Интеграционные процессы что это
Что такое интеграция? Международная экономическая интеграция
В информационных лентах или новостных передачах часто можно услышать слово «интеграция», как правило, в контексте какого-либо экономического или политического события или ситуации. Оно достаточно плотно вошло в наш лексикон, но при этом его значение понятно не всем. Эта статья поможет ответить на вопрос о том, что такое интеграция. Кроме того, вы сможете восполнить пробелы в знаниях и лучше понимать происходящее на политико-экономическом олимпе.
Что такое интеграция?
Латинское слово «интеграция» означает процесс объединения разных частей в единое целое. При этом в зависимости от контекста применения этого термина определение уточняется и дополняется. В экономическом контексте интеграцией называется процесс активного сближения, слияния и взаимного приспособления национальных хозяйственных систем. Они склонны к саморегулированию и саморазвитию на основе согласованных между государствами политических и экономических договорённостей.
Международный уровень
Международная экономическая интеграция заключается в ряде критериев, которые в итоге определяют её сущность:
Европейский вариант
Европейская интеграция имеет достаточно длительную историю, где уже на протяжении нескольких десятилетий осуществляется поиск оптимального пути развития и формирования единой Европы. Пока он до сих пор не найден, поскольку страны, пытающиеся объединиться, имеют весьма неоднородные процессы, что и затрудняет интеграцию. Рассмотрим, что такое интеграция по-европейски.
Наиболее длительная, с большим размахом и с глобальными процессами интеграция началась в Западной Европе ещё в 1958 году. Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) положило начало созданию Европейского Союза (ЕС), целью которого было формирование единого экономического, финансового рынка. А в 2002 году европейская интеграция продолжилась созданием единой союзной валюты, что привело к более сложной ступени интеграции – политической.
Признаки интеграции
Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать происходящие в стране перемены как предпосылки интеграции или непосредственное начало этого процесса:
Формы интеграции
Формы (или этапы) интеграции имеют несколько уровней. В первую очередь, как правило, формируется рынок свободной торговли, направленный на постепенное снижение и дальнейший отказ от таможенных сборов и платежей между странами-участницами в части взаимной торговле различными товарами. Вторым этапом становится создание таможенного союза, предполагающего взаимные беспошлинные торговые отношения и единый внешнеторговый тариф при взаимоотношениях со странами, не объединёнными интеграцией.
Третий этап – это создание единого рынка. Это означает свободный товарооборот и производственные процессы внутри интеграционных стран, а также создание централизованного органа управления. Цель – единый рынок как одно государство, где существует свободное и беспрепятственное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. На четвёртом этапе создаётся экономический союз, затем – валютный. Проводится единая политика в отношении экономики, финансов, валюты участников интеграции, а также гражданства.
Условия интеграции
Существует ряд условий, при которых интеграция может быть не только возможной, но и успешной:
Развитие
Существует ряд факторов, влияющих на развитие и ускорение прохождения интеграционных процессов. К ним можно отнести:
Все вышеперечисленные факторы стимулируют этапы слияния и способствуют переходу объединения на принципиально новый уровень по качеству. Интеграция и развитие вместе усиливают конкуренцию, приводят к увеличению масштабов, прогрессированию специализации и кооперации производства, которые, в свою очередь, способствуют экономическому подъёму.
Плюсы и минусы
Несмотря на то что проведение интеграционных процессов несёт в себе массу положительных факторов для национальных экономик объединяющихся стран-участниц, здесь существуют и негативные моменты. Самые распространённые проблемы интеграции следующие:
Сталкиваясь с подобными препятствиями на интеграционном пути, страны затягивают процессы объединения на долгие годы, что не может положительно сказываться на их экономике и приводит к отрицательным последствиям. Что такое интеграция для стран с менее развитым экономическим сектором? Она приводит к оттоку различных ресурсов и их перераспределению в сторону более устойчивых участников коалиции. Помимо этого, наращивание производства в рамках интеграционного объединения несёт в себе отложенный эффект потерь именно от увеличения масштабов. Существует риск сговора между странами-участницами на определённый сегмент рынка товаров, что, несомненно, приведёт к увеличению цен на них.
К преимуществам интеграционных процессов можно отнести увеличение размеров рынка для свободной торговли, что, в свою очередь, приводит к конкурентной борьбе между странами. Это даёт толчок для обеспечения лучших условий для торговли, вследствие чего происходит улучшение инфраструктуры и также активно распространяются новейшие мировые технологии.
Примеры интеграции
Их в мире достаточно много. Приведём пример самых крупных, известных и успешных объединений:
Что такое интеграция и что именно можно интегрировать
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Существует множество терминов, которые мы вставляем к месту и не к месту в свою речь, точно не зная, что они обозначают.
К таковым относится и понятие «интеграция». Разберемся, что определяет этот термин, и в каких сферах применяется.
Понятие «интеграция»
В переводе с латыни «интеграция» это «вставка, соединение». Рассуждая логически, делаем вывод, что «интегрировать», значит, вставлять какую-то часть в единое целое.
А «интегрировать» — это значит объединить, слить (например, компании), переплести, вставить, добавить, соединить и т.п.
Простой пример: собирая пазл, мы интегрируем его фрагменты в единую картинку. Развитие человеческого общества – это тоже череда интеграций и дифференциаций (разделения целого на составные части).
Интегрировать что-то можно двумя путями:
По каким принципам можно интегрировать
Интеграция может происходить, основываясь на нескольких принципах. Рассмотрим основные из них подробней.
Пример международной экономической интеграции горизонтальной модели – Евросоюз: страны имеют единую валюту, решают общие политические и экономические проблемы.
Главная цель объединения на основе диагональной модели – это диверсификация, т. е. распределение инвестирования по нескольким направлениям с целью увеличить прибыль и (или) не допустить краха. Иными словами – «раскладывание яиц по разным корзинам».
Наглядный пример – консорциум (объединение независимых предприятий) «Альфа-Групп». Интегрированные в консорциум предприятия занимаются инвестированием, страхованием (что это такое?), розничной торговлей, водоснабжением, производством и реализацией минеральной воды.
Интеграция в различных сферах
Интеграция – это процесс, который актуален для всех сфер жизни человека.
И примеров тому множество:
Интеграция в экономике
Экономическая интеграция (ЭИ) – сближение (или объединение) предприятий, отраслей и регионов. Если ЭИ выходит за рамки одной страны, то тогда речь идет о международной экономической интеграции (МЭИ).
Это создание взаимовыгодных экономических отношений между государствами. Регулируется соглашениями на международном уровне. Подобное сотрудничество дает участникам ЭИ расширенный доступ к материальным, трудовым и финансовым ресурсам, к новейшим технологиям и рынкам сбыта.
Формы МЭИ представлены на схеме:
Что и как можно интегрировать в политике
Политическая интеграция (ПИ) – сближение деятельности политических единиц (государств, политических партий), целью которого является взаимное сотрудничество для достижения определенных результатов, близких всем членам интеграционного сообщества. ПИ бывает 2 видов:
Интеграция в науке и педагогике
Познание человеком сути вещей и явлений – бесконечный процесс. Чем глубже и точнее научные изыскания, тем очевидней, что полноценное изучение какого-либо объекта не может быть проведено в рамках только одной научной дисциплины.
Биохимия – один из примеров симбиоза двух наук – биологии и химии. Невозможно понять принципы жизнедеятельности биологических организмов без знания химических процессов, происходящих в их клетках и тканях.
Приведем еще примеры: геофизика, биофизика, кибернетика и т. д. Следовательно, интеграция наук – это объединение знаний, накопленных в рамках нескольких научных дисциплин, в единое целое для возможности всестороннего изучения объектов, явлений, процессов.
Стремление понять мир, в котором мы живем, диктует необходимость научной интеграции. И это касается не только точных наук. Например, обществознание – это комплекс дисциплин, изучающих все стороны деятельности человеческого общества:
Интеграция в обществознании – это рассмотрение изучаемого объекта не в рамках какой-либо из перечисленных наук, а в их совокупности.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Интеграция означает жизнь по чужим правилам, если человек интегрируется в общество, значит он берет на себя обязательство подчиняться общественным законам.
Тоже и в межгосударственных отношениях, когда Россия входит в какие-то международные организации, союзы, то так же берет обязательства, что, на мой взгляд, сильно подрывает суверенитет. Мы начинаем зависеть от внешних навязанных нам правил, вряд ли указания некоего дяди могут благоприятно сказываться на благосостоянии народа.
Игорь: хорошо подмечено. Именно от таких ошибочных интеграций лихих девяностых мы сейчас потихоньку и избавляемся. В том числе, и с помощью летних поправок в конституцию
Интеграционные процессы
Экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создание филиалов за границей.
На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
Интеграция как процесс подразумевает стирание следующих различий между государствами, участвующими в системе международного разделения труда и обмена:
Устранение различий позволяет сформировать внутренние (политические, социально-экономические и культурные) предпосылки для интеграции национальных экономик в мировое сообщество на равноправных условиях. Экономические субъекты, относящиеся к различным государствам, получают единую внешнюю среду для осуществления международного бизнеса.
Интеграция как отношение подразумевает устранение различных форм дискриминации иностранных субъектов хозяйствования на национальных рынках. Борьба против дискриминации и формирование единого интеграционного пространства предполагает снятие ограничений и обеспечение гарантий по следующим направлениям:
Экономическая интеграция способствует повышению эффективности распределения ресурсов, оказывает влияние на масштаб производства и потребления. Поэтому наибольший интерес к интеграции проявляют страны, имеющие общие сухопутные границы. Это обусловлено следующими факторами:
Существует пять основных форм экономической интеграции.
1. Международные зоны свободной торговли. В торговле между членами международной зоны отменяются все таможенные пошлины на товары, однако страны сохраняют национальные внешние таможенные тарифы, направленные против стран, не входящих в зону. Примером может служить Североамериканская зона свободной торговли, которая была создана в 1991 году и в состав которой вошли США, Канада, Мексика.
2. Таможенный союз. В таможенном союзе вводятся единые внешние тарифы в торговле с третьими странами. Таможенными союзами, по существу, являются Центрально-американский общий рынок, Сообщество и общий рынок стран Карибского бассейна.
3. Общий рынок. В общем рынке все характеристики таможенного союза дополняются отсутствием ограничений на перемещение факторов производства, например, труда и капитала. Сегодня полностью соответствует параметрам общего рынка только Европейское сообщество (ЕС).
4. Экономический союз, в котором устранены все формы взаимных экономических дискриминаций. К этому уровню интеграции ближе всех подошли страны ЕС.
5. Полная экономическая интеграция. На стадии полной экономической интеграции “унифицируются” кредитно-денежная и социальная политики, разрабатывается единая стратегия экономического развития, единая система налогообложения, а также создаются наднациональные органы и структуры власти, решения которых обязательны для каждого члена экономического союза.
Экономические результаты интеграции различны по своему влиянию на внутренние рынки участников с точки зрения потребителей и производителей (продавцов). Создание тарифных и нетарифных барьеров нарушает свободное движение товаров, следовательно, механизм свободного перераспределения ресурсов. Воздействие интеграционных процессов можно рассматривать в динамике и статике:
Интеграция приводит к изменению в совокупном потреблении, повышает уровень конкурентоспособности национальных компаний, ведет к снижению издержек и росту качества продукции. В свою очередь, это способствует увеличению емкости рынка. Снижение торговых ограничений автоматически ведет к увеличению объемов мирового производства и потребления.
Поскольку ресурсы перемещаются к более эффективным производителям, у конкурентоспособных предприятий увеличивается масштаб производства. Это способствует развитию торговли и дает дополнительный выигрыш от расширения емкости рынка. Динамичное изменение спроса позволяет фирмам производить товары по более низкой цене, поскольку постоянные издержки могут быть отнесены на все возрастающее число единиц продукции.
Приобретено ТОО «Angels Niko Advisory» на www.andertoons.com
«Поскольку мы не можем согласиться не соглашаться, может, мы не согласимся по согласованию.»
Интеграционные процессы в современном мире
Интеграционные объединения становятся все более значимой частью мирового хозяйства. Хотя подавляющее большинство из них оказывают пока слабое воздействие на экономику входящих в них стран, есть весьма успешные региональные интеграционные объединения.
В теории экономической интеграции в соответствии с подходом американского экономиста Б. Балассы выделяют пять форм экономической интеграции:
Таким образом, процесс экономической интеграции представляет собой поступательное движение от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия.
Реализация интеграционных планов предоставляет странам-членам экономические преимущества, в том числе:
1) расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения;
2) увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары;
3) повышение эффективности и конкурентоспособности производства;
4) «эффект масштаба» производства от углубления специализации;
5) создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы;
6) повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве;
7) ускорение темпов экономического развития.
Интеграционные издержки могут быть связаны с неравномерным распределением преимуществ между отдельными странами с учетом национальных сравнительных преимуществ. Экономически более развитые страны получают преимущества за счет менее развитых стран-членов. В целях минимизации потерь менее развитыми странами более развитые государства оказывают им содействие в повышении конкурентоспособности экспорто-ориентированных производств и компаний, облегчении доступа товаров и услуг на свои рынки, проводят асимметричную по срокам либерализацию.
В настоящее время международные интеграционные объединения действуют в разных частях света. Они имеют место как среди развивающихся стран, так и среди развитых стран.
25 марта 1957 г. в Риме этими странами были заключены два договора: о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (что по существу перевело все внимание на решение экономических проблем) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Было учреждено Европейское экономическое сообщество, основанное на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве. Таким образом, были объединены ЕОУС, ЕЭС и Евратом при решающей роли ЕЭС.
В соответствии с замыслами организаторов ЕЭС развитие интеграционных процессов должно было привести к образованию таможенного союза и общего рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы, а в перспективе – к образованию политического объединения конфедеративного или федеративного типа.
К концу 60-х гг. был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества.
В начале 60-х гг. была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий ля деятельности местных фермеров.
Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на улучшение развития отсталых и депрессивных районов.
С марта 1979 г. начала действовать Европейская валютная система, направленная на уменьшение колебаний и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица «экю», действующая в рамках этой системы.
В 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт, в соответствии с которым к концу 1992 г. должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка. В феврале 1992 г. в г. Маастрихт был подписан договор о Европейском союзе. Этот договор предусматривал постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический (ЭВС).
Были определены общие цели Европейского Союза:
— проведение единой внешней политики;
— решение общими силами внутренних проблем ЕС;
— развитие демократических институтов, укрепление наднациональных структур.
Был намечен график создания ЭВС и его наднациональных институтов. Однако процесс шел сложно, с большим разбросом мнений среди стран ЕС, экспертов и общественного мнения, поскольку многие параметры ЭВС были намечены лишь в общих чертах и требовали конкретизации.
Экономический союз не может быть таковым до тех пор, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняет внутри ЕС различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а, следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и различную внешнюю валютную политику. Назрела необходимость денежно-валютного регулирования в ЕС на наднациональном уровне, которое бы опиралось на единую денежную единицу.
В ходе первого (подготовительного) этапа участники сняли все или почти все ограничения на взаимное движение капиталов и начали осуществление программ стабилизации своих бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, соблюдение которых признано обязательным для участия в ЭВС.
Такими показателями являлись:
— планируемый или фактический дефицит госбюджета в размере около 3% ВВП в рыночных ценах;
— государственный долг не более 60% ВВП в рыночных ценах;
— годовая инфляция в размере не выше 1,5% усредненного уровня инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;
— средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;
— участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет (установленные пределы колебаний составляют 2,25%).
Вместе с тем индивидуальная готовность стран ЕС к достижению таких показателей была различной. Наряду с иными сомнениями в целесообразности отказа от валютного суверенитета ЕС уже на первом этапе раскололся на «основные» страны, заинтересованные в создании ЭВС (Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция, ФРГ) и прочие страны, одни из которых присоединились к ЭВС, а другие не смогли или не захотели с учетом установленных условий. В частности, участию в Союзе противится Великобритания, а Швеция Финляндия и Португалия предпочитают постепенное присоединенной к нему. В итоге ЭВС, по крайней мере, первоначально, стал объединением лишь заинтересованных стран и не совпадает с общими границами и механизмами ЕС. Второй этап предполагалось посвятить завершению указанных программ стабилизации финансов и формированию правовой и институциональной базы Союза.
Вне зоны евро остались Великобритания, Дания и Швеция: Великобритания отложила свое вступление, не желая расставаться с собственной валютой до очередных парламентских выборов. Швеция и Дания выступили против сокращения социальных расходов государства, что предусматривается в рамках ЕС.
В 2007-2011 гг. в зону евро вошли Кипр, Мальта, Словения, Словакия, Эстония. Таким образом, зона евро, или, как принято теперь называть», «еврозона», включает ныне 17 стран.
С другой стороны, евро широко используется вне зоны валютного союза: Ватикан, Монако, Андорра, Черногория сделали его своей официальной валютой.
Завершено формирование основ единого рынка и системы межгосударственного управления.
Основными органами управления ЕС являются Совет министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский суд.
Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. Анализ внутрирегионального взаимодействия, особенно связей в рамках «азиатского четырехугольника», позволяет отметить интеграцию в следующих областях: торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на межрегиональном уровне. При рассмотрении азиатской проблематики интеграции необходимо иметь в виду присущие данному региону особенности. В концептуальном плане были разработаны три главных направления региональной интеграции на базе и в рамках Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Таким образом, в регионе АСЕАН пока нет ясности по поводу теоретических подходов в осуществлении интеграции, что не способствует реализации долгосрочных планов. Рассмотрим более подробно достигнутые АСЕАН результаты.
На Сингапурском совещании стран АСЕАН в январе 1992 г. стороны еще раз высказались за развитие сотрудничества. Была поставлена задача создать до 2008 г. зону свободной торговли при постепенном снижении внутриасеановских тарифов. В ноябре 1995 г. в Осаке на 28-й ежегодной встрече министров иностранных дел была принята программа действий, которая предусматривала ускорение либерализации торговли, в том числе продовольственными и сельскохозяйственными товарами, которые пока наименее всего были охвачены либерализационными процессами.
Согласно принятому документу процесс либерализации и содействия в рамках АТЭС будет носить всеобъемлющий характер и соответствовать стандартам ВТО. В нем речь идет о постепенном сокращении тарифов и обеспечении транспарентности соответствующих тарифных режимов стран АТЭС, о сокращении нетарифных мер, о необходимости развития сотрудничества в области энергетики, транспорта и т.д.
Возвращаясь к АСЕАН для объяснения эффекта экономического роста, можно принять следующую гипотезу интеграции. Интеграционные процессы могут быть инициированы извне за счет иностранных инвестиций. Страны с неразвитой экономикой, но обладающие сырьевыми и трудовыми ресурсами, при поддержке финансовыми, техническими, интеллектуальными средствами способны достичь высоких темпов экономического развития, поскольку товары производятся ими для высокоразвитых стран и сбываются в них. Когда экстенсивный рост за счет притока иностранных инвестиций будет исчерпан, страны будут готовы экономически к поиску внутренних факторов развития, т. е. к развитию региональной экономической интеграции.
Существующие на сегодняшний момент экономические отношения в регионе, охватывающем территорию государств Северной Америки (Канады, США, Мексики), осуществляются в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) (NAFTA — North American Free Trade Association). Соглашение вступило в силу 1 января 1994 г., обозначив создание, по словам премьер-министра Канады Б. Малруни, «одного из крупнейших в мире либерализованных рынков». Интеграция в Северной Америке осуществляется согласно всем перечисленным выше признакам международной интеграции.
Стратегия для осуществления первой цели такова: чтобы ликвидировать отставание в экономическом развитии от передовых стран, выровнять производственный потенциал, необходимо устранить высокие пошлины в торговле с ведущим партнером, при этом по возможности создав условия для заимствования экономической модели США путем унификации норм, правил, мобилизуя все свои ресурсы. Быстрее всего привести в исполнение данный план можно в сфере торговли и обращения.
Стратегия для осуществления второй цели сводится к следующему: сохранить свою политическую независимость, придерживаться прежнего курса, при этом пытаясь уменьшить влияние как внутренних сторонников интеграции, так и США. Обязательным условием также должно стать укрепление экономики. (Политическая интеграция исключается, но сохраняется возможность экономической интеграции.)
НАФТА полностью вступает в действие в течение 15-летнего срока с момента подписания договора. Такая отсрочка предусмотрена с целью ослабления эффекта моментального возрастания конкуренции между наименее конкурентоспособными отраслями промышленности или сельского хозяйства трех стран. Указанным отраслям предоставляется отсрочка для оптимизации или смещения (ухода) в другие сектора экономики. В течение 15 лет должна произойти отмена торговых барьеров между тремя участниками. В канадско-американской торговле они устранены, поэтому необходима либерализация торговли этих стран с Мексикой.
Естественное противостояние государственности и наднациональности, выраженное преимущественно интересами транснациональных компаний, а также сформированные стратегии стран получили свою интерпретацию в рамках этого Соглашения. В сфере управления структура НАФТА выглядит следующим образом.
Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, которая состоит из представителей трех государств министерского уровня. Комиссия наблюдает за осуществлением и развитием Соглашения и помогает решению споров, возникающих в результате его интерпретации. Она наблюдает за работой комитетов НАФТА, рабочих групп и других вспомогательных органов. Собрание членов Комиссии осуществляется раз в год.
Под эгидой НАФТА были установлены более чем 30 рабочих групп, комитетов и других вспомогательных органов, чтобы облегчить торговлю и инвестиции, а также гарантировать эффективное их выполнение. Ключевые области работы этих органов: торговля товарами, правила их происхождения, таможенные правила, торговля сельскохозяйственными товарами, субсидии, стандарты, государственные закупки, инвестиции и услуги, международное движение деловых людей, а также альтернативное решение споров.
Политическое руководство рабочими программами обеспечивается министрами через Комиссию НАФТА. Кроме того, заместители министров торговли встречаются дважды в год, чтобы обеспечить контроль за рабочими группами и комитетами.
Ежедневное управление рабочими программами, а также выполнение Соглашения более широко осуществляются координаторами НАФТА.
Основные положения по сотрудничеству таковы:
— США остаются основным торговым партнером Канады и Мексики;
— Канада является крупнейшим торговым партнером США;
— Мексика является вторым после Канады рынком для американских товаров;
За годы существования Соглашения:
— мексиканско-американская торговля увеличилась приблизительно вдвое (в среднем по 17% за каждый год);
— Канада и США упрочили свои и без того основательные торговые связи, средний ежегодный уровень роста составил почти 10%;
— канадско-мексиканская торговля увеличивалась почти на 13% ежегодно.
Соглашение о создании северо-американской зоны свободной торговли создало благоприятные условия для инвестиций. С 1994 г. инвестиции в канадскую, американскую и мексиканскую экономики значительно выросли.
Страны-участницы вложили 262 млрд. канадских долларов (169 млрд. американских долларов) в экономики друг друга, а общее число прямых иностранных инвестиций в страны НАФТА достигло 1,2 трлн. канадских долларов (864 млрд. американских долларов). В целом прямые иностранные инвестиции в Канаду за 1997 г. составили 187 млрд. канадских долларов.
Интеграционные процессы в Южной Америке интересны как с теоретической, так и с практической точки зрения. Многие специалисты полагают, что этот опыт можно спроецировать на постсоветские условия. На наш взгляд, это не совсем так, поскольку страны СНГ имеют потенциалы и уровень развития совершенно другие, чем страны Южной Америки.
В силу исторических и географических причин экономика стран Южной Америки на протяжении многих десятилетий развивалась преимущественно на побережье. Это связано с тем, что экономика данных стран формировалась на основе потребностей метрополий, поэтому оказалась неприспособленной к внутриконтинентальной торговле. В этой связи часто упускается из виду тот факт, что одним из серьезных препятствий для развития интеграции является отсутствие хорошего транспортного сообщения между странами, природные условия (Кордильеры, экваториальные леса) также затрудняют взаимообмен между соседями. По мнению южноамериканцев, все это разительно отличается от условий Западной Европы, компактная территория которой позволяет легко создать разветвленную транспортную систему. Наследие прошлого не способствовало интеграции, так как национальные экономики стран региона слабо дополняли друг друга, были ориентированы на экспорт совпадающих по своим характеристикам товаров.
Переход большинства латиноамериканских стран к модели открытой экономики, при помощи которой они надеялись преодолеть экономический кризис и адаптироваться к новым условиям мирового хозяйства, а также модернизировать производственный потенциал, не принес им существенного успеха в 80-х годах. Попытки увеличить физический объем экспорта не сопутствовали росту валютных доходов из-за снижения мировых цен на сырье, сказалось также негативное влияние протекционистских барьеров, наличие внешнего долга.
С учетом мирового опыта развития страны Латинской Америки выдвинули новую концепцию региональной интеграции, которая не является альтернативой интеграции в мировое хозяйство. Была поставлена задача изменения прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в рамках региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития латиноамериканских стран. Стала разрабатываться четко сформулированная концепция так называемого «открытого регионализма», т. е. интеграции, основанной на низких таможенных барьерах и более открытой для мирового рынка.
Согласно Договору, с 1 января 1995 г. на внешних границах МЕРКОСУР стали действовать общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран. За каждым из государств-членов МЕРКОСУР зарезервировано право на временные изъятия из режима общего таможенного тарифа в целях наиболее адекватной адаптации некоторых секторов экономики к новой конкурентной среде.
Развитие интеграции в рамках МЕРКОСУР имеет свои сложности. Так, несмотря на поставленные цели, страны-члены этой группировки не сумели договориться к намеченному сроку (1 января 1995 г.) о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле. Не удалось согласовать в предполагавшиеся сроки и единые внешние тарифы на импорт товаров из стран, не входящих в МЕРКОСУР. Тем не менее, сторонами утвержден график, в соответствии с которым предполагается ежегодно равными долями снижать эти тарифы вплоть до их полной отмены в согласованные заново сроки.
К серьезным проблемам внедрения интеграции в рамках МЕРКОСУР следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры, вопросы валютного регулирования, унификации налогообложения, трудового законодательства, проблемы, связанные с так называемым распределением преимуществ интеграции.
Однако, несмотря на сложности процессе интеграции, МЕРКОСУР является наиболее динамичным сообществом и регионе. Можно отметить роль МЕРКОСУР как объединения, стабилизирующего экономики стран блока. Так, в начале 90-х годов регулирование тарифной политики, увеличение импорта способствовало сдерживанию темпов инфляции и темпов экономического спада. В целом перспективы развития МЕРКОСУР оцениваются большинством наблюдателей внутри субрегиона и за его пределами как благоприятные.
Особое место в мировом интеграционном процессе занимают страны, образовавшие в 1991 г. Содружество Независимых Государств.
Планомерное развитие экономики бывшего СССР как единого народнохозяйственного комплекса привело к высокой степени экономической интеграции. Этот комплекс включал в качестве неразрывных составных частей экономику всех союзных республик и был основан на глубоком разделении труда в общественном производстве. Все секторы и сферы экономики функционировали в системе разветвленных хозяйственных связей (территориальных, отраслевых и внутриотраслевых), в условиях глубокой специализации и кооперирования. При этом осуществлялась привязка специализации и кооперирования производства к характеру природных условий и ресурсному потенциалу республик. Кардинальное изменение условий деятельности хозяйствующих субъектов бывших республик Союза ССР не могло не повлиять на изменение характера и темпов экономического развития стран-членов образовавшегося на его территории Содружества Независимых Государств.
В 1998 г. во многих странах темпы роста ВВП вновь замедлились, что в определенной мере было связано с августовским кризисом в России. В целом за 1998 г. в Казахстане и на Украине было отмечено снижение производства ВВП, которое началось сразу после кризиса, в то время как за 8 месяцев 1998 г. в этих странах отмечался его рост. В Молдавии и России темпы спада по сравнению с 1995-1996 гг. увеличились.
В 1999 г. и особенно в 2000 г. странам Содружества удалось преодолеть спад производства и другие негативные последствия финансового кризиса 1998 г. В течение 2000 г. рост ВВП наблюдался почти во всех странах СНГ, однако относительно высокие темпы роста достигнуты по сравнению с низкой базой.
Период 1992-1996 гг. характеризовался обвальным снижением объемов производства во всех без исключения странах СНГ (табл. 26.4). Несмотря на то, что с 1995 г. темпы указанного спада замедлились, а с 1996 г. в ряде государств наметился рост данного показателя, ситуацию в целом изменить не удалось. По странам СНГ объем выпуска промышленной продукции в 1998 г. составил в среднем 50% уровня 1991 г. (а это был последний год существования СССР, существенно осложненный фактором политической нестабильности) и всего лишь 46% уровня максимального объема данного показателя, достигнутого в 1989 г. Таким образом, объем промышленной продукции, произведенной в СНГ в докризисный период 1998 г., соответствовал аналогичному показателю 1972 г.
В 2000 г. по сравнению с 1999 г. промышленное производство в странах Содружества увеличилось в среднем на 6% (в 1999 г. – на 3%). Однако это в первую очередь связано со стабилизацией или даже увеличением выпуска продукции в нефтегазовой, горно-добывающей, химической, металлургической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, т. е. в отраслях, использующих невосполнимые природные богатства, с наибольшими вредными выбросами в окружающую среду и тяжелыми условиями труда. Доля отраслей ТЭК в общем объеме промышленного производства СНГ за десятилетие выросла с 16,5 до 32%, а доля высокотехнологичных отраслей соответственно сократилась.
Инвестиционный кризис привел к возрастному и технологическому устареванию парка машин и оборудования, накоплению в производстве морально и физически устаревших основных фондов и в результате к ограничению возможности быстрого подъема в производстве. При этом в условиях хронической нехватки средств в странах СНГ широкое распространение получила практика использования амортизационных отчислений не для покупки новых или модернизации уже существующих основных фондов, а для пополнения материальных оборотных средств и на другие цели. И хотя в 1999-2000 гг. почти во всех странах СНГ выпуск продукции основных отраслей экономики увеличился, это было достигнуто путем более полной загрузки уже имеющихся основных фондов при практическом отсутствии их обновления.
Исторически сложившийся единый народнохозяйственный комплекс СССР представлял собой систему с такой высокой степенью целостности, которая исключала эффективное функционирование какой-либо его части в автономном режиме. Экономический кризис, переживаемый всеми странами СНГ, в огромной степени связан с разрушением этой целостности. Таким образом, Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, заключенное 8 декабря 1991 г., можно считать первым вариантом документального оформления начала интеграционного процесса этих государств на новой основе.
В развитие данного Соглашения Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ с 1992 г. стали принимать межгосударственные договоры и соглашения интеграционного характера, среди которых особо следует выделить Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 г.
Создание экономического союза предполагало свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику.
В целях реализации конкретных задач первого этапа создания экономического союза в апреле 1994 г. главами государств СНГ было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, предусматривающее постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле; устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям. Его подписали все 12 руководителей государств. Однако, несмотря па то, что был подготовлен документ, устраивающий все стороны, практической реализации это соглашение не получило.
В сентябре 1994 г. было принято Соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ. Были также созданы Межгосударственный банк СНГ, Межгосударственный валютный комитет (МВК). Однако только в 1995 г. лишь в двустороннем порядке Россией с Белоруссией, Казахстаном и Туркменией были заключены соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют и стабилизации их курсов.
Нынешние тенденции в развитии СНГ отражают усиливающуюся фрагментацию экономического и политического пространства Содружества, а также создание субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ. Так, существует четыре региональных объединения различного типа.
1. Союз Белоруссии и России был создан 2 апреля 1997 г., а в 2000 г. преобразован в Союзное государство России и Белоруссии. Это самое интегрированное из всех межгосударственных образований на постсоветском пространстве.
2. Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана первоначально был образован четырьмя государствами 29 марта 1996 г. По договору от 26 февраля 1999 г. он расширился за счет присоединения Таджикистана. Эти государства поставили цель сформировать единое экономическое пространство.
На заседании Межгосударственного совета Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, которое состоялось в Минске 23 мая 2000 г., было принято решение подготовить проекты уставных документов и предложения по формированию на базе Таможенного союза международной экономической организации, наделенной функциями, связанными со вступлением в ВТО, формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической политикой, тарифами и ценами и другими составляющими функционирования общего рынка. Таким образом, речь идет о создании более тесно интегрированной организации, наделенной международной правосубъектностью.
Если в СНГ его члены самостоятельно решают вопросы об участии в любом из органов Содружества и о подписании тех или иных решений, международных договоров, то в ЕврАзЭС каждое государство участвует в работе всех органов управления интеграцией. Решения подписываются всеми государствами с учетом установленной процедуры их принятия и исполняются всеми путем принятия необходимых национальных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.
Иной стала и организация системы контроля за исполнением решений. В СНГ контроль за реализацией принятых решений осуществляется посредством национальных механизмов контроля. Для государств обязательны те решения, участниками которых они являются. В ЕврАзЭС контроль за выполнением договоров и решений осуществляется органами управления в пределах их компетенции, т. е. органы управления получают возможность анализировать и оценивать уровень исполнительской деятельности не на основе справок и информации, а путем рассмотрения фактического положения дел.
3. Центрально-Азиатское экономическое сотрудничество (ЦАЭС), куда входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан (с 1994 г.), Таджикистан (с 1998 г.), образовано в 1994 г. подписанием Договора о создании единого экономического пространства (г. Чолпон-Ата).
Явление, получившее название «разноскоростная интеграция», по-разному оценивается лидерами различных государств. Одни считают, что образование альтернативных СНГ интеграционных группировок является стимулом для остальных государств Содружества, другие говорят о том, что это может привести к развалу СНГ. Арбитром в этом споре, безусловно, станет история.
Анализ конъюнктуры рынков государств-участников СНГ показывает, что за последние несколько лет страны Содружества во многом потеряли традиционные рынки сбыта продукции национального происхождения. Эта тенденция особенно заметна в областях, относящихся к высоким технологиям, наукоемкому производству (авиационная, радиотехническая, электронная и химическая промышленность и т. д.).
Так, за последние годы американскими авиационными компаниями «Боинг» и «Макдоналд Дуглас» было продано в страны СНГ более 40 широкофюзеляжных машин, в то же время концерн Туполева сумел реализовать только 8 машин. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России, за 1999 г. на долю иностранных компаний, специализирующихся на автомобильных перевозках грузов, пришлось около 75% объема грузоперевозок по территории СНГ.
Длительный кризис экономического взаимодействия государств Содружества, проявляющийся в неблагоприятной структуре внутреннего экспорта, резкой деформации воспроизводственного процесса в сторону ресурсодобывающих отраслей, обусловливает актуальность поиска новых организационно-экономических форм взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества. Эти формы призваны в полной мере учитывать наличие и обеспечивать эффективную реализацию таких предпосылок для взаимовыгодного межгосударственного взаимодействия государств-участников СНГ, как их географическая и социально-культурная близость, наличие взаимодополняющей минерально-сырьевой и научно-промышленной базы, исторически сложившейся производственной специализации и кооперации. Безусловно, существует объективная экономическая потребность в формировании общих товарных рынков по широкой номенклатуре не только сырьевых, но и промышленно-технических товаров, а этого можно достичь только путем интеграции промышленного и финансового капиталов заинтересованных государств.
Важным фактором повышения эффективности функционирования внешнеэкономической деятельности государств Содружества может стать формирование на добровольных и взаимовыгодных началах системы транснациональных корпораций (ТНК) и межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ) различного типа, ориентированных на реализацию промышленных и социальных приоритетов государств-участников СНГ, развитие широкой взаимовыгодной торговли, формирование общих товарных и финансовых рынков.
Исходя из мирового опыта и с учетом специфики экономического пространства СНГ формирование и функционирование ФПГ в рамках Содружества должно обеспечить следующие преимущества:
За период существования СНГ государствами Содружества был создан ряд транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп, успешно осуществляющих производственную деятельность. В их числе такие межгосударственные ФПГ, учрежденные в соответствии с межправительственными соглашениями, как «Интеррос» («О сотрудничестве предприятий и организаций России и Казахстана в области черной и цветной металлургии, нефтехимии, минеральных удобрений и других сырьевых продуктов», 9 сентября 1994 г.), «БелРусАвто» («О сотрудничестве предприятий России и Беларуси в области производств специальных видов металлопродукции», 23 июля 1998 г.), «Оборонительные системы» («О сотрудничестве предприятий Российской Федерации и Республики Беларусь в производстве военно-технической продукции», 11 февраля 2000 г.).
Тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия, в целом влияние корпоративных объединений на интеграционные процессы в рамках Содружества пока еще, к сожалению, недостаточно.
К основным препятствующим факторам можно отнести следующие:
1) различия и даже элементы несовместимости национальных законодательств с нормативной базой создания ТНК;
2) множественность принятых межгосударственных документов, которая не компенсирует их декларативность и схожесть с протоколами о намерениях;
3) не приняты единые правила регистрации ТНК и разработки организационных проектов (технико-экономических обоснований) их создания;
4) применительно к осуществлению промышленно-торговой кооперации продолжает негативно сказываться неотлаженность правил финансово-расчетных отношений между хозяйствующими субъектами стран Содружества. Остаются нерешенными вопросы задолженности стран Содружества за российские поставки энергоресурсов, регулирования взаимопоставок по внутренним ценам стран-производителей, начисления и взимания НДС по внешнеторговым операциям.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Назовите формы экономической интеграции и их отличительные признаки.
2. В чем, по вашему мнению, заключаются выгоды международной экономической интеграции?
3. Каковы перспективы участия в интеграционных процессах для России?
4. Установите соответствие между формой интеграцией и названием интеграционной группировки.
1. Зона свободной торговли | А. ООН |
2. Таможенный союз | Б. ЕС |
3. Общий рынок | В. Андский пакт |
4. Экономический союз | Г. МЕРКОСУР |
5. Политический союз | Д. ЕАСТ |
5. Какие перспективы международной экономической интеграции вы видите?
6. Отметить факты, подтверждающие активизацию интеграционных процессов в Южной Америке:
а) образование союза Арабского Магриба;
б) образование АСЕАН;
в) образование НАФТА;
г) заключение торгового пакта МЕРКОСУР;
д) создание организации АТЭС;
е) организация Центральноамериканского общего рынка.
7. Африканские страны в стремлении к экономической интеграции ориентированы проводить совместную политику:
а) экспорториентированного развития местной промышленности;
в) привлечения иностранного капитала, ресурсов, рабочей силы;
г) сотрудничества с ПРС;
д) регионального сотрудничества.
8. Отменить страны, входящие в АСЕАН:
а) Сингапур; ж) Китай;
б) Таиланд; з) Филиппины;
в) Южная Корея; и) Индонезия;
г) Бруней; к) Австралия;
д) Малайзия; л) Вьетнам;
е) Венесуэла; м) Алжир.
8. Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывается с созданием и функционированием таких организаций как:
а) МЕРКОСУР; д) АСЕАН;
9. Отметить основные причины успешного интеграционного сотрудничества стран-участниц АСЕАН:
а) бурный экономический рост большинства стран-участниц;
б) сопоставимость уровней развития стран-участниц;
в) исторически традиционные и хорошо налаженные торговые связи;
г) отрегулированная форма сотрудничества;
д) участие иностранного капитала в экономике стран-участниц;
е) выгодное экономико-географическое положение;
ж) полноценная торговля в рамках давно созданной зоны свободной торговли;
з) наличие наднациональных органов управления;
и) наличие единой валютной системы.
10. Указать крупнейшую экономическую организацию интеграционного сотрудничества, в которую входят государства Азии, Северной и Южной Америки: