Инклюзивное образование что это простыми словами
Инклюзивное образование: мини-ликбез для тех, кто ничего об этом не знает
Вы неоднократно сталкивались со словом «инклюзия», но до конца так и не поняли, что это? Тогда мы идем к вам. На простые, сложные, приличные и неприличные вопросы об инклюзивном образовании отвечает благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни».
1. Что это вообще такое?
Инклюзивное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В широком же смысле это означает равный доступ к образованию для каждого ученика. Такой подход признает, что все без исключения — личности с различными потребностями в обучении. И речь тут, конечно, не о пандусах (или не только о них). Говоря об инклюзии, мы имеем в виду комплексное развитие среды, подготовку учителей, работу с родителями, освещение проблемы через СМИ и многие другие факторы, которые позволят детям с особенностями получить образование.
2. Почему инклюзия важна?
Если коротко, то так будет честно. Представьте, вы заходите в пекарню за чем-то к чаю, и в витрине лежат шоколадные эклеры, пончики в карамельной стружке и свежий французский круассан. Есть все. Вы выбираете, что понравилось, и счастливый идете домой. Но как быть, если в этом магазине (или вообще во всех пекарнях и булочных мира) будут продаваться только эклеры, а на шоколад у вас аллергия? В этом суть инклюзии: мы все разные и условия для образования должны быть вариативны. Инклюзивное образование индивидуальная история, но у каждого особенного ребенка должен быть выбор в формате получения знаний, будь то домашнее образование или инклюзивный класс.
3. Как происходит такое образование сейчас — в период карантина и ограничений?
Пандемия оказала негативный эффект на обучение всех детей. Безусловно, уникальным ребятам сложнее обучаться дистанционно, чем детям без особенностей. Как показал опрос, самым проблематичным оказалось отсутствие у детей доступа к реабилитационным занятиям и дополнительному образованию. Вторая проблема касается отсутствия у многих родителей возможности полноценно обучать ребенка дома: нет нужных учебников и знаний о том, как использовать онлайн-технологии. Карантин показал, что любое образование не было готово к таким внешним факторам, а инклюзивное тем более.
4. Какие дети попадают в инклюзивные классы?
Ответ есть в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Нуждающимися могут быть дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью, одаренные дети и дети-сироты, которые рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями. Большинство из них сейчас обучаются дома, следовательно, не имеют возможности социализироваться в обществе.
Важно понимать, что если на улицах мы не видим людей с физическими или психологическими отклонениями, это не значит, что в нашей стране их нет. Вывод совсем другой: среда не приспособлена для комфортной жизни всех групп населения.
5. Как вести себя родителям «обычных» детей, которые обучаются в инклюзивных классах?
Для начала понять, что особенный ребенок в классе — это не проблема, а подарок. В таких классах учебный процесс расширяется и выходит за рамки школьной программы. Инклюзия учит заботиться о ближних, учит гуманизму. Также существует мнение, что в инклюзивных классах дети лучше усваивают знания. Простой пример: одноклассников могут попросить помочь особенному ребенку в обучении, а когда ты что-то объясняешь другому, то и сам запоминаешь лучше. И конечно, родителям не стоит переживать за возможное ухудшение уровня обучения детей — идея подхода, как мы уже говорили выше, как раз в том, чтобы ни один ребенок не упустил возможность получить необходимое образование. Это, к слову, показывают и исследования : «обычные» дети, которые учатся в инклюзивных классах, лучше справляются с учебными нагрузками и легче находят общий язык со сверстниками. Ну и, конечно, в инклюзивной среде дети видят жизнь с разных сторон, благодаря чему спустя время человек, например, в инвалидной коляске будет восприниматься детьми как равный, а не «другой». Все это возможно в совокупности с квалифицированными учителями и подготовленными родителями, которые помогут максимально комфортно погрузиться в инклюзию.
6. Выходит, любое учреждение, где учится особенный ребенок, инклюзивное?
Есть нюансы. Изначально нужно понимать, что такая школа редко возможна только за счет бюджетных средств. В Москве, где инклюзия законом закреплена с 2010 года, есть хороший опыт: ресурсы, технологии, подготовленные специалисты. В других регионах все более формально. Формальная инклюзия — не выход. Конечно, дети могут физически находиться в классах, но при этом быть полностью отрезанными от совместной деятельности.
York, Vandercook, MacDonald, Heise-Neff, and Caughey. Effects of Inclusion on the Academic Performance of Classmates Without Disabilities. A Preliminary Study, 1992
Ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра.
Что такое инклюзия простыми словами? — «Мы рады всем!»
Инклюзия простыми словами: объясняем
Итак, начнем с классического определения:
Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
Что это значит? Допустим, вы хотите пойти в театр, для этого просто выбираете понравившуюся постановку и покупаете билет. Вы можете включиться в этот процесс просто и легко, не задумываясь, как к вашему появлению отнесутся другие зрители спектакля; дорогу до театра планируете количеством пересадок на общественном транспорте или просмотром самого короткого пути на экране навигатора.
А теперь представьте, как приходится планировать поход в театр людям с инвалидностью: проблемы могут возникнуть уже на этапе выхода из квартиры. Получится ли найти подходящий транспорт, насколько просто будет войти в здание театра, как другие зрители воспримут появление?
Инклюзивность — это когда любой человек может без проблем сходить в театр.
Существуют медицинский и социальный подходы к определению инвалидности. Первый определяет, что люди с инвалидностью нуждаются в специальной защите. Социальный подход учитывает отношение общества. Согласно Конвенции о правах инвалидов, человек признается инвалидом не только по причине физических ограничений или ментальных нарушений, но и из-за барьеров, которые создает для него общество.
Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изначально люди с особенностями развития не являются «носителем проблемы», и никакой специальный подход не требуется. Наоборот, барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, ведь она не соответствует разнообразным потребностям людей.
Подробнее — в материале коллег из благотворительной организации «Перспектива».
Инклюзивное образование. Для всех
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на малышей и как бы признающую, что все малыши — индивиды с как бы разными потребностями в обучении. Мало кто знает то, что инклюзивное образование старается как раз создать подход к преподаванию и обучению, который как раз будет наиболее гибким для ублажения разных потребностей в обучении. И действительно, ежели преподавание и обучение также станут наиболее, как многие выражаются, действенными в итоге конфигураций, которые вводит инклюзивное образование, тогда также выиграют все малыши (не только лишь малыши с особенными потребностями).
Инклюзивное образование
Восемь принципов инклюзивного образования:
История
Л. Надо сказать то, что с. Мало кто знает то, что выготский (1896—1934) указывал на необходимость сотворения, как мы с вами постоянно говорим, таковой системы обучения, в какой ребенок с ограниченными способностями не также исключался бы из общества малышей с, как многие выражаются, обычным развитием.
Очень хочется подчеркнуть то, что он указывал, что при всех плюсах наша особая (коррекционная) школа, мягко говоря, различается тем, как заведено, главным недочетом, что она, в конце концов, замыкает собственного воспитанника в узенький круг, как заведено, специфического школьного коллектива, делает замкнутый мир, в каком все, мягко говоря, адаптировано к недостатку малыша, все, вообщем то, фиксирует его внимание на собственном недочете и не, в конце концов, вводит его в реальную жизнь.
Само-собой разумеется, таковым образом, Л. И даже не надо и говорить о том, что с. Обратите внимание на то, что выготский одним из, как все знают, первых доказал идею интегрированного обучения.
Одной из, как мы привыкли говорить, принципиальных вех инклюзивного образования, в конце концов, является создание как бы первого кэмпхиллского сообщества австрийским врачом-психиатром К. Как бы это было не странно, но кенигом (1902-66) в 1940 близ Абердина (Шотландия).
Как бы это было не странно, но кэмпхиллская педагогика базирована на принципах антропософии Р. Все знают то, что штейнера. Всем известно о том, что кэмпхиллские школы, использующие выработки Вальдорфской педагогики, ставят целью воспитание детей в соответствии с их потенциальными возможностями.
Возможно и то, что к.Кениг утверждал, что жизнь вместе с «инвалидизированными» людьми полезна «нормальным» людям, помогает им развивать как бы коммуникативные способности и преодолевать эгоизм. И даже не надо и говорить о том, что он считал «тремя большими ошибками» современности агностицизм, дарвиновское понятие «естественного отбора» и, как мы выражаемся, психологическая теория измеряемого интеллекта.
Инклюзивное образование
В июне 1994 года принята Саламанская декларация о принципах, политике и, как мы с вами постоянно говорим, практической деятельности в сфере образования лиц с особенными потребностями (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.), согласно которой:
Каждый ребенок имеет основное право на образование и обязан иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень познаний.
Каждый ребенок имеет, как мы выражаемся, неповторимые индивидуальности, интересы, возможности и учебные потребности.
Нужно разрабатывать системы образования и делать, как большинство из нас привыкло говорить, образовательные программки так, чтоб принимать во внимание обширное обилие этих особенностей и потребностей.
Лица, имеющие особенные потребности в области образования, обязаны иметь доступ к обучению в, как многие выражаются, обыденных школах. И действительно, обыденные школы должны так сказать сделать им условия на базе педагогических способов, нацеленных сначала на малышей с целью ублажения этих потребностей.
Обыденные школы с таковой инклюзивной ориентацией наконец-то являются более, как мы выражаемся, действенным средством борьбы с, как заведено выражаться, дискриминационными мнениями, сотворения, как заведено, подходящей атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; наиболее того, они, стало быть, обеспечивают реальное образование для большинства малышей и как раз увеличивают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Инклюзивное образование и, как все говорят, смежные понятия
В, как мы с вами постоянно говорим, современной образовательной политике США и Европы, мягко говоря, развиваются несколько подходов, близких к фактически инклюзии, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration).
Исследования эффективности инклюзивного образования
Отмечаются последующие методологические и организационные трудности в исследовательских работах эффективности инклюзивного образовани:
аспекты, согласно которым школа может, в конце концов, считаться инклюзивной, и кто их так сказать описывает;
как так сказать идентифицировать инклюзию в школе;
как наконец-то зафиксировать конфигурации в развитии учащихся;
как, стало быть, ассоциировать данные эмпирических исследовательских работ, ежели в их также учавствуют различные популяции малышей — учащиеся с особенными потребностями и как бы ограниченными способностями.
Инклюзивное образование
Восприятие исследовательским обществом инклюзивного образования
Исследователями Великобритании инклюзивное образование, согласно материалам Интернациональной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается последующим образом:
Инклюзия, наконец, является действием роста степени роли каждого, как заведено выражаться, отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, также процесс понижения степени изоляции учащихся во всех действиях, протекающих снутри школы.
Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтоб стопроцентно, наконец, принять все обилие учеников, с их личными чертами и потребностями.
Инклюзия конкретно касается всех учеников школы, а не только лишь в особенности уязвимых категорий, таковых как малыши с, как мы с вами постоянно говорим, ограниченными способностями.
Инклюзивное образование
Инклюзия нацелена на улучшение школы не только лишь для учеников, да и для учителей и ее работников.
Желание отдать доступ к среде и процессу образования, как многие выражаются, отдельным студентам, вообщем то, может выявить трудности, требующие наиболее общего и, как мы привыкли говорить, концептуального подхода для их решения.
Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
Обилие и непохожесть малышей друг на друга видится не, как мы с вами постоянно говорим, неувязкой, требующей решения, а важным ресурсом, который можно применять в образовательном процессе.
Инклюзия так сказать предполагает наличие, как мы привыкли говорить, тесноватых, близких, основанных на дружбе отношений меж школами и обществом, в каком эти школы есть и действуют.
Таковым образом, инклюзия — это процесс развития максимально доступного образования для, как мы выражаемся, каждого в, как многие думают, доступных школах и образовательных учреждениях, формирование действий обучения с, как все говорят, постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации, как большая часть из нас постоянно говорит, разных барьеров для большей поддержки каждого учащегося и, как заведено, наибольшего раскрытия его потенциала.
Положительные следствия инклюзивного образования
Для малышей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в наиболее продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах.
Мало кто знает то, что инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программкам (либо их частям, которые малыши с ОВЗ могут, вообщем то, освоить), оно как раз дает возможность так сказать осваивать способности взаимодействия в, как заведено выражаться, естественной среде, дозволяет, вообщем то, использовать групповую, как многие выражаются, учебную деятельность.
Для малышей с обычным развитием: в инклюзивных группах малыши с нормативным развитием имеют наиболее выраженные, как заведено, коммуникативные способности и ведут себя наиболее интенсивно, чем в группах, состоящих лишь из нормативно развивающихся сверстников. Необходимо подчеркнуть то, что у их больше познаний о том, что так сказать означают «ограниченные способности», и поболее высочайшие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у малышей, посещающих обыденные группы.
Трудности, с которыми, мягко говоря, сталкиваются участники, как заведено, образовательного процесса на исходном шаге внедрения инклюзивного образования: (по материалам, как многие выражаются, Интернациональной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Суровая Н. Возможно и то, что включающее образование: история вопросца, современное положение дел, интернациональный опыт. )
Психические трудности учителей:
Мысль инклюзивного образования вправду, наконец, займет свое место в образовательном процессе лишь в этом случае, ежели она обуяет разумами учителей, станет, как мы с вами постоянно говорим, составной частью их проф мышления. Не для кого не секрет то, что требуются особые усилия, чтоб это вышло.
Не для кого не секрет то, что опыт внедрения инклюзивного образования как бы указывает, что учителя и остальные спецы не сходу начинают, вообщем то, соответствовать тем проф ролям, которые требуются для данной формы обучения.
Несомненно, стоит упомянуть то, что они проходят несколько стадий: начиная с, как люди привыкли выражаться, очевидного либо, как всем известно, латентного сопротивления, переходя к пассивному, а потом и к активному принятию происходящего. Возможно и то, что спецы, мягко говоря, испытывают ужас: «Смогу ли я сделать это?»
Они, наконец, страшатся не совладать и утратить работу, страшатся ответственности, страшатся, мягко говоря, рисковать. Очень хочется подчеркнуть то, что ужас и неуверенность также соединены с тем, что спецы, в конце концов, страшатся, что не, в конце концов, будут стопроцентно, вообщем то, контролировать происходящее, что им придется как бы просить о помощи учеников, родителей либо преподавателей, тем, признав, что они не имеют ответов на полностью все вопросцы.
Инклюзивное образование
Не для кого не секрет то, что советы, которые дают в таковых вариантах, ординарны: необходимо делать свое дело, невзирая ни на что. Не для кого не секрет то, что следует поглядеть в лицо своим ужасам и продолжать, вообщем то, работать, невзирая на их, тогда они, стало быть, станут меньше и отдалятся.
«»Выжившие» опосля проведения реформ как раз говорят, что в течение нескольких недель они испытывали ужас, а потом, как по волшебству, он проходил. Вообразите себе один факт о том, что каждый человек помнит, что был испуган, но ни один не помнит, чего же конкретно он страшился, но ужас прошел.
Необходимо отметить то, что обычно на это также уходит 6 недель — общая длительность выхода из, как люди привыкли выражаться, хоть какого кризиса. Само-собой разумеется, слова «Не беспокойся. Само-собой разумеется, не страшись» произносить глупо. И действительно, включение — это перемена. Надо сказать то, что перемены наконец-то стращают всех. Очень хочется подчеркнуть то, что так устроен наш организм.
Все знают то, что но в этом случае идет речь о правах человека, и идти навстречу переменам мы должны все равно. Само-собой разумеется, понятно, что в таковой кризисный период людям нужна поддержка. И даже не надо и говорить о том, что и все таки урок, который был извлечен из, как мы с вами постоянно говорим, первых опытов, такой: необходимо так сказать поглядеть в лицо ужасу и отвести взор; именовать его по имени и идти дальше».
Трудности, которые, наконец, появляются у «обычных» малышей и их родителей:
Предки малышей, которые, мягко говоря, развиваются обычным образом, время от времени высказывают опасение, что присутствие в классе малышей, которые требуют, как большинство из нас привыкло говорить, особенной поддержки, может так сказать задерживать развитие их собственного малыша.
Мало кто знает то, что но же, опыт, стало быть, указывает оборотное. Как бы это было не странно, но успеваемость малышей, которые, мягко говоря, развиваются обычным образом, не падает, а нередко их оценки оказываются даже выше в критериях инклюзивного образования, чем в обыкновенном классе массовой школы.
Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что имеются свидетельства, согласно которым школы, более удачно включающие и обучающие малышей с, как все говорят, ограниченными способностями, в то же время оказываются как бы самыми наилучшими для всех других малышей.
Вообразите себе один факт о том, что и напротив: самые наилучшие школы для всех малышей являются наилучшими и для малышей с ограниченными способностями.
Инклюзивное образование
И действительно, в отношении поведения, общественного развития и фурроров в учебе, в особенности в разговорной речи, заслуги малышей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, существенно выше.
Не для кого не секрет то, что а отношение сверстников к, как мы привыкли говорить, нетипичным детям, как люди привыкли выражаться, впрямую зависит от наличия, как мы выражаемся, жесткой позиции, как мы привыкли говорить, взрослых и климата в классе в целом.
Само-собой разумеется, наблюдения американских профессионалов демонстрируют, что те, кто, до школы посещал детские сады совместно с детками с ограниченными способностями, относились к ним спокойнее и с огромным осознанием, чем даже учителя, в первый раз начавшие, наконец, работать с ними.
Инклюзивное образование в странах бывшего СССР
Инклюзивное образование в Рф
1-ые инклюзивные образовательные учреждения возникли в нашей стране на рубеже 1980 — 1990 гг. Надо сказать то, что в Москве в 1991 году по инициативе, как все знают, столичного Центра, как мы выражаемся, целебной педагогики и родительской, как многие выражаются, публичной организации как раз возникла школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).
В текущее время в Рф сразу наконец-то используются три подхода в обучении малышей с, как всем известно, особенными образовательными потребностями:
Дифференцированное обучение малышей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ума, с, как все говорят, задержкой психологического развития в, как заведено выражаться, особых (коррекционных) учреждениях I-VIII видов.
Интегрированное обучение малышей в особых классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
Инклюзивное обучение, когда малыши с, как многие думают, особенными образовательными потребностями учатся в классе совместно с как бы обыкновенными детками.
В федеральном законе «Об образовании» зафиксировано право малышей с ограниченными способностями здоровья (ОВЗ) на, как все говорят, особые образовательные условия и, в конце концов, введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения, как большинство из нас привыкло говорить, равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом контраста особенных, как мы выражаемся, образовательных потребностей и личных возможностей».
Инклюзивное образование в Казахстане
Казахстанский опыт | Inclusion
В текущее время в Казахстане, вообщем то, работает 58 психолого-медико-педагогических консультаций, финансируемых, как мы выражаемся, местными бюджетами. Всем известно о том, что согласно нормативам, таковых организаций в республике обязано быть 80.
Само-собой разумеется, методическое управление данными консультациями закреплено за Республиканской, как мы привыкли говорить, психолого-медико-педагогической консультацией, расположенной в Алматы. Вообразите себе один факт о том, что по состоянию на 01.01.2012г. в РК записанно 151 216 малышей с ограниченными способностями, это составляет 3,1% от всего, как многие думают, детского населения страны.
Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что по данным, как мы привыкли говорить, республиканской психолого-медико-педагогической консультации на 01.01.2012г. в особых (коррекционных) дошкольных и школьных организациях образования и особых классах (группах) при организациях образования учится и также воспитывается — 20 912 малышей либо 13,8% от общего числа малышей с, как многие думают, ограниченными способностями.
Инклюзивное образование
111 405 малышей с ограниченными способностями школьного возраста были, мягко говоря, охвачены обучением в 2011 году (в, как все говорят, общеобразовательных школах, особых классах, на дому, в профшколах и институтах).
Мало кто знает то, что согласно, как мы с вами постоянно говорим, Гос программке развития образования Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы, планируется к 2020 году, вообщем то, прирастить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их полного количества. Все давно знают то, что в 2009 году, как все знают, неправительственными организациями республики была, вообщем то, проведена Акция, как мы привыкли говорить,
«Инклюзивному образованию — ДА!» для вербования внимания к дилемме нарушения прав малышей в доступе к общему образованию. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в итоге были как раз выделены средства из, как люди привыкли выражаться, местного бюджета для продолжения, как большая часть из нас постоянно говорит, пилотной программки по обучению малышей с, как все говорят, ограниченными способностями в учебных заведениях.
Инклюзивное образование
Возможно и то, что астаны и включению, как мы привыкли говорить, доп экспериментальных школ в поддержку гос программки «Дети Казахстана» на 2007—2011 гг. и «Закона о образовании» на 2005—2011 г. C 2011 по истинное время в регионах республики так сказать работает программка, как многие думают, Круглых столов по теме