Институт и факультет в чем разница
Чем отличается институт от университета и академии
Выбирая вуз, абитуриент ищет не только интересную специальность, но и учебное заведение, которое позволит реализовать его планы: например, активно работать над научными проектами или участвовать в международных программах. В этом случае важно знать разницу между институтом, академией и университетом. Мы расскажем, в чем она заключается.
Больше полезной информации узнают подписчики нашего телеграм-канала. Он просто незаменим для абитуриентов и студентов, ведь там самая правдивая информация об учебе и студенческих буднях.
Чем отличается вуз от института и университета
Говорить про отличие вуза от университета или института некорректно.
Аббревиатура вуз расшифровывается как «высшее учебное заведение», т. е. организация, которая дает высшее образование и ведет научную работу.
В России выделяют следующие типы вузов:
Таким образом, и университет, и институт, и академия являются вузами, но различаются между собой.
Федеральный университет — главный вуз в территориальном округе, где учится не менее 10 000 студентов. У них сильная материальная и научная база, современное оборудование. Сейчас их в России всего 10.
Чем отличается институт от университета
Отличие универа от института заключается в том, что в первом активнее ведется научная деятельность, больше педагогов с научной степенью, а спектр изучаемых специальностей шире.
Перечислим конкретные показатели:
Учеба в институтах более прикладная и узкопрофильная. Сотрудники университетов активно ведут научные разработки, действуют научные школы, создается большая библиотека с современной литературой.
Но есть у этих типов вузов и общие черты:
Чем отличается институт от факультета в вузе
В состав некоторых крупных университетов могут входить институты. В этом случае основное отличие факультета от института заключается в количестве научно-педагогических сотрудников и характере их деятельности.
В институт обычно объединяют несколько факультетов, сходных по направлениям подготовки и специфике научной работы, которую ведут преподаватели.
И факультеты, и институты остаются структурными подразделениями университета.
Различия между университетом, институтом и академией в требованиях, которым они должны соответствовать
Чем академия отличается от университета и института
Кроме университетов (центры образовательной и научной деятельности) и институтов (учреждения, где готовят специалистов для конкретной сферы), существуют академии.
В чем отличие академии от института
Академия похожа на институт своей профильной специализацией: здесь готовят специалистов для конкретной области (искусство, менеджмент, маркетинг, здравоохранение и т. п.). В то же время в академии, как и в университете, ведется активная научная и методическая работа.
Кстати! А мы активно предлагаем нашим читателям скидку 10% на любой вид работы
Чем отличается академия от университета
Отличия академии от университета почти те же, что и различия между университетом и институтом (число аспирантов и количество кандидатов и докторов наук). Кроме того, в академии не ведется переподготовка кадров.
Академии возникли в Древней Греции, университеты — в Европе в эпоху Средних веков.
Университет, академия, институт: различия
Подведем итоги: чем отличается универ от института и академии:
При соответствии требованиям институт или академия могут быть преобразованы в университет.
Независимо от типа вуза, его студентам может потребоваться помощь в написании учебных работ. Обращайтесь в студенческий сервис: его эксперты всегда проконсультируют, раскроют секреты подготовки и оформления лабораторных, рефератов, курсовых и дипломов.
В чем разница между институтом и университетом: уровень аккредитации, преподавательские составы, сходство и отличие
Сталкиваясь с проблемой выбора вуза, абитуриенты и их родители находятся в замешательстве. Название профессии, которую вы получите, будет одинаково во всех вузах, но смысловое содержание и навыки будут отличаться.
Что такое вуз
Этим сокращением именуют все высшие учебные заведения: университеты, институты, академии. По итогу обучения выдают документ о получении степени бакалавра, специалиста или магистра. Для желающих вузы предоставляют возможность продолжать обучение и научную деятельность. Высшие учебные заведения отличаются уровнем аккредитации (он должен быть IV) и процентом педагогов с научными степенями. Также они отличаются наличием аспирантов и высоким уровнем квалификации.
Вам будет интересно: Что такое клон? Значение слова
Что собой представляет институт
Чтобы понять, в чем разница между институтом и университетом, нужно подробнее рассмотреть, что собой представляют эти вузы.
Институт – это заведение для получения высшего образования, повышения квалификации или проведения исследований в определенной области.
Вам будет интересно: Как называется противоположное по значению слово?
Чаще всего институты проводят обучение по узкопрофильным специальностям. Существует великое множество институтов: юридический, медицинский и т.д. Все специальности касаются основной области и обслуживают одну специфику деятельности. Институт может быть отдельным и обособленным заведением, а может быть частью, входящей в состав одного университета. В законодательной базе четко прописано, в чем отличие между институтом и университетом:
Что собой представляет университет
Этот вид учебных заведений более объемный и представляет много разных специальностей, иногда даже не связанных между собой одной спецификой деятельности.
Различия между университетом и институтом в предоставляемых услугах. В университете есть аспирантура, докторантура и больше возможностей для самореализации себя в научной сфере. Университет выбирают люди, которые хотят продолжать исследовать интересующий вопрос на протяжении долгого времени, создавать научные открытия и получать ученые степени. Большинство университетов предоставляют такие возможности, в чем и заключается разница между институтом и университетом. Также отличительная черта – высокое качество преподавания и большой список известных бывших студентов, добившихся успеха в сфере, по которой получали образование.
Для получения этого статуса университет должен отвечать прописанным в законодательстве требованиям, они и определяют, в чем разница между институтом и университетом:
Институт или университет? Основные сходства
Помимо отличий, существуют также и похожие моменты, из-за которых часто путают эти учебные заведения:
Основные различия
Для университетов же нужен больший объем студентов, возможностей для обучения, факультетов и специальностей. Для получения статуса института нужно только проводить обучение специалистов одной направленности, одной специализации. В этом главная разница между институтом и университетом, потому как университет осуществляет обучение более чем по семи специализациям. В университете можно получить любую профессию, они часто никак не связаны, будь то дизайн, юриспруденция или информационные технологии.
Институт дает узкий профиль знаний, а университет своей деятельностью дает более широкий охват навыков будущей профессии и сфер жизни в целом. Но при этом обучение в институте помогает узнать одну профессию со всех сторон, что полезно для такой специальности, как медицина. Зная, какая разница между институтом и университетом, можно смело выбирать вуз в зависимости от ваших целей в жизни.
Для университетов характерно иметь все возможности для получения студентами нужной научной информации: большие библиотеки наряду с электронными, курсы за выбором студента и факультативы. В институтах материально-техническая база слабее.
Из всего вышеперечисленного следует, что институт слабее по своим возможностям и профессиональной значимости, но это все можно изменить, если подать документы на аккредитацию, выполнить все требования и стать университетом.
Требования для получения статуса университета
Статус университета не дается раз и на всю жизнь. Для его поддержания вузу нужно проходить аккредитации, повышать квалификацию преподавателей и соблюдать правила. Институт может стать университетом и наоборот.
Согласно закону, существуют общие требования для статуса университета:
Что лучше выбрать?
Многие абитуриенты думают, что любое высшее образование ценится одинаково, а работодатели обращают внимание только на опыт работы. Но это не так. Нужно хорошо разобраться, в чем разница между институтом и университетом. Во многих областях ценится образование, полученное в конкретных вузах. Это касается в первую очередь медицинских учреждений, транспортных и культурных организаций. Для этих областей нужна качественная узконаправленная профессиональная подготовка, которую могут дать только специализированные институты.
Если же профессия требует широту взглядов, развитие большого количества навыков и умений, то стоит выбрать университет. Много специальностей позволяют найти идеальную для себя профессию, чтобы в будущем работа приносила радость. А большой выбор факультативов сделает обучение интересней и поможет научиться чему-то новому.
Большая часть поступающих не интересуются заранее, в чем разница между институтом и университетом, а по окончанию обучения жалеют о потраченном времени и средствах. Для начала стоит выбрать желаемую профессию, а уже потом подбирать высшее учебное заведение под цели и задачи.
Что такое кафедра, факультет и деканат в университете
Когда мы разобрались, чем отличается университет от института или академии, и выучили значение студенческих слов, самое время понять разницу между структурными подразделениями вуза. Мы расскажем, что такое кафедра в университете, чем она отличается от факультета и какие должности занимают ее сотрудники.
Быстро влиться в студенческую жизнь поможет наш телеграмм-канал. Его подписчики не только узнают полезную информацию, но и участвуют в крутых акциях.
Что такое кафедра и факультет в университете
Что такое кафедра в институте
Кафедра в вузе это — это подразделение факультета, которое ведет подготовку кадров по конкретной отрасли знаний (обычно 1-3 специальности).
Кафедра не может существовать самостоятельно, каждая из них относится к какому-то факультету
Основные задачи кафедры вуза:
Существует несколько типов кафедр.
Факультет в институте или университете
Факультет — это объединение различных кафедр одной и той же направленности. В некоторых вузах кроме таких профильных подразделений также действуют факультеты заочного обучения или факультеты по работе с иностранными студентами.
Должности на кафедре в университете
На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.
Лаборант на кафедре в университете
Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:
Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.
Ассистент кафедры
Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.
На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.
Старший преподаватель
Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.
Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.
Кто такой доцент кафедры в институте
Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Профессор
Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).
Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.
Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах
Заведующий кафедрой
Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:
При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.
Другие должности на кафедре
Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).
Сотрудники деканата
Деятельность факультета координирует деканат. Чем больше студентов и кафедр на факультете, тем больше работников в деканате.
Методист
Сотрудники деканата чаще всего называются методистами (иногда инженерами). Эти люди участвуют в организации учебного процесса: формируют группы, работают со старостами, составляют списки на стипендию и пр.
А еще они самые осведомленные сотрудники факультета и, если с ними подружиться, охотно поделятся нужной информацией.
Секретарь
Функции секретаря могут пересекаться с функциями методиста, но его главная задача – выполнять распоряжения декана:
Декан
Декан – это глава факультета и связующее звено между кафедрой и ректоратом.
Он решает административные вопросы, отвечает за набор студентов и должен присутствовать на общевузовских мероприятиях (дни открытых дверей, конференции, праздники и пр.).
Чаще всего на эту должность назначают профессора, но иногда деканом может стать и доцент с хорошими организаторскими способностями и активной позицией. Декан – это менеджер, который умеет организовать работу кафедр факультета.
У декана есть несколько заместителей: по учебной, воспитательной, научной и методической работе. Эти люди ходят на профильные совещания и несут ответственность за свой сектор деятельности (организовывают мероприятия, готовят отчеты и пр.)
Обычные студенты с деканом почти не пересекаются. Он работает с активом и профоргами или разбирается с «проблемными» учащимися.
Чаще всего студенты сталкиваются с лаборантами кафедры или методистами деканата. Эти люди помогают решать текущие вопросы: готовят расписание, выдают справки и пр. Кроме них, у студента есть и другие помощники. Например, студенческий сервис, эксперты которого готовы оперативно помочь с любой учебной работой.
Как устроен вуз — ликбез для абитуриента
Эта статья будет полезна и абитуриентам, и тем, кто решил продолжить свою академическую послевузовскую карьеру. О том, как устроен университет, и из чего он состоит, читайте в нашем материале.
Университет, институт или академия?
Если вы думали, что разница между тремя вузами заключается в статусе полученного выпускником диплома, то это не так. Если и проводить градацию между учебными заведениями, то, действительно – самый высокий статус имеет университет, затем – академия, и только потом – институт. Однако на выходе дипломы всех вузов равноценны. Нужно учитывать, что не всегда институты будут уступать университетам: вряд ли кто-то станет оспаривать престиж ИТМО и МФТИ. Разница между тремя типами вузов заключается лишь в количестве образовательных программ, которые они могут предложить своим студентам.
Например, университет может давать образование по самым разным направлениям подготовки и в разных отраслях. Академия, как правило, предлагает образование в одной области науки или искусства, и это чаще всего отражено в ее названии. В институтах эта профессиональная область сужается еще сильнее, и это также влияет на название. Помните о том, что всегда в любом институте будут присутствовать несколько специальностей из другой сферы – как, например, гуманитарные дисциплины в сельскохозяйственном институте.
Различия между типами высших учебных заведений регламентируются тремя критериями:
Структура вуза
Традиционно, во главе вуза стоит ректор. По каждому крупному направлению работы – будь то учебная или воспитательная работа, международные связи – у ректора есть заместители – проректоры, они курируют работу вуза по своим направлениям.
Университет делится на институты, а те – на отделения (опционально), факультеты и кафедры. Не путайте институт как структурное подразделение вуза и институт как самостоятельное учебное заведение. Отделения объединяют факультеты, а факультеты – кафедры со специальностями одной тематики. Например, Институт биологии и химии Московского педагогического университета состоит из 8 кафедр: кафедры ботаники, общей химии, медицины и БЖД и других. Каждую кафедру возглавляет заведующий.
Тематически образовательная часть делится по образовательным программам, направлениям подготовки, специальностям и специализациям. Например, в университете ИТМО есть программа «Прикладная оптика», внутри нее – направление 551900 «Оптотехника», далее – специальность 190700 «Оптико-электронные приборы и системы», внутри которой есть две специализации – «Оптические приборы» и «Проектирование оптических систем». Выпускники получат квалификацию инженера, ученую степень бакалавра техники и технологий или магистра техники и технологий. Специализация – это сам вид профессиональной деятельности, а квалификация выпускника записана в дипломе и отражает набор приобретенных знаний и умений.
Деканат (он же учебный отдел) – это место, где концентрируется вся работа факультета со студентами. Туда вам нужно будет обращаться по всем интересующим вас вопросам – получить зачетку, студенческий, транспортную карту, социальную стипендию.
Кроме факультетов и кафедр, в университете существуют и другие административные службы, которые могут помочь вам во время обучения в вузе. Это может быть миграционная служба для помощи иностранным студентам, это может быть поликлиника, военный учебный центр, стипендиальный отдел.
При поступлении вам будет назначена учебная группа – это аналог вашего школьного класса. Она тоже будет носить свое название. Каждая специальность предполагает определенное количество бюджетных и платных мест, и чем больше мест, тем больше групп будет в потоке. Ваш курс или поток, возможно, будет делиться на несколько групп: на лекции вы будете ходить все вместе, а на семинары и практические занятия – только своей группой. Расписание у разных групп будет тоже отличаться. Студенты из вашей группы называются одногруппниками, а студенты из другой – однокурсники. На некоторых занятиях вы будете присутствовать вместе с малознакомыми вам студентами из других факультетов – например, на физкультуре, английском, или тем предметам, которые вы изучаете параллельно.
Уровни высшего образования и ученые степени
Система специалитета уходит в прошлое. Почти повсеместно мы сталкиваемся с бакалавриатом и магистратурой. Для получения степени бакалавра вам необходимо отучиться в вузе 4 года, которые состоят из двух лет общеобразовательных предметов и двух лет минимальных профильных предметов. По окончании бакалавриата вы сами решаете, поступать ли вам в магистратуру. Бакалавриат – это полноценное высшее образование, но многие преподаватели рекомендуют продолжать свое обучение в магистратуре. Степень магистра обязательна для тех, кто выбирает карьеру вузовского преподавателя. Магистратура может включать в себя занятия наукой, а может быть практико-ориентированной. Действительно, некоторые вузы допускают отсутствие новизны в магистерской диссертации, если та обладает существенной практической ценностью и является прикладной работой.
Если в будущем вы видите себя в преподавании или науке, вы продолжаете свою академическую карьеру в аспирантуре. Вы заранее выбираете код специальности, по которой собираетесь защищаться. С кодами вы можете ознакомиться на сайте Высшей аттестационной комиссии. Очное обучение в аспирантуре занимает 3 года, заочное – 4. Аспирантура теперь больше напоминает магистратуру – у вас есть английский язык, философия, специальные дисциплины и кандидатский минимум, который вы будете обязаны сдавать. При этом в рамках аспирантуры вы занимаетесь научно-практическими изысканиями вместе со своим научным руководителем. У вас есть календарный план, дорожная карта по развитию своего проекта, и, по окончании четырех лет обучения, вы выходите на защиту. Но, в текущих реалиях, вы выходите на защиту диплома аспиранта. Как только вы выступаете на комиссии, докладываете о результатах своих научных или научно-практических изысканий, дальше, получив диплом, вы принимаете решение о том, стоит ли выходить на защиту кандидатской диссертации.
В чем смысл получения степени кандидата и доктора наук? По большому счету, наличие степеней ничего не меняет за исключением вашего авторитета и политического веса в сфере науки и образования. К тому моменту, когда вы решили защитить кандидатскую диссертацию, вы должны иметь готовую диссертацию с научной новизной. Помимо качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь ряд публикаций: минимум две публикации из перечня изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной, привносить научную новизну. Защита проходит в диссертационных советах. Сейчас Министерство науки и высшего образования предлагает два пути защиты диссертации: 1) вы можете выбрать диссертационный совет при ВАКе 2) вы можете воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельного присуждения ученых степеней и званий.
Написать работу, оформить и представить ее – три совершенно разных задачи. Этот совокупный процесс растягивается на 4-5 лет. Здесь тоже есть политика: кандидатскую защитить гораздо проще, чем докторскую, потому что с ученой степенью доктора вы уже можете претендовать на ректорат, и в вузе это может вызывать определенную озабоченность.
Если вы все-таки получили ученую степень кандидата наук, то у вас есть две возможности продолжения. Вы можете не защищать докторскую – в большинстве стран кандидат наук признается как PhD – то есть, в другой системе – доктор и профессор. Если в пространстве нашей страны у вас есть потребность в продолжении роста по бюрократической лестнице, то вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами: 1) поступить в докторантуру, проучиться определенное количество лет – причем, в отличие от аспирантуры, досрочно закончить ее вполне возможно 2) либо вы можете постараться успеть получить разрешение от кафедры и от вуза защищаться самостоятельно, получить выписку и разрешение по вашей работе. Аналогичный процесс защиты кандидатской диссертации: вам нужно будет выбрать диссертационный совет, предоставить от 10 ВАКовских публикаций для технических специальностей, ряд объектов интеллектуальной собственности, но диссертационные советы, имеющие право самостоятельного присуждения степеней, в праве отклоняться от требований ВАК, потому что черные оппоненты их работы не проверяют, Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует никакие диссертации на защите в этих советах. Соответственно, требования они ставят формально выше и ориентируются уже не на статьи из ВАК, а на Scopus и Web of Science первых и вторых квартилей. И количество публикаций они тоже в праве изменять в качестве начального порога вхождения.
Сам совет защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно выстраивается в несколько этапов: вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о самостоятельных диссоветах, то там совет может состоять буквально из пяти членов, что субъективно гораздо проще – плюс, требования по оформлению могут быть изменены и упрощены.
Ученые звания и должности
На территории нашей страны присутствуют всего два ученых звания – это доцент и профессор. Их не стоит путать с должностями: преподаватель может иметь звание доцента, но это не помешает ему занимать должность профессора в университете. В звании делается акцент на педагогическую деятельность. Для получения звания вы должны отработать определенное количество лет в рамках 0,25 ставки на должностях доцента и других профессорско-педагогических должностях. Итого, вы отрабатываете пять лет непрерывно в вузе, два года вы непрерывно работаете в должности доцента на 0,25 ставки как минимум, имеете ряд публикаций, имеете ряд учебных и учебно-методических изданий, вы читаете курс лекций на высоком профессиональном уровне. И тогда через факультет, через ученый совет вуза обратиться в ВАК с заявлением на присуждение ученого звания доцента. Как только вы получили звание доцента, вы можете претендовать на должность доцента или на должность профессора.
Может ли человек претендовать на должность доцента или профессора без ученой степени кандидата или доктора наук? Раньше подобные прецеденты были. Сегодня это практически невозможно. Всегда ли должность ассистента, преподавателя или старшего преподавателя значительно ниже ценится по квалификации, чем должность доцента? Нет. Если вуз приглашает людей из бизнеса, из различных министерств и ведомств, которые обладают большим багажом практических знаний и умений, то, естественно, регалий у них нет, что не делает их плохими специалистами в своей области. Нет ничего зазорного в том, что у директора предприятия в вузе буде должность ассистента.
Раньше звание доцента и профессора выдавалось автоматически при защите кандидатской или докторской диссертации. Сейчас эти процессы разграничены для того, чтобы держать людей в вузе, потому что непрерывный стаж работы здесь имеет особое значение.
Для получения звания профессора, вам необходимо будет опубликовать не менее 50 научных статей, выпустить ряд монографий и учебно-методических пособий, здесь также есть критерий того, сколько должно быть ВАКовских публикаций за последние три года и прочие бюрократические нюансы о том, сколько лекций должно быть прочитано за поределенный промежуток времени, непрерывный срок работы на должности – все это сохраняется.
В советское время ученые степени и звания ценились достаточно высоко. В современной России степени и звания стремительно обесцениваются, что, безусловно, вызывает огорчение.