Интегральная йога что это

Интегральная йога. Христианский взгляд

Основатель и автор концепции интегральной йоги Ауробиндо Гхош (1872-1950), индийский религиозный философ, поэт (см. на моей странице перевод его стихов), писатель, публицист. Его главная идея заключается в том, что человек способен подняться всем своим существом, включая физическое тело, до высших уровней космического сознания и привнести их духовную энергетику на уровень земного бытия, трансформировав земную жизнь во всех её проявлениях, включая физическую клетку, по образу и подобию жизни божественной. Философское и литературное наследие Ауробиндо Гхоша огромно и насчитывает более 20 томов (юбилейное издание). На своём собственном опыте он пытался показать, что такая божественная трансформация земного бытия возможна для отдельно взятого человека (а именно для него самого). Ещё при жизни имел множество учеников и последователей. В Индии (Пондичери) до сих пор существует его ашрам, а неподалёку, на побережье был основан город Ауровиль, который задумывался как экспериментальная лаборатория по реализации замыслов Ауробиндо Гхоша, чьё имя теснейшим образом связано с именем его ближайшей сподвижницы Миры Алфасса (1878-1973), которая больше известна под именем «Мать», так она сама себя называла, позиционируя себя как божественную мать всего человечества. Так же воспринимал её и Ауробиндо. В России учение интегральной йоги приобрело большую популярность и снискало себе множество последователей, правда, порой практика интегральной йоги имеет катастрофические последствия для тех, кто ей занимается (подобные примеры будут приведены).

Глава I.
Интегральная йога без прикрас.

Перефразируя классика марксизма-ленинизма, можно сказать, что три источника и три составные части интегральной йоги – это оккультизм, каббалистика и демонопоклонство. Вот три кита, на которых стоит интегральная йога. Они её питательная среда и её же составляющие.

Начнём с оккультизма. Однажды в 1906 г. В Париже Мира Алфасса, продолжившая после смерти Ауробиндо начатое им дело по «реализации» на земле божественной жизни и по трансформации материальной клетки, брала уроки живописи в мастерской своего товарища N, который завёл разговор об оккультизме. При этом N упомянул своего брата, посещавшего собрания группы под названием «Космос» (французская масонская ложа; в то время в Париже издавался и масонский журнал «Космос», La Revue Cosmique, который, в частности в 29 номере за 1906 писал: «Дух нашего времени требует от нас взять на себя руководство социализмом, и некоторые наши ложи нашли правильные пути и средства для достижения этой цели») и состоявшего в учениках у Теона из Алжира (речь идет об Алистере Кроули, который предпочитал, чтобы его называли мэтр Теон – «господин Зверь». Кроули-Теон, подписывавшийся тремя шестёрками, был известен в определённых кругах интеллектуалов начала XX века как основатель тайного движения сатанистов). Случайно услышав этот разговор Мира-Мать моментально вступила в контакт с вселенским сознанием и достигла реализации своего истинного «я». Она получила знание обо всех своих прошлых рождениях и о том, что сама пришла в этот мир для того, чтобы нести людям высший свет, вступив при этом в общение с безчисленными сущностями высших миров и получив реализацию верховного существа, и почувствовала его присутствие в Индии. Однако она не могла быть абсолютно уверена в этом, пока сама не попала в Индию и не встретила там Ауробиндо.

Данное описание оккультного опыта Матери, взятое из книги “Glimpses of the Mother’s Life”, p.4, Shri Aurobindo Ashram, 1978, представляет собой не что иное, как целый оккультно-демонический и каббалистический букет с присущими ему такими типично масонскими терминами, как «вселенское сознание», «сущности высших миров», «верховное существо». Впоследствии Мира-Мать стала заменять масонский термин «верховное существо» столь же расплывчатым и неопределённым термином «Божественное», что, впрочем, не мешало ей избегать уточнения, что это за «высшее существо», которому предлагается поклоняться. На деле же, как станет ясно позже, под «высшим существом» подразумевается не кто иной, как сатана, Люцифер, несущий людям «высший свет».

В 1906 году в Париже Мать познакомилась с оккультистом Теоном, под руководством которого продолжила свои начатые значительно раньше самостоятельные занятия оккультизмом. Вот, что говорит об этом она сама: «В начале двадцатого столетия я направилась на север Африки, в Алжир, в город Тлемцен… Я училась там оккультизму у великого мастера Теона, польского еврея по происхождению… Когда я возвращалась из Тлемцена, Теон провожал меня; он намеревался сделать турне по Европе. В море нас застиг страшный шторм. Огромные волны швыряли наш корабль то вверх, то вниз и всё могло закончиться ужасной катастрофой. Пассажиры нервничали, и многие из них начали плакать. Капитан корабля боялся за пассажиров и говорил, что они в опасности. Теон в присутствии капитана посмотрел на меня и сказал: «Ступай и останови это». Капин был очень удивлён, он не понимал, о чём идёт речь; мне же всё было ясно. Я пошла в свою каюту, легла на койку и, выйдя из своего физического тела, отправилась в открытое море. Там я столкнулась с множеством безформенных существ, которые, как сумасшедшие, прыгали вокруг по воде, вызывая страшную бурю. Я приблизилась и обратилась к ним очень спокойно и ласково, прося прекратить это безобразие: «Чего вы добиваетесь, мучая этих несчастных людей? Пожалуйста, успокойтесь, тем самым вы спасёте их жизни». В течение получаса я уговаривала их, после чего они, наконец, успокоились. Шторм утих и сменился штилем. Затем я вернулась в своё тело и вышла из каюты на палубу. Пассажиры пребывали в приподнятом настроении и весело разговаривали». (“The Glimpses of the Mother’s Life”, pp. 68-69).

А вот строки об оккультных способностях Матери из письма Ауробиндо: «…Мать, будучи в Алжире, появилась в кругу своих друзей, собравшихся в Париже, взяла в руки карандаш и написала несколько слов на бумаге. Убедившись в возможности подобных вещей, она больше никогда ничего подобного не делала. То было время, когда она занималась оккультизмом с Теоном в Алжире». (“The Glimpses of the Mother’s Life”, p.76).

Приведённые примеры, которыми изобилуют рассказы Матери и Ауробиндо, совершенно очевидно демонстрируют оккультные склонности основоположников интегральной йоги. Чем же так плохи и опасны для человека оккультные опыты? Плохи они тем, что по своей сути представляют собой попытку обособления от Бога. И опасны тем, что подвергают доверчивого новичка множеству опасностей в так называемых «внетелесных» состояниях, которые в рассказах Матери обычно приобретают привлекательно-интригующе-загадочную окраску.

Как пишет в своей книге «Душа после смерти» иеромонах Серафим Роуз, сфера, в которую душа попадает сразу, когда она выходит из тела и начинает терять контакт с тем, что мы называем материальной реальностью, на православном языке именуется поднебесным воздушным пространством, где обитают преимущественно падшие духи, усердно старающиеся обмануть людей, чтобы привести их к погибели. Те, с кем сталкиваются люди в этой области всегда, или почти всегда бесы. Это не ангелы, ибо ангелы обитают на Небе и посещают эту область как Божьи посланники, это и не души умерших людей, так как они обитают на Небе или а аду, и лишь однажды после смерти проходят эту область по пути на суд за содеянное ими в этой жизни. Даже самые опытные по части выхода из тела не могут долго оставаться в этой области, не подвергая себя опасности навсегда разлучиться со своим физическим телом. Стать жертвами обмана падших духов могут легко и христиане посредством всякого рода видений, не говоря уже об иных, смело и бездумно вторгающихся в эту область экспериментаторах, не имеющих о ней никакого понятия и принимающих с доверием её откровения. Претензии оккультизма на то, что его знания действительно верны, потому что основаны на опыте, как раз и есть роковой порок оккультного «знания». И именно потому, что оккультный опыт получен в воздушной среде и вызывается бесами, цель которых соблазнить и погубить людские души, этот опыт по самой природе своей связан с обманом.

Оккультные «знания» объявляются основателями интегральной йоги сокровенными тайнами древних мистических учений, доступными в принципе каждому через самопознание и самоконтроль. Познание себя – это приобщение с самому Богу. Кстати, чисто каббалистический тезис. Теперь – о каббалистической составляющей интегральной йоги.

Каббала мистическое учение в иудаизме. Главная идея Каббалы – спасение через «прогресс», который достигается с помощью магической, оккультной власти над силами и стихиями природы и требует для своей реализации хорошо обученные кадры магов-просветителей. Целью такого «прогресса» является перестройка жизни общества. С XV века интерес к Каббале широко распространился в учёной среде Европы, лучшие умы которой пытались синтезировать её с основными догматами христианства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что главная каббалистическая идея оказывается перенесённой и в интегральную йогу. Слово «прогресс» здесь заменено словом «эволюция» (хотя «эволюция» это тоже излюбленное слово каббалистических трактатов). В результате ускорения духовной эволюции посредством «особой» ауробиндовской йоги человечество с помощью специально подготовленных кадров, элиты, новой расы людей, сумевшей добиться трансформации своего сознания, достигает супраментальной реализации, другими словами, становится богами и строит земной рай. Самим стать богами – одна и та же люцеферианская устремлённость как у последователей Каббалы, так и у сторонников интегральной йоги.

Что касается пресловутого «открытия» Ауробиндо – нисходящего потока инволюции и восходящего потока эволюции, направленных навстречу друг другу и изображённых им в виде шестиконечной звезды, личного знака Ауробиндо, то здесь очень прозрачно просматривается влияние основополагающей доктрины Каббалы, согласно которой все миры вселенной созданы эманацией из безкачественного, неопределимого, божественного безконечного центра Эн-Софа. Идущий оттуда свет путём деградации (или ауробиндовской инволюции) создал все нижестоящие миры, в том числе и наш видимый мир. Но существует и обратное течение света (снизу вверх, по-ауробиндовски, эволюция). Каждая низшая сткпень нисхождения Эн-Софа причастна породившей её более высокой ступени (сравним с ауробиндовской идеей о том, что в самых бездонных глубинах безсознательной материи пребывает в скрытом виде высшее супраментальное сознание).

Каждая тварь стремится эволюционировать в сторону высшего плана. Таким образом, происходит двойное течение силы Эн-Софа, от центра к периферии, ацилус, и в обратном направлении, зимзум. Кредо любой каббалистической доктрины сводится к выявлению в каждом существе и каждом элементе более совершенных качеств, в результате чего происходит их высвобождение из предыдущей примитивной формы бытия и превращение в более совершенные формы. Итак, каббалистическая доктрина «двойного течения», идея о причастности низших ступеней бытия высшим уровням спокойно перекочевала в интегральную йогу из Каббалы, которая, в свою очередь, заимствовала её из неоплатонизма.

Ауробиндо, затрагивая идею переселения душ, соотносит свою собственную теорию перевоплощения с древней ведической традицией. Но совершенно очевидно, что в древнеиндийской традиции факт перевоплощения, необходимости нового рождения рассматривался как нечто мучительное и страшное, данное человеку в наказание за его грехи. В интегральной йоге этот негативный оттенок совершенно отсутствует и перевоплощение рассматривается как главный и желанный инструмент духовной эволюции, возведённый в ранг интригующего и заманчивого факта бытия, окутанного мистической тайной. Такая новая трактовка и подход к трансмиграции душ явно заимствована из Каббалы. Хотя, впрочем, ещё и Рерихи провозглашали «слияние Вед с Каббалою», не говоря уже о теософии, уходящей корнями не столько в индийскую и буддийскую традицию, сколько по преимуществу в иудейскую кабалистику.

Основные «привлекательные» стороны теории перевоплощения носят чаще всего поверхностный характер – якобы обезпечение справедливости на земле, объяснение некоторых психических загадок и гарантия какого-то подобия безсмертия для тех, кто не принимает его с христианских позиций. Любая информация о перевоплощении душ, под какой бы личиной сверхъестественного знания она не подавалась, имеет лишь одну цель: смутить людей демонстрацией якобы ошеломляющих фактов и доводов и тем самым обмануть их в отношении истинной природы загробной жизни и оставить их духовно неготовыми к ней.

Согласно христианским представлениям, «…воскресшее тело, подобно телу самого Христа, будет отличаться от наших земных тел тем, что будет более тонким и близким ангельской природе, без чего оно не могло бы пребывать в Царствии Небесном, где нет ни смерти, ни тления; но это будет то же самое тело, чудесно восстановленное Богом для вечной жизни…Следовательно тело является неотъемлемой частью всей личности, которая будет жить вечно, и идея о том, что одной личности может принадлежать множество тел, отрицает саму природу Царствия Небесного, приготовленного Богом для любящих Его».(Иером.Серафим Роуз, «Душа после смерти, стр.143, СПБ, 2000)

Христос-Спаситель первым воскрес из мертвых в том же самом теле, которое умерло обычной человеческой смертью; точно также в последний день воскреснут тела всех умерших людей и вновь соединяться со своими душами, чтобы вечно пребывать на Небе или в геенне огненной, согласно с праведным судом Божьим об их земной жизни.

В интегральной йоге механизм перевоплощения есть средство очищения души, с помощью которого она восходит к высшим сферам сознания, постепенно преодолевая таким образом свою греховность. Вернее, правильнее было бы сказать не «греховность», а «неразвитость», поскольку понятие греха в интегральной йоге отсутствует. Грех, равно как и зло, объявляются основателями интегральной йоги понятиями настолько относительными, что о них вообще нельзя сказать ничего определённого, во всяком случае, ничего плохого.

(Продолжение следует)
(Переводы стихов Ауробиндо Гхоша можно прочитать на моей странице)

Источник

Интегральная йога

Практика йога подразумевает не только применение различных асан и очистительных техник для физического тела. Это общее направление, которое очищает не только тело, но и разум, а также направляет душу в нужное русло, приближая ее к Вселенной, Божественному началу. Разновидностей йоги существует множество. Каждый из них имеет и общее, и различия. Одним из направлений является интегральная йога. Она представляет собой идеологическое учение, благодаря которому человек обретает гармонию с собой и окружающим миром.

Интегральная йога что это. Смотреть фото Интегральная йога что это. Смотреть картинку Интегральная йога что это. Картинка про Интегральная йога что это. Фото Интегральная йога что это

Философия интегральной йоги

Интегральная йога подразумевает не только выполнение специальных асан и упражнений для физического тела человека, она также представляет собой систему ценностей, верований и философских писаний и знаний.

Основной целью данного направления является приобщение человека к оздоровительным техникам, очищающим и улучшающим состояние души и тела. Философия йоги шаткарма заключается и в следующем:

В данном направлении крайне важно осознавать, что материальный мир — ни что иное, как земные блага, которые не имеют для человека никакого значения. Все, что важное — это душа и разум. Физическое тело не нуждается во многом. Все, что мы можем получить и уже имеем — имеет ценность только здесь и сейчас. Для нашей души это не несет никакой пользы.

Оздоровление организма происходит только благодаря избавлению от мыслей о материальных благах, об удовлетворении своих низменных потребностей.

В основе философии интегрального направления лежит комплексный подход к воздействию на человека.

С помощью такого подхода возможно избавление от многих болезней, грязных помыслов, душевных скитаний, а также общее развитие человека как гармоничной единой личности.

Садхана

Это понятие означает одну из техник, входящих в состав интегральной йоги. Садхана переводится как «духовное правило». Она является определенным алгоритмом действий, которых человек должен придерживаться во время практик и занятий йогой. Благодаря Садхана человек открывает для себя огромный мир божественного, Вселенную и Космическое начало.

Садхана несет в себе несколько компонентов:

Во многом считается, что Садхана является в некотором роде независимой техникой. Для человека, который является сторонником интегральной йоги, обязательно ежедневно выполнять различные ритуалы, читать мантры, изучать специфические термины и писания, повторять ритуалы и даже совершать подношения Божественному.

Интегральная йога что это. Смотреть фото Интегральная йога что это. Смотреть картинку Интегральная йога что это. Картинка про Интегральная йога что это. Фото Интегральная йога что это

В стране Шри Ауробиндо принято даже наносить себе ранения и увечия, чтобы получить более тесную связь человека и Бога. Это делается даже во время определенных праздников, негативных событий, например, похорон. Таким образом люди проявляют свои грехи, очищаются от них.

Интегральная йога: нюансы, тонкости правила

Как и любой другой вид практики, интегральная йога имеет свои нюансы. Она воздействует на многие аспекты жизнедеятельности человека. Невозможно иметь влияние на разум, не имея влияния на физическое тело и наоборот. Йога влияет на каждый момент поведения в жизни человека.

Прогресс во время занятий таким видом йоги очень значителен для каждого ее приверженца. Некоторые люди считают, что возможности человеческого организма безграничны настолько, что он даже может овладеть той информацией, которая недоступна для других людей. Так, например, приверженцы интегральной йоги в некоторых случаях утверждают, что у них открывается дар ясновидения или иное проявление своих скрытых способностей.

Для того, чтобы практика несла только положительное воздействие на человека, необходимо знать все ее тонкости. Для того, кто пришел к практике интегральной йоги, становится понятным, что ему обязательно необходимо выполнять некоторые ежедневные обряды и комплексы упражнений, чтобы быть связанным с Вселенной.

При этом возможно, что во время практики у человека будут происходить некоторые трудности и откроются какие-то преграды. Те, кто не способен совладать с информацией в своем разуме, не должны заниматься подобными практиками, поскольку они направлены на глубокое копание в самом себе и могут нанести определенные проблемы человеку.

Однако, после того, как человек переоценит свое поведение и действия, его ждет глубокое очищение и полная гармония.

2 метода интегральной йоги

В понятии интегральная йога существует два основных метода. Они являются основополагающими для всей практики и используются, неразрывно друг от друга. Они неделимы между собой и имеют общую ценность для всей практики лишь в комплексе друг с другом.

Первый метод — экстравертированный. Он заключается в том, что человек познает в течение всего дня или своей жизни в череде повседневных забот. Это личные встречи, общение, питание, познание окружающего мира с помощью каких-либо обыденных знаков и привычных ему действий.

Второй метод — интравертированный. То есть то, что человек имеет внутри себя. Это череда специфических упражнений, которые могут подарить человеку глубину познания собственного я, улучшения своего благополучия, принятие себя и окружающего мира. В результате данного метода человек обретает гармонию и спокойствие, становится цельной личностью, не нуждающейся в подтверждении своих прелестей.

Считается, что процесс роста духовного тела не прекращается, если человек стремится развивать свои способности. Но если он думает лишь о собственном благе и материальном благополучии, то его душа замыкается и прекращает расти над собой.

Интегральная йога имеет своего основоположника. Им является Шри Ауробиндо, который родился в Индии и являлся известным сторонником и создателем национально-освободительного движения.

Он же и стал основоположником данного вида практики.

Интегральная йога что это. Смотреть фото Интегральная йога что это. Смотреть картинку Интегральная йога что это. Картинка про Интегральная йога что это. Фото Интегральная йога что это

Родился он в 1872 году и за свои годы жизни (прожил 78 лет) внес большой вклад в развитие истории страны и в целом в направление интегральной йоги. Он создал концепцию так называемой «интегрально веданты», которая является смесью европейских и индийских мыслей и традиций.

Основой своего мировоззрения и самой концепции Шри Ауробиндо считал принцип, с помощью которого человек сумел бы искоренить все разнообразие мира в его качественном проявлении. Само направление имеет собой взаимосвязь Материи и Духа, при том, что не происходит полного отрицания того или иного объекта.

Духовная практика или целая религия

Данное учение представляет собой не только философские термины и определенное мировоззрение, это целый комплексный подход к восприятию мира и понимание окружающей действительности. Можно сказать, что Ауробиндо сделал интегральную йогу единой для каждого человека, будь то европеец или индус. Абсолютно не важно при этом, кем является человек, кто он по своему социальному статусу.

Шри Ауробиндо сделал так, что его направление разрослось по всему миру и нашло множество приверженцев. Это произошло за чет того, что само учение является не только духовной практикой, оно является закономерностью событий и действий человека, которые выливаются в систему познания мира.

Как интегральная йога исцеляет душу

Данное направление основано не только на комплексе асан. Оно воздействует и на физическое тело, и на духовное. Многие ученые придерживаются версии о том, что человек способен самостоятельно наносить себе вред с помощью психосоматики. Есть версия о существовании психосоматических заболеваний, которые мы приобретаем с годами самостоятельно.

Занимаясь интегральной йогой, человек исцеляет свою душу и улучшает состояние своего физического тела. Важно помнить, что это направление создано для излечения и улучшение качества души человека, а физическое тело идет как приложение к ней.

Интегральная йога для души полезна следующим:

Интегральная йога что это. Смотреть фото Интегральная йога что это. Смотреть картинку Интегральная йога что это. Картинка про Интегральная йога что это. Фото Интегральная йога что это

Таким образом, интегральная йога комплексно воздействует на человека, обогащая его внутренний мир и успокаивая разум.

Что делать если нельзя заниматься йогой

Люди, практикующие любой вид йоги, знают, что обязательно выполнение различных техник и асан, которые направлены на улучшение физического здоровья. Не все люди могут заниматься йогой, поскольку имеют в анамнезе какие-либо заболевания, не позволяющие выполнять упражнения в силу физических причин.

Важно начинать практику через некоторое время после еды. Желательно выждать хотя бы два часа. Лучшим временем для выполнения асан являются утренние часы, когда организм бодр и полон сил.

Если произошел сбой в физическом теле, наступило заболевание или обострилось уже имеющееся, следует выждать некоторое время, пока обострение не спадет. Нельзя практиковать и в период менструации женщинам, чтобы не навредить своему здоровью.

Лучше всего выбирать для асан те места, в которых ничто не будет отвлекать от занятий. Хорошим местом станет парк или лес, открытое пространство на свежем воздухе. Но можно проводить занятия и в домашних условиях, главное — настрой и желание.

Кому подойдет интегральная йога

Как и любой другой вид йоги, данная практика подойдет практически любому желающему. Однако, имеются и противопоказания.

Противопоказаниями к практике считаются:

Важно не заниматься на полный желудок. Но можно выпить стакан воды перед началом выполнения асан.

Уроки йоги: в чем опасность

Опасностью занятия данным направлением является то, что не все люди могут гарантировать себе устойчивость разума. Некоторые люди начинают думать, что они стали более умными или выносливыми благодаря способностям, раскрытым ими во время интегральной йоги. Таким образом, они как бы превозносят себя над другими, что крайне неверно и противоречит понятиям и правилам самого направления.

Интегральная йога что это. Смотреть фото Интегральная йога что это. Смотреть картинку Интегральная йога что это. Картинка про Интегральная йога что это. Фото Интегральная йога что это

Польза практики для эмоционального здоровья

Возможности данной практики настолько велики, что позволяют человеку открыть себя самому заново, стать лучше и сильнее, чем были до этого. Кроме того, интегральная йога влияет и на внешность. Можно стать красивее, измениться в лучшую сторону.

Польза практики не только в изменении физического тела, но и духовного:

Считается, что те, кто является приверженцем йоги становится моложе своих лет внешне, но духовно становится более зрелым и цельным. Его личность развивается быстро, обогащая внутренний мир и улучшая восприятие его и самого себя.

Преимущества интегральной йоги

Основным плюсом данного направления является его влияние на внутренний мир человека, на его развитие и восприятие окружающей действительности. Человек обретает гармонию с самим собой и окружающим миром, становится цельной и уникальной личностью.

Польза самих занятий заключается в улучшении самочувствия, состояния здоровья, внешнего вида.

Учась улучшать состояние своего физического тела, обретается и гармоничное развитие души. При этом важно ежедневно практиковать направление, чтобы постоянно увеличивать свой потенциал.

Мысли и действия практикующего становятся глубокими и продуманными, они имеют значение для всего, чем мы занимаемся. Когда сознание и разум становятся чистыми, сама жизнь становится лучше и гармоничнее.

Интегральная йога что это. Смотреть фото Интегральная йога что это. Смотреть картинку Интегральная йога что это. Картинка про Интегральная йога что это. Фото Интегральная йога что это

Приверженцы практики считают, что с помощью интегральной йоги можно достичь совершенства и добиться тесной связи с Божественным началом и Вселенной. Приняв себя и ежедневно улучшая качественные навыки самого себя, можно добиться многих результатов во всех отраслях своей жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *