Информационная асимметрия что это
Что такое асимметрия информации в экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Асимметрия информации – это ситуация, при которой одни участники рынка располагают информацией, а другим заинтересованным лицам она недоступна.
Сущность асимметрии информации
Асимметричная информация представляет собой неравномерное распределение данных о товарах между сторонами сделки, когда при заключении договоров, когда одна сторона располагает важной информацией о предмете договора, а другая ее не имеет.
При проведении анализа рынка с высокой конкуренцией, как правило, создается некоторая абстрактная модель, имеющая все присущие ей условности. Предполагается, что в рамках такого рынка информация симметрично распределена, т.е. все участники имеют одинаковый доступ к ней. Полностью отсутствует неопределенность, что позволяет применять средства и ресурсы самым эффективным способом.
Однако, в реальной жизни не существует совершенной конкуренции, в результате чего появляется неопределенность, т.е. асимметричность информации.
Есть различные точки зрения по вопросам неопределенности. По мнению сторонников неоклассической школы, неопределенность мешать экономическим агентам действовать рационально, а также создает препятствия на пути эффективного использования ресурсного потенциала. Существует и другая точка зрения, по которой рыночная возможность состоит в умении использовать информационные ресурсы, многим первоначально недоступные. Приверженцем такой точки зрения был Ф. А. Хайек, утверждающий, что выгода проявляется тогда, когда информация с самого начала доступна не каждому, а предприниматель, обладающий информацией, имеет возможность извлекать из этого прибыль только до тех пор, пока другие рыночные агенты не получат полный доступ к данным.
Представители неоклассической школы считали, что асимметричность информации – это одна из причин несостоятельности рынка.
Готовые работы на аналогичную тему
Асимметрия информации становится причиной возникновения интерналий, которые представляют собой выгоды или издержки, не оговоренные в момент заключения договора и получаемые его участниками. Примерами интерналий могут служить следующие: безнаказанное нарушение условий договора одной из сторон, приобретение покупателем некачественного товара, получение работодателем выгоды от работника, повысившего свою квалификацию за счет самообразования.
Причины появления информационной асимметрии
Проблема информационной асимметрии – это важнейшая предпосылка функционирования общественного сектора, однако, для это следует определить причины данной асимметрии, возникающие на различных рынках, а также способы воздействия на данные рынки.
Важная причина уменьшения интенсивности конкуренции и установления монопольной власти заключается в неполноте и асимметричности информации о предмете сделки, об особенностях проведения сделки, ее вероятных последствиях. Это может быть вызвано следующим:
Неполнота информации – это обязательное условие экономической жизни, она влияет на условия и особенности работы рынков, становится причиной дополнительных трансакционных издержек. Асимметрия информации приводит к резкому падению уровня общественного благосостояния.
Проблемы, возникающие на финансовых рынках по причине асимметрии информации:
Значение асимметричной информации
Значение асимметрии информации в экономике проще продемонстрировать на примерах.
Рынок здравоохранения. На данном рынке приобретение услуг врача является платой за профессиональные знания. Информационная асимметрия в данном случае означает наличие разной информации у врача и пациента. Врач с целью получения выгоды может назначить пациенту более дорогие препараты. В таком случае возникает механизм, при котором рынок приспосабливается к информационному неравенству. Появляются такие понятия, как предпринимательская и профессиональная этика, постепенно внедряемые в рыночные отношения. Асимметрия информации может стать причиной отрицательного влияния конкуренции лечебных учреждений на качество медицинских услуг.
На рынке труда асимметрия информации чаще проявляется на стадии приема сотрудников на работу. На данном этапе работодатель не обладает информацией о реальном качестве приобретаемого товара. Но доступны другие характеристики, как образование, пол, возраст, опыт работы, рассматриваемые в качестве сигнальной информации о работнике.
Рынок кредита. При использовании кредитной карточки, человек занимает деньги без дополнительного обеспечения. Многие кредитные карты позволяют начислять на расчетный счет по несколько тысяч рублей. Банки, осуществляющие выпуск таких карт, получают доход за счет начисления процентных платежей. Однако, банки не могут с точностью определить будет заемщик добросовестным или же нет. Очевидно, что должник это знает лучше. Таким образом, возникает проблема асимметрии информации. На практике же банки при предоставлении кредита используют базу данных кредитных историй, которая позволяет выявить «низкокачественных» и «высококачественных» заемщиков.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что асимметричная информация характерна для большинства ситуаций в экономической жизни.
Содержание:
Современные достижения в развитии информационно-коммуникационных технологий приводят к формированию глобальной информационной среды для экономической деятельности. В настоящее время информация считается одним из основных ресурсов для развития общества.
В зависимости от вида человеческой деятельности информация подразделяется на научно-техническую, производственную, административную, экономическую, социальную, юридическую и т.д. Каждый вид информации имеет свою технологию обработки, семантическую нагрузку, значение, формы представления и отражения на физических носителях, требования к полноте, точности, надежности, своевременности.
Асимметрия информации в микроэкономике
Более двух столетий предположения о полноте и правильности информации участников рынка легли в основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассики. Это предположение было основано на А. Понятие Смита о том, что конкурентные рынки, управляемые «невидимой рукой», приводят к эффективным результатам. Однако в XX веке становилось все более очевидным, что допущения, сделанные в XIX и XX веках об информационной полноте участников рынка, не соответствуют действительности.
Последствия риска безответственности при разовой сделке Отрицательный механизм отбора и его последствия.
Суть информационной асимметрии
При анализе конкурентного рынка обычно создается абстрактная модель со всеми сопутствующими конвенциями. Предполагается, что в таком случае рыночная информация распределяется симметрично, т.е. все участники имеют к ней равный доступ. Нет никакой неопределенности, поэтому средства и ресурсы можно использовать наиболее эффективным образом.
Однако в реальной жизни не существует идеальной конкуренции, что приводит к неопределенности, т.е. асимметричной информации.
Существуют различные взгляды на неопределенность. По мнению последователей неоклассической школы, неопределенность мешает экономическим агентам действовать рационально, а также создает препятствия для эффективного использования ресурсного потенциала. Существует и другая точка зрения, согласно которой рыночная возможность заключается в возможности использования информационных ресурсов, которые изначально недоступны для многих. Сторонником этой точки зрения был Ф.А. Хайек, который утверждал, что выгода возникает тогда, когда информация не доступна каждому с самого начала, и предприниматель, владеющий информацией, может извлечь из нее выгоду только до тех пор, пока другие участники рынка не получат полный доступ к данным.
Представители неоклассической школы считали, что информационная асимметрия является одной из причин провала рынка.
Информационная асимметрия становится причиной внутренних противоречий, т.е. выгод или расходов, которые не были согласованы во время заключения контракта и которые получают участники. Примерами асимметрии могут служить безнаказанное нарушение договора одной из сторон, покупка клиентом некачественных товаров, получение работодателем прибыли работника, повысившего свою квалификацию с помощью самообразования.
Важность асимметричной информации
Важность асимметричной информации в экономике легче продемонстрировать на примерах.
Рынок здравоохранения. На этом рынке покупка медицинских услуг является платой за профессиональные знания. Информационная асимметрия в этом случае означает, что врач и пациент получают различную информацию. Врач может прописать пациенту более дорогие лекарства, чтобы получить выгоду. В этом случае возникает механизм, при котором рынок приспосабливается к информационному неравенству. Такие понятия, как деловая и профессиональная этика, постепенно вступают в рыночные отношения. Информационная асимметрия может привести к негативному влиянию конкуренции между медицинскими учреждениями на качество медицинских услуг.
На рынке труда информационная асимметрия все чаще проявляется на этапе приема на работу сотрудников. На данном этапе работодатель не располагает информацией о фактическом качестве приобретенного товара. Но существуют и другие характеристики, такие как образование, пол, возраст, опыт работы, которые считаются сигнальной информацией о сотруднике.
Кредитный рынок. При использовании кредитной карты человек занимает деньги без дополнительного залога. С помощью многих кредитных карт вы можете пополнить свой текущий счет на несколько тысяч рублей. Банки, выпускающие такие карты, получают доход от начисления процентных платежей. Однако банки не могут точно определить, является ли заемщик добросовестным или нет. Очевидно, что заемщик знает лучше. Это порождает проблему информационной асимметрии. На практике банки используют базу данных кредитных историй для выявления «некачественных» и «качественных» заемщиков.
Можно сделать вывод, что асимметричная информация характерна для большинства ситуаций в экономической жизни.
Причины информационной асимметрии
Проблема информационной асимметрии является важнейшим условием функционирования государственного сектора, однако необходимо выявить причины этой асимметрии, возникающие на разных рынках, и пути ее влияния.
Важной причиной снижения интенсивности конкуренции и появления монополии является неполнота и асимметрия информации о предмете сделки, об особенностях сделки и ее возможных последствиях. Это может быть вызвано следующими причинами:
Приобретение информации связано с затратами ресурсов, поэтому любой рациональный хозяйствующий субъект не будет платить за данные, если предельные затраты на их приобретение превышают предельный доход от их использования;
Информация не всегда достоверна. Поскольку экономическая среда постоянно меняется, информация может устаревать;
Экономические агенты не имеют возможности в полной мере оценить всю имеющуюся информацию;
Не все экономические агенты обладают достаточными знаниями и навыками для оценки поступающей информации.
Незавершенность информации является необходимым условием экономической жизни, влияет на условия и специфику функционирования рынка, становится причиной дополнительных транзакционных издержек. Асимметрия информации приводит к резкому снижению уровня общественного благосостояния.
Проблемы, возникающие на финансовых рынках из-за информационной асимметрии:
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
«Я не знаю, чего я не знаю, но они знают», или Что такое асимметрия информации
Александра Иваницкая
Вся наша жизнь — это обработка и операции с информацией. Мы используем все данные, которые можем получить, чтобы принять то или иное решение, особенно когда дело касается контрактов и договоренностей, будь то покупка в магазине или переход на новую работу. Но в такие моменты мы сталкиваемся с ситуацией, когда одна из сторон договора знает немного (или много) больше, чем вторая. Рассказываем, как такая асимметрия информации влияет на нашу жизнь.
Что такое асимметрия информации?
Асимметрией информации называют неравномерное распределение знаний между различными участниками договора. Термин этот пришел из микроэкономической теории и в основном касается отношений, где задействованы деньги и другие экономические ресурсы.
Например, когда человек приходит покупать новую технику и ищет что подешевле, продавец может предложить ему товар, бывший в употреблении или вообще купленный с рук. Если продавец недобросовестный, то он даже не упомянет об этом, в то время как покупатель, заинтересованный в собственной выгоде, может и не задуматься о том, почему новый телефон стоит так дешево, для него главными факторами покупки станут цена и обаяние продавца. В тот момент, когда один из участников заключающегося договора не до конца честен со второй стороной, возникает асимметрия информации.
Виды асимметрии информации
Всего их два, и определяются они последствиями этой асимметрии:
Скрытые свойства
Это, например, дефекты, о которых не знает вторая сторона контракта. Например, когда вы устанавливаете приложение и узнаете, что в нем большая часть функций может быть разблокирована только при покупке дорогой подписки, а до тех пор, пока вы ее не оплатите, вам будет показываться реклама каждые 10 минут.
Моральные риски
Это действия, которые выполнила или не выполнила одна из сторон договора. Например, вы наняли на работу сотрудника, с которым условились о выполнении ряда задач к определенному сроку. В результате из стороннего источника вы понимаете, что сотрудник не работал сам, а плагиатил чужую работу, чуть-чуть переставляя местами слова или перевешивая бантики, что привело к моральным и имиджевым рискам для вашей компании.
Асимметрия информации не всегда является синонимом мошенничества или злого умысла. Она может быть и следствием легкомысленного поведения или просто распространения ненадежной информации, которая меняет расстановку сил на рынке. Даже оставленный под каким-нибудь товаром или услугой отзыв может сдвинуть чашу весов в пользу продавца или покупателя. Одним из способов преодоления асимметрии является фактчекинг — внимательная и вдумчивая проверка предоставляемой вам информации.
Асимметрия информации в экономике
Что такое асимметрия информации в экономике
Асимметрия информации в экономике — это неравномерное распределение информации между сторонами контракта. В ситуации асимметричного распределения информации одна из сторон знает больше, чем другая, о предмете контракта, условиях его заключения или поведении в процессе его исполнения.
Работодатель менее осведомлен о профессиональных качествах работника, чем сам сотрудник.
Кредитор хуже осведомлен о финансовом положении заемщика, чем сам кредитополучатель.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Покупатель не знает о скрытых свойствах товара, в отличие от продавца. Заказчик хуже осведомлен о качестве исполнения работ, чем исполнитель.
Продавец меньше разбирается в предпочтениях клиентов, чем сами покупатели.
Английский термин «assymmetrical information» в русскоязычной литературе иногда называют несовершенной или неполной информацией, что не совсем корректно. Стороны могут и не обладать всей нужной информацией, но при этом находиться в равных условиях неопределенности, когда каждая из сторон знает ровно столько же, сколько и другая.
Теорию информационной асимметрии разработали американские ученые Дж.Акерлоф, Майкл Спенс, Джозеф Стиглиц в рамках информационной экономики на основе анализа рынков и управления финансами корпораций. Согласно этой теории, асимметричная осведомленность экономических агентов наблюдается в различных сферах, присутствует между хозяйствующими субъектами, домохозяйствами, органами госвласти.
Само разделение функций собственности и управления на современном экономическом рынке провоцирует возникновение асимметрии. Менеджеры компании более информированы, чем потенциальные инвесторы и рядовые сотрудники, топ-менеджеры обладают большим объемом сведений, чем менеджеры среднего звена, акционеры и текущие вкладчики судят о процессах и целях организации исходя из собственных интересов.
И любой агент организационных отношений вполне способен сознательно, ради собственной выгоды либо в пользу компании или предприятия скрывать определенные данные, манипулировать отчетностью, завышать размеры прибыли, применять различные способы для увеличения собственных доходов или личного продвижения вверх по карьерной лестнице.
Причины появления информационной асимметрии
Ученые пришли к выводу, что в мире не существуют рынков с совершенной конкуренцией. Однако асимметричность информации может стать причиной снижения конкуренции и приобретения монопольной власти на рынках. Причины появления несовершенной, асимметричной информации у экономических агентов различны.
Проблема асимметрии информации на рынке труда
Асимметрия информации проявляется на рынке труда в различных ситуациях.
Экономические и социальные последствия информационной асимметрии на рынке труда заключаются в следующем:
Эффект асимметрии информации на рынке
Любому участнику рынка доступен лишь ограниченный массив исходных материалов. Неполнота информации считается неизбежным условием экономической жизни. Более всего на рыночную активность оказывает влияние асимметричная информация: создает реальные возможности злоупотребления одним из участников сделки неинформированностью контрагента.
Джордж Акерлов в работе «Рынок лимонов» в 1970 построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на подобном рынке средняя цена даже товаров и услуг с идеальным качеством имеет тенденцию к снижению. Следовательно, асимметричность информации может привести к снижению общественного благосостояния.
Нечестные продавцы получают возможность пойти на обман покупателей, предложив взамен менее качественный, но зато более дешевый в изготовлении продукт. В результате покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать приобретений или соглашаться покупать лишь за меньшую стоимость.
Но в реальной жизни не так много видов рынков, где блага более низкого качества действительно вытесняют высококачественные. Помогает этому трехсторонняя активная деятельность:
Для поддержки производителей и продавцов именно высококачественных изделий и сервисов государство использует конкретные рычаги давления:
Действия независимых организаций в защиту потребителей стали более эффективными с появлением интернета. Всемирная сеть облегчила процесс обмена информацией между рядовыми покупателями, позволила узнавать характеристики товара либо его репутацию непосредственно «из первых рук».
Производители высококачественных товаров и услуг ведут целенаправленную политику. Чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой нишу на рынке, производители качественных благ в ответ на действия недобросовестных конкурентов заводят торговые марки, как признаки стабильного качества, и сертификацию собственной продукции.
Главное меню
телефон в шапке
site-name
Изображение в левую колонку
Популярные рубрики
Контакты
При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна
Реквизиты
Экономическая сущность асимметрии информации и ее влияние на функционирование рынка
Вы здесь
В основных фундаментальных микроэкономических исследованиях поведение агентов рынка анализируется исходя из предположения о том, что они обладают полной информацией, необходимой для принятия ими решений. Пример полной и симметричной информации – рынок совершенной конкуренции, где определяемые через взаимодействие спроса и предложения рыночные цены дают агентам рынка исчерпывающую информацию об имеющихся альтернативах, что и позволяет принимать оптимальные решения. В действительности же условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Напротив, общим правилом является недостаток и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений.
Другая проблема – неравномерное распределение имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьезные деформации в поведении продавцов и покупателей. В этой связи возникает необходимость анализа влияния неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка.
Несмотря на длительную историю изучения проблем функционирования рынков и достигнутые успехи, многие проблемы, связанные с возникновением искажений, порожденных асимметрией и неполнотой информации, все еще не решены.
Несовершенства рынка. Асимметрия информации
Значимость информации для принятия решений не нуждается в каком-то особом обосновании. Достаточным доказательством является то, что предположение о полноте информации принималось в качестве обязательного при анализе всех основных микроэкономических моделей рынка.
Между тем, информационное обеспечение – весьма сложная проблема. Во-первых, по большей части представляет сложность доступ к информации. По крайней мере, получение практически любой информации связано с затратами. Так что стремление к ее получению предполагает соизмерение затрат, связанных с получением информации, и дополнительных выгод от ее получения.
Надежность информации, учитывая ее изменчивость и устаревание, – еще одна существенная проблема.
Кроме того, даже поступающая информация не может быть полностью усвоена, и какая-то ее часть будет неизбежно отсечена.
Наконец, существуют и когнитивные ограничения в восприятии информации, в ее правильном понимании и оценке, что связано с особенностями человеческого мышления.
Все отмеченное дает достаточно оснований для вывода о неполноте информации как объективно существующей данности.
Неполнота информации – одна из непосредственных причин рыночной неопределенности.
Рыночная неопределенность есть условие принятия экономических решений. Содержательная сторона рыночной неопределенности заключается в том, что экономические субъекты вынуждены принимать решения в условиях, изменение которых трудно предугадать, а вероятность нельзя оценить. Поскольку неполнота информации существует всегда, то рыночная неопределенность в принципе неустранима. Ее можно уменьшить, но отнюдь не исключить.
Наличие рыночной неопределенности имеет несколько последствий. Во-первых, она препятствует принятию оптимальных решений. Во-вторых, она порождает дополнительные трансакционные издержки. В-третьих, из-за рыночной неопределенности экономические субъекты оказываются в неравных условиях при принятии решений. В-четвертых, она влияет на характер поведения фирм: чем выше рыночная неопределенность, тем больше фирм к кооперативным стратегиям поведения.
Фирмы могут наблюдать лишь цены, а рыночный спрос и выпуск продукции конкурентами им неизвестны. Снижение цены может быть воспринято фирмой как следствие увеличения выпуска продукции конкурентами, хотя на самом деле оно было вызвано сокращением спроса. Принятием оптимальных решений в условиях неопределенности занимается молодая активно развивающаяся наука – риск-менеджмент.
Порождающая рыночную неопределенность неполнота информации – лишь часть проблемы, с которой сталкиваются участники рыночных операций. Другая часть этой проблемы заключается в том, что доступная информация неравномерно распределена среди участников рыночной сделки. Продавец более осведомлен о продукте, чем покупатель. Но покупатель знает, какую максимальную цену он готов заплатить за благо, а продавцу это неведомо. Продавец знает, по какой минимальной цене он готов продать продукт, а это неизвестно покупателю. Разная степень осведомленности агентов рынка называется асимметрией информации.
Таким образом, асимметрия информации есть неравномерное распределение между участниками рынка информации об условиях осуществления рыночной сделки и намерениях друг друга.
Асимметрия информации является внутренне присущим рынку признаком. Вопрос лишь в степени асимметрии информации, так как от этого будет зависеть ее воздействие на функционирование рынка в целом. Влияние асимметрии информации на рынок многогранно. Она модифицирует поведение потребителей и стратегию фирм, сказывается на конкуренции и на эффективности функционирования рынка.
Есть два типа асимметрии информации: скрытые характеристики (одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая) и скрытые действия (располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, не наблюдаемые менее информированным участником).
Следует учесть еще два обстоятельства.
Первое из них состоит в том, что скрытые характеристики являются следствием свойств самого объекта рыночной сделки, то есть благ. Качество одних благ может быть выявлено до потребления, то есть в момент покупки (например карандаш, пиджак или обувь). Качество других выявляется только в процессе потребления, то есть после покупки. Это товары, которые могут обладать скрытыми дефектами, обнаруживаемыми лишь в процессе эксплуатации (например, бытовая техника). Но существуют и блага третьего типа, качество которых невозможно выявить даже в процессе потребления. Это, например, лекарственные препараты и косметические средства – степень соответствия их действительных свойств заявленным продавцом очень трудно установить. Совершенно очевидно, что два последних типа благ сами по себе порождают асимметрию информации. То же можно сказать и об участниках рыночной сделки, в рамках которой намерения противостоящей стороны всегда являются скрытыми характеристиками.
Второе обстоятельство заключается в том, что наличие асимметрии информации создает возможность для злоупотребления ею, то есть для недобросовестного поведения. Если продавец знает, что качество продукта не может быть определено даже в процессе его потребления, то почему бы ему не продавать менее качественный продукт по завышенной цене, соответствующей ожиданиям покупателя? Причем, для продавца такое поведение будет вполне рациональным. Застрахованный может предпринимать действия (умышленные и неумышленные), которые, оставаясь ненаблюдаемыми для страховщика, могут повлиять на наступление страхового случая.
Формы проявления влияния асимметрии информации на рынок многообразны. В ряде случаев асимметрия информации может стать причиной формирования рыночной власти продавцов. Поскольку получение информации связано для покупателя с дополнительными затратами, то оно имеет для него смысл только в том случае, если ожидаемые выгоды превысят затраты на поиск информации. Когда покупатели не осведомлены о величине затрат, связанных с поиском информации, и величине выгод от ее получения, этим может воспользоваться продавец, устанавливая цену на продукт выше равновесной. Другими словами, даже на рынке совершенной конкуренции возникают ситуации, когда продавец может продавать товар по ценам, превышающим предельные издержки производства.
Всем известно: самые высокие цены в местах, часто посещаемых туристами. Конечно, причина тому – не только асимметрия информации. Но и она играет не последнюю роль: порой достаточно зайти за угол, чтобы купить тот же товар по существенно более низкой цене. Но человек, не владеющий достоверной информацией об уровне цен, не будет этого делать, так как не знает, какую выгоду он при этом получит. Местный житель, зная порядок цен, примет решение о покупке исходя из соизмерения дополнительных затрат (времени на ходьбу за угол) и выгод (разница в цене). Отчасти это объясняет, почему одни и те же товары продаются по разным ценам. Следовательно, асимметрия информации – фактор, снижающий эффективность ценовой конкуренции.
Асимметрия информации является также источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией. Один и тот же коньяк может продаваться в разных бутылках по разным ценам под названиями «Южный» и «Королевский». Это типичный пример ценовой дискриминации, опирающейся на асимметрию информации.
От асимметрии информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто становятся причиной недополучения прибыли даже для фирм, располагающих значительной рыночной властью. Например, авиаперевозчик-монополист может получить максимальную прибыль, если обеспечит установление цены в соответствии с предпочтениями потребителей. Готовность платить у предпринимателей выше, чем у туристов. Проблема однако в том, что категория, к которой относится каждый конкретный пассажир, является для перевозчика скрытой характеристикой, что и служит причиной неэффективности. Установление цены билета на «предпринимательском» уровне даст высокий доход с одного билета, но сократит совокупную выручку из-за снижения загрузки самолета. Установление цены билета на «туристическом» уровне обеспечит полную загрузку самолета, но приведет к снижению дохода с одного билета.
Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда.
Итак, асимметрия информации оказывает существенное влияние как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования. В зависимости от степени асимметрии информации обусловленные ею негативные последствия могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.
Джозеф Стиглиц отмечал: «Исследование, за которое Джордж Акерлоф, Майк Спенс и я были награждены в 2001 году Нобелевской премией, – часть большой исследовательской программы, которая сегодня охватывает тысячи исследователей во всем мире. Мы надеялись показать, что в информационной экономике предстоят фундаментальные изменения. Проблемы информации являются центральными не только в рыночной экономике, но также и в политэкономии, и мы исследуем некоторые из значений информационных недостатков для политических процессов» [17].