Информационные ресурсы социальной сферы что входит
Информационные ресурсы социальной сферы
Наиболее развиты информационные ресурсы в здравоохранении и образовании. Сеть Минздрава насчитывает 61 информационный центр. Развитие информационных ресурсов в области образования идет в двух направлениях:
— создание федеральной университетской сети RUNNET;
— создание региональных центров информации.
Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.
Наиболее крупные ресурсы:
— базы данных по федеральному бюджету и бюджетов субъектов РФ, реестр паспорта импортных сделок, реестр страховых компаний (Минфин РФ);
— реестр собственности РФ (Мингосимущество РФ);
— базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России);
— базы данных «Налоговая отчетность», гос. реестр налогоплательщиков (МНС);
— фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность (Банк России) и др.
Структура региональных информационных ресурсов
Региональные информационные ресурсы делятся на:
— ИР субъектов РФ;
— ИР городские;
— ИР муниципальные.
Региональные (муниципальные, городские) информационные ресурсы предназначены для управления территориальным образованием.
Практически вся первичная информация создается на муниципальном уровне.
Участвуют в этом следующие организации:
— региональные и муниципальные органы статистики;
— органы юстиции, осуществляющие регистрацию прав собственности;
Базовыми информационными ресурсами являются: кадастры, реестры и регистры.
Градостроительный кадастр (ген. план, градостроительное зонирование и т.д.).
Картографический кадастр (топографические планы, аэросъемки).
Реестр инженерных сетей и коммуникаций.
Регистр юридических лиц, находящихся в:
Регистр физических лиц
Создается база данных, содержащая адресно-справочную информацию о кадастрах, регистрах, реестрах, базах данных.
7. Структура и содержание корпоративных информационных ресурсов. Понятие контента.
Под информационным ресурсом предприятия (организации) будем понимать совокупность собственных, приобретаемых и поставляемых извне данных, зафиксированных как на бумажных, так и электронных носителях.
Структура информационных ресурсов предприятия приведена на рисунке ниже.
Формысуществования корпоративных ресурсов могут быть следующими:
файлы различной природы (аудио, видео) и т.д.
В сущности, информационные ресурсы – это общий объем данных и знаний, циркулирующих на предприятии, входящих в него и исходящих из него, материализованныхна каком-либо носителе.
Ресурсы делятся на три группы:
— приобретаемые и получаемые от сторонних организаций.
— генерируются внутри предприятия,
— внешние– то есть поступают извне.
Информационные ресурсы, в зависимости от материального носителя делятся на внемашинные и внутримашинные.
внемашинные – бумажные документы управленческого и организационно-распорядительного характера,
внутримашинные– это внемашинные информационные ресурсы, введенные в память компьютера.
Управленческие документы отражают производственные, хозяйственные, финансовые и прочие операции, выполняемые в процессе функционирования предприятия.
Это плановые, бухгалтерские, аналитические, статистические, маркетинговые, логистические, проектно-конструкторские и технологические (трудовые, материальные и технологические нормы) и прочее.
Документы организационно-распорядительного характера делятсяна следующие группы:
— организационные (задачи и цели предприятия, структура предприятия, штатное расписание, устав предприятия и т.д.);
— распорядительные (приказы, указания, предписания, инструкции и прочее);
— справочные (письма входящие и исходящие, акты, справки, обзоры, рефераты, библиотечные подборки и т.д.);
— прочие (патентная, юридическая и прочая документация).
Внешние информационные ресурсы могут быть как платными (приобретаемыми), так и предоставляемыми сторонними организациями в соответствии с договоренностями или обязательствами (получаемые ресурсы). Как те, так и другие могут иметь как бумажную форму представления, так и передаваться по каналам связи.
Приобретаемые информационные ресурсы включают периодически выполняемые платные услуги аналитического характера.
Например, в различных консалтинговых фирмах можно заказать анализ динамики курса валют, кросс-курсы валют, динамики ценных бумаг, ставок привлекаемых рублевых и других депозитов, информацию о конкурентах, тенденциях в изменениях в деловой среде и состоянии международных рынков и т.д.
В отличие от приобретаемых, получаемые информационные ресурсы отражают деловые отношения с партнерами, также отношения с выше или ниже стоящими организациями.
Содержательно они отражают информацию, получаемую из
налоговых и прочих организаций.
Особое место в данном классе занимают Интернет-ресурсы отдельных министерств и ведомств.
Собственныеинформационные ресурсы могут быть либо структурированными, и тогда они подлежат арифметической, логической и другой обработке программными средствами, либо нет.
Структурируемые информационные ресурсы – это базы данных, хранилища данных, базы знаний.
Управленческие, а также организационно-распорядительные документы фиксируют все производственно-хозяйственные, финансовые и другие операции.
Данный подкласс информационных ресурсов является неформализованным, однако их содержание и вид материальных (бумажных) носителей регламентируются государственными стандартами.
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Документ обладает двумя свойствами: многофункциональность (регистрация информации, передача, обработка и хранение) и наличием юридической силы.
Форма и содержание управленческих документов регламентируется нормативно-методической базой, создаваемой государственными органами.
Это свод законов, нормативно-правовых и методических документов, регулирующих процессы их создания, обработки и хранения.
Данная база содержит:
1. Законодательные акты РФ в сфере информации и документации.
2. Государственные стандарты на управленческую документацию.
Стандарты регламентируют форму и содержание большинства документов на предприятии.
Документы, разработанные в соответствии с этими стандартами, называются унифицированными.
Унификация систем документации может осуществляться на различных уровнях: межотраслевом (государственном), отраслевом и на уровне предприятий.
На межотраслевом уровне создается унифицированная система документации (УСД), в которую входят:
— единая система конструкторской документации (ЕСКД);
— единая система технологической документации (ЕСТД);
— унифицированная система форм статистической информации;
— унифицированная система документации бухгалтерского учета и отчетности и др.
В соответствии со стандартами в РФ создано восемь унифицированных систем документации:
1. Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций.
2. Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий.
3. Унифицированные системы организационно-распорядительной документации.
4. Унифицированные системы отчетно-статистической документации.
5. Унифицированные системы банковской документации.
6. Унифицированные системы документации Пенсионного фонда РФ.
7. Унифицированные системы документации по труду.
8. Унифицированные системы внешнеторговой документации.
Содержание информационного ресурса, рассматриваемое вне его формы его визульного представления, называется контентом.
На рисунке ниже представлена связь понятий контента, формы и сферы его существования.
Понятия форма и содержание относятся к философским категориям: форма отражает способы существования содержания.
Во взаимосвязи форма-содержание, содержание является ведущей, то есть определяющей характеристикой объекта.
Поэтому оно активнее влияет на форму, по сравнению обратного влияния формы на содержание.
В ходе развития объекта неизбежно возникает конфликт между ними, разрешением которого является замена формы, более адекватной новому содержанию.
Содержание(контент) может быть различным: экономическим, правовым, техническим и т.д.
Оно может находится в Интернете и тогда он носит название Web-контент, либо на предприятии, и тогда оно называется корпоративным контентом.
Web-контент в основном не структурирован (тексты, аудио и видеоматериалы и т.д.), а корпоративный контент,как правило, сохраняется в структурированных формах (таблицы, базы данных и знаний, хранилища данных и т д.
Задача специалистов по управлению контентом состоит в выборе или разработке такой формы его хранения, которая с наибольшей эффективностью позволит достичь поставленные цели управления.
Управление контентом – осуществляется с помощью интегрированных сервисов.
Они максимально отделяют пользователя и администратора от технологической и программной среды реализации.
Это особенно важно для электронного бизнеса, где контент и форма играют важную роль в маркетинговой и рекламной стратегии предприятия.
Системы управления веб-контентом (WCMS – WEB Content Menedgment Servis) предназначены для выполнения операций с ним на сайте
Системы управления корпоративным контентом, включают системы документооборота масштаба предприятия, в которых имеются функции работы с веб-документами через веб-интерфейс..
Так как контент не может существовать отдельно от бизнес-процессов предприятий, эти системы интегрируются с системами управления бизнес-процессами (business process management, BPM).
Структура региональных информационных ресурсов
Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.
Информационные ресурсы социальной сферы.
Наиболее развиты информационные ресурсы в здравоохранении и образовании. Сеть Минздрава насчитывает 61 информационный центр. Развитие информационных ресурсов в области образования идет в двух направлениях:
— создание федеральной университетской сети RUNNET;
— создание региональных центров информации.
Наиболее крупные ресурсы:
— базы данных по федеральному бюджету и бюджетов субъектов РФ, реестр паспорта импортных сделок, реестр страховых компаний (Минфин РФ);
— реестр собственности РФ (Мингосимущество РФ);
— базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России);
— базы данных «Налоговая отчетность», гос. реестр налогоплательщиков (МНС);
— фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность (Банк России) и др.
Региональные информационные ресурсы делятся на:
— ИР субъектов РФ;
— ИР городские;
— ИР муниципальные.
Региональные (муниципальные, городские) информационные ресурсы предназначены для управления территориальным образованием.
Практически вся первичная информация создается на муниципальном уровне.
Участвуют в этом следующие организации:
— региональные и муниципальные органы статистики;
— органы юстиции, осуществляющие регистрацию прав собственности;
Базовыми информационными ресурсами являются: кадастры, реестры и регистры.
Градостроительный кадастр (ген. план, градостроительное зонирование и т.д.).
Картографический кадастр (топографические планы, аэросъемки).
Реестр инженерных сетей и коммуникаций.
Регистр юридических лиц, находящихся в:
Регистр физических лиц
Создается база данных, содержащая адресно-справочную информацию о кадастрах, регистрах, реестрах, базах данных.
Информационные ресурсы социальной сферы
Уровень развития информационных ресурсов в значительной степени определяет качество функционирования отраслей социальной сферы. Наиболее развитые системы государственных информационных ресурсов в этих отраслях традиционно имелись в здравоохранении и образовании.
Специализированными информационными организациями Минздрава России являются:
— Государственная центральная научная медицинская библиотека (государственный орган научно-технической информации по медицине и здравоохранению),
— Информационно-аналитический центр Минздрава России,
— Информационно-вычислительные центры (61) и отделы АСУ (56) субъектов Российской Федерации,
Основой системы информационных ресурсов в области образования традиционно являлись библиотеки более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 млн. ед.хр. Развитие структуры информационных ресурсов идет в двух основных направлениях:
— создание системы региональных центров информации (21), региональных центров новых информационных технологий (НИТ), краевых, республиканских, областных, городских центров НИТ (57) и 13 специализированных центров НИТ во главе с Центром информатизации Минобразования России;
— создание Федеральной университетской сети RUNNet.
Быстро активизируется разработка методов дистанционного образования. В сети Интернет представлено большинство российских вузов.
В других отраслях социальной сферы (занятости и социального обеспечения, физической культуры и туризма, миграционной службы, пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования и т.д.) информационные ресурсы создаются и используются непосредственно в функциональных организациях соответствующих ведомств и служб. Чаще всего информационные ресурсы используются только для внутриведомственного справочно-информационного обслуживания. Координация деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов социальной сферы недостаточна. Несмотря на то, что все отрасли социальной сферы используют в значительной степени пересекающуюся информацию о населении, информационное взаимодействие между организациями различных служб ограничено. Также узок спектр информационных услуг для населения. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: информация о населении является малодоступной широким слоям населения. Все более очевидной становится необходимость формирования единого полноценного регистра населения.
Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности
К наиболее крупным государственным информационным ресурсам в данной сфере относятся:
— базы данных по содержанию федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, Реестр паспортов импортных сделок, Реестр страховых организаций России (Минфин России);
— Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, фонд учредительных документов ФПГ, союзов, ассоциаций (ГАК России);
— Реестр собственности Российской Федерации (Мингосимущество России);
— базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России);
— базы данных по лицензированию и надзору за деятельностью участников рынка ценных бумаг (ФКЦБ России);
— базы данных «Налоговая отчетность», Государственный реестр налогоплательщиков (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам);
— данные о фактах нарушения налогового законодательства и о лицах, совершивших налоговые преступления (ФСНП России);
— фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность, базы данных по движению бюджетных средств в банках, базы данных по контролю и учету валютных операций (Банк России) и другие ресурсы.
Финансово-экономическая информация относится к сектору российского рынка, который способен развиваться за счёт платёжеспособного спроса, к тому же он активно поддерживается ведущими информационными агентствами, например, Reuters.
Развитию цивилизованного рынка финансово-экономической информации мешает отсутствие регламентов доступа к официальной информации. Ее практически нельзя получить легально либо её приобретение стоит очень дорого. В большинстве ведомств в открытом доступе не представляются базы несекретных данных. Как и в других областях низок уровень межведомственного взаимодействия при формировании и использовании государственных
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1086 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Информационные ресурсы социальной сферы
Уровень развития информационных ресурсов в значительной степени определяет качество функционирования отраслей социальной сферы. Наиболее развитые системы государственных информационных ресурсов в этих отраслях традиционно имелись в здравоохранении и образовании.
Специализированными информационными организациями Минздрава России являются:
Основой системы информационных ресурсов в области образования традиционно являлись библиотеки более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 млн. ед.хр. Развитие структуры информационных ресурсов идет в двух основных направлениях:
Быстро активизируется разработка методов дистанционного образования. В сети Интернет представлено большинство российских вузов.
В других отраслях социальной сферы (занятости и социального обеспечения, физической культуры и туризма, миграционной службы, пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования и т.д.) информационные ресурсы создаются и используются непосредственно в функциональных организациях соответствующих ведомств и служб. Чаще всего информационные ресурсы используются только для внутриведомственного справочно-информационного обслуживания. Координация деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов социальной сферы недостаточна. Несмотря на то, что все отрасли социальной сферы используют в значительной степени пересекающуюся информацию о населении, информационное взаимодействие между организациями различных служб ограничено. Также узок спектр информационных услуг для населения. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: информация о населении является малодоступной широким слоям населения. Все более очевидной становится необходимость формирования единого полноценного регистра населения.
Дата добавления: 2015-08-09 ; просмотров: 253 | Нарушение авторских прав
Discovered
О финансах и не только…
Информационные ресурсы
Ресурсы играют важную роль в жизнедеятельности общества, т.к. для обеспечения экономической деятельности требуются природные, материальные, энергетические, трудовые и финансовые ресурсы. Но в эпоху научно-технического прогресса ведущую роль занимают информационные ресурсы.
Владение информационными ресурсами рассматривается как экономическая категория. Не зря ведь говорят, что «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В современном обществе информационные ресурсы определяют экономическую, политическую, военную мощь их владельца.
Роль информационных ресурсов постоянно возрастает; одним из свидетельств этого является то, что они становятся товаром, совокупная стоимостью которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.
Что такое информационные ресурсы?
Информационные ресурсы — в широком смысле — это совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы — это накопленная информация об окружающей действительности, зафиксированная на материальных носителях, обеспечивающих передачу информации во времени и пространстве между потребителями для решения конкретных задач.
В организации (обществе, компании, предприятии и др.) информационные ресурсы — объем информации, которой располагает организация для решения стоящих перед ней задач управления.
Таким образом, информационные ресурсы – это совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивах данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении (см. База данных).
Виды информационных ресурсов
Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.
К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.
Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Такая информация базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая информация, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.
Виды информационных ресурсов
Информационные ресурсы также классифицируются и по уровням:
В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы разбивают на три основных класса:
В зависимости от области применения информационные ресурсы классифицируются на:
По категории доступа информационные ресурсы могут быть:
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
По характеру содержания информационные ресурсы классифицируются на:
По признаку тематической принадлежности информационные ресурсы могут быть подразделены на множество тематических областей и подобластей знаний, например:
По признаку коммерциализации информационные ресурсы можно разделить на:
Особенности информационных ресурсов
Ключевые особенности информационных ресурсов:
Рынок информационных ресурсов и услуг
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.
В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть:
Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели), а цена формируется под воздействием спроса и предложения (см. Рыночное равновесие).