Информационные коммуникации что это

Информационные коммуникации

Кратковременные коммуникации.

Стоит также отметить, что некоторые кратковременные коммуникации служат иногда большим целям, чем кажется. Несмотря на свою якобы бессмысленность, они работают как форма долговременных коммуникаций. Например, присутствие президента страны на концерте известной группы, спортивном матче или другом культурном событии на первый взгляд кажется обычном житейским фактом. Получающий эту новость человек может подумать: «Ну а почему бы Президенту не посетить концерт этой группы? Хорошая же группа. Мне нравится, ну и ему, видимо, тоже». И вот в этот момент активируется именно долговременная коммуникация. Создается образ Президента, близкого к народу, образ того, что он – не мифическая фигура, а обычный живой человек, что ему нравятся такие же вещи, как и всем остальным.

Долговременные коммуникации.

Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что этоИнформационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это

Довоенные немецкие плакаты и плакат, предшествующий вторжению СССР в Польшу в 1939 году.

таковы были слова Давида, перед тем как он вышел на поле боя (см. «1-я Книга Царств»: гл. 16-31). Этот символ указывал евреям на то, что несмотря на угрозу со стороны более сильных народов, они все объединены верой в Бога и Бог же их защищает.

Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это

«Давид и Голиаф», гравюра Гюстава Доре, 17 век. «Геракл убивает Лернейскую гидру», 15 век.

Источник

Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это

Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это

Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это

Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это

Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это

Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это

Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это

Информационные коммуникации что это. Смотреть фото Информационные коммуникации что это. Смотреть картинку Информационные коммуникации что это. Картинка про Информационные коммуникации что это. Фото Информационные коммуникации что это

НОВЫЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ИХ СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Новые виды информационных коммуникаций и их социальное значение

Денисов Д.С., Кочеткова О.В.

Волгоградский государственный аграрный университет

New types of information communications and their social implications

Denisov D.S., Kochetkova O.V.

Volgograd State Agrarian University

Коммуникация — это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи [1].

Коммуникация является одним из необходимых условий жизни человека в социуме, а коммуникабельность, под которой понимают способность к общению, общительность, способность к совместной работе.— одна из важных системных характеристик, сопутствующих успеху в современном обществе.

Принято различать внешние, внутренние, межличностные и общественные коммуникации. Внешняя коммуникация — это коммуникации между организацией и внешней средой. Задача внешних коммуникаций — удовлетворить информационные потребности организации, наладить связи с государственными органами, общественностью, поставщиками, клиентами. С помощью внешних коммуникаций формируется и поддерживается имидж компании.

Внутренние коммуникации являются частью производственно-хозяйственной деятельности: связь между отделами, отчеты отдела реализации или ведомости складского учета и т.п. Коммуникация внутри организации включает в себя инструктирование, информацию, обучение, менеджмент методом разговоров. Именно в результате коммуникации сотрудники получают необходимые знания и мотивацию, становятся лучшими защитниками и популяризаторами планов компании Важнейшая цель внутренней коммуникации в организации — создание среди сотрудников поддержки целей и политики, проводимой руководством организации. Таким образом, внутренняя коммуникация представляет собой важный организационный инструмент и необходимое условие для эффективного развития и внедрения организационной политики.

Межличностная коммуникация — коммуникация с другим человеком. Коммуникации между неформальными группами могут охватывать набор связей — от бытовых до производственных. Основой этого типа коммуникаций является информация, циркулирующая по каналам неформального общения. Иногда руководители специально запускают «слухи», чтобы проверить реакцию коллектива на возможные будущие решения.

Общественные, или массовые, коммуникации — процесс сообщения информации с помощью технических средств или средств массовой коммуникации численно большим группам людей: печать, радио, кино, телевидение. Источник информации передает послание рассредоточенным аудиториям. Ограничена возможность обратной связи[2].

Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных методов. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных (диалог, совещание, переговоры, презентации и т.п.) или письменных (приказы, распоряжения, инструкции, письма и пр.) сообщений, невербальные — осуществляются посредством языка телодвижений (осанка, жесты, поза, выражение лица и пр.) и параметров речи (интонация, тембр голоса, темп речи, громкость голоса, произношение, стиль речи и пр.).

Информационная коммуникация обеспечивает связь с массовой аудиторией посредством каналов коммуникации (все виды СМИ). Телекоммуникационные технологии непосредственно связаны с понятием информации и информационных потоков: по схеме «донесения послания до населения» и по схеме медиатехнологий (где важным является действие в информационном поле).

В настоящее время в мире протекает глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена [3].

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг. Информационные технологии стали причиной появления новых видов коммуникаций: смс-сообщения, социальные сети, общение по Скайпу, intranet и другие.

Рассмотрим некоторые из новых видов коммуникаций. Не вызывает сомнений, что наиболее популярными из них являются SMS- сообщения. Около 95% населения используют их в повседневной жизни. При этом 40% используют SMS-сообщения в целях передачи существенной информации, 68% – с целью общения, 16% – с целью приятного времяпровождения [4].

Учитывая, что использование SMS- сообщений подразумевает концентрированную (сжатую, укороченную) передачу информации с целью экономии времени, такой способ коммуникации является недорогим, быстрым и удобным. Однако он не претендует на полноценные личные контакты ввиду ограниченных возможностей передачи эмоционального состояния абонентов. Учитывая, что 96% адресатов респондентов являются друзья или члены семьи, можно с уверенностью сказать, что SMS-сообщения являются неофициальным видом коммуникации[4].

Социальные сети приобрели большую популярность, поскольку обеспечивают высокую скорость коммуникации, возможность использования разнообразных её форм, а общение имеет черты простой коммуникации. Благодаря социальным сетям формируются группы по интересам, быстро распространяется информация, люди легко могут найти своих знакомых и даже единомышленников. Вместе с тем необходимо отметить и отрицательные черты такого вида коммуникации. В социальных сетях может распространяться экстремистская информация, пропагандироваться негативные идеи, наблюдается высокая степень влияния между ее членами. У активных пользователей социальными сетями страдает языковая грамотность, насыщенность и образность речи, межличностные контакты значительно обедняются. Легкость прерывания контактов не дает возможности развивать умение решать сложные конфликтные ситуации общения. Интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей жизнедеятельности, поскольку виртуальная жизнь социальных сетей ставит человека в ситуацию, когда навыки «живого общения» не используются. Такие навыки люди могут отработать только в реальной жизни, когда они могут определить эмоциональное состояние собеседника и выбрать правильную линию поведения. Уход из реальной жизни в виртуальную, примером которого являются социальные сети, может привести к нарушениям адаптации человека в обществе.

Глобализация мирового хозяйства привела к тому, что мир стал более открытым, а коммуникация между людьми превращается в стратегический ресурс развития и значительно превосходит роль традиционных ресурсов (земля, здания, сооружения, уровень промышленного производства). Успех или неудачу любой организации, существующей в современных рыночных условиях, сегодня определяют не только избыток или недостаток сырьевых ресурсов, труда или капитала, но новые созидательные возможности человека, новые формы взаимодействия, новые виды коммуникации.

Превращение информации в лимитирующий фактор производства меняет характер хозяйственной власти: объектами собственности, дающими их субъектам хозяйственную власть, становятся информация и знания.

К новым видам внутренних коммуникаций является Intranet – технология, основанная на технологии Internet, которая позволяет организации создать общее коммуникационное пространство, внутри которого беспрепятственно будет осуществляться обмен информацией. Благодаря Intranet все, чем живет организация, интерактивно, в едином интерфейсе, связывается воедино. Каждый сотрудник может пользоваться необходимой информацией, и, по мере своей компетенции, пополнять ее. Таким образом, Intranet является как бы «интеллектом» организации, цель которого состоит в том, чтобы дать возможность каждому сотруднику быть более производительным, а продукции – более своевременной и конкурентоспособной. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и, что немаловажно, повышению уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации[8].

Нельзя не отметить значение внешних коммуникаций для любой компании в современном мире, поскольку успех в конкурентной борьбе, прибыль и положение на рынке зависят от восприятия компании, ее имиджа внешним миром, т. е. от коммуникации. Только интернет-технологии, как новый вид коммуникация доносят до основной группы потребителей все значимые факторы в бизнесе: значение торговой марки, уровень корпоративной культуры, самоотдачу сотрудников, размер рынка, потенциал конкурентов и т.д.

Кроме того, электронные коммуникации могут обеспечить любому субъекту рынка решение такой важнейшей задачи, как преодоление непрозрачности (коррупция, судебная система, экономическая политика, стандарты бухучета и раскрытия информации, нормативное регулирование).

Список используемых источников

Информационное агентство РИА-Новости. Режим доступа: http://ria.ru/economy/20130708/948409615.html, свободный.

Wikipedia. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Skype, свободный.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.

Литвинов Ф.И. Моделирование управленческих структур предприятия. /Под ред. Литвинов Ф.И. – М.: Менеджмент в России и за рубежом, 2008.-№2-с.91-96.

Источник

Коммуникация информационная

Смотреть что такое «Коммуникация информационная» в других словарях:

Коммуникация информационная: субъекты — партнеры по информационному взаимодействию, опосредствованному СМИ и сетью Интернет: медиакорпорации (также их собственники, заказчики коммуникации), публикующие сведения разного рода (информацию) об окружающем мире, феномене человека, жизни… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Информационная теория демократии — Информационная теория демократии это междисциплинарное научное направление, изучающее возможности информационно коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения эффективности социального, экономического и других форм взаимодействия, и… … Википедия

коммуникация — 3.1.20. коммуникация: Управляемая передача информации между двумя или более лицами и (или) системами Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

коммуникация риска — 3.4 коммуникация риска (risk communication): Обмен информацией о риске или совместное использование этой информации лицом, принимающим решение, и другими причастными сторонами. [ИСО/МЭК Руководство 73:2002] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

КОММУНИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — 1) все многообразие информационно коммуникационных взаимодействий организации, которые условно можно разделить на два типа коммуникация внутри организации и коммуникация организации с ее внешней средой; 2) сравнительно молодая наука, предмет… … Социология: Энциклопедия

КОММУНИКАЦИЯ — (от лат. communicatio сообщение, передача) передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом об ве К. осуществляется между индивидами, группами, организациями, гос вами,… … Российская социологическая энциклопедия

Коммуникация — есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом человеком, животным, машиной. К. выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т. п.), которую… … Педагогическое речеведение

Информационная глобализация — происходящая в контексте процесса формирования глобального (всемирного) эконом. и финансового рынков стандартизация и унификация информационных потоков, а также условий распространения и потребления информации, стратегии медиаменеджмента и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005-2010: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности — Терминология ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005 2010: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности оригинал документа: 3.1 влияние (impact): Неблагоприятное изменение уровня достигнутых… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (англ. mass communication массовое общение), систематич. распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Реферат: Информационные коммуникации и общество

1. Глобальные информационные коммуникации

1.1 Понятие коммуникации

1.2 Информационное общество: плюсы и минусы

2. Глобализация как феномен современного развития цивилизации

Популярный ныне термин «информационная эпоха» как никакой другой пригоден для характеристики нашего времени. Уверены в том, что XXI век будет в первую очередь веком информации, информационной революции.

Коммуникация, играющая одну из самых важных ролей в социализации на протяжении всей истории существования человечества, объектом научного социологического интереса стала только в двадцатом веке.

Пользуясь различными методологиями, можно разделить историю человечества на разные этапы, определяющие его развитие. Например, по школьной программе: первобытное общество, рабовладельческое, феодализм, капитализм и так далее. Американский ученый доктор Маршалл Маклюэн, руководствуясь технологическим детерминизмом, предлагает деление истории на четыре эпохи: эра племенных сообществ, эра образования, эра печатания книг и эра электронных средств коммуникации. Маклюэн утверждает, что переход от одной эры к другой происходит тогда, когда технология коммуникации достигает определенного уровня развития. Решающими новшествами, которые (в свое время) повлияли на образ жизни человека, по мнению ученого, являются фонетический алфавит, пресса и телеграф. Сегодня же средства массовой информации радикально изменили не только образ жизни, но и самого человека, его манеру мыслить, чувствовать, действовать.

Как показывает опыт, современную ситуацию характеризует такой уровень внутренней интеграции социальной системы, связанный прежде всего с развившимися к концу XX века новыми возможностями коммуникации (электронные средства информации, Internet, телевидение, радио, спутниковая связь и т.п.), когда концепции, представления и идейно-ценностные ориентации практически с момента своего возникновения получают неограниченное распространение в массовом сознании. Тем самым именно проблема коммуникации становится одной из основных проблем современности.

Основной из мировых, глобальных коммуникаций является Internet.

Согласно прогнозу IDC, в 2005 г. население «планеты Internet» достигнет 1 млрд. человек. Таким образом, уже сегодня данное средство распространения информации является уникальным по охвату аудитории. Потенциально Internet способен обратить в аудиторию все население земли. Сеть, в отличие от традиционных средств связи, способна устанавливать множество взаимосвязей между различными каналами, и можно рассматривать Интернет как «нервную систему» человечества, интерпретировать Сеть как «глобальный мозг».

Цель данной работы: дать понятие и охарактеризовать информационные коммуникации, а также попытаться выявить плюсы и минусы глобальной коммуникации.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 18 страниц.

1. Глобальные информационные коммуникации

1.1 Понятие коммуникации

Понятие коммуникации имеет много различных определений. Коммуникация – это «передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов» (Theodorson). «Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию». (Ф.И.Шарков). «Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других)» (В.П.Конецкая). «Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого» (Г.Г.Почепцов).

Однако в последнее десятилетие стало активно развиваться ещё одно средство коммуникации, которое не поддаётся вышеуказанному структурированию. Таким средством является Internet. В настоящее время среди учёных активно обсуждается проблема соотнесения Internet и средств массовой коммуникации, тем не менее однозначного решения она ещё не обрела. Тот факт, что Internet является одним из самых распространённых современных средств коммуникации, ни у кого не вызывает сомнения. Массовость его распространения как количественный показатель тоже очевидна. Однако возникает ряд вопросов, от ответов на которые можно будет исходить в отнесении или неотнесении Internet к массовым коммуникациям, являющихся видом социальной деятельности, имеющей субъект, объект, определённую систему ценностей, лежащую в основе целеполагающей деятельности субъекта, а также определённые продукты деятельности, служащие целереализации субъекта. Подобный анализ Internet представляется довольно затруднительным, тем не менее в литературе, анализирующей деятельность массовых коммуникаций, время от времени высказываются позиции, относящие Internet к средствам массовых коммуникаций на основании больших объёмов циркулирующей информации, а также относительно большой включённости массовой аудитории. В любом случае такая сложная и востребованная коммуникативная форма как Internet найдёт своё место в коммуникативном пространстве и в системе исследующих это пространство наук.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что разрешение проблем, возникших в социологии массовых коммуникаций, требует дальнейшей углубленной разработки как в рамках специальной теории массовых коммуникаций, так и выведения этой проблематики на уровень общей социологии и социальной философии.

1.2 Информационное общество: плюсы и минусы

Многовековая эволюция средств коммуникации содержит немало эпохальных событий, начиная с возникновения письменности, появления бумаги, создания печатного станка Гутенберга, распространения газет, изобретения телеграфа. Почти одновременно совершается открытие радио и киноизображения, затем создается телевизионная трубка. Вторая половина XIX века и весь ХХ век прошли под знаком бурного прогресса в развитии средств коммуникации.

За несколько десятилетий (если перескочить из тех лет к сегодняшнему дню) сложилась следующая картина наличия на Земле традиционных средств массовой информации: телевизоров в мире сегодня – более 1,5 млрд. штук, радиоприемников – более 2 млрд., ежедневных газет – более 10 тыс. названий, кинофильмов выпускается более 4 тыс. в год, суммарный тираж книг – около 10 млрд. экз. Некоторые телевизионные передачи, например финальные игры первенства Европы по футболу 2000г., смотрели более 7 млрд. зрителей на всех широтах, на первенстве было аккредитовано 5400 журналистов.

Созданную Тэдом Тернером программу CNN смотрят во всех странах одновременно десятки или даже сотни миллионов людей, которые моментально узнают обо всех событиях в мире.

В середине прошлого века родилось еще одно информационное чудо – Internet. В декабре 1969г. три компьютера в Калифорнии и один в штате Юта были соединены друг с другом. Этот момент может считаться официальным началом сети, которая постепенно превратилась в Internet.

В 1989г. ученый-компьютерщик из Оксфорда Тим Бернерс-Ли изобрел новую технологию свободного доступа в Internet – World Wide Web (Всемирная Паутина).

Существует множество определений, что такое Internet – как совпадающих, так и противоречащих друг другу. Вот одно из них: «Это сложная транспортно-информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножки – например телефонная сеть, соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны».[1]

Появление Internet породило массу публикаций, множество книг. Их авторы спорят не только о технических сторонах и перспективах, но и в более широком плане о воздействии компьютерной и информационной революции на жизнь человечества. Так, президенту корпорации «Интел» ближайшее будущее человечества видится следующим: более 1 миллиарда высокопроизводительных компьютеров, соединенных сетями и обеспечивающие триллионы надежных контактов по всему земному шару. Через эти сети будет осуществляться все: финансовые операции, образование, обмен научными открытиями и достижениями культуры, личная переписка, все заказы на продукты, билеты, сводки погоды, в общем – все. Один пример: в Великобритании в 2004 году более 20% всех продаж производилось непосредственно через Internet.

Меняется и образ жизни миллионов людей. В США, например, во многих средних и мелких фирмах до 90% сотрудников работают на дому, используя компьютерные терминалы. На Западе давно уже канули в Лету времена, когда говорилось о «пролетариате», о «классах» и «классовой борьбе», теперь здесь 2/3 рабочей силы заняты в информационно-сервисных секторах, и этот процесс продолжается.

Но не только через Internet ощущает простой человек информационную революцию. В последние годы наиболее бурное развитие получило уже становящееся привычным новейшее средство коммуникации – мобильные телефоны. Сегодня услугами сотовой связи пользуются более 500 млн. чел. К 2006 г. число владельцев мобильных телефонов в мире вырастет более чем 1 млрд. чел. По мнению аналитиков, буквально в течение первых десятилетий XXI века в развитых странах будет охвачено сотовой связью 90% населения.

К 2010г. оборот на мировом рынке телекоммуникаций прогнозируется на уровне 3,3 триллионов долларов.

В самое последнее время происходит еще один интереснейший и весьма перспективный процесс – соединение мобильных телефонов с Internet. «Мобильная революция» – называют это специалисты. Она отражает доминирующую мировую тенденцию – главным товаром становится информация, и телекоммуникационные инфраструктуры приспосабливаются к тому, чтобы максимально способствовать перемещению гигантских объемов информации, причем в самой удобной для потребителя форме. Соединение «мобильников» с Internet творит чудеса. В Германии, например, уже сегодня можно, находясь в движущемся автомобиле, вызвать на дисплей своего сотового телефона из Internet список всех ближайших ресторанов и кафе, заказать себе столик и понравившиеся блюда.

Мобильные телефоны становятся неотъемлемой частью персонального компьютера, мобильная связь все теснее переплетается с Internet. Мобильный телефон превращается в передвижной офис.

По разным оценкам, уже через 3-4 года потенциал мобильного Internet составит более 300 млрд.долл. Его услугами будут пользоваться до 700 млн. человек.

Россия, естественно, не смогла избежать и присущих компьютеризации во всем мире бед, в том числе появления хакеров, компьютерных вирусов и т.п. В августе 1998г. в МВД РФ было специально создано Управление по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Насколько это важно, подтверждает мировой опыт. Сколько уже есть примеров, когда хакеры или вирусы наносят ущерб в миллиарды долларов. В мире появляется 20-30 опасных компьютерных вирусов каждую неделю.

Становление глобального информационного сообщества является составной частью переживаемого ныне всем человечеством процесса глобализации. И информационная революция, и глобализация в целом полезны для человечества и, главное, объективны, их невозможно отменить или остановить. Но, как и в глобализации, некоторые усматривают в информационной революции не только плюсы, но и минусы, не только блага, но и угрозы.

Так, справедливо утверждают, что блага глобальной коммуникации достаются пока только самым высокоразвитым нациям, так называемому «золотому миллиарду» населения Земли, а это, в свою очередь, еще больше отрывает его от остальных пяти миллиардов и особенно от самых бедных из них. Проблема использования благ информационной революции в интересах своих народов, с одной стороны, и колоссального разрыва в обеспечении информацией и средствами коммуникации богатых и бедных наций, с другой стороны, приобретает такие масштабы, что этим занимался даже саммит «Восьмерки». Там говорилось, что информационно-коммуникационная технология «расширяет возможности, несет блага всем людям мира и объединяет их, дает возможность самовыражения и уважения друг к другу. Она несет в себе огромные возможности для дальнейшего роста экономики, укрепления системы социального обеспечения стран и сплочения общества и тем самым для процветания демократии. Поэтому доступ к возможностям цифровых технологий должен быть открыт для всех.

Мы ясно осознаем, что процесс глобализации и быстрые темпы развития информационной технологии порождают различные опасения. Нам необходимо принять соответствующие меры с тем, чтобы внести успокоение в умы людей. Действуя согласованно, мы сможем максимально увеличить выгоды от информационной технологии и обеспечить, чтобы они стали доступны для тех, возможности которых в этом плане пока ограничены».

Помимо информационного разрыва между богатыми и бедными странами, многие обращают внимание и на другие существующие в этой области опасности.

Так, говорят и о том, что поскольку основными наполнителями Internet, CNN, международного телевидения в целом, да и большинства других СМИ является США, то интернационализация информации представляет собой главным образом попытку окончательной американизации всей духовной жизни человечества.

Правы и те, кто указывает на такие «побочные продукты» глобализации, как нивелирование национальных культур и стирание национальной аутентичности, более свободное распространение вредной информации, культа денег и насилия, организованной преступности, наркобизнеса. Все эти и другие проявления глобализации требуют дальнейшего изучения.

Тем не менее одно несомненно: XXI век будет веком глобализации во всех сферах жизни – в экономике, торговле, финансах, науке и технике и, конечно, в информации, причем информационная революция будет важнейшим компонентом и двигателем этого процесса.

Некоторые ученые считают, что идея глобализации недопонята, а угрозы ее сильно преувеличены, поскольку создание объединенного медиа вовсе не обязательно должно привести к объединению общества. Есть и другая точка зрения, суть которой заключается в том, что глобальное общество неизбежно и постоянно будет иметь дело с опасностью возможной дезинтеграции различных подобществ.

Процесс глобализации (если рассматривать его без учета политической и финансово-олигархической составляющих) является знаком нового времени. Это еще одна попытка интегрировать культуры, утвердить единые правила для людей, живущих в едином, не разделенном границами обществе, создать единую систему вербальной коммуникации, единый мир. Более того, процесс этот уже идет, набирая ускорение вне зависимости от нашего к нему отношения.

2. Глобализация как феномен современного развития цивилизации

Иллюзия гармонии нового миропорядка в результате разрушения коммунистических режимов в 90-х годах XX века не могла долго просуществовать.

Очевидно, что в контексте глубинного противоречия современной цивилизации, противоречия между процессами глобализации и интеграции общественных процессов, с одной стороны, и стремлением к сохранению культурной идентичности, этноконфессиональной целостности, индивидуализации личностного начала, «парадигма гармоничного мира» оказалась слишком оторванной от реальности, «чтобы быть полезным ориентиром в мире».

Очевидно, что изменения, происходящие в современном социальном пространстве не могут не оказать существенного влияния на содержание и направленность коммуникативных процессов. Воздействие общественных изменений и новые информационные технологии «связаны не столько с расширяющимися возможностями накопления и переработки информации» как это представлялось ранее, сколько «с новыми формами коммуникации».

Единое информационно-коммуникативное пространство современного мира, создаваемое такими завоеваниями цивилизации, как глобальная система Internet, средства связи и передвижения огромных масс людей, должно, казалось бы, по многим объективным признакам усиливать естественное стремление людей к объединению, гармонизации человеческих отношений, выработке новых подходов к решению социальных и экономических проблем, стоящих перед человечеством. В действительности же многополярность современного миропорядка «вывернула» новые проблемы, ориентированные, прежде всего, на культурно-коммуникативную сферу социальной реальности. Идеи диалога культур, этноконфессионального консенсуса, толерантности и т.д. возникли в ответ на резко обозначившуюся потребность в необходимости «снятия» противостояния государств, политик, религий, культур и всего того многообразия противоречий, присутствующих в настоящее время и присутствовавших в человеческом сообществе на протяжении тысячелетий его существования.

Глобализация как феномен современного развития цивилизации характеризует переход к новому мировому порядку, новой системе отношений, в корне меняющей веками складывающуюся упорядоченность общения между людьми. Установление нового миропорядка оказалось процессом очень сложным и крайне противоречивым. Наиболее глубокие противоречия и вызванные ими изменения коснулись коммуникативной сферы современной социальной реальности.

Преодоление негативных сторон глобализации затруднено тем, что сфера духа человека не имеет предметно-вещественного, непосредственно воспринимаемого выражения. Они скрыты в психологии людей и проявляются лишь в сфере прежде всего повседневного общения, а также в поисках той ниши социальной и духовной защищенности, в которой не чувствовалось бы щемящего душу одиночества, страха перед неизвестностью завтрашнего дня. Атомизированная личность наедине с экраном зрелищного шоу, виртуально приобщаясь к событиям жизни героев увиденного, ощущает себя таким же сильным, достигающим успехов жизненного благополучия и т.д. В соприкосновении же с реальностью он становится одним из многих, пытающихся завоевать свое место под солнцем, непонимаемым другими и непонимающим других, одиноким, озлобленным человеком.

Глобализация информационных процессов привела к тому, что под влиянием средств массовой информации мир становится «глобальным театром», где каждому приготовлена своя роль, определяемая слуховизуальной культурой, которая по своей природе носит мозаичный характер.

Переворот в сознании современного человека произошел в очень короткие сроки, по времени совпадавшие с переходом в новый век, в новое тысячелетие. Проснувшись однажды, мы все поняли, что мы стали иными. Но что самое сложное в этом процессе, так это то, что произошел разрыв поколений. И это не только компьютеризация, повлиявшая на мировосприятие современного человека, создающая новый тип мышления. Происходит изменение информационного поля под влиянием сформировавшейся глобальной информационной системы.

В условиях крайне сложных процессов реформирования российской действительности, когда прежний образ жизни и духовно-нравственные установки разрушены, а новые еще не сформированы, социальные последствия рассматриваемых противоречий, вызванных процессами глобализации кратно усиливают эффект воздействия аномии на массовое сознание и поведение людей. Затянувшийся системный кризис в нашей стране сопровождается ослаблением правовой и моральной регуляции поведения людей, падением влияния семьи на молодые поколения. В этих условиях широкое распространение получает такой тип коммуникативного поведения, в котором преобладают стихийные бунтарские настроения всеобщего разрушения.

Опираясь на современные исследования следует выделить следующие особенности развития коммуникационных процессов в условиях становления новых цивилизационных отношений, начиная со второй половины двадцатого века. Во-первых, противоречия постиндустриальной цивилизации явились причиной формирования совершенно нового типа коммуникативного взаимодействия, обеспечиваемого огромным количеством коммуникативных средств и посредников.

Во-вторых, информационная революция второй половины XX века вызвала к жизни не только увеличение во все нарастающих размерах доли СМИ, Internet, сотовой и спутниковой связи и т.д. в обеспечение информационно-коммуникативного взаимодействия между людьми, но и изменила их образ жизни, социальные механизмы, обеспечивающие функционирование коммуникативного пространства населения планеты.

В-третьих, развитие средств массовой информации, раскрывающее широкие возможности воздействия (вплоть до манипулирования) на массовое сознание, включает страны мира в неизбежную глобализацию информационных процессов. Безграничный выбор возможностей удовлетворения самых разнообразных потребностей, неиссякаемые доступные всем источники развлечений явились причиной углубления такого пагубного для развития культуры явления, как аномия.

В-четвертых, доступность практически любой информации самым широким слоям населения (было бы желание) способствует формированию в самосознании человека своего собственного образа, выровненного (уравненного) в возможностях со всеми.

В-пятых, одним из ведущих признаков нового формирующегося общества является быстротечность, фрагментарность, отмечаемых в сфере межличностных коммуникаций, а также в сфере потребления и услуг. Но они оказывают наибольшее влияние на современного человека. Современное коммуникативное поле (поле взаимодействия людей) характеризуется высокой мобильностью не только человека, но и социальных систем и социальных институтов, сокращением времени, отводимом на межличностное длительное общение, появлением новых информационно-коммуникативных технологий, способствующих сокращению времени связей между людьми. Принцип разнообразия ворвался в родственные, семейные, дружеские отношения, когда каждый участник коммуникативной ситуации взаимозаменяем, так как все более теряет свою функциональную и личностную неповторимость, становясь усредненным человеком массы.

В Internet неизмеримо повышается скорость и дешевизна распространения информации (в 700 раз быстрее и 335 раз дешевле, чем по почте), бесконечно раздвигаются границы предоставления информации, повсеместно распространяется плюрализм информации и т.д. Таким образом, Всемирная паутина является уникальным средством объединения всех и каждого в «одну замкнутую систему» (Т. де Шарден). Интернационализация современного мира выступает одновременно как его «интернетизация» и «сетизация».

Таким образом, анализ общения в Internet наглядно демонстрирует противоречивость прорастания Сети в социальную структуру общества. Эта противоречивость может и не носить однозначно положительного или отрицательного оттенка. Это хорошо видно на примере эволюции традиционных СМИ.

Учитывая, что Internet только набирает темпы своего развития, окончательные итоги анализа социальных последствий прорастания Всемирной паутины в социальную ткань подводить рано.

Список использованной литературы

1. Акчурин И.А. Виртуальные миры и человеческое познание // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: 2000

2. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М.: 2002.

3. Соколов А.В. Общая социальная коммуникация. С-П.: 2002.

4. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.: 2002.

5. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: 2002.

6. Шарков Ф.И.,Родионов А.А. Социология массовой коммуникации М.: 2002.

[1] Басин М., Швилович И. Синергетика и Internet. – С.-Пб.: Наука, 1999, с. 29.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Информационные коммуникации и общество
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат Добавлен 23:24:34 19 июля 2010 Похожие работы
Просмотров: 2329 Комментариев: 16 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать