Инкассовое поручение и платежное требование в чем разница
Что такое инкассовое поручение
Сфера применения
Каждый из способов безналичных взаиморасчетов между субъектами имеет ряд отличий. Расчеты по инкассо предусматривают бесспорный или даже принудительный способ изъятия денег со счета плательщика. Такой вид взаиморасчетов используется, если:
Его вправе выписать налоговые органы и представители внебюджетных фондов (ФСС, ПФР, ФОМС) при обнаружении пеней, недоимок и штрафов по обязательным платежам в бюджет. Судебные приставы наделены аналогичными полномочиями по взысканию денежных средств с расчетных счетов по исполнительным документам. Также изъять деньги по инкассо вправе контрагенты на основании заключенного договора, который предусматривает данный вариант расчетов.
Бланк платежного документа
Инкассовое поручение, бланк формы 0401071, утвержден в Приложении 4 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». По структуре платежный инкассовый документ схож с бланком платежного поручения.
Ключевое отличие инкассовых поручений от платежных требований заключается в том, что платежка — это распоряжение плательщика списать деньги с его счета в пользу получателя. При инкассо деньги плательщика изымаются по распоряжению получателя.
Особенности составления
Несмотря на схожесть с платежкой, заполнение инкассовых документов имеет особенности. Инкассо в обязательном порядке должно содержать следующие реквизиты:
Обратите внимание, если требования к реквизитам или наличию подтверждающей документации не исполнены, то принимающий банк должен в срочном порядке оповестить заявителя о выявлении нарушений. При отсутствии действий со стороны заявителя по устранению выявленных нарушений банк откажет в исполнении платежа.
Инкассовое поручение налогового органа не может быть принято к исполнению банком до окончания срока добровольного погашения выявленной задолженности. К тому же ФНС обязана выставить платежные требования к изъятию по каждому КБК в отдельности, объединение не допускается. Если за организацией числятся пеня и штраф по налогу, то ФНС обязаны выставить два инкассовых поручения: один — по пени, второй — по штрафу, так как для каждого налогового платежа предусмотрен свой индивидуальный код бюджетной классификации (КБК).
Как заполнить
Если договор или контракт предусматривает инкассовый способ расчетов, то контрагент вправе выставить платежный документ по форме 0401071. Документация может быть предоставлена в банк и на бумажных носителях, и в электронном виде.
Чтобы подтвердить право получателя на изъятие денежных средств с расчетного счета плательщика, необходимо предоставить в банк подтверждающую документацию. К ней относят основной договор, акты приемки, товарные накладные, счета-фактуры и прочие бумаги, подтверждающие возникновение обязательств по договору.
Инкассовое поручение и платежное требование в чем разница
Расчеты по инкассо — это форма проведения безналичных расчетов, когда клиент дает обслуживающему его банку
поручение осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа в пользу клиента
В настоящее время расчеты по инкассо осуществляются на основании двух видов расчетных документов:
инкассового поручения и платежного требования-поручения.
Инкассовое поручение, и платежное требование-поручение представляют собой оформленное требование кредитора
(получателя денежных средств) к должнику (плательщику) оплатить сумму задолженности на основании
направленных в обслуживающий плательщика банк документов.
Однако эти виды расчетных документов отличаются друг от друга порядком и способом их исполнения.
Для осуществления платежа по платежному требованию-поручению необходимо, чтобы плательщик акцептовал его,
т. е. дал согласие на его оплату.
Поэтому при получении платежного требования-поручения банк, обслуживающий плательщика, должен предъявить
это требование плательщику для получения акцепта.
Если плательщик согласен оплатить платежное требование-поручение, он скрепляет документ подписями лиц, уполномоченными распоряжаться счетом в соответствии с банковской карточкой, и ставит на нем свою печать. После этого данное платежное требование-поручение оплачивается за счет денежных средств, находящихся на счете плательщика.
При отказе плательщика в выдаче акцепта платежное требование-поручение с приложенными к нему документами возвращается кредитору (получателю денежных средств).
Если плательщик соглашается оплатить платежное требование-поручение частично, то, помимо подписей и печати, он в графе «сумма к оплате» проставляет сумму, подлежащую
списанию с его счета.
В отличие от платежного требования-поручения, списание средств со счета плательщика по инкассовому поручению осуществляется в безакцептном порядке,
т. е. согласия плательщика не требуется, а он лишь уведомляется о проведенной процедуре.
Но в силу такого порядка исполнения инкассовых поручений они могут выставляться только в строго определенных случаях.
В соответствии с действующим законодательством инкассовые поручения могут быть выставлены налоговыми и таможенными органами, внебюджетными фондами, предприятиями связи,
на основании исполнительного листа арбитражного суда, а также в случае, если безакцептное списание прямо предусмотрено договором между получателем и плательщиком.
При этом к инкассовому поручению прилагаются документы, подтверждающие правомочность его выставления.
Порядок осуществления расчетов по инкассо можно представить в следующем виде схемы.
1. Возникают обязательства плательщика перед получателем по оплате определенной суммы денежных средств (поставка товаров или иных ценностей, оказание услуг, исполнительный лист арбитражного суда, неуплата налогов или таможенных сборов и т. д.).
2. Получатель денежных средств составляет инкассовое поручение (платежное требование-поручение) и передает его в свой банк с приложением необходимых документов.
3. Банк получателя передает все полученные документы в банк плательщика.
4. Банк плательщика уведомляет плательщика о выставленных на его счет расчетных документах и передает их плательщику (только для платежного требования-поручения).
5. Плательщик акцептует выставленные на его счет расчетные документы (только для платежного требования-поручения); банк плательщика списывает со счета плательщика
сумму платежа.
6. Банк плательщика переводит сумму платежа в банк получателя.
7. Банк получателя зачисляет полученные средства на счет получателя
Для чего используют инкассовое поручение
Согласно положению «О платежной системе Банка России» от 06.07.2017 № 595-П в качестве одного из платежных документов выступает инкассовое поручение (п. 4.6). Это безналичный путь проведения платежей. Инкассовые поручения нужны для изъятия денежных средств у плательщика в бесспорном порядке.
Их используют, если:
Инкассовое поручение оформляют (форма 0401071):
В нем в зависимости от ситуации должны быть ссылки:
Неисполнение этих требований будет основанием для неоплаты поручения банком. При использовании исполнительного документа, который будет предъявлен позднее оговоренного законом срока, поручение банком также исполнено не будет.
Все операции с инкассовыми поручениями оговорены в гл. 7 положения Банка России от 29.06.2021 № 762-П.
Инкассовые списания по акцепту
Акцепт — это согласие одной стороны сделки на заключение договора, предложенного другой стороной. Акцепт в банковских операциях подразумевает, что плательщик подтвердил свое согласие на оплату:
Расчеты с поставщиками на основе акцепта позволяют проверять исполнение договора покупателем:
Такие договоры, например, могут заключать граждане на оплату коммунальных услуг. Если в договоре выбрана безакцептная форма оплаты, банк вправе выставлять инкассовые поручения на списание денег со счета гражданина для их оплаты. За предоставление таких услуг банк взимает комиссию.
Подробнее о безакцептном списании денежных средств читайте здесь.
Инкассовое поручение от налогового органа
Этот вид оплаты предусмотрен для организаций, осуществляющих контрольные функции по отношению к плательщикам налогов. К ним относится и ФНС России. Эта обязанность предусмотрена в ст. 46 НК РФ. ФНС направляет требование (приказ ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@) об уплате недоимки по налогу его плательщику. При игнорировании требования инспекция принимает решение о принудительной оплате недоимки после завершения планового срока оплаты, но не позже 2 месяцев (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Поступающие в банк должника инкассовые поручения подлежат безусловному выполнению. Оформление и предъявление инкассовых поручений осуществляется в соответствии со ст. 874–876 ГК РФ. При этом расчеты производятся с учетом положения № 384-П.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговики не вправе выставлять инкассо до окончания срока добровольной уплаты недоимки налогоплательщиком (постановления АС Центрального округа от 30.10.2019 по делу № А83-7823/2018, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.08.2012 № А78-10449/2011 и Московского округа от 23.07.2012 № А40-12689/12-116-24).
Отстоять свои права в спорах с налоговиками по вопросам, связанным с взысканием налогов, вам поможет сборник важнейшей судебной практики от КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к правовой системе и переходите в этот полезный материал.
В этом документе устанавливается также очередность оплаты недоимки по налогам или штрафов и пени. Поля инкассового поручения заполняются с учетом положений приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н. По каждому налогу, имеющему различные КБК, выставляется свое инкассовое поручение. В случае образования переплаты по налогу возможен ее возврат.
О признании судом инкассовых поручений ошибочными см. статью «Ст. 78 НК РФ: вопросы и ответы».
Итоги
Инкассовое поручение используется для взыскания денежных средств с хозсубъекта в бесспорном порядке. Списание средств с помощью инкассо возможно как между хозсубъектами, так и со стороны государственных органов.
Инкассовое поручение и платежное требование в чем разница
Глава 5. Расчеты платежными требованиями
и инкассовыми поручениями
(в ред. Указания Банка России от 12.12.2011 N 2748-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями осуществляются в соответствии с требованиями, установленными Положением Банка России N 2-П, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
(п. 5.1 в ред. Указания Банка России от 12.12.2011 N 2748-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указания Банка России от 12.12.2011 N 2748-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае составления расчетного документа банком от имени клиента платежное требование и инкассовое поручение заполняется в соответствии с требованиями по заполнению расчетных документов, установленными Положением Банка России N 2-П с учетом следующих особенностей:
(в ред. Указания Банка России от 12.12.2011 N 2748-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Указания Банка России от 22.01.2008 N 1965-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
— в поле «Сч. N» получателя указывается номер текущего счета физического лица;
(в ред. Указания Банка России от 12.12.2011 N 2748-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
— первый экземпляр расчетного документа оформляется подписями должностных лиц банка, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати банка.
(в ред. Указания Банка России от 12.12.2011 N 2748-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.4. При списании денежных средств со счета физического лица на основании платежных требований и инкассовых поручений применяются правила, установленные настоящим разделом Положения, если получателем (взыскателем) является физическое лицо, и Положение Банка России N 2-П, если получателем (взыскателем) является юридическое лицо.
(в ред. Указания Банка России от 12.12.2011 N 2748-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.5. В случае недостаточности денежных средств на текущем счете физического лица списание денежных средств по платежному требованию или инкассовому поручению производится в пределах имеющихся на счете денежных средств.
(в ред. Указания Банка России от 12.12.2011 N 2748-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
Платежное требование или инкассовое поручение, исполнение которого не производилось или произведено частично, а также исполнительный документ (при взыскании денежных средств по исполнительному документу) подлежат возврату в порядке, установленном Положением Банка России N 2-П.
(в ред. Указания Банка России от 12.12.2011 N 2748-У)
Как заполнить платежное поручение
Чтобы платеж дошел быстро и без проблем
Платежное поручение — это документ, которым вы как бы говорите банку: «Переведи с моего расчетного счета столько-то денег такому-то контрагенту вот на этот счет». В разговорной речи платежные поручения часто называют платежками.
Чаще всего платежные поручения используются, чтобы:
Для чего нужно платежное поручение
Это распоряжение для банка о том, кому, сколько и куда мы хотим перечислить денег. То есть ИП или компания доверяет банку перевести кому-то свои деньги.
С помощью платежки мы даем банку поручение списать с расчетного счета компании или ИП деньги в пользу получателя. Так можно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками и клиентами. А еще — с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам и другим платежам.
Отличие платежного поручения от ордера и требования
Бывают ситуации, когда деньги списываются без вашего разрешения — по распоряжению получателей денег. Это называется «безакцептный платеж». Списать деньги может:
Чтобы списать деньги в пользу приставов, банк использует инкассовое поручение: в банк приходит исполнительный лист, а он списывает по нему деньги без вашего акцепта — разрешения. Если нужно списать задолженность по налогам, в банк придет решение о списании.
Для списания процентов по кредиту или, наоборот, начисления процентов на остаток по счету банк использует банковский ордер.
А бывают ситуации, когда вы сами предоставляете право списывать с вашего расчетного счета деньги, например поставщику. Это редкая ситуация, и для нее обычно используют платежное требование с акцептом плательщика.
Что такое электронное платежное поручение
Раньше платежные поручения были бумажными: их распечатывали на принтере, подписывали, штамповали и везли в отделение банка.
Сейчас бумажные платежки используются в исключительных случаях. Большая часть денег уходит по электронным платежам. Компании и ИП в личном кабинете банка или через мобильное приложение заполняют реквизиты, сумму и назначение платежа. Платежное поручение формируется автоматически, предпринимателю остается только подписать его электронной подписью и отправить.
Изменения в 2020 году. С 1 июня 2020 года вступили в силу новые правила заполнения платежных поручений. При переводе физлицам компании и ИП должны указать код вида дохода.
Коды должны помочь банкам различать, с каких доходов можно удерживать долги по исполнительным листам, а с каких — нет. Например, если клиент банка — должник по алиментам, банк должен понимать, с каких сумм он может эти алименты взыскать.
Что теперь нужно делать. При заполнении платежки в поле 20 — «Назначение платежа» — необходимо указывать код вида дохода — 1, 2 или 3:
Код 1 — разрешены взыскания с ограничениями по сумме. Этот код нужно поставить, если перечисляете зарплаты, премии, отпускные или платите самозанятым.
Код 2 — взыскания запрещены. Действует для перечисления алиментов, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.
Код 3 — с этих сумм взыскать можно только алименты. Это код для возмещения вреда здоровью.
Указание Банка России от 14.10.2019 № 5286-УPDF, 1,41 МБ
Если ваш платеж не относится к этим трем, код указывать не надо. Например, если переводите деньги под отчет на хозяйственные нужды. Или если ИП перечисляет деньги с расчетного счета на личный.
Также в поле 24 нужно указывать информацию о ВЗС — взысканной сумме — в такой форме: //ВЗС//сумма цифрами//.
Если сумма указывается рублями, нужно отделять копейки символом «-». Если сумма выражена в целых рублях, то после символа «-» указываются два нуля. Например, сумма будет выглядеть так: //ВЗС//1000-00//.
Обязательства банка и плательщика
Банк исполняет платежное поручение в срок, который указан в договоре банковского обслуживания, или в срок, который предусматривает закон.
Если платежка заполнена некорректно или по счету есть блокировка, может возникать сообщение об ошибке: «Невозможно отправить платежное поручение». Вот что в этом случае нужно проверить:
Когда исправите ошибки, попробуйте отправить платежку снова.
Срок действия платежного поручения
В обычных условиях платежка действует до пяти банковских дней. Банковский день — это то же самое, что платежный и операционный день, то есть время, когда банк отправляет и принимает деньги.
По закону банк должен исполнить платежное поручение в течение двух банковских дней, если деньги отправляются в пределах субъекта РФ. Например, когда банки обоих контрагентов находятся в Москве. Если платеж идет по России, например из Владивостока в Москву, то процесс может затянуться до пяти банковских дней.
На деле все происходит быстрее, конечно, если это предусмотрено в условиях обслуживания. Например, в Тинькофф все платежи срочные, внутри банка деньги ходят круглосуточно, в любые регионы РФ отправляют с 01:00 до 21:00.
На расчетный счет деньги должны зачисляться не позднее, чем на следующий рабочий день после поступления в банк. Например, если деньги пришли в среду, то в четверг будут на счете. А если в пятницу, то компания увидит их на счете в понедельник.
Если платежка создана, а денег на счете не хватает, то платеж встает в очередь. Когда появятся деньги, все платежи уйдут по очереди.
Виды платежных поручений
Нет какой-то специальной классификации платежных поручений, но вот самые популярные назначения платежей:
Могут быть и другие платежи.
Форма платежного поручения
Реквизиты, форма для платежного поручения на бумаге и номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1—3 к Положению Банка России № 383-П.
Бумажная форма платежки встречается очень редко, но бывают ситуации, когда она нужна. В этом случае можно подготовить бумажную платежку или попросить подготовить ее в банке.
Можно ли разработать свой бланк платежного поручения
Чтобы принести в банк в бумажной форме — нет. Для этого есть установленная форма. А в электронной форме достаточно заполнить поля в личном кабинете или мобильном приложении банка.
Где взять бланк. Платежное поручение можно заполнить в любой бухгалтерской программе и выгрузить в личный кабинет банка. Если по каким-то причинам нужно отнести бумажное поручение в банк, то распечатайте столько экземпляров, сколько просит банк.
Платежку можно заполнить прямо в личном кабинете или мобильном приложении банка, если у банка есть такой функционал. Это удобно, если платежных поручений немного.
Формирование платежных поручений в «1С: Бухгалтерия». Документ «Платежное поручение» можно найти в главном меню слева: «Банк и касса» → «Банк» → «Платежные поручения».
Расшифровка и правила заполнения полей
В платежном поручении много полей, которые надо заполнить. Неважно, бумажный это документ или форма в онлайн-банке.
Номер и дата — поля 3 и 4. Дату нужно писать цифрами в формате ДД.ММ.ГГГГ. Номер платежного документа не может быть больше 6 знаков.
Вид платежа — поле 5. Обычно в этом поле ставят только отметку «срочно», если это срочный платеж. Во всех остальных случаях ничего не указывают или это решает банк. За срочность банк может брать дополнительную комиссию.
Сумма платежа — поля 6 и 7. В бумажной платежке в поле 6 пишут сумму прописью. С начала строки с заглавной буквы указывается сумма платежного поручения — прописью в рублях, в именительном падеже, а копейки — цифрами. Слова «рубль» и «копейка» пишут в соответствующем падеже — «рублей», «рубля» и т. д. — без сокращений. Например, три тысячи четыреста рублей 00 копеек.
В поле 7 пишут сумму цифрами без пробелов. Рубли отделяются от копеек символом «-», например 5000-55. Если сумма в целых рублях, то копейки можно не указывать, а в конце нужно поставить знак равенства. Например, 5000=.
В электронном поручении сумма ставится в формате банка. В Тинькофф просто пишете свою сумму, а банк приводит ее в нужную форму.
Информация о плательщике — поля 8, 60 и 102. Сначала указывают название:
Потом — банковские реквизиты плательщика:
Информация о получателе платежа — это тот, кому вы отправляете деньги. Здесь указываем:
Вид операции — поле 18. Указывается шифр: для платежного поручения — 01, инкассового поручения — 06, платежного требования — 02.
Срок платежа — поле 19. Это поле не заполняем.
Код назначения платежа — поле 20. С 1 июля 2020 вступили в силу новые правила заполнения этого поля:
Код 1 — для заработной платы, премий, отпускных, выплат самозанятым.
Код 2 — для выплат, с которых нельзя делать взыскания. Это алименты, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком.
Код 3 — с этих выплат можно взыскать только алименты. Это суммы для возмещения вреда, причиненного здоровью, компенсационные выплаты пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф.
Во всех остальных случаях код не ставим и поле оставляем пустым.
Если перечисляете сотруднику суммы с разными кодами, например отпускные и пособие по уходу за ребенком, нужно заполнить два платежных поручения: с кодом 1 и с кодом 2.
Очередность платежа — поле 21. Когда на расчетном счете плательщика недостаточно денег, то заводится картотека. Грубо говоря, это порядок, в котором платежи будут списываться при поступлении денег.
В первую очередь происходит списание по исполнительным листам:
Во вторую очередь списываются все прочие платежи, например оплата поставщику или платежи в бюджет — налоги, взносы.
Код платежного поручения — поле 22. Это поле нужно только в некоторых случаях, например при уплате госпошлины.
В этом поле указывается код УИП — уникальный идентификатор платежа — или код УИН — уникальный идентификатор начисления, если это предусмотрено договором с получателем этого платежа. Например, госорган-получатель выдал вам квитанцию на оплату с указанием УИП. Если этого кода у вас нет, ставьте 0.
Назначение платежа — поле 24. В платежном поручении указывается назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов. А еще — с НДС платеж или нет. Для платежей в бюджет указывают вид налога или взноса и период, за который их платят.
Например, «Оплата по Договору № 52 от 01.07.20 за аренду офисного помещения за июль 2020. Сумма 30 000-00. Без НДС». Или «Оплата по Счету № 5685 от 24.07.20 за канцелярские товары. Сумма 2000-00. В т. ч. НДС (20%) 333-33».
Статус плательщика — поле 101. Это поле используется при уплате налога или другого платежа в бюджет. Тогда пишут один из кодов:
Для других платежей поле оставляют пустым.
Поля 104—109 заполняются для платежей, перечисляемых в бюджет. В том числе на уплату налогов, взносов, пеней, штрафов.
КБК — код бюджетной классификации — поле 104. Коды зависят от вида налога, сбора и платежа. Если ИП или ООО — налоговый агент, например перечислили заработную плату сотруднику по трудовому договору, то при перечислении удержанного НДФЛ в бюджет и ИП, и ООО укажут один и тот же КБК — 18210102010011000110. Проверить нужный код можно на сайте налоговой.
ОКТМО — поле 105. Код ОКТМО — это код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований.
Проверить ОКТМО можно по ИНН на сайте Росстата.
Второй вариант — на сайте налоговой по юридическому адресу компании. Поставьте галочку «Определить по адресу», напишите адрес компании и получите верный код ОКТМО.
Основание платежа — поле 106. В одной платежке можно указать только одно основание платежа. Поэтому если вы хотите заплатить НДС за второй квартал 2020 года и долг по НДС за первый квартал 2020 года, то нужно делать разные платежки с разными основаниями:
Налоговый период — поле 107. В этом поле указывают периодичность уплаты налога:
Например, МС.06.2020 — платеж за июнь 2020 года.
Образцы заполнения платежных поручений
Платежи контрагентам. Если заполняете платежное поручение для поставщика, главное — не ошибиться в номере счета получателя. Иначе деньги могут уйти не туда. Вот пример заполненной платежки.
Платежи физлицам. Если переводите деньги физлицам — зарплату, премии, отпускные, выплаты подрядчикам или самозанятым, в поле 20 нужно указывать код вида дохода:
Код 1 — если перечисляете зарплаты, премии, отпускные или платите самозанятым.
Код 2 — для перечисления алиментов, пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Код 3 — для возмещения вреда здоровью.
Чаще всего у вас будет код 1.
Платежи в бюджет. Реквизиты для уплаты зависят от видов налогов и взносов. Например, если платите в бюджет НДФЛ как налоговый агент, то нужно указывать:
На каждый тип взносов нужна своя платежка: отдельная — на пенсионные, отдельная — на медицинское страхование и еще одна — на страхование от несчастных случаев.
Что делать, если одно из полей было заполнено неверно и деньги ушли не туда
Обратитесь в банк — в определенные сроки можно вернуть платеж. Если период, когда деньги можно отозвать, закончится, попросите вашего контрагента вернуть деньги. Если не получится в мирном порядке, можно обратиться в суд.