Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

Использование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства Светлана Дуракова
Использование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий

Вашему вниманию представляется диссеминация опыта работы.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду как в зеркале отражаются те же изменения.

При использованииИКТ решаются такие задачи как:

• активизации познавательной, творческой деятельности;

• достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;

• развитию навыков самообразования и самоконтроля;

• повышению уровня комфортности дошкольников;

• снижению дидактических затруднений у детей;

• повышению активности и инициативности детей как во время НОД, так и в свободной деятельности

• приобретение навыков работы на компьютере.

Насколько же актуальна тема использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.

Наши дети приходят сейчас в детский сад, можно сказать, с первоначальными навыками освоения новых технологий. Многие из них умеют пользоваться гаджетами лучше, чем мы с вами, педагоги.

Но, если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Однако с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят и в нашу жизнь. Соответственно, мы должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в этот мир новых технологий.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (связь, общение).

В этих коммуникациях компьютер занимает также свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, взаимодействие объектов коммуникации.

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение.

• Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

Это работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными кабинетами.Но до сих пор отсутствуют:

— методика использования ИКТ в образовательном процессе,

— систематизация компьютерных развивающих программ,

— единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Однако использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

Для нас это,прежде всего:

преобразование предметно-развивающей среды

• создание новых средств разностороннего развития детей

использование новой наглядности

Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности.

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

Итак, как я в своей работе использую информационно – коммуникационные технологии:

В своей деятельности я выделила следующие направления использования ИКТ,которые доступны для работы с дошкольниками:

• работа с ресурсами Интернет;

использование готовых обучающих программ;

Для этого я использую разнообразное оборудование:

• Телевизоры с DVD приставками,

• Видео- и фотокамеру

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

В работе с родителями использую презентации для досугов, театрализованных представлений, детских праздников и родительских собраний.

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

В работе с детьми: организация непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, просмотр мультимедиа.

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, преобразование предметно-развивающей среды группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек.

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

В подготовке к занятиям, при поиске материала регулярно использую ресурсы интернета, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериал.

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности.

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

Создание электронной почты, ведение своей рубрики на сайте ДОУ.

Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Смотреть картинку Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Картинка про Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства. Фото Информационные технологии в образовательной деятельности что сделали для удобства

Не будем забывать что, при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

• Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях

• для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год,после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена:

Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

• Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

• Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.

• Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или родителя.

Таким образом, прихожу к выводу, что информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей. Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей.

Считаю, что использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.

Спасибо за внимание!

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями» «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущимили вышагивать пятками назад» Анатолий Гин. Любой современный.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе воспитателя ДОУ В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – ученые и политики, предприниматели и педагоги, всё чаще говорят о.

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО В настоящее время с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя Современные информационные технологии и техническое обеспечение открывают перед нами, педагогами широчайшие возможности. В моей профессии.

Консультация для педагогов и воспитателей «Использование информационно — коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОУ» Слайд№1 Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Специфика информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников Терминология. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационная технология – комплекс.

Источник

Информационные образовательные технологии в школе

В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.

В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.

Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать и писать.

Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.

В некоторых средних общеобразовательных школах уже сегодня создаются свои сайты, это становится для школы важным и престижным делом. Однако, это, к сожалению, во многом зависит от финансовых возможностей образовательного учреждения Образовательными стандартами и программами это пока не предусматривается.

Однако, в новый век тысячелетие российское образование вошло более свободно, проявляя инициативу и пытающееся самостоятельно формировать свою образовательную политику, искать новые формы организации учебного процесса, оказания дополнительных образовательных услуг и привлечения внебюджетных средств финансирования. Образовательные учреждения, энергично внедряющие новые информационные технологии, демонстрируют желание обеспечить современный уровень преподавания и высокое качество обучения, привлекают внимание родителей.

Термин “информация” (от латинского information – разъяснение, представление) давно и широко используется в науке и обыденной жизни.

“Информация – сообщение, уменьшающее неопределенность в той области, к которой оно относится”. Таким образом, говорить об информации можно только в том случае, когда ее наличие дает такие знания о каком-то объекте, которых до ее появления у пользователя не было.[2]

Из вышеприведенных определений мы видим, что на самом деле информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера, по сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, в данном случае, мы под информационной технологией понимаем совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Сегодня говорят об изменении содержания образования, о необходимости овладения учащимися информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Развитие информационных образовательных технологий позволит работать над одним проектом, вести совместные исследования и быстро обмениваться результатами, людям, находящимся далеко друг от друга.

Исследования в области использования информационных образовательных технологий в профессиональное образование, ведутся достаточно давно. За это время в учебных заведениях США, Франции, Японии, России и ряда других стран было разработано множество компьютерных систем учебного назначения. Однако, сфера применения таких систем гораздо шире. Это крупные промышленные предприятия, военные и гражданские организации, ведущие самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, становится уже стандартом снабжать новые сложные машины и технологии компьютерными обучающими системами, ускоряющими процесс их освоения и внедрения. За рубежом разработку компьютерного продукта учебного назначения (методических и программно-информационных средств) считают необходимым делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров, программистов. Многие крупные зарубежные фирмы финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в образовательных учреждениях и ведут собственные разработки в данной области. [2]

Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.

Основные направления использования информационно-компьютерных средств в образовании охватывают следующие наиболее существенные области.

Компьютерная техника и информатика как объекты изучения. Это направление не относится непосредственно к проблемам повышения эффективности образования. В то же время изначально появление компьютеров в сфере образования было связано именно с обучением основам вычислительной техники, вначале в системе профессионального образования, а затем и общего.

Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности. Именно в этом своем качестве компьютер и информатика рассматриваются как такой компонент образовательной системы, который не только способен внести коренные преобразования в само понимание категории “средство” применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.

Компьютер как средство повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в образовании. Современные научные исследования, тем более исследования междисциплинарные, комплексные, уже не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее актуальной информации, соответствующей современному уровню содержания образования, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам.

Компьютер и информатика как компонент системы образовательно-педагогического управления. Это направление информатизации связано с процессом принятия управленческих решений на всех уровнях образовательной деятельности — от повседневной работы по управлению учебным заведением до управления всей отраслью на федеральном и региональном уровнях. Для принятия оптимальных управленческих решений необходима самая разнообразная информация как фонового характера о тенденциях развития внешней социально-экономической и социокультурной среды, так и собственно образовательного характера.

Компьютер — сложное техническое устройство. Его образовательно-педагогические возможности во многом предопределяются техническими факторами, теми реальными достижениями в научно-технической сфере, которые придают компьютеру определенные свойства и позволяют ему выполнять с должным эффектом заданные функции, в том числе и функции, ориентированные на запросы системы образования. [4]

За последние годы компьютеры и основанные на них информационные технологии существенно изменились. Достаточно динамичные и существенные преобразования в элементной базе компьютеров привели не только к более широкому их использованию в образовательном процессе, но и к повышению надежности, точности и быстродействия их работы, расширению их функций от собственно вычислительных ко все более сложным, логическим, эвристическим, а в определенной мере творческим. Не использовать эти технические, информационно-коммуникативные возможности в образовательных целях было бы недопустимым просчетом. И не только в плане создания систем телекоммуникационного образовательно-педагогического обобщения и дистанционного обучения, но и в плане высших, пока еще прогностических, но уже достаточно ощутимых функций и задач образования — культурообразования, обеспечения образовательной поддержки процессу духовной конвергенции и интеграции социумов, ментальной совместимости людей и человеческих сообществ.

Все эти возможности собственно дидактического и методического характера действительно неоспоримы. Необходимо принять во внимание, что использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся. [5]

Информационные образовательные технологии, на наш взгляд, действительно являются эффективными, способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняют деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредоточиваться на своих главных — обучающей, воспитательной и развивающей — функциях.

В сфере образования применяются базовые информационные технологии: технологии работы в текстовых редакторах; графические; технологии числовых расчетов, технологии хранения, поиска и сортировки данных, сетевые информационные технологии, технологии мультимедиа.

В процессе обучения детей с помощью информационных технологий, они учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор.

При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека.

При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями. Развитие этой компетентности надо начинать во время обучения будущих педагогов в вузах.

Изменение в ходе научно-технического прогресса основ современного производства, использование новых информационных технологий приведут к увеличению доли интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде, к его профессиональной мобильности и, естественно, вызывают преобразование системы знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся в школе.

На наш взгляд, сегодня имеется необходимость более интенсивного внедрения информационных образовательных технологий в процесс обучения и в начальной школе. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Учебный процесс в начальной школе, практически никак не обеспечен наглядными электронными пособиями, соответствующими современному уровню развития новых информационных технологий. Следовательно, возникает необходимость в разработке и внедрении на практике таких пособий, которые соответствовали бы духу времени. Мультимедийные и гипермедийные технологии предоставляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленной задачи.

Правительством Российской Федерации в рамках внедрения Федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)”, четко поставлены задачи создания и использования в учебном процессе современных электронных материалов, а также разработка средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса, создание и практическое внедрение электронных учебных материалов для начальной школы. Однако в младшем звене, как показывает опыт, информационные технологии используются крайне редко. [1]

Мы в данной публикации не ставим перед собой задачи выявления причин, по которым тормозится внедрение Федеральной программы. Однако, факт остается фактом. Студенты, выполняющие курсовые и выпускные исследования, изучающие использование информационных технологий в учебном процессе, испытывают затруднения, не имея возможности воспользоваться опытом практикующих учителей в полном объеме, иначе говоря, он крайне незначительный. Как правило, педагоги, работающие по традиционной системе, редко обращаются к использованию информационных образовательных технологий в процессе обучения, не отрицая, тем не менее, их несомненных достоинств. Не всегда готовы учителя менять сложившиеся стереотипы преподавания, в ряде случаев педагоги не могут подобрать материал для учащихся, который будет соответствовать их возрастным особенностям и т.д.

На наш взгляд, применение информационных образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе, возможно на любом уроке. Например, уроки математики. Ведь уроки математики формируют и развивают у младших школьников пространственное мышление, активизируют внимание, память, которые, наверняка развивались бы более интенсивно, если бы на занятиях по математике применялись информационные образовательные технологии.

Допустим, учащиеся у доски записывают решение примеров или задач, которые были заданы на дом. С остальными детьми в это время проводится разминка — решение аналогичных примеров, которые демонстрируются при помощи проектора на специальном экране Учащиеся производят вычисления устно и записывают результат на заранее подготовленные карточки, которые затем показывают по просьбе учителя.

Учащиеся, которые были вызваны к доске перед разминкой, объясняют свои действия в процессе решения. Повторяется алгоритм решения. На экране появляются задания из домашней работы. Ребята с места предлагают разные варианты трактовки этих выражений. Педагог акцентирует внимание на том, что каждое выражение и каждое равенство можно расшифровать разными способами.

При изучении нового материала его описание также предлагается на экране с комментариями и пояснениями учителя.

Нами были сделаны попытки применения информационных технологий, указанные выше на уроке математики в 4-ом классе общеобразовательной школы. Было отмечено, что электронная версия заданий дает возможность учащимся самостоятельно проверять свои ответы, также использование мультимедиа-технологий (оживающие картинки) формируют пространственное мышление и активизируют у учащихся интерес к предмету. На уроке не было равнодушных учащихся, все принимали активное участие в работе.

На сегодняшний день, как показывает опыт, применение информационных образовательных технологий ограничивается рамками компьютерных классов, уровень оснащенности и количественный состав персональных компьютеров в которых оставляет желать лучшего. Также не нужно забывать о том, что использовать информационные технологии предстоит учащимся младшего школьного возраста, поэтому надо предусматривать их возрастные и индивидуальные особенности.

Таким образом, можно сказать, что появление понятия “информационная образовательная технология” связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании. Информационные технологии подразумевают: программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики применяются в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других — проанализировать знания в предметной области, в третьих — учет психологических принципов обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что грамотное применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы будет способствовать развитию у учеников теоретического мышления, содействовать подлинной интеграции процесса образования в нашей стране и наиболее развитых западных странах, где подобные системы применяются уже давно.

Информационные образовательные технологии позволяют наполнить образовательный процесс использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Поэтому можно предположить, что использование информационных технологий в процессе обучения в начальной школе будет способствовать активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся.

Список используемой литературы:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: изд-во РАО., 1994.- 228 с.

2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии.- М., 1993

3. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие /Под ред. Д.Ш.Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 384 с

4. Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *