Интегральные регуляторы напряжения что это
Интегральный регулятор (И-регулятор).
Автоматический регулятор, у которого одному и тому же значению регулируемой величины могут соответствовать различные положения регулирующего органа, называется интегральным, (астатическим)
Скорость перемещения регулирующего органа этих регуляторов тем больше, чем больше отклонение регулируемой величины от заданного значения.
Закон регулирования предусматривает воздействие регулятора со скоростью, пропорциональной отклонению регулируемой величины, и описывается уравнением
где S0 — специально рассчитываемый настроечный параметр И-регулятора, S0= 1/Tи (ТИ — время интегрирования).
Уравнение регулятора в интегральной форме:
Из уравнения И-регулятора следует, что выходным сигналом его является не величина перемещения затвора регулирующего органа, а скорость перемещения. Заменив в рассмотренном ранее П-регуляторе пружину грузом, получим И-регулятор прямого действия (рис. 3, а). Усилие, создаваемое грузом для уравновешивания мембраны снизу, будет постоянным по величине независимо от положения затвора, поэтому ее равновесие может быть достигнуто только при заданном давлении газа.
Задание регулятору устанавливается перемещением груза вдоль рычага. Отсюда следует, что для И-регулятора характерно отсутствие отклонения регулируемого параметра от задания в состоянии равновесия САР, т. е. он имеет лучшие статические свойства, чем П-регулятор. Однако по динамическим свойствам он уступает ему: чем больше отклонение регулируемого параметра, тем с большей скоростью движется затвор регулирующего органа. Это приводит к перерегулированию, т. е. к прохождению затвором точки равновесия, в результате чего время регулирования может быть большим.
Поскольку в состоянии равновесия затвор может оказаться в любом положении (в зависимости от нагрузки объекта), И-регулятор не имеет статической характеристики. (По этой причине его называют также астатическим.) Временная характеристика И-регулятора — прямая, угол наклона которой к оси времени пропорционален скорости перемещения затвора регулирующего органа (рис. 3, б). Динамические свойства регулятора характеризуются временем интегрирования Tи — условной величиной, численно равной времени перемещения затвора регулирующего органа из одного крайнего положения в другое при изменении регулируемого параметра на определенную величину. Значение Ти устанавливают при помощи специального настроечного узла регулятора, шкала которого проградуирована в единицах времени. В рассмотренном примере время Ти зависит от степени открытия дросселя перед мембранной коробкой: при полностью открытом дросселе на рис. 3, а время Ти минимально, при полностью закрытом дросселе время Tи бесконечно. Регулятор отключен.
В И-регуляторах отсутствует обратная связь, они просты по устройству. Важнейшей их особенностью является то, что независимо от величины нагрузки регулируемого объекта они приводят регулируемую величину к заданному значению. Недостатком интегральных регуляторов является относительно невысокая скорость регулирования. Она тем меньше, чем больше время Tи.
И-регуляторы не могут применяться на объектах, не обладающих самовыравниванием. Система, состоящая из объекта без самовыравнивания и И-регулятора, неустойчива.
а — схема; б — временная характеристика регулятора
Интегральный регулятор напряжения
Интегральный регулятор напряжения
Одним воскресным днем решил проверить заряд аккумулятора и работоспособность генератора. Диагностикой пришлось заняться по причине слабо горящей на панели приборов «лампы генератора».
Запустил двигатель, мультиметр подключил на клеммы аккумулятора. Прибор показал колебания напряжения 16-18В. От оборотов показания не менялись.
Первое на что подумал при данной проблеме это вышедшая из строя интегралка. Штатный интегральный регулятор — Я112В. Поехал купил новую интегралку, установил — но показания мультиметра стали чуть лучше 16-17В. Проблема сохранилась. Возможно интегралка была брак, тогда я решил разобраться с принципом работы возможных вариантов интегралок. Слышал что Я112А и Я112В в принципе взаимозаменяемы, скажу сразу без доработок — нет. Обшарил практически весь инет — но нормального комплексного решения не нашел — поэтому и решил сделать эту запись может кому и пригодится.
В чем же принципиальные отличия Я112А и я 112В? разобрал обе интегралки я обнаружил что отличий практически и нет — они даже комплектуются одними и теми же транзисторами. Отличие их заключается в том, что контакты (на интегралке Я112В) Б и В разъединены между собой а на Я112А спаяны.
Поэтому можно приобрести интегралку Я112А на которой будут выводы Ш-Б-В и Я11В(В1, В2) с маркировкой Ш-В-В, не знаю кто их производит но явно не запариваются насчет маркировки. Но правильно было бы маркировать как есть Ш-В-В для 112А и Ш-В-Б для Я112В.
Решил проверить купленную интегралку на работоспособность. Приобрел лампу 12В, 5Вт — усадил ее на клемы Ш и В (Б и В запаял между собой) — схему проверки привожу тут же. Схема проверки хоть и для Я112А — отличия этих интегралок я привел выше.
Регулируемым блоком питания подал напряжение с 12В постепенно поднимая выше.
Интегралка отработала ровно как и положено в пределах нормы — с 13,6В до 14,2В. Вопрос о ее браке отпал.
Почему нельзя заместо Я112В поставить Я112А. Согласно их схемам подключения в Я112А постоянно держит под потенциалом обмотку подмагничивания, поэтому даже когда авто не работает ток потребления составляет 1А. А Я112В потребляет лишь малую долю на радиоэлементы. Но заменить 112В на 112А можно если сделать переключатель и отдельно подвести питание к ней через этот переключатель. Этот переключатель в обход замка зажигания (если через замок, то он — замок, долго не проживет). Сечение провода должно выдерживать ток 5А, но лучше и с запасом.
А вот поставить вместо Я112А интегралку Я112В(В1, В2) можно без проблем — всего лишь надо запаять контакты Б и В — и она превратиться в 112А без каких либо последствий.
Решением моей проблемы стало — замена Я112В на Я112А с отдельным тумблером включения самой интегралки напрямую от «+» аккумулятора. Тумблер вывел в салон и цифровой вольтметр (продают в радиодеталях 200р.) для мониторинга заряда АКБ. Скачки напряжения прекратились зарядка стала ровной 14,2В
Основные части интегрального регулятора напряжения.
1. Транзисторы, резисторы, добавочное сопротивление, обмотка регулятора.
2. Микросхемы, транзисторы, катушка регулятора, конденсаторы.
3. Транзисторы, резисторы, конденсаторы, стабилитрон.
Принцип действия интегрального регулятора напряжения.
1. Когда транзистор открыт, ток идет через обмотку возбуждения, напряжение в цепи возрастает. При достижении заданного напряжения транзистор закрыт, и ток в обмотку возбуждения идет через добавочный резистор, что приводит к снижению тока в обмотке возбуждения и падению напряжения тока, вырабатываемого генератором.
2. При напряжении в сети меньше нормы транзисторы открыты, ток в обмотке возбуждения и напряжение в сети нарастают. При напряжении больше заданною пробивается стабилитрон, транзистор шунтируется (закрывается), обмотка возбуждения оказывается обесточенной. Напряжение в сети падает.
3. Когда транзистор открыт, ток идет через обмотку возбуждения, напряжение в цепи возрастает. При достижении заданного напряжения транзистор закрыт, и ток в обмотку возбуждения не идет, что приводит к снижению тока в обмотке возбуждения и падению напряжения тока. вырабатываемого генератором.
Тема 3. Система зажигания
1. Назначение, устройство и принцип действия обычной (контактной) батарейной системы зажигания, ее недостатки
Система зажигания предназначена для принудительного воспламенения рабочей смеси в камере сгорания бензиновых двигателей точно в заданный момент времени.
Ток низкого напряжения, протекающий по первичной обмотке (рис. 3.1), создает в сердечнике катушки зажигания магнитное поле, пронизывающее витки обоих обмоток.
Когда выступ вращающегося кулачка 16, нажимая на рычажок 18, разомкнет контакты 17, цепь низкого напряжения прервется и сердечник катушки зажигания размагнитится, в результате чего во вторичной обмотке 21 индуцируется ЭДС, величина которой вследствие резкого уменьшения магнитного потока достигает 16 ÷ 20 кВ. С помощью ротора 14 и крышки 13 распределителя импульсы тока высокого напряжения поступают в соответствии с порядком работы двигателя на электроды свечи зажигания, образуя искровой разряд.
При размыкании контактов 17 в первичной обмотке катушки зажигания также индуцируется ЭДС самоиндукции, равная 200 ÷ 300 В, вследствие чего в цепи низкого напряжения возникает ток самоиндукции. При размыкании контактов прерывателя ток самоиндукции из первичной обмотки отводится в конденсатор и заряжает его, в результате почти полностью устраняется искрение между контактами. Ток разряда конденсатора в момент размыкания контактов протекает через первичную обмотку в направлении, противоположном направлению тока низкого напряжения, что способствует резкому исчезновению магнитного поля, созданного в первичной обмотке, вследствие чего повышается напряжение во вторичной обмотке катушки зажигания.
Контактная система зажигания не обеспечивает надежной работы двигателей автомобилей при увеличении числа цилиндров, степени сжатия и максимальной частоты вращения коленчатого вала.
Для обеспечения надежной работы таких двигателей необходимо увеличивать силу тока в первичной цели системы зажигания (цепи низкого напряжения), что невозможно из-за снижения срока службы контактов прерывателя вследствие их обгорания.
2. Основные части и принцип действия контактно-транзисторной системы зажигания
Работа контактно-транзисторной системы зажигания. При включенном выключателе зажигания 2 (рис. 3.2) и разомкнутых контактах прерывателя 13 транзистор закрыт, так как нет тока в переходе эмиттер — база, т.е. в цепи его управления. В переходе эмиттер — коллектор ток на корпус также не проходит вследствие большого сопротивления этого перехода.
В момент замыкания контактов прерывателя 13 в цепи управления транзистором проходит ток и транзистор открывается. При этом образуются две цепи тока низкого напряжения: цепь тока управления транзистором и цепь рабочего тока низкого напряжения.
При прохождении тока управления резко уменьшается сопротивление перехода эмиттер—коллектор (Э—К) транзистора, он открывается и включает цепь рабочего тока низкого напряжения.
В момент размыкания контактов прерывается цепь управления транзистора, в обмотке импульсного трансформатора 12 индуцируется ЭДС, повышающая потенциал базы, вследствие чего транзистор резко закрывается, выключая цепь тока низкого напряжения. Это приводит к исчезновению магнитного поля, наведенного первичной обмоткой катушки зажигания. Исчезающее магнитное поле пересекает витки вторичной обмотки, индуцируя в ней ЭДС от 18 до 30 кВ, а в первичной обмотке возникает ЭДС самоиндукции в пределах 80 ÷ 100 В.
Трансформатор 12 обеспечивает активное запирание транзистора. При размыкании контактов прерывателя во вторичной обмотке трансформатора индуцируется ЭДС, приложенная к переходу эмиттер — база в направлении, противоположном направлению тока управления. При этом потенциал базы становится больше потенциала эмиттера, вследствие чего транзистор мгновенно закрывается (за 3 ÷ 5 мкс), обеспечивая быстрое исчезновение тока и магнитного поля в первичной обмотке катушки зажигания. Энергия вторичной обмотки трансформатора расходуется на нагрев резистора 10.
1, 2 — контактные выключатели соответственно стартера и зажигания; 3, 4 — добавочные резисторы типа СЭ107; 5 — катушка зажигания; 6, 7 — конденсаторы; 8 — диод; 9 — стабилитрон; 10 — резистор; 11 — транзистор; 12 — трансформатор; 13 — прерыватель; 14 — помехоподавляющий резистор; 15 — распределитель; 16 — свечи зажигания; К, Б, Э — электроды транзистора; I — транзисторный коммутатор с клеммами М, К, Р; II — блок добавочных резисторов с клеммами ВК-Б, ВК, К.
3. Назначение устройство и работа приборов системы зажигания, выключателя зажигания, распределителя, свечей зажигания, транзисторного коммутатора. Маркировка свечей
Свечи зажигания служит для создания искрового разряда в камерах сгорания бензиновых и газовых двигателей.
Рисунок 3.4. Свечи зажигания:
а — горячая; б — холодная; в — температура нагрева различных мест изолятора; 1 — контактная гайка; 2 — изолятор; 3 — термогерметик; 4 — корпус; 5, 6 — герметизирующие прокладки; 7 — центральный электрод; 8 — боковой электрод; 9 — тепловой конус; h — длина теплового конуса.
Основной характеристикой тепловых качеств свечей зажигания является калильное число. Установлен следующий ряд калильных чисел: 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26. Чем меньше калильное число, тем больше склонность свечи к калильному зажиганию.
О калильном числе можно судить по длине h теплового конуса 9 свечи зажигания. Свечи с удлиненным конусом обладают меньшим калильным числом, так как имеют малую теплопередачу от изолятора к корпусу, поэтому их называют горячими. Свечи с коротким конусом (рис. 3.4, б) имеют большее калильное число, так как лучше отводят теплоту от изолятора, т. е. обладают лучшей теплоотдачей, поэтому их называют холодными. Чем холоднее свеча, тем выше ее калильное число.
A11HT, А20ДВ, М8Т. В такой маркировке первая буква А соответствует резьбе М14 х 1,25 или буква М — резьбе М18 х 1,5; одна или две цифры за первой буквой указывают калильное число (11, 20, 8), а буквы, следующие за цифрами — длину резьбовой части корпуса: Н = 11 мм; Д = 19 мм; В — при наличии выступания теплового конуса изолятора за торец корпуса; Т — герметизация термоцементом соединения изолятор — центральный электрод.
Коммутатор контактно-транзисторной системы зажигания (рис. 3.5) предназначен для выключения цепи тока низкого напряжения при размыкании контактов прерывателя.
Катушка зажигания предназначена для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения, обеспечивающий пробой искрового промежутка в свечах зажигания.
1 — контактная пластина; 2 — кожух; 3 — магнитопровод; 4 — сердечник; 5, 14 — трубки из диэлектрика; 6 — вторичная обмотка; 7 — изоляция из лакоткани; 8 — первичная обмотка; 9 — изолятор катушки; 10 — изолятор резистора; 11 — резистор; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — крышка; 15 — пружина; 16 — латунная вставка; 17, 19, 20 — боковые клеммы; 18 — центральная клемма; 21 — шинки резистора; ВК — высоковольтная клемма для шинки резистора.
4. Влияние момента зажигания на работу двигателя
При раннем зажигании воспламенение смеси происходит до прихода поршня в ВМТ, давление газов действует навстречу движения поршня и, для преодоления этого давления, нужно затратить определенную энергию. В результате выходная мощность уменьшается.
При позднем зажигании смесь воспламеняется после ухода поршня от ВМТ, когда объем камеры сгорания увеличивается. Это приводит к резкому уменьшению давления.
5. Назначение, устройство и работа регуляторов опережения зажигания: центробежного, вакуумного, и октан-корректора.
Центробежный регулятор опережения зажигания предназначен для изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения двигателя.
По мере увеличения частоты вращения вала распределителя зажигания под действием центробежных сил грузики 21 (рис. 3.3) расходятся, упираются в пластину 20, преодолевают сопротивление пружин 22 и поворачивают кулачок 5 прерывателя относительно вала 12, увеличивая угол опережения зажигания.
Вакуумный регулятор автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель или разрежения под дроссельными заслонками карбюратора. Обогащенная смесь горит быстрее, поэтому по мере возрастания нагрузки и открытия дроссельной заслонки (обогащения смеси) УОЗ нужно уменьшить.
При увеличении нагрузки на двигатель в полости, находящейся между диафрагмой и крышкой 25 и соединенной с корпусом дроссельных заслонок, возрастает разряжение. Диафрагма 29, преодолевая сопротивление пружины 28, прогибается и через тягу 30 поворачивает опорный диск 16 с контактами 8 и 9 относительно кулачка 5 прерывателя, уменьшая угол опережения зажигания.
Октан-корректор — устройством для ручной установки начального угла опережения зажигания, относительно которого функционируют автоматические центробежный и вакуумный регуляторы. Октан-корректор устанавливает начальный угол опережения зажигания в зависимости от сорта (октанового числа) топлива. Он состоит из нижней пластины 11 со шкалой настройки УОЗ, верхней пластины и регулировочных гаек.
Тесты для самоконтроля
Тема 3. Система зажигания
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1516 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Генераторные установки с интегральными регуляторами напряжения
В настоящее время интегральные регуляторы напряжения (Я112А, ЯП2В, Я120АТ и ЯП2Б) широко используются на автомобильных и тракторных генераторах. В них часть элементов выполнены неразъемными по методу толстопленочной технологии на теплопроводящей керамической пластине (блок пассивных элементов—резисторы, проводники). Вторая часть (блок мощных активных элементов — бескорпусные кремниевые транзисторы и диод выходного каскада) напаяна на высокотеплопроводную металлизированную керамическую подложку.
Блок пассивных элементов смонтирован на металлическом основании, служащем минусовым выводом схемы и теплоотводом мощных активных элементов. К контактным площадкам блока пассивных элементов припаяны выводы дискретных (отдельных) элементов схемы—конденсаторов, транзисторов — и блока мощных активных элементов. Схема регулятора закрыта пластмассовой крышкой для защиты от механических повреждений. Свободное пространство под крышкой заполнено герметизирующим топливоводостойким компаундом. Выводы ИРН (контактные площадки) изолированно закреплены на основании и обозначены на крышке буквами «В», «В», «Ш» на одних регуляторах и «В», «Ш», «Д», «С» на других. Схема не подлежит разборке и ремонту. Работа ИРН описана ниже.
Генераторная установка 15.3701 номинальной мощностью 1000 Вт напряжением 14 В используется на тракторах Т-150К, ДТ-75С и комбайнах, имеющих потребители повышенной мощности. Установка создана на базе генератора Г309. Она представляет собой бесконтактную индукторную пятифазную одноименнополюсную машину с односторонним электромагнитным возбуждением, встроенным интегральным регулятором напряжения Я112Б, основным и дополнительным выпрямителями (блоком БПВ 12-100).
Схема генераторной установки 15.3701 с ИРН Я112Б приведена на рис. 4, в. Пять фазных выводов подведены от углов пятиугольника к основному двухполупериодному выпрямителю. Три фазных вывода (от двух смежных и одного несмежного углов) подведены к дополнительному однополупериодному выпрямителю для питания обмотки возбуждения. Конденсатор фильтра в этой установке подключен выводом «+» к клемме «С», а вторым — к клемме «Ш» ИРН.
Схема интегрального регулятора напряжения Я112Б состоит из ряда функциональных каскадов. Измеритель напряжения (чувствительный каскад) включает в себя стабилитрон Vст с входным делителем напряжения на резисторах Rl, R2, Rрег. Резистор Rрег служит для настройки регулятора на требуемый уровень напряжения. В регулирующий каскад включены составной транзистор V3-V2, управляемый транзистором VI, и резисторы Re, R4, R5. В схему регулятора подключены дополнительные элементы: резистор подпитки Rп (между клеммами «Б» и «Д»), улучшающий самовозбуждение генератора, конденсатор Сф, обеспечивающий работу генераторной установки без аккумуляторной батареи (сглаживает пульсацию выпрямительного напряжения), резистор Rup с переключателем посезонной регулировки ППР —для повышения уровня регулируемого напряжения на 0,8… 1,2 В при работе зимой.
Рис. Генераторная установка 17.3701: а — схема генераторной установки 17.3701; б — щеткодержатель с ИРН; 1 — ИРН; 2 — кожух; 3, 4 — контактные пластины щеток; 5 — щеткодержатель; 6 — контактная пластина вывода «Ш»; 7 — щетка.
Интегральный регулятор напряжения генератора
Для проверки работоспособности ИРН 112А и 112Б нужен источник постоянного тока, позволяющий получать напряжение 12 и 16 В, и контрольная лампочка мощностью не более 1,5 Вт. В качестве источников тока можно использовать аккумуляторные батареи, но лучше регулируемый источник (пульсация не более 0,3 В).
Для проверки регуляторов Я112Б собирают схему по рисунку в:
При проверке Я112В надо дополнительно соединить выводы «Б» и «В».
Если регулятор исправен, то при установке переключателя напряжения S в положение 12 В лампочка горит (выходной транзистор открыт), а в положении переключателя на 16 В — гаснет. Если в обоих случаях лампочка не горит то в выходной цепи регулятора обрыв, а если горит, пробит выходной транзистор.
При регулируемом источнике питания можно замерить напряжение, поддерживаемое ИРН. Показания вольтметра снимают при повышении напряжения источника от 12 В вверх в момент погасания лампы или при его понижении начиная с 15… 16 В в момент загорания лампы.
Проверка ИРН Я120 производится по схеме (рисунок в), но при этом используются аккумуляторные батареи на 24…32 В и контрольная лампочка на соответствующее напряжение. «+» батареи надо соединять с клеммой «В», а лампочку — с клеммой «Ш» и «+» батареи 24 В.
Чтобы убедиться, обеспечивает ли ИРН нормальное возбуждение генератора, надо измерить падение напряжения между клеммами «Ш» и «М». Величину падения напряжения в регуляторе можно проверить по схеме, приведенной на рисунке г. К клемме «Б» («В») и «—» (корпус) подключают соответственно «+» и «—» аккумуляторной батареи 12 В (для Я120 нужна батарея 24 В). Клемму «Ш» ИРН соединяют через реостат (начальное сопротивление не менее 4 Ом) и амперметр с клеммой «+» батареи. Между клеммой «Ш» и теплоотводом регулятора устанавливают вольтметр класса не ниже 1 со шкалой 3 В. Реостатом устанавливают ток 3 А, соответствующий максимальному току возбуждения, и вольтметром замеряют падение напряжения, которое должно находиться в пределах 1,1…1,7 В.
Падение напряжения в ИРН легко проверить на собранной установке:
Рис. Схемы проверки:
в-работоспособности ИРН ; г- падения напряжения в ИРН
Регулятор напряжения Я112А1 предназначен для поддержания напряжения бортовой сети автомобиля в заданных пределах во всех режимах работы системы электрооборудования при изменении частоты вращения ротора генератора, электрической нагрузки, температуры окружающей среды.
Применяемость: автомобили АЗЛК, ЗИЛ, ИЖ, ЛАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, РАФ, «Таврия» 91-96 г.в. и др. с генераторами 17.3701, 29.3701, 58.3701, 66.3701, Г287 и их модификациями.
Данное изделие разработано специально для эксплуатации в различных широтах с большим диапазоном температуры окружающей среды. Регулятор выпускается в климатическом исполнении О2.1 по ГОСТ 15150 для внутреннего рынка и на экспорт. По степени защиты от проникновения посторонних тел и воды Я112А1 соответствует исполнению IP68 по ГОСТ 14254. От проникновения влаги регулятор защищен специальным высокотеплопроводным компаундом с рабочей температурой до 200 °С. Регулятор Я112А1 сконструирован по однопроводной схеме питания, корпус изделия соединен с корпусом автомобиля. Рабочий режим регулятора – S1 по ГОСТ 3940.
Регулятор устанавливается в щеточном узле генераторной установки, где предусмотрена установка регуляторов Я112А или Я112А1 при помощи штатных винтов.
Генераторы и реле-регуляторы дизельных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740
Часть 5
Продолжение. Начало смотреть здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
Принцип работы генераторной установки Г-273 на примере включения ее в схему электрооборудования автомобилей МАЗ показан на рис. 50. При включении выключателя массы ВМ и замка выключателя ВК (положение 1) генераторная установка подключается к аккумуляторной батарее АБ.
0,06 Ом; R1 = 300 — 400 Ом; R2 = 300 Ом; RЗ = 1300 Ом; R4 = 800 Ом; R5 = 2000 Ом; Яос = 8 кОм; С1, С2 по 0,1 мкф; Т1 — транзистор КТ808А; Т2 — трансистор КТ807Б; ТЗ — транзистор КТ315Б; Д1 — гасящий диод, переход эмиттер — база транзистора КТ808А; Д2 и ДЗ — стабилитроны, переход эмиттер — база транзистора КТ315. Стрелками показан ток возбуждения Iв при открытом транзисторе Т1; Б и К — маркировка зажимов на приборах ВМ и РП; 0 — «Выключено», 1 — «Приборы», 2 — «Стартер», 3 — «Стоянка, приемник»
Пути тока:
– тока делителя: «+» АБ, амперметр А, ВК, клеммы В генератора и регулятора, резисторы R4 и RЗ делителя, «масса»;
– тока управления транзистором T1: «+» AБ, клеммы В генератора и регуляторов, резистор R5, переход база — эмиттер T2, переход база — эмиттер T1, резистор R, «масса»;
При повышении напряжения генератора выше настройки регулятора напряжения (U г > U рн ) стабилитроны Д2 и ДЗ открываются, появляется ток базы транзистора Т3, транзистор Т3 открывается, а транзисторы Т2 и Т1 запираются, и ток возбуждения снижается. При снижении тока возбуждения напряжение генератора падает, стабилитроны Д2 и ДЗ вновь запираются, схема переходит в исходное положение, и напряжение генератора снова начинает расти. Процесс повторяется с большой частотой аналогично работе вибрационного регулятора.
Уход за регулятором сводится к периодической проверке уровня регулируемого напряжения и проверке надежности контакта между плоскими выводами «В», «Ш», «С» и «Д» (см. рис. 49) и соответствующими шинами щеткодержателя. Замену вышедшего из строя регулятора и щеток надо проводить в мастерской. При эксплуатации автомобильных генераторов переменного тока на автомобиле запрещается:
– пуск двигателя при отключенном плюсовом проводе генератора (опасно высокое напряжение на выпрямителе);
– включение батареи в сеть обратной полярностью (выход из строя генератора и регулятора напряжения);
– работа генератора с регулятором напряжения при отключенной батарее;
– проверять исправность генератора на «искру»; соединять зажим «Ш» и зажимы «В» щеткодержателя и «+» генератора (мгновенный выход из строя регулятора);
– проверять исправность схемы электрооборудования от источника тока с напряжением более 36 В, если генератор с регулятором не отключен от схемы.
Необходимо следить, чтобы вода и масло не попадали на генератор и регулятор.