Информатика что это за предмет в школе

Если у вас ребёнок: об информатике

После нашей статьи об уроках информатики мы увидели много вопросов в соцсетях на эту тему. Чтобы ответить на вопросы, мы призвали школьного учителя.

Зачем нужна информатика в школе

Главная задача учителя информатики — дать знания о мире компьютеров и алгоритмов. Там проходят устройство компьютера, как устроены сети и как работают программы. Ещё изучают алгоритмическое мышление — то есть как последовательно решать проблемы, как работают системы, как найти эффективный способ организовать работу. Сюда входят основы логики, алгоритмики и программирования.

Программирование нужно не столько чтобы ребёнок мог профессионально писать код, сколько для отработки логического мышления. Программирование в школе — это скорее простые алгоритмические задачи и головоломки, чем создание коммерческих приложений. Справедливости ради, не всякий разработчик в профессиональной жизни решает такие же интересные задачи, какие школьники решают на уроках.

Объём знаний по информатике в школе — большой или маленький?

Если посмотреть на все знания по предмету, которые получает ребёнок, то большой. Другое дело — зачем эти знания нужны и как их применять, но это полностью зависит от учителя.

Знания сами по себе бесполезны, если не уметь ими пользоваться. Поэтому, если в школе не учат сразу пускать их в ход, они так и остаются бесполезным грузом. И тут всё действительно зависит от учителя и школы, а не от государственного стандарта.

Хороший урок информатики чаще всего проходит так: половину времени дети изучают теорию, а затем садятся за компьютеры и пробуют реализовать это на практике.

Мой ребёнок — гуманитарий, ему не нужны все эти технологические штуки

Информатика — такой же предмет, как биология или математика. Даже гуманитарии должны уметь набирать текст на компьютере и настраивать почтовый ящик. А поиск и обработка информации вообще нужны всем. Поэтому на базовом уровне информатика полезна всем.

Разработка приложений, создание игр и другие сложные вещи действительно нужны не всем, но их на обычной информатике почти не проходят.

Детям это неинтересно, они в этом разбираются лучше взрослых

В каких-то вещах — да: современные дети лучше понимают видеостриминг, социальные сети и создание контента с помощью смартфонов. Современный школьник и без помощи информатики может сделать себе поддельную страницу во «Вконтакте», обойти родительскую защиту компьютера и сбросить пароль от роутера, если родители заблокировали дома интернет. Но информатика намного глубже, чем всё это.

Посади такого ребёнка перед табличкой в экселе и попроси прикинуть семейный бюджет для поездки на море — и лучшее, что он сможет сделать, это забить в поисковике «Как вести бюджет в экселе». На второй-третьей статье станет понятно, что всё это как-то сложно.

Информатика знакомит детей с возможностями компьютера и пониманием всего, что можно на нём делать. Важно, чтобы ребёнок сам мог дойти до понимания того, как именно можно использовать компьютер в каждой ситуации, когда он нужен.

Программирование не нужно, не все хотят быть программистами

Это можно сказать про каждый предмет: не все хотят быть историками или биологами, но это не значит, что эти предметы не нужно изучать в школе.

Программирование учит думать, тренирует абстрактное мышление и заставляет искать творческие подходы к непонятным задачам. Без него можно обойтись, но люди с сильными навыками информатики чувствуют себя увереннее и в институте, и на работе, и в предпринимательстве.

Источник

Информатика как учебный предмет в школе

Информатика как учебный предмет была введена во все типы средних школ бывшего СССР с 1 сентября 1985 года. Новая учебная дисциплина получила название «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). В историческом аспекте в становлении отечественного школьного курса информатики выделяется ряд этапов, связанных со сменой парадигм преподавания курса и, соответственно, изменениями в методической системе обучения информатике.

Первый этап(середина 50-х годов XX века – 1985 год) – возникло два направления обучения кибернетике и информатике в средней школе: прикладное и общеобразовательное.

Прикладное направление – производственное обучение в старших классах, основанное на изучении программирования и устройства ЭВМ (А.П. Ершов, В.М. Монахов, С.И. Шварцбурд). Общеобразовательное направление – факультативный курс «Основы кибернетики» для 9-10 классов (В.С. Леднев, А.А. Кузнецов) – было связано с изучением информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, автоматической обработкой информации.

Второй этап (1985 г. – конец 1980-х гг.) характеризуется включением в учебные планы школ обязательного курса для 9-10 классов «Основы информатики и вычислительной техники». В 1986 году было издано первое учебное пособие по информатике, разработанное авторским коллективом под руководством А.П. Ершова, В.М. Монахова.

Обучение информатике проходило под лозунгом, выдвинутым академиком А.П. Ершовым: «Программирование – вторая грамотность». Соответственно, основными понятиями курса были «алгоритм», «исполнитель», «программа», «компьютер».

Первоначально в большинстве школ информатика преподавалась по безмашинному варианту, поскольку лишь немногие учебные заведения могли обеспечить своим ученикам доступ к ЭВМ, в основном, используя материально-техническую базу предприятий, ВУЗов, НИИ.

К концу 80-х в школы начала массово поставляться отечественная компьютерная техника: БК, ДВК, УКНЦ, Корвет, Вектор, а также компьютеры японского производства Ямаха. Разнородность вычислительной техники не позволяла разработать единое программно-методическое обеспечение курса информатики. С 1986 года в педагогических институтах началась подготовка учителей информатики.

Третий этап(конец 80-х – начало 90-х гг.) – возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ.

Школам рекомендованы три учебника, разработанные разными авторскими коллективами.

1. Учебник А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедева, Р.А. Свореня – близкий по идеологии к учебнику А.П. Ершова. Центральное понятие курса – алгоритмы, а основное содержание учебной деятельности – составление и анализ алгоритмов.

2. Учебник «Основы информатики и вычислительной техники» (А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий, М.В. Сапир, В.Ф. Шолохович) направлен на получение учащимися представления о технологической цепочке решения задач на ЭВМ. В курсе широко используются межпредметные связи, демонстрируется роль информатики как универсального инструментария для решения задач из различных предметных областей.

3. Учебник ОИВТ, разработанный авторским коллективом под руководством В.А. Каймина, нацелен на решение триединой задачи: формирование компьютерной грамотности, логического мышления и информационной культуры учащихся. Под компьютерной грамотностью подразумевается умение читать и писать, считать и рисовать, а также искать информацию, применяя для этого ЭВМ.

Госкомитет СССР по народному образованию закрепил официальные позиции этих трех курсов как альтернативных и равноправных. Учитель имел право выбрать любой из трех учебников по своему усмотрению.

Четвертый этапв истории информатики в школе (начало 90-х гг.) связан с возникшими противоречиями: между официально провозглашенным и реальным содержанием школьного курса информатики; между формирующейся общественной потребностью в информационной грамотности выпускников школы и реальными возможностями школы; между различными возможностями образовательных учреждений в обеспечении компьютерной техникой.

Отдельные школы стали оснащаться современными компьютерами зарубежного производства, вследствие чего возникло смещение акцента в преподавании курса информатики с обучения программированию на изучение технологий. При этом произошла постепенная подмена общеобразовательного содержания курса информатики его прикладным аспектом, что породило тенденцию его интеграции с математикой или включения в образовательную область «Технология».

Формулируется новая цель: «Компьютерная грамотность – каждому школьнику». Существующие учебники А.П. Ершова, В.А. Каймина и др. уже не отвечают возросшим потребностям учителей информатики. Практически нет и регламентирующих содержание обучения документов и методических пособий. Преподаватели экспериментируют с содержанием обучения и разрабатывают авторские учебные программы. В результате после окончания школы учащиеся имели различный уровень подготовки по информатике.

Пятый этап (90-е гг.) этап истории школьной информатики начинается с 1993 года. Был принят новый базисный учебный план для школ Российской Федерации, согласно которому преподавание информатики было рекомендовано с 7-го класса, предмет сменил свое название с «ОИВТ» на «Информатика». С этого же времени усиливаются региональные различия в организации преподавания школьной информатики. В большинстве школ российских регионов информатика продолжала изучаться только в старших классах.

В 1995 году решением Коллегии Министерства образования РФ принят новый подход к определению целей и задач обучения информатике в школе. Дальнейшее развитие школьного курса информатики связано с явной тенденцией усиления внимания к общеобразовательным функциям этого курса, его потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников, иными словами, с переходом от прикладных задач формирования компьютерной грамотности к полноценному общеобразовательному учебному предмету.

Информатика что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика что это за предмет в школе. Картинка про Информатика что это за предмет в школе. Фото Информатика что это за предмет в школе

Министерством образования был определён обязательный минимум содержания образования по информатике, включающий содержательные линии: «Информация и информационные процессы», «Представление информации», «Компьютер», «Алгоритмы и исполнители», «Формализация и моделирование», «Информационные технологии».

Шестой этап(с 2000г. по 2009 г.) характеризуется осмыслением накопленного опыта и возвращением к общеобразовательным принципам курса информатики, сформулированным еще в 60-е годы. В содержание курса включают основы всего комплекса областей научного знания, связанных с изучением информации, информационных процессов вообще, а не только с ее автоматической обработкой. К таким областям относятся: документалистика, кибернетика, теория информации, социальная информатика и другие.

Основная проблема методики преподавания школьной информатики в течение последнего десятилетия – несогласованность содержания и нормативных сроков изучения информатики не только по стране, но и у разных учителей одной школы.

В 2000 году опубликована концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе. В 2002 году разработан проект федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике, утверждена новая трехуровневая структура изучения курса. Изучение информатики рекомендовано начинать со второго класса.

В 2004 году утверждён федеральный компонент стандарта по информатике и ИКТ, новый Базисный учебный план. Предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ».

В соответствии со стандартом вводится трехуровневое обучение информатике: начальная ступень (II-IV классы); основная ступень: вводный и базовый курсы (V-VI, VII-IX классы); профильный курс (X-XI классы).

Такая структура обучения соответствует психологическим и физиологическим особенностям учащихся соответствующего возраста, реальной структуре школьного курса информатики, особенностям методики обучения информатике в разных возрастных группах,

Начальная ступень обучения информатике является этапом развития алгоритмического мышления детей, формирования основ информационной культуры.

Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении и желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей.

Основная цель базового курса – формирование у школьников знаний, соответствующих минимуму содержания по предмету.

В профильном курсе старшей школы формируются углубленные знания соответственно профилю обучения: гуманитарному, физико-математическому, технологическому, естественнонаучному, социально-экономическому.

Преемственность курса информатики в начальных, средних и старших классах обеспечивается тем, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. Таким образом, курс должен реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Лекция 1. Предмет информатики в школе

Содержание лекционного занятия:

1. Информатика как наука и как учебный предмет

2. История введения предмета информатика в отечественной школе.

3. Роль и место информатизации процесса обучения в школе.

4. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой и другими предметами

5. Взаимосвязи основных компонентов курса информатики и вычислительной техники

3. Информатика как наука и как учебный предмет

Технической основой современной информатики яв­ляется микроэлектроника, новые полупроводниковые ма­териалы, тонкопленочные технологии и нанотехнологии, линии и системы компьютерной связи.

Кибернетика и информатика имеют много общего, основанного на концепции управления. Кибернетика ис­следует общие законы движения информации в произ­вольных системах, в частности, в тех аспектах, которые от­носятся к процессам управления. Информатика исследует общие закономерности движения информации в природе и в социальных системах. Если кибернетические принципы не зависят от частных реальных систем, то принципы ин­форматики всегда находятся в тесной связи с функциони­рованием реальных систем.

В англоязычных странах термину «Информатика» со­ответствуют термины «Computer Science» (наука о компью­терах) и «Information Science» (наука об информации).

Структура предметной области информатики вклю­чает в себя 4 раздела:

Школьная информатика обслуживает соответствую­щие проблемы преподавания информатики в школе. Она является ветвью информатики, занимающейся исследова­нием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения приме­нения компьютеров в учебном процессе, а также исполь­зованием в обучении современных информационно-коммуникационных технологий.

В структуре школьной информатики выделяют 4 раз­дела:

1) Программное или математическое обеспечение, ко­торое включает в себя программистские средства для про­ектирования и сопровождения информационной, обу­чающей и управляющей систем средней школы.

2) Техническое обеспечение, которое включает в себя определение параметров оборудования типовых школь­ных кабинетов вычислительной техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств сопровождения учебно-воспитательного процесса.

3) Учебно-методическое обеспечение включает в себя вопросы разработки учебных программ, методических по­собий, учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам, использующим информа­ционно-коммуникационные технологии.

4) Организационное обеспечение рассматривает вопро­сы внедрения новых информационно-коммуникационных технологий учебного процесса, подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки пре­подавательских кадров в современных условиях информа­тизации образования.

2. История введения предмета информатика в отечественной школе

1. На первом этапе в начале 1950 годов отдельные группы энтузиастов в НИИ и вузовских вычислительных центрах вели поисковые работы по обучению школьников началам программирования. Эти группы начали возникать в разных местах. Будущий академик А.П. Ершов руководил такой группой в конце 1950 годов в новосибирском Ака­демгородке и впервые внедрил в практику версию школь­ной информатики. В начале 1960 годов стали открываться школы с математической специализацией, и для них были созданы первые официальные учебные программы по курсу программирования, ориентированных на учащихся средних школ. В этих специализированных школах преду­сматривалась профессиональная подготовка вычислите-лей-програм-мистов на базе общего среднего образова­ния. Развитие сети таких школ привело к появлению спе­циальных учебных пособий по системам программирова­ния, а в журнале «Математика в школе» стали публико­ваться материалы по обучению школьников программи­рованию.

В середине 1960 годов в физико-математической школе при Саратовском государственном университете был развернут компьютерный класс на базе ЭВМ Урал 1 и Урал 2, а затем БЭСМ 4. Позднее в этой школе была уста­новлена ЭВМ ЕС 1020. Школьники изучали программиро­вание на языках Алгол 60 и Ассемблер (см. ИНФО, 1993, № 2, С.9).

В 1961 г. В.С. Леднев предпринял экспериментальное преподавание специально разработанного им курса для средней школы по общим основам кибернетики. Результа­том этой работы стало официальное включение в середи­не 1970 годов курса «Основы кибернетики» (объём 140 часов) в число факультативных курсов для общеобразова­тельной средней школы. Значительная часть его содержа­ния была посвящена информатике.

В начале 1970 годов начала развиваться система межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК), в некоторых из которых стали возникать специали­зации по профессиональной подготовке учащихся старших классов в области применения вычислительной техники. С 1971 года такую подготовку в экспериментальном порядке начали в УПК Первомайского района г. Москвы на базе вы­числительного центра Центрального НИИ комплексной ав­томатизации под методическим руководством С.И. Шварцбурда. Постепенно этот опыт стал распространяться по стране в тех местах, где были предприятия-шефы, кото­рые обладали новейшими ЭВМ. В таких УПК стали успешно готовить школьников по специальностям: оператор ЭВМ, оператор устройств подготовки данных для ЭВМ, электро­механик по ремонту и обслуживанию внешних устройств ЭВМ, регулировщик электронной аппаратуры, програм­мист-лаборант, оператор вычислительных работ. С появ­лением многотерминальных комплексов на базе малых ЭВМ, диалоговых вычислительных комплексов и персо­нальных компьютеров в этих УПК произошло существен­ное изменение как содержания подготовки школьников по компьютерным специальностям, так и их перечня. В нача­ле 1990 годов с развалом СССР УПК фактически исчезли как форма образовательной деятельности средней школы и сейчас работу продолжают лишь некоторые уцелевшие из них, где готовят, в основном, пользователей персональ­ного компьютера и компьютерных дизайнеров.

Широкое распространение ЭВМ в конце 1960 годов привело к всё более возрастающему воздействию их на все стороны жизни людей. Ученые-педагоги и методисты ещё в то время обратили внимание на большое общеоб­разовательное влияние ЭВМ и программирования, как но­вой области человеческой деятельности, на содержание обучения в школе. Они указывали, что в основе програм­мирования лежит понятие алгоритмизации, рассматри­ваемое как процесс разработки и описания алгоритма средствами заданного языка. Любая человеческая дея­тельность, процессы управления в различных системах сводятся к реализации определенных алгоритмов. Пред­ставления учащихся об алгоритмах, алгоритмических про­цессах и способах их описания неявно формируются при изучении многих школьных дисциплин и особенно мате­матики. Но с появлением ЭВМ эти алгоритмические пред­ставления, умения и навыки стали получать самостоятель­ное значение, и постепенно были определены как новый элемент общей культуры современного человека. По этой причине они были включены в содержание общего школьного образования и получили название алгоритми­ческой культуры учащихся.

Основными компонентами алгоритмической культу­ры являются:

• понятие алгоритма и его свойств;

• понятие языка описания алгоритма;

• уровень формализации описания;

• принцип дискретности (пошаговости) описания;

• принципы построения алгоритмов: блочности, ветв­ления, цикличности;

• выполнение (обоснование) алгоритма;

Формирование алгоритмической культуры предпола­галось осуществлять средствами различных школьных предметов, однако, в середине 1970 годов только в учеб­ник по алгебре для 8 класса был включен раздел «Алго­ритмы и элементы программирования», который потом был исключен. Тем не менее, идея глубокого влияния про­граммирования и алгоритмизации на содержание и про­цесс обучения дала толчок развитию школьной дидактики в этом направлении перед началом эры компьютериза­ции.

В конце 1970 годов появились массовые и дешёвые программируемые микрокалькуляторы. После экспери­ментальной проверки решением Минпроса СССР они были введены в школьный учебный процесс. Быстро появились методические разработки, которые позволили обеспечить массовое обучение школьников программированию на микрокалькуляторах. Однако появление персональных компьютеров отодвинуло микрокалькуляторы в сторону.
Широкое распространение с конца 1970 годов микропро-
цессоров, малых ЭВМ, диалоговых многотерминальных
комплексов, а затем и персональных ЭВМ, которые начали
появляться и в школах, породило новую волну интереса к
проблеме внедрения программирования и ЭВМ в школу.
Лидировала в этом деле «сибирская группа школьной ин-
форматики» при отделе информатики ВЦ Сибирского от-
деления АН СССР под руководством академика А.П. Ершо-
ва. В начале 1980 годов Г.А. Звенигородским была создана
интегрированная система программирования

3. Третий этап начался с поступлением в школы IBM совместимых персональных компьютеров и компьютерных классов производства киевского завода «Электронмаш», а также зарубежных. В середине 1990 годов в ряд школ Рос­сии поставлялись также компьютерные классы, укомплек­тованные ПЭВМ «Макинтош» фирмы Apple.

Источник

Володя, где мой компьютер? Проблемы школьной информатики в России

Моя статья ни коем образом не претендует на «научную точность». Я постараюсь с рядом некоторых допущений наиболее подробно и объективно рассмотреть проблему, описанную в данной статье. Прошу не торопиться кидаться в меня камнями, а попробовать помочь в раскрытии каких-то заголовков, опубликовав информацию в комментариях. Полагаю, она может послужить кому-нибудь пользой.

Рассматриваемые проблемы и вопросы

Что такое информатика и откуда она появилась в школах?

Содержание учебника и четыре года «каши»

А последний Word потянет?

Средний возраст среди учителей информатики и их образование

Школьники-самоучки или как сдать ЕГЭ по информатике не посещая уроков

Может лучше сдавать физику?

План самостоятельного изучения информатики

Что такое информатика и откуда она появилась в школах?

В советских школах информатика появилась в 1985 году, одновременно с учебником советского ученого Андрея Петровича Ершова «Основы информатики и вычислительной техники». Можно долго разглагольствовать о том, что такое информатика, выбирая лучшее определение из википедии и прочих ресурсов. Под информатикой будем понимать предметную область, направленную на освоение разного рода «манипуляций» с информацией. О целях появления информатики в школах тоже долго говорить не стоит. С началом компьютеризации Советы нуждались в поколении «компьютерщиков», ныне известными как «юзеры».

Информатика что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика что это за предмет в школе. Картинка про Информатика что это за предмет в школе. Фото Информатика что это за предмет в школе

Содержание современного учебника и реальность

Рассмотрим содержание того самого учебника А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники» и сравним его с содержанием небезызвестного учебника И. Г. Семакина «Информатика».

Перед началом сравнения хотелось бы отметить, что существуют и другие учебники (Е. А. Еремина и К. Ю. Полякова, о котором чуть позже будет сказано несколько слов). Тем не менее, популярность первого учебника либо превалирует, либо равна популярности второго. Второй же учебник, как отмечает автор портала в своей статье, не смотря на крайне хорошего автора Константина Полякова, рассматривает темы за пределами ЕГЭ. Вы в праве ознакомиться с содержанием учебника Полякова и сделать свое сравнение с содержанием учебника Семакина.

А пока вернемся к сравнению. Содержание описано в главах/разделах.

А. П. Ершов (I и II части)

И. Г. Семакин (учебник 7-11 классы)

Алгоритмы. Алгоритмический язык

[7кл.] Человек и информация ^^

Построение алгоритмов для решения задач

[7кл.] Компьютер: устройство и программное обеспечение

[7кл.] Текстовая информация и компьютер

Знакомство с программированием

[7кл.] Графическая информация и компьютер

Роль ЭВМ в современном обществе. Перспективы развития вычислительной техники

[7кл.] Мультимедиа и компьютерные презентации

[8кл.] Передача информации в компьютерных сетях

[8кл.] Информационное моделирование ***

[8кл.] Хранение и обработка информации в базах данных

[8кл.] Табличные вычисления на компьютере

[9кл.] Управление и алгоритмы

[9кл.] Введение в программирование

[9кл.] Информационные технологии в обществе

[10кл.] Информационные процессы в системах

[10кл.] Информационные модели ***

[10кл.] Программно-технические системы реализации информационных процессов

[10кл.] Технология использования и разработки информационных систем

[10кл.] Технологии информационного моделирования

[11кл.] Информационные системы и базы данных

[11кл.] Информационное моделирование ***

На первый взгляд, если сравнивать по признаку количества разделов, то может показаться, что современные учебники по информатике сильно превосходят первый учебник, состоящий из двухсот страниц. Однако если мы посмотрим на правый столбец, то можем заметить справа от некоторых разделов интересные маркеры. Этими маркерами я обозначил повторяемость темы на протяжении курса Информатики с 7 по 11 класс.

Действительно, иногда полезно в течение курса повторять некоторые темы, которые могут вызывать затруднения у школьника. Но можно ли сказать, что целесообразно растягивать столь небольшой курс на 4 года (в некоторых школах и вовсе с 5 или 6 класса)? Я считаю, что нет. Постараюсь обосновать свой ответ.

Незаинтересованность учеников

«Современные дети хотят видеть результат, – уверен Паволоцкий. – 20 лет назад было достаточно рассказать, что можно вычитать числа, не зная операции «вычитание», пользуясь только сложением. Теперь же нужно показать на практике, почему именно так всё работает. Можно сделать какой-то совместный проект с учениками. Например, создать навык для голосового помощника Алисы. Это просто и наглядно»

С возникшей и стремительно-развивающейся популярностью программирования и IT-технологий некоторое множество школьников самостоятельно приступает к изучению современных технологий того же программирования, моделирования.

Информатика что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика что это за предмет в школе. Картинка про Информатика что это за предмет в школе. Фото Информатика что это за предмет в школе

А последний Word потянет?

Проскакивает следующая мысль, что в домашних условиях не только наиболее комфортно, но также и наиболее эффективно можно изучать ту же информатику. Конечно, это далеко не всегда так. По сей день остаются малообеспеченные семьи, которые не имеют возможности приобрести ПК для своего чада. Однако от подобной проблемы не должны страдать школы. Школьные классы и созданы были для того, чтобы изучать преподаваемую дисциплину со всеми условиями, а на данный момент техническое оснащение школ, не относящихся к той же Москве, оставляет желать лучшего. Так как мы стараемся более или менее объективно рассмотреть все проблемы, давайте ознакомимся с данными об оснащенности школьников компьютерами. Процитирована следующая статья.

«. По данным на начало 2019 г. в среднем по России на 1000 школьников приходится 141 персональных компьютеров (ПК). В отдельных регионах число ПК на 1000 обучающихся превышает 200 единиц. К таким регионам относятся: Калужская область (200 ед.), Тульская область (201 ед.), г. Москва (234 ед.), Республика Татарстан (243 ед.), Тюменская область (271 ед.) и Камчатский край (295 ед.). При этом ряд регионов России не выходит на уровень 100 компьютеров на 1000 обучающихся. В Центральном федеральном округе к таким регионам относится только Орловская область (98 ед.). Большинство регионов с низким уровнем оснащенности компьютерной техникой находятся в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах. Из Южного федерального округа – это Республика Адыгея (85 ед.), республика Крым (74 ед.) и Астраханская область (98 ед.). В Северо-Кавказском федеральном округе – это Республика Дагестан (96 ед.), Республика Ингушетия (41 ед.), Кабардино-Балкарская Республика (86 ед.), Чеченская республика (42 ед.) и Ставропольский край (78 ед.). »

Из приведенной сводки видно, что некоторые регионы явным образом страдают малым количеством компьютеров. Это ещё речь не зашла о капиталовложениях в оборудование. По данным с сайта кабинета министров, за тот же 2019 год на развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры общеобразовательных организаций было выделено из федерального бюджета 3 млрд. рублей, которые распределились между 13 субъектами РФ, определённых в соответствии с их участием в качестве пилотных регионов, осуществляющих внедрение целевой модели цифровой образовательной среды. Какие именно это субъекты, не уточняется.

«. Принятие проекта распоряжения позволит обеспечить к концу 2019 года развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры не менее чем в 1,7 тыс. общеобразовательных организациях в части модернизации существующих структурированных кабельных систем и локальных вычислительных сетей внутри указанных объектов, а также в части решения технологических вопросов обеспечения комплексной безопасности, а именно систем видеонаблюдения, контроля доступа и источников бесперебойного питания. »

Более информации об обновлении оборудования посредством выделения Н-ых сумм денег я не нашел. Хотя, чего стоило ожидать, когда малообеспеченным семьям выдают оборудование для дистанционных занятий на время, а это самое оборудование собирают с чуть более обеспеченных граждан? Для уроков информатики минимальные условия имеются, хоть зачастую приходится и потесниться с товарищем около одной клавиатуры и монитора. Зато воспитаем в детях способность к работе в команде! Более печальная ситуация (проблема оснащения классов) наблюдается с химией и физикой. Пока что мечты о препарировании лягушек снисходят на нет.

Средний возраст среди учителей информатики и их образование

Проведя весь вечер в размышлениях над источником проблемы некачественного преподавания информатики, я решил сослаться на возраст. Но в своей сути не возраст является источником проблем. Конечно, мы не можем с абсолютной уверенностью утверждать, что если учитель моложе, то информатику он будет преподавать лучше. Также мы и не можем утверждать обратного. Однако сейчас мы постараемся разобраться и, возможно, грубо прикинуть, насколько актуальны знания современных учителей.

Признаюсь честно, опираясь на собственный опыт, я ожидал найти данные о том, что средний возраст порядка 60-ти лет (при этом я не шучу и желаю кого-либо оскорбить; я говорю это к тому, что молодые люди уже не имеют желания идти и работать учителем), но результаты меня впечатлили. Хотя, честно, данных имею недостаточно. Но постараемся оперировать тем, что имеем из открытых источников.

Сложно найти конкретно по учителям информатики. Зато есть информация о среднем возрасте среди всех учителей. На 2021 год, по заявлению министра просвещения Сергея Кравцова, средний возраст школьного учителя в РФ составляет 45-47 лет. Информация взята с портала Рамблер.

«. Средний возраст учителя в российских школах составляет 45-47 лет. Это нормально, нас это радует», — выразил мнение министерства Кравцов. »

Также удалось найти данные на 2019-2020 гг., хоть и относящиеся к небольшой выборке, но которые свидетельствуют о среднем возрасте конкретно среди учителей информатики в образовательных учреждениях Петровского городского округа. Да, выборка крайне мала, состоящая из 24 учителей, но является полезной для рассмотрения конкретно Петровского городского округа. Данные взяты с сайта Петровского отдела образования из следующего документа.

«. Среди учителей информатики 79% преподавателей в возрасте от 20 до 49 лет и 24% предпенсионного и пенсионного возраста. Уменьшилось количество педагогов в возрасте до 25 лет. Средний возраст данной категории учителей составляет 39 лет. Средний возраст учителей информатики стабилен. »

Ничего не остается, кроме как грубо положить, что средний возраст учителя информатики в РФ равен 39 годам. Смотрим в пользу молодости, так сказать. В пределах некоторой окрестности (

2-4 года) разница должна быть несущественной. Хорошо, это отличный показатель, как я считаю. Но перед тем, как что-то говорить о потенциальной компетентности учителей, узнаем, согласно каким критериям устраиваются на работу учителя информатики. Обратимся к статье Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения.

Дело также в том, что в современных реалиях учителю не представляется возможным изучать современные технологии, поскольку нагрузка на школьного учителя падает неимоверная. Это относится к учителям разных предметных областей и виноваты в этом не они. Учителя в рассмотренных проблемах преподавания не виноваты.

На деле же мы получаем, что потенциальный учитель может также и не иметь образования, связанного с информатикой и ИКТ. Курсы сверхбыстрой переподготовки никогда не смогут полноценно восполнить знания учителя из сторонней области. Другой вопрос, если преподавать хочет специалист, но мало кто готов пожертвовать себя, чтобы нести знание в молодые массы.

Отсюда вопрос «А как обучить предмету детей?». Никак. У учителя нет возможностей не то, чтобы следовать за последними технологиями, но даже преподавать фундаментальные вещи. Хотя бы из-за нехватки времени. В наше время учитель скорее офисный планктон, работающий под гнетом бюрократии и заполняющий очередной журнал.

Информатика что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика что это за предмет в школе. Картинка про Информатика что это за предмет в школе. Фото Информатика что это за предмет в школе

Не думаю, что на этот раз следует приводить данные по размеру заработной платы учителя, поскольку ситуация всем и без того известна. Чтобы организовать образовательный процесс и вовлечь детей, нужно вовлечь и самих учителей, которые сами готовы обучаться и отдавать свои силы и знания ученикам.

Школьники-самоучки или как сдать ЕГЭ по информатике не посещая уроков

Не один уже год ведутся споры по поводу того, как школа готовит детей к ЕГЭ. Вопрос очень интересный и экзотический. Не смотря на весь тот большой объем знаний, что нам предлагает Семакин в виде своих учебников, ситуация такова, что невозможно хорошо сдать ЕГЭ, даже если ты решаешь все примеры, данные в учебнике по информатике. Давайте в этом убедимся. Сделать это действительно просто, ведь достаточно сравнить сканы заданий из учебника по информатике за 11 класс и задания на ЕГЭ за 2021 год.

С натяжкой, но разбор мы начнем со второй части. Если бы статья была написана ещё год назад, то я добавил бы несколько слов про 23 номер (решение систем логических уравнений) из открытого варианта ЕГЭ по информатике 2021 года.

Информатика что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика что это за предмет в школе. Картинка про Информатика что это за предмет в школе. Фото Информатика что это за предмет в школе

Идея задания достаточно простая, если обучаться не по школьному учебнику. Ведь учебник, к сожалению, к такому роду заданий мало готовит. Стоит отметить, что сложность заданий остается из года в год приблизительно одной и той же. Но об этом сложно судить, поскольку структура стандартного варианта ЕГЭ по информатике в 2021 году была переписана. И теперь, в отличие от предыдущих лет, школьники не вынуждены программировать на листочках, а имеют возможность это сделать на предоставленном ПК. Это, как мне кажется, достаточно серьезный шаг, который несомненно присваивает плюс в пользу ЕГЭ по информатике. Кстати, посмотрим на практикумы из учебника за 11 класс.

Информатика что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика что это за предмет в школе. Картинка про Информатика что это за предмет в школе. Фото Информатика что это за предмет в школе

Информатика что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика что это за предмет в школе. Картинка про Информатика что это за предмет в школе. Фото Информатика что это за предмет в школе

Хочу сразу в этом же разделе и подытожить тему с изучением информатики по школьной программе. На данный момент это крайне нецелесообразно. Не понятно, зачем одни и те же разделы растягивать на курс с 7 по 11 класс. Не понятно, зачем вовсе нужен столь длинный курс информатики и зачем детей изнурять темами, которые даже целостно не раскрываются (мои слова вы можете проверить, найдя учебник в электронном виде). Я уже не говорю про субъективный опыт. Мы сейчас рассмотрели программу в явном виде, открыли учебник и сделали выводы. А ведь встречаются и частные истории про ежегодное изучение Paint, Word и Excel. Иногда и Access преподают. И если тот же Word, Excel и Access можно ещё обозначить как то, что пригодится, то в остальных случаях складывается впечатление, что изучают не информатику, а бухгалтерское дело, заготавливая новую партию офисных работников на низкооплачиваемых должностях. Но это все эмоции и, к сожалению, далеко не конец. Переходим к следующему разделу.

А может лучше сдавать физику?

Нельзя игнорировать перспективу информатики как экзамена на ЕГЭ. Сейчас, когда IT-технологии быстро и верно завлекают подрастающие поколения, очень популярными стали направления, связанные с информатикой, что хорошо видно, если посмотреть ТОП 10 популярных направлений подготовки в ВУЗ`ах. Рейтинг составлен порталом Табитуриент.

Информатика что это за предмет в школе. Смотреть фото Информатика что это за предмет в школе. Смотреть картинку Информатика что это за предмет в школе. Картинка про Информатика что это за предмет в школе. Фото Информатика что это за предмет в школе

Действительно, показатели очень даже неплохие, с учетом того, что в рейтинге программ обучения представлены не только технические и физико-математические профили.

Давайте рассмотрим иные показатели. Меня интересует перспектива поступления с информатикой «среднего абитуриента», который по трём предметам набрал средние баллы. При этом мы рассматриваем не отдельную страту, объединяющую школьников Z-региона, а всю совокупность, школьников всех регионов. Ниже представлены нужные нам показатели за 2020 год, взятые с ресурса 4ege.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *