Инфант ребенок что это
«Не хочу ничего решать»: инфантилизм как проблема для окружающих
У каждого в окружении найдется такой знакомый, о котором Вы скажете «впал в детство». Если такого человека не нашлось, то у меня для Вас плохие новости!
В этой статье рассмотрим о негативной стороне психического инфантилизма, который не связан с врожденными заболеваниями. Поэтому, если в этом состоянии Вам комфортно житьи Вы не считаете это проблемой, то лучше не читать и не расстраиваться.
Инфантил – ребенок внутри взрослого
Что представляется нам, когда мы слышим фразу «инфантильный человек»?
1. Безответственный, склонный к необдуманным поступкам, одним словом, взрослый, который не желает взрослеть или не может обойтись без посторонней помощи. Он не осознает последствия своих решений, не задумывается к чему приведут его необдуманные действия. Что уж говорить, он как ребенок: не понимает запретов, когда чего-то очень хочется.
2. Многие из инфантов скорее полезут в драку для отстаивания своих интересоввместо того, чтобы просто обсудить проблему.
3. Инфантилы придумают массу оправданий для ничегонеделания. Они ищут виновных в провалах. Переводят стрелки на кого угодно, только бы не смотреть на себя. Диалога с такими людьми не построить, потому что выходит, что меняться должны окружающие люди, условия вокруг, кто угодно, но только не инфантил.
Любой психотерапевт скажет, что инфантилам иногда сложно помочь. Взрослые люди жертвуют своей гордыней для того, чтобы построить здоровые, надежные и прочные отношения. Проблемы решаемы, если партнер признает ошибки и хочет меняться. Но инфантилы не способны к переменам, поэтому их общение с окружающими, как и со второй половиной, напоминают дешевый спектакль. Они со злостью будут говорить о том, насколько партнер неадекватный, не смотря на себя со стороны. Однако, если ваши старания убедить инфинтила поработать над собой увенчаются успехом, они все равно будут сидеть и ждать, когда все-таки окружающие подстроятся под их капризы. Этого, естественно, не происходит, проблемы углубляются, и жизнь инфантилов становиться еще сложнее.
Критерии поведения инфантильного человека
Причины инфантилизма: как взрослые становятся детьми?
Причина №1: инфантильные родители.
Эта проблема передается из поколения в поколение, но не через гены, а попросту, потому что дети принимаю модель поведения своих инфантильных родителей. Правда, иногда родители ведут настолько безумный образ жизни, что их детям приходится страдать. В этом случае родители станут отрицательным примером, показывая, что так жить нельзя.
Причина №2: чересчур заботливые и беспокойные родители.
Они оберегают своей гиперопекой ребенка от всех возможных трудностей, не дают сталкиваться с жизненными трудностями, которые так необходимы для взросления. Чрезмерная забота о своем ребенке, попытка уберечь от боли и страданий – это не любовь. Это прямая дорога к пожизненной опеке взрослого ребенка. Она причиняет только вред.
Причина №3: система служения.
Детский сад, школа, университет помимо важных знаний учат человека правильно воспринимать жизнь. Правильно для системы, но не всегда для самого человека. Смысл в том, что человеку-ребенку внушают, что о нем всегда кто-нибудь заботится, что ему нужно рассчитывать на других. Для этого есть специалисты, разного рода чиновники, лидеры. Так система привязывает к себе человека, чтобы получить в его лице преданного слугу.
Причина №4: монопрофильность.
Распределение большинства важных дел по другим людям снимает с человека дополнительную нагрузку. Оно лишает возможности развиваться инфантила всесторонне, нести ответственность за остальные сферы его жизни. Для развития до уровня зрелого человека нам необходимо усложнять жизнь, подвергаться небольшому стрессу, который поможет созреть психике.
Инфантилизм излечим, если сам человек признает эту проблему
Избавиться от инфантилизма – значит сделать все, чтобы человек начал работать над собственным развитием. Самостоятельно, без посторонней помощи это не всегда возможно. Ведь дети на то и дети, что в некоторых вещах им нужна помощь и поддержка взрослых и опытных людей. Поэтому инфантильным людям помощь необходима. А это значит, что правильно учить их самостоятельности, правильно толкать их к тому, чего они избегают больше всего на свете, к трудностям.
И здесь в первую очередь нужна мотивация к такой работе. Человек мотивируется двумя вещами – болью и удовольствием. Если интереса к развитию, к учебе, к труду у человека нет и его не удается пробудить, если желание достичь высот не просыпается, тогда остается только одно – заставить его страдать, испытывать боль, лишения, чтобы он начал развиваться не по желанию, а по необходимости. Здесь важно не перестараться, чтобы не сломать человека. Ведь психологический возраст у всех разный и учитывать его – сложная задача. Поэтому не получится разом наверстать все то отставание в развитии, которое складывалось годами. Каждый человек получает такую нагрузку, которую способен выдержать на этом этапе собственного развития. Это касается его физического, психического и умственного развития.
Во вторую очередь можно обратиться к помощи профессионалов. Психотерапия как нельзя лучше чувствует настрой человека и помогает изменить собственные взгляды на жизнь. Посмотреть на себя со стороны, признать недостатки. Неизвестно, какие испытания свалятся человеку на голову в будущем. И если он не будет к ним готов из-за собственной инфантильности, то для него все закончится печально.
Так что мы сами решаем, насколько наш жизненный путь правильный. Поэтому, если ваше мнение по проблеме инфантилизма не совпадает с тем, что здесь написано, это не значит, что вы не правы. Важно решить для себя, к какому мнению стоит прислушаться.
Инфантильность: что это такое, её причины и способы борьбы
Часто говорят, что счастливы люди, умеющие радоваться жизни, как дети, сохранившие юношеский взгляд на мир. Хуже, когда незрелость проявляется во всех сферах жизни. Такого человека считают инфантильным и не спешат строить с ним отношения.
Что такое инфантильность
Как отличить непосредственность от безответственности, понять, что незрелость мешает нормальной жизни? Будем разбираться.
Понятие инфантильности
В детстве мы нуждаемся во всех видах поддержки со стороны родителей или других людей, их заменяющих. О нас заботятся материально, кормят, одевают, покупают необходимые вещи для игр и обучения. Эти же люди принимают за нас важные (и не очень) решения.
Чем старше мы становимся, тем сильнее желание самостоятельных действий. По закону с 14 лет подросток уже обладает частичной правоспособностью и может совершать некоторые виды гражданско-правовых сделок, к примеру, осуществлять покупки в магазине.
Но любой поступок требует двух вещей:
Инфантильный человек консервируется в психологическом развитии на уровне предшествующих возрастных этапов, его характерными чертами являются:
Инфантильность предполагает объяснение всех ошибок и неудач сложившимися обстоятельствами или виной других людей, застревание в младенческих обидах и переживаниях.
Инфантилизм в психологии
Наука определяет инфантильность, как задержку психологического развития индивида, обуславливающую несоответствие поступков и поведенческих реакций возрастным требованиям. Страдает эмоционально-волевая сфера человека, отвечающая за принятие решений, высказывания человека отличается поверхностностью.
В раннем детстве определить состояние невозможно, оно проявляется в подростковом возрасте. Ребенок не может сосредоточиться на получении знаний и навыков, он отвлекается на игры и общение с другими учениками. Дисциплинарные требования для него мучительны, превалируют шалости и непослушание.
Помимо психологического инфантилизма в теории существуют и другие его формы.
Кто такой инфантильный человек (инфант)
Встреча с инфантами не редкость в нашей жизни. Возможно вы знаете их немало, вместе работаете или живете. Опишем такого человека, чтобы распознать проблему и постараться ее решить.
Незрелое эмоциональное поведение
Индивид не умеет грамотно и логично коммуницировать, вести диалоги. Констатация фактов и приведение аргументов – не сильная сторона инфантов. Они могут начать обзывать собеседника, переходят на личности, а то и полезть в драку.
Выводы их поспешны, действия не обдуманы. Естественно в глазах других людей инфанты смотрятся глупо и проигрышно, тем самым преумножая численность врагов и недоброжелателей.
Обвинение в неприятностях других людей или обстоятельств
Нежелание принять ответственность за свою жизнь вынуждает таких людей считать виноватыми в бедах всех вокруг, только не себя любимых. Это касается и надежды, уверенности в том, что кто-то придет и все за них сделает. А если сделает неправильно, то будет и отвечать за это. О таких говорят «как с гуся вода», человек всегда «ни при чем».
Человек убежден, что должны претерпеть изменения внешние условия, окружающие люди, но только не он сам. Поэтому с инфантами очень сложно прорабатывать и решать проблемы, они надеются, что за них это сделают другие, подстроятся под их капризный характер.
Наивность
Когда взрослый человек подобно малышу не берет на себя ответственность, он утрачивает власть над своей жизнью. Гипертрофированное доверие к окружающим, свойственное для детей, совсем не подходит взрослому человеку.
Сложности в профессиональной сфере
Инфантильному человеку практически невозможно достичь успехов в карьере и даже просто удержаться на одном месте длительный период. Он безответственный, может забросить любое дело, если оно надоело, не интересно или не получается.
В команде такой индивид работать не может, способен всех подвести и оставить с хвостами нерешенных проблем. Как только легкое решение не находится, инфант уходит от проблемы, трудности ему ни к чему, пусть ими занимаются другие.
И наказать человека сложно, он свою вину никогда не признает. Поэтому работодатель стремится от такого сотрудника избавиться под любым благовидным предлогом.
Нуждаемость в руководстве, сильной руке
Инфантильный человек настолько не приспособлен к решению проблем и элементарных задач, что всегда требует придания вектора действий со стороны. Их систематически следует правильно мотивировать и принуждать. С близким инфантом необходимо нянчиться, уговаривать или заставлять.
Отсутствие должного контроля над собственной жизнью делает инфантов абсолютно к ней неприспособленными, требует стимуляции, призыва к действиям от членов семьи.
Внушаемость, следование чужим советам
Человек не любит досконально разбираться в каких-то вещах, его взгляды отличаются легкомыслием, мнения и суждения поверхностны. Инфанты падки на рекламные обещания, часто становится членами сект и религиозных сообществ. Ведь дети так верят в чудеса! Они надеются, что блага земные появятся сами собой, а поэтому прикладывать усилий к этому не нужно.
Зрелые личности придают своим мечтам вектор развития, деятельности. Инфанты просто мечтают, не предпринимая усилий для реализации желаний, надеются на чудо.
Неприспобленность в быту, бесхозяйственность
Человек не заморачивается наведением порядка, это скучно и не интересно. Сойдет и так. Вспомните, как тяжело заставить ребенка убрать за собой игрушки. Окружающий их хаос становиться прямым отражением хаоса в голове. Беспорядок – это следствие отсутствия дисциплины и организованности. Инфант поступает как ему хочется в данный момент, а не так, как нужно и правильно.
Отношение к деньгам также продиктовано желанием получения сиюминутного удовольствия. Человек в состоянии потратить всю зарплату за несколько дней, а потом не иметь возможности удовлетворения элементарных потребностей.
Хвастливость
Незрелый человек нуждается в постоянном одобрении и восхвалении его достоинств. Он крайне зависим от мнения окружающих. Своим трудом добиться успеха и признания инфант не в состоянии в силу описанных причин. Он привлекает внимание дурачась, выпендриваясь, а иногда унижая других людей, чтобы выглядеть на их фоне достойно.
Неумение проявлять заботу
Если мы не умеем принимать ответственность за себя, то не можем ничего дать другим. В семейной жизни инфантильная личность только требует, потребляет. Даже если такой человек заводит домашнее животное, то через некоторое время может его выбросить на улицу или отдать. Ладно питомец, гораздо хуже когда инфант становиться матерью или отцом.
Незрелый человек, застрявший в детском возрасте может иметь огромное количество хороших, положительных характеристик. Но те качества, которые делают его инфантильным, перечеркивают их полностью, не давая возможности социализироваться и построить нормальную жизнь.
Как проявляется инфантильность
Основные проявления инфантильности мы перечислили в предыдущей главе, они проявляются независимо от половой принадлежности. Но мужчины и женщины демонстрируют незрелость по-разному.
Инфантильность у мужчин
Представителей сильного пола с признаками инфантильности часто называют «маменькими сыночками», как правило, они вырастают в неполных семьях. Мама растворяется в мальчике, забывая о своих потребностях и потакая ему во всем.
Став взрослым, мужчина живет с оглядкой на маму, которая является для него лучшим советчиком. На самостоятельные решения сын не способен. Жены таких мальчиков постоянно вынуждены слушать сравнения с матерью, и всегда не в свою пользу.
Более того, свекровь считает возможным поучать невестку, давать ей советы по содержанию дома, хозяйству, воспитанию ребенка, и, конечно, уходу за дорогим сыночком. Долго такие браки, если только женщина не находится в позиции вечной жертвы, не выдерживают.
Инфантильный мужчина не в состоянии зарабатывать и обеспечивать семью. Это связано с отсутствием навыков в профессиональной сфере и частой сменой рабочих мест. Если доход имеется, то инфант, поддавшись эмоциям, потратит его на свои прихоти, не задумываясь о содержании семьи.
В отношениях с противоположным полом, такой парень всегда будет потребителем. Он требует к себе внимания, нуждается в выслушивании его бесед о душевных терзаниях, постоянном обожании. Заботиться о женщине, ухаживать за ней он не станет.
Инфанты традиционно не торопятся вступать в длительные серьезные отношения, несмотря на то, что внешне они всегда веселы, балагуристы, привлекают к себе внимание. Он долго выглядит молодо, смотрит на мир широко распахнутыми глазами, чем может привлекать женщин. Но в браке с ним не просто.
Инфантильность у женщин
Женский инфантилизм не так осуждается обществом, как мужской. Этому способствуют распространенные сексистские взгляды, которые поощряют некоторую недалекость и глуповатость женщин, их нерешительность и послушность.
Не повзрослевшие женщины часто растут как «папины дочки», принцессы. Отец очень любит дочь, оберегает ее, и, вырастая, та ищет мужчину похожего на папу.
Девушка искренне уверена, что супруг обязан взять на себя все заботы о ней: обеспечивать все материальные запросы, содержать семью. Женщина недоумевает, когда слышит, что одной внешности мало, для того, чтобы удержать мужчину. Установки «маленькой принцессы» перенесены во взрослую жизнь.
Такая позиция часто приводит к печальному финалу: мужчин, желающих в полном объеме взять на себя ответственность за жизнь женщины с каждым годом все меньше и меньше, родители стареют (умирают), а навыков для самообеспечения у нее нет. Жизнь заходит в тупик, а опыта решать проблемы путем продуманных запланированных действий не нажито.
Инфантильные женщины часто говорят одинаковую фразу при рождении детей: «Ну все, личная жизнь закончилась». Возникает вопрос: решение забеременеть и родить было спонтанным? И разве ребенок не является тем самым личным и ценным для любой матери. Но инфант паталогически не готов принять на себя заботу о малыше, жертвуя своими интересами.
Причины инфантильности
Все психологи сходятся во мнении, что неумение становиться взрослым уходит корнями в детство.
Среди главных причин инфантильности выделяются:
Приведем для примера несколько фраз, говоря которые, родители дают детям установку на инфантильное поведение:
В сознательном возрасте инфантильность развивается реже. Это случаи, когда супруг (супруга) берет полностью на себя все обязанности. Действуя из лучших побуждений, он (она) пытается минимизировать участие второй половины в любых делах, оградить ее от волнений. Человек к этому привыкает очень быстро, возродить навыки самостоятельности бывает не легко.
Способы борьбы с инфантилизмом
Рассматриваемое психологическое состояние действительно мешает человеку жить, делая его несчастным.
Как можно уйти от инфантильности:
Не надо рассчитывать, что повзрослеть удастся за одну ночь, расстаться с детством одним махом не получится. Но постараться стоит, ведь права могут быть только у тех, у кого есть обязанности.
Что такое детский инфантилизм?
Детская инфантильность – это эмоциональная незрелость, а не задержка умственного развития: дети осваивают речь в обычные сроки, задают вопросы, нормально рисуют, читают, считают, психически активны и даже бойки.
Психологический инфантилизм первого типа (по В.В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной описанными объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценивать ситуацию, менять поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы.
Такие дети отличаются от других своей наивностью, неприспособленностью, их поведение не соответствует возрасту. Часто они действуют неосмотрительно, неосторожно, не представляя, что кто-то может их обидеть. Вместе с тем инфантильные дети способны к оригинальному мышлению, чувствуют художественную красоту, музыку.
Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года. Психически инфантильный ребенок очень жизнерадостен, эмоционален, но «не по возрасту» — ребенок 4-5 – ти лет напоминает 2-3 –летнего. Он готов играть и веселиться бесконечно и призывает домашних играть и веселиться с ним.
Инфантильный ребенок будет теребить бабушку, упрашивая почитать ему или поиграть в игрушки, даже если бабушка расстроена или нездорова, и это заметно. Их детскость подкупает взрослых. Вся семья любуется «малышкой» или «нашим мальчиком» до тех пор, пока необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра. Их младенчество слишком затянулось. И инфантильные дети не хотят взрослеть, для них будущее как бы не существует, они «задержались» в настоящем.
Такие дети крайне не состоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них. Они не желают самостоятельно одеваться и есть, просятся «на ручки». Видимо, семья в свое время поощряла такое поведение!
И вот результат: инфантильному ребенку пора идти в школу, а он не готов к ней. Но ребенку исполняется шесть, а потом семь лет, и в школу все-таки приходится идти. Инфантильный ребенок сталкивается с самостоятельными детьми своего возраста и в начале удивляется, а потом огорчается – тяжко, до истерического невроза. Инфантильный ребенок уже готов стать трудным.
Незрелость во втором варианте психического инфантилизма (гармонический инфантилизм, по Г.Е. Сухаревой) касается не только психического, но и физического развития.
Ребенок не только ведет себя несоответственно возрасту, но и выглядит в 5 лет, как 3-летний. Он мал ростом, мало весит, грациозен, миниатюрен, однако слаб и хруп. Он вызывает умиление, желание его защитить. Не отставая в развитии речи и моторики, он своевременно осваивает все навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально живой, но у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций.
Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и крайне несамостоятелен. Его хрупкость, миниатюрность вызывают у родителей тревогу. У ребенка плохой аппетит, и он часто болеет в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он может слегка пошалить, но чаще ведет себя тихо. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. Родители тревожатся, боятся за него, но в этом-то как раз и таится опасность.
Ребенок приходит в садик, и воспитатели инстинктивно начинают оберегать его. То же самое и в школе – учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже в играх ему отводится роль маленького; сверстники защищают его, утешают, и ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Во взрослом возрасте на этой базе формируются типы мужчины-сына, женщины-дочери, опеку над которыми берут на себя супруги.
У таких детей при поступлении в школу в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения: психологически они не готовы воспринимать и выполнять школьные требования. В классе они, как дошкольники, обращают в игру любую школьную ситуацию. Во время урока могут подойти к учительнице и приласкаться, использовать учебные принадлежности как игрушки. На замечания учителя либо не обращают внимания, либо обижаются.
У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности. В таком случае чуть позже, к 6-8 годам, у ребенка дозревают высшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью при физической крепости и нормальном здоровье.
Психически инфантильного по второму варианту ребенка не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в школе догонит их. Физическую же слабость и малый рост компенсирует развитием ловкости. И вновь мы видим – воспитание решает все!
К 10-12 годам дети, как правило, выправляются. Но иногда темп созревания бывает настолько медленным, что, уже, будучи подростками, они рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Стремясь к новым впечатлениям, они нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в авантюрные истории, иногда с трагическим исходом (это еще одна опасность, связанная с инфантильностью!)
Родителям следует опасаться развития третьего варианта психического инфантилизма. Ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания.
Подобное часто бывает у родителей, долго ожидавших своего первенца. Вся семья не может нарадоваться на младенца! Самый интересный детский возраст – от 2-х до 3-х лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем и преуспевают в этом. Неправильное воспитание делает из здорового ребенка незрелого, развитие лобных функций мозга искусственно задерживается.
Ребенку все прощают, стараются облегчить ему жизненный путь. Но ведь за пределами родного дома судьба не будет так бережно к нему относиться!
Каковы признаки инфантилизма, развивающегося по третьему варианту? Физически малыш развит абсолютно нормально, но ведет себя, как ребенок: может перебивать учителя, бесконечно проситься в туалет или домой; дома он стремится только играть, не выполняет домашние обязанности. Он не признает отказа ни в чем, игнорирует состояние родителей. Он капризен, требователен и истеричен, его детскость уже никого не радует.
При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз.
Один из самых ярких типов отношения к ребенку со стороны близких и одна из грубейших педагогических ошибок – это вознесение его на пьедестал.
С малых лет ребенок со среднестатистическими данными привыкает к тому, что он обожаем в любом случае; каждый его успех воспринимается как доказательство его одаренности, превосходства над другими; каждый его проигрыш переживается всей семьей; каждый его соперник считается злейшим врагом – так формируется завышенная самооценка.
Встретившись лицом к лицу с реальностью, ребенок может испытать настоящий шок. И, сохранив привычку жить в теплице, ограждающей его от вселенских невзгод, скорее всего, он и будет стремиться жить в этой теплице или ее имитации.
Советы для родителей инфантильных детей
(Автор — психолог А. Томилова)
1. Ребенок должен знать свои систематические обязанности, а также меры порицания за их невыполнение. Но при этом ему нужно давать наиграться. С дошкольниками и младшими школьниками нужно играть во все, что встречается в их жизни: в «детский сад», в «больницу», в «школу», где они должны выступать в сильной, положительной роли.
2. Инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, так побуждайте его к общению со сверстниками, учите сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты.
3. Даже по отношению к навязчивым инфантильным детям следует избегать «отрицательного внимания» — окриков, высмеивания, угроз наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания (за неимением других) и в дальнейшем стремиться провоцировать их.
4. Для любых детей вредно расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи. Обязанности и запреты, признаваемые всеми членами семьи, дадут возможность ребенку ощутить свою ответственность сначала за малые, а потом и за серьезные решения.
5. Если вы с детства советуетесь с ребенком, обсуждаете с ним важные семейные дела (он может предложить какую-либо деталь, и члены семьи ее примут), то он почувствует свою значимость.
6. Если ребенок окажется не готов к школе к 7-ми годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.
7. Поощряйте стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений. Ребенку надо давать пробовать свои силы. Если он бредит футболом или танцами – дайте ему возможность проявить себя в том, что его так привлекает. Вероятно, он сам позже решит, что его все-таки больше привлекает.
8. Необходимо помнить, что до определенного возраста мнение родителей и авторитетных взрослых является также мнением ребенка. Если мама трагически вскрикивает каждый раз, когда малыш выводит в тетради по письму закорючку чуть длиннее или короче, чем надо, то ребенок будет нервничать гораздо сильнее! Дети склонны многое преувеличивать. Относитесь к неприятным ситуациям проще, и ваш ребенок не получит от вас по наследству повышенную тревожность, ощущение нарушенной безопасности, невезучести, неблагополучия. Не программируйте судьбу вашего ребенка, предоставьте ему возможность самостоятельно ее создать.
По материалам книги Т.Б. Анисимовой «Ваш ребенок идет в школу».
Подготовила педагог-психолог Огиренко Е.В.