Инклюзивное волонтерство что это
ИНКЛЮЗИВНОЕ СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО
Введение. Еще совсем недавно людей с ограниченными особенностями здоровья мы редко видели в обществе, ведь каждый выход в общественные места для таких людей носит сложный и многофакторных характер [1].
Но мир меняется и со временем общество начало осознавать, что лишать многих возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья – несправедливо. В городах стали заметны улучшения, направленные на облегчение жизни людей с особыми потребностями, например, создание специальных светофором для незрячих людей [2]. Конечно, еще нужно сделать немало, чтобы обеспечить самую обычную нормальную жизнь – путешествовать свободно, ходить в кино, театры и, конечно же, заниматься спортом.
Конечно, не стоит исключать факт того, что это очень травмоопасно. Но стоит помнить, что спорт – это движение, эмоции, радость коллективной игры. Травмы – это тоже часть нашей жизни, но главное, чтобы эти травмы были соразмерны. Большая часть популярных видов спорта доступна для всех людей, и никто не вправе лишать кого-то такой возможности.
Ярким примером инклюзивного спорта в России является – юнифайд-матчи по футболу и хоккею, где команда состоит из людей с ограничениями и без. В таких матчах часто участвуют звезды телевидения, кино, бизнеса и другие лица, которые помогают привлекать общественность к проблеме социализации людей с ограниченными возможностями.
Так, в марте 2019 года в Красноярске в рамках Зимней Универсиады прошел первый в России хоккейный юнифайд-матч, в котором приняли участие люди с ограниченными особенностями здоровья.
Инклюзивное волонтерство в спорте – это включение людей с ограниченными возможностями в спортивные тренировки вместе со здоровыми неравнодушными людьми. Важно понимать разницу между инклюзивным спортивным волонтерством и адаптивным спортом, где люди с инвалидностью занимаются такими же видами спорта, но отдельно от остальных людей. В такой сфере люди с ограниченными возможностями социализируются только в мире своих единомышленников, которые также имеют ограничения по здоровью.
В инклюзивном волонтерском спорте ситуация обстоит, наоборот, так как данное взаимодействие предполагает двусторонний характер: волонтер и человек с инклюзией. Совместные занятия спортом позволяют полноценно социализироваться и постоянно ощущать себя равноправным человеком в социуме.
Инклюзивное спортивное волонтерство рассматривается в двух аспектах:
1. Инклюзивное спортивное волонтерство подразумевает специально созданную и обученную группу волонтеров, работающую с инклюзией, направленную на социализацию и реабилитацию людей с ограниченными возможностями;
2. Инклюзивное спортивное волонтерство подразумевает формирование и развитие физической культуры для лиц с ограниченными возможностями, а также приобретение социальных навыков и связей, которые помогают ему справиться с жизненными сложностями.
Очень важно включать людей с ограниченными возможностями в процесс общения и совместной деятельности, потому что это помогает им входить в общество и не бояться проявлять себя как личность. Люди с инклюзией могут вдохновиться работой волонтеров, что ведет за собой мотивацию самих людей с ограниченными возможностями стать добровольцами. Так, например, общее количество волонтеров с ограниченными возможностями на играх в Сочи в 2014 году составило более 100 человек. Волонтеры с инклюзией выполняли большой функционал: проверяли билеты, работали на информационных стойках, выдавали аккредитационные карты и так далее. Людям с ограниченными возможностями понадобилось преодолеть множество трудностей на пути к добровольческой деятельности, они смогли включиться в помощь другим людям.
В России принят Закон о стратегии развития физической культуры и спорта, где отражены и рекомендованы основные методы вовлечения людей с ограниченными возможностями в массовый спорт:
1. Смешанные команды из людей с инклюзией и без: бочча (метание шаров на точность), волейбол сидя, голбол (игра в мяч с глазами, закрытыми повязкой);
2. По своему желанию любой спортсмен вовлекается в существующие занятия без каких-либо ограничений. Так, на лыжных марафонах можно наблюдать спортсменов с инклюзией, преодолевающих различные испытания [3].
Ярким примером инклюзивного спортивного волонтерства является практика Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ). Так, Волонтеры САФУ из волонтерского объединения «Квант милосердия» помогают людям с ограниченными возможностями в социализации посредством занятий спортом (рис. 1).
Рисунок 1. Фрагмент совместной тренировки волонтеров САФУ и лиц с ограниченными возможностями
В рамках Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова для людей с ограниченными возможностями активно развивается такое спортивное направление как игра в боччу. Бочча – это игра, которая появилась еще в Древней Греции и активно развивалась на протяжении столетий [4, 5]. Постепенно данная игра превратилась в один из самых активно развивающихся видов спорта для людей с детским церебральным параличом и другими поражениями опорно-двигательного аппарата (рис. 2).
Рисунок 2. Фрагмент спортивной игры «Бочча» для лиц с ограниченными возможностями в САФУ имени М.В. Ломоносова
Бочча помогает при реабилитации, так как направлена на физическое развитие основных физических качеств и компенсацию утраченных двигательных способностей. Систематические занятия направлены на поддержание мышечного тонуса, развивают ловкость, выносливость и концентрацию. Благодаря физическому самосовершенствованию, у людей с ограниченными возможностями появляется повод для гордости собой, своими достижениями, помогает избавиться от чувства неполноценности и ощутить уверенность в своих силах¸ что крайне важно для состоянии внутреннего психологического комфорта.
Как мы уже сказали, инклюзивный волонтерский спорт – это не одностороннее движение. Важна инициативность и готовность не только людей с особенностями здоровья, но и волонтеров. Но, к сожалению, готовность волонтеров в России оставляет желать лучшего. Это очень трудный и многосторонний процесс, к которому нужно целенаправленно подходить. Не многие педагоги могут правильно выстраивать коммуникативную деятельность с такими людьми, поэтому обучить неравнодушных людей – волонтеров в разы сложнее.
Следует отметить, что не хватает организационных мероприятий по подготовке и комплексному обучению волонтеров к такой сфере деятельности. Только вследствие грамотной, профессиональной и оптимальной организации работы для лиц с ограниченными возможностями, можно добиться высоких и эффективных результатов в инклюзивном образовании.
Заключение. На данный момент спортивное волонтерство в инклюзивном образовании достаточно распространено в России, но в нашем регионе находится на низком уровне. Однако данная сфера деятельности является предметом пристального внимания как некоммерческих организаций, так и органов государственной власти, заинтересованных в социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Что нужно знать об инклюзивном волонтерстве
25 ноября в Московском доме общественных организаций состоится круглый стол «Инклюзивное добровольчество как способ социальной адаптации людей с инвалидностью».
Организаторами круглого стола выступили ГБУ города Москвы «Мосволонтер» и АНО «Доступ открыт». Инклюзивное добровольчество, или инклюзивное волонтерство – это технология социальной работы по формированию культуры образа жизни социума, предполагающая включение в добровольческую деятельность людей с инвалидностью и без.
Целью предстоящего круглого стола станет выстраивание эффективной коммуникации в рамках сотрудничества между организациями, занимающимися развитием инклюзивного добровольчества.
К участию в мероприятии приглашаются представители профильных общественных и некоммерческих организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительные фонды и добровольческие объединения жителей Москвы.
В качестве экспертов выступят представители организаций, специализирующихся на инклюзии, которые поделятся своим успешным опытом с участниками. В рамках круглого стола пройдет обмен опытом реализации различных добровольческих практик и обсуждение актуальных вопросов, связанных с развитием добровольческой деятельности среди людей с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве.
Основные вопросы, которые будут обсуждаться на мероприятии, представлены в следующих направлениях:
Профессиональные мероприятия в 2020 году
Онлайн-лекция «Инклюзивное волонтёрство: международный опыт и локальные практики»
Инклюзивное волонтёрство как одно из направлений добровольческой деятельности в России всё больше набирает обороты. В последние годы по стране начали работать Центры развития добровольчества, в вузах создаются волонтёрские движения и отряды, многие некоммерческие организации развивают волонтёрские проекты и обучают волонтёрству на различных Школах волонтёра и мастер-классах. Всё это создаёт условия для вовлечения людей с инвалидностью в волонтёрскую деятельность и способствует развитию инклюзивного общества. Однако вопросов в данной теме всё ещё остаётся много от вопросов этики и профессиональной компетентности до направлений работы и оптимальных форматов инклюзивного волонтёрства.
На лекции обсудим следующие вопросы:
Также на лекции поговорим о зарубежном опыте привлечения волонтёров с инвалидностью в разнообразные практики добровольческой деятельности от работы в департаментах полиции (Великобритания, США) до службы в армии (Израиль). Лектор: Наталья Горлова, кандидат исторических наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова, руководитель волонтёрского центра привлечения волонтёров к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм в Сочи в 2014 году, автор более 50 профильных научных и методических изданий по развитию добровольчества.
Москвичам рассказали об инклюзивном волонтерстве
В Москве с начала 2020 года порядка 200 волонтеров приняли участие в 10 инклюзивных мероприятиях. Об этом сообщает портал мэра и правительства Москвы.
Так, добровольцы помогали на Кубке мира по всемирному параолимпийскому горнолыжному спорту, Международном многожанровом фестивале-конкурсе «Редкий фестиваль», волонтерском выезде в Центр социокультурной реабилитации Дианы Гурцкой в рамках программы форума «Добро в сердце России» и других.
Взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) волонтеров обучают на образовательном курсе «Включайся!», который разработал ресурсный центр «Мосволонтер». Участникам рассказывают об этике поведения с данной категорией граждан.
Для инклюзивных волонтеров регулярно проводятся тренинги. Так, один из них «Инклюзивный гид» состоялся в сентябре на базе Еврейского музея и центра толерантности. 13 участников узнали основы инклюзивного общения, а также особенности составления экскурсий.
Столичный волонтер, участница данного тренинга Зульфия Вершинина рассказала, что на тренинге также рассказали о сопровождений незрячих людей.
«Тренинг не только научил вести экскурсию для людей с инвалидностью разных нозологий, но и дал конкретные знания, необходимые для участия или организации инклюзивных мероприятий, а также более четкое представление об инклюзивном волонтерстве», – поделилась Вершинина.
В Москве также проводятся тренинги, на которых волонтеров обучают помощи людям с ОВЗ в занятиях спортом. Мероприятие «Волонтер-лидер для незрячих бегунов» посетили 20 добровольцев. Им рассказали, что волонтер-лидер – это человек, который сопровождает незрячего, слабовидящего или слепоглухого спортсмена во время бега, плавания или велозаезда.
«Когда ты волонтер-лидер и бежишь в парасвязке с незрячим, ты фактически являешься глазами этого человека, открываешь ему дорогу в спорт, в активный образ жизни. Не без помощи волонтера незрячий понимает, что он может гораздо больше, чем думает, что нет ничего невозможного», – рассказала доброволец Мария Манукян.
Кроме этого, в сентябре волонтеры стали частью инклюзивного забега на ВДНХ под названием WheelGo и поддержали фонд «Хрупкие люди». Организация помогает людям с генетической хрупкостью костей. Забег представлял собой дистанцию в один километр, которую должны были преодолеть 50 людей с ОВЗ на колясках и электроколясках.
Добровольцы помогали на мероприятии в навигации и информировании участников забега. Также они поддерживали их на всей дистанции.
Волонтер центра «Мосволонтер» Людмила Горелова рассказала, что подобные мероприятия позволяют волонтерам учиться общаться с людьми с особенностями здоровья, а также преодолевать внутренние барьеры.
«Ведь мы все уникальные. Я помогала в качестве тимлидера и решила в дальнейшем прокачивать организаторские и коммуникационные навыки», – поделилась Горелова.
Ранее сообщалось, что в Москве, несмотря на ситуацию с коронавирусом, людям с инвалидностью продолжают оказывать необходимую комплексную поддержку. Так, в городе усилили работу выездные бригады.
В Москве упростили порядок получения госуслуг для инвалидов
Инклюзивное волонтерство как условие развития безбарьерной среды в среднем профессиональном образовании
Волонтерская деятельность как одно из условий формирования
социальной компетенции будущего специалиста
В научных исследованиях социальная компетенция определяется качеством личности, представляет определенный уровень интегрированных знаний, опыта деятельности человека, обеспечивающих эффективное выполнение заданных социальных ролей, и определяет направленность личности и ее готовность к эффективному взаимодействию со средой. Социальные компетенции личности как качества, которые не даются человеку от природы и не является его особенностью.
Таким образом, мы считаем, что важнейшим средством формирования социальной компетенции будущего специалиста является общественно полезная деятельность, в которой предоставляется студенту право выбора видов деятельности и способов включения в социальные сферы. Процесс формирования готовности к профессиональной деятельности будет более эффективным, если у студентов будет возможность применять свои знания, умения, навыки, полученные в ходе академической подготовки при участии в волонтерском движении.
Парадокс добровольческой деятельности состоит в том, что, внося изменения в социальное окружение, человек изменяется сам. У молодых людей развивается чувства общности, ощущение успеха и удовлетворения, повышение авторитета среди сверстников, формирование навыков работы в команде и умения планировать свое время, уверенность в себе.
Деятельность волонтеров в значительной степени регламентируется высшими ценностными установками и принципами. В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
Волонтерская деятельность формирует лидерские навыки, позволяет занять активную жизненную позицию, которая необычайна, полезна для молодых людей, так как представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений.
Подготовка и осуществление добровольческой деятельности приводит к формированию у добровольцев способности быть толерантным. Эта способность проявляется как доброжелательность, как умение в своем поведении проявлять терпимость к другим, как способность судить непредвзято. Формируясь в процессе добровольческой деятельности и становясь чертой личности, толерантность, безусловно, выступает как условие успешной профессиональной деятельности в дальнейшем для установления эффективных межличностных отношений.
Для молодых людей добровольческая деятельность предоставляет возможность выхода в «настоящую взрослую» деятельность в качестве ученика, дает возможность самоопределения. Это позволит им в дальнейшем не приспосабливаться к условиям общественной жизни, а активно искать то место в социальной структуре, которое будет отвечать их интересам и ценностям. Участвуя в волонтерской деятельности, молодые люди развивают и обогащают свою культуру общения, культуру мышления, расширяют диапазон поведенческой стратегии в различных жизненных ситуациях.
Для того чтобы осуществлять добровольческую деятельность, добровольцу необходима способность понять, что думает и переживает другой человек, осознавать то, как он сам понимается в качестве партнера по общению. Поэтому добровольческая деятельность как межгрупповая коммуникация способствует развитию одного из наиболее важных и необходимых психических свойств – рефлексии, которая занимает ведущее место в структуре социального интеллекта.
В добровольческой деятельности происходит самоутверждение личности, которая дает молодому человеку возможность реализовать свое «Я» и получить признание со стороны общества, способность внести социально значимый вклад в культуру других людей.
Участие в волонтерской деятельности помогает молодежи в профессиональном самоопределении, они получают опыт, специальные навыки, знания и личные контакты, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности.
За данный период были реализованы проекты: «Лето во дворе», «Диспут – площадка», «Эстафета здоровья», «Шаг на встречу», «Подари радость детям». Совместно с Управлением по делам молодежи администрации города Благовещенска разработан проект «Фестиваль уличной культуры «Урбания»» в рамках празднования Дня молодежи.
С 2011 года студенты-волонтеры ведут учебные занятия в центре общественных объединений для людей пожилого возраста, в рамках городского проекта «Доступный интернет в «третьем возрасте».
Волонтерское движение на отделении работает как мобильная молодежная служба, оказывает помощь детям, пенсионерам, общественным организациям и всем, кто в ней нуждается. Это совместная деятельность студентов и преподавателей, которая дает положительные результаты в учебно-воспитательной работе, так как студенты находят себе без проблем базу практики, получают профессиональный опыт общения. Классные руководители, принимающие участие со студентами в волонтерской деятельности, стараются извлечь из нее воспитательный потенциал. Инициатива, исходящая от студентов и преподавателей активно поддерживается руководителем отделения.
Нашей задачей остается создание оптимальных условий для плодотворной социальной деятельности студентов-волонтеров, чтобы интерес, возникший при проведении или участии в первой акции, не угас, а напротив, возрос. Самые активные получают волонтерские книжки, это своего рода трудовая книжка, в студенческой газете освещается позитивный опыт и студентов, и преподавателей.
Таким образом, волонтерское движение в Амурском педагогическом колледже является значимым педагогическим ресурсом и создает благоприятные условия для превращения образовательного учреждения в открытую социально-педагогическую систему формирования социальной компетенции будущего специалиста.