Интегрированные уроки это что
Интегрированный урок, методика проведения
Что такое интегрированный урок.
Сообщение подготовлено учителем ИООШ Коноваленко Т.А.
Интегрированный урок— это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.
Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:
свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;
ведущий системооообразующих и встомогательных компоненты;
характер связей между соединяемым материалом;
структуру (последовательность) расположения материала;
методы и приёмы его предъявления;
методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
способы увеличения наглядности учебного материала;
распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
критерии оценивания эффективности урока;
форму записи подготовленного урока;
формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.
Охарактеризуем некоторые шаги по подготовке интегрованного урока. Мотивы, побудившие учителя использовать этот тип урока, определяются теми противоречиями, которые обнаружены им в учебном процессе, и осознаваемыми потребностями их разрешения. Ответ на вопрос, зачем этот урок нужен моим детям и мне как их учителю, возможен только при понимании противоречия в организации учебной деятельности учителя и ученика. Практик понимает противоречие как недостаток, проявляющийся в несоответствии, например, узко предметных знаний ученика и отсутствием у него способности применять их при анализе глобальных или просто жизненных явлений; в несоответствии дидактической задачи необходимости использования знания из одного предмета и умений переносить их в другую ситуацию и т.д. Всё это и есть типичные недостатки учебно-воспитательного процесса на предметном уроке.
Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает материал для объединения его в одном уроке, т.е. определяет состав интегрирования. Это делается уже вместе с учителем того предмета, который привлекается к созданию интегрированного урока. На этом этапе отбираются лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции. Здесь достигается взаимное согласие участвующих в интеграции учителей.
Далее оба учителя анализируют предварительно отобранный материал и делят его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока. Системообразующей может быть лишь та часть интегрируемого содержания, которая определяется целью задания. Таким компонентом становятся отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения. Выделение системообразующего компонента обязательно, именно он определяет, какой материал надо интегрировать в урок, чтобы его полнее отворить, точнее объяснить или найти причины его появления.
Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция.
Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться всеми участниками педагогического процесса.
После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, следует заняться очень тонкой работой – рассмотрением связей, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний. Связи – это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой. На этом этапе учитель несколько дольше задержится: найти связи и зависимости, определить их характер не так просто. Здесь нет выбора, а есть заданность, определяемая природой и характером изучаемых явлений.
Теперь о структуре интегрированного урока. Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини- уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.
Разработка структуры интегрированного урока- совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это требует продуманного управления по сути новым процессом познания.
Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.
Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.
Методика подготовки интегрированных уроков
Методика подготовки интегрированных уроков
Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки интегрированных уроков»
Методика подготовки интегрированных уроков
Что такое интегрированный урок.
Межпредметная интеграция – необходимое условие
Излишняя категоричность учебников порою гасит познавательный интерес ребёнка, создавая впечатление, что открытия уже невозможны. Бурное развитие принципов и методов обучения, модернизация программ и учебников, появление новых типов образовательных учреждений не избавило современную школу от преобладания информативности над развитием. Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их оценки. Без развития воображения всякие разговоры о творчестве несостоятельны.
Классно- урочная система обучения основана на предъявлении содержания образования в виде отдельных учебных предметов, представляющих окружающий мир каждый со своей спецификой. В свое время И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение задач по физике или химии требует чисто математических навыков, работа с компьютером связана со знанием соответствующей английской лексики. Возникает потребность в объединении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности. Отсутствие целостного познания мира привело к необходимости искать новые пути связывания отдельных представлений о нем в единое целое во всех его связях и отношениях. И задача образования заключается в том, чтобы научить обучающегося ориентироваться в мире идей, образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир.
Проблема межпредметных связей в процессе обучения неоднократно поднималась в педагогической практике. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский. Современное историческое образование требует от учебного процесса искать новые формы уроков Одним из таких типов уроков можно считать интегрированные уроки. Интеграция создает возможность для формирования у учащихся целостной картины взаимосвязанного и взаимозависимого мира, общего восприятия различных сторон жизни. Школьники более глубоко понимают сами учебные предметы, что безусловно, повышает познавательный интерес.
В рамках интегрированного урока имеются возможности для реализации синергитического подхода, при котором каждый элемент усиливает действие других. (Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же (безотносительно природы систем), и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.)
Что такое интеграция?
Интегрировать– это значит в переводе с латинского языка восстанавливать, восполнять, объединять части в одно целое.
Интегрирование – восстановление; приведение отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое, а также процесс, ведущий к этому.
Исследователи трактуют интеграцию обучения по-разному. Ю.М.Колягин, например, считает, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» принимает два значения: как цель и как средство обучения. Это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей. Оно востребованно в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.
Психологические и философские основы
Научные основы данной педагогической технолог ии берут начало в трудах И.П.Павлова и И.М.Сеченова. Далее учёные-психологи, проанализировав особенности мышления и памяти, пришли к выводу, что обучение должно быть построено так, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.
Важнейшими характеристиками запоминания являются приёмы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Следовательно, овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность, повышает эффективность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.
Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира. Кроме того, наблюдается общность методов исследования, применяемых в сфере получения знаний. Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности. Традиция системно-целостного рассмотрения процесса обучения разработана в 60-70-е годы Ю.К. Бабанским, А.М.Даниловым и др.. Понимание личности как продукта целостного педагогического процесса вошло в педагогику. Анализируя литературу по данной проблеме, можно сформулировать следующее определение интеграции: интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной. Можно выделить несколько форм учебной интеграции материала на уроках:
· на основе одинаковых тем,
· на основе учебных предметов одного профиля (филология, естественнонаучные дисциплины, математика и информатика и т.д. ),
· на основе учебных материалов разных классов базовой и профильной школы.
Само понятие интегрированного урока остаётся спорным. Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи и представляющий собою новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или более предметов, на основе которых он спланирован. Поэтому ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не являются показателями уровня интегрированности. Уровень этот определяется тем кругом задач, которые можно выполнить только благодаря интеграции. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков.
На 1-ом уровне интеграции учебный материал интегрируется внутри одного конкретного предмета. Не заучивание, а исследование учебного материала даёт возможность перехода от предметного образования к комплексному, когда из разных частей учебного материала создаётся единое целое.
На 2-ом уровне происходит объединение понятийно-информационной сферы разных предметов с целью наилучшего запоминания сведений, сопутствующего повторения, введения в тему дополнительного материала.
3-й уровень связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения и выражается в выработке у школьников умения сопоставлять и противопоставлять явления и объекты.
На 4-ом уровне интеграции школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения, устанавливать связи и закономерности, применяют выработанные учебные умения. Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.
Т.о. интегрирование – это не только особая комбинация учебного материала, но и способ организации учебной деятельности, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций, вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера.
Интеграция основана на сравнении, сопоставлении. Она выполняет ряд функций в образовательном процессе.
Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений об объектах изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование у обучающихся системности, связанности отдельных частей научных знаний.
Развивающая функция – развитие познавательной активности, расширения кругозора обучающихся преодоление инертности мышления.
Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
1. формировать представление о гармоничном единстве мира и месте человека в нём;
2. формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;
3. развивать созидательные возможности личности, её общий творческий потенциал;
повышать мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
организовать целенаправленную работу с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
показать межпредметные связи и их применение при решении разнообразных задач.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества и интеллектуальных способностей.
К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Какой урок можно считать интегрированным? Во-первых, это урок, решающий конкретные и перспективные задачи интегрированного курса. Ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не является показателем уровня интегрированности. Уровень этот определяется
кругом задач, который возможно выполнить только благодаря интегрированию. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса.
объединением понятийно-информационной сферы учебных предметов. Оно может проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, соответствующего повторения, введения в урок дополнительного материала и т.п. При этом необходимо учитывать, являются ли применяемые учащимися знания результатом осуществления интегрированной программы.
связью с задачами сравнительно обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. И здесь, как и в предыдущих случаях, необходимо соблюдать основные условия: если урок ведет один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируется те же факты и проблемы. Очень полезны поэтому взаимопосещения учителей, чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия
деятельностью учащихся, когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения. Вероятно, именно этот уровень следует признать высшим, ведь цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. И на этом этапе необходимо контролировать процесс формирования «сопряженного» мышления, отмечать момент, когда оно стало внутренней потребностью ученика. Отслеживание такого результата работы помогает сделать выводы о ее эффективности.
Типы интегрированных уроков
С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы. Это могут быть как классические уроки, так и нестандартные. Все большее число интегрированных уроков базируются на системно-деятельностном подходе. Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
На уроке введения новых знаний, например, можно разделить обучающихся на группы, каждая из которых самостоятельно или с помощью педагогов получает знания по определенному вопросу, а затем сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Организация проектной деятельности предполагает самостоятельное решение поставленной перед школьниками проблемы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы уроков:
Цель: введение нового материала
Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники информации, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные способы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.
Формы:
урок – деловая или ролевая игра;
Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Тип урока: урок повторения.
Формы:
урок- игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
урок-анализ контрольных работ;
Цель – более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
практические работы ( выполнение заданий, решение задач, проектная деятельность, краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу)
При разработке интегрированного урока любого типа возникают определенного рода трудности. Организовать одновременную работу на уроке нескольких учителей не всегда возможно из-за жесткого расписания, из-за несовпадения по времени прохождения сходных тем различных предметов. Еще одна причина затруднений – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций по реализации межпредметных связей в конкретных учебных темах и курсах.
Для того чтобы не увеличивать количество часов, необходимо тщательно отбирать материал по содержанию, четко формулировать вопросы, придумывать задания и проблемы, «синтезирующие» материал
Алгоритм разработки интегрированного урока
Этапы подготовки и проведения интегрированных уроков:
В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам, с которыми предполагается осуществить интеграцию. Знакомясь с содержанием смежного предмета, важно определить степень конкретизации фактов, глубину их обобщения, предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете. Учитель должен хорошо представлять себе содержание учебного материала смежных предметов.. Определившись с темой, учитель выбирает класс, в котором целесообразно провести интегрированный урок
Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели.
Необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировать его тему. Здесь тоже есть определенные сложности, в первую очередь проблема соотнесения фактического материала интегрируемых тем.
На этом этапе учителями-предметниками должны быть сформированы группы консультантов, состоящие из наиболее сильных школьников.
4. Подготовительный этап.
Определение цели урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).
Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Оформление плана-конспекта урока. Педагоги подбирают иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия. Учащиеся получают предварительные задания: подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио-видеоматериалы, выполняют индивидуальные задания.
Организация и проведение урока в рамках предложенных типов
6. Заключительный этап.(рефлексия)
Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока, намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме, организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем
Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает учитель. Активность детей на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания. И это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие нескольких учителей, нестандартная подача материала и т. д. делают подобный урок ярким, запоминающимся, а главное – эффективным.
Роль учителя на интегрированном уроке меняется. Его главной задачей становится как организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.
Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и ребёнок здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающую его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника.
-уметь находить и использовать информацию, используя различные источники;
— критически рассматривать и осмысливать полученную информацию;
— уметь предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
— выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;
— выступать публично, литературно выражая свои мысли.
1. Формируют целостную картину мира
2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.
3. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
4. Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
5. Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.
6. Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.
7. Развивают потенциал учащихся, образное мышление.
8. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
9. Формируют познавательный интерес учащихся.
10.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
11.Дают возможность использовать различные виды работ, поддерживать внимание учащихся на высоком уровне.
12. Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.
13.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.
14.Способствуют повышению мотивации учения.
15.Позволяют решать не множество отдельных задач, а их совокупность.
16. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества как учителя, так и обучающихся.
За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, а также эффективность интегрированных уроков и курсов зависят от многих условий.
Фактически в процессе интегрирования стираются границы между обучением и воспитанием, развиваются способности каждого ребёнка, учитель практически и целенаправленно реализует следующие педагогические идеи:
1. демократизация и гуманизация образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование высоких духовно-нравственных ценностей и активной личностной позиции;
2. обеспечение непрерывности и преемственности образовательно-воспитательного процесса на всех ступенях развития;
3. создание равных условий для раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка.
Что дает данная работа учителю?
Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
Освобождение учебного времени для изучения другого явления
. Исключение дублирование учебного материала.
Усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
Активизация мыслительной деятельности.
Интенсификация учебного материала.
Расширение сферы получаемой информации.
Подкрепление мотивации в обучении.
Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения ( общедидактические аспекты ). М.: Педагогика, 1977.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
3. Библиотечка «Первого сентября»: Как готовить интегрированные уроки / Москва «Чистые пруды», 2006.
5. Г.А. Шорникова, Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы.
6. Котина Галина Николаевна:»Интегрированный урок в начальной школе»
7. Бравина М.А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика//Журнал история и обществознание в школе № 10 2007 г.стр. 1
8. Интегрированные уроки. http://www.openclass.ru/wiki-pages/84119
Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Учитель – 2008
Васильева Н.В. Интегрированные уроки в 1 классе. ВАКО – 2009