Инклюзивная среда что это
И — инклюзия: что такое общество равных возможностей
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое инклюзия
Инклюзию часто сравнивают с культурным разнообразием. И это не удивительно, ведь в современном мире под ней понимают все, что позволяет погрузиться в среду с возможностью расширить свой опыт. В узком смысле инклюзия связана больше с «инклюзивным образованием» и «инклюзивными технологиями» — то есть, это принцип, позволяющий людям с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовать с окружающим миром.
Стоит отметить, что пандусы, кнопки вызова помощи, специальные лифты и перевод на шрифт Брайля нельзя назвать инклюзивными технологиями, а если это есть в школах или университетах — доступным образованием. В технологичном мире все работает несколько иначе. Инклюзия сейчас — это равные права и прогрессивные технологии. Устройства синтеза речи, ресурсные классы для школьников, доступность цифровизации и рабочие места для всех людей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия и глобальная повестка
В 2019 году Организация Объединенных Наций даже утвердила стратегию по инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь инклюзивность является одним из ключевых принципов устойчивого развития, которым стараются следовать большинство современных корпораций.
Глобальная повестка меняется: технологический прогресс позволяет людям объединяться, добиваясь того, чтобы они были замечены и услышаны. Инклюзия выходит на первый план: фокус смещается в сторону расового, культурного, социального и гендерного разнообразия.
Экранный диктор, иммерсивное чтение и управление взглядом: как технологии создают инклюзивную среду
Антон Кокорин
Среда равных возможностей обеспечивает рабочие места новым специалистам, а компаниям помогает работать успешнее конкурентов. При этом многие инклюзивные цифровые инструменты не требуют долгой интеграции и больших затрат. Какие из них может использовать большинство компаний уже сегодня?
Зачем нужна инклюзивная среда
По данным ВОЗ, в мире больше одного миллиарда человек живут с какой-либо формой инвалидности. Многие из них трудоспособны, имеют возможность работать, и современные технологии помогают им стать качественными специалистами и трудиться в компаниях любого уровня, как, например, у нас в Microsoft. Здесь можно узнать историю Алины Кудрявцевой: девушка с нарушениями зрения успешно устроилась в наш маркетинговый отдел переводчиком.
Однако сейчас в нашей стране из всех трудоспособных людей с инвалидностью (3,5 млн) трудоустроено 29%. Оставшиеся две трети всё ещё испытывают сложности с работой из-за социальных и экономических барьеров. Одни из основных — меньшая доступность информации, более низкая оплачиваемость работы, отсутствие подходящих инструментов для коммуникации, инклюзивной среды для образования и работы.
При этом работа для особенных людей есть. Только на рекрутинговом портале hh.ru по тегу «доступные для людей с инвалидностью» в России актуальны более 31 000 вакансий. Однако, как отмечают во Всероссийском обществе инвалидов, проблема в доступности рабочих мест и информации. Чтобы включить людей с инвалидностью в рабочий процесс, как в офисах, так и в онлайн-пространстве, для работы необходимо создавать инклюзивную инфраструктуру.
Инклюзивная среда обеспечивает благополучие не только сотрудникам, но и работодателям. Компании, которые берут на работу и поддерживают людей с инвалидностью, с финансовой точки зрения чаще оказываются успешнее своих конкурентов. Их показатели доходности инвестиций и прироста капитала в среднем превышают показатели тех компаний, которые не задумываются о создании инклюзивной среды.
Инструменты для создания инклюзивной среды
Инклюзивные инструменты становятся всё более доступными для компаний. Чтобы дать работу людям с инвалидностью, не обязательно тратить огромные средства. Для организации интеллектуального труда достаточно цифровых инструментов, разработкой которых уже 25 лет занимается Microsoft, повышая доступность технологий. Инклюзивность для Microsoft всегда была одной из важнейших тем, а сейчас она приобретает особый смысл, так как за время пандемии многие так или иначе прочувствовали на себе, что значит быть исключённым из разных процессов.
Среди разработок существуют решения, которые облегчают управление устройствами, работу с текстом в разных форматах, с фото, видео и звуком. Они помогают сделать первые шаги к созданию среды равных возможностей, и это только часть инструментов, которые уже используются в российских компаниях и образовательных учреждениях.
Инклюзивная среда: удобны ли новые ЖК для инвалидов и маломобильных людей
Инклюзивная среда в жилых комплексах подразумевает создание безбарьерного и комфортного пространства для маломобильных групп населения (мамы с колясками, инвалиды). При создании инклюзивной среды в основном все сводится к условиям для таких групп людей. Но есть люди с другими особенностями — слепые, глухонемые или глухие и так далее.
Девелоперы, которые заботятся о комфортном окружении, давно не ограничиваются набором обязательных опций при создании инклюзивной среды, а подходят к благоустройству жилых комплексов комплексно. Рассказываем, как застройщики проектируют инклюзивную среду и универсальные пространства для всех категорий граждан в новостройках.
Нормативы для инклюзивной среды
Для застройщиков в России действуют вполне определенные нормы СП 59.13330.2016, без выполнения которых при строительстве дома итоговая комиссия регионального органа строительного надзора объект не примет.
В частности, СП указывает необходимую ширину проемов, эвакуационных выходов, прямые доступы в подъезды дома, нормы проведения благоустройства, выделение и разметку парковочных мест, входы в санузлы, доступ в коммерческие помещения и т. д. Например, ширина дверных проемов и входов в лифт должна быть не менее 0,9–1,2 м, а точность остановки лифта на этаже в пределах ± 0,01 м. Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45 м при ширине не менее 1,6 м. При движении по коридору инвалиду на кресле-коляске следует обеспечить минимальное пространство: для поворота на 90° — равное 1,2х1,2 м, разворота на 180° — равное диаметру 1,4 м и т. д. В СП довольно большой список требований, которые застройщик должен соблюсти. Вплоть до ручек на дверях в местах общего пользования и расположения кнопок вызова лифта.
Универсальные пространства и комфортная среда
«Инклюзивная среда девелоперами понимается несколько шире, чем удобство жилого комплекса для жизни людей с ограниченными возможностями», — рассказал руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик. По его словам, вход в подъезд на уровне тротуара или просторные входные группы создают и более комфортные условия для матерей с колясками, владельцев велосипедов, пожилых людей.
В новых районах довольно много уделяют внимания комфорту проживания людей с ограниченными возможностями. Такое нечасто встретишь в советской типовой застройке, где даже сделанный специально для инвалидов пандус — это, с одной стороны, средство доступа в подъезд, но с другой — лишнее препятствие на пути домой, которое нужно преодолевать, уточнила директор по коммуникациям ГК «А101» Елена Платонова.
Необходимо формировать среду, которая была бы удобна для всех категорий пользователей. У пенсионеров и школьников, мам с колясками и велосипедистов, полностью здоровых и обладающих физическими особенностями людей разные, иногда полярные запросы к пространству, объяснили в пресс-службе девелоперской компании «Брусника». Девелопер должен стремиться удовлетворить все эти потребности, в урбанистике такой принцип называется «8 — 80» — городская среда должна быть одновременно удобной и для 8-летнего, и дли 80-летнего человека.
Входы в подъезды без ступеней и пандусов значительно облегчают жизнь не только мамам с колясками, но и тем, кто катается на велосипедах и самокатах, пожилым и людям с ограниченными возможностями, пояснилa руководитель отдела благоустройства «ПИК-Проект» (входит в группу ПИК) Елена Сергеева. По ее словам, в своих проектах девелопер разработал собственные стандарты. Чтобы жители могли комфортно передвигаться по территории квартала, в компании увеличили ширину тротуаров вдоль длинных прогулочных зон до 2 м, установили функциональное и ландшафтное освещение, которое делает пространство более безопасным, привелa пример Сергеева.
Для людей с другими физическими особенностями в лифтах домов сегодня предусматривают голосовое оповещение (это помогает ориентироваться незрячим жителям). А для людей с нарушениями слуха в некоторых случаях устанавливаются специальные световые табло и ориентиры.
В подземных паркингах предусматриваются места с увеличенными габаритами, чтобы маломобильным жителям было удобно, а на пути в подъезд тестируем двери с автоматическим открыванием, также привели пример в компании «Брусника».
Инклюзивная среда в рейтинге комфортности
К оцениваемым порталом ЕРЗ.РФ параметрам комфортной среды для маломобильных групп населения можно отнести:
ЕРЗ.РФ оценивает более 3,5 ЖК во всех субъектах РФ. Среди регионов, где оценено не менее десяти ЖК, лидерами по развитию элементов инклюзивной среды стали:
У Ленинградской и Московской областей также довольно высокие позиции (по 1,8 балла и 10–11-е места среди регионов РФ соответственно).
Среди более чем 300 застройщиков, у которых оценено не менее трех ЖК, лидерами по развитию среды для маломобильных групп населения стали:
Среди регионов, где оценено не менее десяти ЖК, минимальную средневзвешенную оценку по развитию элементов инклюзивной среды получили:
В рейтинге ЕРЗ.РФ жилых комплексов России вес параметров среды для маломобильных групп населения составил 6%.
Инклюзия как среда
Во всем мире, и в России в том числе, инклюзия — приоритет. Право любого ребенка на образование, вне зависимости от его психофизических возможностей, уже закрепляется на уровне закона и госстандартов (об этом подробно в следующем письме), но далеко не всегда на уровне человека. Давайте разбираться, что такое вообще инклюзия и чем она отличается от интеграции.
Цели создания инклюзивной среды и её характеристики
Инклюзия (от inclusion – включение) — процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. В контексте образования создание инклюзивной среды предполагает, прежде всего, разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому ученику равноправно участвовать в образовательной (а следом и общественной) жизни.
1. Возможность развития среди нейротипичных сверстников.
2. Успешная социализация ребёнка с ОВЗ: воспитание максимальной самостоятельности и способности существовать в обществе.
3. Развитие толерантности в обществе.
4. Повышение социальной активности и статуса семей с ребенком с ООП. Как было раньше с малоэффективной интернатной системой — ущемление прав детей и семей с ребёнком с ООП, ограничение в опыте «нормотипичных» детей проявлении заботы и помощи сверстникам, имеющим ООП — уже невозможно.
Успешная инклюзивная среда базируется на трех основных и обязательных принципах:
1. Инклюзия – это условие для развития и образования любого ученика. Различия между учениками — ресурсы, помогающие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо устранять и преодолевать.
2. Инклюзия дает доступ к культурной среде. Для успеха среды важно создать безбарьерное пространство и обеспечить свободное общение.
3. Адаптация к нуждам каждого ребёнка, без выделения какой-то одной группы детей.
Инклюзия и интеграция
Инклюзивное образование часто путают с интегрированным. Это ошибка.
Интеграция подразумевает обеспечение доступности обычной (!) образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения. Инклюзия же создает и поддерживает условия для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным (!) образовательным программам.
Важные принципы инклюзии:
1. Выявление интересов ребенка, проявляющихся естественно, и профориентация в этой сфере. Чем раньше, тем лучше.
2. Дозирование нагрузки.
3. Школа для ребенка, а не ребенок для школы.
4. Ориентация на преемственность во всех образовательных ступенях – учить в садике тому, что поможет учиться в школе; учить в школе тому, что ребёнок сможет реализовать в колледже; учить в колледже тому, что сможет реализовать в профессии.
Основные проблемы на пути к инклюзии и пути их преодоления
Инклюзия реализуется прежде всего через педагога, но подготовленных педагогов мало, а только вошедшие в этот процесс чаще всего сталкиваются с этими проблемами:
1. Восприятие образа ребенка как «больного», восприятие ребенка как непредсказуемого в своем поведении.
2. Восприятие некоторых чрезмерно проявленных интересов и привязанностей к какой-либо идее ученика рассматриваются как патологические.
3. Проблемы с оцениванием ребенка, который не усваивает школьную программу.
4. Ориентация в обучении ребенка на результат, а не на процесс.
5. Появление на уроках других взрослых: тьютор, родитель в качестве тьютора.
Основной путь, который поможет справиться со всеми проблемами сразу — ПОНИМАНИЕ, ПОЧЕМУ ребенок ведет себя не так, как все, понимание специфики нарушений развития каждого конкретного ребенка и принятие “особости” ребёнка. Следующий шаг — понимание пути движения к “норме» и следование этому пути.
Составляющие инклюзивной среды
Что делает инклюзивную среду инклюзивной?
1. Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы – на стенах и индивидуальные), таблички-тексты.
2. Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности.
3. Мебель, организация пространства, место парты в классе.
4. Учебные материалы – бумажные (в т.ч. карточки), электронные материалы.
1. Наличие взрослых, понимающих цели инклюзии, поддерживающих и транслирующих гуманистические ценности, способных работать в команде и встать на исследовательскую позицию. Это касается всех специалистов — от педагога до дворника, а также родителей обычных детей.
3. Организация мероприятий, в которых ребёнок с ООП мог бы проявить себя: субботники, помощь в классе и пр.
1. Методические материалы, пособия, в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы.
2. Адаптированная программа и индивидуальный учебный план.
3. Информационные брошюры.
4. ТСО — планшеты, коммуникаторы и т.д.
1. Закон об образовании: большая свобода для локального регулирования процессов.
2. Разнообразие характеристик инклюзивной среды. Ориентир на индивидуализацию.
3. Перестройка сознания педагогического сообщества: осознанность и ответственность перед каждым ребёнком.
Инна Вячеславна Карпенкова,канд.соц.наук, психолог, АНО «Наш Солнечный Мир»,автор пособия «Тьютор в инклюзивной школе», член Тьюторской ассоциации
«Инклюзия — это не история про жалость»
Можно ли детям-инвалидам учиться вместе с обычными?
Можно ли детям-инвалидам учиться вместе с обычными?
Расскажите, как проходит процесс инклюзии?
Бытует мнение, что при инклюзивном образовании ребенок с ограниченными возможностями, попадая в среду здоровых детей, остается брошенным, сам по себе. Но это не так. На самом деле, инклюзивное образование — это специально организованный процесс. Он построен так, чтобы нейротипичные (так на языке специалистов называются обычные дети — прим.ред.) и дети с инвалидностью получили максимум для своего развития. Чтобы всем было комфортно от такого взаимодействия.
Прежде, чем попасть в среду нейротипичных детей, ребенок с повышенными потребностями проходит комиссию, которая определяет меру включения в процесс и те условия, которые должны быть созданы. Например, комиссия может порекомендовать ребенку приходить два раза в неделю на полдня или каждый день, но в сопровождении тьютора. То есть всё основывается на его индивидуальных потребностях. Комиссия же определяет программу, по которой ребенок будет обучаться, и нужное специальное медицинское оборудование.
Прежде чем особый ребенок придет в детский сад или школу, формируется команда, которая будет работать с ним. Это могут быть воспитатели, дефектологи, психологи. Команда пишет адаптированную программу для ребенка. Допустим, учащийся немного отстает в развитии и ему сложно дается математика. Есть несколько выходов, чтобы осилить предмет: ребенок занимается математикой отдельно под руководством другого учителя или воспитателя либо прямо на уроке с обычными детьми, но при помощи тьютора/дефектолога. Уровень сложности предмета будет ниже, чем для нейротипичных детей.
На примере инклюзивного садика № 16 в Красноярске объясню, как готовятся к приходу в группу ребенка с ограниченными возможностями. Для начала мы собираем всех ребят и рассказываем им, что каждый человек уникальный и имеет свои индивидуальные особенности: кто-то носит очки, кто-то слуховой аппарат. Мы проигрываем разные ситуации, показываем сценки, читаем сказки, например, «Цветик-семицветик».
Далее ребенок с ограниченными возможностями приходит к нам в гости. Это может быть праздник. Дети учатся вступать в коммуникацию, и у них возникают вопросы наподобие «почему он/она не ходит, не говорит, не слышит?». Постепенно мы пришли к выводу, что у детей нет барьеров. Все барьеры в головах у взрослых, которые очень долго жили в мире без инвалидов. А инвалиды жили в другом мире.
Дети нашего детского сада придерживают дверь перед ребенком на коляске, помогают учиться тем, кто слабее их. Чувствуется атмосфера абсолютного равенства, сплоченности. Между детьми складываются теплые отношения, главенствует взаимопощь.
Большая работа ведется с родителями. Мы проводили собрания, где рассказывали о нашем инклюзивном проекте. Сами дети рассказывали папам и мамам о своих новых друзьях, которые оказались веселыми и интересными ребятами. Проблем с родителями не было, потому что мы не просто рассказали об инклюзии, но показали ее плюсы.
Что дает обычным детям инклюзивное образование?
От инклюзии выигрывают все дети без исключения. Например, если ребенок находится в коррекционном детском садике, где никто не разговаривает, откуда у него возьмется речь? А попадая в инклюзивную среду и видя, как дети говорят, он потянется за ними, все процессы пройдут быстрее.
От инклюзии выигрывают и обычные малыши. У них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.
Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия — это не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.
Я уверена, что перед нейротипичными детьми, которые выросли в инклюзивной среде, не встанет в будущем вопрос, что такое пандус и зачем он так необходим перед тем или иным учреждением.
Сколько может быть детей с инвалидностью в обычной группе/классе?
Доказано, что для оптимального процесса коммуникации на группу из 25 здоровых детей должно приходится не более 3-4 ребят с инвалидностью.