Инфраструктура что это простыми
Что такое инфраструктура и какие существуют объекты инфраструктуры?
На земле еще остались такие места, где группа людей или конкретный человек лишены инфраструктуры. Другими словами, они находятся наедине с природой. Однако и в этом случае окружающий нас мир можно также обозначать интересующим нас понятием. Так что такое инфраструктура?
Определение ее весьма многозначно. При различном толковании она представляется по-разному. Конечно, такое расширенное определение слишком далеко нас заведет, потребует различных философских построений, поэтому постараемся ограничиться более узким понятием.
Понятие «инфраструктура»
Прежде всего определим сам термин, обозначим, что такое инфраструктура. Под ней на интуитивном уровне мы понимаем различные объекты, созданные человеком, техногенного происхождения, использующиеся для ведения бизнеса, а также обеспечивающие жизнь общества и/или человека.
Виды инфраструктур
Существует множество видов инфраструктур. В этой статье мы перечислим лишь основные, к которым наиболее часто обращаются. Список этот можно продолжить, включив и другие виды.
Социальная инфраструктура
Что такое социальная инфраструктура? Ответим на этот вопрос. Она представляет собой совокупность предприятий и отраслей, обеспечивающих функционально нормальную жизнедеятельность общества. Другими словами, это жилье, строительство его, объекты культурного назначения, сфера ЖКХ, организации и предприятия систем здравоохранения, дошкольного воспитания, образования, организации и предприятия, связанные с досугом и отдыхом, общественное питание, розничная торговля, спортивно-оздоровительные учреждения, сфера услуг, пассажирский транспорт, система учреждений, которые оказывают услуги финансово-кредитного и правового характера (нотариальные конторы, юридические консультации, банки, сберегательные кассы) и др. Вот что такое социальная инфраструктура. Список объектов ее можно продолжить, так как мы перечислили только основные.
Транспортная инфраструктура
Что такое информационная инфраструктура?
Существует ряд требований, предъявляемый к информационной инфраструктуре сегодня. Главные из них: высокая катастрофоустойчивость и доступность, сохранность и безопасность данных, возможность эффективного управления, адаптации решений и масштабируемость.
Данный вид включает в себя совокупность различных информационных центров, банков знаний и данных, подсистем, систем связи, аппаратно-программных технологий и средств обеспечения обработки, хранения, сбора и передачи информации, центров управления. Вот что такое информационная инфраструктура.
Другие виды инфраструктур
Инфраструктурой экономики называется совокупность видов и отраслей деятельности, обслуживающих хозяйство и производство в целом. По аналогии можно ответить и на вопрос о том, что такое инфраструктура рынка.
Многообразие определений
Из данного многообразия определений, множества ответов на вопрос о том, что такое инфраструктура (виды которой, кстати, перечислены нами не все) можно сделать вывод, что у понятия этого множество толкований, поэтому при использовании его необходимо уточнять, ограничиваясь удобными для нас рамками.
Чтобы упростить задачу, мы будем понимать под данным термином объекты обеспечения и/или средства производства жизнедеятельности (жизненно важных потребностей) человека, обеспечивающие тот или иной процесс/дело/бизнес.
Очень важно не отождествлять и не смешивать инфраструктуру с бизнесом, структурами и процессами, поскольку сама она ничего не производит и не делает. Это всего лишь материальная основа. Без того, что обеспечивает инфраструктура, она рассыпается на различные отдельные объекты техногенного происхождения.
Свойства инфраструктуры
Она рукотворна, то есть представляет собой результат труда.
Она обеспечивает наши материальные потребности; созданные руками человека объекты или структуры, обеспечивающие духовность, культуру и т. п. мы в этой статье не рассматриваем.
Инфраструктура требует определенных мер для того, чтобы поддерживать свое работоспособное состояние.
Она может быть посчитана и измерена, то есть поддается количественной оценке.
Инфраструктура имеет описывающие ее эффективность и мощность характеристики как со стороны обеспечения полезных функций, так и с точки зрения рисков, возникающих при эксплуатации, и надежности.
Она имеет доступные и известные для конкретного вида способы замены и ремонта, поддержания работоспособности, оцениваемые в натуральном и денежном выражении. Вот что такое инфраструктура в более узком понимании.
Примеры инфраструктуры с данными свойствами
Для нефтяной компании она представляет собой трубопроводную систему. Инфраструктура состоит из различного назначения нефтепромысловых трубопроводов, а также внешнего транспорта газа и нефти и внутриплощадочных трубопроводов на установках перекачки и подготовки воды, газа и нефти. Количественные характеристики ее:
К инфраструктуре нефтяной компании относятся:
— объекты подготовки газа и нефти;
— добывающие скважины, включая погружное оборудование;
— сооружения и здания, в том числе социальные объекты, жилой фонд и т. п.;
— транспортные коммуникации, включая линии электропередач, железнодорожную и дорожную сети;
очистные сооружения, свалки;
Государство и бизнес направляет на инфраструктуру большие средства, а на ее строительство, поддержание в нормальном состоянии и эксплуатацию работает значительная часть населения. Так как в большинстве своем финансируется она из федерального бюджета, то проблемы и вопросы, связанные с ее функционированием, многим интересны.
Что значит Инфраструктура: виды и функции
Мир существует благодаря инфраструктурам, где бы мы не находились, чтобы не делали всё на ней завязано. Общество не могло бы развиваться без продуманных и бесперебойно работающих систем.
Осознание того, как строятся и функционируют эти системы, даёт полноценное понимание внутренних механизмов социума.
В этой статье мы подробно рассмотрим понятие «инфраструктуры» в контексте самых значимых общественных структур.
Что надо понимать под инфраструктурой
Инфраструктура ― понятие, образованное от латинского «infra» – внизу и «structura» – строение.
Это комплекс связанных между собой объектов, которые вкупе составляют основу системы.
Под объектами понимаются разные вещи: это может быть, как конкретное предприятие, так и целая отрасль.
Например, здравоохранение – это отрасль, а больница – учреждение, но вместе они относятся к социальной сфере.
Виды инфраструктур и их функции
Мы рассматриваем инфраструктурное разнообразие на примере постиндустриального, современного общества.
Социальная
Смысл социальной инфраструктуры заключается в создании условий для жизнедеятельности населения. Эта сфера делится на бытовую и социально-экономическую.
Главная функция бытовой социальной инфраструктуры – это обеспечение людей комфортными для жизни условиями.
Создание и развитие пассажирского транспорта, коммунальных услуг, жилищного фонда, общественного питания, торговли – это всё составляющие системы.
Социально-экономическая сфера призвана организовать духовное и физическое развитие человека.
К её функциям относятся:
Благодаря существованию социально-бытовой структуры у людей есть все необходимые блага цивилизации прямо в квартире. Без социально-экономической сферы невозможно было бы разностороннее развитие человеческой личности.
Транспортная
Эта инфраструктура, объединяющая в себе транспортные пути сообщения, транспорт, обслуживающие сооружения, здания и учреждения.
Функции такой системы заключаются в выполнении перевозок пассажиров и груза, обслуживании отраслей и предприятий, связанных с транспортом.
Транспортные узлы и терминалы, логистические центры, автовокзалы, станции, аэропорты, оборудование и средства передвижения – это объекты инфраструктуры.
Они требуют регулярного совершенствования и ухода. Для этого существуют цехи техобслуживания и транспортные предприятия.
Транспортные коммуникации – одна из самых важных отраслей хозяйства, поэтому на её финансирование отводится значительная часть бюджета государства, а на подготовку специалистов выделяются места в колледжах и университетах.
Информационная
Функциями информационной инфраструктуры являются сбор и обработка информации, а также её хранение и дальнейшее распространение в обществе.
Развитие информационной сферы ведёт к реализации прав и свобод личности, а также даёт возможность социальным институтам функционировать в рамках общественной жизни.
Гражданское общество не может развиваться без инфраструктуры, которая связана с информацией и информированием населения. Она позволяет отслеживать политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и в мире, быть в курсе деятельности государственной власти.
Кроме того, благодаря информации существуют полиграфическая и издательская промышленность, библиотечное дело и книготорговля, средства массовой информации.
Производственная
Производственная инфраструктура напрямую связана с созданием материальных предметов.
Она состоит из четырёх элементов:
Движение материальных благ и трудовых ресурсов, формирование ресурсной базы, развитие экономики – это всё функции производственной инфраструктуры.
Для её грамотной работы требуется подготовленная рабочая сила, которая может поддерживать и развивать производства по всей стране. Ведущие сферы в России: топливная энергетика, нефтегазовое дело, металлургия.
Военная
Военная инфраструктура объединяет объекты и сооружения военного характера, которые предназначены для обеспечения войск и выполнения поставленных государством задач.
Пункты управления, места подготовки и размещения войск, базы, аэродромы, позиции, а также узлы связи, техническое оборудование и склады – это объекты военной сферы.
Их функция заключается в постоянном поддержание готовности войсковых сил, обеспечении армии всем необходимым во время повседневной практики и боевых действий.
Торговая
Это вспомогательная инфраструктура, её основная функция – реализация возможности купли-продажи благ и услуг.
В эту структуру входят:
Такой комплекс позволяет обеспечить коммерческую деятельность внутри и за пределами государства.
Материально-техническая база важна для формирования и развития торговли. Участки и здания, торговые и складские помещения, устройства погрузки-разгрузки, кассы, компьютерные системы ведения финансового учёта и, конечно, товар необходимы для работы.
Без всех этих предметов, или без их части, невозможно становление торговых отношений между продавцом и покупателем.
Экологическая
Экологическая инфраструктура – комплекс связанных природных, природно-антропогенных, антропогенных объектов и явлений. Их функция – обеспечивание сохранения и защиты природы.
Экология активно развивается, потому что объём разработки ресурсов и последующие за этим загрязнения постоянно растут.
В её структуру входят:
К инфраструктуре также относятся конкретные объекты: экологические материалы для производства материальных благ, энергосберегающие постройки, системы переработки отходов.
«Городские» экологи разрабатывают стратегии экологического образа жизни большого города. Проводят исследования загрязнённости воздуха и водных ресурсов, озеленяют ландшафт, обеспечивают возможность переработки материалов, внедряют безотходный транспорт.
Туристская
Туристская или туристическая инфраструктура – это совокупность объектов и отраслей, имеющих отношение к туризму.
Турфирмы, экскурсионные бюро, визовые центры, гостиницы, трансфер, предприятия общественного питания, музеи, галереи, театры, кинотеатры напрямую связаны с проведением отпусков и отдыхом.
Менее явной стороной структуры являются коммунальные услуги, связь, экономика (страховка и финансирование), обеспечение безопасности, а также производство сувенирной продукции.
К государственному влиянию относится система регулирования туристского бизнеса и расширение регионального туризма.
Инженерная
Объектами инженерной инфраструктуры признаются объекты, которые обеспечивают системы водоснабжения и теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения, канализации и линии связи.
К таким объектам относятся: водопровод, канализационные сооружения, различные станции, тепловые сети, радиаторы, трансформаторы, сооружения газоснабжения, телефонные линии, генераторы и т.д.
Функции инженерной сферы:
Каждая инфраструктура занимается своей собственной деятельностью, которая позволяет функционировать обществу в комфортных для него условиях.
Инфраструктура — что это такое, типы и основные особенности
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В данной статье рассмотрено такое важное понятие для экономики и бизнес процессов как инфраструктура. В статье вы узнаете что такое инфраструктура и в чем ее суть простыми словами с примерами. Также рассмотрены основные типы инфраструктуры и некоторые другие особенности о которых далее в этой статье.
Содержание статьи:
Что такое инфраструктура простыми словами
Инфраструктура — это общий термин для основных физических систем бизнеса, региона или страны. Примеры инфраструктуры включают транспортные системы, сети связи, канализацию, водоснабжение и электрические системы. Эти системы, как правило, требуют капиталоемких и дорогостоящих инвестиций и имеют жизненно важное значение для экономического развития и процветания страны.
Проекты, связанные с улучшением инфраструктуры, могут финансироваться из государственного, частного секторов или через государственно-частные партнерства. С экономической точки зрения инфраструктура часто включает производство общественных благ или производственных процессов, поддерживающих естественные монополии.
Подробнее про инфраструктуру
Термин «инфраструктура» впервые появился в употреблении в конце 1880-х годов. Слово происходит от французского infra — что означает «в дальнейшем/внизу» и structure, означающей «здание/строение». Инфраструктура — это фундамент, на котором строится структура экономики, зачастую в буквальном смысле слова. В 1987 году группа Национального исследовательского совета США также приняла термин «инфраструктура общественных работ», который используется для обозначения функциональных режимов, включая автомагистрали, аэропорты, телекоммуникации и водоснабжение, а также комбинированные системы, которые составляют эти элементы.
Применимая к крупным и мелким организационным структурам, инфраструктура может включать в себя множество систем и структур, если для этого требуются физические компоненты. Например, электрическая сеть в городе, регионе или стране — это инфраструктура, основанная на задействованном оборудовании и намерении предоставлять услуги в обслуживаемых областях. Точно так же физические кабели и компоненты, составляющие сеть передачи данных компании, работающей в определенном месте, также являются инфраструктурой для рассматриваемого бизнеса, поскольку они необходимы для поддержки их бизнес-операций.
Поскольку инфраструктура очень часто включает производство либо общественных благ, либо товаров, которые поддаются производству естественными монополиями, очень типично видеть государственное финансирование, контроль, надзор или регулирование инфраструктуры. Обычно это принимает форму прямого государственного производства или производства строго регулируемой, санкционированной законом и часто субсидируемой монополией. В меньших масштабах инфраструктура также может часто приобретать характеристики товаров, которые наиболее легко производятся локализованными монополиями, и может быть предоставлена в контексте частной компании, производящей инфраструктуру для использования внутри компании, или обеспечена локализованными механизмами формальных или неформальных коллективных действий.
Типы инфраструктуры
Инфраструктуру можно разделить на несколько различных типов, включая:
Мягкая инфраструктура
Этот тип инфраструктуры составляют институты, которые помогают поддерживать экономику. Обычно этот тип инфраструктуры требует человеческого капитала и помогает предоставлять определенные услуги населению. Примеры этого типа инфраструктуры включают систему здравоохранения, финансовые учреждения, государственные институты, правоохранительные органы и системы образования.
Жесткая инфраструктура
Жесткий тип инфраструктуры составляют физические системы, которые делают необходимым управление современной промышленно развитой страной. Примеры жесткого типа инфраструктуры включают дороги, шоссе, мосты, а также капитал/активы, необходимые для их эксплуатации (транзитные автобусы, транспортные средства, нефтяные вышки/нефтеперерабатывающие заводы).
Критическая инфраструктура
Это активы, определяемые государством как имеющие важное значение для функционирования общества и экономики, такие как жилые помещения и отопление, телекоммуникации, общественное здравоохранение, сельское хозяйство и т. д. Во многих странах мира есть агентства, отвечающие за эти критически важные инфраструктуры, такие как например агентства отвечающие за национальную безопасность (для правительства и служб экстренной помощи), министерство энергетики и министерство транспорта.
Наряду с вышеупомянутыми секторами инфраструктура включает услуги по утилизации отходов, такие как вывоз мусора и местные свалки. Некоторые административные функции, часто выполняемые различными государственными учреждениями, также считаются частью инфраструктуры. Также могут быть включены образовательные и медицинские учреждения, а также специальные исследовательские и опытно-конструкторские функции и необходимые учебные заведения.
Прочие особенности
ИТ-инфраструктура
Многие технические системы часто называют инфраструктурами, такими как сетевое оборудование и серверы, из-за критически важной функции, которую они выполняют в определенных бизнес-средах. Без инфраструктуры информационных технологий (ИТ) многим компаниям будет сложно обмениваться и перемещать свои данные, чтобы повысить эффективность на рабочем месте. Сегодня, если ИТ-инфраструктура выходит из строя, многие бизнес-функции не могут быть выполнены.
Частные инвестиции в государственную инфраструктуру
Иногда частные компании предпочитают вкладывать средства в развитие инфраструктуры страны в рамках усилий по расширению бизнеса. Например, энергетическая компания может построить трубопроводы и железные дороги в стране, где она хочет перерабатывать нефть. Эти вложения могут принести пользу как компании, так и стране.
В 2005 году концессионная компания Skyway заключила договор аренды на 99 лет с городом Чикаго на эксплуатацию и обслуживание Чикагского моста Skyway. В рамках соглашения Skyway получает весь доход от платы за проезд и концессий, создаваемый мостом, в то время как город получил денежные вливания в размере 1,83 миллиарда долларов и больше не несет ответственности за содержание моста.
Частные лица также могут финансировать улучшения определенных частей общественной инфраструктуры. Например, человек может финансировать улучшения больниц, школ или местных правоохранительных органов.
Инфраструктура как класс активов
Инфраструктура также является классом активов, который в долгосрочной перспективе имеет тенденцию быть менее волатильным, чем акции, и обеспечивает более высокую доходность. В результате некоторые компании и частные лица любят вкладывать средства в фонды инфраструктуры из-за их защитных характеристик, таких например как фонды, задействованные в транспортной или водной инфраструктуре.
Резюме
А на этом сегодня все об инфраструктуре. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Инфраструктура
(от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение)
термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).
Термин «И.» заимствован из военного лексикона, где он обозначает комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооружённых сил (склады боеприпасов и других военных материалов, аэродромы, ракетные базы, полигоны, площадки для запуска ракет и т. п.). В НАТО создан специальный комитет по И. (Committee of Infrastructure).
В советской экономической науке И. делится на две группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли И., непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и пр. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и т. д.
Характерной чертой инфраструктурных отраслей капиталистического хозяйства является их двойственный характер. С одной стороны, без развития этих отраслей невозможно существование промышленности и с.-х. предприятий, где производятся товары и создаётся прибавочная стоимость. В условиях научно-технической революции четко обнаружилась прямая зависимость темпов роста производства и его эффективности от развития отраслей И. С другой стороны, создание этих отраслей и их функционирование не приносят прибыли тому, кто осуществляет капиталовложения в эти отрасли, но увеличивает прибыли промышленных и с.-х. компаний. Чем выше развитие производительных сил, тем больших капиталовложений требуют отрасли И. Ряд отраслей И. стал объектом межимпериалистической конкурентной борьбы, например сфера науки, образования, подготовки кадров, отрасли транспорта, обеспечение хозяйства электроэнергией и т. д., так как от капиталовложений в них зависят рост производства и выигрыш в межимпериалистической конкурентной борьбе.
Двойственный характер И. превратил проблему её создания из технической в социальную, а развитие государственно-монополистического капитализма сделало возможным переложение всех тягот по финансированию и развитию инфраструктурных отраслей на государственный бюджет, т. е. на плечи народных масс. В современных империалистических государствах произошло чёткое размежевание хозяйственных функций: частный капитал владеет предприятиями, где создаётся прибавочная стоимость, на государство возложены функции финансирования и развития отраслей И., способствующих увеличению прибылей частных компаний. Однако стремление монополистического капитала снять с себя бремя расходов по финансированию мало прибыльных или убыточных отраслей и переложить его на государство способствовало переходу этих отраслей И. в собственность империалистических государств при сохранении монополиями права контроля над ними.
Процесс обобществления производства при капитализме обусловил необходимость перехода в государственную собственность таких отраслей хозяйства, которые по своей природе требуют общественного регулирования. Ф. Энгельс писал в «Анти-Дюринге»: «Эта необходимость превращения в государственную собственность наступает прежде всего для крупных средств сообщения: почты, телеграфа и железных дорог» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 289). Сосредоточение отраслей И. в руках капиталистических государств отвечает также агрессивной природе империализма. Создание стратегических автострад, единое управление средствами ж.-д. транспорта и связи, подготовка военных кадров, развитие науки в военных целях — всё это обусловливает необходимость перехода этих отраслей под контроль государства. Объективная необходимость, заставляющая буржуазное государство брать на себя создание мощного комплекса И., показывает, что процесс обобществления производства зашёл уже так далеко, что частный сектор не в состоянии справиться с отдельными отраслями хозяйства. «. Переход крупных производственных предприятий и средств сообщения в руки акционерных обществ и в государственную собственность доказывает ненужность буржуазии для этой цели» (там же, с. 289).
Проблема взаимосвязи производства с обслуживающими его отраслями хозяйства возникла значительно раньше, чем появился термин «И.». Изучались необходимые пропорции в развитии промышленных и обслуживающих их отраслей, а с развитием государственно-монополистического капитализма отрасли И. стали рассматриваться как средство регулирования экономики. Эти отрасли не создают продукта, давящего на рынок, но лица, занятые в них, получают заработную плату, что способствует увеличению платёжеспособного спроса населения.
Попытки буржуазных экономистов найти средство, ослабляющее действие экономических кризисов, натолкнуло их на мысль рассматривать отрасли И. как одно из важнейших средств приведения в соответствие объёма производства и платёжеспособного спроса. В специальных публикациях США и ФРГ появились плановые разработки развития отраслей И. на 10 и 25 лет, в которых представлены расчёты влияния их развития на темпы промышленного роста. Однако теоретические проблемы И. в буржуазной политической экономии ещё не разработаны. Разные экономисты включают в И. различные отрасли хозяйства. Для оправдания переложения огромных затрат на государственный бюджет эти расходы обозначаются терминами «социальные издержки общества» или «дополнительный капитал». Все попытки буржуазных экономистов дать определение понятию И., которое вскрывало бы его сущность, природу и место в капиталистическом воспроизводстве, подвергались резкой критике со стороны других буржуазных экономистов как уязвимые и неубедительные.
И. как социальная проблема характерна только для капиталистического способа производства. При социализме остаётся лишь её технико-экономическая сторона, которая решается научным планированием. Но и для социалистических стран проблема И. как проблема пропорций между отраслями И. и основным производством, эффективности общественного производства остаётся. Изучение этих пропорций и выявление в этой области объективных закономерностей имеют важное значение для темпов социалистического воспроизводства, роста производительности общественного труда, экономного использования ресурсов, для всего коммунистического строительства.
В СССР 9-й пятилетний план предусматривает ускоренные темпы развития ряда отраслей И., в том числе электроэнергетики, транспорта, образования, здравоохранения и др., в целях обеспечения потребностей народного хозяйства, повышения благосостояния трудящихся.
Лит.: Тезисы основных докладов и выступлений на научной конференции по теме «Инфраструктура и ее роль в современном капиталистическом воспроизводстве», М., 1969; Семенкова Т., Инфраструктура и сфера услуг, «Мировая экономика и международные отношения», 1971, № 3; Пай Л., Обострение классовых конфликтов в отраслях социальной инфраструктуры ФРГ, «Социалистический труд», 1971, № 11; Michalski W., Infrastrukturpolitik im Engpaß, Hamb., 1966; Jochimsen R., Theorie der Infrastruktur, Tübingen, 1966; Zechlin H., Staatliche Infrastrukturplanung in der Marktwirtschaft, Marburg, 1965 (Diss.); Rosenstein-Rodan P. N., Notes on the theory of the «Big Push», Camb., 1957; Nurkse R., Problems of capital formation in underdeveloped countries, Oxf., 1955; Hirschman A. O., The strategy of economic development. New Haven, 1958; Youngson A. J., Overhead capital, Edinb., 1967.