Инфраструктурные бюджетные кредиты что это
Инфраструктурные бюджетные кредиты что это
Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.
1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.
3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
5. Электронное обращение не рассматривается при:
— отсутствии фамилии и имени заявителя;
— указании неполного или недостоверного почтового адреса;
— наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
— наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
— отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
— наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.
6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.
7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»
Инфраструктурные бюджетные кредиты что это
Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.
1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.
3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
5. Электронное обращение не рассматривается при:
— отсутствии фамилии и имени заявителя;
— указании неполного или недостоверного почтового адреса;
— наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
— наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
— отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
— наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.
6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.
7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»
Инфраструктурные бюджетные кредиты что это
Механизм предоставления бюджетных инфраструктурных кредитов был анонсирован Президентом РФ в послании Федеральному собранию[1].
Кредитование будет осуществляться на следующих условиях:
Какие возможности инвестиционные кредиты открывают в сфере ГЧП и проектного финансирования?
Прежде всего нужно обратить внимание на следующее:
Инвестиционный кредит позволяет получить «длинные дешевые деньги». С учетом того, что ключевая ставка ЦБ РФ составляет (на 29 апреля 2021 года) 5% с перспективами роста, инфраструктурный кредит может ощутимо улучшить финансовые показатели проекта.
Горизонт финансирования в 15 лет вполне позволяет использовать инфраструктурные кредиты в проектах с длительным сроком возвратности инвестиций, а также сочетать их с краткосрочным, но и более дорогим банковским финансированием;
Так как бюджетные кредиты предоставляются на условиях возмездности и возвратности, полагаем, что наибольший интерес у регионов возникнет в отношении проектов, генерирующих доход за счет коммерческой деятельности частного партнера (концессионера), а не за счет бюджетных обязательств региона.
В классических концессиях достаточным обеспечением интересов региона служило возникновение права публичной собственности на создаваемый объект. При грамотном структурировании проекта объем обязательств региона в инвестиционной части не превышал бы стоимость создания объекта (с учетом кредитной составляющей).
Предоставляя средства на реализацию проекта за счет бюджетного кредита, регион будет заинтересован в обеспечении возвратности средств: как и частный партнер (концессионер), регион является «заемщиком», а значит возникновение собственности на построенный объект уже не гарантирует всех интересов региона.
Возвратность инфраструктурного кредита может обеспечиваться за счет уже отработанных механизмов, например, концессионной платы или платы частного партнера. В интересах региона ее можно определить как процент от получаемой концессионером (частным партнером) прибыли, но не менее размера, достаточного для погашения тела и процентов по инфраструктурному кредиту.
В этом случае субъект РФ будет заинтересован в применении дополнительных механизмов обеспечения обязательств частного партнера (концессионера) по возмещению тела и процентов по инфраструктурному кредиту.
Полагаем, что для такого обеспечения могли бы применяться классические механизмы проектного финансирования, в которых регион участвовал бы наравне с финансирующим банком:
Конкуренция региона и банка в проектном финансировании не типична: регион по концессиям и ГЧП-проектам обычно выступает «гарантом» перед банком. В случае применения инфраструктурных кредитов регион становится также и самостоятельным кредитором.
Пока инфраструктурный кредит (500 млрд рублей до 2023 года) глобально не является конкурентом банковскому кредитованию по объемам финансирования, но с учетом стоимости финансирования банковский кредит безусловно проигрывает инфраструктурному.
В случае распространения инфраструктурного кредитования банки могут быть вынуждены скорректировать требования к платежным механизмам проектов и смягчить позицию безусловного «старшего» кредитора.
Порядок отбора проектов (фактически – требования к проектам), а также порядок определения размера инфраструктурного кредита подлежат определению, но именно от них во многом зависит, как конкретно поменяется механизм структурирования проектов с учетом инвестиционного кредита.
Инфраструктурные бюджетные кредиты что это
Российские регионы смогут получить льготные бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Федеральные средства будут предоставляться на возвратной основе по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. Погашение кредита стартует с третьего года после его получения, что дополнительно снизит нагрузку на региональные бюджеты.
Комментарий
Для того чтобы получить такую финансовую поддержку, региону необходимо принять участие в отборе проектов. Правила его проведения готовятся к подписанию. Согласно этому документу, федеральные средства могут быть потрачены, например, на проектирование, строительство или реконструкцию коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры. Займы также можно направить на приобретение городского транспорта и ещё ряд целей, связанных с развитием территорий.
Ожидается, что к 2024 году объём выданных инфраструктурных кредитов достигнет 500 млрд рублей.
Как отметил на заседании Правительства 15 июля Михаил Мишустин, такие займы позволят увеличить объёмы строительства новых жилых домов, больниц, школ, спортивных сооружений и дорог, обеспечат обновление жилищно-коммунального хозяйства. Всё это позволит улучшить качество жизни граждан, даст дополнительный импульс развитию экономики на местах.
Инфраструктурные бюджетные кредиты – один из инструментов регионального развития. Этой теме была посвящена значительная часть отчёта Михаила Мишустина в Государственной Думе 12 мая. Среди основных направлений предстоящей работы он назвал реализацию мероприятий, озвученных Президентом в Послании Федеральному Собранию. В их числе – реструктуризация бюджетных кредитов, замещение коммерческих займов бюджетными, а кроме того, выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Инфраструктурные бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации
Инфраструктурные бюджетные кредиты
Инфраструктурные бюджетные кредиты выдаются регионам по ставке не более 3% годовых и сроком погашения — до 15 лет. В ближайшие два года (до 2023 года) выделено 500 миллиардов рублей. В период с 2023 по 2026 гг. планируется выделить ещё 500 миллиардов рублей на тех же условиях для инфраструктурного развития регионов.
Приоритетными для финансирования проектами являются обновление системы ЖКХ (в том числе строительство, реконструкция сетей и сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства), строительство автомобильных дорог, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии. Ответственное ведомство за отбор инфраструктурных проектов Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Среди основных правил использования и возврата инфраструктурных кредитов:
· целевое использование средств;
· ведение обособленного учёта операций с поступлением и расходованием бюджетных денег;
· обеспечение федерального казначейского сопровождения инфраструктурных проектов.
Решения о финансировании проекта принимается президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию.
Инфраструктурные облигации
С 2021 по 2024 гг. за счёт выпуска инфраструктурных облигаций будет привлечено 150 млрд рублей. Для их размещения в конце прошлого года создано специализированное общество проектного финансирования, которое привлекает денежные средства рыночных инвесторов под поручительство «ДОМ.РФ». Полученные средства предоставляются в виде льготных кредитов по субсидируемой из бюджета ставке (2%-4%) сроком до 15 лет (в ряде случаев до 30 лет) — займы выдаются под гарантию регионов. Средства кредитов можно потратить на инженерную, дорожную и социальную инфраструктуры в рамках проектов строительства жилья, а также на общегородскую инфраструктуру (включая сети и сооружения предприятий водопроводно-канализационного хозяйства).
Для использования механизма инфраструктурных облигаций у региона уровень госдолга не должен превышать 50%.
Прямая речь
«Есть другая проблема – это питьевая вода. Мы об этом мало говорим, но есть государства, которые это на себе уже остро ощутили… В Российской Федерации достаточно запасов пресной воды в разных источниках, в подземных, в наземных, в ледниках, и вот это достояние, которым нужно дорожить. Мы с вами умеем считать нефть, но очень мало знаем о конкретных запасах пресной воды и пока ещё не умеем её охранять… Мне кажется, Россия со временем превратится в такой остров экологического благополучия, где можно будет подышать чистым воздухом и напиться чистой воды».
Виктория Абрамченко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
«За последние три года в консолидированные бюджеты субъектов страны поступило почти 40 млрд рублей от платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом на ликвидацию накопленного вреда регионы направили менее 2% поступивших средств. Поэтому Правительство по поручению Президента “окрасит” экологические платежи и введёт приоритизацию экологических проектов и их финансирования. Направление средств не на экологическое оздоровление будет невозможно»
Виктория Абрамченко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
«Во многих регионах сталкиваются … с проблемами снабжения людей чистой водой, с потребностью нарастить мощности очистных сооружений. Это я постоянно слышу, посещая регионы нашей страны. И это необходимо прежде всего для сбережения здоровья людей, для выполнения той самой национальной цели, которую поставил перед нами Президент». «В текущем году для выполнения федерального проекта «Чистая вода» в 75 регионах мы предусмотрели в бюджете около 26 млрд. рублей… для федерального проекта «Оздоровление Волги» предусмотрено более 13 млрд. рублей»
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
«Фонд национального благосостояния – это ещё один новый финансовый инструмент для предоставления льготных целевых займов ресурсоснабжающим организациям на реализацию проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры».
Марат Хуснуллин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
«… ситуация с коммунальной инфраструктурой на Северном Кавказе. Во всех семи регионах она сильно изношена и не выдерживает нагрузку. Нет у многих нормальных водоочистных сооружений. Жители регулярно сталкиваются с перебоями в подаче воды. Нужны конкретные решения проблемы водоснабжения и водоотведения на Северном Кавказе, которые бы учитывали особенности каждой территории»
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
«Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Краснодарского края подготовить и утвердить комплекс мер, обеспечивающих модернизацию (строительство) канализационных очистных сооружений и очистных сооружений ливневых стоков в целях минимизации негативных последствий сброса сточных вод в акваторию Чёрного и Азовского морей, предусмотрев в том числе привлечение внебюджетных источников финансирования и использование механизмов государственно-частного партнёрства»
«Не может не вызывать беспокойства состояние источников пресной воды, особенно источников питьевого водоснабжения. Глобальные изменения климата и антропогенная нагрузка приводят к истощению вод. Их запасы сокращаются, а качество ухудшается. Мы научились считать запасы нефти и газа, но не знаем, сколько в мире питьевой воды и на сколько лет её хватит. Наша глобальная задача – создание национальной сети мониторинга качества и количества пресной воды, необходимой для жизни человека. Должна быть создана единая система учёта и механизмы жёсткого контроля отбора воды»
Виктория Абрамченко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Проекты отраслевых НПА
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»
Подробнее >>
Проект постановления Правительства РФ о контроле за исполнением инвестпрограмм и сохранении экономии от их реализации
Подробнее >>
Законопроект о штрафах за отсутствие автоматического контроля сбросов загрязняющих веществ
Подробнее >>
Проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»
Подробнее >>