Интегральный танец что это

Я не учу людей танцевать, а помогаю им преодолевать кризис через танец. Рассказ основателя школы интегрального танца о профессии

Современный темп жизни приводит к тому, что многие люди накапливают в себе стресс, а это сказывается не самым лучшим образом на психическом и физическом здоровье. Чтобы снять накопившееся напряжение, с самых давних времен большой популярностью пользовалось искусство танца. Именно через танец люди находят контакт со своим телом, познают и учатся быть собой. Как раз сегодня в гостях у журнала Reconomica побывал основатель центра интегрального танца “Жить Танцуя” Александр Гиршон. Мужчина подробно рассказал о том, какую пользу приносят развивающие терапевтические практики, поделился некоторыми профессиональными секретами и планами на будущее.

Танцевальные практики — это моя жизнь

Здравствуйте. Меня зовут Александр Гиршон, я занимаюсь тем, что лежит на пересечении двух больших областей — психологии и танца. Это развивающие и терапевтические танцевальные практики, объединенные общим направлением, которое я назвал “Интегральный танец”. Слово “интегральный” в данном случае означает “обедняющий”, “соединенный”.

Это подход в философии и психологии, который видит человека как целостное существо, без разделения на малосвязанные душу, ум и тело.

Интегральный танец что это. Смотреть фото Интегральный танец что это. Смотреть картинку Интегральный танец что это. Картинка про Интегральный танец что это. Фото Интегральный танец что это

Главное — любить то, чем занимаешься.

Все началось с периода перестройки

Я начал заниматься танцем и движением в конце 80-х на волне перестройки, соединяя опыт пластического театра (школа Антона Адасинского) и современного, авангардного танца, преимущественно развивающегося в США. Я жил тогда в Ярославле, у нас была студия с занятиями по импровизации и пластическому движению, маленький театр в подвале и большой международный проект — фестиваль “Искусство Движения”, который существовал с 1993 г. по 2012 г.

Изначально мы с партнерами интересовались особыми, необычными формами движения, выступали с перформансами на фестивалях и в галереях. В течение 90-х годов мы развивали сообщество современного танца в нашем городе и участвовали в развитии современного танца в России.

В это же время я начал интересоваться психологией “новой волны”, трансперсональной, телесно-ориентированной, получал дополнительное образование и мне стало понятно, как связаны наши эксперименты с движением и психологический тренинг.

Переезд в Москву открыл новые возможности

Так появилась программа “Жить Танцуя”. Я назвал формат, в котором я работаю танцевально-психологическим тренингом. Нужно понимать, что такого разнообразия танцевальных школ и направлений, какое есть сейчас, в 90-е годы не было, а потребность в танце, в развитии себя через движение — была.

В 2000 г. переехал в Москву, потому что именно там был большой спрос на мою работу как тренера. Я регулярно вел свои программы на базе психологического центра и Института развития личности, с которыми также работал как психолог.

Меня стали приглашать с моими тренингами, и я ездил по разным городам и странам: сначала бывшего Советского Союза, а потом и дальнего зарубежья. В 2008 г. защитил кандидатскую диссертацию по психологии по теме социально-психологических аспектов танцевально-психологического тренинга и начал вести обучающую программу на базе Института интегративной психологии и психотерапии (Москва). Я также написал три книги по вопросам психологии и движения.

Интегральный танец что это. Смотреть фото Интегральный танец что это. Смотреть картинку Интегральный танец что это. Картинка про Интегральный танец что это. Фото Интегральный танец что это

Во время очередной репетиции.

Создание центра “Жить Танцуя”

Постепенно мои собственные тренинги стали основным фокусом работы. В 2007 году создал центр “Жить Танцуя”. У меня отвращение к бюрократическим процедурам и мне очень важно сохранять максимальную свободу в своих проектах и свободу в перемещениях по миру, поэтому мы не берем свое помещение, а арендуем залы. Вся официальная часть идет через другие проекты, с которыми мы сотрудничаем.

В центре вместе со мной сейчас работают 4 человека, двое на административной работе, одновременно ассистируя мне и один — на рекламе.

Это не школа танца, не психологический центр, а, скорее, творческая мастерская. И я сотрудничаю с многими похожими проектами в разных городах, куда меня приглашают с моими программами.

Мы работаем невербальным образом

Интегральный танец соединяет несколько подходов — танцевальную импровизацию, работу с телом в соматическом подходе, медитативные двигательные практики и терапевтическую невербальную работу. Нам важно, что мы работаем не с формой движения или конкретным стилем танца, а с внутренними, психологическими задачами: нахождение контакта с собой и своим телом, выражение эмоций, освоение новых способов проявления себя в группе и парном взаимодействии, работа с кризисными и стрессовыми ситуациями.

В обычных танцевальных школах эти темы — побочный эффект или даже помеха, а у нас —основной фокус работы. Только работаем мы не вербальным образом, а, в основном, невербальным.

Мы опираемся на то, что танец, проявляющий уникальность именно этого человека, может быть ресурсом силы, удовольствия и смысла для него, и он может стать безопасным способом исследовать новые формы проявления себя. Мы используем разные форматы работы — тематические группы, открытые сессии и интенсивные тренинги.

Интегральный танец что это. Смотреть фото Интегральный танец что это. Смотреть картинку Интегральный танец что это. Картинка про Интегральный танец что это. Фото Интегральный танец что это

В своей работе использую самые разнообразные формы.

Деньги — не самое главное в работе

Моя работа — это не совсем бизнес. Скорее, это диалог с клиентами. Важно выстраивать отношения с клиентами — уважительные, доверительные, но с ясными границами и четкими правилами. Деньги — это часть правил, часть профессиональной работы, а не цель, как в бизнесе.

К нам обращаются люди в разных ситуациях: те, кто переживает какой-то кризис и этап поисков себя; клиенты психологов, которым нужен контакт со своим телом; психологи, которым важна профилактика профессионального выгорания и профессиональный рост, а также люди, ищущие собственного развития через танец, тело и движение.

Мы опираемся на идеи постмодернистской танцевальной импровизации, танца модерн и особой медитативной формы – аутентичного движения. Есть занятия больше творческой или развивающей направленности, есть обучение, профессиональное и тематическое, есть терапевтические группы.

Интегральный танец что это. Смотреть фото Интегральный танец что это. Смотреть картинку Интегральный танец что это. Картинка про Интегральный танец что это. Фото Интегральный танец что это

В своей работе мы опираемся на различные идеи.

Лучшая реклама — положительные рекомендации учеников

С 2011 г. я не выступаю на сцене, использую перформанс только как часть терапевтической или исследовательской работы, но один из наших проектов — танцевальные прогулки “Dance Walking”. Этот проект можно назвать социальным перформансом.

Для наших учеников есть перспектива дальнейшего роста. Так, на базе Института интегративной психологии и психотерапии мы с коллегами ведем программу “Интегративный танцевально-психологический тренинг и психотерапия”. Каждый желающий может посещать занятия и получать новые знания.

Что касается вопроса поиска клиентов, то люди к нам приходят в основном по рекомендациям. Лучше всего работает “сарафанное радио”. Также мы ведем страницы во всех социальных сетях, но пользуемся рекламой только иногда, для некоторых проектов.

Финансовая составляющая

Для разных форматов у нас установлены разные цены на услуги — от 800 руб. за двухчасовое часовое занятие, до обучающий программы ценой 100 тысяч руб. за год. Что касается вопроса моей личной прибыли, то средний доход чуть выше средней заработной платы по городу.

Однако в этом деле есть сезонность. Обычно летом мы уменьшаем количество регулярных занятий, но продолжаем интенсивные и выездные программы. Обо всех программах можно узнать на нашем официальном сайте. Там же можно почитать статьи и отзывы, можно посмотреть видео на моем канале на Youtube, подписаться на рассылку и увидеть расписание всех программ.

Поскольку многие люди даже не подозревают о том, что есть такие возможности работы с собой через танец и движение, важно распространять информацию, заниматься популяризацией, поэтому на сайте есть много статей, моих и переводных. Основная сложность здесь, как и с любыми внутренними практиками, — дойти до занятия. Дальше уже становится понятнее: подходит это человеку или нет, какие задачи можно решить и т.д. Некоторые люди рассказывают, что собирались прийти в течение нескольких лет.

Интегральный танец что это. Смотреть фото Интегральный танец что это. Смотреть картинку Интегральный танец что это. Картинка про Интегральный танец что это. Фото Интегральный танец что это

Во время занятий люди получают совершенно новый опыт.

Заключение

Очень важно находить баланс между внутренним и внешним: если вы идете только за внешним — модой, успехом, деньгами, то можете потерять себя. Если сосредоточены только на внутреннем, вы можете потерять контакт с реальностью. Поэтому главное — диалог и баланс.

Приглашаю всех читателей журнала посетить мой официальный сайт “Жить Танцуя” и страницы в социальных сетях:

Источник

Искусство импровизации. Александр Гиршон

Это фрагмент из новой, пишущейся сейчас книги «Жить Танцуя. интегральный танец для терапии, творчества и саморазвития».

Само искусство импровизации складывается из нескольких вещей: умения слышать импульсы, которые появляются изнутри, и развивать их в движении; поиска неожиданных новых движений; умения согласовывать свои внутренние импульсы с другими людьми; и умения включать разные события, происходящие в импровизации, в больший поток движения, делать их частью большего целого.

Иногда люди задают вопрос: “Откуда мне взять движение”? Оказывается, как только мы немного ослабляем контроль, опускаем порог чувствительности и начинаем слушать более тонкие телесные сигналы, мы обнаруживаем, что в теле одновременно происходит огромное количество многообразных процессов. При должном уровне чувствительности вопрос не в том, что откуда взять движение, а скорее — за каким из множества импульсов пойти? Это согласовано с понимаем работы мозга: задача поздних в эволюционном смысле, высших структур мозга — в основном тормозить многообразие процессов, существующих на более базовых уровнях. В теле каждую секунду происходит приспособление к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни, непрерывная реактивность, но это очень тихие сигналы, которые очень ясно подавляются. Примером здесь может быть “маленький танец”, созданный основателем контактной импровизации Стивом Пэкстоном. В “маленьком танце” мы стоя, наблюдаем за микродвижениями, которые автоматически происходят в теле для поддержания равновесия. У нас нет устойчивого равновесия как в камне, лежащем на другом камне; в живом организме равновесие, даже в покое — это процесс непрерывного перестраивания.

Развивая восприимчивость, мы обнаруживаем многообразие импульсов, и тогда скорее нужно учиться их оформлять. Весь материал, который мы изучаем в соматических дисциплинах, является материалом и для импровизации. Импровизация — это чувствительный отклик на меняющиеся условия, на мое собственное состояние, на то, что и кто меня окружает. Только чувствуя, я могу откликаться по-новому. И, чтобы исследовать новые способы движения, менять его, важно знание, как именно я уже двигаюсь. В этом смысле львиная доля навыков импровизации — действительно, навыки чувствительности и осознанности тела : какие его части сейчас двигаются, а какие неподвижны, в каком направлении, с какой скоростью я двигаюсь, какие связи в теле задействуются и т.д.

Развивать движение помогает то, что танцевальное искусство существует в пространстве и во времени. Во-первых, я могу по-разному располагать свое тело в физическом пространстве (в пространстве сцены, зала, в пространстве по отношению к зрителям и т.д.). Любое пространство нами и переживается, и символизируется: когда я оказываюсь близко к зрителю — это одна история, когда я действую далеко, на большой дистанции — другая; ходьба по квадрату вызывает одни ощущения и ассоциации, бег по кругу — другие. Во-вторых, я могу разными способами обращаться со своими импульсами в динамике : притормаживать их или полностью сдаваться огромной скорости, идущей изнутри, чередовать разный темп, разный ритм. Владение этой динамикой и игра с ней раскрывает большое богатство репертуара движений, и, с другой стороны, возможность оформлять то, что происходит, в более ясную форму. Например, если я чувствую импульс направленный вниз, он может стать быстрым падением или медленным опусканием, стеканием в землю; если я чувствую усиление сердцебиения и дрожь, она может стать тряской, шейкингом и так далее.

Источник

Интегральный танец что это

Интегральный танец что это. Смотреть фото Интегральный танец что это. Смотреть картинку Интегральный танец что это. Картинка про Интегральный танец что это. Фото Интегральный танец что это

Что такое ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ?
Фрагмент из первой главы еще неизданной книги Александра Гиршона.

«ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЖАДНОСТЬ
Определенная часть опыта, с которым люди встречаются в разных танцевальных практиках, нуждается в определении, но для нее нет одного имени. Она касается особых переживаний и выходит за пределы “просто танца”, не связана ни с танцем как развлечением, ни с танцем как искусством — есть что-то еще. Иногда в России этот аспект движения называют танцевальной терапией, но это не вполне корректно. В мире под танцевально-двигательной психотерапией подразумевается конкретная школа, ряд очень конкретных методик, связанных, в первую очередь, с именем Мэрион Чейз. Помимо “чистой” танцевальной терапии остается широкое поле, населенное очень разными форматами. Танец как целительская практика, танец как медитация, как способ саморазвития — сотни форм осознанного движения. Каждое направление выбирает свою перспективу в особом опыте внутри танца.

Интегральный танец — одно из таких направлений. Идея такова: что, если взять из разного двигательного опыта — терапевтического, творческого, целительского, духовного, медитативного — по максимуму? Такая жадность — здоровая жадность почувствовать, понять, выразить, найти место очень разным аспектам танца — и была названа интегральностью.

Сейчас в интегральный танец входит 4 МОДУЛЯ, которые мы исследуем и развиваем. Структура, которая существует в данный момент, может меняться. Понимание интегрального танца уточняется в ходе работы с разными личными, профессиональными, методическими и исследовательскими вопросами.

Первый модуль — ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОМАТИКА. Как различные форматы телесного исследования могут обогащать движение, танец и понимание человека через телесную сторону? Очень важно современное понимание телесности, и новый импульс в нем дают современные исследования в нейрофизиологии.

Большая часть нашего опыта и понимания танца и телесности обусловлена основным способом работы — СВОБОДНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, ИМПРОВИЗАЦИЕЙ (а не заданными формами). Это второй модуль, он также связан с формами экстатического танца и танцем как выступлением, перформансом.

Еще один большой модуль — это психологическая, ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА через танец и движение. Она может существовать как в тренинговом формате (когда мы работаем с отношениями, тенью, эмоциями, личной историей и т.д.), в формате терапевтических групп или индивидуальной терапии.

И есть часть медитативная — танец как медитация, как ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА. Это четвертый модуль. Мы обращаемся к различным форматам двигательных медитаций и ритуалов. Самая ясная иллюстрация того, как это работает — Аутентичное Движение. Хотя через него можно исследовать и соматику, и оно может питать импровизацию, и использоваться в терапевтическом контексте, Аутентичное Движение рано или поздно, как показывает опыт, приводит к переживаниям, которые относят трансперсональному и медитативному опыту.

Все четыре модуля естественно поддерживают друг друга, это не системное различие, а, скорее, взаимоперетекающие потоки, питающие друг друга части одного растения. В интегральном танце нет иерархии, все важно, все значимо, но при этом сохраняется выбор, свобода движения внутри лабиринта переживаний и смыслов.

Интегральный танец возник как попытка осмыслить, что ТАНЕЦ КАК ПУТЬ К ЦЕЛОСТНОСТИ — ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЕРАПИЯ. Да, для многих людей, чтобы прийти к большей целостности, необходима терапевтическая работа. Но не только. На мой взгляд, невозможна целостность без творчества. И в каком-то смысле без обращения к чему-то большему, чем человек, — к более глубоким смыслам, ценностям и духовному опыту — целостность невозможна. Это один из многих законов развития: чтобы обнаружить целостность, нам нужно идти по пути трансценденции и включения, превосхождения и принятия».

Источник

Интегральный танец: целостность в движении

Если Вы не будете танцевать свой собственный танец, кто его тогда станцует?
Габриэлла Рот

Слово интегральный означает – целостный, объединяющий. Это обозначение подхода, который обращается ко всей целостности человека – к телу, уму, душе и духу в их взаимосвязи.

Интегральный танец – практика целостного развития человека. Обычно, обращаясь к практикам движения и танцевальной терапии, человек считает, что будет работать с телом и с эмоциям; может быть, с отношениями. Мы хотим дополнить этот ряд работой с умом (анализ стратегий поведения через движения) и духом (танец как духовная практика).

На этом пути мы будем отвечать на четыре вопроса:

1. КАК человек двигается?
2. ЧТО человек чувствует, когда танцует?
3. Как мы находим источник танца в себе, в отношениях и мире вокруг нас?
4. И, наконец, КТО танцует? Как проживается подвижная, меняющаяся идентичность «Я» в движении?

На этом тренинге мы будем изучать:
— Новые возможности движения человеческого тела, доступные нам здесь и сейчас.
— Различные состояния, доступные в танце – потоковое, экстатическое и медитативное.
— Взаимосвязь движения-состояния-осознания как путь к целостности.

Мы будем использовать:
· Интегральную соматику, основанную на подходах BMC (body-mind centering) и Основах Бартеньефф (Bartenieff Fundamentals);
· Аутентичное Движение и техники работы с Тенью;
· Идеи и принципы танцевальной импровизации и танцевально-двигательной психотерапии.

10-12 июня программа «Жить танцуя» впервые в Бишкеке, столице Киргизии.

Источник

Интегральный Танец. Профессиональный курс. 2022 г

ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА АЛЕКСАНДРА ГИРШОНА

Курс предназначен для:

— практических психологов и психотерапевтов, интересующихся применением танца и движения в своей практике,
— хореографов и преподавателей танца, интересующихся психологическими аспектами движения,
— для всех, кто интересуется и практикует танец как форму личного развития.

РАСПИСАНИЕ И ТЕМЫ МОДУЛЕЙ (МОСКВА):

с 3 ФЕВРАЛЯ ПО 26 ИЮНЯ 2022

2 МОДУЛЬ. 10 — 13 марта 2022г.

3 МОДУЛЬ. 14 — 17 апреля 2022г.

4 МОДУЛЬ. 19 — 22 мая 2022г.

5 МОДУЛЬ. 23 — 26 июня 2022г.

с 10 ДЕКАБРЯ 2020 года по 6 ИЮНЯ 2021 года

2 МОДУЛЬ. 4 — 7 февраля 2021г.

3 МОДУЛЬ. 25 — 28 марта 2021г.

4 МОДУЛЬ. 22 — 25 апреля 2021г.

5 МОДУЛЬ. 3 — 6 июня 2021г.

Мы также предлагаем разные возможности участия:
— для себя, для более глубокого понимания себя и танца
— для ведения занятий по импровизации и интегральному танцу — сертификат центра “Жить Танцуя”
— для ведения танцевально-психологических тренингов — свидетельство ИИППР (необходимо высшее психологическое образование)

До начала обучения:
1. Не менее 100 часов (астрономических) двигательного опыта в ТДТ, аутентичном движении, спонтанном танце, соматике, танцевальной импровизации и др. близких направлениях (нужно предоставить список занятий с координатами преподавателей при заполнении анкеты участника). Из них не менее 70-ти часов у А.Гиршона.
2. Эссе «Мои отношения с танцем» (биографическое, свободная форма, не менее 2 стр. А4).

В случае успешного завершения обучения и при наличии психологического образования выдается свидетельство о прохождении краткосрочного обучения (150 часов) от «Института интегративной психологии и психотерапии» (Москва), лицензия на образовательную деятельность № 036705 от 29.10.2015, выдана Департаментом образования г. Москвы.
Свидетельство выдается при условии прохождения всех модулей и выполнения всех практических требований (домашних заданий).
Сертификат участия (от центра «Жить танцуя») выдается при условии прохождения всех модулей и выполнения не менее 50% практических требований (домашних заданий).

Программа — это также живой процесс общения и исследования, поэтому в ней возможны изменения. Кроме того, выбор техник, используемых на модулях, определяется не только учебным планом, но и запросами и спецификой каждой учебной группы.

Запись, подробности и предоплата московской программы +7(926)044-21-30 (WhatsApp) Любовь Фоменко

Запись, подробности и предоплата программы в Санкт-Петербурге у Марии Левской или Анастасии Саевич

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *