Иногда наука больше искусство чем наука
Рик и Морти (Rick and Morty)
Иногда наука больше искусство, чем наука. Многие люди не понимают этого.
Другие цитаты
Искусство действует, как океан — можно дышать морем, стоя у берега, для того чтобы жить морем, совсем не обязательно непременно быть моряком.
В науке приоритет принадлежит тому, кто сделал открытие, а в политике — тому, кого первым услышали.
Джанни фантастически быстро лепил. Все, что стояло у него во дворе – баловство. У него всегда было с десяток заказов плюс всё, что он лепил для себя. Экстаз святой Катерины, к примеру. Он играл с материалами – дерево, бронза, мрамор, гранит. Он заставлял металл выглядеть как камень, камень, как дерево, дерево превращал в бронзу, но так тоже – баловался. Он всегда лепил в полный рост.
Святая Катерина у него кружилась. Церковь всегда ставит своих святых статично, а у него мрамор её робы расплескивался, разлетался вечерним платьем – роскошью тканей. Из-под убора у святой Катерины выбивались кудри и вились по щекам, по губам приоткрытым, идеальной формы губам, обвивали слезы – мраморные, но столь настоящие, что ты верил – они прозрачны, солены и горячи. Слезы мокрили ей губы, глаза были закрыты, веки легки – как крылья летучей мыши. Как крылья летучей мышки – трепетны, ты верил – вздрагивают веки у святой Катерины в экстазе. И вся фигура из тяжелого мрамора была невесома – вот-вот взлетит. Затанцует по воздуху.
Джанни лепил Катерину со Штази. Но столь великолепной я видел Штази лишь раз – в Италии на скале. Штази в тяжелом халате после вечернего заплыва с полотенцем на волосах, Штази шампанское ударило в сердце, нам по шестнадцать, сумерки липли к нам фиолетовой сахарной ватой. Штази, зацелованная, летняя, кружилась под песни Герберта – в боли, ярости, счастье. В боли от ужаса осознания, что, возможно, она никогда не потянет больше такую открытость, ей никогда не будет так хорошо. В ярости, что детство уходит, что мы с Гербертом соревновались за прозрачную девочку, но теперь она не поспевает за нами. И ей уже никогда не поспеть. В ярости, боли, что это последние лучи солнца, когда она для нас – центр. В счастье – а как без счастья на скалах Италии, когда ты вызываешь легкое опьянение у господа и наисветлейшего из воинов его? Как без счастья?
Плохому танцору мешает то, что помогает хорошему.
А я — русский православный атеист. Это, кстати, весьма распространённая формула отношения к вере, к духовной культуре. По существу ведь и наука выросла из религии.
Я стоял в меркнущем вечернем свете и смотрел на гротескную живопись этого человека, на его убогое искусство, и должен признаться, что оно меня покорило. Разве его любовь была меньшей, чем страсть тех, кто умел рисовать? У одних людей есть талант, другие им обделены, но не многие любят той любовью, что может подвигнуть их на подобное деяние. Тысяча лиц, все несовершенно написаны, но при этом дышат стремлением к совершенству. Многие из нас могут лишь мечтать о таком чувстве.
… будучи студентом, внимательно изучая греческую философию, я ощутил экзистенциальный интерес к философии как к искусству жить, как к средству быть счастливым, пребывая в реальности, а не в иллюзиях.
§ 26. Культура. Наука. Искусство
Культура. Слово это знакомо, его вы слышите и дома, и на уроках, по радио и телевидению. Оно относится ко многому из того, что нас окружает, и поэтому многозначно. Сокровищница достижений человека и человечества. Главное в культуре — человек. Человек и культура неразрывны подобно растению и почве, на которой оно произрастает.
Культура — это сумма (чаще говорят совокупность) результатов творческой деятельности людей. В русском языке есть замечательное слово «сокровищница». Оно означает сосредоточение особенно ценного. Культура — это сокровищница результатов труда человечества, наиболее ценных, опробованных веками отношений людей к природе, к самим себе, к другим людям.
Обычно культуру делят на две ветви: материальную и духовную.
С множеством предметов, входящих в материальную культуру, каждый из нас сталкивается каждодневно. Мы живем и учимся в зданиях, носим одежду, электростанции и газопроводы дают нам свет и тепло, мы пользуемся транспортом — автомобилем, поездом, самолетом — все это относится к материальной культуре.
Культура духовная характеризует степень развития человека, внутреннее богатство сознания (вспомните, что говорилось в § 5 о культуре внешней и внутренней).
Культура материальная и духовная прочно взаимосвязаны. Ни один предмет материальной культуры не может возникнуть без сочетания «исполняющей руки» и «мыслящей головы». В свою очередь, олицетворяющая духовную культуру «мыслящая голова» постоянно опирается на возможности материальной культуры. Так, литературные произведения доводятся до читателей благодаря бумаге и типографскому производству, для написания картины нужны холст и краски.
Проблема соотношения материальной и духовной культуры интересовала многих ученых. Приведем мнение немецкого мыслителя А. Швейцера: «Роковым для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе».
Используя образный язык, можно сказать: на духовном стволе культуры произрастают замечательные ветви. Рассмотрим две из них — науку и искусство.
Находить истину. В учебном обиходе слово «знания» — одно из распространенных. До школы вы знакомитесь с окружающими явлениями — так складываются житейские знания. Например, где работают родители, как пользоваться лифтом, как сделать покупку в магазине и т. п. Это помогает ориентироваться в каждодневных делах. В школе главным источником знаний становятся учебник, слово учителя, разнообразные пособия. Так начинается ваше вхождение в круг научных знаний. Научных, ибо эти знания добыты наукой. Цель науки — получение знаний о реальном мире, в котором живет человечество. Эти знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий: выдвижение идеи — гипотезы (научного предположения), наблюдение, эксперимент, внедрение в практику. Важнейший результат научной деятельности состоит в том, что она обеспечивает основу для развития человеческой культуры.
Для науки характерны обоснованность, достоверность, системность. Она регулируется рядом внутренних правил. Среди них: ищи истину; избегай бессмыслицы; продвигаясь вперед, опирайся на опыт и достижения предшественников; выражайся ясно; проверяй гипотезы как можно более основательно.
Успехи познания существенно зависят от используемых средств. Галилей четыре века назад сделал замечательное для того времени открытие — подзорную трубу. Ныне астрономы, благодаря сильнейшим телескопам, наблюдают космические процессы, протекающие за многие миллиарды километров от Земли. Науке служат сложнейшие лабораторные установки, подводные лодки и космические станции. 90% всех предметов, окружающих нас, придуманы человеком в XX в.
Наука непрерывно развивается, неизмеримо возрастает ее влияние на развитие производства, на всю человеческую жизнь.
Размах исследований требует их продуманной организации. Созданы сообщества ученых, научные центры, творческие коллективы. Наиболее значимые исследования осуществляются Российской академией наук (РАН), часто в содружестве с зарубежными учеными, преподавателями вузов нашей страны. Специально созданные центры ведут исследования по различным отраслям знаний, например теоретической и прикладной математике, самолетостроению, хирургии, онкологии и т. д. Есть и несколько наукоградов (Пущино, Протвино, Обнинск, Дубна и др.), подавляющее большинство жителей которых служат науке.
Большое влияние науки на все сферы жизни требует постоянной заботы о ней общества, государства. Знаменитый ученый Луи Пастер писал: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит других в области мысли и умственной деятельности».
Художественное творчество. С интересом и вниманием всматриваемся мы в картины художников, произведения архитектуры, слушаем музыку, читаем книги, смотрим кино- и видеофильмы и т.д. Получаемые нами впечатления связаны с искусством.
Слово это означает особенно высокое качество того или иного мастерства: говорят об искусстве врача, лектора, военном искусстве. Но главный смысл термина «искусство» — художественное творчество. Оно проявляется в различных видах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, художественной литературе, музыке, танцах, театральных постановках и кинофильмах. Иногда объединяют в одну группу несколько видов искусства. Так, термин «изобразительное искусство» включает живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство. В XIX—XX вв., благодаря взаимодействию художественного творчества, науки и техники, возникли «технические искусства»: фотоискусство, киноискусство, вошедшее почти в каждый дом телевизионное творчество.
Многие тысячелетия люди творят, ценят искусство, восхищаются его шедеврами. Античная мифология породила девять сестер — богинь, названных музами — покровительницами искусства и науки, которые олицетворяли красоту, гармонию, вдохновение. В этом семействе — музы танца, поэзии, трагедии, комедии. Н. В. Гоголь писал, что три чудные сестры — скульптура, живопись и музыка — украшают и услаждают мир, без них он был бы пустыня.
Искусство не только украшает мир. Его предмет, отмечали мыслители, есть жизнь: искусство в художественных образах воспроизводит все, что интересно человеку в жизни.
У научного и художественного творчества много общего: в обоих видах творчества люди концентрируют свою волю на достижение цели; оба процесса предполагают способность глубокого осмысления и преобразования жизни, свое стремление познать ее, чтобы сделать совершеннее и гармоничнее. В художественном творчестве преобладает мышление образами.
Образ — рожденное воображением художника выражение его мыслей и чувств, вызванных индивидуальным восприятием действительности. Художник — это не только живописец; в широком смысле это тот, кто творчески работает в какой-либо области искусства, в том числе это можно отнести и к поэтам, и к писателям. Художественный образ убедителен, хотя отражает лишь немногие признаки описываемого явления. Но истинное мастерство автора позволяет по немногим скупым признакам создать выразительный образ, благодаря которому перед читателем возникает яркая картина, наполненная богатством жизненной действительности. Об этом писала академик М. В. Нечкина. В подтверждение своей мысли она приводит в пример образ некрасовского «мужичка с ноготок» (из стихотворения «Крестьянские дети»). Студеная зимняя пора, сильный мороз, в гору медленно поднимается лошадка, везущая воз хворосту. Налицо лишь три конкретных признака образа: большие сапоги, овчинный полушубок и большие рукавицы. Вот и все. Но эти штрихи, признаки образа, подняли целый мир собственного опыта читателя, его представлений и чувств, вызвав активное восприятие: здесь и нежность, уважение к труду, понимание тяжелой трудовой жизни, не страшащей «мужичка».
Искусство раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброты, достоинства личности.
Всмотритесь, вслушайтесь, вдумайтесь в творения великих мастеров — и перед вашим мысленным взором предстанет Человек — мудрый, смелый, настойчивый, любящий Родину, обладающий чувством собственного достоинства. Как тут не вспомнить строчки из стихов последних лет Булата Окуджавы о том, что потеря достоинства ведет к потере честного облика человека:
Чувство собственного достоинства — вот таинственная стезя, на которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя, потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.
Таков убедительный язык искусства.
Вспомним пушкинские слова: «. чувства добрые я лирой пробуждал» — и обратимся к дням сегодняшним. Широко известны фильмы «Ирония судьбы. », «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово». Они пользуются успехом, ибо добры, человечны.
Режиссера этих фильмов Э. Рязанова спросили, как ему удается оставаться добрым в наше жестокое время. Вот что он ответил: «У меня своя теория: я — совершенно обычный представитель российского народа, вместе с ним воспитанный, перенесший и войну, и эвакуацию, и голодные годы. Все это я знаю не понаслышке.
Мне и мелодии нравятся такие же, как и всем. Я людей люблю и верю в то, что они хорошие. И выясняется, что в большинстве случаев это соответствует их желаниям и ожиданиям». Таковы истоки искусства этого мастера, чье творчество отражает извечное стремление людей к доброте.
Задумываясь о прекрасном, мы обращаемся к замечательным храмовым сооружениям, к строгой линейности проспектов Петербурга и «Медному всаднику», к строкам М. Ю. Лермонтова и С. А. Есенина. Открываем мы для себя и новые дарования, новые имена. Четырнадцатилетняя поэтесса Саша Аносова, говоря о смысле своего бытия в мире, писала:
— Зачем живешь на свете ты?
И мой ответ таков:
— Чтоб розы дивной красоты
найти средь сорняков;
чтоб ошибаться и прощать
нападки злой молвы;
средь пены облаков искать
осколок синевы;
чтоб нежно целовать уста
того, кто сердцу мил;
чтоб рассказать, как жизнь чиста,
тем, кто о том забыл.
И последнее: чтобы чувствовать, вместе с автором сопереживать образы искусства, надо овладевать искусством видеть, искусством слышать, искусством понимать.
Вопросы для самопроверки
Задания
Проведите аналогичное исследование в классе и обсудите его результаты.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Основы философии
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних специальных учебных заведений
Посвящаю моим родителям
Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.
Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения — научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.
Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования. Во-первых, это доступность учебника студенту среднего специального учебного заведения и учащемуся-старшекласснику. Во-вторых, доступность не должна достигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса. В-третьих, книга призвана давать достаточно полное представление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все остальное. В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной — при самом ответственном отношении к этому термину — философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных курсов философии прежнего периода. Наконец, в-пятых, книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действительно волнует молодежь.
Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата — студента среднего специального учебного заведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы надеяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудиторию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном.
Автор будет признателен за отклики на настоящий учебник, предложения и рекомендации по улучшению его содержания, которые просит направлять в адрес издательства.
Москва — Обнинск сентябрь 1998 г.
Что такое философия?
В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но великим народом Древней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера.
Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.
Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.
Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии — читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.
Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
Два примера философствования
В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточно определенно, целесообразно рассмотреть примеры подлинного философствования. Разумеется, такие примеры мы находим прежде всего в творчестве великих философов. Ведь их называют великими не случайно, а потому, что в философствовании они достигли особых высот. Именно у великих философов в первую очередь следует учиться философствованию.
Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впервые это поняли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусств, во многом определила характерные черты современной цивилизации.
Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.
Идеи выражаются в языке отдельными предложениями и их совокупностями. Предложения могут быть как вопросительными, так и повествовательными или повелительными. Разумеется, не всякое предложение прямо и непосредственно выражает содержание именно философской идеи. Рассмотрим, например, три
10 проектов на стыке искусства и науки
Как правило, мы делим людей на две категории: с аналитическим, научным складом ума и творческих. Но в реальной жизни всё не так однозначно. Есть много художников от науки — людей, которые превращают в творчество биологию или метеорологию. Иногда весьма странным образом.
1. Метеорит, который полетит обратно в космос
Кэти Патерсон
Проект Патерсон под названием «Кампо-дель-Сьело: Поле неба» отправил метеорит на переплавку — кусок железа расплавили, залили в форму и дали металлу затвердеть. Железный камень весом 110 кг после этого выставлялся в Селфриджесе, Лондон.
Но Патерсон с метеоритом ещё не закончила. Второй этап проекта подразумевает его запуск обратно в космос.
Патерсон, заручившаяся помощью Европейского космического агентства, планирует отправить метеорит обратно к звёздам на борту грузового несущего космического аппарата. Это в значительной степени символический жест — Патерсон надеется вдохновить таким образом следующее поколение астрономов и заставить людей подумать о происхождении жизни и Вселенной. Вот как много надежд возлагается на одну маленькую скалу.
2. Облака в комнатах
Облака всегда пленили людей. Кто хоть раз в жизни не искал в небе воздушные замки или пушистых слонов? Да и художники часто изображают облака на своих холстах — примером могут служить «Крик» Мунка или «Восемь склянок» Гомера. А голландский художник Бернднаут Смилд стал первым в мире создателем собственных облаков. Он забросил кисти и краски и полностью положился на науку, чтобы создавать настоящие облака.
С 2012-го года Смилд объездил весь земной шар в поисках церквей и галерей, подходящих для его метеорологической магии. В итоге он наконец нашёл идеальное место, привёз туда машины и начал творить. В комнате должен быть подходящий «климат», и Смилд тратит по нескольку дней, чтобы отрегулировать температуру и влажность, поливая водой полы. Когда время пришло, он выпускает из своей машины туман — и появляется облако.
Бернднаут Смилд
Иногда Смилд делает кучевые, иногда дождевые, иногда и перистые облака. К сожалению, существуют они всего несколько секунд — за это время художник успевает сфотографировать свою работу. И, несмотря на научный подход, Смилда интересует эфемерный аспект его работы — облако живёт всего мгновение, а затем исчезает.
3. Фиолетовое смещение
Любители искусства, посетившие «Фиолетовое смещение» Анжело Вермюлена в 2005-м году, получили шанс продемонстрировать свои божественные силы. Мало того, что интерактивная инсталляция дала гостям контроль над жизнью и смертью, она также дала им власть творца.
Объединившись с эволюционным биологом Люком-Де Мистером, Вермюлен соорудил ряд аквариумов, в которых плавали голодные рыбы и водяные блохи. Аквариумы были разделены горизонтальными дырявыми досками. Дыры были достаточно малы, чтобы удерживать рыбу на дне, но достаточно большими, чтобы ракообразные блохи могли свободно плавать туда и обратно. Конечно, любая водяная блоха знает, что лучше держаться от стаи рыб подальше, правильно? Ну, всё зависит от освещения.
Люк-Де Мистер
Над аквариумами располагались прожекторы, подключённые к датчикам движения. Большую часть времени огни были ярко-жёлтыми, что для блох было очень хорошо — привлечённые ярким жёлтым светом блохи плавали в верхней части аквариума. А вот синий цвет водяные блохи не любят. Синий для них означает открытую воду и, соответственно, хищников. Поэтому, когда к аквариуму подходил посетитель, желтый цвет сменялся синим, и блохи в панике бежали на самое дно аквариума, к рыбам. Иными словами, всякий подошедший к аквариуму человек обрекал блох на гибель.
Но некоторые водяные блохи в конце концов поняли, что происходит. Они преодолели естественный страх синего света и остались в живых. Это была микроэволюция в действии, адаптация к замкнутому пространству — именно то, что хотел увидеть Вермюлен.
Конечно, «Фиолетовое смешение» затрагивает несколько интересных вопросов: допустимо ли убивать во имя искусства, например. Но рыб такие проблемы не волнуют — уж они-то на такой вопрос с уверенностью ответили бы «да».
4. Одежда из бактерий
Надоело тратить время на беготню по магазинам? Тогда купите пару банок с чайным грибом Комбучей и выращивайте одежду самостоятельно.
Мы, конечно, всё упростили, но нечто подобное в течение многих лет делает модельер Сюзанна Ли. С помощью нескольких миллионов микробов директор научно-исследовательского проекта «BioCouture» создала целую линию курток, рубашек и ботинок.
Сначала Ли заваривает 30 литров зелёного чая и добавляет очень много сахара. После того, как чай остывает, Ли добавляет в него смесь бактерий и дрожжей, которые поедают сладкую смесь. В процессе существа выделяют нановолокна из целлюлозы, образующие на верхней части ванны липкий лист. Через пару недель у Ли есть лист материала около 2,5 см толщиной. Сначала она моет и сушит его, а затем начинает творить.
Сюзанна Ли
Текстура творений Ли зависит от рецепта, который она использует. Материал может быть почти прозрачным, похожим на бумагу, или более толстым и жёстким. Ли нарезает материал на куски и оборачивает их вокруг манекена. Нити сливаются вместе, и в итоге получается полноценная одежда.
Ли надеется, что когда-нибудь сможет делать одежду из самих микробов. Ещё она мечтает об одежде, которая будет питать тело и даже защитить людей от болезней.
5. Лица, сделанные из ДНК
Большинство людей не обращают никакого внимания на прилипшие к тротуару жевательные резинки. Но не Хизер Дьюи-Хагборг: она проводит свои дни на улицах в поисках выброшенной жвачки, окурков, прядей волос — чем свежее, тем лучше. Дьюи-Хагборг использует эти мерзкие на первый взгляд подсказки, чтобы получить представление о чужих лицах. Ключ — в ДНК.
Своё ДНК вы разбрасываете повсюду: вы бросаете окурок или теряете волос — и оставляете ключ к вашей личности. Эти ключи Дьюи-Хагборг приносит в Бруклинскую биотехнологическую лабораторию под названием «Genspace». Там она выделяет из мусора последовательности ДНК (например, те, что отвечают за черты и размеры лица, пол, цвет волос, вероятность ожирения и прочее) и вбивает данные в компьютерную программу. Затем она создаёт «портрет» курильщика или любителя жевательной резинки. Конечно, лица не являются идеальными копиями оригиналов, но, по словам Дьюи-Хагборг, «семейное сходство» есть.
Хизер Дьюи-Хагборг
Поскольку нью-йоркская художница не может определить возраст, все её модели выглядят лет на 30. Когда она заканчивает портрет, она печатает его на 3D-принтере и — вуаля! — фотография без фотоаппарата.
Проект под названием «Странные видения» — удивительный пример того, как далеко мы продвинулись в технологиях. Работа Дьюи-Хагборг может оказаться полезной не только для искусства — однажды судебно-медицинский эксперт попросил её помочь опознать тело неизвестного человека.
Но есть и много жутких последствий. Если даже художница с улицы может воссоздать облик незнакомого человека, то на что способно правительство? Дьюи-Хагборг хочет, чтобы именно об этом мы и задумались. «Странные видения» — это вопрос о личной жизни и слежке. Но одно можно сказать наверняка: этот проект заставит человека дважды подумать, прежде чем кинуть окурок на мостовую.
6. Петуния с человеческими генами
Эдуардо Кац может не походить на классического сумасшедшего учёного, но не позволяйте его нормальному виду вас обмануть. Бразильский художник известен благодаря своему «трансгенному искусству» — он изменяет природу и создаёт новые формы жизни.
Альба
Вот, к примеру, флуоресцирующий кролик. С помощью одного французского учёного Кац взял из хрустальной медузы (это существо светится в темноте) флуоресцентный белок. Затем Кац подсадил белок в кроличью яйцеклетку, и в 2009-м году родился биолюминесцентный кролик Альба. Всякий раз, когда кроха прыгала под ультрафиолетом, она светилась зелёным. Конечно, проект возмущает защитников прав животных, но это не помешало Кацу создать ещё один необычный гибрид.
В 2009-м году Кац представил миру Эдунию — розовую петунию с человеческими генами. Эти гены пожертвовал для Эдунии лично Кац. Художник попросил учёных взять его кровь, скопировать генетическую последовательность из иммунной системы и ввести ген в растение.
Эдуния
Иммунная система различает чужеродные тела и внешние угрозы, так что добавление такого гена в петунию символически означает, что у Эдунии есть самоощущение. Кроме того, у Эдунии есть красные прожилки, похожие на кровеносные сосуды. Кац назвал своё творение «растиловеком» и гордо выставил на всеобщее обозрение на дисплее в Художественном музее Вайсмана в Миннеаполисе.
«Оно живёт, — заявил он. — Оно так же реально, как вы или я. Природа не смогла сделать ничего подобного, а я смог». Будем надеяться, что на этом безумный гений остановится и не превратит наш маленький уютный мирок в магазинчик ужасов.
7. Съедобная опера
Будем честны — опера нравится не всем. Но если вам не нравится то, что вы слышите, быть может, опера понравится вам на вкус.
Луиза Эшкрофт
Лондонские художники Майкл Бёртон и Мичико Нитта нашли способ превращать голос оперного певца в незабываемый вкусовой опыт. Вместо кастрюлей и сковородок Бёртон и Нитта придумали «альгракультуру» — научно-фантастический костюм из труб, обвивающихся вокруг тела носителя, при этом одна трубка вставляется в рот. Так случилось, что первым владельцем костюма стала Луиза Эшкрофт — меццо-сопрано с особенно сильным голосом.
Каждый раз, когда Эшкрофт поёт, она выдыхает углекислый газ, который идёт по трубам вниз и в итоге попадает к колонии водорослей глубоко внутри костюма. Эукариоты поедают углекислый газ, а с помощью некоторых быстродействующих удобрений к концу выступления Эшкрофт они становятся большими, вкусными и готовыми к употреблению.
Мало того, что дыхание певицы играет важнейшую роль, голос Эшкрофт также влияет на цвет, текстуру и вкус водорослей: от того, как она поёт, они могут получиться горькими или сладкими.
8. Сыр из человеческих бактерий
Знаете, как пахнет лимбургский сыр? Ну, напоминает запах потных ног, но это не слишком удивительно — в конце концов, для изготовления лимбургского сыра используются те же бактерии, что отвечают за этот запах. Между прочим, многие сыры, например, пармезан и американской чеддер, делаются из лактобацилл — тех же микроорганизмов, что водятся в нашей пищеварительной, мочеполовой и половой системе. Микробиолог Кристина Агапакис и эксперт по запахам Сиссель Толаас просто решили пойти немного дальше.
Кристина Агапакис
Агапакис и Толаас взяли ватные тампоны и приложили их к разным частям тел людей: в ноздри, в ротовую полость, на пупок, на глаза, чтобы взять несколько слезинок, и даже протёрли тампонами несколько пальцев ног. Затем они смешали полученные таким путём микроорганизмы со свежим молоком и создали 11 сыров, и каждый отчётливо пах своим «донором». К сожалению бесстрашных гурманов, сыры не предназначены для еды — они стали экспонатами на выставке в Галерее науки в Дублине «Вырасти себя сам… Жизнь после природы».
Этот проект под названием «Самоделка» должен помочь людям лучше понять микробов и их роль в человеческой жизни — в частности, заставить людей задуматься, почему они настолько грязные, что из них можно сделать сыр.
9. Человек с третьим ухом
Австралийскому художнику Стеларку не нужен холст — он рисует на своём теле. С 1970-х годов Стеларк уже успел подвесить себя в воздухе на металлических крючках, покружить вокруг гигантского робота, запихнуть камеру себе в желудок и даже подключить себя к интернету. Но в своём последнем эксперименте Стеларк превзошёл сам себя.
Проект под названием «Ухо на руке» полностью соответствует своему названию: из собственных клеток Стеларк и врачи создали биосовместимый каркас в форме уха. В 2006-м году они хирургическим путём вживили каркас в левое предплечье Стеларка, и теперь у него есть недоразвитое третье ухо. Само собой, без внимания новый орган Стеларка остаться не мог — реакции разные, от любопытства до отвращения. Тем не менее, художник с ухом пока не закончил — он хочет сделать несколько операций для увеличения органа и наращивания мочки.
На заключительном этапе планируется снабдить ухо микрофоном и беспроводным передатчиком — Стеларк хочет подключить ухо к интернету, чтобы любой желающий мог слышать то, что слышит он сам. Он даже хочет отвечать с помощью уха на телефонные звонки. Голос звонящего Стеларк услышит в своей голове благодаря имплантированному в рот передатчику. Да, вот он — настоящий человек искусства.
10. Родить акулу
Хасегава рассматривала возможность родить дельфина или тунца, но в итоге остановилась на короткопёрой колючей акуле. Почему акула? По словам художницы, они находятся под угрозой исчезновения, живут почти так же долго, как человек, и самое главное — они вкусные.
После родов Хасегава планирует выпустить акулу в дикую природу — по её мнению, рыбе необходимо провести некоторое время в океане, чтобы стать вкусной. Акуле имплантируют GPS-устройство, чтобы, когда кто-нибудь её поймает, Хасегава могла бы разыскать её, купить несколько кусков филе и съесть собственную «малышку».
Правда, есть одно «но»: человек не может родить акулу. Однако будущая мама считает, что природу можно обмануть. Сейчас она работает с гинекологом, чтобы увеличить свою матку и превратить её этакий «аквариум». Также она планирует создать в себе генетически изменённую «акуло-человеческую» плаценту, чтобы сберечь акулёнка от антител. Наконец, она считает, что идеальной мамой станет кто то, кто богат, одинок и с менопаузой — не придётся даже принимать какие-нибудь лекарства, чтобы приостановить месячные. А ещё маме должны нравиться акулы.
Звучит, как полное безумие, но проект Хасегавы поднимает интересный вопрос. Если женщина выносила животное, то этично ли его есть? Сама Хасегава считает, что проблем нет — многие рыбы, например, поедают собственную икру. В природе такое происходит каждый день.