Инфофлот или водоход что лучше
Не взлетим, так поплаваем:
все круизы по рекам России
Этим летом нам не избежать круизов по рекам России.
20 круизных компаний, 100 теплоходов от Волги до Енисея — надеемся, эта статья поможет тебе разобраться в однообразии предложений и заплатить не 20 тысяч рублей, а хотя бы 18.
2020, 2021. Крупнейшие круизные операторы взяли вынужденную паузу. Многие люди шарахаются от слова «лайнер», смутно припоминая, что это вроде как рассадник вируса. А ещё границы на замке. И никуда нельзя.
2020, 2021. Идеальное время для российских круизных компаний, чтобы заявить о себе. Хотя… кого мы обманываем? Теплоходы и без лишних рекламных телодвижений и денежных вливаний снова под завязку забьются пенсионерами. Ну и, пожалуй, врачами — не в Грецию же их отправлять.
В это сложно поверить, но в июне по рекам России отправятся более 100 круизных теплоходов. Почти все они — в этой подборке. А ещё 21 круизная компания, тысяча маршрутов и куча странных фотографий.
Как искать круизы?
Найти круиз проще всего через cruclub.ru, dreamlines или mcruises.ru — это авиасэйлз, скайсканнер и момондо в мире круизов. Правда на этих сайтах в продаже круизы только на 30-50 теплоходов.
Также можно искать на сайтах крупных игроков — «Инфофлот», «Водоходъ», «Мостурфлот», — но здесь тоже всё сложно: в продаже собственные круизы и круизы партнёров. Поэтому если ищешь жемчужину или хочешь сэкономить — изучи все предложения. Скорее всего на каждом сайте тебя ждёт скидка 3-10% как новому клиенту или просто хорошему человеку.
Цены могут шокировать, состояние лайнеров вогнать в депрессию, а соотношение «цена-качество» сделать физически больно — тем более, когда есть с чем сравнивать. А ещё тебя ждёт дурацкое расписание на многих маршрутах, сайты из прошлого века… Но других круизов у России для нас пока нет. А на немногие современные варианты даже швейцарцы вынуждены откладывать полгода.
Инфофлот или водоход что лучше
«ВодоходЪ»
Остальные суда единого теперь «ВодоходЪ» весь навигационный период будут развозить иностранцев, преимущественно на популярной у нас и за рубежом трассе Москва – Петербург. Однако, на все «инолайнеры» планируется досаживаться беспокойных, но экономически оправданных «русо туристо». В том числе и на суперлайнер уровня «4*+» «Мстислав Ростропович» (прежнее имя «Михаил Калинин»), который долгое время пребыл в процессе модернизации. Ну, разве что, сообщил директор по внутреннему туризму «Водохода» Александр Смолин, на ряд теплоходов «дозагрузка» россиянами будет проводиться не часто, как правило, в начале и в конце сезона. Как, к примеру, на «Федине» или «Ленине», или на том же «Ростроповиче», фрахтуемом американским оператором.
«Мостурфлот»
Под иностранцами будут ходить также «Андрей Рублев» и «Илья Репин», при этом, отправиться в плавание на них смогут и наши граждане. Также как на «Сурикове» и «Карамзине». А вот «Княжна Виктория» будет доступна россиянам лишь в первой половине мая. Другой весьма комфортабельный лайнер МРП «Сергей Есенин» (проект Q-065) и тоже с зарубежного рынка, пойдет с нашими туристами в 10-суточные «круизы здоровья» в июле, августе и сентябре. Аналогичный систер-шип «Александр Блок» того жепроекта и той же австрийской постройки, после очень долгой стоянки на приколе в Москве, в предстоящем сезоне наконец вырывается на речные просторы. Лайнер должен возить зарубежных путешественников, ну а возьмет ли он на борт еще и россиян – пока остается не ясным.
«Инфофлот»
Третью строчку в негласном рейтинге операторов, обслуживающих внутрироссийский рынок речных туров, уверенно занимает питерская компания «Инфофлот». В межсезонье ее флот снова пополнился некоторыми судами. Прежде всего, это 4-палубные теплоходы «Дмитрий Фурманов» и «Владимир Маяковский». Прежде они ходили на линии Москва – Санкт-Петербург с иностранными туристами, но теперь их намечено использовать на российском рынке. По этим лайнерам проекта 301 компания выступает генеральным агентом по продажам.
Кроме того, «Инфофлот» будет оперировать и другими весьма интересными теплоходами. Включая и новые для него двухпалубники «Башкортостан» и «Салават Юлаев». Но главный флот – трехпалубные суда: «Александр Бенуа», еще не так давно работавший на французском рынке, под который и был в свое время переоборудован, «Н.А. Некрасов», «Космонавт Гагарин», «Карл Маркс», «Анатолий Папанов» и «Юрий Никулин». Причем два последних перешли в полное ведение компании, их владелец ростовская судоходная компания «Вояж» передала теплоходы в долгосрочный, без экипажа, бербоут-чартер.
Поволжье
Крупные речные операторы базируются также и на Волге. Самарский круизный рынок – третий в стране по объемам перевозок пассажиров, всегда славился обилием судовладельцев с фрахтователями и, соответственно, числом предложений от них. (Причем, нередко, в ущерб самому себе. ) Так, самая известная далеко за пределами Самары и области компания «Спутник–Гермес» в этом году, как и «Инфофлот», обслуживает 4-палубный лайнер «Федор Достоевский». Кроме него, она организует волжские круизы на собственном 3-палубном теплоходе «Валерий Чкалов» и модернизированном судне «Хирург Разумовский», находящимся у нее в оперативном управлении.
Далее, в Нижнем Новгороде – волжской столице, работает компания «ГАМА», которая теперьвыступает владельцем и эксплуатантом еще советской, как она тогда называлась, транспортно-пассажирской линии Москва – Астрахань. Причем эту дальнюю трассу, ставшую в полном объеме круизной, и теперь обслуживают, хотя и модернизированные, но прежние трехпалубники «Октябрьская Революция», «Афанасий Никитин» и «Иван Кулибин». Кроме того, «ГАМА» в этом сезоне предлагает походы на 2-палубных теплоходах «Алдан» и «Александр Свешников», а также небольшом колесном судне «Сура» (42 места), построенное в прошлом году. А вот ее 3-палубный «А.С.Попов» вновь отправится в Питер.
Нижняя Волга.В ведении волгоградской туркомпании с незамысловатым названием «Круиз» находится теплоход проекта 588 «Александр Невский». Из Волгограда предстоящим летом он пойдет в многодневные плавания до Астрахани, Саратова, Самары, Камышина, Казани, Елабуги, Ростов-на-Дона, Нижнего Новгорода.
Москва
Компания «РечТурФлот», специализирующаяся на круизах эконом-класса, вновь заметно выделяется по численности флота: она фрахтует 6 судов. Их состав остался неизменен с прошлого года: двухпалубники проекта 305 «Эрмитаж», «Александр Свирский» и «Рихард Зорге», 3-палубные суда «Г.В. Плеханова» и « Рылеев» (проекты 588), которые продолжат ходить до Беломорска, небольшой «Мамин-Сибиряк» (пр. 646), рассчитанный на перевозку не более 60 туристов, отправится уже непосредственно к Соловецкому архипелагу.
Санкт-Петербург
Круизный флот
Впрочем, как заявил глава Московского речного пароходства Константин Анисимов, переизбытка круизных объемов в предстоящую навигацию вряд ли стоит ожидать. Теплоходов, представленных на российском рынке, по разным причинам становится все меньше. К примеру, не так давно сгорели «Сергей Абрамов» и «Анна Ахматова». Потом, речной регистр теперь более придирчиво относится к допуску пассажирских судов на водные линии. Да и район плавания некоторых из них старается ограничить – их не выпустят, к примеру, в большие озера и водохранилища. А некоторые теплоходы в предстоящую навигацию, стараниями властей, вряд ли вообще покинут порты зимовки. Да и с российского рынка отдельные суда выводятся на рынок зарубежный. К примеру, теплоход «Илья Репин» того же «Мостурфлота», еще год назад обслуживавший россиян, теперь вновь переориентирован на иностранцев. В то же время, новые речные лайнеры в нашей стране не появляются, поскольку, не секрет, уже более 20 лет не строятся и не приобретаются.
Без иностранцев и шведского стола. Как проходят речные круизы в России в 2020 году и почему этот рынок растет в пандемию
Рынок речных круизов в России наверстывает упущенное из-за пандемии. Впрочем, несмотря на рост интереса к путешествиям по рекам нашей страны, рассчитывать даже на прошлогодние показатели не приходится. И тем не менее речники находят, чем привлечь не только новых, но и бывалых пассажиров — запускаются новые маршруты, а в этом году в рейс отправился первый за 60 лет российский теплоход. О том, как индустрия переживает «ковидные времена», — в материале Forbes Life
Теплоходы ждут иностранцев
Первых пассажиров после зимы российские теплоходы в этом году должны были принять в конце апреля — начале мая, но из-за введенных к тому моменту ограничений все суда остались на якорях. Навигация началась лишь в последних числах июня.
«Можно сказать, что нам еще повезло: требования, которые судовладельцам предъявил Роспотребнадзор, достаточно щадящие, в основном они касаются питания — никакого шведского стола, питание в две смены. Это легко выполнить, хотя были предложения, чтобы прием пищи был только в каютах, никаких экскурсий, а дистанция между пассажирам на палубе — не менее полутора метров. С такими условиями проще было в рейсы вообще не выходить», — сказал Forbes Life Андрей Михайловский, гендиректор круизного центра «Инфофлот», одного из крупнейших круизных туроператоров России.
У российских речников хоть и прогорела почти половина сезона, но по сравнению с морскими круизами они в выигрыше, соглашается с коллегой Федор Егоров, глава российского представительства круизной компании Dreamlines. Ведь у морских операторов навигация толком так и не началась. «Если брать популярные у российских клиентов компании — Costa Cruises, MSC Cruises, Royal Caribbean, — то только первые две начали навигацию, да и то с ограничениями: короткие круизы вдоль берегов Италии и только для местных. У Royal Caribbean же пока действует приостановка круизов до конца октября», — сказал Егоров.
Из-за отсутствия иностранцев россияне, сами того не зная, серьезно выиграли: их стали пересаживать на более комфортные суда
И хотя закрытые границы привели к росту интереса к внутреннему туризму вообще, и к речным круизам в частности (Михайловский оценивает только августовский прирост продаж в 30%), но на показатели 2019 года рассчитывать не приходится. В прошлом году, по данным «Инфофлота», в круизы по рекам России отправились около 400 000 пассажиров (годовой рост в среднем 13%), из которых 150 000 — это иностранные туристы. В этом году иностранные пассажиры на теплоходы не попали, и часть судов так и осталась на якоре. К примеру, у трех крупнейших судоходных компаний России, входящих в «Речной альянс», — «Водоходъ», «Мостурфлот» и «Созвездие» (все вместе оперируют флотом в 46 теплоходов) — в рейсы в этом сезоне не вышли 17 лайнеров.
Но, по словам Михайловского, из-за отсутствия иностранцев россияне, сами того не зная, серьезно выиграли: операторы начали пересаживать их на суда, которые изначально были зарезервированы под иностранцев. «Они лучше по комфорту, в итоге за те же деньги пассажиры получили более высокий сервис», — говорит эксперт. Это привело к росту возвратных туристов. «В этом году из-за закрытия границ вырос процент новичков. И мы наблюдаем такую картину: они сходили в круиз, вернулись и уже бронируют круизы на следующий год», — заверяет представитель «Инфофлота». Но все равно, чтобы вернуться на объемы 2019 года, потребуется один-два сезона точно, считает Федор Егоров.
Цены на круизы растут
Одна из причин, по которой россияне отказываются от речных круизов, — цены на путешествие. Туристы возмущаются, что стоимость круизов по рекам России бывает дороже, чем аналогичные по времени путешествия на 15-20-палубных морских круизных лайнерах где-нибудь в Средиземном море или Персидском заливе. Эксперты говорят, что высокой стоимости речных круизов (причем не только в России) есть объяснение.
Морские лайнеры приносят прибыль компаниям круглый год: в зависимости от погодных условий они могут оперативно перебазировать суда между различными регионами плавания. С теплоходами так не получится: с начала ноября до конца апреля в России нет навигации, теплоходы вмерзают в лед и приносят своим владельцам только затраты — на зарплату команде, на ремонт, на реновацию.
Комфорт 40-50-летних теплоходов уже не удовлетворяет клиентов, и компаниям приходится серьезно вкладываться в реновацию кают и общественных пространств. На теплоходах появляются бассейны, новые рестораны и бары. А переделка кают не ограничивается лишь заменой кроватей — это капитальный ремонт, в ходе которого, как правило, расширяют душевую зону, меняют мебель, устанавливают новую технику. По словам представителя круизной компании «Созвездие» (владеет шестью теплоходами) Валерии Соковой, реновация одной каюты категории «стандарт» обходится в среднем от 500 000 до 700 000 рублей, «люкса» — около 1 млн рублей.
«На речных круизах надо быть готовым к созерцанию природы за чашечкой кофе как главному развлечению»
«Основные проблемы в продаже речных круизов — это качество продукта, — говорит Федор Егоров из Dreamlines. — Для тех, кто привык к уровню морских лайнеров или даже турецких отелей, будет сложно перестроиться. На речных круизах надо быть готовым к созерцанию природы за чашечкой кофе как главному развлечению. К сожалению, казино, бродвейских шоу и качественных концертов там нет». Но это компенсируется интересными и частыми стоянками и красотой природы — за этим и надо идти в речной круиз.
Сейчас самый дешевый вариант речного круиза начинается от 12 800 рублей — столько стоит трехдневное путешествие в конце сентября 2020 года по маршруту Москва — Дубна — Москва на теплоходе «Лунная соната» (компания «Созвездие») за одного человека. Четырехдневный круиз Москва — Тверь — Углич — Мышкин — Москва на теплоходе «Александр Бенуа» («Созвездие») в июне 2021 года стоит 29 290 рублей. Такой же круиз на теплоходе «Михаил Булгаков» компании «Мостурфлот» в мае 2021 года стоит 20 700 рублей. 19-дневное путешествие из Москвы до Астрахани и обратно на теплоходе «Георгий Жуков» компании «Водоходъ» в июне 2021 года сейчас можно забронировать за 105 500 рублей.
Круиз из Москвы в Казань и обратно (16 дней) на лайнере «Лев Толстой» («Водоходъ») в июне 2021 года обойдется в 126 000 рублей с человека. Более короткий круиз из Москвы в Казань и обратно (10 дней) в августе 2021 года на лайнере «И.А.Крылов» («Мостурфлот») стоит 43 800 рублей. В стоимость речных круизов, помимо самого путешествия по маршруту, включено трехразовое питание и безалкогольные напитки, некоторые береговые экскурсии, а также вся развлекательная программа на борту.
Речной сезон в России длится до начала ноября, затем теплоходы отправляются к месту зимовки, где остаются до конца апреля. «Пока можно сказать, что мы достаточно ровно пережили это время: случаев банкротства на нашем рынке не было», — заверяет Андрей Михайловский.
Бронирование круизов на следующий год идет на уровне предыдущего, говорят участники рынка. При этом цены, по словам пресс-секретаря «Мостурфлота» Александра Филимонова, повысились в среднем на 5%.
Лайнер за 3 млрд
В этом году, несмотря на пандемию и ограничения, на речном круизном рынке произошло большое событие — первых пассажиров принял новый теплоход «Мустай Карим». Это первое подобное круизное судно, построенное на российской верфи за последние 60 лет. В нем есть 160 больших кают, рестораны, бары, «винная библиотека», спорткомплекс с сауной и хамамом. «У нас, к сожалению, устоялся стереотип, что речной рынок застыл где-то в 1980-х, и единственное, что появилось нового с того времени, — это телевизоры и холодильники в каютах. На самом деле это давно не так», — сказал Андрей Михайловский из «Инфофлота». Федор Егоров из Dreamline уверен, что появление нового лайнера на реках нашей страны «увеличит спрос на все речные круизы».
«Мустай Карим» построен на нижегородском заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) по проекту PV300 для круизной компании «Водоходъ». Это крупнейший российский судовладелец и туроператор на российском рынке речных круизов. По данным компании, ее флот состоит из 26 теплоходов. По итогам 2019 года перевезено порядка 110 000 человек. Как рассказали Forbes Life в «Водоходе», строительство «Мустая Карима» обошлось в 3 млрд 227 млн рублей. Компания владеет судном на основании договора лизинга. На покрытие лизинговых платежей этого года «Водоходъ» получил господдержку в размере 247 млн рублей.
Заместитель генерального директора по развитию компании «Водоходъ» Илья Суховольский заверяет, что теплоход «привлек большое внимание туристов» — загрузка первых рейсов достигла 70%. При этом отдых на «Мустае Кариме» значительно дороже, чем на других теплоходах. К примеру, цена на одного человека в круизе Москва — Углич — Москва на «Лунной сонате» 1988 года постройки («Созвездие») начинается от 17 990 рублей, на «Мустае Кариме» цена на такой же круиз стартует от 27 300 рублей.
Из Москвы до Санкт-Петербурга и обратно (14 дней) на «Мустае Кариме» в июне 2021 года можно сходить за 126 800 рублей с человека. Круиз по аналогичному маршруту, правда, на три дня короче, на теплоходе «Михаил Булгаков» 1979 года постройки компании «Мостурфлот» в мае 2021 года стоит 53 800 рублей. «Теплоход новый, он выше классом, пока это эксклюзивный продукт на рынке, и он не может сравняться по цене с обычными судами, постройки 70-80-х годов прошлого века», — объясняет разницу в ценах Федор Егоров из Dreamlines.
В ожидании «брата»
Новый «Мустай Карим» не долго будет одинок: уже в следующем году у него появится «брат-близнец» по имени «Петр Великий». Теплоход строится на заводе «Лотос» под Астраханью по тому же проекту PV300. Оператором станет компания «Мостурфлот». Как рассказал Forbes Life пресс-секретарь круизной компании Александр Филимонов, готовность «Петра» в настоящий момент составляет около 50%. «Это будет первый российский полноценный теплоход, который сможет не только выходить в море, но и идти по нему вдали от берега. Планируются круизы на 10-12 дней по всем прикаспийским государствам», — рассказал Филимонов.
«Главная задача оператора круиза — вытащить человека из своей каюты: чтобы он покупал алкоголь, ел, пил и развлекался»
Будет ли «Водоходъ» заказывать второй подобный лайнер, покажет время. По словам представителя компании Ильи Суховольского, оператор проанализирует опыт эксплуатации «Мустая Карима», если он окажется положительным, компания «рассмотрит вопрос продолжения строительства новых теплоходов такого типа». Еще один момент, который повлияет на новый заказ, — господдержка. «На сегодняшний день строительство таких судов без мер господдержки, практически невозможно», — говорит Суховольский.
При этом в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) говорят, что готовы внести коррективы в проект PV300. Дело в том, что у лайнеров этого типа отсутствует прогулочная палуба, и пассажиры «Мустая Карима» восприняли такую конструктивную особенность неоднозначно. В недавнем интервью ТАСС глава ОСК Алексей Рахманов сказал, что суда можно будет сделать не на 300, а на 200 пассажиров. Это повысит комфортность. Кроме этого, может появиться прогулочная палуба, «ведь главная задача оператора круиза — вытащить человека из своей каюты: чтобы он покупал алкоголь, ел, пил и развлекался». «Может быть, мы когда-нибудь договоримся даже о снятии запрета на азартные игры», — строит планы Рахманов.
Всего же, по словам директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Бориса Кабакова, сейчас на российских верфях строится 20 пассажирских судов. В ближайшее время их число вырастет почти вдвое. «Мы должны построить 39 судов различного тоннажа», — заявил Кабаков на Морской коллегии при Правительстве РФ в августе.
По Байкалу и Енисею
Новые теплоходы и каюты — не единственное, что готовят круизные компании своим клиентам. Активно разрабатываются и новые маршруты: в этом году, например, операторы обкатали два уникальных экспедиционных круиза, которые начнут активно предлагать в сезоне-2021.
Один из них — круговые круизы по Байкалу, которые запустила компания «Созвездие». Первый рейс намечался на июнь, но из-за пандемии перенесен на 2021 год. Второй запланированный рейс состоялся в срок — 9 сентября. Путешествие проходит на самом большом байкальском теплоходе «Империя». Уникальность маршрута в том, что за неделю туристы смогут увидеть весь Байкал, пройдя его с юга на север и обратно. Обычно на такие путешествия уходит не меньше двух недель, что существенно дороже и не всегда удобно по времени. Оператор обещает, что в следующем году предложит клиентам уже четыре таких рейса.
«Водоходъ» в этом году предложил экспедиционный круиз по Енисею на теплоходе «Максим Горький» от Красноярска до Дудинки. Лайнер недавно прошел реновацию, в результате чего на его борту теперь всего 52 каюты, появился большой ресторанно-развлекательный комплекс, а на верхней палубе — зона спа c тренажерным залом. «Этот маршрут мы прорабатывали два года и запустили этим летом, — говорит Илья Суховольский из «Водохода». — Подобной экспедиции по Енисею вы точно нигде не встретите».
Уйти в заплыв: гид по речным круизам
Кто есть кто на рынке речных путешествий по России
В этой статье эксперты помогут туристам и турагентам сориентироваться в том, какие компании работают на рынке речных круизов в России, чем различаются их флоты, а также расскажут о предлагаемых маршрутах.
Куда поплывем? Лучшие маршруты
Наиболее популярный маршрут – это, разумеется, Москва – Санкт-Петербург и обратно. На север речные лайнеры ходят до Соловецких островов, на юг – до Астрахани и Ростова-на-Дону, на восток – до Перми и Уфы. Продолжительность круизов в самые отдаленные порты может составлять 2-3 недели. Есть более короткие – например, до Казани с заходом в Болгары и на остров Свияжск, до Нижнего Новгорода, Ярославля, Плёса. Пользуются спросом также маршруты выходного дня – из Москвы в Углич, Тверь, Мышкин.
Круизы по всем этим направлениям широко представлены у участников «Речного альянса» – «Водохода», «Мостурфлота» и «Инфофлота». При этом компании стараются чем-то выделяться на фоне конкурентов, у каждой есть и уникальные предложения. Так, «Мостурфлот» анонсировал в этом году два маршрута с заходами в Великий Новгород на корабле «Сергей Есенин». «Это знаковое для речников событие. Ведь уже несколько лет на рынке не было теплоходов, способных благодаря своим техническим характеристикам ходить и по озерам, и по небольшим рекам, таким как Волхов», – поясняет Светлана Гончарова, замгендиректора «Мостурфлота» по туризму. Кроме того, у компании всю летнюю навигацию – 2019 курсирует круизное судно по Оке – обычно по этой мелководной реке делают рейсы нечасто. «Инфофлот» помимо Европейской части России работает в Сибири – предлагает маршруты по Байкалу и Енисею. А фишка «Водохода» – тематические круизы, на которые собирается публика по интересам. «Театральный», «12 стульев», «Школа долголетия», «Большая рыбалка», «Фотокруиз», «Русские в космосе» – вот лишь некоторые программы сезона-2019.
Если у участников «Речного альянса» основу флота составляют четырехпалубные лайнеры, то у нижегородской компании «Гамма» – трех- и двухпалубные. Это дает свои преимущества – расширение сети маршрутов по большим рекам малыми, где крупные суда ходить не могут. «В стоимость круизов не включены экскурсии, кроме того, предлагаются разные варианты питания, что делает продукт «Гаммы» очень привлекательным по цене», – добавляет руководитель туроператора «Круизный Дом» Константин Пучков.
Свои среди чужих
Примерно 50 % круизов у «Водохода» и «Мостурфлота» продается иностранным туристам – из Европы, Северной и Южной Америки, Азии и даже Австралии. Есть компании, ориентированные преимущественно на путешественников из-за границы, например, «Ортодокс».
Совершить плавание по родным рекам в окружении интернациональной публики могут и россияне, если, конечно, места на теплоходе не выкуплены полностью зарубежными гостями. Плюс в том, что под интуристов, как правило, задействуют наиболее комфортабельные теплоходы. Кроме того, некоторые соотечественники, особенно не испытывающие языкового барьера, предпочитают путешествия именно в компании иностранцев. Но нужно учитывать нюансы. Выбор маршрутов на порядок беднее. Обычно это линия Москва – Санкт-Петербург, причем в обеих столицах предусматриваются двух-трехдневные стоянки, а вот заходов в малые города по пути следования почти нет. Развлечения на борту ориентированы на возрастную публику, ведь преобладающая часть иностранных туристов – пожилые пары без детей. Скорее всего, молодежи в таких поездках будет скучно.
Новые старые корабли
Основа флота даже у самых крупных речных компаний – круизные теплоходы, строившиеся еще для СССР на верфях Германии, Австрии, Венгрии более 30 лет назад. Есть суда и 50–60-летнего возраста. Означает ли это, что и инфраструктура на бортах под стать прошлой эпохе? Отнюдь. На сегодня большинство кораблей уже прошло глубокую реновацию – кают без удобств, с общими туалетами и душами уже практически не осталось, поясняют эксперты.
На некоторых теплоходах проводится полное переоборудование палуб по единому проекту. Так, у «Мостурфлота» перестроены все помещения для гостей на лайнере «Княжна Виктория» – каюты теперь имеют площадь от 14 до 26 кв. м, почти все – с балконами, новая мебель и интерьеры, ресторан с современной шведской линией. На «Михаиле Булгакове» еще в 2010 году оборудована верхняя палуба класса люкс. У «Водохода» полностью модернизирован корабль «Мстислав Ростропович», самым современным требованиям отвечают «Санкт-Петербург» и «Александр Пушкин». Уровень комфорта на подобных судах соответствует размещению в отелях 4-5*, под стать и сервис.
«Реновированные теплоходы используются в первую очередь на маршрутах для иностранцев, нашим же туристам места доступны далеко не всегда», – обозначает проблему Елена Караманова, директор по PR и маркетингу туроператора «Виа Марис». Ее компания помимо морских круизов продает и речные по России. Однако именно благодаря долгосрочным контрактам с иностранными партнерами появляются средства на обновление флота, ведь государство в этом вопросе пока речникам не помогает, парируют представители круизных компаний. Так, у «Мостурфлота» сейчас строится теплоход класса «река-море» «Пётр Великий», у «Водохода» по сходному проекту PV300 – корабль «Мустай Карим». Два небольших судна в постройке и у нижегородской «Гаммы».
Возможно, с пополнением флотов новыми лайнерами речные круизы по России на самых современных кораблях станут более доступны и нашей путешествующей публике, не теряют надежды наблюдатели.