образования и трудоустройства. И все же при должном упорства даже простые фабричные рабочие могли получить хорошие перспективы.
Промышленная революция
Первым этапом на пути перехода от аграрного общества к индустриальному считается промышленная революция. Это глобальный процесс, начавшийся в 18 веке с изобретением и повсеместным внедрением паровых машин. Они позволили механизировать многие трудоемкие производственные процессы, значительно повысив эффективность труда. Кроме того, паровые двигатели довольно быстро были приспособлены для движения паровозов и пароходов, что значительно расширило возможности торговли.
В 19 веках благодаря промышленной революции во всем мире наблюдался рост производства, скачкообразный рост экономики ведущих государств и переход к капиталистической модели общественного устройства. При этом считается, что индустриальная революция связана не только с технологическим развитием, но и со значительными переменами в социально-политическом устройстве государств.
Современные исследователи считают, что в общей сложности было 3 промышленных революции:
Социальная структура индустриального общества
Индустриализация вызвала ряд глобальных процессов, которые сопровождались заметными переменами в социальной структуре общества:
Плюсы и минусы индустриального общества
Как и большинство других социально-экономических процессов, индустриализация оказала как положительное, так и отрицательное влияние на человечество.
Плюсы индустриализации:
Минусы индустриализации:
Заключение
Индустриальное общество – это важный этап развития человеческой цивилизации. Традиционное аграрное общество просуществовало несколько тысячелетий, но после промышленной революции и индустриализации все поменялось. На протяжении двух веков мир развивался неведомыми до этого темпами, и сегодня прямо на наших глазах происходит переход на новый этап развития общества – постиндустриальный или информационный, в котором все большую роль играет информация и современные средства телекоммуникации.
Опорный Тюменский индустриальный университет
Форма отправки факса
Индустриальные классы
Индустриальные классы – это дополнительная образовательная программа подготовки, предназначенная для обучающихся 10-11 классов, проявляющих интерес к изучению своих возможностей и потребностей в дальнейшем выборе профессии.
Программа позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности, сделать обоснованный выбор профессии в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Данная Программа создает условия для профессионального самоопределения учащихся с учетом требований современной социально-экономической ситуации, обеспечивает реализацию эффективных профориентационных мероприятий, основанных на формировании компетенций в области профессионального самоопределения, обеспечивает направленность профориентационных мероприятий на профилактику дисбаланса рынка труда, обеспечивает мониторинг эффективности реализации профориентационных мероприятий.
Профили:
Ноябрьский институт нефти и газа реализует дополнительную образовательную программу «Индустриальные классы» в общеобразовательных школах г. Ноябрьска, г. Когалыма, г. Надыма и г. Новый Уренгой
Индустриальный класс что такое
Проект «Индустриальные классы» стартовал в 16-ти школах Тюмени с начала этого года. Сегодня в таких классах учатся около 600 школьников.
Индустриальные классы профессионально-ориентированные, подготовка в них направлена на изучение курсов с ориентацией на конкретную профессиональную сферу.
В каждой школе определен свой профиль: «Информационные технологии», «Промышленно-строительный», «Химико-технологический», «Конструкторско-технологический», «Инженерно-геологический», «Транспортно-технологический», «Нефтегазопромысловый».
«Проект «Индустриальные классы» реализуется в целях поиска и поддержки одарённой и талантливой молодёжи, содействия развитию и профессиональному самоопределению школьников, — отмечает начальник управления профессиональной ориентации и довузовской подготовки ТИУ Альберт Мальшаков. — С его помощью сегодня создаётся система целенаправленной довузовской подготовки, существенно сокращается адаптационный период при переходе от среднего общего к высшему образованию».
Отметим, что в «Индустриальные классы» принимаются выпускники 9-х классов, приём идёт на конкурсной основе, с учётом среднего балла аттестата, результатов ОГЭ по математике, физике и русскому языку. Обучение длится 2 года с участием преподавателей Тюменского индустриального университета.
«Индустриальный класс появился в нашей школе в этом году, и я сразу решил пойти в него учиться, потому что здесь более углублённо изучают физико-математические науки, — говорит ученик 15 школы Тюмени Артём Созонов. — У нашего класса ИТ-профиль, а мне как раз интересна информатика. Профессии программиста, системного администратора, которые я рассматриваю для себя в будущем, очень перспективны».
Один из модулей программы «Индустриальных классов»- профориентационный, он включает мастер-классы и экскурсии на площадки индустриальных партнеров «Транснефть – Сибирь», «Автоград», «Мостострой-11» и т.д.
Ученики «Индустриальных классов» могут принимать участие в таких олимпиадах и конкурсах, как отраслевая олимпиада школьников «Газпром», «Гранит науки», Тюменской геологической олимпиаде, «Менделеев», Всероссийской олимпиаде «Геологика», школьной лиге Международного инженерного чемпионата Case-in, Всероссийском конкурсе научно-технических проектов Инженерный резерв России», «Будущая инженерная элита».
Добавим, что в грядущем учебном году планируется открытие «Индустриальных классов» в Кургане, Сургуте, Когалыме, Салехарде, Новом Уренгое, Пыть-Яхе, посёлках Троицкий, Карасуль и других.
Индустриальное общество: классы, черты, проблемы и ценности индустриального общества
Что такое индустриальное общество
Промышленная революция, породившая индустриальное общество, началась в Великобритании в XVIII веке, в развитых странах она завершилась к концу XIX века.
Александр Дейнека. «Кузнецы». 1957 год
Индустриальное общество и промышленная революция
При замене ремесленных мастерских и мануфактур заводами быстро растет производительность труда. Резко сокращается занятость в сельском хозяйстве. Когда свыше половины населения начинает работать на фабриках и заводах, общество считается индустриальным.
Уильям Белл Скотт. «Железо и уголь». 1855-1860
Проблемы индустриального общества
Восстание рабочих в Шарлеруа. Иллюстрация 1868 года. Фото: Depositphotos
Черты и признаки индустриального общества
Экономика индустриального общества:
Главным фактором производства становится капитал.
Подвижность социальных структур, социальная мобильность.
Абсолютная монархия уступает место другим формам правления: ограниченной монархии или республике
Новые ценности прогресса и успеха приходят на смену традиционным религиозным ценностям.
Индивидуализм приходит на смену коллективизму.
Социальная структура индустриального общества. Классы
В связи с этим деление общества на наследственные сословия или касты уходит в прошлое. Вместо них начинают говорить о классах.
На смену большой многопоколенной семье приходит нуклеарная семья, состоящая только из родителей и детей.
Карикатура Бориса Ефимова из журнала «Крокодил». 1964 год
Ценности индустриального общества
Важнейшими ценностями в индустриальном обществе оказываются предприимчивость и способность к новациям, профессионализм в своей узкой области.
Индустриальное и постиндустриальное общество. Таблица
Производство основано на механическом труде
Производство основано на автоматизации
Социальная мобильность повышается.
Максимальная социальная мобильность. Профессиональная дифференциация
Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии
Ценности прогресса, индивидуального успеха
ТИУ реализует образовательный проект «Индустриальные классы»
В январе 2018 года в 16-ти общеобразовательных учреждениях города Тюмени стартовал проект «Индустриальные классы». Сегодня в них обучается около 600 человек, создано 16 десятых и два одиннадцатых «Индустриальных класса».
Индустриальные классы — это профессионально-ориентированные классы, подготовка в которых направлена на изучение курсов с ориентацией на конкретную профессиональную сферу.
В настоящее время в проекте участвуют средние общеобразовательные школы города Тюмени №№ 15, 17, 22, 25, 40, 48, 63, 65, 68, 70, 92, 88, лицеи №№ 81, 34, гимназии №№ 12, 16.
В каждой школе реализуется свой профиль – «Информационные технологии», «Промышленно-строительный», «Химико-технологический», «Конструкторско-технологический», «Инженерно-геологический», «Транспортно-технологический», «Нефтегазопромысловый».
В 2018-2019 учебном году планируется открытие «Индустриальных классов» в городах Курган, Сургут, Когалым, Салехард, Новый Уренгой, Пыть-Ях, посёлках Троицкий и Карасуль и др.
«Проект «Индустриальные классы» реализуется в целях поиска и поддержки одарённой и талантливой молодёжи, содействия развитию и профессиональному самоопределению школьников, — отмечает начальник Управления профессиональной ориентации и довузовской подготовки ТИУ Альберт Мальшаков. — С его помощью сегодня создаётся система целенаправленной довузовской подготовки обучающихся, существенно сокращается адаптационный период при переходе от среднего общего к высшему образованию».
Порядок приёма в «Индустриальный класс»
Принимаются выпускники 9-х классов. Срок обучения – два года.
Приём осуществляется на конкурсной основе, с учётом среднего балла аттестата, результатов ОГЭ по математике, физике и русскому языку.
В настоящее время в школах, где будет реализовываться проект «Индустриальные классы», уже идёт новый набор в классы на 2018-2019 учебный год.
«Мы наблюдаем повышенный интерес к этому проекту со стороны родителей и учеников. На родительских собраниях, которые прошли в апреле — мае, присутствовали родители, дети которых не сдают ОГЭ по физике, но они очень хотят попасть в наш класс. Их документы тоже будут приняты, они будут участвовать в конкурсе. В некоторых школах ожидается конкурс не менее двух-трех человек на место», — рассказала главный специалист отдела профориентационной работы ТИУ Елена Чекрыгина.
Обучение в «Индустриальных классах» организовано с участием преподавателей Тюменского индустриального университета. Оно включает в себя три блока.
Первый – общеобразовательные дисциплины — математика, физика с целью углублённого изучения отдельных тем. Если мы говорим о математике, то в их числе, например, сложные проценты, решение текстовых задач экономического содержания, приёмы решения уравнений и неравенств, содержащих абсолютную величину, решение задач на сечение многогранников плоскостью, элементы комбинаторики, статистики, теории вероятностей.
Во втором блоке изучаются дисциплины в соответствии с профилем класса — «Основы геологии», «Современные проблемы науки, техники и технологии строительства дорог», «Основы логистики», «История развития нефтегазовой отрасли», «Инженерно-геологические изыскания под строительство» и др.
Так, например, в школе №15 десятый «Индустриальный класс» имеет ИТ-профиль. Кандидат технических наук, доцент кафедры Кибернетических систем ТИУ Людмила Бакановская провела в нём цикл занятий «Защита информации».
«Я выбрала эту тему, потому что сегодня она предельно актуальна. Мы переходим на электронный документооборот, пользуемся банковскими картами. На кафедре Кибернетических систем в скором времени планируется открытие направления подготовки «Информационная безопасность», — рассказала преподаватель вуза.
Занятия по заданной тематике в школах проводятся в программе Excel. «Школьники справляются с ней хорошо. Работать с ними не сложнее, чем со студентами. Уровень подготовки у ребят замечательный. Эту тему мы прочитали уже в трёх школах», — отметила Людмила Бакановская.
«Индустриальный класс появился в нашей школе в этом году, и я сразу решил пойти в него учиться, потому что здесь более углублённо изучают физико-математические науки, — говорит ученик школы Артём Созонов. — У нашего класса ИТ-профиль, а мне как раз больше интересна информатика. Профессии программиста, системного администратора, которые я рассматриваю для себя в будущем, очень перспективны».
Получать высшее образование молодой человек планирует в Тюменском индустриальном университете. «Думаю, ученикам Индустриальных классов, раз у нас проходят такие занятия, будет легче поступать в этот вуз. Преподаватели помогают, всё понятно объясняют, отвечают на вопросы. Некоторые темы раскрываются более подробно, углублённо — это очень интересно», — делится Артём.
Подготовка по профильным предметам вуза осуществляется с целью развития у учащихся ранней инженерной ментальности, отмечают в Управлении профессиональной ориентации и довузовской подготовки ТИУ. Преподаватели вуза осуществляют руководство исследовательской работой школьников, готовят ребят к научным конкурсам, конференциям, олимпиадам.
Третий модуль программы подготовки в «Индустриальных классах»- профориентационный, который включает мастер-классы и экскурсии на площадки индустриальных партнеров АО «Транснефть – Сибирь», ГК «Автоград», АО «Мостострой-11» и др.
Ученики «Индустриальных классов» могут принимать участие в таких олимпиадах и конкурсах ТИУ, как отраслевая олимпиада школьников ПАО «Газпром», «Гранит науки», Тюменской геологической олимпиаде, «Менделеев», Всероссийской олимпиаде «Геологика», школьной лиге Международного инженерного чемпионата Case-in, Всероссийском конкурсе научно-технических проектов Инженерный резерв России», «Будущая инженерная элита».
Есть интересная статистика. 24 марта текущего года в опорном вузе прошёл День открытых дверей. Всего в мероприятии приняли участие более тысячи человек, из них свыше 300 учатся в «Индустриальных классах».
«Я уже определилась с выбором профессии, буду поступать в Тюменский индустриальный университет, — говорит десятиклассница Ксения Талипова. — Этот ВУЗ с красным дипломом окончили мои родители, это мотивирует очень. Больше всего меня интересует «Строительство». Мне кажется, строители будут востребованы всегда. Наш город растёт, дома в нём будут строиться, для этого нужны хорошие специалисты».
По этой причине Ксения в этом году решила учиться в «Индустриальном классе». «Нам углублённо преподают физику, математику, информационные технологии. Для меня это важно, я буду заранее знать, какие материалы и как нам будут преподавать в университете», — объяснила девушка.
Как и во всех остальных, в Индустриальных классах, обязательны классные часы с целью знакомства с ТИУ, как минимум два раза в год будут проводиться родительские собрания с участием представителей отдела профориентационной работы УПОиДП, директоров институтов, выпускающих кафедр.
На протяжении 10-11 классов все желающие пройдут, на базе своей школы или в ТИУ, профориентационное тестирование.
На следующий год запланированы каникулярные программы, которые предполагают
выезды учащихся из других городов в Тюмень или филиалы ТИУ. Ребят ждут экскурсии по лабораториям и кафедрам институтов, посещение Технополиса, музеев ТИУ, участие в профориентационном проекте «Погружение», в котором школьники на один день превращаются в студентов: ребята приходят в университет на три-четыре часа, для них проводят лекции, мастер-классы. Они обедают в студенческой столовой, получают памятные подарки с символикой ТИУ.
Именно ученики «Индустриальных классов», став абитуриентами, могут рассчитывать на индивидуальное сопровождение в период приёмной кампании. Им предоставляется консультирование, помощь при подаче документов и др.
«Если бы я был учеником такого класса, я бы вынес для себя много полезных уроков, — делится студент ТИУ Евгений Безгодов. — К ребятам приходят преподаватели не из школы, а из университета, которые саму картину образования видят несколько иначе. Они по-другому дают материал, такие знания, которые могут помочь при сдаче ЕГЭ по той же информатике, пригодятся в дальнейшей работе с информационными системами».
Сам Евгений сегодня учится на втором курсе в Институте геологии и нефтегазодобычи ТИУ по направлению «Управление в технических системах». «Мне очень нравится процесс образования в нашем вузе, — говорит он. — Мои одноклассники разъехались по всей России – в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Мы периодически созваниваемся, и каждый раз я убеждаюсь в том, что учусь в вузе, который лучше даже многих столичных!».