Инок что это значит
Инок и монах: в чем разница?
Кто такой инок?
Инок — это калька от греческого слова, означающего «одинокий, уединенный». Во всех старых словарях слова «инок» и «монах» — синонимы. Так, например, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Инок — то же, что монах», собственно «одинокий» (инокни) прямой перевод греческого monahos.
В полном церковно-славянском словаре протоиерея Григория Дьяченко: «Инок-монах, чернец. Название имеет от того, что иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения. Иночествовать — монашескую жизнь вести».
Ф. М. Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы» «русским иноком» называл иеросхимонаха старца Зосиму.
Инок или монах?
Действительно, изначально иноком или монахом называли человека, который жил в удалении от мира, молясь Богу. Позже эти слова стали иметь разное значение. И в современном Православии «инок» и «монах» это не одно и то же. Изучив православный документ «Положение о монастырях и монашествующих», можно уяснить разницу между этими двумя понятиями. Согласно этому документу, человек, который стремится стать монахом, поработав в монастыре три года или более в качестве послушника, может стать рясофорным монахом, то есть монахом низшей степени пострига, носящим рясу. В ряде монастырей иноку в отличие от рясофорного монаха помимо пострига, облачения в рясу и камилавку дают еще и клобук (головной убор).
Таким образом, инок — это человек, стоящий на первой ступени к тому, чтобы стать монахом. Иногда иноку дают уже новое имя. Инок дает обещание пожизненно оставаться в монастыре, служа Богу, братии и людям. Однако, он еще не дает обетов, которые дает монах, а именно — сохранение целомудрия, послушания и нестяжания.
Степени монашества
Послушник
Монашеский подвиг начинается с послушничества. Мирянин постигает особенности иноческой жизни, берет на себя «послушание» и своим терпением и упорством, силой веры и намерения стать монахом доказывает право перехода на следующую ступень.
Рясофор
Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует твердость своего намерения, он благословляет послушника стать рясофором.
Мантийный монах
Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. Начинается новая жизнь, где собственные интересы уступают место служению Богу и людям.
Схимник
Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского уклада. Монах, принявший схиму, снова получает другое имя, потому что отказывается от любой прежней жизни, живет уединенно в келье или в скиту. Схимники не участвуют в работах, общих для монастыря. Их день состоит из непрестанной молитвы. Нередко схимники брали на себя обеты молчания или затвора. Подражая древним пустынникам, они берут на себя великий духовный подвиг.
Инок что это значит
В современном русском православном церковном обиходе иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») послушника — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах»; кроме рясы он получает также камилавку. Инок сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней жизни, что для монаха, по православным законам, уже невозможно.
Часто пострижение в малую схиму совершается на литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию, клобук, сандалии и дают чётки.
Примечания
По материалам: «Российский гуманитарный энциклопедический словарь» В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
Смотреть что такое «Инок» в других словарях:
инок — инок, а … Русский орфографический словарь
инок — См … Словарь синонимов
ИНОК — от греч. eis, род. пад. enos, один. Монах. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ИНОК, ИНОКИНЯ монах, монахиня, отшельник, затворник. Полный словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
ИНОК — одно из названий православного монаха; инокиня монахиня … Большой Энциклопедический словарь
ИНОК — ИНОК, инока, муж. (церк., книжн.). То же, что монах. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИНОК — ИНОК, а, муж. Православный монах. | жен. инокиня, и, род. мн. инь. | прил. иноческий, ая, ое. И. сан. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ИНОК — муж. монах, чернец, черноризец; отшельник, пустыножитель. Инокиня жен. иногда инока, иночка, монахиня, черница. Иноков, инокинин, ему или ей принадлежащий. Иноческий, сану монаха свойственый, сродный. Иночество ср. монашество: состоянье инока и | … Толковый словарь Даля
Инок — одно из названий православного монаха; инокиня – монахиня. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Инок — (жен. р. инокиня, прежде инока) то же, что монах, собств. одинокий (инокни), прямой перевод греческого μοναχός (женск. p. μοναχή, сравн. с μόνος, μόνη). Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь (Пандекты Никона Черногорца) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Изначально слова «инок» и «монах» имели одно значение. Это был человек, который жил в одиночестве и молился Богу. Слово «инок» относится к православному человеку, который отрекся от мира. Он принял решение жить в монастыре, но его нахождение там имеет свои особенности. В данной статье рассмотрим этимологию слов «инок» и «монах», разберем лексическое значение этих понятий. Далее изучим, есть ли разница в современном православии между этими словами. В конце подберем синонимы и приведем примеры употребления этих слов в контексте.
Этимология слов
Начнем с того, что понятие «инок» — это церковнославянское понятие. Его образование довольно любопытно. Это особенная калька от греческого слова monachos. «Монос» означает «один», как и древнерусское «ин» — «один». А achos переводится как «живущий, существующий». На церковнославянском тот, кто живет и существует, звучит как «окъ». Вот и получается, что слово «инок» русского происхождения, но смысл его созвучен с греческим словом «монахос».
В наш русский язык, слово «монах» пришло из греческого. И вначале они имели один и тот же смысл. Но позже разделились.
Лексическое значение слова «инок»
Итак, данный термин используют для обозначения «одинокого» человека. Он попал в широкое употребление из церковной лексики, где так называют православного человека, который решил уединиться и молиться Богу. Первоначально слово «монах» имело аналогичное значение, как и инок — эти люди уединялись, становились отшельниками и все свое время посвящали Богу. Но все же есть некоторые различия между этими двумя понятиями.
В старых словарях можно обнаружить, что «инок» — это то же, что и монах. Иночествовать, по-другому, значит вести монашескую жизнь. Еще такого человека называли чернецом, то есть тем, кто отрекся от света.
Термин «инок» напоминает нам слово «иначе, иной», то есть не такой, как все. Жизнь такого человека отличается от мирской, он другой.
Современные толковые словари С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Т. Ф. Ефремовой и Д. Н. Ушакова определяют слово «инок» как «православного монаха», без каких-либо подробностей.
В. Даль истолковывает данный термин более глубоко и определяет его как чернеца, отшельника, пустынника. Он подбирает формы слова, образует новые — инокиня, иночество, иноческий и так далее.
Какая разница между иноком и монахом?
Если разобраться подробнее в православном документе «Положение о монастырях и монашествующих», то можно понять, в чем же разница между этими двумя понятиями.
Итак, человек трудится в монастыре и хочет впоследствии стать монахом. Вначале он послушник (или трудник). После того как он некоторое время, три года или более, поработал на благо монастыря, то может стать «рясофорным». Это значит, что ему стригут волосы, надевают рясу и камилавку. В некоторых монастырях различают ступени от рясофорного до инока, которому, кроме всего прочего, дают еще и клобук (такой головной убор, признак монашествующего человека).
Монах — это уже следующая ступень, пострижение в малую схиму. Он дает обеты, которых инок еще не давал. Их три:
Какие же обеты тогда дает инок? Он обещает оставаться в монастыре пожизненно и служить Богу, братии, людям.
Стоит упомянуть, что если послушника постригли в иноки, или последнего в монахи, это не может означать, что они стали выше других в монастыре. Никаких привилегий среди других это не дает. Все служат Господу и братии по силам и возможностям каждого.
Однако уже инок для мирян является примером и образцом духовного поведения и любви ко всем людям.
Синонимы к понятию «инок»
Значение данного термина предельно ясно. Однако существует ряд синонимов, которые схожи по смыслу. Так, термин «инок» можно сравнить с такими словами:
Все эти термины обозначают одинокого человека, расставшегося со всем мирским ради Господа. Это тот, кто отрекся от греха и направил свой молитвенный взор к небу ради всех людей.
Примеры употребления термина в контексте
Чтобы ярче представить себе значение слов «инок» и «монах» в живой речи, необходимо привести примеры фраз, где можно их употребить.
Инок что это значит
В чем разница между монахом и иноком, разве это не одно и то же?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Во всех старых словарях и энциклопедиях инок и монах – синонимы. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона: «Инок – то же, что монах, собственно “одинокий” (инокни), прямой перевод греческого monahos». В Полном церковно-славянском словаре (протоиерея Григория Дьяченко): «Инок – монах, чернец. Название имеет от того, что иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения. Иночествовать – монашескую жизнь вести». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка (под ред. А.Н. Чудинова. СПб., 1902): «Монах (от monos – один). Инок, чернец, отрекшийся от света». В Пандектах (XI в.) монаха Черной горы (близ Антиохии) Никона Черногорца дается такое определение: «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь». В этом же значении употребляется слово инок в русской литературе. Например, у Ф.М. Достоевского в романе «Братья Карамазовы» книга шестая называется «Русский инок». Речь идет об иеросхимонахе старце Зосиме.
Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах. Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний. Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты (малая схима).
При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна
Инок — человек не от мира сего
На православных сайтах часто встречается вопрос: чем инок отличается от монаха? Дело в том, что в России всегда эти два понятия считались словами-синонимами. Об это говорят все дореволюционные словари.
Для того чтобы понять, кто такие иноки, необходимо изучить степени православного монашества
Понять, кто такие иноки невозможно без изучения степеней православного монашества, так как иночество в наше время одна из них. Степени монашества — это те этапы, которые православные монахи или монахини проходят во время своего пребывания в монастыре.
Икона. На ней изображено облачение новообращенного монаха монашеские одежды. Раньше понятие «монах» и «инок» не различались
Монах в монастыре должен переменить мысли от страстных к добродетельным. Чтобы этого достичь, он принимает обеты. Обет — это обещание даваемое христианином.
В православной Церкви монашеские обеты пожизненно исполняются перед Богом. Именно поэтому их не дают легкомысленно, у обетов есть степени от простого к сложному. Традиционно в Русской Православной Церкви послушник проходит искус (испытание). Если прошел успешно, открываются три степени монашества.
Разница между степенями — в количестве принимаемых перед Богом обетов, аскетических правилах поведения, послушаниях, а также в монашеских одеждах.
Что же касается официального закрепления понятия «монашества» в РПЦ, то Русская Православная Церковь приняла для этого «Положение о монастырях и монашествующих».
«Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, «Положения о монастырях и монашествующих» и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем».
Именно поэтому в разных монастырях, при следовании общим правилам положение и статус инока или инокини могут различаться.
Принятие 30 ноября 2017 года членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Положения о монастырях и монашествующих. Положение устанавливает монашеские ступени в Русской Православной Церкви и регулирует монашескую жизнь.
Положение определяет основные принципы и правила жизни монастырей Русской и на его основе устанавливаются правила монашеского общежития в той или иной обители: распорядок жизни, расписание богослужений, особенности послушаний и т.п.
В православии есть шесть степеней монашества
Практически все, поступившие в монастырь, кроме трудника (трудницы), послушника (послушницы) и рясофорного послушника (послушницы) принимают монашеский постриг. Под монашеским постригом понимается обет отречения от мира, так как монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Бог.
Кроме того, монах или монахиня также приносят следующие обеты ради любви ко Христу: послушания, девства, или целомудрия, и нестяжания. Во время обряда пострижения в монахи у человека символически постригаются волосы. Кроме того, ему также дается новое имя, избираемое в память того святого, который становиться покровителем постригаемого.
В некоторых монастырях разработано шесть степеней подготовки к монашеству:
Необходимо отметить, что в любом случае монах обязан исполнять своё основное служение в Церкви — непрестанное пребывание в богообщении и молитве за весь мир. Монахи благовествуют о Христе своим живым примером деятельного покаяния, любви к Богу и служения Ему.
Монашество основано на словах Господа Иисуса Христа:
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
Таким образом, это не продукт человеческой мысли, но Воли Божией.
Послушник и рясофор — это те степени монашества, которые предшествуют иночеству
Перед тем, как стать иноком, а затем монахом, лица, поступающие в монастырь обязаны пройти две ступени: послушник и рясофор. Послушник или же послушница — это лицо, готовящееся к тому, чтобы стать монахом.
Несмотря на то чтоб послушник и послушницы не дают монашеских обетов, они уже принадлежат к монашескому братству. При этом они не носят рясу — монашескую одежду, им разрешено носить только подрясник.
Основная задача послушника или послушницы — готовиться к принятию монашества, а также исполнять различные послушания при монастыре. Живя в обители, они привыкают к распорядку дня и монастырским правилам, к монашеской жизни.
В Российской империи существовало правило, согласно которому послушник должен был жить не менее 6-ти лет в статусе послушника при монастыре, прежде чем он мог постричься в монахи и стать рясофором.
Под рясофором (рясофорной послушницей), понимают человека, которому дозволенно носить рясу. В Греции эта степень называется «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), при этом сами греки считают эту степень ступенью послушничества (подготовке к монашеству). Рясофору дозволенно носить рясу, камилавку (скуфью) и чётки.
В наше время в России рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом
В наше время в мужских монастырях РПЦ монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. В результате исконно русское слово инок, обозначавшее ранее всех монахов, сейчас стало обозначать принадлежащих к первой степени монашества.
Ранее же понятие иночество применялось ко всем монашествующим. Эта традиция сохраняется до сих пор в старообрядческих монастырях.
Видеоролик: Иноческий постриг — начало пути монаха. На 40 минуте автор говорит, что иноческий постриг — это только начало на пути монашеского подвига.
Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя. Кроме того, иерей, пребывающий в рясофорном чине, называется иеромонах, при этом дозволенно использовать слово священноинок. Кроме того, в существующей церковной практике иеромонаха называют иереем, постриженным в монахи.
В РПЦ рукополагают во епископа безбрачных священников, принявших монашеский чин. Таким образом, в том случае, когда перед рукоположением во священники человек принял целибат, дал обет безбрачия, ему вполне достаточно принять только первую степень монашества — рясофор.
Слово «инок» («инокиня») греческого происхождения, «чернец» — русского
Старые словари и энциклопедии утверждают, что слова инок, монах, чернец — это слова-синонимы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона говорит об этом так:
«Инок — то же, что монах, собственно «одинокий» (инокни), прямой перевод греческого monahos».
Значение слова инок разное для церковной и светской литературы. Дело в том, что литераторы могут назвать иноком любого человека, живущего в монастыре, тогда как современная церковная традиция так называет только тех, кто получил право носить некоторые монашеские одеяния.
Константинго-Еленинский женский монастырь. Постриг в рясофор. Постриг в рясофор (первую ступень монашества) может быть осуществлен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет
Положений о монахах и монашествующих говорит о том, что постриг в рясофор может быть произведен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет. Этот срок сокращается для слушателей духовной семинарии.
В чине инока или рясофорного монаха человек пребывает до пострижения его в «малую схиму». Малая схима означает окончательное принятие монашеских обетов, а также наречение нового имени. Таким образом, инок становиться как бы «новоначальный» монах.
Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в этой степени монашества.
Монахи, в отличие от иноков, принимают малую и великую схиму
Если инок собирается дальше продвинуться на пути монашества, он становиться монахом, принимает вначале малую, а потом великую схиму.
При этом разделение на малую схиму и великую схиму признается далеко не во всех Православных церквях. Так, например, греческие православные церкви имеют только рясофорный постриг и сразу же обет великой схимы.
Одежда монаха, принявшего малую схиму. Мантийные монахи составляют среди монашествующих большинство
Второе название малой схимы — это мантийное монашество. Принимая постриг, и обеты малой схимы человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом. Он получает новое имя, как бы рождаясь заново, при этом даёт следующие обеты:
Всего же монахи обязаны соблюдать обеты, данные при крещении, аскетические обеты, а также ежедневно соблюдать положенные в монастыре и духовником молитвенное правило и нести монастырское послушание, то есть трудиться в монастыре.
Монашествующий избирает руководителя своей духовной жизни — старца и дает обет во всех своих делах следовать его совету и воле. Обычно пострижение в малую схиму происходит на литургии и после неё нового монаха торжественно обличают в хитон, параман, рясу, мантию (палий), клобук, сандалии, в руку дают чётки.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Патриарх Кирилл — мантийный монах
Мантийных монахов среди монашествующих большинство. Именно поэтому обычно под ними понимают православных монахов вообще. Только мантийные монахи могут занимать высшие церковные посты, например, быть настоятелями и наместниками монастырей, правящими Архиереями, в том числе Святейшими Патриархами.
Инок не может принять великую схиму
Высшая степень монашества — это великая схима. Чем отличается малая и великая схима указана в Положении РПЦ о монастырях и монашествующих. Согласно ему под великой схимой понимается полнейшее отчуждение от мира для соединения со Христом.
Иначе она называется великий ангельский образ. В просторечии схимонах называется схимником. Схимником инок не может стать, не приняв перед этим малую схиму.
Монах, принявший великую схизму в полном облачении. Великая схизма — это высшая ступень монашества
Во время принятии великой схимы монашествующий принимает особые обеты и вновь меняет имя. Таким образом, у него появляется второй святой покровитель. В русских православных монастырях великосхимники обычно живут отдельно от других монахов и кроме непрестанной молитвы не занимаются никакими иными послушаниями. Все принявшие великую схиму стремятся жить в затворе, вне контакта с другими людьми.
Великий схимник облачается в особую одежду: подрясник, рясу, аналав (особый род парамана), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, сандалии, пояс и хитон, он также носит чётки.
В современной практике Русской Православной Церкви великая схима — явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжелобольных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.
В наше время различия между иноком и монахом весьма значительны
Если ранее иноком или чернецом назывался любой монашествующий, то в наше время это понятие относиться исключительно к человеку, постриженному в рясофор. В чём разница между иноком и монахом прямо указанно в «Положении о монастырях и монашествующих». Согласно ему иночество — это первая ступень монашества, но постриженный в рясофор ещё не монах. В Положении об этом говориться так:
«Иночество (рясофорное послушничество, рясофор). Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.
Испытательный срок, через который проходят послушники, не ограничивается упомянутым выше трехлетним периодом и может быть продлен по единоличному или совместному с Духовным собором решению игумена монастыря…»
Инок не принимает монашеских обетов перед Богом и должен исполнять только те обеты, которые он дал при крещении. Кроме того, различается одежда инока и схизматика, то есть монаха, принявшего малую или великую схизму.
Монах принимает на себя монашеские обеты перед Богом. С этого момента он меняет имя, и уже не может просто так покинуть монастырь, не нарушив эти обеты, что признается страшным грехом. Если задача инока — готовиться стать монахом, исполняя послушания и выполняя умное делание, то схимник усердно выполняет на деле монашеские обеты и молиться Богу о своём спасении.