Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Инклюзивное образование простыми словами. Принципы и проблемы инклюзии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На протяжении долгих лет дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могли получать образование только в коррекционных школах или дома.

Под ОВЗ мы имеем в виду не только физическую инвалидность, но и ментальную. В список последней входят такие заболевания как аутизм, умственная отсталость, задержка речи, шизофрения и др.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Программа рядового учебного заведения дается им нелегко, а чаще не дается совсем. Такой ученик имеет заметно низкую успеваемость на фоне одноклассников. Как правило, не найдя подхода, учителя ставят ему клеймо «необучаемый», просят родителей забрать документы и перевести ребенка в специализированное заведение.

Специальные учреждения дают особенным детям знания в приемлемой для них форме и комфортном темпе. Однако подобное обучение имеет один большой минус: отсутствие естественной среды и контакта с обычными людьми.

А ведь в будущем человеку с ОВЗ нужно будет как-то приспосабливаться к реальному миру и жить в нем, обслуживая свои элементарные потребности.

В связи с этим во многих странах, и России в том числе, набирает популярность инклюзивное образование – что это такое и чем оно отличается от обычного, давайте разберемся.

Определение понятия

Термин «инклюзия» произошел от английского слова «inclusion», что переводится как «включение», «вхождение», «вовлечение».

В контексте образования инклюзия – это процесс включения детей с любыми повышенными потребностями в привычный образовательный процесс, а так же сокращение количества отказов в поступлении их в обычные школы.

Определение инклюзивного образования – это вид обучения и воспитания, при которых дети с любыми отклонениями могут учиться в любой обычной школе. Им не приходится гнаться за успеваемостью здоровых сверстников. Для них создаются адекватные их способностям условия – планировка класса, методики и план обучения, шкала оценок и т.д.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Целью инклюзии является создание безбарьерного пространства, в котором дети с разными возможностями общаются, обмениваются опытом, навыками, вместе участвуют в развлекательных и культурных мероприятиях.

Такой подход важен для обеих категорий учеников с двух точек зрения:

ментальные и физические инвалиды чувствуют себя полноценной частью социума, а не его периферией, благодаря инклюзивному образованию в школе. Такие дети имеют лучшие результаты в обучении, чем те, кто изолирован от социума в 4-х стенах дома или контактирует только с себе подобными.

Совместное обучение важно для их психического самочувствия, развития и дальнейшей интеграции в общество. Сложно осознавать (если это возможно), что ты не такой, как все. Разделение на «больной» и «здоровый» только увеличивает чувство отчужденности, непринятия себя, стыда;

обычные дети учатся понимать тех, кто в чем-то ограничен, сочувствовать и помогать им. Не бояться, не отталкивать, не относиться враждебно к тем, кто хоть чем-то отличается.

Такая проблема, к сожалению, существует в нашем обществе: людям с ОВЗ нередко приходится терпеть недопустимое отношение к себе. Их могут запросто оскорбить на улице, тыкать в них пальцами, смеяться над внешними дефектами (и все это делают даже взрослые!). Возможно, что инклюзивное образование —это наш шанс вырастить более доброе, эмпатичное поколение.

Инклюзию стоит отличать от интеграции. Во втором случае ребенок вынужден подстраиваться под общую программу, что редко выходит. Специально для него никто ничего не меняет. С инклюзивным подходом школа адаптируется под ученика.

Принципы инклюзивного образования

Первые учреждения инклюзивного типа появились в нашей стране в качестве эксперимента примерно в 80-90 годах 20 века. В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов и утвердила ее на законодательном уровне спустя 4 года (2012). С тех пор дети с ограниченными возможностями имеют полноправный доступ к обучению вместе со здоровыми ребятами.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Таким образом, инклюзивное образование – это вид образования, регулируемый Конституцией РФ и имеющий свои специфические принципы:

Эти принципы – манифест о ценности человеческой жизни. О том, что все люди имеют равные права несмотря на проблемы с физическим или психическим здоровьем. О том, что недостатки одних могут служить ресурсом для других.

Проблема инклюзии

На словах и на бумаге все звучит красиво и благородно. Однако нужно озвучить и то, что инклюзивное образование – это еще и ряд проблем, с которыми сталкиваются все участники процесса. Всю их совокупность можно разделить на 2 большие группы:

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Отдельной проблемой в осуществлении инклюзивного образования можно выделить несовершенство государственной системы. Если быть точнее – исполнение законов, прописанных в Конституции, в отношении людей с ОВЗ.

В теории родители детей с ограниченными возможностями имеют полное право прийти в любую школу по месту проживания, принести медико-педагогическое заключение, на основе которого их будут обязаны принять на обучение. На деле – в большинстве школ нет специалистов, подобной практики тоже нет, «ищите другое заведение».

Есть только надежда, что идея (законная) об инклюзивном образовании будет продвигаться неравнодушными к этой проблеме людьми.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Источник

Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации

Введение

Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

Исходя из того, что инклюзивное образование является новым перспективным направлением современной российской образовательной политики и практики, оказывающим значительное влияние на основы общего образования, актуальность разработки данного вопроса очевидна.

Целью исследования выступает раскрытие аспектов проектирования модели инклюзивного образования в условиях начальной школы.

Задачи исследования:

Объект исследования составляет инклюзивное образование, как форма организации процесса обучения.

Предмет исследования составляют аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.

Теоретическую основу исследования составляют работы С.В.Алехиной, Е.А.Воронич, Н.А.Мёдовой, М.Ю.Перфильевой, С.А.Прушинского, М.М.Семаго, Ю.П.Симоновой и др.

Информационную основу составляют нормы международного и российского законодательства по проблеме инклюзивного образования.

Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава 1. Понятие и нормативная основа реализации инклюзивного образования в России

1.1. Инклюзивное образование как инструмент реализации права каждого человека на образование

Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [8].

Приведенные международные правовые акты, а также современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков. Принятые в настоящее время ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [10] и новые Федеральные образовательные стандарты начальной (ФГОС НОО) [11] и основной (ФГОС ООО) [12] школы отводят особую роль инклюзивному подходу в образовании.

Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 гг. (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761), предусматривает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Кроме того, планируется внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Цели реализации стратегии инклюзивного образования заложены и Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы [5], Федеральной целевой программой «Доступная среда» [6].

Таким образом, инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее основы общего образования.

1.2. Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Сущность концепции инклюзивного образования и ее отличия от стандартного, специализированного и интегрированного образования представлена на рисунке 1.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Рисунок 1. Специфика организации системы инклюзивного образования [10]

При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

Реализация системы инклюзивного образования предусматривает преодоление барьеров в обучении учеников с особыми образовательными потребностями:

— финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки;

Наиболее значимыми для реализации системы инклюзивного образования являются социальные барьеры. Поэтому школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса, прежде всего, должна принять, как свою школьную культуру, соблюдение основных принципов инклюзивного образования. Их восемь:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [9].

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

— социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

— психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

— психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

— индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

— компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

— повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

— рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

— тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

— сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

— ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса [9].

Таким образом, школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников.

Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний.

Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

Глава 2. Аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе

2.1. Результаты проектов по развитию инклюзивного образования

В настоящее время в России уже начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс не стихийно, а при создании специальных условий обучения, и им оказывается необходимая специальная поддержка.

Проекты по инклюзивному образованию уже реализованы в Москве, Томске, Самаре, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Ухте (Республика КОМИ) в рамках нескольких действующих моделей, каждая из которых обладает как своими преимуществами и сильными сторонами, так и определёнными рисками и ограничениями. Очевидно, что универсальной модели («эталона инклюзии») не существует, и цель создания универсальной модели не ставится.
Результаты проектов по развитию инклюзивного образования, реализованные в различных российских регионах, позволяют отметить, что важнейшим звеном внедрения инклюзивного образования в современной школе выступает начальная школа, поскольку ценности инклюзивного образования, основы личностного отношения к сверстникам с ОВЗ, наиболее эффективно закладываются у школьников на начальном этапе обучения.

При построении инклюзивной модели обучения в начальной школе, необходимо учитывать несколько важных аспектов.

Во-первых, проектирование модели инклюзивного образования в начальной школе должно строиться в рамках общешкольной модели.

Во-вторых, построение модели инклюзивного образования осуществляется на основе концепции развития школы, и предусматривает следующие аспекты:

— работа школьного коллектива (от педагогов до сотрудников технических вспомогательных служб) должна быть построена как работа единой команды, разделяющей ценности инклюзии, понимающей принципы и ценности инклюзивного образования;

— эффективность реализации модели инклюзивного образования во многом обусловлена поддержкой этой деятельности специалистов территориальных управлений образования, местных органов власти; необходимо заручиться нормативно-правовой поддержкой деятельности школы в этом направлении на различных уровнях;

— подготовка к переходу к инклюзии обязательно должна включать в себя профессиональную переподготовку учителей;

— подготовка школьного сообщества включает в себя работу непосредственно с учениками;

— проведение информационной кампании в поддержку инклюзивного образования;

— подготовка к реализации инклюзивного образования должна включать реализацию мероприятий по созданию доступной (безбарьерной) среды на уровне школы.

На уровне школы в целом внедрение модели инклюзивного образования достигается при одновременном развитии трех равноправных составляющих:

— создание инклюзивной культуры на уровне школы: построение школьного сообщества, принятие инклюзивных ценностей;

— разработка инклюзивной политики: развитие школы для всех, поддержка разнообразия;

— развитие и внедрение инклюзивной практики: управление процессом обучения, мобилизация ресурсов [4].

Все эти три аспекта очень важны для развития инклюзии в школе. В любом плане реформ и изменений, проводимых в школе, необходимо уделять внимание всем трем направлениям.

2.2. Условия для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса

Непосредственно проектирование модели инклюзивного образования на уровне начальной школы имеет целью обоснование создания и реализации специальных условий для развития и социальной адаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями и их сверстников, включающих:

1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса:

— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

— создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

— формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации;

— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

— привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;

— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

4. Повышение профессиональной компетенции педагога.

В результате педагогического проектирования прогнозируется создание новых или преобразование имеющихся педагогических условий развития доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной системы.

В качестве примера в Приложении 1 приведен проект реализации модели инклюзивного образования в начальной школе.

Заключение

В настоящее время в России уже начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения. Результаты проектов по развитию инклюзивного образования позволяют отметить, что важнейшим звеном внедрения инклюзивного образования в современной школе выступает начальная школа, поскольку ценности инклюзивного образования, основы личностного отношения к сверстникам с ОВЗ, наиболее эффективно закладываются у школьников на начальном этапе обучения.

При построении инклюзивной модели обучения в начальной школе, необходимо учитывать, что проектирование данной модели на уровне начальной школы должно строиться в рамках общешкольной модели.

Результатом педагогического проектирования выступает создание новых или преобразование имеющихся педагогических условий развития доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной системы.

Проектирование модели инклюзивного образования на уровне начальной школы включает разработку полисубъектного компонента, системы нормативно-правового обеспечения, межведомственного взаимодействия, методического обеспечения, материально-технического обеспечения, организационно-содержательного компонента. Пример проекта реализации модели инклюзивного образования на уровне начальной школы рассмотрен в рамках данной работы.

Источник

Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования

Инклюзивное образование в школе – это система образования, которая подразумевает равноправное взаимодействие детей в рамках учебного заведения, вне зависимости от их интеллектуальных или физических особенностей.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Инклюзия в школе – это раскрытие потенциала всех учеников в рамках общеобразовательного процесса, программа которого соответствует индивидуальным способностям детей.
Путешествие в инклюзивную школу может быть длительным и сложным, но в конечном итоге это укрепит школьное сообщество и поможет детям. «Инклюзия» означает не просто размещение детей-инвалидов в общеобразовательных классах. Этот процесс должен включать фундаментальные изменения в том, как школьное сообщество поддерживает и учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Таким образом, эффективные модели инклюзивного образования не только приносят пользу ученикам с ограниченными возможностями, но и создают среду, в которой каждый ребенок, включая тех, кто не имеет инвалидности, имеет возможность процветать.

Как организована инклюзия в школах

В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Обучение разнообразию: основа для размышлений об инклюзивных практиках.
Поскольку каждый ребенок привносит уникальный и разнообразный опыт, потребности и сильные стороны в процесс обучения, системы образования должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям учащихся, вместо того, чтобы ожидать, что ученики будут соответствовать фиксированной системе обучения.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Учебные индивидуальные инклюзивные программы требуют равного подхода к учащимся, учитывая интеллектуальные, физические, языковые, культурные способности и таланты. Учебная программа не является предписывающей и предусматривает гибкий подход к обучению. ООШ (общеобразовательные школы) имеют мандат на разработку своей учебной программы более персонализированным образом, поскольку они замечают, признают и отвечают потребностям всех их учащихся.
ИО (инклюзивное образование) — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Структура организации ИО в школе обеспечивает руководство по нескольким способам:

В школе или классе, реализующей подход ИО, учащиеся, могут персонализировать свое обучение в средах, где ожидаются и оцениваются разнообразие и изменчивость. Вначале были выявлены и сведены к минимуму препятствия для обучения детей-инвалидов в партнерстве с иными учениками-сверстниками, педагогами и родителями. Поддержка обучения будет внедрена в окружающую среду и предоставлена всем детям, а не для отдельных лиц или небольших групп учащихся.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех учащихся. Такой подход уменьшает необходимость обширной дифференциации, поскольку учащиеся могут самостоятельно настраивать среду обучения для удовлетворения многих своих потребностей.

Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы

Плюсы ИОМинусы ИО
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность».Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе.Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов.
Восприятие детей на равных условиях.Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива.
Социализация и развитие личностных навыков.Отсутствие материально-технического оснащения школ.
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах.Дефицит узкопрофильных работников.
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав.Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Практика внедрения инклюзии в общеобразовательные учебные заведения за счет применения индивидуального подхода и учебных планов, которые приносят пользу всем учащимся в целом и по отдельности, позволяет убрать социальный барьер и устранить клеймо неполноценности.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

В идеале инклюзивное образование не должно иметь никаких минусов. Но, в России и в Украине инклюзия – это экспериментальная площадка, следовательно, со своими плюсами и минусами. Правительство поставило вопрос о развитии и внедрении ИО в общеобразовательные заведения на первое место, и по прогнозам к 2025 году система будет работать идеально.

Особенности законодательства об инклюзивной школе в России

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

В ходе организационного этапа правительство уделило внимание особенностям законодательной базы. НПБ ИО (нормативно-правовая база инклюзивного образования) основывается на законах федерального уровня:

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Каждая ООШ, включающая в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает ФГ (Федеральный государственный) образовательный стандарт, на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.
Правовые акты, ссылки:

Проблемы в России

Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Каковы главные проблемы инклюзивного образования в школе, с которыми сталкиваются учителя?

Особенности законодательства об инклюзивной школе в Украине

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

В 2018 году Верховной Радой Украины был принят законопроект «О внесении изменений в Закон Украины об образовании», в котором отмечались нормы и особенности обучения лиц с особыми потребностями.
По законодательству Украины, каждый ребенок имеет право на полноценное участие в образовательном процессе. При этом у родителей есть право выбора: инклюзивное, дистанционное или индивидуальное обучение.
Правовые акты, ссылки:

Проблемы инклюзивного образования в украинских школах

Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:

Как оформить ребенка инклюзивный класс

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

По законодательству ни одно общеобразовательное учебное заведение не может отказать ребенку-инвалиду в желании получать образование наравне с иными детьми. Как оформить ребенка в инклюзивный класс:

Важно: директор не имеет право отказать вам!

Отзывы о внедрении ИО в школы

Оценку перспектив и уровня готовности к широкому внедрению инклюзии в ООШ оказывали прежде всего те участники исследования, которые имели опыт ИО, то есть эксперты, представители профессиональных групп, родители детей с особыми потребностями и здоровых детей, обучающихся в пилотных учреждениях дошкольного и школьного образования. Оценки существенно отличаются, и уровень оптимизма или пессимизма находится в прямой зависимости от степени вовлеченности в процесс инклюзивного образования, реально отражает конфликт между представлением о процессах и реальным опытом участия в нем.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Профессиональные группы

Большинство представителей профессиональной группы понимают, что инклюзия — это не просто модное нововведение, но вызов времени, связанный с различными факторами: общим ухудшением состояния здоровья детского населения, желанием родителей и детей-инвалидов получать образование на равных условиях и в удобной среде; демократическими преобразованиями в обществе.
Эти объективные условия заставляют педагогов пересматривать традиционные уклады классической системы образования, все больше ориентируя ее на индивидуализированный и персонализированный подход, делая общую стандартную программу доступной для всех.
Оценивая возможности широкого внедрения инклюзивного образования, большинство опрошенных педагогов считают, что сегодня страна не готова или частично готова перейти к инклюзии широкого масштаба, несмотря на определенные положительные результаты эксперимента.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Мнение родителей
Размышляя о необходимости и перспективности инклюзивного образования, некоторые родители здоровых детей выражали недоверие к способности инклюзивного образования содействовать развитию детей с особыми потребностями. Заметим, что умеренная часть родителей считает, что наличие в классе детей с особыми потребностями воспитывает у других детей положительные качества: человечность и толерантность.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

По мнению родителей детей с особыми потребностями из экспериментальных школ и УВК, инклюзивное образование на современном этапе его внедрения — это не только проблемы и нерешенные вопросы. Это еще и возможность выбрать другой, отличный от стереотипного путь для развития ребенка, который открывает для него мир за пределами специальной школы, какие бы положительные характеристики последняя не имела.
При этом родители детей с особыми потребностями в большинстве случаев именно социализацию считают основной целью и результатом инклюзивного образования для своего ребенка. Возможность пребывания в кругу своих здоровых сверстников предоставляет таким детям толчок к адаптации в окружающей среде.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

В Европе уже десятилетиями внедряют стандарты инклюзивного образования в школы. И на основе своего опыта, зарубежные эксперты дают свой ряд рекомендаций:

Вывод
Гипотетическое представление и позитивное восприятие населением изменений, которые принесет в образование и общество внедрения инклюзии, связано прежде всего с их мировоззренческими, возрастными и гендерными различиями. Ведь население не имеет достаточного опыта реальной инклюзии. Этот опыт необходимо внедрять сначала администрации учебных заведений, педагогическому коллективу, а после — родителям.

Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Смотреть картинку Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Картинка про Инклюзивное образование в школе что это такое кратко. Фото Инклюзивное образование в школе что это такое кратко

Опыт пилотных школ показывает, что учителя и администрация образовательных учреждений способны преодолеть все внутренние барьеры, если будет обеспечено научно обоснованную и скоординированную психологическую и методическую подготовку педагогов к внедрению инклюзии.
Преодолеть «внешние» барьеры — материальные и конструктивные проблемы — учебные заведения самостоятельно и самостоятельно не смогут.
Хотя на данном этапе лишь и в Украине, и в России существует ряд проблем с внедрением ИО в школах: в обеих странах предпринимают колоссальные усилия для того, чтобы эти проблемы преодолеть.
Будущее у инклюзии есть.

Видео — Как работает инклюзивная школа

Видео — Инклюзивное образование: взгляд изнутри

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *