Информационно консультационные услуги и обучение в чем разница
Работник направлен учиться через Интернет
Подтвердить расходы на обучение работника на онлайн-семинарах (вебинарах) помогут распечатки электронных документов и файлы раздаточного материала.
Онлайн-обучение работников набирает сейчас все б’oльшую популярность. Такой вид образования позволяет повышать квалификацию и уровень мастерства сотрудника, практически не отрывая его от рабочего процесса. Однако у бухгалтера компании могут возникнуть проблемы при учете расходов на обучение работника на различных интернет-курсах подготовки (повышения квалификации), онлайн-семинарах (вебинарах) и консультациях. В этой статье мы рассмотрим, как подтвердить такие затраты.
Также подтвердят учебные расходы внутренние документы:
Списываем расходы на обучение
Компании, которые применяют метод начисления, относят затраты на онлайн-обучение к косвенным расходам. При расчете налога на прибыль они признаются в полном объеме. Датой осуществления прочих расходов на оплату образовательных и консультационных услуг признается21:
Отражаем в бухучете
Расходы на обучение работника отражают на счетах учета затрат. Конечно, при условии, что они обоснованы и связаны с производственной необходимостью. В противном случае их надо показать в составе внереализационных расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».
Пример:
Фирма оплатила участие бухгалтера в вебинаре, посвященном вопросам налогообложения. Услуги оказывает коммерческое образовательное учреждение. Стоимость мероприятия составила 5900 руб. (в т. ч. НДС — 900 руб.).
Бухгалтер сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 5900 руб. — оплачено участие бухгалтера в вебинаре;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 51
– 5000 руб. — затраты на участие списаны в расходы;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 900 руб. — отражен «входной» НДС.
Между сторонами подписан акт об оказании услуг, есть счет-фактура на сумму НДС. Налог принимаем к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
ДЕБЕТ 68 субсчет НДС КРЕДИТ 19
900 руб. — «входной» НДС принят к вычету.
Вебинар проведен физлицом. Подтверждаем расходы
Есть несколько способов избежания проблем: личная встреча (заключение традиционного договора), почтовая переписка (обмен письмами с указанием в них условий, формы проведения мероприятия, реквизитов сторон и т. д.). В обоих случаях также нужен акт оказанных услуг (лучше с их расшифровкой) и заявление об оплате.
Возможно и заключение договора по электронной почте (п. 2 ст. 434 ГК РФ). При наличии хотя бы у одной из сторон электронной подписи факт оказания услуг будет считаться подтвержденным (ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). При отсутствии электронных средств идентификации доказать участие работника в вебинаре можно:
Признаем расходы на вебинар
Фирма вправе учесть затраты на участие работников в онлайн-семинарах (вебинарах) как расходы на информационно-консультационные услуги или на обучение (подп. 14, 15, 23 п. 1 ст. 264 НК РФ) при соблюдении пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Поэтому следует оформить соответствующий договор и акт на оказание услуг. В необходимых случаях нужно получить заверенную копию лицензии образовательного учреждения (подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ). Целесообразно также запастись электронными и бумажными копиями презентации с обучающими материалами, программой семинара, ссылкой на видеозапись выступления лектора, скриншотами и иной информацией о проведенном мероприятии. Данные документы станут дополнительным доказательством реальности расходов при возникновении налогового спора (пост. ФАС УО от 25.08.2010 № Ф09-6734/10-С3).
Отметим, что непроизводственные расходы (например, вебинары по личностному росту, проведенные в интересах работников) не могут уменьшить налог на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).
1 подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ
2 письма Минфина России от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77, от 28.02.2007 № 03-03-06/1/137
3 письмо Минфина России от 12.03.2010 № 03-03-06/2/42
4 п. 28 Типового положения об образова¬тельном учреждении дополнительного профессионального образования, утв. пост. правительства РФ от 26.06.1995 № 610
5 пост. ФАС МО от 25.05.2009 № КА-А40/3244-09
6 пост. ФАС ЗСО от 08.11.2007 № Ф04-7274/2007(39986-А27-39)
7 пост. ФАС МО от 07.06.2011 № КА-А40/5289-11
8 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ
9 пост. ФАС ВСО от 05.06. 2008 № А33-10185/2007-Ф02-2304/2008
10 подп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ
11 подп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ
12 подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ
13 подп. 15, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
14 пост. Девятого ААС от 02.02.2011 № 09АП-32031/2010 (оставлено без изменения пост. ФАС МО от 19.05.2011 № КА-А40/4521-11, ФАС СЗО от 10.10.2005 № А42-7611/04-15)
15 подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ
16 пост. ФАС МО от 29.04.2011 № КА-А40/3543-11-П
17 п. 3 ст. 264 НК РФ
18 ст. 196 ТК РФ
19 подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ
20 определение КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П
21 п. 1 ст. 272 НК РФ
22 пост. ФАС МО от 07.06.2011 № КА-А40/5289-11
23 п. 3 ст. 273 НК РФ
Образовательная или консультационная деятельность. Разница?
Знаю английский. Хочу передавать знания людям. Но не хочу получать лицензию. Моя жена открывает ИП, хочет чтоб я занимался английским с клиентами.
Но я НЕ ХОЧУ получать лицензию. Как быть.
По каким формальным признакам моя деятельность может быть признана образовательной, если я настаиваю, что она консультационная.
К образовательной деятельности предъявляются повышенные требования и устанавливаются они на уровне закона (квалификация преподавателей, опыт работы, определенная программа и многое другое), что в конечном счете дает право на получение документа, подтверждающего получение знаний (диплом, свидетельство и т.д.), дающие определенные права и преимущества. Что касается консультационной деятельности, то она регламентируется только лицом, который оказывает данные услуги к лицам, оказывающим консультационные услуги требования об уровне знаний предъявляет только заказчик.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО за ответ! Таким образом, если я настаиваю, что я осуществляю консультационную деятельность (по договору),
Я Вас правильно понял? Т.е. главное, что я утверждаю, что это консультация, а заказчик согласился с этим, подписав договор. Я прав?
Именно так. Главное информационная открытость перед заказчиком и отсутствие ложных обещаний.
Владимир, образовательная деятельность подлежит лицензированию, если вы проводите экзамен и выдаете диплом, также неформально учитывается количество часов обучения; обучение английскому языку можно приравнять к семинарам, и не будет отнесена к подлежащей лицензированию.
Субъекты, виды и объекты консультирования
С точки зрения методов можно различать следующие виды консультирования: экспертное, процессное и обучающее. При экспертном виде консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится, в основном, к обеспечению консультанту доступа к информации и оценке результатов. При процессном виде консультант на всех этапах проекта активно взаимодействует с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, соображения, предложения, проводить с помощью консультанта анализ проблем и вырабатывать решения.
При этом роль консультантов заключается, в основном, в абсорбции (сборе) внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы и приведении их в систему рекомендаций. При обучающем виде консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т. д.
Чем отличается консультирование от обучения? Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т. д. передаются менеджером в общей форме и затем уже применяются ими на практике.
В конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех видов консультирования, и тогда оно становится экспертно-промышленным, процесс- но-обучающим, экспертно-обучающим и т. д.
В развитых странах преимущественно осуществляется процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как в России пока наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее консультирование. Это объясняется, в первую очередь, неподготовленностью российских клиентов к творческой работе с консультантами, желанием руководителей получить готовые решения. Такое положение часто приводит к нег ативным последствиям и неудовлетворенности от итогов консультационных проектов, так как. во-первых, клиент может не воспринимать готовых решений, если они не выбраны совместно с ним; во-вторых, некоторая существенная информация не может быть получена консультантом вне режима активного диалога с клиентом.
Клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители государственных предприятий или соответствующих ведомств, центральные и местные органы власти, а также руководители таких территориальных образований, как технопарки, эконолисы, технополисы, свободные экономические зоны и др. Опыт работы Российской ассоциации консультантов по экономике и управлению показывает, что в России за консалтинговыми услугами обращаются прежде всего следующие организации:
• молодые быстро растущие частные предприятия и банки;
• прогрессивно настроенные местные органы власти;
• государственные и бывшие государственные предприятия, находящиеся в кризисной ситуации.
Первые две группы руководствуются при этом золотым правилом менеджмента, сформулированным Томасом Питерсом:, «Реформировать нужно то, что работает хорошо, ибо здесь силы, могут быть мобилизованы немедленно или по крайней мере быстрее, чем в других сферах». Что касается третьей группы, то и для нее не все потеряно: в консалтинге существуют специальные методы прогнозирования кризисных ситуаций. В частности, рядом российских консультантов успешно осуществляется разработка программ реформирования и оздоровления предприятий, находящихся в «зоне ближнего банкротства».
Современный набор консалтинговых услуг сложился в 50- 60-е годы, которые на Западе называют «золотым веком консалтинга», что связано с послевоенным ускоренным развитием и интернационализацией экономики, вызывавшими усиление потребностей в консультационных услугах. В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделены 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в восемь групп.
Рассмотрим кратко задачи, для решения которых можно пригласить консультантов по каждой из восьми групп консалтинговых услуг.
1. Консультантов но общему управлению приглашают для помощи в решении проблем, связанных с существованием предприятия и перспективами бизнеса. Они оценивают состояние дел в организации в целом и внешнюю для нее среду, определяют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организации филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации по изменению форм собственности и состава собственников, приобретению имущества, акций и паев, совершенствованию организационных структур и т. д.
3. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: 1) поиск источников и использование финансовых ресурсов; 2) оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации: 3) укрепление финансового положения организации на перспективу. Они занимаются вопросами финансового планирования и контроля, налогообложения, бухгалтерского учета, размещения акций и паев на рынке, кредита, страхования, прибыли и себестоимости, неплатежеспособности и т. д.
5. Консультанты но маркетингу оказывают менеджерам помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы произведенные им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы и разработки новой продукции, послепродажного обслуживания и т. д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса.
6. Консультанты по организации производства, разбирающиеся в экономических, управленческих и инженерных вопросах, оказывают менеджерам помощь в решении таких задач, как выбор технологии производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержек производства, планирование производства, использование оборудования и материи/ов, конструирование и совершенствование продукции, оценка работ и т. д.
7. Консультанты по информационным технологиям занимаются разработкой рекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютеров в бухгалтерском учете и других количественных методах оценки деятельности предприятия.
Модель М. Скалли и Б. Хопсона (Scally, Hopson, 1979) была выработана в ходе обучения консультированию более чем 3000 человек.
ОСОЗНАВАНИЕ помогает субъекту сохранять субъективно активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию.
Практика внутреннего консультирования имеет большое значение в реализации инновационного менеджмента, обучения персонала, распространении позитивного опыта
Могут быть различные виды консультационно-исследовательской деятельности.
Особенности учета консультационных услуг
Издержки предпринимателей и организаций, связанные с получением нематериальных услуг, привлекают повышенное внимание контролирующих органов. К категории «опасных» в налоговом учете относятся затраты по информационно-консультационным услугам. Суть проблемы в сложности подготовки доказательной базы о том, что консультация по факту имела место, была полезна, а уплаченная стоимость – обоснована.
Вопрос: Работница организации больше двух лет находится в отпуске по уходу за ребенком. На дому она оказывает консультационные услуги по налоговому и бухгалтерскому учету и применяет НПД с 2019 г. (г. Москва). Вправе ли она оказать организации-работодателю такую услугу разово в рамках НПД?
Посмотреть ответ
Информационно-консультационные услуги
Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):
Вопрос: Как отразить в учете организации-исполнителя выручку от оказания консультационных услуг на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), оформленного выдачей заказчиком собственного простого дисконтного векселя со сроком погашения на определенный день?
Посмотреть ответ
Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.
СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.
Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.
Бухгалтерский и налоговый учет
Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.
В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).
ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.
Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).
В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:
Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.
Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия
ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.
Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.
Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.
Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»
Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).
Из этого правила может быть несколько исключений:
Типовые корреспонденции
В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.
Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:
Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.
Информационно консультационные услуги и обучение в чем разница
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация оказывает информационно-консультационные услуги по проведению семинаров и вебинаров. Организация имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Может ли организация в договорах и на официальном сайте указывать, что по итогам обучения будет выдаваться удостоверение о повышении квалификации государственного образца?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выдавать документы об образовании государственного образца могут только образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию. В отсутствие государственной аккредитации образовательная организация не может указывать, что она выдает документы об образовании государственного образца.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
20 сентября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter