Инновационное и технологическое предпринимательство в чем разница
Инновационное предпринимательство
Нестеров А.К. Инновационное предпринимательство // Энциклопедия Нестеровых
Факторы развития инновационного предпринимательства
В XXI веке темпы прогресса науки и техники очень высокие, что стимулирует развитие инновационного предпринимательства.
В условиях перехода к цифровой экономике изменение политики в отношении инноваций сегодня просто необходимо.
Важно ориентировать экономическое развитие России на инновационный вариант в соответствии с современными глобальными вызовами, что обеспечит существенное улучшение положения населения страны в обозримый период и рост позиций на мировой арене.
При этом основой такого экономического развития следует считать инновационную деятельность, в соответствии с чем можно выделить четыре фактора долгосрочного экономического роста России, основанного на использовании инновационного потенциала страны и стимулировании развития инновационного предпринимательства.
Инновационное предпринимательство – это практическая реализация инноваций, внедрение передовых технологий в производство, применение новых технико-технологических процессов с целью получения качественно нового результата (продукции, услуг, работ) на основе различных нововведений.
Во-первых, необходимо обеспечить устойчивую социальную структуру общества и повысить уровень доходов населения. На данный момент в Российской Федерации уровень ВВП на душу населения составляет 26926 долларов по данным МВФ за 2016 год, а средняя заработная плата за 2017 год составила 38900 руб. по данным Госкомстата. Повышение уровня доходов населения позволит существенно расширить объемы реализуемых инновационных продуктов. Основная масса товаров и услуг, являющихся результатом инновационных разработок отечественных предприятий и научных институтов, станет широкодоступна, что положительно скажется на скорости коммерциализации инноваций. Предприятия смогут сосредоточить свои инновационные разработки на изыскании возможностей предложения более совершенных товаров при сохранении текущего уровня качества. Это, безусловно, положительный факт, который приведет к качественному развитию и совершенствованию отечественного производства. Инновационный потенциал этих предприятий помимо поддержания уже реализованных инноваций может быть реализован и для расширения масштабов инновационной деятельности. Перед субъектами инновационного предпринимательства встанет уже проблема правильного выбора объектов и масштабов инвестиций для получения предпринимательского дохода.
Во-вторых, необходимо развивать адаптационный потенциал. Под этим понимается уже не увеличение ВВП на душу населения и доходов граждан, а потенциал, способный обеспечивать устойчивость экономики в условиях системного роста на основе инноваций. Для инновационного предпринимательства это означает, что такой потенциал должен снижать неизбежно возникающую системную неопределенность и структурные дисбалансы. Компонентами адаптационного потенциала являются сектор высоких технологий, стратегически важные отрасли, так называемые «прорывные технологии», национальная инновационная система, развитие инновационной инфраструктуры, техноградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, система воспроизводства и преумножения человеческого капитала, обеспечение энергетической безопасности и устойчивости национальной валюты и инфраструктуры.
Третьим фактором развития инновационного предпринимательства является научно-техническая специализация. Под этим понимается не только специализация на определенных высокотехнологичных товарах и услугах, а определение приоритетных отраслей, на которых концентрируются усилия в первую очередь. Следует отметить, что на мировом уровне существует ярко выраженная специализация стран, которая основана на развитии критических технологий, во многом она основана на международном разделении труда. В этом плане инновационное предпринимательство не может опираться на какую-либо одну отрасль, сферу деятельности, так как подобная специализация делает страны критически зависимыми от спроса на продукцию отраслей. Напротив широкая научно-техническая специализация означает повышенную гибкость и повышение устойчивости и самостоятельности страны на мировом рынке. В этом плане основу для развития инновационного предпринимательства в России может составить сфера атомных технологий, военно-промышленных разработок, строительство атомных станций и реакторов, энергетика. На данный момент, экономический рост на базе инновационного развития определяется развитием в структуре национальной экономики России передовых отраслей и высоких технологий.
Четвертым фактором выступает преодоление инерции экономики, под этим понимается системное сопротивление изменениям, что неизбежно возникает в ходе любых преобразований. Возможным решением является перевод отраслей экономики на качественно новый уровень развития, поэтапно ликвидируя точки возникновения инерции.
Использование данных факторов необходимо осуществлять с параллельным формированием и реализацией региональной политики в отношении использования инновационного потенциала для развития инновационного предпринимательства в России. Следует отметить, что для России, где климатические и территориальные различия ее субъектов крайне велики, разница в развитии инновационного потенциала чрезвычайно велика. Разработка региональных стандартов по интеграции отдельных инновационных предприятий в единый инновационно-технический комплекс, работающий в направлении развития экономики страны, необходимое условие сохранения целостности государства и дальнейшего инновационного и экономического развития.
В настоящее время инновационное предпринимательство в России развивается под влиянием формирования и реализации
При этом необходимо исходить из принципов инновационного менеджмента, и реализовывать инновационные проекты, прежде всего, с учетом существующих потребностей населения страны и человечества в целом. Это является основой для развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации. Здесь следует выделить две концепции развития:
При этом использование только одной из концепций чревато негативными последствиями:
Очевидно, что необходимо сочетать эти две концепции для достижения положительного эффекта и развития инновационного предпринимательства. В результате технологическое проталкивание создаст основу для долговременного конкурентного преимущества, а производство инновационной продукции – обеспечит его практическую реализацию. Следует отметить, что инновационные прорывы зарождаются в научно-исследовательских организациях и подразделениях, а не на рынке, поэтому уповать только на существующие потребности не следует, так как ограниченность такой концепции, безусловно, замедляет инновационное предпринимательство. Прикладные разработки позволяют эффективно реализовывать результаты фундаментальных исследований.
Задача развития инновационного предпринимательства на федеральном уровне состоит в обеспечении прогрессивных изменений в деятельности инновационных предприятий и организаций. Технологические разработки и внедрение прогрессивных изменений на инновационных предприятиях служат средством повышения благосостояния населения Российской Федерации.
Инновационное предпринимательство в России
Инновации создаются на большинстве промышленных предприятий России, при этом только часть из них представляют собой нововведения, так как к инновациям относятся и технологические усовершенствования, и совершенствование технологии, и повышение качества продукции за счет инновационных идей. Инновационное предпринимательство же ориентировано на постоянное внедрение инноваций в одной или нескольких сферах:
Современный процесс развития инновационного предпринимательства в России начался в конце 1980-х годов. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций.
В период 1990-х годов инновационное предпринимательство прошло несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. Сначала возникали научно-технические кооперативы, но существовали они недолго и позже превращались в технологические предприятия или научно-производственные объединения (НПО). В начале 90-х годов было создано достаточно много совместных инновационных предприятий, которые преследовали цели использования зарубежных источников финансирования для разработок отечественных ученых, на которые не выделялись средства из бюджета. Однако данное направление показало, что финансировались не разработки, а привлечение отечественных ученых к работе за рубежом, так называемая «утечка мозгов». Также в 90-х годах массово возникали фирмы-посредники между новаторами и заказчиками научно-технических разработок, опять же, в основном, зарубежных. Отдельно существовали центры молодежного научно-технического творчества, которые действовали на правах некоммерческих организаций.
Наиболее успешной формой инновационного предпринимательства, пришедшей из прошлого века, оказались научно-производственные объединения. Часть НПО, организованных в 90-х годах, действует до сих пор в соответствии с действующими организационно-правовыми нормами. Фактически, в то время большинство НПО занималось обеспечением компьютеризации страны, поставляя вычислительную технику, периферийные устройства и средства стационарной и мобильной связи.
На рубеже XX-XXI веков стали активно появляться инновационные предприятия в форме акционерных обществ, которые использовали материально-техническую и финансовую базу государственных унитарных предприятий. Некоторые инновационные предприятия создавались и развивались на основе НИИ или высших учебных заведений технического профиля. Большинство подобных предприятий действует и сегодня.
Основными направления инновационного предпринимательства в период с конца 1980-х годов до начала XXI века являлись компьютеризация, автоматизация и телекоммуникации. Переориентация инновационных предприятий на производственные нужды и потребительские товары широкого профиля начала происходить с 2001-2004 годов.
К 2010-2012 годам в России первостепенная роль в стимулировании и поддержке инновационной деятельности перешла к государству, которое с помощью доступных ему рычагов воздействовало на инновационную систему России.
В период 2001-2008 годов была заложена ориентация на концепцию технологического проталкивания для создания долгосрочных преимуществ национальной экономической системы России.
Впоследствии активно развивалась инфраструктура и создавалась атмосфера заинтересованности в инновациях у отечественных предприятий, чтобы они также стимулировали развитие инновационной деятельности. Что и было достигнуто в 2013-2017 годах, в том числе за счет инновационных проектов Сколково.
В настоящее время в Российской Федерации принята программа построения цифровой экономики, что является логическим завершением развития инновационного предпринимательства предыдущих 30-ти лет.
Следует отметить, что потенциал для применения инноваций больше у малых и средних предприятий, тогда как финансовые возможности для финансирования разработок сосредоточены у крупных промышленных гигантов. Только в условиях их взаимной кооперации и симбиоза возможно дальнейшее развитие эффективной инновационной системы, которая позволила бы инновационным предприятиям соперничать с конкурентами из других стран.
Роль государства в обеспечении условий дальнейшего развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации:
Развитие инновационного предпринимательства
Сегодня темп развития инновационных процессов задает государство. Это объясняется как большим количеством государственных инновационных организаций, так и солидными государственными вложениями в инновационную сферу.
Основные тенденции развития инновационного предпринимательства:
Для Российской Федерации представляется актуальным развитие инновационного предпринимательства в сфере наукоемких высоких технологий, на что следует делать ставку отечественным предприятиям. В этом случае переход к цифровой экономике будет существенно облегчен за счет заблаговременного снятия инерционных ограничений на действующих предприятиях.
Выделим основные проблемы развития инновационного предпринимательства, объективно характерные для данной сферы, их следует учитывать в отечественной практике в контексте построения цифровой экономике.