Информационная система ведомства что это
Расшифровка статусов заявления на Госуслугах (на пособия с 3 до 7 лет и другие выплаты) — таблица
Когда гражданин обращается за пособиями и выплатами через Госуслуги, статусы обращений меняются в зависимости от этапа, который проходит заявление. Важно понимать, что означает тот или иной статус. Сейчас это особенно актуально для получателей пособий от 3 до 7 лет, так как многие родители подали заявление на пересмотр размера пособий или обратились за ними впервые. Рассмотрим подробно, что означает тот или иной статус.
В какие сроки рассматриваются заявления на получение ежемесячной выплаты детям от 3 до 7 лет?
Максимальный срок рассмотрения заявления на выплату от 3 до 7 лет составляет 20 рабочих дней с момента его регистрации.
Результат рассмотрения заявления можно отследить в личном кабинете на портале Госуслуг. Необходимо выбрать вкладку «Уведомления», в которой Вы найдете поданное Вами заявление. Нажав на это заявление, можно отследить его статус, для этого нужно выбрать пункт «История рассмотрения».
В момент регистрации заявления в личном кабинете заявителя будет отображаться статус «Заявление получено ведомством», и порталом зафиксируются дата и время регистрации заявления. Со дня регистрации сразу начинается обработка заявления — осуществляется формирование межведомственных запросов.
Куда направляются межведомственные запросы?
Формирование межведомственных запросов осуществляется в следующие ведомства:
Где посмотреть статус заявления на госуслугах
Откройте уведомления по заявлениям в личном кабинете. Рядом с каждым заявлением в списке уведомлений вы увидите значок статуса заявления. Если открыть само заявление, то рядом со значком можно увидеть сам статус, например — «Услуга оказана», и комментарий к статусу.
Статусы и комментарии по заявлению оставляет ведомство, оказывающее услугу.
Какие бывают статусы у заявлений?
Наименование статуса | Расшифровка статуса |
Черновик заявления | Заявление редактируется пользователем |
Заявление в очереди на отправку | Для пользователя нет возможности редактировать заявления, оно ждет отправки введомство |
Заявление отправляется | Заявление передано в систему ведомства, но еще не зарегистрировано им |
Зарегистрировано на портале | Заявление зарегистрировано в портале Госуслуг |
Заявление отправлено в ведомство | Статус присваивается автоматически после подачи заявления, заявление направляется на региональную точку интеграции. |
Заявление получено ведомством | Статус присваивается автоматически, заявление загружается на региональную точку интеграции. |
Промежуточные результаты по заявлению | На этом этапе заявление будет проверяться и обрабатываться уже в системе того органа, куда вы его подали. Это означает, что заявление перешло в стадию рассмотрения и ожидает принятия по нему решения. |
Ожидание дополнительной информации | Необязательный статус, появляется когда ведомство запрашивает дополнительную информацию от заявителя |
Приглашение на прием по заявлению | Позволяет заявителю записаться на приём в ведомство |
Заявление отменяется | Статус появляется, когда заявитель сам отменил свое заявление |
Отказано в предоставлении услуги | Ваше заявление рассмотрено и по нему принято отрицательное решение |
Услуга оказана | Заявление удовлетворено ведомством |
Когда заявление находится в первых пяти статусах, указанных в таблице (до этапа «промежуточные результаты по заявлению»), заявителю делать ничего не нужно. На этих этапах ведомства распределяют заявления и ведут работу по получению сведений.
При появлении статуса «промежуточные результаты по заявлению» целесообразно прочитать комментарий, оставленный ведомством на этом этапе, чтобы понимать, какие промежуточные результаты получены ведомством по обращению.
При переходе заявления в статус «Требует дополнительной корректировки» необходимо прочитать комментарий, оставленный ведомством, и в случае необходимости внести корректировку. Возможно, в заявлении допущена ошибка или требуется указать дополнительные сведения или приложить документы. Это важно сделать, чтобы не получить отказ.
После внесения корректировки ведомство продолжит рассмотрение заявления с учетом полученных сведений. Если все в порядке, услуга будет оказана, то есть выплату или пособие назначат, а заявление перейдет в статус «Услуга оказана».
Если же будет принято решение об отказе, то статус заявления поменяется на «Отказано в предоставлении услуги», а в личный кабинет заявителя поступит скан-копия документа с указанием причины отказ
Что значит «Заявление отправлено в ведомство» на Госуслугах?
Многие из нас пользуются порталом GosUslugi. Мы можем оформить необходимые нам документы не выходя из дома, и это позволяет избежать огромных стрессовых очередей во множество казённых кабинетов. Заполнив одно из необходимых заявлений на государственном портале услуг, мы можем заметить, что оно приобрело статус «Заявление отправлено в ведомство». Что же это значит на сайте Госуслуги? Указанный статус может сохраняться более недели, и заявитель начинает беспокоиться о судьбе заполненного на портале документа. Стоит ли переживать, если ваше заявление зависло в таком положении на длительное время? Расскажем в нашем материале.
Что значат разные статусы заявлений на Госуслугах
Подача заявления на портале государственных и муниципальных услуг РФ сопровождается целым рядом статусов, соответствующих нахождению заявления на той или иной бюрократической ступени.
Обычно лестница таких заявлений сводится к следующим основным ступеням:
Статусы в Госуслугах: | Пояснение: |
---|---|
« Черновик заявления » | Заявление заполняется пользователем в текущий момент. |
« Заявление в очереди на отправку » | Заявление заполнено и поступило в очередь заявлений, отправляющихся в ведомство (например, в Пенсионный Фонд, ЗАГС, МВД и другие). |
« Заявление отправляется » | Заявление отправляется в надлежащее ведомство, но ещё не принято (зарегистрировано) последним. |
« Заявление отправлено в ведомство » | Означает, что заявление заполнено и отправлено в ведомство (региональную точку интеграции) |
« Заявление получено ведомством » | Сигнализирует о получении и регистрации заявления в региональном пункте рассмотрения заявлений. |
« Заявление принято к рассмотрению » | Запуск рассмотрения заявления, обработка полученных данных, их сверка с данными в базах. |
« Услуга оказана » | По поданному заявлению принято положительное решение. Если это заявление на денежную выплату – деньги будут вскоре выплачены. |
« В услуге отказано » | Если ответственные органы найдут заявление не соответствующим заявленным в законе требованиям, в оказании услуги будет отказано. В этом случае к отказу будет прикреплён pdf-файл с перечислением причин отказа. |
Перечисленные статусы исчерпывают абсолютное большинство отправленных электронных заявлений. Рассмотрев весь заявленный ряд, перейдём к пристальному рассмотрению нужного нам статуса «Заявление отправлено в ведомство».
Почему долго висит уведомление «Заявление отправлено в ведомство»
Как мы уже разобрали выше, статус «Заявление отправлено в ведомство» сигнализирует, что заявление заполнено и отправлено в ведомство, ответственное за получение и первичную обработку электронных заявлений.
После этого наступает стадия рассмотрения заявления, которая обычно занимает несколько дней. Но бывают, что рассмотрение заявление задерживается. Например, максимальный срок рассмотрения заявления о выплате – до 20 дней.
Если судьба вашего заявления на Госуслугах не известна через 1-2 недели после его отправки, это может быть связано со следующими причинами:
В большинстве же случаев статус « Заявление отправлено в ведомство » сохраняется в течении 1-3 дней, после чего его статус меняются на последующий. Таким может быть « Заявление получено ведомством » (в некоторых случаях — « Промежуточные результаты по заявлению »).
Где посмотреть статус заявления на Госуслугах
Разберём также, где именно можно посмотреть, что происходит с поданным нами заявлением. Статус отображается в уведомлениях в вашем приватном кабинете на сайте Госуслуг.
Перейдите в раздел «Уведомления» для просмотра статуса вашего заявления
Вместе с заявлением обычно размещены дата и время подачи заявления, позволяющие удобный мониторинг сроков подачи.
Заключение
Получение вашим заявлением в Госуслугах статуса «Заявление отправлено в ведомство» значит, что оно было принято функционалом системы и отправлено в соответствующее ведомство. В случае заявления на какую-либо выплату срок рассмотрения заявления может составлять до 20 дней. Потому наберитесь терпения и немного подождите. Уже в ближайшее время вы получите ответ по отправленному вами документу.
ГИС? или неГИС? Вот в чем вопрос
Поводом к этой публикации является отсутствие конкретного определения такой сущности как ГИС (государственная информационная система) с одной стороны, и разнообразная (порой, недопустимая) трактовка этого понятия с другой стороны. Правильная классификация системы (ГИС или неГИС) имеет непосредственное практическое значение: если система неГИС, то ряд обязательных (порой серьезных) требований переходят в разряд рекомендаций.
Что же такое государственная информационная система? Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — закона) содержит понятие информационной системы (в целом) и косвенно определяет ГИС.
Итак, информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п.3 ст. 2 названного закона). Определение вполне себе «техническое», не отсылающее к нормам права, и, на мой взгляд, достаточно конкретное, чтобы не вызывать споров по поводу содержания понятия. Кроме того, наличие таких терминов как «база данных», «информационные технологии», «технические средства» позволяет делать вывод с достаточной степенью уверенности, что информационная система хранится (и эксплуатируется) в памяти ЭВМ.
С государственной информационной системой уже посложнее. Согласно пп.1 п.1. ст. 13 государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов. Какие выводы можно сделать из этого понятия?
Далее, ст. 14 закона определяет цели создания ГИС — это реализация полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Сразу же встает вопрос, что является государственным органом? И как в контексте закона понятие «государственный орган» соотносится с понятием «орган государственной власти», поскольку в тексте закона встречаются и то, и то? Для целей этого материала условимся, что понятия идентичные.
Единого перечня целей создания ГИС не существует, но cам закон определяет вполне себе очевидную цель как реализация полномочий и обмен информацией.
«Полномочие» словарь С.И. Ожегова определяет как «официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел». Каждый государственный орган имеет собственные полномочия, изучение которых позволяет сделать вывод о том, что полномочия раскрывают функционал органа и в упрощенном смысле отвечают на вопрос зачем создан тот или иной орган. Иными словами, полномочия это не вся деятельность, которую осуществляет орган, а только та, характеризующая конкретно взятый орган. Общеотраслевые виды деятельности, такие как ведение бухгалтерского, кадрового учета, соблюдение норм в области охраны труда, экологических норм и т.д. не входят в понятие полномочий. Допустимо, на мой взгляд, использовать такой подход к решению вопроса: открыть положение о государственном органе, раздел полномочия и определить, какое конкретно полномочие реализует информационная система. Если ответ найден, это весьма убедительный довод в пользу того, чтобы считать информационную систему государственной.
Согласно п.3 ст. 14 источниками информации для ГИС является статистическая и иная документированная информация, предоставляемая гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Судя по источникам очевидно, что информационное содержание ГИС не может состоять из результатов внутренней деятельности одного конкретного государственного органа.
Правительством РФ Постановлением от 06 июля 2015г. №676 утверждены «Требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации». Отмечу, что с точки зрения этого Постановления, требования обязательны для федеральных и региональных органов исполнительной власти, а для органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления эти требования не являются требованиями, ибо носят рекомендательный характер.
Пунктом 1(1) указанных Требований перечислены основные требования, которые должны осуществляться при создании, развитии, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации ГИС:
Какие из всего изложенного можно сделать выводы?
ГИС — это такая информационная система, которая обладает рядом характеристик:
Государственные информационные системы (ГИСы): практические вопросы защиты информации
Взаимодействие с государством активно переводится в интернет. Это не только упрощает многие процессы, но и накладывает определенную ответственность на пользователей, так как большинство государственных информационных систем обрабатывает персональные данные.
Защита ГИС — не равно защите персональных данных
В РФ существует порядка 100 государственных информационных систем, они подразделяются на федеральные и региональные. Организация, работающая с какой-либо из этих систем, обязана выполнять требования к защите данных, которые в ней обрабатываются. В зависимости от классификации, к разным информационным системам предъявляются разные требования, за несоблюдение которых применяются санкции — от штрафа до более серьезных мер.
Работа всех информационных систем в РФ определяется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27 июля 2006 г.). В статье 14 этого закона дается подробное описание ГИСов. К операторам государственных ИС, в которых ведется обработка информации ограниченного доступа (не содержащей сведений, составляющих государственную тайну), предъявляются требования, изложенные в Приказе ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».
Напомним, что оператор — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Если организация подключена к государственной информационной системе, то приказ ФСТЭК № 17 обязывает аттестовать систему, а для защиты информации должны применяться только сертифицированные средства защиты информации (имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ).
Нередки случаи, когда оператор информационной системы ошибочно относит ее к ГИСам, в то время как она таковой не является. В итоге к системе применяются избыточные меры по защите. Например, если по ошибке оператор информационной системы персональных данных классифицировал ее как государственную, ему придется выполнить более жесткие требования к безопасности обрабатываемой информации, чем того требует закон. Тем временем требования к защите информационных систем персональных данных, которые регулирует приказ ФСТЭК № 21, менее жесткие и не обязывают аттестовать систему.
На практике не всегда понятно, является ли система, к которой необходимо подключиться, государственной, и, следовательно, какие меры по построению защиты информации необходимо предпринять. Тем не менее план проверок контролирующих органов растет, планомерно увеличиваются штрафы.
Как отличить ГИС от неГИС
Государственная информационная система создается, когда необходимо обеспечить:
Понять, что информационная система относится к государственной, можно, используя следующий алгоритм:
Если система подразумевает обмен информацией между госорганами, она также с высокой долей вероятности будет государственной (например, система межведомственного электронного документооборота).
Защитить информацию в ГИС и провести аттестацию помогут специалисты
Контур-Безопасность.
Это ГИС. Что делать?
Приказ ФСТЭК 17 предписывает проведение следующих мероприятий по защите информации к операторам ГИС:
Организации, которые подключены к государственным информационным системам, должны выполнить следующие действия:
1. Провести классификацию ИС и определить угрозы безопасности.
Классификация ИС проводится в соответствии с пунктом 14.2 17 приказа ФСТЭК.
Угрозы безопасности информации определяются по результатам
2. Сформировать требования к системе обработки информации.
Требования к системе должны содержать:
3. Разработать систему защиты информации информационной системы.
Для этого необходимо провести:
4. Провести внедрение системы защиты информации информационной системы, а именно:
5. Аттестовать ИСПДн:
Олег Нечеухин, эксперт по защите информационных систем, «Контур-Безопасность»
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Государственные информационные системы: как с ними работать
Коротко о статье
В статье рассматриваются наиболее распространенные на сегодняшний день ГосИС, их цели, задачи, принципы работы, выделяются общие черты различных ГосИС и принципиальные особенности каждой из них.
Статья ориентирована в первую очередь на читателей, которые не работали ранее с товарами, подлежащими учету и контролю в ГосИС, однако она будет полезна и для читателей, которые уже работали с отдельными категориями подконтрольных товаров с целью обобщения знаний и подготовке к работе с другими категориями подконтрольных товаров.
Cтатья не ставит целью рассмотрение отдельных настроек и отражение отдельных операций в конкретных ГосИС – они приводятся в документации к программному продукту и методических материалах информационной системы 1С:ИТС, которые рекомендуются к прочтению после знакомства с материалами этой статьи.
Общие принципы взаимодействия с ГОСИС
Государственные информационные системы (ГосИС) – это обобщенное наименование для систем контроля оборота отдельных видов товаров.
Контроль призван обеспечить прослеживаемость товаров от момента производства (импорта) до розничной продажи и за счет этого исключить «серые» схемы импорта и оборота, контрафакт, сократить издержки на контрольные функции, повысить конкурентоспособность честного бизнеса, обеспечить уверенность в качестве и гражданский контроль для потребителя.
Пример из жизни
Людмила Иванова, жена бизнесмена Василия Иванова, в 2015 году решила себе купить шубу из черной норки Blackglama. Свой выбор она остановила на небольшом бутике. Её подкупил богато декорированный интерьер, как казалось, признак успешной и солидной фирмы. Высокая цена шубы, по мнению Людмилы, гарантировала подлинность меха и качество шубы.
Людмила с нетерпением ждала возможности надеть новую шубу. Однако при первом же посещении ресторана с семьей Михаила Петрова, делового партнера Василия, жена Михаила Ирина засомневалась, что шуба действительно сделана из меха Blackglama. Людмила тогда сочла это замечание лишь завистью со стороны Ирины. Однако после двух месяцев Людмила заметила изменение цвета и выпадение отдельных волосков из меха. Это явно не соответствовало продукции элитной марки.
После этого Людмила уже сама обратилась к подруге, разбирающейся в мехах. Оказалось, что Ирина несколько лет назад сама пыталась открыть меховой бутик, но не выдержала конкуренции с продавцами контрафакта – они не платили налоги и пошлины, но могли «пустить пыль в глаза» покупателям дорогой обстановкой, за счет чего привлекали покупателей. У честных продавцов объективных возможностей доказать свою надежность покупателям не было, а дурная слава о некачественной продукции ложились пятном на весь рынок.
Ирина рассказала, что Людмиле вместо дорогостоящего элитного мехового изделия продали дорогостоящую, высококачественную подделку. Людмила решила обратиться в бутик за разъяснениями.
Бутик был на месте и даже персонал был тот же, но оказалось, что два месяца назад сменилось юридическое лицо – владелец бутика, которое, якобы, никак не связано со старым и претензии по шубе принять не может. Даже связи мужа не помогли найти недобросовестных продавцов, а остаток сезона 2015-2016 года Людмиле пришлось ходить в старой шубе – «элитное» меховое изделие дальше одевать было просто стыдно.
Летом 2016 года появилась система маркировки меха, которая гарантирует подлинность продукции. Людмила вновь отправилась за шубой, но на этот раз, вооружившись новыми знаниями, смартфоном и помощью Ирины. Магазин в этот раз не кричал дорогим ремонтом, зато фирма работала на меховом рынке более 8 лет, а все шубы были промаркированы новой государственной маркировкой. Людмила проверила с помощью смартфона производителя приглянувшейся ей шубы и, заручившись одобрением подруги, купила новую шубу. Обошлась покупка, кстати, дешевле, чем в прошлом году контрафакт – работать честно, уплачивая налоги, но без лишних расходов на вычурные интерьеры, вновь стало выгодно. Даже Ирина вновь задумалась о возвращении в меховой бизнес. Эту шубу Людмила периодически носит уже 3 сезона, и она до сих пор в идеальном состоянии. При каждом появлении в этой шубе даже самые искушенные в мехах подруги отмечают безупречный вкус и рациональный выбор Людмилы.
В настоящее время активно эксплуатируются следующие ГосИС:
Указанные информационные системы в настоящее время существенно различаются между собой, потому как каждая из них развивалась относительно независимо, разными организациями в интересах разных ведомств. Исторически первой государственной системой была ЕГАИС, взаимодействие с которой для отдельных категорий организаций внедрялось с 2005 года. Обязательным для всех организаций, участвующих в обороте всех видов алкогольной продукции, обмен с ней стал в период 2015-2017 годов. За это время менялись нормативная и техническая база, организации-разработчики системы, органы федеральной власти, осуществляющие контроль. Маркировка меховых изделий производится с 2016 года. Преследуя те же цели, что и ЕГАИС, она строилась на иных принципах и с использование других технических решений, в том числе RFID меток. Система контроля в области ветеринарии, которая внедряется с 2018 года, строилась, ориентируясь на специфику ветеринарного контроля. Она не предполагает обязательной маркировки продукции, а предназначена в первую очередь для электронного документооборота ветеринарно-сопроводительными документами.
Перечень категорий товаров, подлежащих маркировке и контролю, расширяется:
В режиме эксперимента ведутся маркировка лекарств.
Каждая из государственных информационных систем развивалась независимо и, во-многом, не похожа на остальные. Тем не менее, можно наблюдать некоторые признаки сближения принципов работы и технических решений, применяемых для отдельных ГосИС.
Например, можно заметить, что все более широкое распространение получает формат двухмерных штрихкодов DataMatrix: для алкогольной продукции с 01.07.2018 он заменил использовавшегося ранее формата PDF 417, он же применяется для табачной продукции и других товаров, подлежащих маркировке с 2019 года.
Передача маркировки меховых изделий в ведение ЦРПТ с 01.06.2019 может способствовать в дальнейшем сближению принципов маркировки меховых изделий и других товаров, подлежащих маркировке с 2019 года.
Некоторые общие и отличительные черты различных ГосИС можно понять на основе следующей таблицы.
Параметры | ЕГАИС | ГИСМ | ВетИС | ИС МОТП / ИС МП |
---|---|---|---|---|
Учет | Поштучный По партиям | Поштучный | По партиям | Поштучный |
Вид штрихкода маркировки | DataMatrix, PDF417 | Одномерный штрихкод, RFID-метка, QR-код | — | GS1-128, DataMatrix |
Использование бланков Гознака | Да | Да | — | Нет |
Свой классификатор продукции | Да | Нет, но нужен GTIN | Да | Нет, но нужен GTIN |
Свой классификатор участников взаимодействия | Да | Нет | Да | Нет |
В государственных системах могут учитываться отдельные единицы продукции (т.н. поштучный или «помарочный» учет) или партии товаров. В первом случае на каждую единицу продукции наносится индивидуальная маркировка с уникальным кодом. Во втором случае каждая единица индивидуально не маркируется, но может быть неиндивидуальная маркировка, по которой можно установить принадлежность продукции к партии. На партию продукции выдается электронный документ, по которому отслеживается движение этой партии. Такой принцип отслеживания сейчас применяется к пиву и другим слабоалкогольным напиткам, а также продукции, подконтрольной ВетИС. В дальнейшем на ряд товаров, подконтрольных ВетИС, могут быть распространены требования по обязательной индивидуальной маркировке.
В качестве индивидуальной маркировки в настоящее время применяются марки с двухмерным штрхкодом DataMatrix или контрольно-идентификационный знак (КиЗ) с радиочастотной меткой (RFID). Для работы с кодами DataMatrix требуется сканер штрихкодов, поддерживающий чтение двухмерных штрихкодов, а для чтения радиочастотных меток – специальное считыватели.
Код индивидуальной маркировки содержит информацию для идентификации единицы товара и криптографическую информацию, которая защищает маркировку от подделки. В код маркировки в зависимости от информационной системы и виды продукции может включаться дополнительная информация, например максимальная розничная цена для табачной продукции или код ОКВЭД для обуви. Часть информации маркировки может дублировать в текстовом виде.
Контроль маркируемой продукции по номерам маркировки осуществляется на всех этапах от производителя до конечного потребителя. Объемы движения маркируемой продукции в оптовом звене часто не позволяют за разумное время выполнить проверку каждого экземпляра продукции. Более того, в соответствии с логикой бизнес-процессов в дальнейших операциях используются также укрупненные упаковки и их вскрытие нежелательно. Поэтому наряду с маркировкой отдельных экземпляров продукции может производиться маркировка индивидуальными номерами и штрихкодами упаковок: блоков, коробок, паллет, контейнеров. Упаковке присваивается индивидуальный номер, а в документах ГосИС указывается связь этого номера с номерами экземпляров маркируемой продукции.
При маркировке продукции и упаковок широко используются стандарты международной организации GS1. В соответствии с этими стандартами товарам присваивается 14-значный GTIN (Global Trade Item Number) – международный код маркировки товаров и логистических единиц. Условно его можно разделить на префикс компании, код товара и контрольную цифру. Присвоением кодов для российских компаний и их товаров занимается некоммерческая организация GS1 Russia. Код GTIN используется в маркировке меховых изделий и маркировке «Честный знак», разработанной ЦРПТ для табачной продукции и других товаров. Для идентификации участников взаимодействия (производителей, грузоотправителей) стандартами GS1 предусмотрен международный код GLN (Global location number). Наличие этого кода обязательно для организаций, участвующих в обороте меховых изделий, а также всех организаций, формирующих коды упаковок SSCC, GS1-128 и GS1 DataBar Expanded Stacked. Код упаковки Code128 не требует GLN и может формироваться организациями, не зарегистрированными в GS1 Russia.
При отгрузке продукции производителем или оптовым продавцом в ГосИС оформляются электронные документы с указанием номеров маркировки отгружаемой продукции. При поступлении маркируемых товаров в торговую организацию необходимо проверить и подтвердить соответствие маркировки фактически поступившей продукции и заявленной в документах в ГосИС. При розничной продаже маркированной продукции проверяется, что экземпляр с данным номером не выведен из оборота и числится в ГосИС за организацией-продавцом, после чего отражается факт продажи и вывода из оборота этого экземпляра продукции в ГосИС. Кроме указанных операций может отражаться оприходование излишков и списание недостач, внутреннее товародвижение между территориально-обособленными подразделениями.
Несмотря на существенные различия между перечисленными ГосИС, можно выделить и некоторые общие принципы взаимодействия с ними со стороны пользователя 1С:ERP. Для удобства пользователя взаимодействие с разными ГосИС сделано максимально похожим, на сколько это возможно. Успешные решения в части взаимодействия с одной ГосИС тиражируются, происходит обобщение принципов и механизмов взаимодействия 1С:ERP с ГосИС. Все решения вынесены в отдельную библиотеку и тиражируются в программных продуктах фирмы 1С.
В общем виде это взаимодействие можно представить следующей схемой.
Условно можно выделить контур взаимодействия с ГосИС и контур складского и финансового учета. В контуре взаимодействия ГосИС создаются локальные копии объектов той государственной информационной системы, с которой происходит взаимодействие. Например, в контуре взаимодействия с ЕГАИС создаются локальные копии Товарно-транспортных накладных ЕГАИС, по которым организация является отправителем или получателем. Для маркировки «Честный знак» контуром взаимодействия с ГосИС является контур электронного документооборота (ЭДО), а документами взаимодействия – электронные счета-фактуры или УПД. Объекты синхронизируются с ГосИС при выполнении информационного обмена. Они выполняют юридически-значимые действий в государственной информационной системе. При этом документы контура взаимодействия с ГосИС не выполняют никаких движений в складском и финансовом учете – для этого нужно отразить соответствующие складские и финансовые документы. Для операции поступления вначале оформляются документы ГосИС, по которым затем создаются документы складского и финансового учета. Для продаж, внутренних перемещений, инвентаризации и производственных операций порядок обратный – вначале создаются документы финансового и складского учета, по которым уже формируются документы ГосИС.
Для отдельных товаров ряд операций может не поддерживаться в типовой 1С:ERP в силу отраслевой специфики, но поддерживаться в отраслевых решениях https://solutions.1c.ru. В частности это касается производства алкогольной продукции, оборота лекарственных препаратов.
Далее рассмотрим принципиальные особенности работы с отдельными государственными информационными системами.
Обмен с ЕГАИС
В типовом прикладном решении поддерживается взаимодействие с ЕГАИС для организаций оптовой и розничной торговли. Для производителей и импортеров рекомендуется использовать отраслевые решения.
Основой учета в ЕГАИС являются 3 регистра, в которых отражаются остатки товаров. Они не имеют специальных названий и в терминах ЕГАИС именуются просто регистр 1, 2 и 3. Для учета партий продукции в ЕГАИС используется специальные электронные документы: справка 1 и справка 2. Справка 1 идентифицирует партию производства, а справка 2 – партию отгрузки алкогольной продукции в оптовом звене. При перемещении продукции в оптовом звене между продавцом и покупателем и внутреннем перемещении между оптовыми складами в ЕГАИС регистрируется товарно-транспортная накладная (ТТН ЕГАИС). Также в ЕГАИС отражается движение между складом и торговым залом, оприходование излишков и списание недостач, розничные продажи.
Порядок учета в ЕГАИС отличается для маркируемой и немаркируемой продукции. Немаркируемая продукция – пиво и слабоалкогольные напитки – учитывается только по партиям. Остаток партии слабоалкогольной продукции на складе отражается регистре 1. Остаток в торговом зале – в регистре 2 без привязки партиям. Розничные продажи немаркируемой продукции в ЕГАИС в момент продажи не отражается. Проданная в розницу за период продукция отражается актом списания. Ниже представлена общая схема учета в ЕГАИС движения немаркируемой алкогольной продукции.
Общая схема учета в ЕГАИС движения маркируемой алкогольной продукции.
Перечень операций, отражаемых в ЕГАИС, документов контура ЕГАИС и финансового учета 1C:ERP приведена в следующей таблице.
Документы контура ЕГАИС
Документы финансового учета в программе
Поступление продукции от поставщика
ТТН ЕГАИС (входящая)
Поступление товаров и услуг
Внутреннее перемещение между обособленными подразделениями
ТТН ЕГАИС (исходящая) + ТТН ЕГАИС (входящая)
Оптовая продажа алкогольной продукции
ТТН ЕГАИС (исходящая)
Реализация товаров и услуг
Розничная продажа маркируемой алкогольной продукции через рабочее место кассира
Розничная продажа маркируемой алкогольной продукции документами оптовых продаж
Реализация товаров и услуг
Передача немаркируемой алкогольной продукции в торговый зал
Передача в регистр 2
Поступление товаров и услуг или
Перемещение товаров и услуг
Возврат немаркируемой алкогольной продукции из торгового зала
Возврат из регистра 2
Перемещение товаров и услуг
Розничная продажа немаркируемой алкогольной продукции
Акт списания с баланса ЕГАИС
Реализация товаров и услуг или Чек ККМ
Списание недостач алкогольной продукции
Акт списания с баланса ЕГАИС
Списание недостач товаров
Оприходование излишков алкогольной продукции
Акт постановки на баланс ЕГАИС
Оприходование излишков товаров
Товарно-транспортные накладные от поставщика после их проведения в ЕГАИС автоматически загружаются и отображаются в списке Товарно-транспортные накладные ЕГАИС (входящие) в статусе Принят из ЕГАИС. При фактической приемке алкогольной продукции требуется выполнить проверку, подтвердить, отразить расхождение или отклонить поступившую накладную. Это юридически-значимое действие, после выполнения которого продукция, указанная в ТТН будет числиться в ЕГАИС за организацией-получателем. После этого уже можно оформить документ Приобретение товаров и услуг. Он создается автоматически на основании ТТН ЕГАИС (входящей). Операции продажи, перемещения межу территориально-обособленными подразделениями, оприходования излишков и списания недостач изначально отражаются в складском и финансовом учете, а уже затем проводятся по ЕГАИС.
В 1C:ERP все операции контура обмена с ЕГАИС объединены в рабочем месте Обмен с ЕГАИС. В нем можно настроить обмен, оформлять и контролировать все операции. Напротив каждого вида документов ЕГАИС отображаются гиперссылки с информацией о количестве документов, по которым требуются действия. Например, рядом с гиперссылкой Оформите указывается количество операций, которые отражены в финансовом учете, но еще не отражены в ЕГАИС. По гиперссылке можно перейти к их выполнению.
Информационный обмен с ЕГАИС осуществляется с использованием универсального транспортного модуля (УТМ) – аппаратно-программного комплекса криптографической защиты. Он должен быть уставлен в той же локальной сети, что и компьютеры, на которых ведется учет.
В ЕГАИС ведется собственный классификатор алкогольной продукции. Именно по этому классификатору указываются позиции в документах ЕГАИС. При получении входящей ТТН ЕГАИС необходимо сопоставить продукцию по классификатору ЕГАИС с номенклатурным справочником предприятия. Обычно сопоставление предполагает, создание в информационной базе карточек номенклатуры, автоматически заполненных данными классификатора алкогольной продукции ЕГАИС. Сопоставленная номенклатура будет указана при создании Поступления товаров и услуг. В дальнейшем по указанному сопоставлению также подбирается продукция по классификатору ЕГАИС при создании исходящих документов ЕГАИС по документам финансового учета. Аналогично производится сопоставление справочника партнеров/контрагентов классификатору организаций ЕГАИС.
При выполнении операций с маркируемой алкогольной продукцией требуется указание и проверка номеров индивидуальных идентификаторов. Выполняется она путем сканированием штрихкодов марок. Если продукция поставляется и храниться в групповой таре с индивидуальными штрихкодами, то можно сканировать штрихкод упаковки. Информация о цифровых идентификаторах алкогольной продукции заполняется автоматически на основании сохраненных ранее сведений об упаковке, включая штрихкод и иерархию вложений.
Проверка немаркируемой (партионной) алкогольной продукции выполняется только по количеству.
В 1С:ERP учет партий алкогольной продукции можно организовать следующим образом:
В финансовых и складских документах партия не ведется, в документы подсистемы взаимодействия с ЕГАИС справку 2 подбирается по наличным остаткам.
В складских, и возможно финансовых, документах ведется учет по партиям алкогольной продукции, и на основании этих данных указывается справка 2 в документах ЕГАИС.
В последнем случае используются серии, идентифицирующие партию товара https://its.1c.ru/db/erpdoc#bookmark:batches.
Обмен с ВетИС
С 01.07.2018 на смену бумажным ветеринарным сертификатам пришла обязательная электронная сертификация подконтрольных Государственному ветеринарному надзору товаров. Для этого была разработана информационная система «Меркурий», которая входит в состав Государственной информационной системы в области ветеринарии (ВетИС). В ней работают государственные санитарные врачи, осуществляющие надзор, а также аттестованные специалисты хозяйствующих субъектов – производителей, импортеров и продавцов подконтрольной продукции. Основным инструментом ветеринарного контроля в системе является электронный ветеринарно-сопроводительный документ (эВСД). Это обобщенное название – в зависимости от товаров и операции таким документом может являться ветеринарный сертификат, ветеринарное свидетельство или ветеринарная справка по утвержденной форме. В системе отражается выпуск и гашение эВСД, а также операции с подконтрольными товарами, которые сопровождаются этим документом. эВСД оформляется в момент оформления операции.
Перечень операций, отражаемых в ВетИС, документов контура ВетИС и финансового учета 1C:ERP приведена в следующей таблице.
Документы контура ВетИС
Документы финансового учета 1С:ERP
Поступление подконтрольной продукции от поставщика
Входящая транспортная операция ВетИС
Поступление товаров и услуг,
Передача товаров между организациями
Возврат подконтрольной продукции поставщику
Исходящая транспортная операция ВетИС
Возврат товаров поставщику,
Возврат товаров между организациями
Отгрузка подконтрольной продукции покупателю
Исходящая транспортная операция ВетИС
Реализация товаров и услуг, Передача товаров между организациями
Возврат подконтрольной продукции от покупателя
Входящая транспортная операция ВетИС
Возврат товаров от клиента,
Возврат товаров между организациями
Передача сырья переработчику
Исходящая транспортная операция ВетИС
Передача сырья переработчику
Возврат сырья от переработчика
Входящая транспортная операция ВетИС
Возврат сырья от переработчика
Поступление готовой продукции от переработчика
Входящая транспортная операция ВетИС
Поступление от переработчика
Поступление сырья в переработку от давальца
Входящая транспортная операция ВетИС
Поступление сырья от давальца
Возврат сырья давальцу
Исходящая транспортная операция ВетИС
Возврат сырья давальцу
Передача давальцу готовой продукции, произведенной из давальческого сырья
Исходящая транспортная операция ВетИС
Производство подконтрольной продукции, в том числе незавершенное
Производственная операция ВетИС
Сборка (разборка) товаров,
Производство без заказа (версия 2.2),
Этап производства
Проведение инвентаризации и отражение излишков, недостач, порчи и пересортицы товаров
Инвентаризация продукции ВетИС
Оприходование излишков товаров,
Списание недостач товаров,
Еще одним ключевым понятием и инструментом контроля ВетИС является складской журнал. В нем сведений о поступившей, реализуемой и вырабатываемой/производимой на предприятии продукции ВетИС и содержит список подконтрольных товаров, принадлежащих хозяйствующему субъекту. Журнал формируется по результатам гашения ветеринарного сертификата на продукцию, поступающую на склад предприятия-получателя. Запись складского журнала – фактически информация о партии подконтрольной продукции. Записи складского журнала указываются при выполнении исходящих операций ВетИС. Именно складской журнал является регистром учета остатков подконтрольной продукции в рамках ВетИС. Записи складского журнала синхронизируются в ВетИС и хранятся в информационной базе. Для запроса текущих остатков предназначен документ Запрос складского журнала ВетИС. Также в ВетИС предусмотрена операция объединения нескольких записей складского журнала, то есть нескольких партий одной подконтрольной продукции в одну.
Работа с записями складского журнала может быть организована следующим образом:
В финансовых и складских документах партия не ведется, в документы подсистемы взаимодействия с ВетИС запись складского журнала подбирается по наличным остаткам.
В складских и финансовых документах ведется учет по партиям подконтрольной продукции, и на основании этих данных указывается запись складского учета в документах ВетИС.
В последнем случае используются серии, идентифицирующие партию товара https://its.1c.ru/db/erpdoc#bookmark:batches.
В 1C:ERP все операции контура обмена с ГИСМ объединены в рабочем месте 1С:Маркировка. В нем можно настроить обмен, оформлять и контролировать все операции. Напротив каждого вида документов ВетИС отображаются гиперссылки с информацией о количестве документов, по которым требуются действия.
В отличие от других рассмотренных в этой статье информационных систем, с ВетИС можно работать не только путем обмена данными с корпоративной информационной системой, но и напрямую, через web-интерфейс. Операции, отраженные в web-интерфейсе синхронизируются и также отображаются в контуре взаимодействия с ВетИС 1С:ERP. С одной стороны это дает определенную гибкость в работе – не на всех рабочих местах сотрудников, работающих с ВетИС нужно устанавливать 1С:ERP. С другой стороны при таком подходе потребуются дополнительные усилия на сведение данных, отраженных в разных системах и возникает риск, что часть операций не будет отражена в складском и финансовом учете. В связи с этим предпочтителен вариант работы, когда изначально операции отражаются в 1С:ERP и далее передаются в ВетИС.
Взаимодействие с ГИСМ
В 1C:ERP поддерживается взаимодействие с ГИСМ по заказу и поступлению КиЗ маркировке и движению маркированных товаров. Перечень операций, отражаемых в ГИСМ, документов контура ГИСМ и финансового учета 1C:ERP приведена в следующей таблице.
Документы контура ГИСМ
Документы финансового учета 1С:ERP
Заказ КиЗ у Гознака
Заявка на выпуск КиЗ для маркировки
Заявка на выпуск КиЗ для маркировки
Уведомление о поступлении маркированных товаров
Поступление товаров и услуг
Маркировка продукции собственного производства
Маршрутный лист производства или Выпуск продукции и выполнение работ
Маркировка продукции в других случаях
Поступление маркированной продукции
Уведомление о поступлении маркированных товаров
Поступление товаров и услуг
Уведомление об импорт маркированных товаров
Приобретение товаров и услуг (с типом операции Импорт)
Ввоз продукции из стран ЕАЭС
Уведомления о ввозе маркированных товаров из ЕАЭС
Приобретение товаров и услуг (с типом операции Ввоз из ЕАЭС)
Оптовая продажа маркированной продукции
Уведомление об отгрузке маркированных товаров
Реализация товаров и услуг
Отчеты о розничных продажах маркированных товаров
Отчет о розничных продажах
Возврат маркированной продукции от клиента
Уведомления о поступлении и возврате
Возврат товаров от клиента
Возврат маркированной продукции поставщику
Уведомление об отгрузке маркированных товаров
Возврат товаров поставщику
Списание испорченной маркированной продукции
Уведомление о списании КиЗ для маркировки
Внутреннее потребление товаров с установленным видом операции Списание на расходы/активы
В 1C:ERP все операции контура обмена с ГИСМ объединены в рабочем месте 1С:Маркировка. В нем можно настроить обмен, оформлять и контролировать все операции. Напротив каждого вида документов ГИСМ отображаются гиперссылки с информацией о количестве документов, по которым требуются действия.
Для работы с ГИСМ организация должна получить сертификат электронной подписи и зарегистрироваться в системе. После этого организации будет доступен личный кабинет ГИСМ. Перейти на страницу регистрации или в личный кабинет можно непосредственно из рабочего места 1С:Маркировка.
Особенностью КиЗ является использования радиочастотных меток. Для работы с ними требуется специальные RFID. Считыватели подключаются непосредственно к компьютеру, с которого оформляются операции с маркированными меховыми изделиями и КиЗ. Список сертифицированного для работы с 1C:ERP оборудования приведён на сайте http://v8.1c.ru/common/rfid.htm
В ГИСМ не ведется собственный каталог продукции, однако вся продукция, подлежащая маркировке, должна быть зарегистрирована в GS1 Russia. Каждой номенклатурной позиции присваивается код GTIN, а организациям, участвующим в обмене – код GLN.
В складском учете 1C:ERP каждое маркированное меховое изделия и бланк КиЗ учитываются индивидуально. Для этого используется механизм учета по сериям. Идентификатором изделия или бланка является номер КиЗ. Он позволяет указывать номера КиЗ в документах складского и финансового учета, а также формировать отчеты по движению продукции и бланков с конкретными номерами КиЗ. Подробно отражение конкретных операций в ГИСМ приведено в документации https://its.1c.ru/db/erpdoc#bookmark:marking.
Интеграция с национальной системой цифровой маркировки «Честный знак»
Табачная продукция (Информационная система мониторинга оборота табачной продукции, далее ИС МОТП)
Обувь (Информационная система маркировки и прослеживания, далее ИС МП)
Подобный подход к маркировки планируется распространить на другие товары.
Заказ кодов маркировки, подтверждение ввода в оборот, списание кодов и перемаркировка отражаются в ИС МОТП или ИС МП специальными документами, которые передаются напрямую в ИС МП или ИС МОТП. При этом используется специальное оборудование – генератор эмиссии и программное обеспечение – станция управления заказами (СУЗ). Взаимодействие с системой в оптовом звене осуществляется с использованием электронных универсальных передаточных документов (УПД). Информация о кодах маркировки продукции указывается в электронном документе. Коды маркировки при розничных продажах передаются в составе чека ККТ через оператора фискальных данных. Для обувной продукции, если продажи осуществляются с использование ККТ без функции передачи данных, по факту розничных продаж может оформляться документ Вывод из оборота. В общем виде интеграцию с ИС МОТП / ИС МП можно представить следующей схемой.
Под эмиссией кодов маркировки применительно к национальной системе цифровой маркировки «Честный знак» понимается генерация кода, включающего GTIN, серийный номер, последовательность криптографической защиты (т.н. «криптохвост»). Кроме того, нормативными документами может быть предусмотрено включение дополнительной информации, в частности, максимальная розничная цена на табачную продукцию. Коды маркировки предварительно заказываются в ИС МП / ИС МОТП. Производитель или импортер маркируемых товаров до ввода в оборот должен нанести средств идентификации на товары и направляет сведения в ИС МП / ИС МОТП. Физическая печать сгенерированных кодов может выполняться различными способами: непосредственно оборудованием производственной упаковочной линии для табачной продукции, с помощью принтера этикеток или в виде набора на листе А4.
Дальнейшие движение маркируемой продукции в оптовом и розничном звене отражается электронными документами. Всем участникам необходимо подключиться к электронному документообороту и настроить обмен электронными документами в программе. В настоящее время услуги по обмену электронными документами предоставляют несколько операторов электронного документооборота. Обмен гарантируется, если обе стороны сделки: покупатель и продавец подключены к одному оператору электронного документооборота. В случае если продавец подключен одному оператору, а покупатель – к другому, то могут возникнуть проблемы, так как в общем случае роуминг между операторами не предусмотрен. Решение проблемы возможно рамках сервиса 1С-ЭДО http://1c-edo.ru/, который объединят несколько операторов ЭДО, между которыми роуминг осуществляется автоматически, а также предусмотрены решения для роуминга с операторами ЭДО, не входящим в сервис.
Для работы с ИС МП и ИС МОТП в интерфейсе системы предусмотрено отдельное рабочее место Обмен с ИС МП (обувная продукция) и ИС МОТП (табачная продукция). В рамках рабочего выполняется доступ ко всем функциям взаимодействия с системой маркировки: настройки, эмиссия и списание кодов маркировки, ввода в оборот и вывод из оборота маркированной продукции, перемаркировка.
Также из рабочего места можно перейти к документам ЭДО по оптовым закупкам и продажам. Работать с документами ЭДО можно также в рамках рабочего места Главное – См. также – Текущие дела ЭДО. Работа с электронными документами в 1C:ERP описана в документации https://its.1c.ru/db/erpdoc#bookmark:EDocuments.
При отражении операций оптовой закупки и продажи маркируемых товаров предусмотрена проверка поступившей продукции. Проверка осуществляется в соответствии с иерархией вложений. Форма проверки и принципы проверки табачной продукции во многом схожи с соответствующей формой и процедурой проверки маркируемой алкогольной продукции.
При розничных продажах табачной продукции в Рабочее место кассира (РМК) необходимо считать штрихкод DataMatrix. При продаже код маркировки передается в теге 1162 чека ККМ и в дальнейшем выводится из оборота.
Перечень операций, отражаемых в системе маркировки «Честный знак», документов контура ИС МП/ ИС МОПТП и финансового учета 1C:ERP приведена в следующей таблице.
Документы контура ИС МП/ИС МОТП
Документы финансового учета 1С:ERP
Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ
Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ
Заказ на производство
Маркировка и ввод в оборот маркированной продукции
Маркировка товаров ИС МП
Приобретение товаров и услуг
Производство без заказа
Перемаркировка продукции (только для обуви)
Перемаркировка продукции ИС МП
Возврат товаров от клиента
Списание кодов маркировки
Списание кодов маркировки ИС МП
Поступление продукции от поставщика
Приобретение товаров и услуг
Оптовая продажа продукции
Реализация товаров и услуг
Розничная продажа маркируемой продукции через рабочее место кассира
Чек ККМ /
Вывод из оборота
Чек ККМ, Отчет о розничных продажах
Подробное описание процесса маркировки для разных групп товаров приведено в документации к программному продукту https://its.1c.ru/db/erpdoc#bookmark:ISMOTP.
Заключение
В статье были рассмотрены базовые принципы взаимодействия с ГосИС и основы работы с различными группами товаров, подлежащими обязательному контролю и/или маркировке. Надеемся, что это поможет читателям, которые только начинают знакомство с этой темой, быстрее понять основы и перейти к практическим вопросам, а читателям, уже знакомым с маркировкой отдельных товаров систематизировать свои знания и быстрее освоить принципы маркировки других групп товаров. Тематика маркировки и контроля отдельных видов товаров в настоящее время активно развивается: формируется и уточняется нормативная база, развиваются технические возможности. Вслед за ними активно развиваются возможности системы автоматизации 1C:ERP по работе с маркированными товарами. Полное описание актуальных возможностей 1C:ERP в части взаимодействия с ГосИС приводится в пользовательской документации, публикуемой в информационной системе 1С:ИТС https://its.1c.ru/db/erpdoc.
Переход к маркировке и контролю отдельных товаров – это вызов для предприятия. Он несет в себе риски, но и открывает новые возможности. Программные решения и методические материалы фирмы 1С призваны помочь предприятиям преодолеть трудности этого вызова и выйти на новый уровень прозрачности и эффективности.
Ссылки
Информационная система 1С:ИТС https://its.1c.ru/
Национальная система цифровой маркировки «Честный знак» https://честныйзнак.рф
Центр развития перспективных технологий, https://crpt.ru/
Некоммерческая организация GS1 Russia http://www.gs1ru.org/
Информационный портал ЕГАИС https://egais.ru/
Методические рекомендации по ведению поштучного учета в ЕГАИС http://egais.ru/files/mr2.6.pdf
Государственная информационная система в области ветеринарии https://vetrf.ru/
Автор:
Гридасов Антон
Методист отдела разработки «1С:ERP Управление предприятием» фирмы «1С»