Инстаграм мошенники что делать
Что делать, если мошенники взломали аккаунт в «Инстаграме» и вымогают деньги у подписчиков
Инструкция по восстановлению профиля от читательницы Т—Ж
Этот текст написала читательница в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
С каждым годом интернет-мошенничество становится все более изощренным.
«Нигерийскими письмами» и звонками от «службы безопасности Сбера» уже никого не удивишь, поэтому мошенники постоянно совершенствуют свои схемы и инструменты.
Одна из таких ситуаций произошла со мной: мой «Инстаграм» взломали и стали настойчиво просить у подписчиков финансовой помощи. Вернуть аккаунт оказалось в разы сложнее, чем я предполагала. В этой статье я опишу историю и шаги, которые нужно предпринять, если вы оказались в такой ситуации.
Что произошло
В один вечер мой телефон начал разрываться от сообщений друзей. В первые секунды я не поняла причины такого внимания, но то, что я увидела, повергло меня в шок. Мне присылали скриншоты сторис с моей личной страницы в «Инстаграме».
«У меня произошло горе, моя мама попала в ДТП, у нее множественные переломы ребер, костей таза. Она находится в реанимации, чтобы начать операцию, необходимо 275 тысяч рублей», — гласила сторис, которую опубликовали на моей странице. В следующей истории прикрепили реквизиты карты «Райффайзенбанка» с ФИО, которые совпадали с моими инициалами.
Для убедительности мошенники даже выложили на моей странице размытое видео, где я якобы плачу перед реанимационным отделением в какой-то обшарпанной больнице. Тот факт, что человека, который находится в реанимационном отделении, не оперируют, уже должен был вызвать подозрения. Но, как оказалось, подобный шоковый и ужасающий контент может не смутить даже друзей с медицинским образованием.
Для огласки ситуации мошенники отправляли каждому моему подписчику личное сообщение о том, что мне нужны деньги на операцию для мамы. Они вели активную переписку. Тех, кто пытался их троллить или затягивал разговор, блокировали.
Как я попыталась вернуть аккаунт
После минуты ступора я начала предпринимать попытки вернуть свой аккаунт, но все оказалось не так просто. Восстановить доступ в случае забытого пароля можно двумя способами — через почту или номер телефона. «Инстаграм» был привязан к почте mail.ru, которой я уже давно не пользовалась, поэтому я просто упустила оповещение о смене пароля мошенниками, а пересылка писем на актуальный почтовый ящик почему-то не сработала.
Первое, что я сделала, — попыталась восстановить пароль через почту, но мне ничего не пришло. Второй запрос, третий — пусто. Только на следующий день я узнала, что взломщики настроили фильтр, который сразу отправлял все письма от «Инстаграма» в корзину.
Вторая попытка возвращения аккаунта была по номеру телефона. В этот раз мне повезло: код для авторизации пришел сразу. Но тут ждал очередной сюрприз. «Инстаграм» требовал ввести код двухфакторной аутентификации, который приходил на предустановленное приложение — Duo Mobile, Google Authenticator или любое другое. До этой ситуации я даже не знала о существовании таких приложений, соответственно, на телефон я их не устанавливала. А вот мошенники не упустили возможности окончательно лишить меня доступа к моему аккаунту и установили его на устройство, с которого взломали мой профиль.
Есть еще один способ восстановления аккаунта, благодаря которому можно было обойти двухфакторную аутентификацию, — ввод одного из резервных кодов, скриншот которых я должна была сделать ранее. Но я предполагаю, что мошенники могли предусмотреть этот момент и обновить коды, поэтому третий способ также не сработал бы.
Так как ни один из вариантов не помог, я оформила жалобу через кнопку «Нужна дополнительная помощь» на главной странице входа. Мне пришло автоматическое письмо с просьбой подтвердить личность. Для этого мне нужно было сделать селфи с листком в руке, на котором я должна была написать код из письма, имя аккаунта и ФИО.
После отправки письма с необходимыми вводными оставалось только ждать. Я не имела ни малейшего представления о том, когда может прийти ответ. В интернете писали, что поддержка обычно отвечает в течение 5—10 дней — конечно, столько времени у меня не было. Но в итоге мне дали ответ под конец следующего дня.
Обращение в поддержку
Единственный вариант, который давал небольшую надежду на быстрое восстановление прав на свой аккаунт, — это прямое обращение в «Инстраграм», а точнее — в «Фейсбук». И в этом заключалась основная проблема, о которой, очевидно, знали мошенники. У «Фейсбука» нет нормальной службы поддержки в России, которая в случае жалобы может оперативно принять меры. В частности, ее нет у «Инстаграма».
Для сравнения: если аналогичная ситуация со взломом происходит во «Вконтакте», после серии жалоб на страницу ее моментально блокируют. Сам же владелец страницы может написать в службу поддержки, и ему достаточно оперативно помогут восстановить к ней доступ.
Именно поэтому я изначально надеялась на быструю блокировку моего аккаунта в «Инстаграме» из-за жалоб от своих друзей. Чтобы этого не случилось, мошенники запретили делать отметки моего профиля и оставлять комментарии к постам, поэтому мои друзья не могли размещать у себя истории с активной ссылкой и просьбой массово кидать жалобы на мой аккаунт. Предполагаю, что друзья отправили несколько десятков жалоб на мою страницу, так как я предала ситуацию большой огласке, рассказав о ней в других соцсетях и мессенджерах. Но это не помогло. Страницу не заблокировали, и мне оставалось только ждать ответа от поддержки на свое письмо с подтверждением личности.
Под конец второго дня случилось чудо: мне пришло письмо из поддержки. Чтобы восстановить доступ к аккаунту, меня попросили ввести специальный код в поле для резервного кода, тем самым давая возможность обойти двухфакторную аутентификацию на телефоне мошенников.
Бинго! Я смогла вернуть свой аккаунт.
Первым делом я сняла двухфакторную аутентификацию по приложению и установила ее через свой номер телефона. После проведенной чистки — мошенники опубликовали сторис, видео в посте и отредактировали информацию в профиле — я принялась читать директ, чтобы выяснить, перевел ли кто-то деньги. К сожалению, минимум трое отправили деньги мошенникам. Общая сумма составила от 5 до 10 тысяч рублей.
Переговоры с поддержкой банка
Свою роль в этой истории сыграл «Райффайзенбанк», карту которого мошенники оформили якобы на мое имя. Для натуральности при переводе денег действительно отображались мои имя и фамилия.
В первые минуты после взлома мне написал знакомый: он сказал, что обратился в банк с просьбой заблокировать карту мошенников. Когда я об этом узнала, то немного успокоилась, потому что была уверена в том, что карту быстро заблокируют и после этого никто не сможет переводить на нее деньги. Но рано радовалась: карта была доступна для перевода и на следующий день.
Я решила позвонить в банк сама. После долгой борьбы с голосовым роботом я все-таки смогла связаться с сотрудником банка. Как мне сообщили, единственное, что они могут сделать в такой ситуации, — это передать обращение по номеру карты в отдел службы безопасности. Заблокируют ли ее — не сообщают, о статусе рассмотрения жалобы тоже ничего не говорят.
Предполагаю, что карту так и не заблокировали. С другой стороны, тоже логично: начинают звонить сторонние люди и просят заблокировать карту какого-то клиента. Почему банк должен на это реагировать?
Обращение в полицию
В подобных ситуациях не стоит надеяться на то, что справедливость восторжествует, но крохотный шанс все же есть. Как только я восстановила доступ к странице и выяснила, что кто-то все-таки перевел мошенникам деньги, я решила попытаться привлечь взломщиков к уголовной ответственности.
На самом деле меня приятно удивила оперативность сотрудников правоохранительных органов. Я позвонила на номер 102, оператор буквально сразу ответила на мой звонок и соединила меня с сотрудником полиции моего района. Я описала ситуацию, после чего мне сказали, что можно прийти прямо сейчас и написать заявление. Также попросили сделать сканы сторис, постов, оставленных сообщений и переписок мошенников с теми людьми, которые перевели деньги.
Через 30 минут я уже была в отделении полиции. После составления заявления у меня попросили контактные данные тех, кто совершил переводы. Потом мне объяснили, что интернет-мошенничество — это сложная схема и поймать преступников вряд ли получится. Но, может быть, если те, кто сделал перевод, также напишут заявление в полицию и составят обращение в банк, получится отозвать деньги. Насколько мне известно, никто из моих друзей не написал заявление: видимо, тоже не особо верили в результативность дела.
Спустя месяц мне прислали почтовое письмо из полиции, где сообщали, что уголовное дело по моему заявлению заводить не стали, так как они не получили ответ от «Райффайзенбанка» на запрос о проверке карты. То есть «Райффайзенбанк» просто проигнорировал запрос от полиции, и она перестала расследовать это дело.
Итоги
Двухфакторная аутентификация для почтовых ящиков и социальных сетей — это необходимая мера, которая поможет впредь избежать таких ситуаций. Про сложные пароли, думаю, и так все уже знают — тоже важная штука.
Порой мошенники бывают очень убедительными: они могут подделать документы и скопировать манеру общения. Я уверена, что они изобретут еще массу способов для обмана людей в интернете. Поэтому, если у вас вдруг просят деньги, позвоните или напишите своему другу в других мессенджерах и убедитесь в том, что это действительно он и ему на самом деле нужна помощь.
Позже похожая ситуация произошла у моей знакомой, и благодаря описанным действиям мы смогли достаточно оперативно вернуть доступ к ее странице. Закономерность взломов моей и ее страницы заключалась в том, что оба аккаунта были прикреплены к старым почтовым ящикам mail.ru, которые мы уже давно не использовали, поэтому их было достаточно легко взломать. Видимо, мошенники ищут именно такие аккаунты. В связи с этим убедитесь, что ваши соцсети не привязаны к старым почтовым ящикам. Сами ящики стоит подключить к двухфакторной аутентификации и поставить сложные пароли.
Как действовать, если ваш аккаунт в «Инстаграме» взломали:
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Как пожаловаться на мошенников в Инстаграм / Instagram
Мошенники в Инстаграм — настоящий бич этой динамично развивающейся социальной сети. Поскольку Инстаграм часто используют для продвижения своих товаров, здесь находится немало аферистов, желающих разжиться на любителях дистанционных покупок.
Люди, которые несведущие в способах подобного обмана, не всегда могут распознать мошенников и легко попадаются на такие уловки. Что делать в случае, если вас обманули и как пожаловаться на мошенников?
Заключение
При достаточной осмотрительности обезопаситься не так трудно:
Что представляет собой мошенничество в Инстаграм
Чаще всего мошенничество в Инстаграм связано как раз с покупкой понравившейся продукции — от детских колясок до косметики.
Очень часто свои товары размещают магазины одежды. И люди, вдохновлённые относительно невысокой ценой понравившейся вещи, жмут кнопку «Заказать». В результате они не видят ни товара, ни заплаченных денег.
Прежде чем оплачивать привлёкшую вас вещь, не поленитесь посмотреть отзывы о магазине, который её продаёт! Часто этих несложных манипуляций вполне достаточно для того, чтобы распознать Интернет-мошенничество. И тогда популярный вопрос, как возвращать деньги, у вас не возникнет.
Чтобы суметь распознать аферу, надо хотя бы немного ориентироваться в способах мошенничества в Инстаграм.
Виды мошенничества
Чаще всего в Instagram встречаются следующие типы обмана:
Фишинг
Большинство людей даже не знает о том, как легко можно получить доступ к профилю пользователя и похитить необходимые мошенникам данные.
Суть жульничества проста — создав аналогичный по виду сайт, вам придёт сообщение с просьбой ввести свой логин и пароль. Делается это якобы для того, чтобы сохранить ваш аккаунт.
Важно! После заполучения необходимых данных, мошенники имеют доступ к учётной записи, которая содержит все сведения о вас, в том числе и номер телефона.
Обман при торговле в Инстаграм
Продажа товаров со скидками и создание мошенниками магазинов — самый популярный способ обмана. При этом все данные выглядят очень достоверно и оснований сомневаться вроде бы нет.
Проверьте наличие этого магазина, посмотрите отзывы в соцсетях и не обращайте внимание на большое количество подписчиков на странице — их легко накрутить. Проявите немного осмотрительности!
Важно! Мошенники в Инстаграм, продающие одежду, встречаются очень часто. Помните, что любой Интернет-магазин может быть поддельным, ведь создать аккаунт мошеннику совсем несложно.
Аферы в брачной сфере и попрошайки
Знакомство в Интернете всегда таит в себе опасность, и Инстаграм в этом случае, к сожалению, не исключение. Аферисты в сфере знакомств не гнушаются ничем — в ход идут фотографии, письма, личные сообщения…
Будьте внимательны — аферисты зачастую легко вычисляются. Они ищут женщин постарше, рассказывают жалостливые истории и пишут о любви и желании совместной жизни. Стремительность развития отношений должна насторожить!
Как правило, вскоре вам сообщат о возникшей внезапно проблеме и попросят денег. Стандартная фраза мошенника: «Как мы можем строить отношения без доверия?» Если разговор заходит в подобное русло, стоит подумать и вспомнить, что в Инстаграм знакомствах мошенники встречаются гораздо чаще, чем хотелось бы.
То же самое касается аферистов, которые просят «помочь чем угодно, умирающему Мишеньке». Кстати, последнее время появились пользователи, которые пишут честно — нам нужны деньги на ипотеку! И дают реквизиты своей карты для перечислений. Некоторые очень неплохо этим зарабатывают.
Предложение воспользоваться вашими платёжными механизмами
Иногда вам предлагают использовать карту для расчёта — ввести её номер и другие реквизиты. Буквально через день-два, если вы приняли данное предложение, с вашей карты снимут деньги. У мошенников имеется огромное количество возможностей распорядиться этими сведениями!
Методы борьбы
Предупреждён — значит, вооружён! Если вы проявите немного внимания и бдительности, то сможете легко распознать мошенников в Инстаграм. Помните, что вернуть деньги в случае обмана совсем не просто, однако способы имеются.
Куда жаловаться
На вопрос, куда жаловаться на мошенничество в Инстаграм, ответ прост — для начала обратитесь к модераторам! Сделать это совсем несложно, достаточно нажать соответствующую кнопку в профиле.
Ваше заявление быстро рассмотрят и не исключено, что заблокируют аккаунт мошенника.
Куда обратиться за помощью
Однако модераторы не помогут вернуть деньги в том случае, когда их уже заплатили. Что делать, если из-за мошенничества в Инстаграм вы лишились денег?
В таком случае необходимо писать заявление в полицию. Кибер-преступления последнее время раскрывают всё чаще, и у вас имеются достаточно высокие шансы вернуть средства.
Законодательная база
Мошенничество в Инстаграм — это преступление, предусмотренное УК РФ. Завладение имуществом (а деньги — это имущество) путём обмана регулируется ст. 159. В качестве наказания возможно даже лишение свободы.
Как не попасться на обман
Будьте бдительны и обращайте внимание на очевидное:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Зачем мошенникам ваша страница в Instagram? Как обезопасить себя от вторжения и вернуть украденный аккаунт
Основатель селебрити-агентства Didenok Team и музыкального издательства DNK Music
По запросу «взлом инстаграма» только поисковая система Google выдает более 3 млн результатов: здесь и рекомендации для тех, чья страница подверглась атаке, и обзоры на различные сервисы и услуги по краже аккаунта. Основатель селебрити-агентства Didenok Team и музыкального издательства DNK Music Кирилл Диденок — о том, почему взлом страниц в Instagram по-прежнему популярен и как обезопасить свой аккаунт от интернет-мошенников.
Содержание:
Киберворовство
Кража страниц в соцсетях — преступление, с которым может столкнуться практически каждый — от топовых инфлюэнсеров с тысячами подписчиков до обычных пользователей, ведущих личные страницы. П
о данным издания «КоммерсантЪ», в 2020 году телефонные и онлайн-мошенники украли у россиян около 150 млрд рублей: и это только те случаи, о которых пострадавшие заявили в полицию. Эксперты предполагают, что сумма может быть больше в несколько раз.
Именно поэтому каждый пользователь соцсетей должен задуматься о своей безопасности. Как понять, что вы в зоне риска и какие шаги по защите предпринять?
Потенциальные жертвы мошенников
Каждый пользователь, который принимает фальшивые посты за чистую монету и переводит деньги, покупает что-то в фейковых онлайн-магазинах, поддерживает мошенников как финансово, так и морально, укрепляя в них уверенность в безнаказанности их действий. Кстати, такие преступления подпадают под действие нескольких статей Уголовного кодекса одновременно, но это слабо снижает активность мошенников.
Итак, какие аккаунты, как и для чего взламывают?
Аккаунты блогеров, селебрити, политиков и других медийных личностей
Такие аккаунты представляют собой большую ценность: их владельцы имеют большую и лояльную аудиторию, часть которой может не догадаться, что со страницей происходят странные дела. Как могут вести себя мошенники?
Что необходимо делать, если вы обнаружили взлом: через другие каналы связи (социальные сети, официальный сайт) сообщите подписчикам, что аккаунт взломан, а также обратитесь в службу поддержки Instagram.
Аккаунты брендов
Страницы брендов в Instagram подвергаются атаке мошенников гораздо реже, чем аккаунты селебрити, так как вокруг страницы бренда чаще всего не собирается коммьюнити лояльных подписчиков. Подозрительная активность может слишком выбиваться из стиля аккаунта, что моментально вызовет подозрения у аудитории бренда.
Тем не менее, аккаунт бренда может быть подвержен следующим угрозам:
Так, в 2018 году локальный петербургский бренд трикотажной одежды и белья закончил свое существование из-за конфликта между бизнес-партнерами и захватом инстаграма и других аккаунтов в социальных сетях одной из сторон конфликта. Аналогичная ситуация произошла с брендом косметики Marble Lab, инстаграм которого был удален при разделе бизнеса.
Отметим, что в обоих случаях именно социальная сеть приносила основной трафик продаж.
Что делать: в самом начале сотрудничества необходимо зафиксировать и юридически закрепить все нюансы ведения бизнеса, в том числе в аспекте ведения аккаунтов бренда. Регистрируйте аккаунты на корпоративные почту и сим-карту, регулярно меняйте пароли, а в коммуникации с партнером опирайтесь на зафиксированные письменно договоренности.
Что делать: при найме сотрудников и заключении договоров с подрядчиками будьте внимательнее к людям, обратите внимание на их человеческие качества, чтобы избежать приема на работу людей, которые могут вас подвести.
Кроме того, расставание с подчиненными и партнерами должно быть максимально экологичным и корректным, чтобы у людей не возникло желания как-либо вам отомстить. Осуществите все выплаты без задержек, не нарушайте условий договора и будьте вежливы, чтобы заранее обезопасить себя от негативных действий.
Аккаунты рядовых пользователей
Личные аккаунты взламывают чаще всего: обычно пользователи не создают сложные пароли и не меняют их, используют инстаграм для того, чтобы зарегистрироваться на стороннем сервисе и небрежно относятся к защите аккаунта. Что могут сделать мошенники:
Что делать: если с аккаунта вашего друга или знакомого вам написали с неожиданной просьбой, свяжитесь с владельцем страницы: например, напишите сообщение в мессенджере или позвоните.
Как избежать кражи аккаунта?
Любой взлом — это показатель уязвимости аккаунта, вызванной невнимательностью его владельцев к безопасности. Простой пароль, который можно подобрать, использование страницы в качестве логина на других ресурсах — типичные ошибки юзеров, которые приводят к воровству аккаунта вне зависимости от способов взлома, которые используют мошенники.
Как понять, что ваш аккаунт был взломан?
Есть три основных признака, указывающих на активность мошенников на странице в Instagram:
Основные механизмы взлома:
Главное упущение пользователей: создание одного пароля для доступа ко всем соцсетям. Если одна страница была взломана, то с помощью специального бота можно взломать и оставшиеся. Аналогичная схема используется, если человек зарегистрировался на сайте с слабой защитой (например, бесплатные онлайн-кинотеатры с пиратскими копиями фильмов) под паролем от страницы в социальной сети.
Как атаки мошенников влияют на бизнес?
Основные болевые точки, на которых сказывается кража аккаунта — репутация и финансовое состояние блогера, бренда или магазина.
Репутационные риски заключаются не только в потере аудитории, но и в разрыве отношений с рекламодателями и брендами, которые могут произойти из-за того, что в результате кражи аккаунта блогер и его команда потеряли доступ к странице и не смогли выполнить договоренности.
Если блогер заключает большой рекламный контракт, то в нем четко оговариваются сроки размещения интеграций и возможные временные колебания, связанные с проблемами в социальной сети. В ситуации, когда селебрити теряет доступ к аккаунту и не получает к нему доступ в течение недели или двух, сотрудничающие с ним бренды могут потерять от 20 до 30 публикаций — это критичная цифра.
В связи с этим рекламодатели могут расторгнуть контракты, так как дальнейшее сотрудничество становится им невыгодно: в том числе и потому, что после возврата страницы аккаунт может попасть в теневой бан, а его охваты значительно снижаются.
Более того, после кражи аккаунт может быть лишен отдельных функций, важных для проведения рекламных интеграций: в частности, это запрет на смену изображения профиля, ссылки в био, размещения ссылки в сториз. Пользователю могут быть недоступны функции комментирования публикаций и лайков к постам.
Еще один аргумент для того, чтобы быть осторожными в Instagram: эта социальная сеть помогает вернуть аккаунты в основном большим корпорациям, которые с ней сотрудничают, даже блогеры-миллионники и владельцы верифицированных аккаунтов могут очень долго ждать обратной связи.
Что можно сделать? Разумеется, в идеале необходимо ситуаций такого рода избегать, но если всё уже случилось, то стоит довериться своей пиар-команде. Прежде всего стоит принести официальные извинения подписчикам и брендам и провести переговоры с брендом для урегулирования ситуации.
Финансовые риски состоят в срыве контрактов, и суммы, которые может потерять блогер, можно просчитать только индивидуально.
В этой ситуации есть одна радостная новость: пострадавшая сторона имеет право решить вопрос с кражей аккаунта в юридической плоскости. Для того, чтобы грамотно составить заявление, необходимо поработать с юристом, который рассмотрит ситуацию и сформулирует претензию.
На данный момент в России есть прецеденты, когда лица, взломавшие личные страницы пользователей, были найдены и привлечены к закону, но эти ситуации касались взлома личных страниц и изменения содержащейся в них информации.
Как быть, если вашу страницу украли?
Будьте внимательны: мошенники могли удалить письма, поэтому ищите их внимательно:
— если писем нет во входящих, то, скорее всего, они удалены;
— проверьте корзину: удаленные письма могут быть в ней;
— проверьте папку «Спам»; если и в ней нет писем, то, возможно, официальная почта Instagram добавлена в список на автоматическое удаление;
— в меню «Настройки» найдите пункт «Черный список» и поищите адреса там. Если адреса в черном списке, то необходимо их удалить.
После этого необходимо зайти в Instagram, сбросить пароль и проверить, придет ли письмо.
Если вам пришли письма от Instagram, то, скорее всего, это письма о смене адреса электронной почты и пароля. Откройте письмо о смене почты: там должна быть фраза «Your new email is «почта» If you didn’t change your email address, revert this change». Кликом на фразу «revert this change» отмените изменения.
Поменять пароль от аккаунта можно по ссылке для входа.
Как это сделать на IPhone и Android:
Обратите внимание, что ссылка на сброс пароля выглядит следующим образом: https://www.instagram.com/accounts/password/reset/.
Помните, что застраховать себя от взлома на 100% невозможно: мошенники могут найти ключ даже к самому защищенному аккаунту. Но чтобы максимально снизить риски, следуйте этим правилам: