Инис что это уведомление

Интегрированная Налоговая Информационная Система Республики Казахстан

Интегрированная Налоговая Информационная Система Республики Казахстан

Структура налоговой службы Республики Казахстан включает Главный налоговый комитет, 15 областных налоговых комитетов и более 200 районных налоговых отделов. Эти подразделения распределены по всей территории республики.

К концу 1997 года в налоговых органах Республики Казахстан действовали четыре информационных системы. Все они основывались на разных стандартах обработки информации, имели ограниченные средства обмена информацией или не имели их вовсе. Ни одна из систем не обеспечивала полный функциональный цикл налогового администрирования и не отвечала современным требованиям к организации государственной налоговой системы.

В этой ситуации требовалась единая информационная система, охватывающая всю систему налоговых органов Республики Казахстан и обеспечивающая их функции, включая регистрацию налогоплательщиков, ведение лицевых счетов, администрирование и принятие решений.

В связи с новыми требованиями, предъявляемыми Всемирным банком реконструкции и развития, потребовалось решение, которое бы значительно сократило количество и продолжительность рутинных процедур налогового администрирования, обеспечило оперативную обработку и обновление налоговой информации, распределенной по всей территории республики. Для определения стратегии дальнейшего развития информационных технологий была разработана концепция развития информационных систем в налоговых органах.

Первая очередь системы должна была обеспечить решение четырех основных задач:

— ведение лицевых счетов;

— поддержка принятия решений.

Структура Интегрированной Налоговой Информационной системы Республики Казахстан.

Источник

Как подать и заполнить уведомление о постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности (обменные пункты и электронная торговля)

В соответствии с подпунктом 9) пункта 1 статьи 88 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) организация обменных операций с наличной иностранной валютой, осуществляемая уполномоченными организациями, указанными в подпункте 5) статьи 543 Налогового кодекса подлежат постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.

При этом согласно второму абзацу пункта 4 статьи 88 Налогового кодекса постановка на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности – организация обменных операций с наличной иностранной валютой, осуществляемая уполномоченными организациями, производится на основании уведомления о начале или прекращении деятельности в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, в порядке, определяемом Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Данное уведомление, представляется в налоговый орган не позднее трех рабочих дней до начала осуществления отдельного вида деятельности.

Уведомление о начале или прекращении деятельности в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности – обменные операции с наличной иностранной валютой уполномоченными организациями и электронная торговля товарами отображается при выборе пункта меню Регистрация > Регистрационный учет отдельных видов деятельности > Уведомление о начале или прекращении деятельности в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности – обменные операции с наличной иностранной валютой уполномоченными организациями и электронная торговля товарами.

При открытии этого уведомления автоматически заполняются следующие поля:

«Дата подачи уведомления», «Дата приема уведомления» и «Дата почтового штемпеля» доступны для редактирования, и не могут быть больше текущей даты. «Дата подачи уведомления» не может быть меньше даты постановки на требуемый регистрационный учет и не может быть больше «даты приема уведомления».

Для постановки на регистрационный учет объектов:

При этом, после ввода ИИН/БИН ИП автоматически заполняются поля:

Обязательно для заполнение только одного из разделов либо «Сведения о государственной регистрации прав на недвижимое имущество:», либо «Сведения, указанные в договоре аренды недвижимого имущества:».

Кнопка «Сохранить» сохраняет документ для последующей обработки из журнала исходных документов. Кнопка «Очистить» очищает содержимое формы (устанавливает стандартные значения полей на форме). Чтобы обработать уведомление, нажмите кнопку «Обработать». Перед обработкой документа выполняется часть проверок. В случае нахождения ошибок, пользователю будет выдано окно с комментариями и уведомление не будет обработано. Для обработки уведомления устраните указанные ошибки.

После подачи уведомления, при отсутствии ошибок, оно появится в журнале исходных документов (Регистрация > Регистрационный учет отдельных видов деятельности > Журнал исходных документов). После обработки на республиканском уровне, документ поменяет статус на «Обработан». Обработка осуществляется системой автоматически. Также существует промежуточный статус «Ожидается репликация данных», который означает, что документ успешно обработался на республиканском уровне, но пока не все необходимые данные реплицировались на районный уровень. Дождитесь, когда документ изменит статус на «Обработан».

Для печати Талона о приеме Уведомления нажмите кнопку «Печатать на рус.языке» или «Печатать на гос.языке» в зависимости от требуемого языка выходного документа. После успешной обработки Уведомления будет отправлен запрос ИС ГБД ЕЛ для генерирования номера для Талона (НИКАД). В печатной форме Талона сверху посередине будет отображен номер НИКАД документа. В случае отсутствия данного номера рекомендуем дождаться получения ответа из внешней системы ИС ГБД ЕЛ.

Источник

Использование программы «Кабинет налогоплательщика» (Жексенбинов О., руководитель отдела Информационных технологий НУ по Ауэзовскому району г. Алматы)

Использование программы «Кабинет налогоплательщика»

НУ по Ауэзовскому району г. Алматы

Для реализации прав и исполнения налоговых обязательств Вы можете воспользоваться одним из способов представления налоговых форм, в частности с помощью программного обеспечения «Кабинет налогоплательщика»

«Кабинет налогоплательщика» позволяет из любого удобного для налогоплательщика места, используя только Интернет, получать большое количество услуг.

В частности: подготовка и подача ФНО: получение уведомлений; просмотр статусов обработки, поиск и просмотр поданных ранее ФНО, налоговое заявление на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, пеней, штрафов; получение информации о зарегистрированных объектах налогообложения; просмотр личных регистрационных данных; просмотр лицевых счетов, получение актов сверки, выписки из лицевого счета и пр.

Кроме того, каждый пользователь получает всю информацию и оперативные новости от НК МФ РК.

Следует отметить определенные преимущества при работе с информационной системой «Кабинет налогоплательщика»:

— Возможность подготовить и представить налоговую отчетности в электронном виде;

— В любое время имеется доступ к Кабинету НП через сеть Интернет.

Кроме того, преимуществами подачи налоговых заявлений и форм налоговой отчетности, в том числе представление «Расчета для получения патента» в электронном виде являются:

— Экономия рабочего времени налогоплательщика;

— Посещение налогового органа только 1 раз (за получением выходного документа);

— Возможность избежать очереди при подаче налогового заявления;

— Отсутствие непосредственного контакта с сотрудниками налоговых органов, исключение человеческого фактора.

Любой налогоплательщик, имеющий электронно-цифровую подпись, может воспользоваться услугами «Кабинета налогоплательщика»

Приложение Клиент налогоплательщика можно скачать с сайта Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан по адресу: www.salyk.kz в разделе «Информационные системы».

Для входа в «Кабинет налогоплательщика» достаточно ввести свой электронный ключ. Для получения электронного ключа необходимо встать на регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика в налоговом органе по месту нахождения.

Для самостоятельной установки «Кабинета налогоплательщика» можно воспользоваться инструктивным материалом который размещен в разделе «Информационные ресурсы/ Инструкции по настройке.

«Кабинет налогоплательщика» состоит из 9 разделов, состоящих из подразделов.

В разделе Личный кабинет Вы можете получить данные о состояниии лицевого счета, просмотреть полученные сообщения, получить уведомления, узнать о событиях налогового календаря (налоговые события, извещение о сроках сдачи налоговой отчетности);

С помощью раздела Формы налоговой отчетности можно представить налоговую отчетность в электронном виде.

Для этого нужно предварительно выбрать формы налоговой отчетности в режиме «Настройки».

Открыть необходимую форму, заполнить, при этом форма наполовину заполняется автоматически самостоятельно это ИИН (БИН), ФИО, налоговый период.

На всем пути заполнения ФНО существует функция авторасчета, реализована система подсказок, для проверки правильности заполнения формы предусмотрена функция проверки заполнения.

Заполненную ФНО можно сохранить в Кабинете НП для отправки в НК МФ РК. Сохраненная форма получает статус «Черновик» и отображается в «Журнале форм», расположенном в разделе «Формы налоговой отчетности».

Уведомление о приеме налоговой отчетности можно просмотреть в «Журнале форм», отправленная форма может иметь следующие статусы:

· «Принята», если ФНО прошла проверку на сервере СОНО.

· «Не принята», в случае, если в заполнении ФНО были допущены ошибки.

Если проверка ФНО не пройдена, то появится сообщение об ошибке, для исправления ошибки форму можно отредактировать.

Раздел «Сервисы» реализован для просмотра регистрационных данных, здесь также можно подать налоговые заявления в электронном виде, получить уведомления/извещения, сведения по данным УГО, проверить результаты обжалования налоговой проверки.

Получение уведомлений из ИНИС РК и ЕХД:

Уведомления в Кабинете НП формируются из информационных систем ИНИС РК и ЕХД (единое хранилище данных).

Уведомления из ИНИС РК отображаются в «Кабинете налогоплательщика» автоматически. Для их получения достаточно войти в личный кабинет и если есть новые уведомления, то появляется окно с данными по уведомлениям.

После ознакомления с уведомлением необходимо подтвердить факт прочтения документа. После подтверждения ознакомления, уведомление принимает статус «Ознакомлен».

Для просмотра уведомления необходимо нажать на ссылку с соответствующим наименованием документа. Откроется соответствующее уведомление, которое вы можете распечатать, нажав на кнопку «Печать». Чтобы закрыть уведомление нажмите на кнопку «Закрыть».

Получение уведомлений о сумме налогов на имущество и земельного налога, исчисленных налоговым органом.

Получение уведомлений о сумме налогов на имущество и земельного налога, исчисленных налоговым органом, производится посредством взаимодействия с ИС РНиОН (регистрация налогоплательщиков и объектов налогообложения).

Чтобы получить уведомление необходимо в разделе «Сервисы» перейти в подраздел «Уведомления/Извещения», в списке выберите требуемый год, и нажмите на кнопку «Проверить», далее выбрать сертификат подписи для подписания запроса.

Ответ по уведомлению из ИС РНиОН будет получен через некоторое время.

Уведомление можно распечатать.

Получение информации о зарегистрированных на налогоплательщика объектах налогообложения.

С помощью данного режима можно получить информацию о зарегистрированных объектах налогообложения из ИС РНиОН.

Для этого необходимо в разделе «Сервис» перейти в подраздел «Сведения по данным УГО» и нажать на ссылку «Обновить информацию», выбрать сертификат подписи для подписания запроса.

Для просмотра ответа из ИС РНиОН нажмите на ссылку «Обновить страницу», отобразится полученная информация о зарегистрированных объектах налогообложения.

Можно просмотреть карточку по каждому объекту налогообложения. Для этого нажмите на кнопку в графе «Действия». Откроется страница с подробной информацией о выбранном объекте налогообложения, которую вы можете распечатать, нажав на ссылку «Распечатать».

Обжалование результатов налоговой проверки

С помощью этого режима можно отслеживать статусы своих жалоб на результаты налоговой проверки, получать информацию о статусе жалобы, получать в электронном виде извещение о приостановлении срока рассмотрения жалобы и назначения тематической проверки.

Оплата налогов и других налоговых обязательств.

Воспользовавшись этим режимом, Вы можете произвести оплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, при условии, если Вы являетесь держателем пластиковой карточки

На текущую дату в кабинете НП реализована возможность подачи 5 видов налоговых заявлений:

· для получения сведений об отсутствии и (или) наличии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям.

· на получение выписки из лицевого счета налогоплательщика (налогового агента) о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства

· на проведение зачетов и возврата налогов, других обязательных платежей, пени и штрафов.

· о проведении документальной проверки в связи с ликвидацией.

· о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности

· продлении срока представления налоговой отчетности

Для создания налогового заявления необходимо в разделе «Сервисы» перейти в подраздел «Налоговое заявление», выбрать соответствующее заявление, создать и заполнить форму. Заполненную форму отправить с помощью кнопки «Отправить»

В процессе обработки налоговое заявление, может принимать следующие статусы, которые будут отображены в журнале налоговых заявлений:

Налоговое заявление о проведении документальной проверки в связи с ликвидацией:

· Не проверено. Данный статус отображается при обработке формы налогового заявления о проведении документальной проверки в ИНИС.

· Проверяется. Данный статус отображается во время проведения документальной проверки в ИНИС.

· Проверено. Данный статус отображается по завершению документальной проверки в ИНИС.

· Ошибка. В случае ввода неверных данных при заполнении заявления, В графе «Примечание» можно просмотреть описание ошибки.

Налоговое заявление для получения сведений об отсутствии и (или) наличии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям:

· Ошибка. Статус принимается в случае ввода неверных данных. Заявление не может быть удалено или отредактировано. В графе «Примечание» можно просмотреть описание ошибки.

· Обработано. Если налоговое заявление успешно прошло проверку. Налогоплательщик получает справку, которую можно просмотреть, нажав на ссылку «Справка» в графе «Действия».

· Отказано. В случае отрицательного результата хоть одной из проверок, налогоплательщик получает отказ в предоставлении Справки. Причину отказа можно просмотреть в графе «Примечание» или нажать на ссылку «Просмотреть» в графе «Действия».

Налоговое заявление на проведение зачетов и возврата налогов, других обязательных платежей, пени и штрафов:

· В обработке. Налоговое заявление находится в обработке.

· Обработано. Статус присваивается заявлениям, обработанным ИНИС РК

· Отказано. В случае отказа в обработке, статус заявления изменится на «Отказано». Вы можете просмотреть причину отказа, нажав на ссылку «Данные об обработке заявления» в графе «Примечание».

Налоговое заявление о приостановлении (продлении, возобновлении) представления НО:

· Отправлено. Заявление отправлено в Налоговый орган.

· Принята. Заявление принято, сформировано Уведомление о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности, которое можно просмотреть в графе «Действия».

· Обработано НО. Налоговое заявление успешно прошло проверку СОНО, сформировано Решение о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности, которое можно просмотреть в графе «Действия».

Налоговое заявление о продлении срока представления налоговой отчетности:

· Отправлено. Заявление отправлено в Налоговый орган.

· Принята\Непринята. Заявление принято (или непринято), сформировано Уведомление о приеме налогового заявления о продлении срока представления налоговой отчетности, которое можно просмотреть, нажав на ссылку «Уведомление» в графе «Действия».

· Обработано НО. Налоговое заявление успешно прошло проверку СОНО.

На странице «Налоговый кодекс» отображается налоговое законодательство. Налоговый кодекс РК на текущую дату представлен в электронном виде, открывается при нажатии на соответствующую кнопку «Просмотр». В подразделе «архивные документы» можно просмотреть Налоговый кодекс прошлых лет, имеется возможность для скачивания.

В разделе «Помощь» размещена вся необходимая информация по работе «Кабинета налогоплательщика». «Помощь» можно вызвать с любого соответствующего раздела со страницы любого сервиса Кабинета НП.

Источник

Учет налоговых платежей

1 ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УЧЕТА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО УЧЕТУ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ (ИНИС)

2.1 Общие сведения о системе ИНИС

2.2 Работа с подсистемой «Платежи и декларации»

2.3 Учет поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет в системе ИНИС

3 НАЗНАЧЕНИЕ КЛИЕНТСКОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ИНИС

4 ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНИС

5 ОСНОВНЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ

5.1 Регистрационная карточка

5.2 Получение копии лицевого счета

5.3 Получение выписки из лицевого счета

6 ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕТА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Учет налоговых платежей и налоговой отчетности в Республике Казахстан осуществляется налоговым органом. Исполнение налогового обязательства по составлению и представлению налоговой отчетности, уплате начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством

Прогресс в сфере компьютерных и телекоммуникационных технологий создает технические предпосылки для постепенного перехода от традиционного документооборота, основанного на бумажных носителях, к электронному. Однако реализации этих возможностей долгое время препятствовало отсутствие надежной правовой базы. Налоговый Комитет в Республике Казахстан в настоящее время располагает развитой автоматизированной системой, позволяющей эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации.

В составе электронных информационных налоговых систем функционируют следующие программы:

Все информационные системы функционируют независимо друг от друга.

Также все системы делятся на программное обеспечение налогоплательщика (клиентское приложение) и программное обеспечение налогового органа.

В налоговых органах учет налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов ведется в интегрированной налоговой информационной системе (ИНИС).

С помощью этой информационной системы налоговые органы открывают лицевые счета на каждого налогоплательщика (налогового агента) по соответствующим кодам бюджетной классификации доходов, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям в соответствии с Перечнем налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, по которым ведется учет в налоговых органах.

Цель данного реферата – исследовать порядок учета поступлений налоговых платежей с помощью интегрированной налоговой информационной системы.

1 Основы системы учета налоговых платежей РЕспублики Казахстан

Любое государство, независимо от его развития, размеров и географического положения может существовать лишь тогда, когда оно обладает собственной финансовой базой, проще говоря, когда оно имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия тех расходов которые возникают в процессе реализации или своих функций. про платежи

Сбор денежных средств государство осуществляет различными способами. В одних случаях государство использует метод, основанный на принципе добровольной передачи денежных средств от их владельца государству. Классическим примером такого способа выступают государственные займы. В других случаях мобилизация денежных средств государством происходит путем их принудительного изъятия, где классическим примером выступают конечно же налоги.

Учет поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет по налогоплательщикам ведется на основе лицевого счета налогоплательщика.

Для ведения учета исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов) по налогам, другим обязательным платежам в бюджет, обязанности по перечислению обязательных пенсионных взносов и уплате социальных отчислений, а также пеней и штрафов в налоговых органах открываются лицевые счета.

Лицевой счет налогоплательщика (налогового агента) представляет собой документ для учета исчисленных, начисленных, уменьшенных и уплаченных, зачтенных, возвращенных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также сумм пеней и штрафов.

Лицевые счета налогоплательщиков (налоговых агентов) ведутся в национальной валюте.

Учет поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет ведется согласно единой бюджетной классификации.

Лицевой счет открывается по кодам классификации доходов бюджета, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям согласно Перечню налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, по которым ведется учет в налоговых органах, а также по суммам других обязательных платежей, начисленным при проведении налоговых проверок.

Сальдо расчетов по налогам и другим обязательным платежам, обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям, пеней, штрафам отражается в соответствующих графах лицевого счета «Сальдо» при наличии задолженности указывается со знаком «минус» (-), при переплате указывается со знаком «плюс» (+).

В лицевых счетах юридических лиц указываются реквизиты:

— РНН (БИН (при наличии));

— код налога (платежа) по классификации доходов бюджета;

В лицевых счетах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, указываются:

— РНН (ИИН/БИН (при наличии));

— фамилия, имя и отчество;

— наименование индивидуального предпринимателя;

— код налога (платежа) по классификации доходов бюджета.

При открытии, ведении, передаче, закрытии лицевых счетов используется необходимая информация о налогоплательщиках (налоговых агентах) из регистрационных данных.

Лицевые счета ведутся в тенге и тиынах.

В лицевых счетах записи по исчислению, начислению, уменьшению, уплате, зачету, возврату налогов и других обязательных платежей, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, пеней и штрафов производятся на основании:

1.Реестра к начислению (уменьшению) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений и пеней;

2.Реестра к начислению (уменьшению) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, пеней и штрафов по результатам налоговых проверок и постановлениям о наложении административных взысканий;

3.ежедневных ведомостей по поступлениям с приложенными к ним платежными документами на уплату;

4.Реестра по изменению сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов.

При проведении каждой операции в лицевом счете указываются дата записи операции, содержание операции и (или) документ, на основании которого производится запись.

На каждую дату записи операции определяется сальдо расчетов налогов и других обязательных платежей, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений налогоплательщика (налогового агента), сумма пеней, штрафов.

Ежемесячно, ежеквартально по лицевому счету подводится общий итог по исчисленным, начисленным, уменьшенным, уплаченным, зачтенным, возвращенным суммам налогов и других обязательных платежей, по суммам обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, пеней и штрафов за отчетный месяц, квартал и с нарастающим итогом за год.

2 Организация работы по учету налогов и других обязательных платежей в интегрированной налоговой информационной системе (ИНИС)

2.1 Общие сведения о системе ИНИС

На протяжении последних трех лет в Казахстане разрабатывались информационные проекты. Их осуществление позволило значительно расширить спектр услуг, связанных с уплатой налогов.

Сейчас в республике действует несколько систем, которые предназначены как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Перечислим основные:

Эти системы состоят из двух условно независимых компонент:

2) служебная компонента, предназначенная для налоговых органов.

Доступ к этим системам возможен со страницы Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан (www.nalog.kz). Это единый информационный портал налоговых органов и налогоплательщиков. Он содержит ссылки на все сайты информационных систем. На сайтах портала всегда можно найти самую свежую информацию о программном обеспечении, форматах представления данных, рекомендациях и комментариях по работе с системами. Все программные продукты для налогоплательщиков Налоговый комитет распространяет бесплатно.

Каждая из перечисленных выше систем выполняет определенную функцию.

В налоговых органах учет налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов ведется в интегрированной налоговой информационной системе (ИНИС).

Основание для разработки:

1. Договор №НК-1-98 «О создании первой очереди интегрированной налоговой информационной системы Республики Казахстан» от 20 июня 1998 года.

2. Договор от 01.04.99 при участии Всемирного Банка.

3. Интегрированная налоговая информационная система Республики Казахстан. Концепция информационной технологии.

4. Техническое задание на разработку ИНИС РК.

1. Регистрация, перерегистрация, снятие с учета налогоплательщиков;

2. Ввод дополнительных данных о налогоплательщике;

3. Автоматическое открытие лицевых счетов.

4. Обработка платежей и деклараций (налоговых форм), в том числе:

5. Прием и ввод форм налоговой отчетности;

6. Контроль информации в формах налоговой отчетности;

7. Контроль поступления платежей в бюджет;

8. Ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

9. Расчет начислений;

10.Расчет пени и штрафов по объективным показателям.

11.Поддержка выполнения налоговых операций

12.(налоговые проверки и сборы, в том числе:

13.Отбор дел для проведения налоговых операций на основании данных регистрации и обработки платежей и деклараций;

14.Контроль проведения формализованных налоговых операций по отобранным делам и фиксация результатов налоговых процедур;

15.Отчетность и обобщение результатов проведения налоговых операций в различных аспектах.

16.Поддержка принятия решений:

17.Подготовка отчетов, в том числе комплексных и территориально распределенных;

18.Выборка данных из БД по сложному алгоритму;

19.Просмотр данных на всех уровнях;

20.Обработка данных (сортировки, выборки, ранжирование, группировка,).

2.2 Работа с подсистемой «Платежи и декларации»

Лицевые счета налогоплательщиков хранятся на областном уровне. На основании деклараций и заявлений налогоплательщиков и платежной информации из банков в них вносятся учетные записи. В процессе их обработки система автоматически начисляет пени и штрафы. Все исходные документы сохраняются в области.

Платежная информация попадает на областной сервер либо непосредственно (в случае казначейства), либо через республиканский сервер (ГЦВП). Документы налогоплательщиков принимаются в районах, где они проходят предварительную проверку и пересылаются в область. На районном уровне выдаются копии лицевых счетов, акты сверки. Инспекторы для проведения проверок запрашивают из области необходимую информацию.

Доступ к информации, содержащейся в лицевых счетах, предоставляется должностным лицам органов налоговой службы. Информационная система обеспечивает защиту от несанкционированного доступа и сохранность информации.

Учет налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в налоговых органах ведется в учетной документации на бумажных и (или) электронных носителях:

— поступлений и возвратов;

— поступлений и возвратов по обязательным пенсионным взносам;

— поступлений и возвратов по социальным отчислениям;

2. в книге учета сводных итогов начислений, уменьшений и поступлений;

3. в лицевых счетах;

4. в ведомости учета сумм подоходного налога с нерезидентов (юридических и физических лиц), размещенных на условных банковских вкладах/выплаченных нерезидентам/перечисленных в бюджет;

— регистрации ошибочно зачисленных, невыясненных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

— регистрации платежных поручений на зачет и возврат сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов, превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет средств гранта, дипломатическим и приравненным к ним представительствам, аккредитованным в Республике Казахстан;

— регистрации инкассовых распоряжений налоговых органов;

— регистрации инкассовых распоряжений налоговых органов на счета дебиторов.

Должностные лица, ответственные за ведение учета, контролируют правильность ведения учета исчисленных, начисленных, уменьшенных и отвечают за правильность ведения учета поступивших, зачтенных, возвращенных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, а также сумм пеней и штрафов в лицевых счетах налогоплательщиков и за правильность составления отчетности.

Руководитель налогового органа осуществляет контроль за работой по учету налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов и проверяет составляемые отчеты, несет ответственность за постановку и состояние работы по учету налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов.

Все записи в лицевых счетах производятся своевременно в хронологическом порядке с указанием даты проведения записи на основании документов, подтверждающих правомерность таких записей.

По окончании финансового года лицевые счета подлежат архивированию на электронных носителях и хранению в порядке, утвержденном уполномоченным органом.

Документы по учету налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов хранятся в течение срока, определенного номенклатурой дел. По окончании указанного срока хранения документы по учету сдаются в архив налогового органа.

2.3 Учет поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет в системе ИНИС

Учет поступивших сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет в лицевых счетах ведется на основании платежных документов, представленных уполномоченным органом по исполнению бюджета:

— документов о поступлении налогов и других обязательных платежах в бюджет, в том числе по поступлениям в республиканский и местные бюджеты;

— платежных поручений налогоплательщиков (налоговых агентов);

— платежных поручений налоговых органов на проведение зачета и возврата излишне или ошибочно зачисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов;

— платежных поручений налоговых органов по проведенным зачетам, возвратам налога на добавленную стоимость;

— инкассовых распоряжений о взыскании налоговой задолженности.

Поступившие суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет отражаются в лицевых счетах по кодам классификации доходов бюджета по признаку РНН (БИН/ИИН (при наличии)) налогоплательщика автоматически с указанием:

— даты проведения записи;

— номера и даты платежного документа;

— даты списания налогов и других обязательных платежей с банковского счета налогоплательщика (налогового агента), даты внесения наличных денег и даты осуществления платежа через банкоматы и иные электронные устройства;

— даты зачисления налогов и других обязательных платежей в бюджет;

— суммы налога (платежа), пеней, штрафов;

Запись в лицевые счета о поступивших сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет производится в день получения платежных документов от уполномоченного органа по исполнению бюджета.

Для налогоплательщика датой исполнения налогового обязательства, которая отражается в лицевом счете, считается:

— дата осуществления платежа через банкоматы и иные электронные устройства;

— дата проведения зачета.

Кроме того, в лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) во всех вышеуказанных случаях исполнения налоговых обязательств дополнительно указывается дата зачисления платежа в бюджет, подтверждаемая ежедневными отчетами уполномоченного органа по исполнению бюджета.

В случаях, когда в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование уплата налогов и платежей в бюджет произведена в иностранной валюте, в лицевом счете указывается поступившая сумма в бюджет в национальной валюте, подтверждаемая отчетами уполномоченного органа по исполнению бюджета после реконвертации иностранной валюты в национальную валюту.

При получении платежных документов из уполномоченного органа по исполнению бюджета должностное лицо, ответственное за ведение учета, должен проверить:

— соответствие сумм в платежных документах суммам, указанным в документах уполномоченного органа по исполнению бюджета;

— правильность зачисления налогов и других обязательных платежей на соответствующие коды классификации доходов бюджета и распределения уплаченных сумм налогов (платежей), пеней и штрафов.

В случае установления расхождений и выявления факта ошибки после завершения сверки, должностное лицо, ответственное за ведение учета, составляет протокол о причинах возникновения ошибочно уплаченной суммы налога, другого обязательного платежа в бюджет (далее – протокол по ошибкам).

Протокол по ошибкам утверждается руководителем структурного подразделения, осуществляющего ведение учета.

Зачет, возврат ошибочно уплаченной суммы налога, другого обязательного платежа в бюджет, штрафов, пеней производится не позднее тридцати календарных дней со дня обнаружения факта ошибочной уплаты на основании протокола по ошибкам.

3 назначение клиентского приложения ИНИС

· Получать 12 видов различных уведомлений от налогового комитета;

· Получать информационные системные уведомления об имеющихся ошибках и несоответствиях;

· Вводить жалобу на результаты налоговой проверки.

Для реализации вышеперечисленных функций клиентское приложение «e-INIS-Client» взаимодействует с центральным сервером информационной системы НК (ИНИС РК), передавая запросы / формы / уведомления через сеть Интернет посредством системы гарантированной доставки сообщений (СГДС), где они обрабатываются.

В соответствии с перечисленными выше задачами, клиентское приложение «e-INIS-Client» делится на следующие функциональные компоненты, подразделяющиеся в свою очередь на режимы, которые описаны в соответствующих разделах настоящего руководства:

— данные по лицевым счетам,

Данное программное обеспечение работает только при наличии у налогоплательщика (налогового агента) Соглашения об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами (форма 009.02) с соответствующим налоговым комитетом, и наличии программного обеспечения Системы гарантированной доставки сообщений (СГДС), которое обеспечивает, в том числе, функции электронной цифровой подписи (при сдаче налоговой отчетности через открытые каналы связи и на магнитном носителе), шифрования, приема-передачи информации.

6. Самостоятельно заполнить любую регистрационную форму и предоставить её в Налоговый комитет для проверки и обработки;

7. Получать 12 видов различных уведомлений от Налогового комитета;

8. Получать информационные системные уведомления об имеющихся ошибках и несоответствиях.

Для реализации вышеперечисленных функций клиентское приложение «e-INIS-Client» взаимодействует с центральным сервером системы ИНИС РК, передавая запросы / формы / уведомления через сеть Интернет посредством системы гарантированной доставки сообщений – (СГДС), версии не ниже 2.1.5.26 (#»#»>#»_Toc224034221″> 4 Элементы управления ИНИС

Работа пользователя в программе осуществляется через систему меню и набор различных форм (диалоговые окна, ввода–вывода данных, отображения информации, печати, предупреждений, сообщений и т.п.) с управляющими клавишами (командными кнопками).

Для активизации нужного режима необходимо установить указатель мыши на соответствующий пункт меню или командную кнопку и нажать левую (или правую – в зависимости от ситуации) кнопку «мыши» («щелкните» пункт меню или кнопку). В экранных формах переход между различными полями, помимо «щелчка» «мышью», можно осуществлять нажатием клавиши «Tab», а выбор действия – клавишей «Enter».

При работе в программе используются следующие элементы управления:

Выбор действия мышью (нажатие кнопки мыши) – когда говорится о выборе мышью какого-нибудь объекта, подразумевается, что курсор мыши надо установить на объект и нажать («щёлкнуть») левую клавишу мыши.

Для управления программой и ввода данных используются следующие типы управляющих элементов:

Рисунок 1 Вид элементов управления «Меню»

Фокус всегда находится на элементе, обозначенном

Обычно в поле ввода может быть введен текст, по длине превышающий размер поля. При этом текст будет сдвигаться влево за границу поля. Текст за границей поля не исчезает, можно всегда сместиться к началу поля с помощью клавиш позиционирования или Home. Если поле ввода находится в фокусе, оно помечено мигающей вертикальной линией (текстовый курсор) в текущей позиции ввода текста. При вводе текста в поле нажатие клавиши Tab приведет к смещению фокуса на следующий объект и, как следствие, завершению ввода текста в поле.

Рисунок 2. Вид элемента управления «Список»

Полосы прокрутки – стандартный элемент интерфейса «Windows», горизонтальные и вертикальные полосы с «бегунком» отражающим относительное местонахождение в окне. Применяются в тех случаях, когда необходимо просмотреть весь объект, который полностью не помещается на экране, и имеет продолжение влево или вниз.

После успешной инсталляции, выполненной по умолчанию, загрузить клиентское приложение «e-INIS-Client» можно запустив:

— файл «C:\Program Files\e-inis-client\e-inis-client.exe»;

— ярлык «e-INIS-Client2» помещённый на рабочий стол;

— ярлык «e-INIS-Client2» из одноимённой папки помещённой в выбранную при инсталляции группу меню «Start» / «Programs» (Пуск / Программы).

Если это повторный запуск приложения либо запуск после произведённого обновления версии (Upgrade) – будет загружен общий интерфейс программы. Иначе: при первом запуске программы либо запуске после чистой установки (без базы данных предыдущей версии программы) на экран сразу будет выведено окно для обязательной настройки параметров работы программы (Рисунок 3)

Рисунок 3. Установка параметров на вкладке «Пользователь»

Заполнив оба поля вкладки «Пользователь» необходимо нажать кнопку «ОК», после чего введённые данные будут записаны в профиль данного пользователя и Вы сможете работать в программе. Нажатие кнопки «Отмена» закрывает программу после подтверждения выведенного уведомления об отсутствии обязательных параметров (Рисунок 4)

Рисунок 4. Уведомление о закрытии программы

Рисунок 5. Общий интерфейс приложения

5 Основные режимы работы программы

5.1 Регистрационная карточка

Для получения собственных регистрационных данных пользователь должен выполнить следующую последовательность действий:

Выбрать в окне «Запросы и ответы» строку «Регистрационная карточка» (Рисунок 6)

Рисунок 6. Окно «Запросы и ответы»

1. Нажать кнопку “Создать”, расположенную под строкой основного меню.

2. В появившемся окне нажать кнопку «Отправить» (Рисунок7). При этом на вкладке “Необработанные” появится строка, соответствующая отправленному запросу (Рисунок8).

Рисунок 7. Создание запроса регистрационной карточки

Рисунок 8. Вкладка со списком необработанных запросов

Рисунок 9. Список обработанных запросов

4. Обработанный запрос открывается двойным щелчком мыши на соответствующей строке вкладки “Обработанные”, либо нажатием на кнопку «Открыть», расположенной под строкой главного меню (Рисунок 10).

Рисунок 10. Просмотр регистрационных данных налогоплательщика

5.2 Получение копии лицевого счета

Для получения копии своего лицевого счета из налогового органа, пользователь должен выполнить следующую последовательность действий:

1.Выбрать в окне «Запросы и ответы» строку «Лицевой счет» (Рисунок 11).

Рисунок 11. Окно «Запросы и ответы»

2.Нажать кнопку “Создать”, расположенную под строкой основного меню.

3.В появившемся окне заполнить требуемые параметры запроса, выбирая значения из раскрывающихся списков (Рисунок12). Правильность вводимой информации – критична. При указании неверных данных вместо ответа на запрос придёт уведомление – «Лицевой счёт отсутствует». Наличие данного кода налога в соответствии с остальными указываемыми в запросе условиями, можно проверить по выписке лицевого счёта (отражает движения/сальдо по всем открытым лицевым счетам). При указании на форме запроса, параметров запрашиваемого лицевого счёта идентичных присутствующим в выписке параметрам для данного счёта (кода налога, код налогового комитета, соответствующий счёту режим налогообложения) – запрос обработается корректно.

Рисунок 12. Создание запроса по лицевому счету

4.После нажатия кнопки “Отправить”, на вкладке “Необработанные” данного режима появится строка, соответствующая отправленному запросу (Рисунок 13)

Рисунок 14. Список обработанных запросов

5.3 Получение выписки из лицевого счета

Режим получения выписок из лицевого счета аналогичен описанному режиму получения копий лицевых счетов.

В окне “Вид запроса” необходимо выбрать режим “Выписка из лицевого счета”. Затем нажать на кнопку “Создать” и заполнить требуемые поля в окне создания запроса (Рисунок 15).

Рисунок 15. Запрос на получение выписки

После нажатия кнопки “Отправить” на вкладке “Необработанные” появляется строка, соответствующая посланному запросу. После приёма обработанного запроса эта строка исчезнет с вкладки «Необработанные» и аналогичная строка появится на вкладке “Обработанные”. Открыв обработанный запрос, пользователь получит данные в представленном ниже виде (Рисунок 16).

В графе, где должна стоять подпись начальника отдела учета НК, на полученной выписке будет стоять пометка «Сформировано по электронному запросу».

Рисунок 16. Полученная форма выписки

6 Перспективы дальнейшего развития системы электронного учета налоговых платежей

В настоящее время ИНИС является внутриведомственной системой и поэтому взаимодействует в основном только с ИС НК МФ РК, исключением являются банки второго уровня и прокуратура.

Сейчас ИНИС имеет трехуровневую структуру, обеспечивающую распределенную обработку данных во всех НО Республики Казахстан в согласованном режиме с концентрацией данных в центре. Данная архитектура была продиктована в свое время плохим качеством и низкой пропускной способностью каналов связи.

Эта архитектура не была рассчитана на тот объем данных, который сейчас обрабатывает ИНИС, она не обеспечивает оперативного построения аналитических отчетов, не позволяет осуществлять постоянный мониторинг работы ТНК.

В целях реализации данной концепции предусматривается модернизация существующих налоговых информационных систем, направленная на решение задач автоматизации процессов оказания социально-значимых электронных услуг предоставляемых налоговыми органами для населения, автоматизацию наиболее востребованных услуг для бизнеса, способствующих экономическому развитию, расширение видов доступа к ресурсам и сервисам интегрированной информационной системы «е-Налоги», развитие ее технологической инфраструктуры.

Необходимость внедрения новой налоговой информационной системы «е-налоги» обуславливается тем, что за время использования разработанных и внедренных ИИС НК МФ РК были выявлены проблемы, связанные с синхронизацией данных между разными системами, наличием однотипных справочников в каждой подсистеме, с формированием аналитической отчетности и проведением камерального контроля на основании данных, содержащихся в разных ИС.

Основными целями изменения архитектуры ИНИС являются:

— решение проблемы синхронизации данных между уровнями, оперативное получение отчетности,

— решение проблемы избыточности хранимых данных,

— неограниченное расширение комплекса электронных услуг.

Сервис управления лицевыми счетами налогоплательщика будет предоставлять функциональность начислений, поступлений, формирования сальдо, расчета пени и т.п. для других сервисов. Это исключит проблемы синхронизации этой информации между использующими ее системами, снизит ненужный обмен этими данными между системами и повысит эффективность реализации функции управления лицевыми счетами. Детали реализации будут подробно проработаны в процессе создания архитектурного проекта.

Заключение

Внедрение информационных систем в налоговых органах, кроме повышения прозрачности, оперативности и эффективности работы, позволило дисциплинировать налогоплательщиков в части неправомерного завышения затрат; установить схемы уклонения от уплаты налогов налогоплательщиков; дополнительно начислить налоги. Все принимаемые меры по автоматизированию информационных систем направлены на обеспечение прозрачности налоговой системы. А это увеличивает возможности контроля для налоговых органов и дает преимущества налогоплательщикам в становлении их бизнеса.

Кроме того, ИНИС выдает патенты и свидетельства, работает с Таможенной автоматизированной информационной системой на предмет учета участников ВЭД и т. д. ИНИС внедрена во всех 217 территориальных Налоговых комитетах республики. На сегодня в центральной базе данных зарегистрировано около 300 тыс. юридических и более 10 млн. физических лиц.

Список использованной литературы

1. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12 декабря 2008 года.

2. Проект Концепции развития электронного Налогового комитета на 2009-2011 годы

3. Барлыбаева С. Новейшие информационные технологии как условие создания информационного общества в Казахстане и в Азиатском регионе. Коммуникации Казахстана 2007 г

4. Кременчуцкий А. А. Единая система электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан. Коммуникации Казахстана 2003 г

5. Черемицына М. Государственное регулирование бухгалтерского учета// Бюллетень бухгалтера №11, март 2007г.

6. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане, Алматы; LEM-2002г. – 160с.

8. Малый и средний бизнес: проверки и требования государственных органов. – Алматы: Издательский дом: БИКО, 2006. – 64с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *