Инфраструктура предприятия что это такое
Инфраструктура предприятия
3.2.1. Понятие инфраструктуры предприятия, ее виды и значение
Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.
Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.
Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п.
3.2.2. Система технического обслуживания (вспомогательное производство)
Вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и др. хозяйства.
На крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства входят ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту санитарно-технического оборудования.
На предприятиях ремонт технологического оборудования осуществляется на основе:
1) системы ремонта по результатам технической диагностики (все виды ремонта производятся в зависимости от фактической потребности в ним после объективного контроля технического состояния оборудования);
Себестоимость ремонтных работ определяется на основании сметно-финансового расчета. В нее входят заработная плата ремонтных рабочих с отчислениями, стоимость деталей, смазочных, обтирочных материалов и другие затраты.
В инструментальное хозяйство входят:
— инструментальный отдел занимается централизованными поставками инструментов и приспособлений, а также их проектированием;
— инструментальный цех производит изготовление, ремонт и восстановление специальной оснастки и инструмента;
— центральный инструментальный склад осуществляет хранение, учет и выдачу в производство инструмента и оснастки;
— цеховые инструментальные кладовые непосредственно обслуживают рабочих инструментом и технологической оснасткой.
Норму расхода инструмента устанавливают в расчете на одну деталь, изделие, операцию или обобщенно, например, в расчете на 100 станко-часов работы оборудования.
В обязанности работников энергетического хозяйства входят бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии, рациональное использование энергетического оборудования и повышение его коэффициента полезного действия, совершенствование техники и организации энергетического хозяйства, получение максимально возможной экономии всех видов энергии при снижении ее себестоимости.
Потребность в энергии определяют на основании плана производства продукции и переработки сырья, удельных норм расхода энергии и условного топлива на единицу продукции сырья, норм расхода энергии и условного топлива на вспомогательное обслуживание, норм потерь в сетях и трубопроводах, а также в процессе преобразования энергии.
По назначению транспорт классифицируется на внешний, межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской.
При организации транспортного хозяйства должны быть решены следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа транспорта и расчет потребности транспортных средств, организация погрузочно-разгрузочных работ.
Грузооборотом называется количество грузов, поступающих на предприятие, а также перевезенных за пределы и в пределах самого предприятия за определенный период времени.
Различают внешний и внутренний грузообороты.
Грузопотоком называется количество груза, перемещаемого по одному направлению, от одного пункта к другому за какой-либо период времени (сутки, месяц, квартал, год).
График грузопотоков составляется на основании шахматной ведомости.
Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой количественный показателей.
Количественные показатели характеризуют объем погрузочно-разгрузочных работ, определяемый грузооборотом, числом тонно-операций и количеством нормо-часов для выполнения запланированных объемов работ. Число тонно-операций находят умножением количества тонн перевезенных грузов на число погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.
К качественным показателям относятся техническая и эксплуатационная скорость транспортных средств; коэффициент грузоподъемности, определяемый отношением массы перевезенного груза к паспортной грузоподъемности машины, умноженной на число совершенный ездок; коэффициент использования пробега, являющийся отношением длины пути, проделанного машиной с грузом, к общей длине пути; коэффициент использования рабочего времени машины, определяемый отношением времени ездки машины за смену к продолжительности смены.
Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке.
Складом называется производственное помещение или производственная площадь, предназначенные для временного размещения материальных ценностей, хранения нормативных запасов сырья и материалов и выполнения производственно-хозяйственных операций по подготовке этих категорий к производству.
Различают специализированные и универсальные склады, снабженческие, производственные и сбытовые, закрытые, полузакрытые и открытые, общезаводские и цеховые.
При организации складского хозяйства необходимо установить количество и размеры складов, их расположение относительно производственных объектов, выбрать наиболее рациональные в каждом конкретном случае виды складского оборудования и инвентаря.
При тарном хранении грузовую площадь (S) определяют по формуле:
Грузовую площадь для однородных сыпучих материалов находят по формуле:
Прием, хранение и отпуск сырья и материалов на складах осуществляется таким образом, чтобы обеспечить полную сохранность материальных ценностей, быстрое их нахождение по заданной номенклатуре и отпуск по требованию производственных участков, противопожарную безопасность.
3.2.3. Капитальное строительство
Под капитальным строительством понимается процесс создания новых и реконструкции действующих фондов производственного и непроизводственного назначения, а также монтаж и ввод в действие оборудования и машин.
В процессе реконструкции осуществляется техническое перевооружение действующих предприятий, а вновь строящиеся оснащаются новейшей техникой, поэтому именно капитальное строительство во многом определяет технический уровень предприятия.
Капитальное строительство включает следующие этапы работ: технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности строительства; инженерно-технические изыскания; разработка проекта; организация строительной базы; подготовка строительной площадки, строительство временных сооружений; производство основных строительных и монтажных работ; пуск и ввод объекта в действие.
Затрачиваемые на капитальное строительство средства называются капитальными вложениями.
В состав капитальных вложений входит:
— стоимость приобретаемого для строящихся объектов и промышленных предприятий технологического, энергетического, транспортного, погрузочно-разгрузочного оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инвентаря и инструментов, относящихся к основным фондам;
— стоимость строительных работ по возведению зданий и сооружений;
— затраты на модернизацию оборудования, стоимость проектных и изыскательских работ;
— стоимость работ по осуществлению монтажа оборудования;
— расходы на содержание дирекции строящихся предприятий, а также на подготовку кадров и др.
Инфраструктура предприятия что это такое
Инфраструктура предприятия – это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива. Соответственно различают производственную и непроизводственную инфраструктуру предприятия (рис. 7.3).
Рис. 7.3. Инфраструктура предприятия
Производственная инфраструктура имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.
Инструментальное хозяйство – это совокупность подразделений, занятых приобретением, проектированием, изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места.
Технологическая оснастка (инструмент) – это все виды режущего измерительного и сборочного инструмента, а также штампы, пресс-формы, разнообразные приспособления.
В инструментальное хозяйство входят:
Норму расхода инструмента устанавливают в расчете на одну деталь, изделие, операцию или обобщенно, например, в расчете на 100 станко-часов работы оборудования.
Ремонтное хозяйство – это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту.
На предприятиях ремонт технологического оборудования осуществляется на основе:
Система ППР предусматривает:
Регламентация ремонтных работ в системе ППР осуществляется с помощью нескольких нормативов:
Себестоимость ремонтных работ определяется на основании сметно-финансового расчета. В нее входят заработная плата ремонтных рабочих с отчислениями, стоимость деталей, смазочных, обтирочных материалов и другие затраты.
Транспортное хозяйство – это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и за его пределами.
Основной задачей транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт. Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.
Энергетическое хозяйство – это совокупность технических средств для обеспечения бесперебойного снабжения предприятия всеми видами энергии.
В его состав входят хозяйства:
В обязанности работников энергетического хозяйства входят бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии, рациональное использование энергетического оборудования и повышение его коэффициента полезного действия, совершенствование техники и организации энергетического хозяйства, получение максимально возможной экономии всех видов энергии при снижении ее себестоимости.
Потребность в энергии определяют на основании плана производства продукции и переработки сырья, удельных норм расхода энергии и условного топлива на единицу продукции сырья, норм расхода энергии и условного топлива на вспомогательное обслуживание, норм потерь в сетях и трубопроводах, а также в процессе преобразования энергии.
Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке.
Складом называется производственное помещение или производственная площадь, предназначенные для временного размещения материальных ценностей, хранения нормативных запасов сырья и материалов и выполнения производственно-хозяйственных операций по подготовке этих категорий к производству.
При организации складского хозяйства необходимо установить количество и размеры складов, их расположение относительно производственных объектов, выбрать наиболее рациональные в каждом конкретном случае виды складского оборудования и инвентаря.
При расчете площади складских помещений необходимо определить площадь для хранения – грузовую, а также для проходов, проездов, разгрузки сырья и материалов, сортировки и отпуска их в производство – вспомогательную площадь.
Службы материально-технического снабжения и сбыта продукции играют важную роль не только в нормальном функционировании производственного процесса. Они оказывают существенное влияние на величину издержек производства путем создания и поддержания оптимального запаса при минимуме затрат, обеспечивая при этом надлежащее складирование, хранение и учет материальных ресурсов и готовой продукции.
Непроизводственная инфраструктура предприятия создается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает жилищно-коммунальные структуры, детские сады, ясли, медицинские пункты, поликлиники, больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, оздоровительные комплексы, столовые, буфеты, учебные заведения и другие необходимые службы.
Непроизводственная инфраструктура является важной составляющей общей структуры предприятия, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность коллектива. Наличие важнейших элементов непроизводственной инфраструктуры на предприятии создает возможность и дает уверенность его работникам удовлетворять жизненно необходимые социальные потребности, тем самым создавая предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива.
Понятие инфраструктуры предприятия, её виды и значение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.
Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьём, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, её транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.
Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п.
Система технического обслуживания (вспомогательное производство)
Вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и др. хозяйства.
Готовые работы на аналогичную тему
На крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства входят ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту санитарно-технического оборудования.
На предприятиях ремонт технологического оборудования осуществляется на основе:
Система ППР предусматривает:
Регламентация ремонтных работ в системе ППР осуществляется с помощью нескольких нормативов:
Себестоимость ремонтных работ определяется на основании сметно-финансового расчёта. В неё входят заработная плата ремонтных рабочих с отчислениями, стоимость деталей, смазочных, обтирочных материалов и другие затраты.
В инструментальное хозяйство входят:
Норму расхода инструмента устанавливают в расчёте на одну деталь, изделие, операцию или обобщённо, например, в расчёте на 100 станко-часов работы оборудования.
Капитальное строительство
Под капитальным строительством понимается процесс создания новых и реконструкции действующих фондов производственного и непроизводственного назначения, а также монтаж и ввод в действие оборудования и машин.
В процессе реконструкции осуществляется техническое перевооружение действующих предприятий, а вновь строящиеся оснащаются новейшей техникой, поэтому именно капитальное строительство во многом определяет технический уровень предприятия.
Капитальное строительство включает следующие этапы работ:
Затрачиваемые на капитальное строительство средства называются капитальными вложениями.
В состав капитальных вложений входит:
Различают два способа ведения капитального строительства:
Инфраструктура компании как продукт
Инфраструктура — это то, от чего зависит работа и прибыль IT-бизнеса. Все процессы, которые происходят с кодом от компьютера разработчика и до продакшена, зависят от бесперебойной работы серверов, ПО, внешних сервисов. Если инфраструктура не работает как надо, бизнес теряет прибыль.
Стартапы не особо уделяют внимание инфраструктуре — надо продукт пилить, пока деньги инвесторов не кончились. В больших компаниях уже не до нее — у нас тут тысячи задач, работать надо.
До понимания, что инфраструктура IT-компании это тоже продукт, что у нее есть цель, что надо считать затраты и отслеживать метрики, дело часто не доходит.
О компании
Skyeng — это молодая компания, ей всего 6 лет. Но все это время она растет в 3 раза каждый год.
Это значит, что инфраструктура также каждый год растет троекратно. Сегодня у нас 100 серверов, через год 300, а через два — 900. Это непросто, мы напрягаемся, чтобы обеспечить такой рост.
Skyeng — это IT-компания. Компания молодая, большого количества legacy еще нет, все стандартно для PHP-стека:
Большинство наших сервисов написаны нами, и весь бизнес компании крутится на собственной инфраструктуре. За ней следит команда инфраструктуры из 6 человек. Мы обеспечиваем все процессы, которые происходят с кодом от компьютера разработчика и до продакшн. Код разрабатывается на наших виртуалках и серверах, деплой — с помощью настроенного нами Jenkins и наших средств деплоя, эксплуатация на продакшн тоже на наших серверах, которыми мы заведуем.
Цель компании — вырасти за 2 года в 7 раз. Инфраструктура должна вырасти аналогично. Чтобы достичь цели, каждый участник команды девопсов работает как вол. Каждый год мы должны быть лучше, чем в прошлом году в 3 раза, а в будущем — в 7 раз. В Skyeng никому не интересны красивые истории, что «старался, но не получилось». Важен результат, а не процесс.
Принципы построения инфраструктуры
Бизнес любой IT-компании работает на инфраструктуре. Если она не работает — не работает бизнес, будь это Яндекс, Амазон или Skyeng. Мы это осознаем, поэтому первое, что важно для крутой инфраструктуры — поставить цель. Звучит как речь Тони Роббинса, но без поставленной цели ничего не получится.
Цель нужно ставить по двум причинам.
Если нет цели, ее невозможно достичь.
Проблемы компании
Одной лишь постановки цели недостаточно. Цель компании — это рост в 7 раз за 2 год. Во время роста будут встречаться проблемы. Они различаются, в зависимости от размера и типа компании.
Первый тип компаний и людей — стартапы. На картинке ниже «типичный стартап» — плот и маленькая команда, которая пытается на нем куда-то уплыть. Достоинства стартапа это то, что каждый член команды понимает, куда команда движется, кто чем занимается, и что он должен сделать для достижения общей цели.
Проблема стартапов — это отсутствие денег. Когда на девопса сваливается большой объем задач, он не успевает и просит себе помощника. Обычно на это получает ответ: «Зачем? Ты справляешься, все норм — продолжай!»
Следующий тип — огромные корабли. Отдельные члены команды корабля не видят, куда он плывет. Они выполняют свою маленькую функцию, например, забрасывают уголь в топку, а что происходит глобально, не понимают.
Главная проблема кораблей — нужно все больше и больше задач. Сто заказчиков, у каждого проблемы, непонятно как приоритезировать, общая картина размыта, но мы «работаем дальше»! Времени никогда не хватает, а задач требуется все больше и больше. Команда никогда не сможет построить конвейер, который бы забрасывал уголь в топку, чтобы работать над важными задачами.
Третий тип — руководители. Главная проблема руководителей инфраструктуры — дорогие серверы, дорогая инфраструктура и непонимание, как расходы на инфраструктуру отражаются на доходах бизнеса в целом. Руководителю нужно как-то отвечать на вопросы о том, почему столько миллионов за серверы, будем ли меньше лежать, если больше платить, и что будет, если платить меньше.
Цели инфраструктуры
Опишу, какие цели в Skyeng мы ставим перед своей инфраструктурой в разрезе глобальных целей компании, и как их достигаем. У инфраструктуры есть 4 цели.
Следить за бюджетом. Компания — это коммерческая структура для заработка денег, поэтому мы должны их считать.
Решать задачи быстро. Не подняли сервер вовремя, не запустится новый сервис компании и не будет зарабатывать деньги. Вовремя не восстановили бэкап — опять что-то не будет работать, и компания будет терять прибыль.
Удобство разработчиков. Этот пункт требует отдельного пояснения. В прошлом году Skyeng потратил 600 млн рублей на разработку. Если бы мы, как инфраструктура, хотя бы на 1% повысили скорость разработчиков, то заработали бы 6 млн. Если посадить двух ребят на фуллтайм, которые повысят производительность на 1% — это будет выгодно.
Долгосрочный результат. Мы не должны один раз напрячься, сделать что-то крутое, чтобы все порадовались, а дальше бы все порушилось. То, что мы делаем, должно работать долго.
Чтобы это все заработало, к целям нужно придумать метрики. Они должны быть измеримы, иначе это не цели, а ерунда. Цели должны выражаться цифрами и графиками.
Рассмотрим пункты подробнее.
Бюджет
Измерение инфраструктуры в разрезе компании — это то, какая часть из расходов компании уходит на инфраструктуру.
Skyeng — это школа, а главная ценность — урок. Средний урок стоит 800 рублей. Из них 12 идет на инфраструктуру: на серверы и работу девопсов.
Процент инфраструктуры падает, мы работаем над этим. Это выгодно нам, бизнесу и клиентам. Можно взять дешевые серверы, не делать бэкапы и еще сильнее уронить этот график. Но это неправильно, нужно считать не просто расходы на инфраструктуру, а расходы на инфраструктуру и ожидаемые убытки от падений.
Для каждого сервиса считаем, сколько денег в час мы теряем от его падения. Мы ведем подробный лог того, когда и какой сервис лежал, и сколько мы на этом потеряли.
График убытков от падений за прошлый год.
Больше всего потерь во втором квартале 2018 года — привет Роскомнадзору! Расходов на инфраструктуру в прошлом году было 20 млн, расходов на падение — 5 млн. Если бы мы все зарезервировали, то это спасло бы нас от Роскомнадзора, но мы бы все равно были в минусе на 15 млн.
Бизнесу невыгодно дублировать все подряд. Надо думать, что дублировать, а что нет.
Мы дублируем те сервисы, для которых расходы на дополнительный сервер или БД ниже, чем ожидаемые риски от падений.
Делаем быстро
Мы измеряем процент задач, которые выполнены в день постановки. В инфраструктуру приходит много задач, которые требуется решить прямо здесь и сейчас. От этого зависят другие команды, которые не могут выполнять свою работу. Большие задачи, на которые требуются недели, считаются отдельно.
График задач в день постановки.
По графику вероятность выполнения задачи в день постановки примерно 80%. Мы видим этот график и считаем, что все круто. Но другие команды могут так не думать и оценивать иначе. Поэтому мы проводим опросы других команд.
Пример опроса.
Опросы проводим через обычную Google-форму с вопросами. Разработчики и другие наши заказчики регулярно на них отвечают.
Результат опроса по скорости работы инфраструктуры.
Текущее состояние дел отлично описывается опросами, но не будущее. Для оценки вероятности положения дел в будущем мы измеряем количество задач, выполненных с помощью pull request. Это то, что принесет пользу через год или два.
Полгода назад мы решили, что пойдем в «инфраструктуру как код». Здесь мы измеряем все запросы в инфраструктуру: залить dump или кусочек логов, поправить точку nginx на проде или создать новый сервер. Это все запросы, и мы их все оцениваем по количеству pull requests. В будущем хотим, чтобы любой запрос решался с помощью pull request или, чтобы нам его просто не задавали.
Мы знаем, что подход «инфраструктура как код» дает три главных бонуса:
Для логов есть система визуализации, для выдачи доступов есть Terraform. Можно сделать систему, при которой все будет автоматизировано. В идеале этот график должен уйти в 100%. Когда любое обращение будет сделано с помощью кода, мы сможем его быстро выполнять и разворачивать в другой инфраструктуре так же быстро.
Разработчикам удобно
Это важно для Skyeng. Сейчас у нас 100 разработчиков, к концу года их будет 120. Важно, чтобы они работали эффективно. Мы хотим нанимать людей не просто так, нам нужны те, кто будет улучшать компанию.
Единственная и главная метрика для разработчиков — это результат опроса удовлетворенности командой инфраструктуры.
В целом все ОК.
Большинство оценивает нас хорошо. Но если спросить, насколько они довольны окружением разработки, то все не так приятно.
Окружение разработки — наша головная боль. Это точка роста, которую нужно улучшать. Поэтому мы лично опрашиваем сотрудников, которые ответили хуже всего: в чем проблема, что у него тормозило или не работало? Зная, что происходит, можно улучшить положение дел.
Пока вы не знаете, что происходит, вы не можете ничего изменить.
Долгосрочный результат
Любую из наших метрик можно увеличить, просто сконцентрировавшись на ней. Например, для увеличения процента задач, выполненных в тот же день, можно все бросить и решать только задачи, которые прилетели. Можно делать все задачи с помощью кода.
Например, в некотором городе «N» все силы тратят на развитие дорог. Они делают ровные, широкие, многополосные трассы в городе. Это круто первый, второй год. Но все остальные сферы деградируют: доступной среды нет, деревья вырубают, машин все больше, парковок не хватает, а экология уже уехала из города по этим дорогам. Через 5-10 лет в соседнем городе уже появятся автономные такси и гиперлупы, а здесь все еще просто ровные дороги. Понятно, что это путь в никуда.
Мы не должны такого допускать, нам нужно смотреть наперед. Поэтому мы измеряем количество времени, которое тратим на разработку и на поддержку.
На графике видно, что последние месяцы мало времени уходит на разработку. Для меня, как для руководителя, это признак того, что нужны люди или автоматизация процессов. По графику я даже могу рассчитать, через сколько месяцев все ресурсы будут уходить на поддержку, когда мы не будем успевать и наступит коллапс.
Выгодные задачи
Мы поставили цель и подумали над метриками, но пока не приступим к реализации руками, ничего не изменится. Делать нужно не просто что-то, а самые выгодные задачи с точки зрения метрик и времени.
Любые две задачи можно сравнить по времени: на первую уйдет неделя, на вторую — 3 часа. Это не зависит от того, из какого отдела поступила задача. С метриками сложнее — их много. Как просчитать, какую задачу делать выгоднее: первую или вторую, если одна оптимизирует одни метрики, а другая другие?
Для себя мы это решили просто — придумали универсальную единицу, которая описывает любые задачи. Наша универсальная единица — рубль. Мы оцениваем пользу от любой задачи по прибыли, которая она принесет и делим на время, которое потребуется на выполнение этой задачи. Так мы оцениваем каждую задачу с точки зрения метрик (рублей) и времени.
Наши квартальные задачи.
На скриншоте ниже в двух последних колонках записано сколько денег мы заработаем на задаче и сколько времени потратим на выполнение. Команда инфраструктуры зарабатывает деньги тем, что улучшает условия для разработчиков, оптимизирует процессы в компании и работу серверов. Мы переходим на Docker не потому, что это круто, а потому что мы посчитали, что это выгодно.
Дополнительные метрики, которые мы измеряем.
Задачи, которые мы не оцениваем
Мы не оцениваем баги. Если мы взяли какую-то систему на поддержку и поддерживаем ее, то фиксим баги просто потому, что их там быть не должно.
Это же относится к поддержке. Мы измеряем в целом, сколько времени уходит на поддержку, и не допускаем, чтобы его было слишком много. Мы оцениваем каждую систему в целом на предмет пользы или вреда от нее. Задачи, которые проще сделать или они очень срочные, мы не оцениваем. Все, о чем я говорил, к ним не относится — мы просто их делаем.
Почему полезно и важно оценивать задачи
Премии и достижения. С бизнесом всегда нужно говорить на языке денег. Он понимает только деньги. Если вы скажете, что у вас есть проект, вы его запилите, он принесет 5 млн, и попросите премию миллион на команду — с вами согласятся. Для бизнеса это понятно.
Найм. Не предлагайте бизнесу нанимать сотрудников и внедрять новые технологии, а предлагайте вместе заработать деньги. Тогда он точно пойдет навстречу. Как минимум, обсуждение начнется не по пути «успеваешь ты или не успеваешь, нужен тебе человек или нет», а насколько крутой проект, для которого нужен человек, справится ли он, и реально ли проект принесет столько миллионов. Разговор пойдет в другом русле, и вы сами заранее поймете, достоин ли этот проект затрат или проще выбросить и искать другой?
Оптимизация затрат. Если мы понимаем, на что уходят деньги, мы легко их можем считать и оптимизировать расходы.
Административные решения. Этот пункт я осознал недавно. Инфраструктура начала разрастаться и я решил разбить команду на подкоманды. Встал вопрос о том, как именно это сделать, с целью дальнейшего наращивания персонала. Решение появилось исходя именно из метрик — поделил все метрики нашей инфраструктуры на блоки, и каждая команда отвечает за свои метрики. У меня получилось 3 подкоманды. По каждой понятна общая зона ответственности и все участники в ней понимают, за что отвечают лично. Это понятная зона ответственности.
Чтобы все было круто
На DevOps Conf 2019 об «инфраструктуре как код» мы поговорим отдельно. Будущее подхода, паттерны в Terraform, развертывание и управление BareMetal-инфраструктуры и Kubernetes — четыре доклада по теме. Конференция, сближающая процесс и технологии, пройдет в Москве 30 сентября и 1 октября. Расписание уже готово, можно изучить программу, тезисы докладов или забронировать билеты.
Подписывайтесь на рассылку и Telegram-канал и следите за новостями и новыми публикациями докладов.